Ныне праздник Богоявления, или Рождества: ибо он называется и так, и иначе, причем два названия относятся к одной реальности 4 . Ибо Бог явился людям через рождение От явления Его — имя Богоявления, а от рождения — Рождества. Таково наше торжество, это празднуем мы сегодня — пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться к Богу, или, точнее сказать, возвратиться, чтобы нам отложить ветхого человека и облечься в нового (ср. Еф 4:22–24) и чтобы, как мы умерли во Адаме, так нам и ожить во Христе (ср. 1 Кор 15:22), со Христом рождаемыми, распинаемыми, погребаемыми и воскресающими (Сл. 38,3,1–4,7; 108–110=1.522–523). Святитель Григорий называет Рождество праздником “вос­создания” (Сл. 38,4,17; 110=1.523), таинством “второго общения” Бога с людьми (Сл. 38,14,35–41=1.529). История человечества началась с сотворения Богом человека, однако спасение падшего мира началось с Боговоплощения. Основная часть рождественской проповеди святителя Григория содержит пересказ библейской истории от сотворения мира и человека до пришествия в мир Христа Спасителя. Святитель Григорий также пересказывает земную жизнь Иисуса от Рождества до Вознесения; говоря об отдельных событиях из жизни Христа, он называет их “таинствами”, так как каждое из них имеет прямое отношение к спасению человека: Ведь немного позже ты увидишь Иисуса и очищающим­ся в Иордане — мое очищение; лучше же сказать, через это очищение очищающим воды — ибо не имел нужды в очищении Сам Тот, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29); увидишь и разверзающиеся небеса (Мк 1:10); увидишь Его принимающим свидетельство от родственного Ему Духа, искушаемым и побеждающим искусителя, принимающим служение ангелов, исцеляющим всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф 4:23), животворящим мертвых изгоняющим демонов, как Сам, так и через учеников, немногими хлебами насыщающим тысячи, ходящим по морю, предаваемым, распинаемым и распинающим мой грех, приносимым (в жертву) как агнец и приносящим как священник, погребаемым как человек и восстающим как Бог, а потом и восходящим на небо и приходящим со славой Своей. Вот сколько у меня праздников по поводу каждого таинства Христова! Но главное в них одно — мой путь к совершенству, воссоздание и возвращение к первому Адаму (Сл. 38,16,1–19; 140–142=1.531).

http://pravmir.ru/prazdnik-kak-tainstvo/

Ошибкой, однако, будет считать, что стремление это является чем-то новым и необычным (вспомним напр. св. прав. Симеона Богоприимца, который, будучи человеком богобоязненным, тем не менее подвергся искушению плотского истолкования пророчества о бессеменном зачатии Христа Спасителя: занимаясь переводом книг Исаии, он, когда достиг пророчества: « Се Дева во чреве зачнет и родит Сына » (Ис. 7, 14),  усомнился и хотел изгладить это пророчество, но Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня»). Мы видим здесь действие плотского мудрования, присущего в том числе и людям не просто верующим, но избранникам Божиим, например пророку Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя (Лк. 1,18). Вот эта-то мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3, 15) такие трудные для своего восприятия места Священного Писания всегда старается подверстать под свое разумение, особенно когда речь заходит о крестоношении. Небезызвестно и нам, что «с лово крестное – погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну. Где премудр, где книжник, где совопросник мира сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих. Понеже и иудее знамения просят, и эллины премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята: иудеем убо соблазн, эллином же безумие, самем же званным – иудеем же и эллином – Христа, Божию Силу и Божию Премудрость » (1 Кор. 1, 22-24). Хотя придание мирского понимания словам Священного Писания касается всех аспектов жизни, в наибольшей степени, наверное, это касается понимания свободы. «Справедливо замечает Блаженный Феофилакт Болгарский, что учение Господа о духовной свободе не удовлетворило таких Его учеников, которые были учениками только по имени и по положению, и, не приемля, как следует, Слова Господня, которое Дух и Жизнь (Ин. 6; 63), желали бы приспособить это слово к земному своему благосостоянию, т.е. дать Слову Божию плотское значение и действие» [v] . Поэтому, хотя нигде в Писании не сказано о том, что социальная (внешняя) свобода имеет непреходящую абсолютную ценность (наоборот – отовсюду мы слышим предупреждение об опасности попадания таковой свободы в руки неутвержденных в вере и благочестии: « К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к (угождению) плоти, но любовию служите друг другу» (Гал. 5,13), ибо  " в се мне позволительно, но не все полезно; Все мне позволительно, но не все назидает " (1 Кор. 10, 23)) приходится признать, что многими эта внешняя свобода уже воспринимается как благо абсолютное и бесспорное.

