Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 12 (Ин. 18:3–15)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 1. 3. С. 129–144 (1-я пагин.) —129— диями, и слуг иудейских, как будто намеревался захватить в руки какого-либо знаменитого злодея. Ведь ему следовало бы знать, что он никогда не мог бы взять Его, если бы Он не пожелал пострадать и по свободной воле не пошел на это. Но имея испорченный нечестивыми делами ум и как бы опьяненный чрезмерной дерзостью, он уже не смотрит, куда стремится, и не сознает неисполнимости своего предприятия. Да, он думал, что при помощи следовавшей за ним толпы и человеческих рук превзойдет Его Божественную силу. И не удивляйся тому, что он, жалкий, страдает таким недугом и оказывается задумавшим достойное смеха. Другому уже отдав распоряжение над своею душою и продав диаволу власть над своими желаниями, он весь уже принадлежал неистовству его, раз уже напавшего на него и подобно ядовитому змею подкараулившего его. Но со всею справедливостью можно подивиться и назвать достойною непрестанных слез падение предателя. Только что совечерявший со Христом и разделявший вместе с Ним хлеб, участник святой трапезы и вместе с прочими (апостолами) вкушавший наставления благочестию, слышавший ясно Говорившего, «что один из вас предаст Меня» ( Ин.13:21 ), – вскакивает, так сказать, с окружавших стол сидений и, встав с недавнего возлежания (за вечерею), поспешно уходит служить за плату иудеям. Не пожелав припомнить наставления благочестию и не придя к пожеланию надежды на будущее, даже совсем мало заботясь и о данном ему (апостольском) достоинстве и, одним словом, пред всеми вообще вечными благами дав предпочтение столь малым и незначительным деньгам, он оказывается и ловушкою и сетью диаволь- —130— скою для Христа, и первостоятелем и вместе сотрудником иудейского безбожия. Приходится мне, кроме того, немало посмеяться и вот над чем. Толпа, приходящая вместе с предателем, заботится о нападении на Христа, держа фонари и факелы. Вероятно, они, полагаю, остерегались преткновений во тьме и невольного падения в ямы. Но, вот безумие! они, жалкие, по великой глупости своей не видят, что спотыкаются о Тот Камень, о Коем говорит Бог и Отец: «Вот полагаю в Сионе камень претыкания и скалу соблазна» ( Рим.9:33 ; Ис.8:14 ). И немало боясь некогда ямы, они не чувствуют, что ниспадают в источники бездны и преисподнюю земли, – и, избегая вечерних сумерек, ни во что считают вечную и непрестанную ночь. Ведь нечестиво злоумышляя против божественного света, то есть Христа, они должны были ходить во тьме и полночи, по слову пророка ( Ис.59:9 ). И не только это, но и в самую «кромешную тьму» пойдут ( Мф.8:12 ), чтобы воздать там отчет за нечестие на Христа и подвергнуться строгому и нескончаемому осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: вступл. (Ин.12:48–13:18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. В. 11. С. 113–128 (1-я пагин.) —113— казал совершеннейшую любовь к Своим, сущим в сем мipe. И если надо несколько шире раскрыть значение этих слов, повторю опять, что сказал недавно. «Своим» у Спасителя нашего Христа является все происшедшее чрез Него, разумные и духовные твари, силы небесные, престолы, господства и что им однородно, в отношении тварности. «Свое» для Него также и разумные твари на земле, поскольку Он есть Владыка всего, хотя некоторые и не поклонялись Ему как творцу. Итак, возлюбил своих сущих в мipe, ибо «не ангелов приемлет», по слову Павла ( Евр.2:16 ), и не ради природы ангелов, «в образе Бога и Отца будучи, не похищением считал быть равным Богу» ( Флп.2:6–7 ), но напротив, ради нас, сущих в мipe, уничижил Себя и рабский образ воспринял Господь всего, призванный к этому любовью к нам. «Возлюбив таким образом сущих в сем мipe, возлюбил их до конца, хотя и прежде праздника и прежде пасхи зная, что пришел Его час, да прейдет из мipa сего к Отцу». Ведь бытие человеком еще не указывало бы на то, что Он до конца возлюбил, если бы не восхотел пожертвовать Своею жизнью за всех, но Он возлюбил »до конца», не отказавшись подвергнуться и этому, хотя и предвидя, что постраждет, ибо не было