Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Глава 14 1–31. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: об удалении Христа к Отцу, о вере и любви, молитве, Святом Духе и мире. В 14-й главе содержится первая утешительная речь ( Ин.13:31–38 представляет, собственно говоря, вступление к ней). В этой речи Христос укрепляет пошатнувшееся мужество учеников, обещая им место в обителях Его Отца, где они снова будут вместе с Христом. При этом Господь разрешает некоторые недоразумения, высказанные Ему со стороны апостолов Фомы и Филиппа (стихи 1–11). Затем, чтобы успокоить учеников Он обещает им умолить Отца о том, чтобы Он послал ученикам Святого Духа Утешителя и, вместе с тем, говорит, что и Сам Он вернется к ученикам, причем разъясняет недоумение апостола Иуды Иаковлева. Наконец, Он заверяет учеников в том, что Дух Святой разъяснит им все, что в настоящее время им неясно и что приводит их в смущение (стихи 12–31). Ин.14:1 .  Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Апостолы были крайне смущены кратким разговором Господа с Петром ( Ин.13:36–38 ). «Если даже Петр отречется, – думали они со страхом, – то что же ожидает их!» (свт. Иоанн Златоуст ). Кроме того, как видно из Евангелия Луки, Господь сказал всем им несколько неясных для них слов о какой-то ожидающей их борьбе ( Лк.22:35–37 ). Поэтому-то Господь и начинает Свою речь в тоне утешительном: «да не смущается сердце ваше...». По-прежнему они, апостолы, должны веровать в Бога и, веруя в Бога, веровать в Того, Кого Бог послал, т.е. во Христа. С самого детства апостолам, как иудеям, уже привита вера в Бога, и эта вера должна послужить точкой опоры для их веры во Христа, теперь несколько поколебавшейся под действием Его последних слов о Своем удалении. Благодаря такой «двойной» вере апостолы победят свой страх перед наступающими решительными событиями. Ин.14:2 .  В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Ин.14:3 .  И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ариане говорят, что написано: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня ( Ин.12:44 ). Но вы взгляните на продолжение и увидите, как Сын Божий считает необходимым, чтобы Его видели! Следуют же такие слова: И видящий Меня видит Пославшего Меня ( Ин.12:45 ), то есть в Сыне мы видим Отца. Он объяснил то, что Он прежде обещал: верующий в Сына исповедует Отца, тот же, кто не знает Сына, не знает и Отца: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца, и Сына ( 1Ин.2:23 ). 121. Quid est ergo non credit in me? «Non in id», inquit, «quod corporaliter cernitis, non in hominem tantummodo, quem uidetis». Non enim in hominem tantummodo credendum adseruit, sed ut credas quia Iesus Christus ipse est et dei filius et homo. Propter quod et utrumque ait: A me ipso non ueni, et alibi: Ego sum principium, quod loquor uobis. Quasi homo a se non uenit, quasi dei filius non ex homine principium habet, sed «sum, inquit, ipse principium quod loquor uobis, neque humana, sed diuina sunt, quae locutus sum». Что же значит: не в Меня верует ( Ин.12:44 )? Это означает веру не в телесное и зримое, не только в человека, которого вы видите. Он побуждает тебя верить не только в человека, но верить, что Сам Иисус Христос и Сын Божий, и Человек. Вот почему в одном случае Он говорит: Я пришёл не Сам от Себя ( Ин.7:28 ), – а в другом: Я от начала Сущий, как и говорю вам ( Ин.8:25 ). Как Человек Он пришёл не от Себя, как Сын Божий Он имеет начало не от человека: Я от начала Сущий, как и говорю вам, и возвещаю вам не человеческое, но божественное 633 . 