братств и мирян УПЦ в Житомире 30 апр. 1992 г. Собрание выразило недоверие митр. Филарету и высказалось за проведение Архиерейского Собора УПЦ и отставку митр. Филарета с поста предстоятеля УПЦ. 27 мая того же года О. участвовал в Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ, сместившем митр. Филарета с поста предстоятеля и избравшем новым предстоятелем УПЦ митр. Владимира (Сабодана). 28 июля 1994 г. О. был возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Синода УПЦ. 22 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. С 14 дек. 2007 г. являлся председателем Церковного суда УПЦ. На Архиерейском Соборе РПЦ 24-29 июня 2008 г. избран на 4 года заместителем председателя Общецерковного суда РПЦ (повторно избран на эту должность в февр. 2013). 27 июля 2009 г. вошел в состав Межсоборного присутствия РПЦ: с 29 янв. 2010 г. являлся членом Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. 23 окт. 2014 г. вошел в президиум Межсоборного присутствия и возглавил Комиссию по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления (до 30 янв. 2017). За время управления О. Черновицкой и Буковинской епархией количество приходов в ней возросло с 360 до 382, было учреждено или возобновлено 11 мон-рей (5 мужских и 6 женских), в т. ч. древний Крещатицкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь , возрожден Черновицкий православный богословский ин-т. В дек. 2013 г. ухудшилось самочувствие митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), стало очевидно, что он более не может исполнять обязанности предстоятеля УПЦ. В это же время резко обострилась внутриполитическая ситуация на Украине. В центре Киева масштабные общественные выступления переросли в столкновения между демонстрантами и спецподразделениями МВД Украины. В условиях общественно-политического противостояния каноническая Украинская Церковь занимала миротворческую позицию. После того как в уличных столкновениях появились первые жертвы, 22 янв. 2014 г. Всеукраинский совет церквей и религиозных орг-ций, в к-ром в то время председательствовала УПЦ, на экстренном заседании призвал немедленно прекратить кровопролитие.

http://pravenc.ru/text/Онуфрий ...

В свою очередь множество текстов Писания свидетельствуют о том, что являющаяся необходимым предварительным условием подлинно церковного учительства святость есть итог очищающих человека страданий и скорбей: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ), «В мире скорбны будете» ( Ин.16:33 ), «Многими скорбями надлежит нам войти в царство небесное» ( Деян.14:22 ), «Нам дано не только веровать во Христа, но и пострадать за него» ( Флп.1:29 ) и т. д., и т. д. Дополнительно можно было бы еще указать и на особую значимость этой посылки для русской традиции на всем ее протяжении, начиная от первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, возжелавших подражать Христу именно в его страданиях, и вплоть до учения о народе-страстотерпце, более известном в трактовке Ф.М. Достоевского, но, строго говоря, восходящем к учению свт. Димитрия Ростовского , о чем мне уже приходилось писать. Напомню только, что, согласно святителю, Крест Господень, как говорил ап. Павел, есть образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Последование же Кресту заключается в том, что «кождо человек имать крест свой, имать. некое бедствование или от своего естества… или от врага невидимаго... или от видимаго… или лишение любезнаго друга или чад... или телесная недугования и кая-либо страдания; все то суть наши кресты, яже егда человек любве ради Божия терпеливно носит, сообщается страданию Господню, сообразен бывает Кресту Его; страдания же наша, яко Своя страдания Господь вменяет» 3 . Или даже так: Господь Сам страждет в нас, как в своих членах, «мы же страждущии есмы, яко собирающии оставшии по трапезовании укрухи; сице от страданий Господних некия собираем останки, глаголющу Апостолу: исполняю, рече, лишение скорбей Христовых в теле моем ( Кол.1:24 ), сиесть еже Он не дотерпе, аз в теле моем дотерпеваю» 4 . Таким образом, страстотерпчество представляется в этом тексте уже не как частный вид христианского подвига, но как универсальный закон существования земной Церкви, которая поскольку есть тело Христа, постольку и продолжает и довершает страдания Его в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда, на свою родину, пошли и они. По прибытии в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. Пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения, остановились в вертепе и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши ecu во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царство римского кесаря Августа, в лето от сотворения мира 5508 55 . «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего, вписались в число верных» 56 . «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в число рабов, и нас, рабов врага и греха, сделал свободными» 57 . «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское безчиние исправит» 58 . Между тем не одни поля вифлеемские огласились славою лежащего в яслях Младенца, Иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога ( Евр.1:3 ), но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек ( Флп.2:7 ). Перед рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит св. Златоуст, «некая невидимая сила» 61 , или, по мненио св. Димитрия Ростовского , – ангельская 62 . Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленить вся сыны Сифовы ( Чис.24:17 ). Слова сии, произнесенные прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, относят к событию рождения Спасителя Ориген 63 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вся эта речь, полная одна другой более сильных и выразительных мыслей о безусловной необходимости для получения вечной жизни причастия Тела и Крови Христовой, поставляет выше всяких сомнений то, что Христос, обетовав в будущем дать живой хлеб, состоящий в Его Плоти, вместе с сим обетовал преподавать верующим Истинную Свою Плоть и Истинную Свою Кровь с тем, чтобы приобщающиеся их внутренне соединялись с Ним Самим и через это становились причастниками жизни вечной. Самое же таинство живого, или евхаристического, хлеба, как передают евангелисты Матфей и Марк, так установил на тайной вечери после совершения вместе с апостолами ветхозаветной пасхи Иисус Христос : «ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многая изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; с. Мк.14:22–24 ) или, по изображению Ап. Павла и св. Луки: «Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание: такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша Новый Завет есть в Моей Крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:23–25 ; с. Лк.22:19–20 ). Из приведенных слов Писания при установлении сего таинства ясно видны особенная важность и особенно высокое значение сего таинства для христианина. Главное и существенное в сем таинстве то, что под видом хлеба и вина нам преподается Истинное Тело и Истинная Кровь Христова. Христос прямо говорит: «Хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира... ибо Плоть Моя истино есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво» ( Ин.6:51, 55 ). Для чего Господь установил сие таинство? а) Ближайшая цель установления его – воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. «Сие творите... в Мое воспоминание», – сказал Господь ( 1Кор.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой. 2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой. Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии ( Мф.1:23 ). В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена ( Ис.29:11 ). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ). Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 )), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной? ).

