лицемерные ревнители святости храма говорили друг другу: недостойно есть вложити их в корвану, понеже цена крове есть, – и как бы для того, чтобы, по замечанию святителя Иоанна Златоуста , «никто не остался неповинным в сем беззаконии, чтобы все были виновны», сделали совет: решено было употребить цену предательства на приобретение от одного горшечника в ближайшей окрестности города пустого места для погребения странников, – тех богомольцев из иудеев и прозелитов, которых смерть застигала вдали от родины при исполнении священных обетов в Иерусалиме. Строгие блюстители чистоты народных обычаев и веры считали неудобным и по смерти смешивать прах людей сомнительных убеждений с прахом правоверных иудеев. Это новое кладбище скоро прослыло у народа землей крови – акелдама ( Деян. 1, 19 ). Таким образом в судьбе предателя исполнилось, по толкованию святого апостола Петра ( Деян. 1, 20 ), древнее пророчество книги псалмов: да будет двор его пуст и да не будет живущаго в нем ( Пс. 68, 26 ) и епископство его да приимет ин (108, 8). Тридцать сребренников отданы за землю горшечника также, по замечанию святого евангелиста Матфея (27, 9, 10), во исполнение реченного в книге пророков: и прияша тридесять сребреник, цену цененнаго, егоже цениша от сынов Израилев, и даша я на село скудельниче, якоже сказа мне Господь ( Зах. 11, 12, 13 ; ср. иер. 18, 2; сл. 32, 6 сл.). Суд Пилата Мф. 27, 2, 11–14 ; Мк. 15, 1–5 ; Лк. 23, 1–6 ; Ин. 18, 28–38 Римский правитель иудеи, к которому синедрион решился перенести дело осужденного на окончательное рассмотрение и утверждение был Понтий Пилат. Такие правители появились в Палестине со времени подчинения ее римской власти и, принадлежа большей частью к достоинству всадников, назывались наместниками или игемонами и прокураторами и пользовались правами претора, в зависимости от сирийского проконсула. Для удобства сношений с римом они, обыкновенно, жили в кесарии, приморском городе, украшенном роскошными зданиями, колоннадами и портиками чисто в римском вкусе, и лишь на короткий срок оставляли свое местопребывание и приходили в Иерусалим в исключительных случаях народных мятежей или большого стечения богомольцев к храму в годовые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Я полагаю, что земные церковные чины – епископы, пресвитеры, дьяконы – во всем подобны небесной ангельской иерархии. Степень славы, которая ожидает на небесах следующих по стопам апостолов и ведущих совершенную и евангельскую жизнь, соответствует, согласно писанию, 1431 степеням славы этих ангельских чинов. (3) Ведь «на облаках», 1432 как пишет апостол, они становятся сначала служителями (дьяконами), затем удостаиваются славы пресвитера (различны ведь степени славы), и наконец становятся «совершенными мужами». XIV. Обитель покоя (Огдоада) (108,1) Этот «совершенный муж», согласно Давиду ( Пс. 14:1 ), «отдыхает на святой и божественной горе», то есть, в небесной церкви, совершенном собрании, состоящем из любящих божественную мудрость (οι φιλσοφοι το θεο), совершенных израэлитов, чистых сердцем и безгрешных. Именно, покинув Гебдомаду, место отдыха, они достигают высшей обители покоя, Огдоады, уподобившись Богу в своем благоденствии. Там удостаиваются они наиболее чистых и совершенных видений. (2) «Но есть и другие овцы», – говорит Господь, – «место которым в ином стойле» ( Ин. 10:6 ). Ведь «стойло» и обитель отводятся каждому согласно его вере. (3) Однако сказанное: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» ( Ин. 10:27 ), – следует понимать гностически. Именно, благоразумие и разумение утверждаются и подкрепляются делами. (4) Прислушаемся к сказанному: «Вера твоя спасла тебя» ( Мк. 5:34 ), – осознаем, однако, что не всем просто верующим обещает он это, но только тем, кто своими делами доказывает свою веру. (5) В буквальном смысле относилось это только к тем праведным иудеям, которые исполняли закон и жили абсолютно благочестиво, оставив все земные дела ради веры в Господа. (109,1) Никто не может остаться действительно верным и при этом грешить. И даже оставив плоть 1433 , он должен избавиться от всех своих страстей, для того, чтобы достигнуть этой обители. (2) Знание есть нечто большее, чем вера, как и честь, обретенная после спасения, лучше самого спасения. (3) Итак, после продолжительного воспитания и освободившись от страстей, верный попадает в некое «лучшее место», где он подвергается еще большим испытаниям и мучается раскаянием за свои грехи, совершенные после крещения. (4) И ужаснее всего он страдает от мысли, что он еще не заслуживает того, чего другие уже достигли. (5) Осознание своих заблуждений есть воистину величайшая пытка для верного. Однако божественная справедливость милостлива, а божественная доброта справедлива. (6) Когда же испытание заканчивается и каждый осознает свои грехи и очищается, велика печаль тех, кто остается в «ином стойле», оказавшись недостойным разделить славу праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

