Божий Промысл «часто попускает, – говорит святой Дамаскин, – что праведник впадает в скорби, чтобы другим явлена была сокровенная в нем добродетель, как это случилось с Иовом... Иногда Бог попускает, что святой, благочестивый человек тяжко страдает, чтобы не отпал от истинной совести и не впал в гордость по причине дарованной ему силы и благодати, как это было с апостолом Павлом». В Своем промыслительном домостроении человеческого спасения Бог соделал скорби и страдания путем в Царство Небесное (см. 2Кор.4:10 ; 1Фес.3:3 ; 2Фес.1:5 ; 1Пет.2:19–21, 4:16 ; Евр.12:6–8 ). Христоносный апостол возвещает, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ; ср.: Мф.7:14 ; Лк.13:24 ; 2Тим.2:12, 3:12 ). Нередко к худым людям – безбожникам и грешникам – Бог проявляет Свою отеческую любовь и доброту, осыпая их земными благами с одним-единственным промыслительным желанием: согреть и растопить очерствевшее их сердце, пробудить их к вечной цели жизни, открыть им душевные очи к зрению небесных и нетленных ценностей, вывести их из нечистоты и мрака смертности в лазурь бессмертия, вызвать в них спасительное чувство умиления и целительные слезы покаяния, Своим Божественным добром побороть их душепагубное зло (см. Рим.2:4, 12:20–21 ). Не следует забывать евангельской истины: всякий, делающий злое, ненавидит добро и истину (см. Ин.3:20 ); а злые люди, воспаляемые живущим в их душе грехом, восстают на праведников, несущих добро и справедливость, преследуют их, мучают, бьют и даже убивают; Бог же Своим Промыслом всё это попускает, не желая стеснить или истребить действие свободной человеческой воли (см. Ин.15:18, 20 ; 1Ин.3:13 ). А участь христоносных праведников, над которыми бодрствует многозаботливый Божий Промысл, выражена апостольскими словами: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ; ср.: Флп.1:19 ; Мф.15:24 ; Рим.8:17 ). Это естественно, потому что мир, лежащий во зле (см. 1Ин.5:19 ), не может и не будет любить и почитать носителей вечного добра – христоносных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

– Больше того, кто в мире: сказав – Тот, Кто в вас, верующих, больше, апостол, по-видимому, должен был выразиться – того, кто в них, в лжеучителях и обольстителях, но он говорит – больше того, кто в мире. Этим выражением апостол указал, что самых лжеучителей и обольстителей он называет миром, как бы их отождествляет с миром (частное вместо общего) по их крайней порче, так как бы они составляли крайнее выражение всего злого в мире, служили как бы злою закваскою злого мира (2, 15–16). – Вы (и мы) от Бога, они от мира ( 1Ин. 2:16 ; Ин. 15:19 ; 1Кор. 2:5, 6, 8,12,14 ) и от князя мира ( Еф. 2:2 , 2Кор. 4:3–4 ), потому между нами полная противоположность; они и говорят, и мыслят, и чувствуют, и делают по-мирскому, по духу мира, по началам мирской мудрости, противоположной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 и далее).– Поэтому и мир их слушает: ему нравятся такие учители и такие учения, он их любит и слушает их, потому что они льстят ему ( 2Пет. 2:1–3 ), подлаживаются под его взгляды и вкусы согласно с направлением времени, поблажают его страстям и привычкам, обольщают всяческими извинениями и надеждами и т. п. – Мы от Бога: мы – апостолы и прочие учители (а равно и все верующие, руководимые Духом Божиим) от Бога посланы и проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, открытую нам Богом. – Знающий Бога слушает и проч.: знающий, то есть верою постигающий и приемлющий Его ( 1Ин. 2:3, 4 ), слушает нас ( Ин. 6:45, 8:47, 10:27 и прим.), принимает наше слово, как слово Божие ( 1Сол. 2:13 ), или внимает нашему учению, как божественному, конечно – и последует оному, и исполняет, и хранит его в сердце своем, и делает по написанному (ср. Ин. 10:12–14, 27 и прим.), и только тот, кто не от Бога, не слушает нас. «Апостол дает другой признак для узнания лжепророков в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Святые, до конца обоженные, по дару благодати настолько включаются в вечный жизненный Акт Бога, что все свойства-атрибуты Божества сообщаются им даже до всей полноты подобия, ибо Бог будет в них «всяческая во всех» ( 1Кор.15:28 ). «До всей полноты» – однако только в плане Акта, то есть содержания Жизни Самого Бога, и никак не по Сущности. Даже до конца обоженный человек вечно пребудет различным от Бога по своему происхождению. Бог – Самосущное Бытие, Творец всего, что существует в небесах и на земле, люди же существуют как тварь. Слова «до всей полноты – однако в плане Акта» звучат как некое умаление, сужение, деградация. Но это совсем не так в действительности. Дарование Богом спасенным во Христе настолько грандиозно и даже беспредельно, что никакой человеческий ум не в силах в пределах земли вообразить себе сие. Создавая человека «по образу Своему и по подобию», Бог повторяет Себя Самого в нас. И вся полнота Божественной Жизни – безначальной и бесконечной – будет неотъемлемым обладанием спасенных. Бог вездесущий и всеведущий – и святые, через пребывание в Духе Святом становятся «вездесущими и всеведущими». Бог есть «истина и жизнь» (ср. Ин.14:6 ), и святые в нем становятся живыми и истинными. Бог есть всесовершенная Благость и Любовь , объемлющая все сущее, и святые, в Духе Святом, объемлют любовью весь космос. Безначален Акт Божественного Бытия, и обоженые, в силу причастия сему Акту становятся «безначальными». «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ), и святых, через вселение Свое (ср. Ин.14:23 ; Откр.7:15, 21:3 ), соделывает «сущим светом» (ср. Мф.13:43 ). Как Бытие Божественное есть «чистый Акт», так и обоженый человек, творимый вначале только как потенция, до конца актуализируется в своем тварном бытии и тоже становится «чистым актом» по входе «во внутреннешиее за завесу» ( Евр.6:19 ). Обожение Во Христе, согласно догмату, тварное человеческое естество обожено до полноты совершенства – «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Обе природы пребывают в Нем в единстве тожества настолько всецелом, что всякая двойственность исключена: Христос – един, Он – единый Богочеловек. В Нем сотворенное «по образу и для подобия Богу» достигло в вечности сего подобия, и причем настолько совершенного, что, во Христе, воскресшем и вознесшемся, уже нет никакого раздвоения, следы которого возможно усматривать в Его земной жизни даже до ее конца. Прежде всего мы имеем в виду такие наиболее яркие примеры, как Гефсиманская молитва «о чаше»: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26:39 ). Так же и предсмертное взывание на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Ин. 3:18, 36, 8:51 ; 1Ин. 3:14 . Истинно, истинно говорю и пр.: понятия оживления или воскрешения и суда объясняются здесь прямее и решительнее в отношении к людям, подлежащим им. Оживотворены и избавлены будут от суда те, кто примет слово Господа, следовательно (противоположное не высказано, а подразумевается), подлежат осуждению смерти и не будут оживотворены те, кто не примет слово Господа. – Слушающий: не телесными только ушами, но приемлющий сердцем как истину. – Слово Моё: проповедь или учение Иисуса Христа вообще, учение о спасении человека, средствах для достижения оного и пр. И верующий в Пославшего Меня: т. е. верующий в ту истину, что Бог Отец послал в мир Христа как Спасителя, следовательно, верующий и в Самого Христа как Спасителя, Искупителя мира. – Имеет жизнь вечную: самою этою верою в Спасителя в верующем совершается это духовно-нравственное оживотворение, или