http://azbyka.ru/bogorodica

Если, например, сегодняшнее чтение воспринять прямо, как написано, вне всего учения апостола Павла о спасении, что это будет? Протестантский катехизис: «Я спасен и меня ожидает Царство Небесное. Остается лишь благодарить Господа. Аллилуйя!» Но давайте попробуем взглянуть на эти библейские слова, прислушиваясь к сердцу и вспоминая, что еще говорит на эту тему Писание в других местах. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас...» Любовь. При встрече с этим словом другие слова всплывают в памяти. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» – «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» (Ин. 21:15), – отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, всю жизнь по ночам плакал... А что же я? Знаю, Господь любит меня. А я люблю? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» – совесть молоточком постучит и спросит: «Да что ты говоришь? Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь – и больше никого». Правда? Правда. Но сердце все равно говорит: люблю Господа... Непросто, очень непросто читать в Библии о любви. «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». То, что я преступник и был мертв духовно, это знаю. Но вот действительно ли я «оживотворен»? Понимаю, что такая возможность мне дана. Но насколько я воспользовался ею? Чувствую ли я себя новым творением? Ведь христианин – новый человек. В конце главы Павел к этому и приводит. Кто он такой, этот новый человек? «Новым человеком называет Он того, который обновляется по вся дни и имеет обитель в новом мире, когда будет небо ново и земля нова (Ис. 65:17), – имеет пить чашу Иисусову новую в Царствии Божием (Мк. 14:25) и петь песнь новую (Пс. 32:3; Пс. 97:1)», – пишет святитель Феофан. Я к этому стремлюсь или в мою жизнь просто вошли новые, «православные» правила? Утренние и вечерние молитвы и просфора перед завтраком? «Благодатью вы спасены». Итак, я спасен? Уже? Ну-ка, посмотрим, что еще говорит Писание о спасении. «Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23–24). Оказывается, не все так просто. «Спасаетесь, – говорит апостол Павел, – если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали» (1 Кор. 15:2). Выходит, уверовать можно тщетно. О, далеко не все так просто! А некоторые мне говорят: раз веруешь, значит уже спасен...

