α) Вся жизнь Давида была одной великой борьбой с внешними и внутренними врагами, несмотря на его божественное избрание и помазание через славного уже в то время пророка Самуила ( 1Сам. 16:13  сн. Псал. 88:21 ; Деян. 13:22 ) и несмотря даже на могущество руки его, неопускавшейся перед львами и медведями и не трепетавшей от встречи с исполином Голиафом ( 1Сам. 17 ). Больше страданий, чем радости испытал тот, кто излил от глубины сердца своего все изречения Псалма 22 (русск. и слав. 21) вплоть до стиха 22, после которого уже начинают в сознании страждущего всплывать некоторые более отрадные для него представления о спасении, – и страждующий праведник даже переживает душой своей сам момент избавления от страданий, когда, сказав: «боящиеся Господа! Восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Затем добавляет: «Ибо он не призрел и не пренебрег скорби страждущего, и не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему» (ст. 24, 25). Этот псалом, в котором нельзя не видеть отражения действительных отношений жизни Давида, есть в то же время дивное предуказание обстоятельств уничиженного состояния новозаветного «Праведника» (Выраж. Деян. 7:52  сн. 3:14) Это – α) праведник, оставленный всеми ( Псал. 21:12  сл. 68:21) даже до известной степени Самим Богом ( Псал. 21:2 , сл. Мф. 27:46 и пар. а между тем, у которого «ненавидевших его было больше, нежели волос на голове его» ( Псал. 68:5 ), и притом ненавидевших безвинно (сл. Псал. 68:5  и Ин. 15:25 ), но которые во вражде своей на него готовы были излить яд аспидов с губ своих ( Псал. 139:4  и сл. Рим. 3:13 ); β) Праведник, не только покинутый всеми сторонними, так что он ждал сострадания, но не было его, – утешителей, но не находил их» ( Псал. 68:21  сн. Псал. 21:12 ), но даже и со стороны друзей своих, от которых ему можно было бы ожидать сострадания и помощи, он не только не находил этого, а, напротив, и они на него же восстают: «человек мирный со мною», говорит Праведник, «на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Псал. 40:10  сл. Ин. 13:18 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

•  Какой культуры Бог требует от человека? Христос жил в век самого блестящего развития греко-римской культуры, но пользовался ли Он ее плодами и указывал ли Своим последователям на необходимость сближения с нею и работы в пользу дальнейшего ее развития? — Наоборот: 1. Господь Сам родился в яслях, жил в бедности, не имел, где главу преклонить. 2. Господь учил: «Не можете служить Богу и маммоне», «…не заботьтесь… что вам есть и что пить», «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 6, 24, 25, 33; 16, 26). 3. Когда же Его хотели заставить высказаться прямее, дабы вовлечь в мирскую суету и даже обвинить в стремлении ниспровергнуть существующий государственный строй (и установить лучший, для иудеев более приемлемый, чем римский, порядок), то Господь решительно отверг само это предположение. Он отвечал прямо и определенно: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», «Царство Мое не от мира сего» (Лк. 12, 14; Ин. 18, 36). 4. Своим последователям Он завещал не рай земной, не «мягкие одежды» (Мф. 11, 8) и «вся благая» вместе с ними (Лк. 16, 25), но крест, скорби, гонения, муки, страдания (Мф. 10, 35–39; Ин. 16, 1–2; 20, 33). 5. А что требует или, по крайней мере, советует Он через Своего апостола? — Отказаться от сладости (даже законной, то есть в браке), до которой так падок мир. Это совет для неженатых. А кто уже имеет семью, тот пусть живет так, как будто бы ее у него нет. Но ведь это же — самые настоящие монашеские требования, и притом обращенные ко всем живущим в миру?! Так пусть же миряне не порицают монахов, убегающих от соблазнов мирских в пустыню: Господь предлагает первым едва ли не большее — жить по-монашески, но посреди мира (1 Кор. 7, 24, 26–27, 29, 40). Таким образом, Бог требует от человека подчинения не нашей индустриальной культуре, а культуре духовной. Отказ от окружающего комфорта и сластей мирских, отказ вплоть до прохождения через Голгофу страданий, поможет человеку достичь истинного прогресса духа. «Будьте святы — (кедошим), αγιοι, — потому что Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   Без этого начала не достигнем мы благого конца — христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове.    Смотри, душа моя: вот лекарство твое, которое Христос приложит к саднящим ранам твоим, — покаяние твое!    Только бы нашлось оно!    Только бы не заленилась ты на поприще постном!     