Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Соборное Послание апостола Иакова Сведения о писателе. Писатель первого Соборного Послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70-ти апостолов, которого нужно отличать от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12-ти апостолов (Послание апостольское 2:55; 6:14). Предание Древней Церкви, сохранённое нам Оригеном , Евсевием, Епифанием, Златоустым, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, Протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сыном Иосифа обручника от первой его жены, почему как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ). В этом же смысле и Мария, Пресвятая Дева, как жена Иосифа, могла называться матерью Иакова ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого или младшего ( Мк.15:40 ), если только оно относится к этому Иакову, могло придаваться ему для отличия от других лиц, носивших это имя, и для указания его семейного положения, возраста, роста и подобного (Сравните Лк.19:3 ). Будучи сыном Иосифа, мужа Пресвятой Девы, называемого в Евангелии праведным ( Мф.1:19 ), Иаков был воспитан в благочестии и строгом исполнении Закона и отеческих преданий. Так, живя в доме родителей, в Назарете, и помогая с Иисусом и братьями своему отцу Иосифу в его трудах древоделания, Иаков каждую Субботу посещал синагогу и слушал чтение Закона и проповедников, объясняющих его народу ( Деян.15:21 ), и разделял вместе с другими евреями их верования и чаяния. Вместе же с отцом своим Иосифом и братьями и с Пресвятой Девой и Иисусом, Иаков каждый год ходил в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). Таким образом, Иаков возрастал и укреплялся в преданности Закону Божию и отеческим преданиям в том самом семействе, в котором и Богочеловек Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). После смерти отца он продолжал вести такую же благочестивую жизнь, подвизаясь в молитве, воздержании и целомудрии, тем более, что, как свидетельствует Егизипп, писатель II века (у Евсевия, Церк. Ист. 2:23), он был Назорей от рождения, и ему, как Назорею, а, может быть, ещё и как потомку Давидову, находившемуся в родстве с священническим племенем, дозволялось даже входить в святилище, то есть в ту часть храма, куда допускались только священники. Но сама преданность Иакова отеческим верованиям, по всей вероятности, была причиной того, что, когда Иисус Христос, воспитавшийся вместе с ним, выступил на общественное служение со Своей проповедью и стал в разлад с привычными воззрениями и симпатиями синагоги и учителей народа: тогда Иаков не пошел за своим Божественным Братом, не признал Его Мессией ( Ин.7:5 ) и не сделался Его учеником, а напротив, несколько раз пытался воротить Его Самого на знакомый Ему путь законности ( Мф.12:46 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Юрий Белановский ЦВ 12 (361) июнь 2007 /  26 июня 2007 г. Жатвы много... Православные миссионеры знают, как часто их деятельность встречает непонимание и неприязнь «изнутри», со стороны тех, кто сам пришел в Церковь совсем недавно. Существует проблема взаимопонимания между православными верующими, которые придерживаются разных точек зрения на методы духовного просвещения. Об этой проблеме размышляет опытный миссионер, много лет работающий с молодежью. Меня давно мучает вопрос: что движет людьми, все свои силы отдающими борьбе с врагами православия внутри самого православия? Я никак не могу понять, к чему все эти поиски врагов внутри Церкви? Откуда силы и средства? На ниве церковного просвещения, катехизации и миссионерства я несу послушания с 1994 года. Я изнутри знаю всю эту «кухню» и прекрасно понимаю, что о первохристианском «единстве во всем» не может быть и речи. Например, Москва слишком большой город, чтобы сплотить ряды церковных делателей и осуществлять свою миссию всем сообща, восполняя друг друга. Каждая мало-мальски живая церковная организация (а их в Москве не более нескольких десятков) работает на пределе и людских и материальных ресурсов. Активной церковной молодежи в Москве не более 500 человек, а поле для миссии столь огромно, что на каждого православного приходится чуть ли не десять тысяч москвичей. Поистине — «жатвы много, а делателей мало». Наша ситуация вполне напоминает ту, что была во времена апостола Павла. Своим немногочисленным помощникам он писал: «Большая часть из братьев в Господе... начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто... а другие — из любви... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1, 14–18). Казалось бы, что может быть проще и очевидней единственно верной стратегии — объединения усилий в соответствии со своим призванием. Христос сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). И также: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