воскрешение в новую жизнь, и притом жизнь вечную, так как единение верою с Христом и есть истинная жизнь души, блаженная, в вечность, тогда как отчуждение неверием есть смерть души вечная в удалении от Бога (ср. прим. к 3:15). И на суд не приходит: суду как осуждению не подлежит именно потому, что верою имеет уже жизнь вечную в своём духе и перешёл в эту жизнь прямо, непосредственно от смерти духовно-нравственной, в которой находился пред сим, когда не веровал в Господа как Искупителя, – перешёл, не подлежа осуждению за неверие, ибо уверовал. Так и на последнем суде веровавшие (и показавшие веру от дел) не будут подлежать осуждению, но воскреснув от смерти временной, перейдут в жизнь вечную, а неверующие подвергнутся осуждению, т. е. от смерти временной перейдут в смерть вечную. 25. Ин. 5:25 . Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ин. 11:43 ; Мф. 11:5 ; Еф. 2:1, 5:14 ; Ин. 10:16, 27 . Наступает время и пр.: усиленное повторение в более образном изложении того, что сказано в предшествующем стихе – об оживотворении, или воскресении мёртвых и нравственно и телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

…и Слово стало плотию… – Ин. 1:14 . Кто есть сей Царь славы?.. Господь сил. Он есть Царь славы. – Пс. 23:10 . Очень сходное место с использованием той же ветхозаветной цитаты в «Собеседовании с Трифоном Иудеем» у Юстиниана Мученика, гл. 36. Я сплю, а сердце мое бодрствует. – Песн. 5:2 . …се, не воздремлет – Пс. 120:4 . …мертвым рождает его… – сказочная гипербола; античная научная и развлекательно-поучительная литература о животных от Аристотеля до Элиана подчеркивала слабое развитие новорожденных львят, слепых и бесформенных. …Первородного… прежде всякой твари… – Ср. Кол. 1:15 . …возлег и уснул… – Быт. 49:9 . Раздел кончается завершением той цитаты, которая его открывает. 2 .О ЯЩЕРКЕ СОЛНЕЧНОЙ Аналогичные сообщения – у Епифания Кипрского и Исидора Севильского . Одеяние ветхого человека. – Ср. Еф. 4:22–24 . …что и Востоком именуется… – Ср. Зах. 6 (в русском синодальном переводе «Отрасль», но в греческом тексте Септуагинты – «Восток») и Лк. 1:78 . 3 .О ХАРАДРИИ Есть птица, называемая харадрий… – Это название совершенно реальной птички – то ли авдотки, то ли ржанки (зуйка). Древнегреческая пословица упоминает ее как пример ненасытности. Однако мы оставили экзотически звучащее для русского уха слово «харадрий» без перевода и не столько потому, что лучшие словари (Например, Леддел-Скотт) выражают некоторую неуверенность в орнитологической идентификации этой птички, сколько ввиду того, что «Естествослов» решительно порывает с прозой жизни, делая из маленького прожорливого существа, знакомого греческим земледельцам как «противное и видом, и голосом» (Аристотель. «О животных», 615 а, 2), непорочно белый символ Спасителя. …как написано во Второзаконии. – Втор. 14:18 . …и выпивает харадрий недуг болящего… – Подобные поверия упоминаются у Плутарха («Пиршественные вопросы», V, 7) и в романе Гелиодора «Эфионики» (III, 122), а также у Элиана («О природе животных», XXII, 13); по свидетельству словаря «Суда», они были известны уже ямбографу Гиппонакту. …всецело бел… – Ср. 1Ин. 1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1Тим.4:1–4 ; 2Тим.3:5–9 ; Мф.24:23–24 др.); истинное нравственное чувство всегда узнает таких лжепророков по общему складу их нравственной личности, – подобно тому, как по качеству плода узнается дерево, – как и иудейский народ знал фарисеев и отличал от учения их учение Христа (7:28–29), – как узнается, наконец, и всякий истинный христианин по его делам (ср. Иак.2:14–26 ; 1Кор.13:1–3 ; Ин.14:21 ; 1Ин.2:3–4 и др. мн.). Общим заключением всей Нагорной Беседы служит увещание Спасителя не только слушать, но и исполнять слова Его