Закрыть itemscope itemtype="" > «Гибнущий от греха мир сегодня, как никогда прежде, нуждается в монашестве для своего спасения» Доклад архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) на конференции «Афон - уникальное духовное и культурное достояние современного мира» в Веймаре 23-26 июня 2012 г. 08.08.2012 447 Время на чтение 12 минут Мир, лежащий, по слову Апостола, во зле (1 Ин 5, 19), никогда не понимал и не принимал сути монашеского подвига. Заявления о том, что монахи не приносят пользы обществу (например, не строят школ, не ухаживают за больными), звучат уже не первое столетие. Но говорящие так забывают, что просвещение человека без Света Божия - это служение телу без духа. В начале прошлого века о превратном понимании монашеского служения говорил протоиерей Иоанн Восторгов: «Люди нынешнего века не понимают, не ценят, более того - осуждают монашество. Оно будто бы есть ненависть к жизни; оно есть ненависть к человеческой природе; оно есть ненависть ко всякой законной, естественной человеческой радости, и потому противоречит " евангелию " , то есть благой и радостной вести, возвещенной миру христианством - вот что слышится теперь нередко»1. Мир полон противоположных стремлений, интересов, течений, порожденных самоутверждающейся человеческой волей, себялюбием, славолюбием и ненасытной жаждой наслаждений. Каждый старается жить по-своему, исходя из личных интересов или убеждений. Антогонизм между людьми переходит в открытую вражду, ненависть, в борьбу за власть и материальные блага. Даже те люди, которые хотели бы изменить в лучшую сторону жестокие и бесчеловечные реалии общественной жизни, в конечном итоге делаются жертвами человеческой ненависти. Это мы можем наблюдать не только в политике и экономике, но также в науке или искусстве, а порой и в церковной жизни. На этом фоне монашеское жительство есть поистине иная жизнь, ставящая духовное начало выше житейских интересов. Самые, казалось бы невинные, мирские удовольствия для монахов не представляют никакого интереса, потому что удовольствия эти пронизаны духом мира сего, который, по словам преп. Исаака Сирина, есть собирательное имя для всех страстей2, " плотское житие и мудрование плоти " 3.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Надо ли детям молиться или где поставить запятую «Молиться нельзя не молиться»? 27.12.2013 400 Время на чтение 6 минут - Батюшка, мы со своим сыном ежедневно читаем акафисты, каноны, молимся по целому часу! - Печально! Весьма печально! - Что печально?! - То, что вы заставляете ребенка молиться. - Как, батюшка, разве не надо детям молиться? Вы же сами на проповеди говорили о важности молитвы! - Да, да, конечно же, говорил! И все же весьма печально, то, что делаете вы. Зачем вы заставляете свое чадо молиться? Ваш ребенок уже не желает ходить в храм, ваш ребенок не желает исповедоваться и причащаться, да и занятия в воскресной школе стал пропускать. Вы заставляете свое чадо молиться, казалось бы, это очень хорошее и праведное дело. Но каковы плоды ваших усилий и ваших молений? Не задумывались? Надо ли детям молиться? Странный вопрос! Как же возможно жить без молитвы? Не возникла ли столь безумная мысль в душе больного на голову человека? Для любого православно верующего человека молитва - это буквально все: не только излияние сердечных желаний и прошений пред Богом, но и путь к Богу, причастие Жизни, «открытие сердца» навстречу подлинному бытию. Ведь «без Меня, - возглашает Господь, - не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). А потому «просите и дано будет вам... ибо всякий просящий получает» (Мф. 7, 7-8), и, несомненно, «бодрствуйте и молитесь, чтоб не впасть в искушение» (Мф. 26, 41), а, значит, «всегда молитесь и не унывайте» (Лк. 18, 1). Господь молился часто и подолгу, и радостно-ликующе (славлю Тебя, Отче неба и земли), и напряженно-мучительно до кровавого пота (Гефсиманская молитва). Отрок Варфоломей (прп. Сергий Радонежский) своей усердной молитвой стяжал особую Божью благость: из отстающих в учении вышел в лучшие ученики. И все же сомнения одолевают. Молитва - не простое дело, молитва - особый труд. Может ли вынести этот труд ребенок? Не иссякнут ли его силы раньше времени, не родится ли в душе его через утомление недовольство и даже ненависть, злоба, которые будут в дальнейшем спроецированы и на Бога, и на Церковь, и на всю духовную жизнь? Ведь не каждый человек столь талантлив как прп. Серафим и прп. Сергий? Немало мы знаем примеров, когда дети, воспитываясь в сугубо церковной обстановке, не подтвердили в своей жизни веру, стали людьми безверными, безрелигиозными, и даже противниками подлинной христианской жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не допустить визита папы Римского в Россию Опубликовано обращение Василия Бойко-Великого к Президенту Владимиру Путину 17.12.2019 2201 Время на чтение 5 минут «Видный православно-патриотический деятель, президент Русского культурно-просветительского фонда им. святого Василия Великого и производитель молочной продукции Василий Вадимович Бойко-Великий по надуманному обвинению с 19 июня 2019 года находится под арестом в СИЗО . В своём заточении он составил обращение к Президенту России В.