http://e-vestnik.ru/church/zhatvy_mnogo/

архим. Антоний К читателю Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю Его и явлюся ему Сам ( Ин.14:21 ) Из приведенных слов Господа нашего Иисуса Христа следует, что кто преимущественно успевает и возвышается в деятельной любви ко Христу, тот преимущественно приближается к Нему и делается преимущественно способным к созерцанию Его и к принятию от Него благодатных откровений. Учение деятельного христианства, или жизни истинно Богоугодной, всегда неугодное миру, потому оно требует отвержения мира, брани с плотью, препобеждения страстей и непрестанного бдения над самим собою – в настоящее время далеко ушло от той чистоты, в которую облек ее Спаситель наш Иисус Христос . Предлагая вам, благочестивые читатели, нашу маленькую книжку, думаем, что она, написанная на основании Св. Отцов, будет полезным и достаточным свидетельством истины, выраженной словами Апостола Павла «любяй... закон исполни... исполнение закона любы есть» ( Рим.13:8–10 ). Любовь к Богу есть главное, высшее, руководительное начало деятельности христианина. Святой Апостол Павел говоря, что «ныне пребывают вера, надежда, любовь, три сие», присовокупляет, «больше же сих любовь» ( 1Кор.13:13 ). Следовательно, любовь есть высшее из трех главных христианских добродетелей, на которых зиждется духовное совершенство христианина. Вот об этой-то высшей добродетели мы и предлагаем вам, благосклонные читатели, мысли, извлеченные из священных книг и творений Св. Отцов. Обширно изложенные мысли, относящиеся к нашему предмету, приведены нами в краткие положения, дабы не так трудно было обнять их взорам и тем лучше удержать в памяти. Может быть, они и не всякому покажутся вразумительными, но многие из них потребуют глубокого размышления, хотя, по-видимому, и просто предложены. Быть может, по внимательном прочтении нашей книжки, благочестивый читатель и найдет что-либо для себя полезное, примет это к сердцу и тем вознаградит нас за наши труды. Часть I Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя,

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопрос: Какое значение имеет соборование? Может ли принять это таинство физически здоровый человек, который чувствует свое духовное несовершенство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : «Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов. У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.

http://pravoslavie.ru/30012.html

1 Но не самый первый среди произведений и толкований Оригена. Ранее им были написаны толкования на Псалмы и Плач Иеремии, трактат „О воскресении“ и некоторые другие. „Комментарии“ современны трактату „О началах“: между обоими произведениями много общего и в отдельных темах (например, о полемике с гностицизмом в сочинении „О началах“ см.: «Le Boulluec A». La place de la polémique antignostique dans le Peri archon Origeniana. Premier colloque international des études origéniennes (Montserrat, 18—21 septembre 1973) Dirigé par Henri Crouzel, Gennaro Lomiento, Josep Rius-Camps (Quaderni di „Vetera Christianorum“, 12). Bari, 1975. P. 47—61), и в самом духе. 2 Известный французский ученый, ведущий специалист прошлого века в изучении наследия Оригена. Им составлена, в частности, превосходная аннотированная библиография (с указателями и с продолжениями) всех исследований об александрийском богослове, существенно облегчающая ориентацию в современной научной литературе. 3 Crouzel H». Origène. P., 1985. P. 70. 4 На русский язык переведены толкования только первых двух. 5 Подробный разбор толкований Гераклеона и Оригена на примере XIII книги „Комментариев“ представлен в исследовании: «Poffet J. M». La méthode exégétique d’Héra­cléon et d’Origène, commentateurs de Jn. 4. Jésus, la Samaritaine et les Samaritains. Fribourg: Éd. Universitaires, 1985 (Paradosis XXVIII). 