А пророк Исаия говорит: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7:14). И еще: Яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: нарицается имя Его велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие им. Велие начальство Его, и мира Его несть предела на престоле Давидовп, и на царстве Его, исправити е, и заступити его в правде и суде отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия (9:6.7). О страдании же Господнем говорит еще: Сей грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язве и во озлоблении. Тойже язвен бысть за грехи наши, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем будет, язвою Его мы все изцелехом (53:4,5). А неблагодарным, отвергающим благодеяния Его, Господь говорит чрез Пророка: и положиша на Мя злая за благая, и ненависть за возлюбление Мое (Пс.108:5). И исполнилось о Нем также пророчество, которое говорит: горе чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не Мною, и завет не Духом Моим, приложити грехи ко грехом (Ис.30:1). Но мы песнословим и благодарим искупившего нас Бога, и поклоняемся Ему, потому что умилосердился к роду человеческому, погубленному диаволом, и не оставил нас, чтобы в конец возобладал нами враг, но, по великой милости Своей, избавил нас от лести идольской. Ибо, прежде пришествия Его к нам, вся земля очернялась идолобесием. Но как скоро благоволил принять на Себя наше естество, изнемогли идолы, просияло же богочестие. Где теперь кровавые жертвы и прорицалища? Где мечтание волхвов и прочие бесовские прельщения? Когда сие прекратилось и изнемогло? Не тогда ли, как явился крест Спасителя нашего? Когда воссияло так боговедение, или когда до такой степени стала пренебрегаемою смерть? Не с того ли времени, как явился крест? И никто не сомневается в сем, видя, как святые мученики для Спасителя нашего Христа пренебрегают смерть, по написанному: пожре смерть возмогши, и паки отъят Господь всякую слезу от всякаго лица (Ис.25:8); потому что с пришествием жизни смерть умерщвлена, как Сам сказал: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин.10:10); и с воссиявшим светом исчезла тьма, как Сам опять изрек: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.8:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

В настоящем, и последнем, стихе пророк говорит о сынах, или потомках, тех рабов, т.е. бывших в вавилонском плену иудеев. А так как во всем псалме возносится моление к Богу о восстановлении Сиона и Иерусалима, т.е. об устроении Церкви Христовой, То под именем сынов, которые будут населять (землю), нужно разуметь тех верующих во имя Его, Христа Бога нашего, которым «Он дал власть быть чадами Божиими», которые духовно «от Бога родились и все приняли благодать на благодать» (Ин. 1:12,13 и 16). «И семя их утвердится пред Тобою» (по пер. с евр.). Под этим семенем св. отцы разумеют людей, уверовавших через проповедь св. апостолов. «Семя св. апостолов, — говорит св. Афанасий Александрийский, — евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» с. 327] как Божественная истина, возвещенная и утвержденная Самим Христом. Кафизма XV 105 – 106 – 107, 108    Пред этим псалмом так же, как и пред 104-м, поставлено, вместо надписания, слово аллилуиа. О значении сего слова, равно как и о причине надписания его над некоторыми псалмами, сказано в кратком предисловии к 104-му псалму. Там же сказано и о том, что настоящий, 105-й, псалом, по его повествовательному характеру, имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом и служит как бы продолжением его, а потому можно думать, что оба они и составлены одним и тем же лицом, пред самым выходом иудеев из плена вавилонского, в ободрение и утешение претерпевшим в том плену разные бедствия. Пс.105:1-2 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его.    Первый стих сего псалма, как выше сказано, повторяется в 16-й главе 1-й книги Паралипоменон, вместе со стихами 47 и 48, где они обозначены как стихи 34, 35 и 36. Словами сего стиха пророк побуждает призывающих Бога не только хвалить и прославлять Его за Его милости и благодеяния, но вместе с тем и исповедать пред Ним грехи свои, потому что милость Господня во век пребывает, и Он всегда готов миловать и прощать грешника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