122. Neque enim fas est credere quod negauerit in se esse credendum, cum ipse dixerit: Vt omnis qui credit in me, in tenebris non maneat, et alibi: Haec est enim uoluntas patris mei, qui me misit, ut omnis, qui uidetfilium et credit in eum, habeat uitam aetemam, et alibi: Credite in deum, et in me credite. Невозможно согласиться, что Его слова отрицают веру в Него, когда Он Сам сказал: Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме ( Ин.12:46 ), – и в другом месте: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную ( Ин.6:40 ); и в другом месте: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте ( Ин.14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Далее она содержит пророчество, которое также будет цитироваться евангелистами: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах. 12:10 ). Пророк обещает, что в тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты… И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет ( Зах. 13:1; 14:8 ). Наконец, говорится о том, что все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей ( Зах.14:16 ). Символика воды играла существенную роль и в Книге пророка Захарии, и в церемониях, сопровождавших праздник Кущей. Слова Иисуса, обращенные к участникам торжеств в последний день праздника, созвучны этой богатой символике. В то же время они превращают ее в прообраз той благодати Святого Духа, которая придет на смену ветхозаветному культу с его жертвоприношениями, церемониями и праздниками. В проповеди Иисуса, как она описана в четвертом Евангелии, происходит последовательный демонтаж того, что является несущей конструкцией религии Ветхого Завета. Эта проповедь – «непрерывная атака на все, что в иудаизме более всего ценилось» 267 . Иисус предлагает разрушить храм сей – главную святыню израильского народа – и в три дня воздвигнуть храм тела Своего ( Ин.2:19–21 ). Он говорит о том, что Богу надо поклоняться не на горе Гаризим и не в Иерусалиме, а в духе и истине ( Ин.4:21–23 ). Он считает возможным нарушать субботу ( Ин.5:16–17 ). Манну небесную, которой Моисей питал израильский народ, Он предлагает заменить на Свою плоть ( Ин.6:53–58 ). Ветхозаветные Писания для Него ценны постольку, поскольку они свидетельствуют о Нем ( Ин.5:39 ). Он ставит Себя выше наиболее почитаемых персонажей иудейской традиции – Авраама ( Ин.8:58 ), Иакова ( Ин.4:12 ) и Моисея ( Ин.5:46 ); к этому списку синоптические Евангелия добавляют пророка Иону и царя Соломона, в отношении которых Иисус утверждал, что Он больше их ( Мф.12:41–42 ; Лк.11:31–32 ). Мы еще раз видим, как Иисус создает новую религию на обломках старой. При этом ветхозаветная религия не упраздняется: все ее наиболее существенные элементы превращаются в прообразы новозаветных реальностей. Для христианской традиции Ветхий Завет навсегда останется тем священным основанием, фундаментом, на котором после демонтажа старой конструкции будет возведена новая. Эта новая конструкция не будет привязана к конкретному месту и не будет создаваться как храм для одного народа. Она станет храмом, двери которого открыты для каждого и в который люди из всех народов… будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус принял славу Божию. Исаия пишет: «Я Господь [Яхве], это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис. 42:8 ) и «Так говорит Господь [Яхве] [...]: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Точно так же Иисус молится: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но ведь Яхве сказал, что не даст славы Своей «иному». Тогда как Ветхий Завет запрещает поклоняться кому бы то ни было, кроме Бога ( Исх. 20:1–4 ; Вт. 5:6–9), Иисус принимал поклонение ( Мф. 8:2; 14:33; 15:25; 20:20; 28:17 ; Мк. 5:6 ). Ученики соотносили с Ним обозначения, которые в Ветхом Завете отведены для Бога, такие как «Первый и Последний» ( Отк. 1:17; 2:8; 22:13 ), «Свет истинный» ( Ин. 1:9 ), «камень», «скала» или «твердыня» ( 1Кор. 10:4 ; 1Пет. 2:6–8 ; ср. Пс. 17:3; 94:1 ), «муж» и «жених» ( Еф. 5:28–33 ; Отк. 21:2 ), «Пастыреначальник» ( 1Пет. 5:4 ), «Пастырь овец великий» ( Евр. 13:20 ). Они говорили об осуществлении Иисусом таких божественных действий, как творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:15–16 ), искупление ( Ос. 13:14 ; Пс. 129:7 ), прощение ( Деян. 5:31 ; Кол. 3:13 ; ср. Пс. 129:4 ; Иер. 31:34 ) и суд ( Ин. 5:27 ). Они называют Иисуса именами Бога. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел говорит о Иисусе, что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус упоминается в качестве «великого Бога и Спасителя нашего» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям обращается к Нему: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Как указывает Павел, прежде чем Иисус существовал в качестве человека, Он существовал в качестве Бога ( Флп. 2:5–8 ). В Евр. 1:3 сказано, что в Христе отражены сияние славы Божьей и Его сущность, что Им держится мироздание. Во вступлении к Евангелию от Иоанна также прямо говорится, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Иисус и другими способами указывал на Свою единосущность с Богом. Он брал на Себя прерогативы Бога. Он провозгласил, что будет судить всех людей ( Мф. 25:31–46 ; Ин. 5:27–30 ), а ведь Иоиль приводит такие слова Яхве: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоиль 3:12 ). Иисус сказал расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5 ). Услышав это, книжники задали совершенно законный вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ). Иисус говорил о Своей власти воскрешать и судить умерших, власти, обладает которою один только Бог ( Ин. 5:21, 29 ). Однако Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь и только Бог воскрешает мёртвых (Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ; Пс. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Мария видела Христа собственными глазами. Текст гласит: «обратилась назад и увидела Иисуса стоящего» ( Ин. 20:14 ). Глагол «увидела» (theoreo) в норме обозначает обычное зрение, зрение невооружённым глазом. В других местах Нового Завета он употребляется, когда человека видят в его физическом теле ( Мк. 3:11; 5:15 ; Деян. 3:16 ) и даже когда Иисуса видят в Его теле до воскресения ( Мф. 27:55 ; Ин. 6:19 ). Мария слышала Иисуса. «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?» ( Ин. 20:15 ). Потом она ещё услышала, что Иисус говорит: «Мария», и узнала Его голос ( Ин. 20:15 ). Разумеется, один только звук голоса – ещё недостаточное свидетельство материальности. Бог нематериален, однако Его голос слышали, например, согласно Ин. 12:28 . Тем не менее физическая слышимость в сочетании с физической зримостью является важным подтверждением материальной сущности того, кого видят и слышат. То обстоятельство, что Мария знала голос Иисуса, подтверждает личную идентичность воскресшего Христа. Мария прикасалась к воскрешённому телу Иисуса. Иисус ответил: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» ( Ин. 20:17 ). Глагол «прикасаться» (aptomai) в норме обозначает обычное, физическое прикосновение к материальному телу. Он также употребляется в случаях прикосновений к телам других людей ( Мф. 8:3; 9:29 ) и к телу Иисуса до Воскресения ( Мк. 6:56 ; Лк. 6:19 ). Контекст показывает, что Мария обняла Его в страхе снова потерять Его. В параллельном случае женщины «ухватились за ноги Его» ( Мф. 28:9 ). Мария «приходит ко гробу [...] и видит, что камень отвален от гроба». Поэтому она побежала к Петру и известила его, что тело исчезло ( Ин. 20:2 ). Параллельное повествование у Матфея сообщает нам, что ангел сказал женщинам: «подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф. 28:6 ). В обоих текстах подразумевается, что Мария увидела – гроб пуст. Позже Пётр и Иоанн тоже пришли ко гробу. Иоанн «наклонившись, увидел лежащие пелены», а Пётр «входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его» ( Ин. 20:5–7 ; курсив Н. Г.). Однако явления того же самого физического тела, которое раньше лежало здесь, служат доказательством полной тождественности тела до и после Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ответить на это можно без особого затруднения. По установившемуся учению и Священного Писания , и святых отцов, Духу Святому приписывается творческое действие среди Лиц Пресвятой Троицы… Это – тайна, недоведомая нашему уму и известная лишь Самому Богу, в частности – Святому Духу; ибо, – как говорит апостол Павел, – Дух все проницает, и глубины Божии… и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:10–11 ). Не только для мира и для человека посредником и творческим началом является Дух Божий. При творении мира, говорится в начале Библии , сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). Наступает Новый Завет . По благоволению Отца воплощается Сын Божий от Девы Марии. Как? Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1:35 ). Так и теперь, в крещении Господнем, сошел на Богочеловека Христа Дух Святой. И только после этого человечество способно стало, так сказать, воспринять глас Бога Отца. Апостол Павел говорит ефесянам: через Него, то есть через Христа, мы имеем доступ к Отцу в одном Духе ( Еф. 2:18 ). Но оставим это богословствование, как младенцы (см.: Еф. 4:14 ), и услышим глас Отца с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Это свидетельство было наивысшее: возгласил Сам Отец. Потому нам особенно нужно приникнуть. Прежде всего, Он свидетельствует, что Христос Ему Сын, а не человек… Тайна сия – непостижимейшая; но она возвещена Самим Отцом, потому – истиннейшая! И с благословением воспримем ее. Притом добавлено: возлюбленный. Почему сие? – Тайна и это. Но может быть, Отец Небесный хотел показать этим то, что Сын Его единороден с Ним, и только поэтому Он достоин любви Отчей, а всякое творение не может быть предметом такой любви. Ведь и на земле родители любят свое дитя несравнимо с чужими. К тому же, может быть, Сын был возлюблен особенно потому, что Он, по послушанию Отцу и по любви к грешному несчастному человечеству, сошел на землю для спасения нас и этим был угоден Отцу Своему? И Сам Господь Иисус Христос любил часто указывать на Свою любовь и послушание Отцу. Этим полно все Евангелие, особенно от Иоанна. Отец любит Сына ( Ин. 3:35, 5:20, 10:17 ). Я пришел во имя Отца Моего ( Ин. 5:43 ). Я чту Отца Моего ( Ин. 8:49 ). Я живу Отцом ( Ин. 6:57 ). Постоянно говорит, что Он «послан» Отцом Своим (см.: Ин. 3:17, 5:36, 7:29, 10:36, 11:42 и т.д.). Вся первосвященническая молитва Сына Божия говорит об этом ( Ин. 17:8, 18, 21, 23, 25 ). А о послушании Отцу Господь говорит тоже постоянно: Моя пища есть творить волю Пославшею Меня ( Ин. 4:34 ). Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ). И апостол Павел говорит: Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему, то есть за послушание, и Бог (Отец) превознес Его ( Флп. 2:8–10 ), чтобы все исповедали, что Господь Иисус Христос – в славу Бога Отца (ст. 11) все совершал.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Самый популярный Библейский стих в мире: Ин. 3:16 – исследование Лондон, 7 ноября 2022 г. Фото: World Vision По данным исследования, проведенного компанией «World Vision», самым популярным стихом из Библии в мире является Ин. 3:16, пишет газета “Christian Today”. Стих гласит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Для глобального исследования были проанализированы данные инструмента ключевых слов на сервисе Ahrefs.com, чтобы определить статистику поисковых запросов в Google за месяц по 172-м странам мира. Также учитывались данные поиска в Google по странам мира ста самых читаемых библейских стихов на популярном веб-сайте для чтения Библии “Bible Gateway”. На первом месте: Ин. 3:16 (2,1 млн поисковых запросов за месяц по всему миру); второе место разделили стихи Иер. 29:11 «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» и Флп. 4:13 «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (82 000 запросов); на третьем: Ин. 10:10 «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (73 000). Ин. 3:16 оказался любимым стихом из Библии в США, Великобритании, Франции, Австралии, Канаде, Нигерии, Афганистане, Индии, на Филиппинах, в Сомали и Эфиопии. В странах Южной Америки самым популярным стихом является Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В тройку самых популярных библейских стихов в Великобритании входят Ин. 3:16 (6500 поисковых запросов в месяц), Иер. 29:11 (2000) и Ин. 14:6 – «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (1900). Исследование также показало, что стих Ин. 3:16 активно распространяется в соцсетях. Хэштег #John316 фигурирует в более чем 250 000 постов в Instagram, он был просмотрен более 55,9 млн раз в TikTok.