304 p. 6 Возможные датировки основываются на упоминании Оригена (I, 13) о разлуке с Амвросием. По одному пониманию, речь идет об отлучке Оригена в 224—225 годах в Антиохию по приглашению Маммеи, матери императора Александра Севера (ср. «Евсевий», „Церковная история“ VI, 21, 3—4; 23, 1). По другой интерпретации, в данном месте Ориген подразумевает временное отсутствие в Александрии Амвросия в 215—216 годах вследствие преследования философов Каракаллой. 7 in Iohannem libros xxxii, in partes quasdam Iohannis excerptorum librum i... . 8 Цифра 22, приводимая «Евсевием» в „Церковной истории“ VI, 24, 1, явно неверна и может объясняться либо ошибкой переписчика, либо неполнотой экземпляра Кесарийской библиотеки. Никаких сведений, что Ориген успел написать более 32 книг, нет. Три фрагмента, дошедшие в катенах, на последующие книги Евангелия от Иоанна (на Ин. 14:3; 17, 11 и 20, 25. См.: «Origenes». Bd. IV Hrsg. E. Preuschen. Leipzig, 1903. S. 560—562, 574) могли быть взяты из других сочинений Оригена либо из тех выдержек, о которых упоминает Иероним. Возможно, сам Ориген изменил впоследствии характер комментариев, перейдя к жанру схолий на отдельные места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

В разгар революции Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. 4(17) ноября 1917 года, в разгар революции, Поместный Собор Российской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, и уже на следующий день, 5 (18) ноября, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея России, а 21 ноября (4 декабря) состоялось его настолование (интронизация). Это великое и радостное событие осветило последовавшие долгие десятилетия невиданных гонений на Веру и Церковь. Событие это имело значение не только для Русской Церкви, но и для Вселенского Православия. Господь Иисус Христос изначально устанавливает иерархический принцип церковной жизни. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20, 21), — говорит Он апостолам. Первоначально во главе отдельных местных Церквей стояли иерархические лица, которые правили или соборно («пророки и учители» Антиохийской Церкви — Деян. 13, 1; пресвитеры или блюстители Эфесской Церкви — Деян. 20, 17, 28), или единолично, как епископы, о которых говорят Пастырские послания (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 5-9). Эти иерархи были «Ангелами» (Откр. 2, 1 и др.) отдельных, местных Церквей. Над ними возвышались Апостолы, которые как Первоиерархи имели «попечение о всех Церквах» (2 Кор. 11, 28). Когда с окончанием века Апостольского прекратилось первоиераршеское служение Апостолов, на какое-то время Вселенская Церковь стала «конфедерацией равноправных величин» (В. В. Болотов) — многочисленных местных Церквей во главе с Епископами, выражаясь современным языком — епархий. Конкретные исторические свидетельства показывают, что те «конфедеративность» и равноправие, о которых говорит Болотов, были чисто формальными, были отсутствием формально установленной власти одних кафедр над другими. Фактического равенства не было, наверное, никогда, поскольку слишком различались своим удельным весом города, в которых утверждались епископские кафедры. Например, послания сщмч. Игнатия Богоносца свидетельствуют об огромном, вселенском духовно-моральном авторитете Антиохийской Церкви, которую он возглавлял.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ). Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский , усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана. Упомянутый п. Тарасий кроме того уподобляет повинных в симонии «Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену серебра» 1 . К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне. I Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Глава 21. О чудесах 1 Случаев исцелений больных по молитвам отца Иоанна Кронштадтского было очень много. Количество их остается большим, если даже исключить те из них, в которых нельзя сослаться на вполне достоверные показания или где исцеления легко объяснить иными причинами. Прежде чем ознакомиться хотя бы с некоторыми из этих случаев, надлежит вспомнить о смысле и значении чудес, совершенных Господом Иисусом Христом и Его верными последователями. Это даст возможность правильнее понять значение отца Иоанна как целителя. Сам Иисус Христос и многие святые чудотворцы поясняли значение чудес. Делал это и отец Иоанн. 