А говорим мы, что от Нее родился Бог, не потому, что Он получил от Нее вечное существование Божества, но потому, что от Нее Он без превращения воплотился и стал человеком, и был рожден, один Христос, один Сын, один Господь, одна ипостась, Он же Бог и Человек, не приводящий иного лица в Троицу. (85) Отсюда и прибавление к Трисвятому 106 мы полагаем богохульным, потому что оно привносит четвертое лицо в Троицу и полагает ипостасную силу Божию отдельно от Распятого, как будто бы Он был иным по отношению к Крепкому, – или же потому, что оно мнит страстной Святую Троицу и сораспинает Сыну Отца и Святого Духа, или объявляет страстным Святого и бессмертного Духа. Ибо трисвятое это восхваление древле тайноводствовано было Духом Святым чрез серафимов, служебных Его духов, боговидцу Исаие ( Ис. 6:2 ), таинственно открыв три ипостаси Божества и одно Господство и природу. Ибо сам Исаия говорит, что видел Отца ( Ис. 6:1 ), Иоанн Богослов утверждает, что ему открылся Сын, а божественный апостол Павел – что Дух Святой. Оттого вся чреда святых отцов рассудила, что трисвятое это восхваление относится к Святой Троице. Потому говорит Григорий Богослов : «Так вот и Святые Святых, сокрываемые серафимами и прославляемые тремя освящениями, сходятся в одно Господство и Божество, о чем и иной некто прежде нас любомудрствовал прекраснейшим и высочайшим образом» 107 . (86) Исторические же книги описывают, как при Прокле, предстоятеле Константинопольском, когда тамошний народ молебствовал из-за какой-то грозной Божией кары, по некоему Божиему откровению восхищен был от народа отрок и так научен этому восхвалению неким ангельским тайноводительством: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», и повелено было петь это 108 . Подтвердил же откровение скорый исход: ибо одновременно с пением прекратился и гнев. Мы же утверждаем, что смысл восхваления таков: «Святый Боже – Отец, из Которого Бог Сын и Бог Дух Святой»; «Святый Крепкий – Сын, Премудрость и Сила Отчая»; «Святый бессмертный – Дух святой»: ибо сказано: Дух животворит ( Ин. 6:63 ) и закон духа жизни ( Рим. 8:2 ) и богоотец Давид изрек: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому ( Пс. 41:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Впрочем, что это постигнет служителей истины, о том предсказано в Божественном Писании. Сам Господь наш Иисус Христос , внушая своим ученикам благое дерзновение и убеждая их презирать все клеветы и всякого рода преследования, говорит так: «Аще Мене изгнаша, и вас изженут» ( Ин.15:20 ). «Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его» ( Мф.10:25 ). И чтобы они не возгордились, Он прибавляет: «Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего» ( Мф.10:24 ); потому если противоречили Христу, то что сказать о нашем учении, и если клеветы были измышляемы против каждого святого, то могли ли избежать их мы? Дерзок в отношении святых нечестивый язык и необуздан, но он мерзок и ненавистен Богу. «Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый», поет блаженный пророк Давид ( Пс.11:4 ). Вместе со мной стрелы необузданного языка испытал и возлюбленный инок Виктор. Некоторые, привыкшие лгать, распространяли относительно его клеветы, будто он говорил против меня нелепости, за что, когда он прибыл в Ефес, его строго осуждали некоторые из отцов святого собора; даже все отвратились от него и возненавидели его как одного из нечестивцев: его называли отцеубийцею, братоубийцею и другими подобного рода именами. Когда узнал об этом старец Виктор, в присутствии очень многих святых епископов воздел руки к небу и вопреки своему обыкновению поклялся святым крещением и честными Христовыми Таинами, что не знает за собой ни одного из этих преступлений; и наконец мы с ним с трудом могли обуздать ругателей. Как бы ни было велико число желающих лгать, сколько бы ни усиливались они вредить нам, или, лучше, сколько бы ни возбуждали их к этому приверженцы Нестория, мы не страшимся, потому что нас никогда не оставляла и не оставляет без помощи благодать Спасителя и правосудие вашего благочестия. Вы исхитили и спасли нас, как из пылающей печи, легким мановением своим, чтобы вместе с другими рассеянными по всему вашему Египту святыми епископами и иноками за ваше величество, за победу и твердость вашу непрестанно возносили благодарения Христу, через Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Восточные отцы и учители церкви V века : Антология/Сост., биогр. и библиогр. ст. иеромонаха Илариона (Алфеева). - М. : Изд-во МФТИ, 2000. - 416 с. - (Памятники святоотеческой письменности)./Святитель Кирилл Александрийский. Защитительная речь к императору Феодосию. 