http://pravoslavie.ru/117006.html

Значению Таинства соответствует и особенный смысл свидетельства о нём Священного Писания . Апостолы говорят не от себя, а единогласно и буквально передают собственные слова Иисуса Христа, произнесённые Им накануне Своей смерти, в день последнего совершения Им ветхозаветного пасхального обряда. При полном собрании ближайших учеников-апостолов Господь установил Новый Завет и соединил с ним преподание главнейшего Таинства, заключающего в себе таинственную сущность христианства. В это время, по свидетельству трёх евангелистов и апостола Павла, «Иисус взял хлеб и и, благословив, преломил и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все: ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Апостол Иоанн, дополнивший своим Евангелием так называемые Евангелия синоптические, не включает повествование об установлении Таинства, зато подробно излагает беседу Иисуса Христа о «хлебе жизни» ( Ин.6:32–58 ), под воздействием которой, как можно думать, никто из учеников не выразил недоумения при действительном изъявлении таинственного обетования Учителя на Тайной Вечери. Будучи п приготовлены к усвоению великого Таинства, они восприняли его как должно. Главная мысль учения о Евхаристии может быть основана только на приведённых установительных словах и должна представлять собою точный вывод из этих изречений Спасителя; различие учения о Таинстве зависит от того или иного их понимания. Это различие между православными и римо-католиками, с одной стороны, и протестантами, с другой, происходит от различного понимания связки «есть» в изречениях Спасителя: «сие есть Тело Мое» и «сие есть Кровь Моя». Одно понимание сводится к признанию хлеба и вина Евхаристии как истинного Тела и Крови Спасителя, другое – к признанию вещественной части Таинства – хлеба и вина – как предметов, содержащих Тело и Кровь. Как замечает один из православных исследователей Таинства (И. Олесницкий), при тщательном рассмотрении повествования апостолов об установлении таинства Евхаристии нельзя сказать, что в словах Иисуса разумеется хлеб как таковой, обыкновенный, что Христос преподал ученикам просто хлеб и при этом сказал, что это есть Тело Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

И человек, который бежал от прелести мира, но, возлюбив нынешний век и временную греха сладость, предается сожалению потерянных благ и совершенному нерадению в служении Богу. Такой чувствует себя погибающим и говорит: окаянен аз человек! Как точно мертвый труп я стал, сделался, как столп неподвижный; ни на шаг нет силы подвинуться вперед. Кто меня избавит от тела смерти сея ( Рим.7:24 ), освободит от такого необыкновенного положения, от жизни, которая кажется мне хуже смерти? Так, в тяжком унынии человек чувствует себя, что лучше бы он умер. Об опасном положении таких людей Господь Сам свидетельствует, говоря: никто же, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии ( Лк.9:26 ). Иная причина грехопадения бывает от хитрости змия, человекоубийцы искони, склонившего еще первого человека поработать чреву, чтобы познать добро и зло. Сей отец лжи приступает ко всякому человеку, хотящему работать Господу Богу, и склоняет оставить молитву и пост, как орудия, которыми он побеждается и отгоняется: для сего влагает помыслы пренебрегать Господним повелением – не отягощать сердца объедением и опивством и попечением житейским ( Лк.21:34 ). При всеобщей нашей беспечности, враг спасения нашего легко похищает сие слово Божие из мыслей наших и склоняет всех не Богу служить, а угождать своему чреву; и вот делается для многих из нас, как бы богом каким, чрево свое, которому служат и для которого работают всю жизнь. Ибо кто чем побеждается, тому и порабощается (Ср. 2Пет.2:20 ). Итак, предается человек греховной жизни от многих причин: то по слабости воли склоняется на злые дела, как некто говорил о себе: не еже хощу доброе, сие не творю; но еще не хощу злое, сие содеваю ( Рим.7:19 ); то по немощи плоти: вижду ин закон во удех моих противу воюющ закону ума моего и пленяющ мя ( Рим.7:23 ). Так, кроме внешних причин, многих случаев и соблазнов ко греху, каждый человек искушается еще – от своея похоти влеком и прельщаем на зло ( Иак.1:14 ). И вот удобопреклонная на зло воля его и слабость плоти не дают ему служить, как должно, Богу всем сердцем и помышлением; и он умом и сердцем отвращается от Бога и, как блудный сын, оставляет отеческий кров, и, как согрешивший Адам, скрывается от лица Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Людмила 1 февраля 2017, 21:41 Многих сил, здоровья, крепости, милости Божией на многая и благая лета! Анатолий 7 мая 2016, 15:35 Многая лета! Андрей 11 февраля 2016, 12:36 Благодарю ! За статью !!! Ксения 7 февраля 2016, 23:43 Дорогому нашему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу многая лета и дай Бог, чтобы наша Единая Апостольская церковь, Русская ПРавославная Церковь сохранила свою чистоту во Христе, очень беспокоит встреча нашего любимого Патриарха с еретиком папой римским 12 февраля на Кубе.... Галина Игловская 7 февраля 2016, 20:24 Восхищаюсь словом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси- обдуманным,точным,емким, огненным. Такое впечатление, что в сердце Свят. Патриарха Кирилла написано Евангелие, и огнем живущего в нем Духа Святого Патриарх воздействует на души и сердца людей, пробуждая в них и укрепляя веру в Бога, возогревая утраченную любовь (зачастую она у нас чрезмерно обширно подается в речах, но, увы, почти отсутствует на деле). Причем это слово не просто книжное, аморфное, оторванное от действительности, но всегда наполненное внутренней силой и непоколебимой убежденностью в Истине, сверкающей хрустальной чистотой в роднике Православия. Слово Святейшего исполнено чувством победы над мировым злом- победы во Христе Иисусе;оно всегда конкретно-ситуативное, неразрывно связанное как с современными реалиями жизни, с социумом, так и будущностью. Я глубоко уверена, что при всей каноничности и незыблемости догматов Церкви тайна Божьего домостроительства остается тайной- в связи с изменяющимися условиями жизни,с глубинными процессами исторического бытия. И открывается она Христом, который творит " все новое " (Отк. 21:5), только Его посланным, Его ставленникам, по Божьему изволению. И здесь важна не сама буква закона,за которую сегодня многие ратуют, а Дух Христов.И как важно донести потомкам и пронести сквозь сумятицу времени и умов эту Истину- бережно и в страхе Божием- не растеряв ее по дороге, не смешав с многочисленными человеческими вожделенными стремлениями и наклонностями, не содержащими в себе этого Духа. " Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.Пребудьте во Мне, и Я в вас.Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками " (Ин. 14:27; 15:4,8). Да прославлено будет имя Христово- высокое и святое!