2 Явление Господа Иисуса Христа, или Боговоплощение, вместе с Сошествием Святого Духа ест вершина Богооткровения. Христос – это совершеннейший образ Божий, данный нам в образе человеческом. Став человеком, Сын Божий самым доступным для людей путем показал Божественную жизнь, то ест самую совершенную, самую настоящую жизнь, про которую, на основании Священного Писания (смотри главным образом начало 1-й главы Евангелия от Иоанна и Первое послание апостола Иоанна), надо сказать, что она есть любовь, свет и блаженство. Эта Божественная жизнь, явленная в личности Иисуса Христа, раскрылась в особенности в Его жертвенном подвиге через Его смерть и Воскресение, и она же раскрывалась и в учении Христа, и в его чудесах. В них как бы всего нагляднее проявились животворящая сила и всемогущество Божественной любви, которая не терпит никакого зла и жаждет одарить всех полнотой всякого блага. В первом Своем чуде на браке в Кане Галилейской, претворив воду в вино (см.: Ин.2, 1–11 ), Христос умножал человеческую радость, и изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял людей от страданий, скорбных последствий греха. И в чудесах над природой (укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов (см.: Мк. 4:37–41 ; Мф. 14:13–21, 22–32 и др.) Он также являл Свою любовь, восстанавливал утраченную по грехопадении царственную власть человека над стихиями. И не следует смущаться тем, что Христос исцелил и воскресил сравнительно немногих и что эти немногие впоследствии умерли. Господь пришел воскресить всех и всем даровать вечную, безболезненную, блаженную жизнь, но это окончательное торжество любви наступит после конца этого века; чудеса же, совершенные Господом во время Его земной жизни, являются только отблеском этого будущего, пока еще временного торжества и пророческим свидетельством о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь versus политика: вместе или порознь? В Белорусском экзархате отсутствует явный раскол, но среди некоторых священнослужителей и мирян есть революционные настроения 05.11.2020 992 Время на чтение 8 минут Неспокойная политическая обстановка в Республике Беларусь заставляет нас задуматься в том числе и о позиции Церкви, которая играет большую роль в обществе. Она также имеет свой голос и всегда его подает, когда дело касается проблем в большой сфере: семьи, образования, культуры, спорта и т.д. Но вот политика… Одни говорят, что Церковь имеет полное право выражать свою политическую позицию, другие – что Церковь должна быть нейтральной. Кто же все-таки прав? История взаимоотношений Церкви и политических деятелей. Если взглянуть на историю взаимоотношений Церкви и политики, то можно увидеть, что они вступили в конфронтацию друг с другом еще во время жизни самого Христа, в Котором иудеи увидели не Миссию, а Царя Иудейского как государственного правителя, т.е. земного царя. Именно поэтому в день Входа Господня в Иерусалим Христа встречали возгласами «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), восхваляя его как земного правителя. На самом же деле Христос был Царем Небесного Царства, о чем Он сам говорил на суде прокуратору Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Но иудеи Ему не поверили и предали Его на распятие римлянам. При этом Христос также говорил о том, что нужно отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) в притче о подати царю, т.е. кесарю. Здесь Богочеловек указывает на то, что нет никакого противоречия между государством и религией. Это просто разные сферы жизни. Более того, они идут хоть и по разным дорогам, но в одну сторону (за исключением тех случаев, когда правитель устраивает гонения на верующих). И поэтому апостол Павел в своем знаменитом изречении о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1) говорит о том, что Христос, как пишет святитель Феофан Затворник, «ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного». Это означает, что нет никакого противоречия в том, когда человек с уважением относится к вышестоящим властям, трудится, платит налоги и при этом посещает храм.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/05/ce...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010