http://pravoslavie.ru/149292.html

Содержание    До прихода Господа Христа в наш земной мир, мы, люди, знали, что мы, по сути дела, только для смерти и смерть для нас. Все человеческое было пронизано, захвачено и побеждено смертью. Смерть была нам ближе нас самих и реальнее нас самих, и могущественнее, несравнимо могущественнее каждого человека в отдельности и всех людей вместе взятых. Земля — жуткая темница смерти, а мы, люди — беспомощные рабы смерти (ср. Евр 2:14—15). Только с Богочеловеком Христом — жизнь явилась, явилась вечная жизнь нам, безнадежным смертникам, нам, жалким рабам смерти. И эту вечную жизнь мы, люди, видели своими очами и осязали руками нашими, и мы, христиане всем возвещаем вечную жизнь. Потому что живя в общении с Господом Христом, мы живем вечной жизнью еще здесь, на земле (ср. 1 Ин 1:1—3). Мы по личному опыту знаем: Иисус Христос «есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5:20). Он затем и пришел в мир: показать нам истинного Бога и в Нем вечную жизнь (ср. 1 Ин 5:11). В этом, единственно в этом и состоит истинное и настоящее человеколюбие: «что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы жили Им» (1 Ин 4:9), и через Него — вечной жизнью. Поэтому «имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин 5:12), он — весь в смерти. Жизнь в едином истинном Боге и Господе Иисусе Христе и есть единственная истинная жизнь наша, потому что она вечна, она вся сильнее смерти. Разве можно назвать жизнью жизнь, зараженную смертью и завершающуюся смертью? Так же как мед — не мед, если смешан с отравой, постепенно весь мед превращающей в отраву, так и жизнь, которая завершается смертью, не есть жизнь.    Человеколюбию Господа Христа нет предела. Ибо для того, чтобы нам, людям получить вечную жизнь, в Нем пребывающую, и жить Им, от нас не требуется ни ученость, ни слава, ни богатство, ни что-то иное, чего нет у некоторых из нас, но только то, что каждый из нас может иметь. Что же это? Вера в Господа Христа. Поэтому Он, Единый Человеколюбец, и объявил роду людскому это чудесное благовестие: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единароднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин 3:16, 36). Даруя людям, как единственный истинный Бог, то, что им никто из ангелов и людей дать не может, Господь Христос единственный в роде человеческом имел и смелость и право заявить: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6:47), и он еще здесь на земле перешел в жизнь вечную (Ин 5:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1:12, 3, 18; Деян. 2:34; ср. прим.) означают признавать Христа Богом и поклоняться Ему как Богу (ср. Феофилакт). Вера во имя Христово дает верующему власть, право и возможность усыновления Богу, и верующий вступает в отношения к Богу близкие, чистые, первоначальные, как были в раю. Потому вера во Христа есть первое, что требуется от человека, принимающего христианство (ср. Ин. 1:12 и парал.), и это — первая заповедь, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа. Вторая же — чтобы любили друг друга, не словом или языком, но делом и истиною, как Он, и Бог Отец, и Господь Иисус, заповедал нам, и в ветхом законе (Лев. 19:18) и особенно в Евангелии (Ин. 15:12 и парал.). — И кто эти указанные сейчас заповеди Его, или даже одну эту заповедь, как сущность и совокупность всех заповедей Его, заповедь о вере в Бога и Единородного Сына Его Господа Иисуса Христа и неразрывно соединенную с нею заповедь о любви к Богу и ближним, соблюдает, или сохраняет (2, 3, 4), тот в духе своем пребывает в Нем, и Он в том в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением (ст. 6; 2, 6; 1, 3; Ин. 14:17; 15, 7; 17, 21—23 и прим.). А что Он пребывает в нас и проч.: неложный признак, свидетельство и удостоверение в том, что Бог пребывает в нас, по которым можем мы дознать и узнать пребывающего в нас Бога и вселение Его в нас (Ин. 14:26 и прим.), есть то, что Он даровал нам как бы в залог и обеспечение Духа Святого (4,10, 13; 2, 20, 27; 2 Кор. 1:22; Еф. 1:13), Которого силу, действия и дары мы получаем (1 Кор. 12:4; Рим. 8:9, 14—16). «Целая мысль такая: мы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно, как Он заповедал. Ибо соблюдающий заповеди Его в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по Духу или по дарованию, которое Он дал нам» (Феофилакт). Так в верующего во Христа и любящего ближних вселяется и пребывает в нем вся достопоклоняемая Троица — Отец и Сын и Святой Дух (Ин. 14:16—28). Глава 4. Дух Божий и духи обольстители (1—6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010