http://pravoslavie.ru/87973.html

Мелодия, реж. Шиллер Юрий, 44   19-00    Конкурс Про солдата, ( аним.), реж. Телегин Валентин, 13 Полковые батюшки, реж. Шеховцов Валерий, 26 Непобежденный гарнизон, реж. Калядин Игорь, 52     26 ноября                 БОЛЬШОЙ  ЗАЛ     16-00                    Премьерный фильм-событие. Иерей-Сан. Исповедь самурая. реж. Егор Баранов,102     19-00                    Торжественная Церемония Закрытия ХХ  Международного  фестиваля  «РАДОНЕЖ»   Фильм Закрытия      «Наследники»,   реж.   В.Хотиненко , 103       22 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00    Ретроспектива   Красота Божьего мира, реж. ин. Трифон (Умалатов), 7 Человек перед Богом. Таинство брака, автор митр. Иларион (Алфеев), 25 Братская свеча, реж. Волох Ирина, 42 Мир на кончиках пальцах, реж. Орехов Вячеслав, 26 Портреты на фон монастыря, реж. Карпова Татьяна, 39   13.00     Ретроспектива Император Николай II, реж. Фирсова Джемма, 22 Москва Первопрестольная, реж. Фирсова Джемма, 14 Пасха 45-го года, реж. Криницын Борис, 51   Надеющиеся на тя да не погибнем, реж. Шкурко Виктор, 61   16.00       ТВ – конкурс   Альфа и Омега,   реж. Крылов Евгений, 77 9 лет – ума нет, реж. Будинас Борис, 77     23 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00     Ретроспектива   Гибель империи, реж. арх. Тихон (Шевкунов), 71 Паломничество в Вечный город, реж. Хотиненко Владимир, 42 Галлиполийское стояние, реж.Чавчавадзе Елена, Огурная Галина, 52   13.00     Ретроспектива   Псково - Печерская обитель,   реж. арх.Тихон (Шевкунов), 44 Советский монах. Алипий-воин, реж. Горовацкий Алексей, 45  Приближение к образу, реж.   Воронов Никита, 52   16-00    ТВ-конкурс Путь домой, реж. Григоренко Алла,15 Прощай, ХХ век… Реставратор Всея Руси Савва Ямщиков, реж. Шувиков Александр, 39 Верую…Из жизни современников. реж. Наталья Солженицына, 53 Владимир Красное солнышко , реж. Гарянин Андрей, 42   Дивизия, реж. Ашибокова Дамира, Мисостишхова Марина, 26     24 ноября          МАЛЫЙ ЗАЛ     10.00    Ретроспектива Форпост, реж. Шадрин Михаил, 56   Где нет ни неба, ни земли, реж. Колин Геннадий, 34  

http://fest.radonezh.ru/article/news/pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010