http://bogoslov.ru/article/1299847

Писание было для него действенным и самым эффективным руководством и в разрешении различных духовных недоумений, и на пути ко спасению. Святитель Феофан Затворник пишет: «Вопрошавшему о том, как спастись. Господь, со Своей стороны, задал вопрос: в законе что написано? как читаешь? ( Лк. 10:26 ). Этим Он показал, что за решением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтобы и самых недоразумений не было, лучше всего читать Божественное Писание, читать со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей, — в мыслях, что касается чувств — в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах… Какая бы ни волновала тебя страсть, — начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится». Святителю вторит и преподобноисповедник Никон Оптинский : «Когда человек положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, полюбит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха». Не будет преувеличением сказать, что ни одна из проповедей отца Венедикта не обходилась без напоминания или рассуждения о заповедях Божиих, о необходимости их исполнять. Он повторял слова Христовы: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин. 14:15, 21, 23-24 ). И для него это не было «дежурным» поучением, лишь проявлением пастырского долга. Следуя апостолу: Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2 Тим. 4:2 ), — он с горячей ревностью сердца взывал к стоящим перед ним людям: «Сказано: только тот любит Бога, кто соблюдает Его заповеди. А чтобы их соблюсти, необходимо эти заповеди знать! Как можно исполнить то, чего не знаешь? Нужно читать Слово Божие, поучаться в заповедях Его, как сказано пророком Давидом». Как учит святитель Филарет Московский , «заповедь есть Богом данное повеление или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасения». Все знают Десять ветхозаветных заповедей, данных через пророка Моисея на горе Синай. Однако, уже в начале Своего служения Христос, взойдя на гору, преподал людям новые заповеди, называемые обычно «заповедями блаженства» ( Мф.5:3-11 ). Кроме них, в Новом Завете содержится около пятисот заповедей Божиих. Все они не отменяют десяти ветхозаветных, а дополняют их. Они говорят о том, каким должен быть христианин. Это и откровение о внутреннем, духовном состоянии христианина, и руководство к действию. Ведь, как разъясняет преподобный Макарий Оптинский , «воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять».

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах … “Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих” ( Ин. 14:23-24 ). Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим… Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.” ( Мк.12:30-31 ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки” ( Мф.7:12 ). Символ веры Есть мера веры необходимая для крещения. Эта мера – Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством. Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1м (325 г.) и 2м (381 г.) Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, догмат нашей православной веры. 1й член говорит о Боге Отце, 2й по 7й члены говорят о Боге Сыне, 8й — о Боге Духе Святом, 9й — о Церкви, 10й — о крещении, 11й и 12й — о воскресении мертвых и о вечной жизни. Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным). При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Священный Символ надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей: Объяснение Символа веры 1. Я верую во единого Бога Отца, первое Лицо Святой Троицы: верю, что Бог – один, что Он всё содержит в своей власти и всем управляет, что Он сотворил Небо и землю, то есть видимый и невидимый (материальный и духовный) мир. 2. Верую, что Господь наш Иисус Христос – это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, когда времени еще не было. Он – Свет от Света: так же неразлучен с Богом Отцом, как солнечный свет неразлучен с солнцем. Он – Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден Богом Отцом, а не сотворен, как сотворены люди и Ангелы; Единосущен Отцу – имеет единое существо, единую суть с Ним.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

