Я умолю Отца, говорит Он об общении с Духом Святым, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Кроме этого невидимого руководства, Он дал ей и руководство внешнее в лице апостолов и всех преемников их. Преподав им чрез дуновение Духа Святаго, Он сказал: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ). Они должны быть, по Его учению, благовестниками слова Его и посредниками в раздаянии даров Его. Идите, говорит Он, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ). Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Что касается самых благодатных даров, то они, по учению Христа Спасителя, состоят: в возрождении человека водою и Духом к новой благодатной жизни: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ); в таинственном преподавании, под видом хлеба и вина, Тела и Крови Его. Плоть Моя, говорит Он, истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин.6:55 ); 514 и в прощении всех совершенных после крещения грехов. Кому простите грехи, говорит Он апостолам, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Кроме этих, необходимых для всякого, священнодействий, бывают, по учению Христа Спасителя, еще два, из коих одно совершается над желающими вступить в брак, а другое – над больными. Благодатное освящение браку дал Он как личным присутствием на браке в Кане Галилейской, так и заявлением, по поводу вопроса о разводе: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). А благодатную помощь в болезнях указал тем, что дал апостолам, а следовательно и их преемникам, право исцелять больных. Больных исцеляйте, говорил Он, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте ( Мф.10:8 ). Как преподавалось апостолами это исцеление, о том Евангелист Марк свидетельствует так: Многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Спасает соприкосновение (всего лишь!) совести с Богом. Оно возрождает и преображает всего человека, всю его жизнь, в том числе и прошлую, ведь покаянию прошлое доступно. Это подобно пробуждению, так как совесть можно понимать как спящий образ Бога в нашей душе. Началом многотрудного пути к милости можно считать и настойчивость “вдовицы” 7 — души, оставшейся в одиночестве без Бога и “стучащей к судье”-совести с тем, чтобы она проснулась и помогла увидеть во свете свою грешную жизнь (Лк 18:2–8). Это соединение раскаяния с надеждой, с узнаванием и, наконец, с ведением милости. Именно тут встречаются, соединяются милость и истина, правда и мир, Дух и душа, ибо Господь даст благо, и земля наша даст плод свой (Пс 84:11–13). Если мы любим — значит, “видим” сердцем. Первая “ви­дящая” из людей — Богородица. Она складывала все слова Своего Сына в Своём сердце (Лк 2:51). Это значит — именно ими и жила. И нас призывала Его любить: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). Она выше всех Своим “слышанием”, “сле­дованием” и одновременно выше всех Своей безмолвной исповедью-проповедью о том, что увидела у Своего Сына. Как часто вздыхал Христос, глядя на слушающих: Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3:12); имея очи, не видите? имея уши, не слышите? (Мк 8:18); Авраам и пророки хотели бы видеть то, что вы видите (ср. Мф 13:17; Лк 10:24), — не видя! отраднее будет Содому и Гоморре в день суда (Мк 6:10); вы не узнали (не увидели) часа посещения Моего (ср. Лк 19:44); не бывает пророк без чести (то есть не узнан), разве только в отечестве своем (Мф 13:57); и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Лк 10:15); если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:41); народ сей ослепил глаза свои (Ин 12:40). Своим ученикам Он говорил: не могли вы один час бодрствовать (то есть видеть) со Мною глаза их отяжелели (Мф 26:40,43). И ещё: видевший Меня видел Отца (Ин 14:9); еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? (Мк 8:17), то есть не слышите, не видите ни пророков, ни Христа. Скорбь Евангелия о нас — это то, что мы не услышали и не увидели Сына Божия: Его слов, Его жизни — Его образа. Причина же слепоты, на что много раз указывал Христос — в нашем лицемерии. И сострадая нам (!), говорил: Горе вам, лицемеры… (Мф 23:13–30). Как тяжко перепутать тьму со светом и свет с тьмою, так же тяжко более надеяться на свою многообразную “праведность” и волю, чем на спасение, подаваемое в покаянии. Ученики, слыша Иисуса Христа, не раз ужасались: так кто же может спастись? — Человекам это невозможно, Богу же все возможно, — отвечал на этот вопрос Иисус Христос (Мф 19:25–26). Нет такого дела, которым бы мы спаслись, оправдались, но есть воплотившаяся Любовь, которая может, “жаждет” спасти, простить.