неведомо Спасителю Его страданье. Итак, говорит, имея возможность избежать неистовства иудеев и нечестия распинателей, Он явил совершеннейшую любовь к Своим, сущим в мipe, ибо отнюдь не отказался положить за них жизнь Свою. А что действительно в этом особенно надо видеть совершеннейшую меру любви, свидетелем представлю Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего —114— святым ученикам: «сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас; ибо большую этой любовь никто не имеет, да кто душу свою положит за друзей своих» ( Ин.15:12–13 ). Впрочем, и другим образом святые евангелисты всегда заботливо старались показать, что Господь наш Иисус Христос предведал время Своего страдания, чтобы кто из обыкших иномыслить не стал унижать славу Его, говоря, что Он был взять по причине Своей немощи и, невольно попав в сети иудеев, таким образом подвергся ужаснейшей смерти. Итак, предусмотрительно и полезно слово святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евхаристия (причащение) О чинопоследовании Таинства Евхаристии мы подробно говорили в разделе, посвященном богослужению суточного круга. В настоящем разделе речь пойдет о духовном и богословском значении Таинства Евхаристии, а также о различных практических аспектах индивидуальной подготовки к этому Таинству. Под Таинством Евхаристии мы понимаем не только сам акт причащения Святых Христовых Тайн, но и все чинопоследование литургии. В отличие от большинства церковных таинств, которые в современной практике отошли в разряд частных богослужений, Таинство причащения сохраняет свой общественный, соборный характер. Причащение неотделимо от литургии. Даже в тех исключительных случаях, когда причащение совершается вне литургии (например, когда священник на дому причащает больного или умирающего), оно мыслится как продолжение литургии, совершенной в храме. Причащение на литургии Преждеосвященных Даров, за которой не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, мыслится как продолжение предшествующей полной Евхаристии, за которой это преложение совершилось. Евхаристия – сердцевина жизни христианской Церкви, ее стержень и опора. Евхаристия древнее Священного Писания Нового Завета, всех догматических и канонических церковных установлений. Церковь выросла из Евхаристии и зиждется на Евхаристии. Таинство Евхаристии является не только основой бытия всего церковного организма, но и стержнем духовной жизни христианина. Первая Евхаристия была совершена Христом на хлебе и вине. Хлеб и вино относятся к древнейшим и наиболее универсальным символам. В Ветхом Завете хлеб – символ пищи, насыщения, а значит, и символ жизни; вино – прежде всего, символ радости: И вино веселит сердце человека, и хлеб сердце человека укрепит ( Пс. 103:15 ). Хлеб есть дар Божий: обилие хлеба означает благословение Божие в награду за праведность (см.: Пс. 36:25, 131:15 ) и трудолюбие (см.: Притч. 12:11 ). Недостаток хлеба (см.: Иер. 5:17 ; Иез. 4:16 ; Плач. 1:11 ), или хлеба и вина (см.: Плач. 2:12 ), является наказанием, посылаемым Богом за грехи. Бог наделяет пророка Елисея чудесным даром умножать хлеб (см.: 4Цар. 4:42–44 ); этим же даром обладает Христос (см.: Мф. 14:15–21 ). Спаситель заповедует ученикам молиться о хлебе насущном (см.: Мф. 6:11 ), в то же время напоминая им, что Отец Небесный знает обо всех нуждах человека (см.: Мф. 6:25–32 ). В отличие от Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:15 ; Мф. 11:18 ) Христос употребляет вино (см.: Мф. 11:19 ; Лк. 7:34 ); на браке в Кане Галилейской Он претворяет воду в вино (см.: Ин. 2:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Содержание    После воскресения из мертвых Спаситель «денми четыредесятми» являлся ученикам (Деян. 1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это — естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам (Мк. 16:9; Иоан. 20:11, 14—17; Мф. 28:5), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: «жены грядущия с позорища приидите» (Ис. 27:11), возвестите нам (Матф. 28:10). Потом он явился Петру (1 Кор. 15:5), после — Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им (Лук. 24:13—35), затем — десяти, в отсутствие Фомы «сущу позде в день той» (Иоан. 20:19), после — одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников (Иоан. 20:26), потом явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что «от нихже множайшии пребывают доселе» (1 Кор. 15:6), еще — явился Иакову, как и об этом учит Павел (1 Кор. 15:7), потом — семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим из учеников Его (Иоан. 21:1—2), после — всем Апостолам, т. е. семидесяти (1 Кор. 15:7), далее — на горе Галилейской, «аможе повеле им Иисус» (Мф. 28:16), и наконец, на горе Елеонской, где было и вознесение.    Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении (Лук. 24:36—52), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (Деян. 1:2—12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: «Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступл Иисус рече им..: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:16—20). Таким образом евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: «Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19), и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: «суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь» (Ин. 21:25). Таким образом, только один Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3004...

III. О Священном Предании Священное Предание древнее Священного Писания: до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство распространяемо было вначале только устно. Апостолы сначала учили устно: Мф.10 гл. Писание оставили только некоторые из них. Писания эти были писаны по поводу разных случайных обстоятельств: 2Кор.13:10 ; Флм.1:21 и они не имели своей задачей представить в систематически полном виде установлений христианских: 1Кор.11:34 , так что без Священного Предания мы не знаем даже, как нужно совершать святые таинства Причащения, Крещения и друг. Таким образом, в Священном Писании не всё необходимое для нашего спасения записано с надлежащей полнотой: 2Ин.1:12 ; Ин.21:25 . Поэтому апостол Павел даёт наставление держаться твёрдо и устных наставлений, т.е. Священного Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.1:13:2:2 ; Тит.1:5 . Что же, собственно, разумеется под Священным Преданием? 1) Древние символы первых веков христианства. 2) Правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая». 3) Древние литургии и акты, или сказания о страданиях древнейших мучеников. 4) Древние церковные истории. 5) Творения святых отцов и учителей Церкви. 6) Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т.д.). Где хранится Священное Предание? Оно хранится в Церкви: Деян.20:31 (спроси Ефесян); Гал.1:8–9 (ищи в Галат. церкви); 2Сол.2:5–7 (узнай от Солунян); 1Кор.11:32 (спроси в Коринфе); 3Ин.1:13–14 (узнай от Гаия); Тит.1:5 (узнай от Тита). – Варнава ( Деян.12:25 ), Тит ( 2Кор.8:23 ), Тимофей ( Рим.16:21 ), Силуан ( 2Кор.1:19 ), Гаий, Аристарх, Секунд, Техик, Сосипатр ( Деян.20:4 ), Урбан ( Рим.16:9 ), Сила ( Деян.15:22 ), Епафраст ( Кол.1:7 ) и другие были спутниками апостолов, слушали их проповедь , видели порядки их и сами проповедовали и устроили Церковь , были пастырями целых стран и судьями пресвитеров и диаконов ( 1Тим.1:3:3:14–15:5:17–20 ; Тит.1:5 ), их и надо спрашивать, чему учили и чего не записали апостолы, т.е. спрашивать о Предании. Они передали это пастырям Церкви и частью сами записали ( 2Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слово 12 Глава 34-я. О брани Ангелов и демонов и о ниспадении сатаны Откр.12:7–8 . «И бысть брань на небеси: Михаил и Ангели его брань сотвориша со змием, и змий брася и ангели его. И не возмогоша, и места не обретеся им ктому на небеси». Сие может соответствовать и первому испадению диавола из чина ангельского за гордость и зависть, и низложение его крестом Владыки, когда, как сказал Господь, князь мира сего был осужден и изгнан из прежнего владычества ( Ин. 12:31 ). Не терпя его превозношения, Божественные Ангелы, вместе с архистратигом Михаилом, правильно извергли его от своего сопребывания, как говорит Иезекииль; херувимы извергли его от среды огненных камней ( Иез. 28:16 ), как думаю, ангельских чинов за то, что найдены были в нем неправды. В пришествие же Христово служащие Ему Ангелы, после искушения, опять возгнушались им, как бесчестным рабом. Нужно же знать, как думали Отцы, что, по устроении чувственного мира, за гордость и зависть так низвержен был он, что прежнее владычество воздушное оставлено было ему, как сказал Апостол ( Ефес. 6:12 ). И Папий буквально так говорит: некоторым же из них, т.