Слово «крест» в Евангелии от Иоанна впервые появляется только в рассказе о распятии ( Ин.19:17 ). Однако в синоптических Евангелиях оно встречается неоднократно в поучениях Иисуса, обращенных к разным лицам. Своим ученикам Он говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф.10:37–38 ). Ученикам и народу Иисус адресует призыв: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ; ср. Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Богатого юношу Иисус призывает: Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест ( Мк.10:21 ). На пути в Иерусалим Иисус обращается к народу со словами: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником ( Лк.14:26–27 ). Как понимать эти многочисленные упоминания о взятии креста, о несении своего креста? Несомненно, перед глазами Иисуса стоял образ человека, осужденного на позорную смерть через распятие, и Он знал, что такую смерть надлежит принять Ему Самому. Согласно синоптическим Евангелиям, Он много раз говорил об этом ученикам. В научной литературе, учебниках по Новому Завету и различных конкордансах (согласованиях) евангельского текста обычно говорится о том, что Иисус трижды предсказывал ученикам Свою смерть. Эти эпизоды так и называют: первое, второе и третье предсказания Иисуса о Своей смерти. 7 Между тем только в синоптических Евангелиях мы находим не менее пяти таких предсказаний. Первое из них Иисус делает в Кесарии Филипповой после того, как Петр в присутствии учеников исповедал Его Сыном Божиим. Рассказ об этом имеется у всех трех синоптиков. Наиболее полная версия содержится у Марка, несколько сокращенная – у Матфея, значительно сокращенная – у Луки:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Состав: за оглавлением (1–2 об.): 1) подобает ведати како начати правило свое в келии (3–9); 2) правило иноку на всяк день (9–11); 3) сие правило неумеющим грамоте (11 об.); последования: полунощниц: 4) вседневной (15–40 об.); 5) субботней (41–56); 6) воскресной (57–77); каноны: 7) Иисусу Христу – творение инока Феоктиста (78–96); 8) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (97–116); 9) Пресвятей Богородице молебный, творение священно-инока Игнатия (117–131); 10) Николаю чудотворцу – творение Феофаново (132–142); 11) животворящемуКресту – творение Григория Синаита (142–153 об.); 12) Иоанну Богослову – творение Феофаново (154–165 об.); 13) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (167–204); 14) Пресвятей Богородице – творение Феофаново и Ангелу хранителю, неполный (205–216); на л.л. 217–225 конец малаго повечерия; 15) последование ко Святому Причащению (226–302); 16) молитвы по Святом Причащении (302 об.–313); 17) о послании ученика ко иному старцу (316–320 об.). Начало: «Аще случится ученику от старца послану быти о некоей вещи во иную келию велику старцу и вшед в келию старцу прекословия о молитве не чинити»; 18) аще кто от подвижнейших инок произволяетт наедине в келии своей и совершает сия молитвы егда должно есть спати (322–330 об.); святого Максима-исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим иноком и к трудолюбствующим ко еже спастися; та же и к живущим в мире к мужем же и женам о чувствах телесных и о душевных свойствех иже во сне истицание по вещи или чрез вещь (330 об.–337 об.); 20) правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернения по действу диаволю 337 об.–352 об.); 21) ин устав о искушении скитских инок внегда случится кому осквернитися во сне по действу диаволю (352 об.–353); 22) канон молебный Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (354–372); 23) служба по вся дни Господу Иисусу Христу (373–396); 24) указ о поклонах и о пении (397–406). Начало: «Понуди мя, отче святый, честная и благая святыня твоя написати о справе яже совершается в царствующем граде Москве в велицей церкви Пречистыя Богородицы честного Ея Успения и по великим киновиям и к вашей честности нудит мя болезнь изрещи; 25) чин о панагии (407–410).