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Отвергая чествование св. икон, сектанты указывают на следующие места Священного Писания, которыми, по их мнению, запрещается иконопочитание: Исх.20:3–5 . Лев.26:1 . Втор.4:15–19 и 23. Пс.113:12–16 . Пс.134:15–18 . Ис.44:9–19 . Деян.17:24–31 . 1Ин.5:21 . Откр.9:20 . Ин.1:18 . Откр.2:12–15 . – Посмотрим, насколько основательны все эти ссылки. В 3 – 5 стих. 20 гл. книги Исход и в 1 ст. 26 гл. книги Левит, Господь запрещает израильтянам чрез Моисея делать и почитать изображения сотворенных Богом существ видимого мира, как изображения Самого Божества, и поклоняться им, как Богу, как делали это язычники, которые, утратив познание об истинном Боге, по словам апостола Павла, «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:23 ). В 1519 ст. 4 гл. Второзакония, Моисей, напоминая еврейскому народу о явлении Господа на Синае, говорит им, для уяснения второй заповеди, о том, чтобы они не делали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который – на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли». Кроме этого, Моисей внушает евреям, чтобы они не поклонялись и не служили солнцу, луне, звездам и всему воинству небесному, так как «Господь уделил их всем народам под всем небом», т. е. Господь назначил их служить всем народам, а не для того, чтобы им служили. В 12 – 15 ст. 113 псалма описываются языческие идолы, а в 16 ст. говорится о том, что идолопоклонники сами делаются подобными идолам – бесчувственными, лишенными ума. То же самое сообщается в 1518 ст. 134 псалма. В ст. 9 – 19 44 гл. Исаия говорит о ничтожестве идолов современных ему идолопоклонников 606 . Затем штундисты, в подтверждение своего отрицательного взгляда на иконы, указывают на речь св. апостола Павла в Ареопаге ( Деян.17:24–31 ); но из этой речи ясно видно, что апостол говорит о статуях богов из золота, серебра, мрамора и дорогих камней, находящихся в Акрополисе, на площадях и в афинских храмах 607 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси:... Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел. Ин.21:18 .  ...а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. ...егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного ( Еф.4:13 ), находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было. Ин.21:19 .  Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. ... Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. ... Смерть мученическая служит славой не только для умирающего ученика, но и для Бога, – для умирающего, потому что он умирает за Бога, а для Бога, потому что Он имеет такого ученика. Ин.21:19 .  ...И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. ...И сия рек, глагола ему: иди по Мне. Этим Иисус Христос опять показывает Петру, что Он снова зовет его к апостольству или: «иди по Мне», т.е. будь готов претерпеть одинаковую со Мною смерть на кресте. Ин.21:20 .  Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус... Обращься же Петр виде ученика, егоже любляше Иисус, вслед идуща,... идущего позади Петра; случилось так, что Иоанн в это время шел ближе всех к Петру. Ин.21:20 .  ...и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? ...иже и возлеже на вечери на перси Его и рече: Господи, кто есть предаяй Тя?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ин.20:18 .  Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Прииде [же] Мариа Магдалина поведающи учеником, яко виде Господа, и сия рече ей. и что Он сказал ей это (Так как весьма вероятно, что ученики, услышав это, или не поверили женщине, как и прежде, или же поверив ей потому, что рассказ ее был подтвержден Петром и Иоанном, начали скорбеть о том, что и они не удостоились такого видения, – то Иисус Христос является и им в тот же день. Сначала Он возбудил в учениках желание видеть Его, а потом, когда желание это у них было сильно, явился и им). Ин.20:19 .  В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди,... Сущу же позде в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы [Его] собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде,... Вечером пришел Иисус Христос, потому что тогда ученики особенно боялись и тогда все собирались. И не постучал в дверь, чтобы не испугать их, а прошел сквозь запертые, как Бог, а также потому, что тело Его сделалось уже тонким, легким и чистым. Стал посредине, чтобы все видели Его. Ин.20:19 .  ...и говорит им: мир вам! ...и глагола им: мир вам. (т.е. не смущайтесь. Умирая, Иисус Христос также оставлял ученикам мир: «мир оставляю вам», говорил Он ( Ин.14:27 ). Женам, ученицам Своим, Иисус Христос прежде всякого разговора даровал радость, потому что этот пол был осужден на печаль, а ученикам дарует мир), потому что они предполагали вражду со стороны иудеев и язычников. Ин.20:20 .  Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. ... И сие рек, показа им руце [и нозе] и ребра Своя. ... Найди и прочитай необходимое для объяснения этого стиха толкование двадцать четвертой главы Евангелия от Луки, начиная с того места, где говорится: «и та поведаста, яже Быша на пути» до слов: «еще же неверующым им от радости и чудящымся» ( Лк.24:35–41 ). Ин.20:20 .  ...Ученики обрадовались, увидев Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бог прославит Его в Себе — Бог прославился в Иисусе во времени, Иисус прославится в Боге в вечности, через Воскресение и Вознесение. Вскоре прославит Его — Христос прославляется раньше Второго пришествия: в Воскресении, в даре Духа и в Его постоянном пребывании среди верных; для обладающих духовным зрением слава Христа открывается и в самом Распятии. Дети! — единственный случай такого обращения в Ин; оно, однако, 7 раз употребляется в 1 Ин, см. ещё Гал 4:19. В 21:5 другое слово (не tekn…a, как здесь, а paid…a, которое 2 раза встречается в 1 Ин). Недолго уже быть Мне с вами — см. 14:19; 16:16–19; 7:33; 12:35. Об уходе Иисуса и о невозможности искать Его см. 8:21. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти — см. 7:33; 8:21; ср. Притч 1:28, где Премудрость говорит: тогда будут звать меня, и я не услышу; может быть, имеются в виду бесплодные поиски Тела Воскресшего в день Воскресения. Я иду — имеется в виду и смерть, и Вознесение в славе; не можете придти — та же двузначность: ученики ещё не могут ни умереть с Иисусом, ни предстать перед Отцом. Так и вам говорю теперь — ученики не должны думать, что они уже сейчас превосходят иудеев: они всё ещё принадлежат миру сему, их вера и знание несовершенны. Ученики не могут ещё умереть вместе со Христом: им предстоит жить в мире сем, и для мессианской общины, остающейся в мире между двумя Его пришествиями, Он даёт новую заповедь. Заповедь новую даю вам — слово заповедь характерно для заключительных речей Ин и для посланий Иоанна — 14 раз в 1 Ин, 4 раза в 2 Ин. Заповедь о том, что люди, принадлежащие к народу Израиля или к группе учеников, должны любить друг друга, не была новой в том смысле, что она никогда раньше не была дана, см. Лев 19:18. Заповедь, однако, является новой в том смысле, что она отражает любовь между Иисусом и Отцом (10:18; 12:49–50; 15:10); таким образом, любовь учеников друг к другу — не просто исполнение воли, но откровение об Отце и Сыне. Заповедь нова ещё и потому, что она знаменует наступление нового века, в основание которого кладётся Его жизнь и смерть. Ср. 1 Ин 2:8 (новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит). Кроме того, в ветхозаветной заповеди любви между членами общины можно усмотреть политический и практический здравый смысл, который в Евангелии хотя и не отвергается, но теряет значение в новом порядке вещей.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Ибо никто не может увидеть Бога и остаться в живых ( Исх.33:20 ). Если всё это так, то ясно, что всегда, с самого начала был видим Тот, Кто был видим и в конце, и что в конце не был видим Тот, Кто не был видим с самого начала. И, таким образом, видимый и невидимый суть Двое, [а не Один]. Следовательно, именно Сын всегда был видим, и именно Сын всегда общался [с людьми], и именно Сын всегда действовал от имени и по воле Отца. Ибо Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин.5:19 ), то есть творящего в Своём уме. Ведь Отец действует умом, а Сын совершает то, что видит в уме Отца. Именно так всё через Сына начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:3 ). 16. Не думай, что через Сына Произошло только творение мира, но также и всё, что было содеяно Богом впоследствии. Ибо Отец, Который любит Сына и всё предал в руку Его ( Ин.3:35 ), от начала любит [Его] и от начала предал, поэтому от начала Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Именно Ему дана Отцом всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). И Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ), также изначально. Ведь когда Он говорит о всякой власти и всём суде и о том, что всё через Него начало быть ( Ин.1:3 ), а также о том, что всё передано в руки Его, Он не допускает никакого временного ограничения, ибо всего этого не было бы [у Сына], если бы оно не было во всякое время 58 . Поэтому Сын есть Тот, Кто осуществлял суд от начала, низвергнув горделивую башню, смешав языки, наказав весь мир страшным потопом, излив на Содом и Гоморру огнь и серу, – Бог от Бога [Иегова от Иеговы] ( Быт.19:24 ). Ибо Он Сам всегда сходил и беседовал с людьми, начиная с Адама до патриархов и пророков, в видении, во сне, в зерцале и в гадании, от начала всегда приуготовляя Свой путь, которому Он последовал в конце 59 . Таким образом, Бог всегда имел обыкновение общаться с людьми на земле, и не Кто иной, как Слово, Которое должно было стать плотью. Он приучал [нас], чтобы распространить среди нас веру и чтобы мы легче поверили и узнали [потом], что Сын Божий сошёл в мир, (если) бы мы уже заранее знали, что подобное происходило и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010