е. Божественным прежде ангелам дал начальство над управлением земли, и поручил начальствовать хорошо. И далее говорит: но случилось, что в ничто обратили они чин свой. Откр.12:9 . «И повержен бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана, льстяй вселенную всю, и повержен бысть на землю, и ангели его с ним низвержени быша». И повержен бысть змий великий на землю. Поистине так, ибо не стерпело небо земного мудрования, потому что не имеет общения с небом. Хотя слово «сатана» и поставлено с членом 4 , как будто бы это отличный некто от диавола, но хотя и поставлено раздельно «диавол и сатана», но это суть только два наименования одного и того же. Диаволом (клеветником) называется он потому, что клевещет на добродетели и любящих их и на Самого Бога людям, как Адаму представил Бога завистливым; сатаной же называется, как противящийся Владыке и рабам Его. Должно же знать, что падение диавола после креста не было таким местным, как падение праотцев по немощи, как и сам он признался великому Антонию, что исполнилось на нем псаломское слово: врагу оскудеша оружия в конец ( Псал. 9:7 ). Итак, ниспадение его есть разрушение лукавых его замыслов, после того как извержен был из неба и прежнего своего начальства, как уже сказано. Сказано же у Блаженного Иустина Философа и мученика, что после пришествия Христова и осуждения его в геенну, еще большим хульником стал, хотя и прежде хулил Бога, но не так бесстыдно. Потому правильно сказано о нем: сердце его ожесте, яко камень ( Иов. 41:15 ), по упорству во зле. Если же ожидание наказания сделало его лукавейшим, то, как терпя мучения, сам ли или рабы его, посредством горения могут очиститься от скверны греха? А не получив сего, как будут ожидать конец своему мучению, по суетному мудрованию еретиков?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

30-е Святого Апостола Андрея Первозванного Андрей был родом Еврей, из Вифсаиды Галилейской, рыбарь и брат Ап. Петра и первоначально ученик Иоанна Крестителя. Как только Предтеча указал на грядущего Христа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, Андрей первый сделался учеником Иисуса Христа ( Ин.1:35–42 ), первый исповедал Его Мессиею пред старшим братом своим Симоном Петром: мы обрели Мессию, глаголемого Христа, и назван Первозванным. От ловитвы рыб на море Галилейском, Андрей призван Самим Господом в звание Апостола и, по исчислению Евангелиста Матфея, занимает между Апостолами второе место ( Мф.4:18–19; 10:2 ). В числе четырех учеников Господа Андрей удостоен был Им доверия услышать пророчество Его о будущих судьбах Церкви и мира ( Мк.13:3–5 ) и особенной близости обращения с Иисусом Христом ( Ин.12:21–22 ). В Сионской горнице, вместе с прочими учениками, Андрей утешен явлением Воскресшего и принял от Него вместе с прочими Апостолами власть вязать и решить грехи. В той же горнице сподобился сошествия Св. Духа, страдал за проповедь Евангелия в Иерусалиме от Иудеев и участвовал в соборе Апостольском, бывшем около 50 года по Р. X. ( Деян.15:28 ). Подъемля труды и болезни во благовестии Христове, Аи. Андрей обтек с проповедию своею многие страны Азии и Европы, Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии. Для проповеди Евангелия он совершил три путешествия из Иерусалима и Иудеи, – первое в Антиохию Сирийскую, в Тиану, город Каппадокии, откуда доходил до Синопа в пределах Скифии, бывшего столицею Понта, где доселе жители указывают памятники его пребывания. Из Синопа Первозванный был в Амисии или Амасии на берегу Понта; посетил также Трапезонт, откуда отправился в Иверию, отселе в землю Парфян или в Самхетию и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. После праздника Пятьдесятницы св. Ап. Андрей предпринял второе