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спаситель называет мужем мудрым того, кто созидает храмину свою на камени ( Мф.7:24 ): ибо таковая храмина тверда, не падет от бурь. – Святой Апостол Петр, убеждая христиан устроять из себя храм духовен, указует как на основание его, на камень живой. Сей живой, краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос , то есть: вера в Него, как Сына Божия, пришедшего искупить род человеческий ( Мф.16:16 ), вера в силу и действенность искупительных заслуг Его, и основанная на сей вере любовь к Нему, и наконец проистекающее из сей веры и любви хранение Его заповедей. Вот краеугольный камень, положением которого во главу угла должно начаться и совершаться созидание нашего внутреннего духовного храма. И всякий, устрояющий таковой храм, может устроять оный твердо и безопасно только на сем основании: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, иже есть Христос ( 1Кор.3:11 ). Посему напрасен был бы труд – устроения, если бы кто не положил в основание сего камени; тщетное усилие заменить сей камень человеческою мудростью, разумом и тому подобным. Это значило бы устроять храм на песке, или и вовсе не устроять храма для Духа Святого: ибо Дух Святой даруется людям только по силе веры в Искупителя. И Сам Искупитель только в обители, устроенной на сем камени, обещает вселение Божества: аще кто любит Мя, говорит Он, – а любить Его невозможно без веры в Него, и мера любви к Нему есть мера веры, – аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). На сем краеугольном камени храма духовного должно быть наздано, по слову Апостола Павла, основание Апостол и Пророк ( Еф.2:20 ), т. е. вера в несомненную истину их учения, как слова Божия, исполнение которого должно служить основанием всей нашей жизни. Посему, христиане, вникнем в себя, на сем ли основании созидаем мы внутренний храм наш: кийждо да блюдет, како назидает ( 1Кор.3:10 ), и твердо ли положено основание сие, и если увидим, что на сем основании, и оно твердо положено: будем продолжать строить на нем не дрова, сено и тростие, но злато, сребро, камение честное – здание храма доброй христианской духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Что касается внутренних оснований, на которых основывает новейшая критика свое сомнение в подлинности последнего раздела Евангелия от Марка, то мы должны признать, что, действительно, не находим в этом разделе тех своеобразных черт стиля, какие вообще характеризуют евангелиста Марка, что здесь не встречается любимых Марком частиц «опять», «вдруг». Но нужно, с другой стороны, не упускать из внимания и того обстоятельства, что содержание этого раздела и не давало повода к употреблению указанных любимых Марком слов. Три явления Воскресшего изображены здесь в форме «лестницы», а эта форма Марку не чужда, и, с другой стороны, она требовала тех соединительных частиц ( μετ τατα и στερον), которые он здесь употребляет вместо частицы «опять» (стихи 9, 12, 14). Также употребление глаголов πιστεν и φανερθη, которые у Марка в других местах не встречаются, требуются здесь самим предметом повествования. Глагол πιστεν мы находим также в Евангелии от Луки только в Лк.24:11, 41 и глагол φανερθη в Евангелии от Иоанна только Ин.21:1 , именно в повествовании о явлениях Воскресшего. Глагол θεθη, также впервые употребленный здесь Марком (стих 11), является вполне точным обозначением созерцания людьми Воскресшего в Его прославленном теле. Трижды употребленный здесь Марком глагол πορεεσθαι (стихи 10, 12, 15) также не может быть назван вполне чуждым Марку выражением, так как сложный глагол παραπορεεσθαι употребляется им нередко ( Мк.2:23, 9:30, 11:20, 15:29 ). Притом этот глагол πορεεσθαι является во всех трех случаях вполне подходящим термином. Остальные выражения, не встречающиеся прежде у Марка, или и не могли быть ранее употребляемы евангелистом (например, γλσσαις λαλε ν καινας, – стих 15), или же представляют собой крайне незначительное отступление от встречающихся у Марка выражений (например, κσμον παντα, стих 15, ср. с λον τν κσμον в Мк.15:36 ). Странным только представляется, что евангелист Марк употребляет в 9-м стихе выражение πρτ σαββτου – «в первый день недели», тогда как во 2-м стихе он употребляет о том же самом другое выражение τ μι σαββτου. При этом выражение τ σββατον в смысле «недели» у него, да и в других Евангелиях, не встречается, за исключением Лк.18:12 . Но и эта странность может быть объяснена тем, что в том кругу верующих, к которому принадлежал Марк, могло уже войти в употребление слово σββατον в смысле «недели» и евангелист здесь употребил это, так сказать, новое выражение, тогда как во 2-м стихе употребляет другое, старое, параллельное выражение, которое, вероятно, употреблял апостол Петр, когда рассказывал Марку о Воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во 1-х, любимые выражения евангелиста φς и