и чрез то осуществлять начертанные Им идеалы Правды в Царстве Христовом – под библейским образом домостроения (ср. Прит.9:1 ; Еф.2:19–22 ; 1Кор.3:10–18 ; 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 и др.) мужа разумного на камне, а безумца – на песке (ср. 24–27). Окончив изложение учения Спасителя в Нагорной Беседе, Евангелист считает нужным указать в заключении на то впечатление, какое учение Господа произвело на народ, в отличие от учения книжников и фарисеев. И когда окончил Иисус слова сии, поражался народ учению Его, ибо быль учащим их, как власть имеющий, Коего слово, как Слово Божие об идеалах Правды Божией, начертан- —29— ных Богом в богоподобном духе человеческом, и о блаженстве осуществления их в Царстве Божием, было живо и действенно и острее всякаго меча обоюдуостраго, проницающее до разделения души и духа и судящее помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ), служа благим и легким игом для труждающихся и обремененных, кои находили в Спасителе покой душам своим (12:28–30), – а не как книжники и фарисеи 1075 , – коих заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного, там не много ( Ис.28:10–13 ), с их преданиями старцев ( Мф.15:2 ) и мелочною, большею частью бесцельною и пустою, игрою ученым толкованием закона, – представляли только раскрашенный гроб с мертвыми костями, тяжелое и неудобоносимое бремя, возлагавшееся на плечи людям (23:4, 16–24:27). Этими словами оканчивается та часть евангелия, которая посвящена преимущественному изложению пророческого служения Спасителя человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христианство есть религия, преобразующая человека no образу Спасителя – Богочеловека и перерождающая плоть человека из тела душевного в тело духовное, – религия богочеловечества и богосовершенства человека. Полнее и подробнее эта сторона Нового Завета – идея богочеловечества – может быть построена и раскрыта на основе общей идеи блага, в такой системе: 1) Гносеология Нового Завета. Самопознание как методогносеологический принцип для систематического построения новозаветной идеологии. Психическая необходимость этого принципа доказуется как всеми древними (γνϑι σεαυτν) и новыми (cogito ergo sum) философскими системами, так и библейско-новозаветным учением о человеке, как отобразе Бога. Особое указание на этот принцип дается в следующих местах Новаго Завета: Мф.11:25 (отрицательно и положительно), – Ин.10:14–15 , – 14:7,23,26 др. 1Ин. 4:13 , – 1Кор.2:10–16 , – 2Кор.13:5 , – особенно 1Кор.13:12 срав. ст. 10–13. 2) Теология, космология и антропология Нового Завета. Благо и блаженство как первопричина, конечная цедь и высший смысл бытия и жизни. Первичность, всеобщность и самодостоверность идеи блага и блаженства. Бог есть всеблаго и самоблаго ( Мф.19:17 ) и всеблаженство и самоблаженство ( 1Тим.1:11 , – 6:15 др.), а в существах тварно-ограниченных благо и блаженство необходимо ограничиваются безгрешным и греховным (в человеке после падения) неблагом и страданиями, – блаженство страждущей любви (любовь есть благо и блаженство), восходящей к богосовершенству или богочеловечеству ( Мф.5:3–12 : подробное толкование блаженств, Мф.5:48 и других многих соответственных мест 4 . 3) Вера, как субъективно-человенеческое условие и средство к осуществлению блага и блаженства в мире: Пистология в связи с психологией Нового Завета. Соединение понятий веры и блаженства в Еванг. Ин. 20:29 , – Лк.1:45, 11:28, 14:14 , – Мф.16:17 , – Тит.2:13 , – в посл. Рим.4:9 ср. 3, – в Откр.14:13, 22:7 др. Вера у древне-классических писателей, по отношению к вещам, людям и богам, в страдательном значении – как благонадежность и верность, в действительном – доверие, уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010