свое странствование для проповеди Евангелия и устроения церквей. Из Иерусалима он опять прибыл в Антиохию Сирийскую, в Ефес, в Лаодикию, в Одисс, город Мисии, в Никею в Вифинии, где Апостол обратил многих ко Христу и крестил. Пробыв в Никее два года, Первозванный странствовал в соседнюю Никомидию. Оттуда отплыл морем в Вифинский город Халкидон, потом посетил морем Ираклию и Понтийский Амастр или Амастриду, в которой оставался долгое время, и просветил многих светом Евангелия. Из Амастриды прибыл в город Харикон. По насаждении спасительной веры в этом городе, Апостол отплыл в Синоп и был вторично в Амисии и Трапезонте. С большим успехом проповедал веру Христову в Неокесарии и достиг до города Самосата в Армении, откуда возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа о Воскресении Христовом Скачать epub pdf Небо и земля и преисподняя возрадовались радостию великою зело в день оный, в который Иисус Христос смерть поправ, воскресе тридневен, и живот даровал миру. На небеси возрадовались Ангелы о человеческом спасении, на земли человецы – о своем восстановлении в первобытное их достоинство, а в преисподних возрадовались праведные о своем освобождении от уз, их там связывавших. Церковь Христова, вспоминая ежелетно в день святой Пасхи о причинах такового всемирного торжества, воспевает радости и веселия преисполненные песни: вкупе же читает по древнейшему преданию святых отец от сего дня до Пятидесятницы и книгу Деяний Апостольских. Деяньями же Святых Апостол именуется книга сия потому, что содержит в себе их дела, проповедь и чудотворения (Злат. слов. яко не безбед. слушат.): а писатель оныя есть Апостол и Евангелист Лука, который написал первее Евангелие, потом сии Деяния Апостольские, и оба сии послания послал к Феофилу. Книга сия поистине есть Богодухновенная, как и Евангелие им писанное. Богоглаголивый Лука, повествуя в ней о делах святых Апостол, описывает исполнение обетований Иисуса Христа, и событие Его предречений. Здесь читаем обстоятельное описание сошествия с небеси пресвятого Духа Спасителем обещанного ( Ин.15:26 ): здесь видим от совершенной любви происшедшее единство души и сердца веровавших ( Деян.4:32 ), по сим словам молитвы Господней: «да будут едино, яко Мы едино есмы» ( Ин.17:22 ), видим Божественных Апостолов, по предсказанию учителя их и Господа предаваемых на сонмы и соборища ( Мф.10:17 ), поносимых, камением побиваемых и претерпевающих мученическую смерть ( Деян.5:40 , 7и др.); видим их путешествования, подвиги, ревность, бедствования, страдания, добродетели, чудеса и все то, что предрек о них Сам пославый их Господь ( Лк.21:12 ). Правильность речений, приятность слова, высота мыслей, чистота слога и краткость в описании нужных во всяком деле обстоятельств, все сие не только доказывает, что книга сия точно есть списание духовитийственного Луки, но и веселит и приводит в умиление сердце всякого читающего или слушающего оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В Пс.16 псалмопевец, невинно преследуемый жестокими врагами, в сознании своей правоты и невинности, усердно молит милостивого, правосудного Бога – защитить его от нападений и замыслов злобных и кровожадных гонителей, низложив их праведным судом своим, а верного раба Своего утвердить на пути добродетели к достижению им полного блаженства. – По свидетельству надписания, как и по своему содержанию и характеру, молитва эта бесспорно принадлежит Давиду. По изображению положения псалмопевца, с сознанием своей невинности жалующегося на своих гонителей, и по характеристике врагов, особенно главного вождя их, уподобляемого кровожадному льву, выжидающему в засаде своей добычи, она сходна с Пс.7 (ср. ст. 2–6 с 7:4–5, 9–10; ст. 8–12 с 7:2–3, 6; ст. 13 с 7:7:13); и надобно полагать, что она, подобно атому последнему, относится ко времени Саулова гонения и, вероятно, написана была по случаю возобновления Саулом своего преследования ( 1Цар.26:2 ), несмотря на то, что Давид пощадою своего гонителя в пещере Эн-Гадди ( – 24:4–8) доказал свою правоту и невинность перед ним ( – ст. 18) и очевидным образом засвидетельствовал, что он охранял себя от путей