94-108 с. ISBN 5-89155-057-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ст. 1. Пророк обозначает, что видел видение в год смерти царя Озии; потому что Озия и в то время, когда поражен был проказою за намерение присвоить себе первосвященство, считался царствующим, а когда умер: то царствованию сына его Иоафама был год второй, а управлению царством первый. Потому, во избежание обоюдности, и обозначено у Пророка в год смерти Озии. Пророк, в состоянии сверхъестественного созерцания 107 , видит Господа, сидящего на престоле высоком, в Божественном величии, притом в образе человеческом, так как это был Сын Божий ( Ин.12:41 ), но превыше всякого величия человеческого. Храм, где Господь представляется в Божественном величии, можно разуметь и небесный, но не легко представить, чтобы воскрилия ризы Господа могли простираться по всему пространству небесного храма. Принимая во внимание, что видение касается народа Иудейского и послания Пророка к народу Иудейскому, сообразнее разуметь храм Иерусалимский, в котором, по изображении священных Писателей, Бог славою Своею вселяется, и на очистилище, как на престоле своем, среди Херувимов восседает. Господь без сомнения представлялся сидящим во внутреннем святилище храма 108 . Дом или храм представляется покровенным, имеющим врата, вереи которых колеблются от воскликновения Серафимов, храм наполняется дымом, в храме имеется алтарь. Итак, Пророк видит себя в храме Иерусалимском; там во Святом Святых, среди духовного озарения, зрит Господа на высоком престоле, в величественном виде и в столь великолепной одежде, что воскрилия, – нижняя часть одежды Его, – простирались в среднюю часть храма, во Святилище 109 . 2. Престолу верховного царя Господа предстоят небесные служители 110 Серафимы, существа по естеству тонкие, чистейшие, светлые, по действию силы и любви в исполнении воли Божией, огнеобразные ( Пс.103:4 ; Евр.1:7 ; Быт.3:24 ; Мф.28:3 ); они представляются шестикрылатыми, в означение быстроты и стремительности, с каковою исполняют веления Божии; но двумя крылами покрывают лицо свое в знак благоговения к величию Божию, двумя покрывают ноги, дабы покрыть пред лицом Всесовершенного то, что находят в себе несовершенным, как существа ограниченные 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

При таком истолковании непросто объяснить, почему чудесная и превосходная манна, хлеб ангельский (Пс 77:25) сменяется на грубую пищу, да еще в награду. Уклоняясь от подобных вопросов, Ориген риторически вопрошает: “И почему за прекращением лучшей пищи следует пища менее хорошая, как не потому, что смысл более важный и истинный содержится в духовном понимании, а не в литературном тексте?” 107 . В святоотеческой литературе хлеб Ветхого Завета — прообраз Тела Христова. Такое понимание основывается на словах Самого Христа (Ин 6:32–33,58). Священномученик Ириней Лионский так истолковывает Нав 5:10–12: “Моисей дал манну в пищу отцам, а Иисус — хлеб, как начатки жизни, прообраз тела Христова, как и Писание говорит, что манна Господня прекратилась, тогда как народ стал есть хлеб от земли” 108 . Итак, обновив через обрезание завет с Богом, совершив первую на обетованной земле Пасху и вкусив плодов этой земли, Иисус Навин и его народ готовы к тому, чтобы изгнать из Ханаана его обитателей и войти во владение “текущей молоком и медом” землей. Вождь воинства Господня (Нав 5:13–16) Вождь воинства Господня упоминается в Священном Писании лишь единожды (ср. Дан 8:11 Вождь воинства). Тот ли это ангел, что сопровождал Израиля в годы его странствований по пустыне и должен был ввести в землю обетованную (ср. Исх 23:20)? В раввинистической литературе как правило принято такое понимание, но в талмудической встречается толкование, приближающееся к утверждению о том, что это Мессия. Ангел (или Князь) лица Господня, он же Ангел завета (ср. Мал 3:1) — посредник между Богом и Его народом, Слово Божие. Отождествление многими Отцами Церкви Вождя воинства Господня с Сыном Божиим, то есть христианский экзегезис первых веков, часто является естественным и непрерывным продолжением и развитием иудейского экзегезиса. Уже у святого Иустина, Мученика и Философа, мы встречаем подтверждение вышесказанному: “Как начало, прежде всех тварей, Бог родил из Себя Самого некую разумную силу, которая от Духа Святого называется также славою Господа, то Сыном, то премудростию 109 , то ангелом, то Богом, то Господом и Словом; Сам Он называет себя также вождем воинства, когда Он явился в образе человеческом Иисусу Навину. Ибо Он имеет все эти названия и от служения своего воле Отеческой, и от рождения по воле Отца” 110 . Иисусу Навину на равнине Иерихонской явилась Премудрость Божия: “Это есть то поистине происшедшее от Отца порождение, которое прежде всех тварей было с Отцом и к которому Отец говорит, — как Писание чрез Соломона (Притч 8:22 сл. — и. А.) показывает, что это самое порождение, называемое у Соломона премудростью, рождено Богом и как начало прежде всех тварей. И Он Сам в откровении Иисусу Навину возвещает эту истину” 111 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010