σκοτ, употребляемые им в нравственном значении, не чужды и апокалиптику, причем последний, соответственно характеру Апокалипсиса, выражает их в чувственных, конкретных образах ( Откр. 21:10, 21:11; 23:24; 22:5 ; Ин. 1:5, 1:9, 5:35 ; 1Ин. 1:5, 2:8 ). Впрочем и в Евангелии вместо понятий «света» и «тьмы» встречаются конкретные образы «дня» и «ночи» в том же переносном значении ( Ин. 11:9; 11:10 ), равно как и в Апокалипсисе понятия «света» и «тьмы» употребляются совершенно так же, как в Евангелии и в послании ( Откр. 3:17, 3:18 ; Ин. 9:39, 9:41 ; 1Ин. 2:8–11 ). Во 2-х самые употребительные в Евангелие понятия жизни и смерти, имеющие также нравственное значение, равно как понятия о вечной жизни и вечной погибели мы находим и в Апокалипсисе ( Откр. 3:1, 3:2 ; Ин. 6:50 ; Ин. 8:21, 8:24 ; Ин. 9:26 ; Откр. 7:8–11 ; Ин. 5:24, 5:29 ; Ин. 6:39–40 ; 1Ин. 3:14–15 ). В 3-х, замечательно также сходство между Евангелием и Апокалипсисом в употреблении слова φων которое там и здесь употребляется в совершенно одинаковом значении, как только неопределенный звук, а не как определенное слово, членораздельная речь, как напр. в кн. Деяний ап. 13:27; 24:21 ( Откр. 1:15 ; Ин. 3:8 : см. также сходные образы Откр. 18:23 и Ин. 3:29 ). В 4-х особенно поразительно сходство между Евангелием и Апокалипсисом в употреблении таких характеристических выражений и понятий, которые самым решительным образом говорят за принадлежность того и другого произведения одному и тому же автору и в виду которых даже отрицающие эту принадлежность признают, что писатель одного позднейшего из этих произведений был последователем и подражателем писателю раннему, не апостол апостолу. Так Неандер, признавая Евангелие подлинным произведением ап. Иоанна, в апокалиптике видит пресвитера Иоанна, жившего в Ефесе и находившегося в личных отношениях к апостолу того же имени, чем и объясняет черты сходства между Апокалипсисом и Евангелием 3 . Ренан, наоборот, признавая Апокалипсис подлинным произведением ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

Само «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово, – говорит св. Афанасий, – приходит в нашу область». 185 Хотя и прежде Слово промыслительно руководило вселенной с высоты Своего Божества, но ныне приходит «снисходя Своим человеколюбием и явлением среди нас; приемлет на Себя тело, и тело не чуждое нашему», смертное тело и «как человек живет среди людей». 186 «Мы познали, – говорит св. Григорий Богослов , – и исповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими речениями» Священного Писания , где говорится о Его вневременном начале, единородстве с Отцом, что Он есть Сияние и Образ Отца и проч. ( Ин.1:1 ; Пс.103:4 ; Ин.14:6 ; Ин.8:12 ; 1Кор.1и проч.), но в том же Писании предлагается и обратное, где Сын назван созданным ( Притч.8:22 ), не могущим что-либо ни говорить, ни судить, ни даровать без воли Отца ( Ин.5:30; 12:49, 47 ; Мф.20:23 ), что Он алчет ( Мф.8:24 ), утруждается ( Ин.4:6 ), плачет ( Ин.11:35 ) и проч. Говориться и о Его смерти и кресте. 187 Но, совокупив речения вместе, мы должны прийти к мысли о том, что Писание говорит нам о Божестве Слова, когда говорит возвышенно о Нем «и ., которая выше страданий тела», а «речения более унизительные – к Тому, Кто Сложен , за тебя истощил Себя и воплотился». 188 «О новое смешение! О чудное растворение! Сын начинает бытие», «Хотя и пребыл и тем, чем был Он ; однако же восприял и то, чем не был ». 189 Истинный Сын Единородный, предвечный, бесплотный, становится человеком, восприняв природу для спасения оной немощи нашей, в которой Он и подлежал страданию «по плоти», но «бесстрастный по Божеству», один и тот же – земный (по человечеству) и небесный (по божеству), всецело Бог и всецело человек, чтобы «воссоздан был всецелый человек падший под грех». 190 Свт. Афанасий, пытаясь разрешить недоумение: может ли невместимый Бог вселиться в человека, говорит: «Он не был так объят телом, чтобы, когда был в теле, тогда не был и вне тела, и когда производил бы в движение тело, тогда вселенная лишена была Его действия и промышления. Не таково Слово Божие в человеке. Оно не связывалось телом; а напротив того, Само... обладало им... и в теле Оно было, и находилось во всех тварях , и было вне существ, и упокоевалось в едином Отце». 191

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010