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю    Сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1 Пет. 3:18), «и не для того , чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:25—28; разрядка везде наша. — иг. Ф.).    Но каждый день в воспоминание этого спасительного страдания в церквах всего мира возносится Бескровная Жертва, и самая «страшная трапеза посреди святилища являет гроб Христов и таинство страдания, в котором совершена всемирная и живая жертва: здесь Спаситель и почивает, как Бог, и закалается, как человек».    На всяк день, яко овча на заколение ведеся и яко Агнец непорочный, прямо стригущаго его безгласен: тако не отверзает уст своих, — жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение.    Ежедневно в нашем сердце сокрушается Тело Пречистое римским копьем, когда мы вспоминаем, как «един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода» (Ин. 19:34).    Ежедневно видим мы это глазами того, кто, «видевый, свидетельствова, и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:35).    И когда в Божественной литургии зазвучат Христовы слова: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (См.: Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19; 1 Кор. 11:24), а потом: Пийте от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов (См.: Мф. 26:27—28; Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25), — вспомни, душа моя, о том, что Тело Свое принес Христос, чтобы «обновить» тебя, снять с тебя «ветхого человека с делами его, облечь же в нового, обновленного духом, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Кол. 3:9; Еф. 4:22—24); Кровь же Свою — чтобы «омыть» тебя от тяготы греховной, растлевающей тебя «в обольстительных похотях» (Еф. 4:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:18–19 ). И еще: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14:21 ). Что может быть утешительнее этих слов для христианской души? Ненавидит ее мир, но Бог любит ее. Чуждается ее мир, но Бог избирает ее и принимает. Скажи, скажи, пожалуйста, что лучше – быть любимым Богом или миром? Весь мир в сравнении с Богом ничто. Горька любовь мира сего, и к еще большей горести ведет. Кажется нечто снаружи, как красное яблоко, а внутри гнилости и горести исполнено. Сладка Божия любовь, утешительна и радостотворна, и к вечной радости и сладости ведет. Лучше, и несравненно лучше, быть любимым одним Богом, чем всем миром. Я желаю и выбираю это. Пусть меня весь мир ненавидит, если хочет, и делает мне, что хочет, только бы один Бог любил и по милости Своей хранил меня. Любовь и милость Его для меня больше любви и милости всего мира. Блага, Господи, милость Твоя ( Пс. 68:17 ). Для меня же к Богу приближаться – это благо ( Пс. 72:28 ). Не хочу я ничего ни на земле, ни на небе, кроме Тебя одного и любви Твоей ( Пс. 72:25–26 ). С Тобою и в сени смертной жив буду и блажен ( Пс. 22:4 ), а без Тебя и небо ничто ( Пс. 72:25 ). Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое ( Пс. 118:132 ). 4) Ты говоришь, что живущие по Евангелию в презрении находятся, и стыдно тебе презренным быть? Ответ: Истинно и то, что благочестивые души презренны в мнении мира. Но и об этом для нашего предостережения сказано Христом: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 ). Стыдно тогда будет услышать от Христа: Не знаю вас, откуда вы ( Лк 13:27 ). Вы Меня не знали – и Я вас не знаю. Меня и Моего смирения стыдились – и Я вас ныне стыжусь. Стыдно будет тогда слышать, христиане, слова эти, слышать перед всем светом, слышать от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Как Сын Божий, имеющий сделаться Сыном Человеческим, Иисус Христос, «входя в мир, по свидетельству Св. Писания, говорит «Отцу Небесному: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5–6 ), и «не Ангелов восприемлет Он, говорит Апостол, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.25:16 ); воспринимая же естество человеческое ( Евр.2:14 ; Ин.1:14 ), Иисус Христос, чрез свою всемирноискупительную жертву, становится Примирителем человека с Богом, Искупителем греха и вечным Предстателем со креста пред Богом за грешное человечество ( Кол. 1:19–20 ; Еф. 2:14–16 ; Евр.7:25–27 ): «Он и одесную Бога, говорит Апостол Павел, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). На этой же священной основе единства рода человеческого и как бы отражения одного человека в другом утверждается пред Богом и вера, заступающая одних в лице других: Авраам молит Господа за содомлян, и Господь обещает помиловать грешных жителей даже ради десяти праведников ( Быт.18:32 ); Моисей, предстательствуя пред Богом на Синае, заступает собою весь сонм народа израильского, и Господь не только удерживает Свой гнев от истребления согрешившего народа, но и обещает продолжить все особые благодеяния, сему народу бывшие от Бога ( Исх.32:3–34; 33:1–14 ); перед разрушением Иерусалима царем вавилонским Господь говорит устами прор. Иеремии к народу иудейскому: «походите по улицам Иерусалима и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, и не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» ( Иер.5:1 ). В Евангельских повествованиях мы находим много примеров веры заступающей, предстательствующей пред Иисусом Христом за одних в лице других: дочь хананеянки получает исцеление по вере своей матери ( Мф.15:28 ); сын царедворца исцеляется ( Ин.4:50–53 ), а дочь Иаира из мертвых воскрешается ( Мк.5:36 ) по вере своих родителей; по вере сотника получает исцеление его любимый слуга ( Лк.7:3–10 ); наконец, в Евангельском повествовании об исцелении разслабленного в Капернауме, которого принесли к Иисусу Христу четверо на одре, мы читаем: Иисус Христос, «видя веру их – принесших – сказал человеку тому: «чадо, прощаются тебе грехи твои! " » И потом, в силу той же веры принесших, исцелил разслабленного от его телесного недуга ( Мк.2:35 ; Лк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

«Но горе...». Тем не менее оно остается свободным поступком предателя, за который этот последний будет наказан. «Спрашивать» – точнее: обсуждать, спорить ( συζητεν). Им хотелось доказать друг другу, что никто из них на такое гнусное дело не пойдет. Лк.22:24 .  Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. О споре учеников за первенство свидетельствует только евангелист Лука. По изъяснению блаженного Феофилакта, апостолы перешли к спору о первенстве вполне естественно, начав с обсуждения вопроса, кто может явиться предателем Господа. Конечно, апостолы спорили о первенстве в Царстве Небесном (см. Мф.18:1 ). Впрочем, некоторые толкователи утверждают, что это был спор о том, кому сидеть ближе к Христу за вечерею, и что сам спор происходил перед тем, как садились за стол. Подробнее об этом см. комментарии к Ин.13 . Лк.22:25 .  Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, Лк.22:26 .  а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Господь говорит, что и самого спора о первенстве между апостолами не должно бы подниматься. Искать возвышения над другими свойственно царям-язычникам, а апостолы должны стараться только о том, чтобы услужить друг другу (ср. Мф.20:25 и сл.). «Владеющие ими» ( ο ξουσιζοντες) – это не цари, а особые поставленные царями правители. «Благодетелями» ( εεργται). Евергетами, как известно, назывались египетские цари ближайшей ко времени Христа эпохи. Этим титулом отмечались особые заслуги этих правителей перед государством. «Кто из вас больше» – не «кто хочет быть большим», а «кто на самом деле больший». «Как меньший» – не в смысле «ничтожный», а как «более юный по возрасту» ( νετερος), юноша всегда обязан услужить старшим (ср. Деян.5:6, 10 ). Лк.22:27 .  Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Господь в пример самоуничижения указывает на Самого Себя, имея, вероятно, при этом в виду совершенное Им пред тем омовение ног ученикам ( Ин.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Православный : Я думаю, что такое сравнение неправомочно и граничит с кощунством. Крест – прежде всего Божий Жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва, Жертва Крови Сына Божия. Апостолы не стыдились Креста Христова. В новозаветных текстах упоминание о Кресте встречается 27 раз. Ап. Павел писал: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ) и еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Как мы видим из этих текстов, проповедь о значимости Креста представлялась безумной только «для погибающих», сами спасаемые предпочитали «хвалиться, разве только крестом Господа нашего». Сектант : Мы считаем, что выставлять столб Христов для чего-либо – есть позор для Христа: «…потому что они сами снова распинают на столбе Сына Бога и выставляют его на всеобщий позор» (НМ Евр.6:6 ). Православный : Здесь речь идет о нерадивых христианах, которые, будучи омыты в Крови Христовой, начали возвращаться к своим прежним грехам и поступкам. Выше сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием…» ( Евр.6:4–6 ). Но вернемся к нашему вопросу о форме Креста. Как вам кажется, сколько гвоздей было вбито в руки Спасителя? Сектант : Один гвоздь был вбит в соединенные руки в запястья. Руки были скрещены, одно запястье с другим, и пробиты этим гвоздем . Православный : Давайте внимательно рассмотрим текст из Евангелия от Иоанна: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). Как видите, слово «гвоздь» в данном тексте во множественном числе – «гвозди». В греческом варианте оно тоже употреблено во множественном числе. Рассматривая иллюстрации к голгофским событиям в ваших изданиях, я и раньше замечал эту неточность. Кстати, в вашем переводе «Нового мира» это слово в данном тексте тоже приводится во множественном числе: «…он сказал им: «Пока не увижу на его руках отметин от гвоздей " » (НМ Ин.20:25 ). 7. О крещении младенцев

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

О предательстве ученика предрек пророк Давид словами: «ядый со мною хлеб, воздвиже на мя пяту свою» ( Пс. 40:10 ; Ин. 13:18 ). Указывая на сии слова, сам Господь Иисус Христос , за тайной вечерею, омочив хлеб в солило и подав его предателю, сказал ученикам своим: «един от вас предаст Мя» ( Мф. 26:21 ). Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: «порази пастыря, и расточатся овцы стада» ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам своим: «вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» ( Ин. 13:18–26 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах св. псалмопевца: «удалил еси от мене друга и искренняго» ( Пс. 87:17–19 ) 2 : «Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи 3 ». И сам Иисус Христос предрек Петру: «аминь глаголю тебе, яко в сию ночь трижды отвержешися Мене» ( Мф. 26:34 ). б) Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что «отложенное Израилю чаяние языков» – придет тогда, «когда оскудеет князь от Иуды» ( Быт. 49:32 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнести ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. в) Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников. «Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?» взывал царепророк. «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2:1–2 ). «И поистине, собрались во граде» Иерусалиме «на святаго Сына Твоего», Владыко Боже, «Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и людьми израилевыми» ( Деян. 4:25–27 ). И сам Иисус Христос тоже предсказал ученикам своим: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам, и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» ( Мф. 20:18, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

У ап. Луки повествование значительно отличается от др. Евангелий. Только половина используемых Лукой слов имеет параллели в рассказах 2 др. синоптиков ( Taylor. 1972. P. 77) (вербальных совпадений между Матфеем и Марком значительно больше). Отречение П. у Луки происходит не во время заседания синедриона, а до него. У апостолов Матфея и Марка события описывались в следующем порядке: заседание синедриона с вынесением приговора, издевательства над Иисусом, отречение П. У Луки иная последовательность событий: издевательства над Иисусом, отречение П., заседание синедриона. Вслед за ап. Марком Лука упоминает костер, разожженный посреди двора, однако в отличие от Марка говорит только об одном пении петуха. В 1-й раз к П. подошла служанка, во 2-й раз - некий «другой». Затем прошел «с час времени», и «еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». В момент 3-го отречения - «тотчас, когда еще говорил он» - запел петух. Здесь главное отличие от остальных версий: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк 22. 55-62). У ап. Матфея действующими лицами были 2 служанки и находившаяся там группа людей, у ап. Марка - служанка и группа, у ап. Луки - служанка, кто-то «другой» (мужчина) и еще некто (тоже мужчина). В рассказе ап. Иоанна также действуют женщина и двое мужчин (П., «другой ученик, который был знаком первосвященнику», служанка) (Ин 18. 16-18). Далее повествование об отречении П. прерывается рассказом о допросе Иисуса у Анны . После того как от Анны Иисуса отводят к Каиафе , евангелист возвращается к прерванному сюжету: П. спрашивают, «не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух» (Ин 18. 25-27). Версия Иоанна короче 3 др. версий события. Иоанн ничего не говорит о плаче П., ограничиваясь сообщением об исполнении предсказания Иисуса.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010