притеснителя ( Пс.16:4 ), т. е. действовал в отношении к врагу своему не по чувству злобы и мщения (ср. 1Цар.24:20 ), а милостиво, по чувству любви и снисхождения, воздавая добром за зло ( – ст. 18–19; ср. св. Афанасий, бл. Феодорит и Евф. Зигабен). Но так как невинно гонимый Давид был прообразом невинно страдавшего за грехи мира Христа Спасителя (ср. Пс.21 ), то псалом этот может быть понимаем также в пророчественно-прообразовательном смысле, как молитва к небесному Отцу страждущего Христа Спасителя (Евсевий и Августин). Христианская православная Церковь с древних времён употребляет его в богослужении так называемого 3-го часа, показывая тем, что она понимает его в смысле пророчественного предызображения воспоминаемых, между прочим, на этом часе страданий Христа Спасителя на суде у Пилата (Нов. скриж. ч. I, гл. 13, 94 и учит. известие при служебнике), где с одной стороны признана была совершенная невинность Христа Спасителя ( Ин.18:38; 19:4, 6, 12 ; Мф.22:18–19:24 ), а с другой – обнаружилась жестокость врагов Его, настойчиво добивавшихся осуждения Его на распятие ( Мф.27:20–23, 25 и Ин.19:6, 7, 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Введение § 1. Содержание введения Предметом настоящего сочинения будет история христианской проповеди от её начала до IV века. Считаем необходимым предварительно дать понятие: 1) о проповеди, 2) об истории проповеди и её видах вообще, 3) о порядке изучения истории проповедничества, а также о материалах и пособиях для неё. § 2. Понятие о проповеди Под именем христианской проповеди разумеется открыто предлагаемое пред многими ( 1Тим. 6:12 ; 2Тим. 2:2 ) слово или учение о Христе, которое бывает или 1) возвещением (κρυγμα, μαρτυρα, μαθητεα, υαγγλειον) глагола Веры – ρμα τς πστεος – Рим. 10:8 ), т. е. предварительным кратким сообщением людям о неведомой им дотоле единой истинной религии – Иисуса Христа, устрояющей в мире царствие Божие ( Мк. 1:14 ), царствие духа и истины ( Ин. 4:23 ), или 2) изложением и объяснением (διδαχ, διδασκαλα, μιλα) самого Божественного учения Иисуса Христа, соединенное с наставлением и руководством людей в жизни, согласной с Его заповедями и учением. Первое – возвещение людям Иисуса Христа, как Спасителя мира, образует проповедь миссионерскую, огласительную, обращенную к неведущим дотоле Христа; второе – изложение и объяснение Его учения составляет проповедь внутреннюю, церковную, обращенную к чадам Церкви. Из сказанного видно, что мы считаем ошибочным мнение тех гомилетов (а таких большинство) 1 которые понятие о проповеди ограничивают изложением и объяснением (μιλα, διδασκαλα) учения Иисуса Христа, обращенным к верующим. В первоначальной заповеди Иисуса Христа апостолам о проповеди оба её вида представляются неразрывно один с другим: шедше, сказано в ней, научите (μαθητεσατε) вся языки... учаще (διδσκοντες) их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ). Назначение церкви в мире, по учению Иисуса Христа, состоит не в том только, да вси верующие приидут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), но и в том, чтобы и ины овцы, яже не суть от двора сего, были приведены в ограду церкви, да будет во всем мире едино стадо и един пастырь ( Ин. 10:15 ). Но како уверуют, говорит апостол, его же не услышат, како услышат без проповедующаго (χρις κηρσσοντος – Рим. 10:14 )? По сему самим Господом предназначено, чтобы и проповедь огласительная или миссионерская продолжалась чрез все время существования Церкви в мире, до скончания века, которое и последует не ранее, как проповедано будет евангелие во всем мире ( Мф. 24:14 ; Мк. 13:10 ; Лк. 24:47 ; 1Тим. 3:16 ). А отсюда следует, что оба вида проповеди, как проповедь миссионерская – апостольская, так и проповедь внутренняя – церковная в равной мере могут и должны быть предметом как теоретических наставлений, так и исторического изучения. Главные руководственные наставления о проповеди внутренней или осноположения учения о ней извлекаются теорией проповеди не из иных каких-либо источников, как из наставлений о проповеди миссионерской, данных Иисусом Христом апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010