В. Путину по поводу обоснованных опасений возможного визита Римского папы в Москву , в Россию. Данное обращение своими подписями и принципиальным согласием с его содержанием решили поддержать соратники В.В.Бойко-Великого из числа известных общественных деятелей», - сообщил редакции «Русской народной линии» наш постоянный автор историк и журналист Леонид Болотин. Он опубликовал на своих персональных профилях в социальных сетях Фейсбук , ВКонтакте, Одноклассниках и МирТесен текст этого обращения. В письме отмечается, что «православные с глубоким прискорбием и праведным возмущением узнали о заявлении Министра иностранных дел Сергея Лаврова, призвавшего развивать " межцивилизационный диалог " , который якобы начали Патриарх Кирилл (Гундяев) и папа Римский Франциск (Бергольо) в 2016 году в Гаване». «Начиная с XI века от Рождества Христова католики грубо исказили Символ Веры христиан, заявив об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына, онтологически разрушая равночестность Лиц Святой Троицы - Единого Бога. Это был первый (но не единственный) акт римских пап, которым единолично в нарушение Соборности Церкви, в пренебрежении Священным Писанием (Ин. 15: 16) было искажено Священное Предание. Папа римский стал безосновательно именовать себя наместником Христа, главой Церкви, нарушая слова Христа: " Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою " (Мф. 20: 26), " все же вы братья " (Мф. 23: 8). В XIX веке на Первом Ватиканском соборе был объявлен догмат еретиков-католиков о непогрешимости папы римского, а на Втором Ватиканском соборе в 1962-1965 годах объявлено о том, что иудеи-талмудисты якобы являются старшими братьями католиков и войдут в Царствие Небесное, не исповедуя Господа нашего Иисуса Христа Богом! Даже в среде католиков это постановление вызывало неприятие и привело тогда к расколу», - напоминает Василий Бойко-Великий.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/17/ne...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Фото: Михаил Тынтарев Новые колокола подняты на звонницу Скорбященского храма Церковь эпохи гонений не имела своего голоса. Христиане избегали любой огласки мест своих собраний. Даже во времена Константина Великого христиане собирались на молитву под звуки деревянных досок (бил), железных полос (клепал) и даже труб. Церковь зазвучала колоколами только в VI-VII bekax. Создание первого колокола обычно связывают с именем святого Павлина, епископа города Нолы, где впоследствии развернулось производство колоколов. Говоря о «создании» колокола, я не оговорилась: первые колокола не отливались. Они имели четырехгранную форму, их стенки выковывались и спаивались, они были невелики по размерам и весили немного. Греческая церковь узнала колокола только в IX beke. При Василии Македонянине в Константинополь доставили первые 12 колоколов, отлитых в Венеции из сплава меди с серебром. Вскоре каждый храм Греческой Церкви старался приобрести хотя бы один колокол. В 1453 году турки взяли Константинополь и сразу же запретили христианам звонить в колокола. Противники веры во все времена связывали звон колоколов с голосом самой Церкви. На Руси западная и восточная колокольные культуры нашли настолько горячий прием и поддержку, что колоколов стало отливаться великое множество. И не стоит обвинять Петра I в том, что для военных нужд он переплавлял колокола на пушки. Ведь только московские монастыри имели тысячи колоколов, что сегодня кажется нам в общем-то невероятным. Из «лишних» колоколов были отлиты 100 больших и 143 малых пушки, 26 мортир и гаубиц, немало послуживших во славу России… Колоколами в России обзаводились даже домовые храмы. Это вызвало расцвет и в смежных областях, которые касались не только технологических моментов изготовления колоколов, но и самих школ звонов. Люди стали ценить именно искусство звонить - использование настроенных разновысотных колоколов и различие метроритмических основ звона. Было их настолько много, что сложился свой круг знатоков и ценителей. Появился в Русской Церкви и Устав колокольного звона.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/13...

Литургия В службе литургии совершается таинство причащения, в ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но приносится бескровная жертва за спасение людей. Господь Иисус Христос, «давый Себе избавление за всех» ( 1Тим. 2:5 ), «едину о гресех принес жертву» ( Евр. 10:12 ). А чтобы люди были причастниками этой жертвы, Господь установил таинство причащения, в котором входит в ближайшее соединение с ними. Господь сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» ( Ин. 6:56 ). в таинстве причащения совершается жертва. Жертва же состоит в преложении хлеба и вина в истинное Тело и в истинную Кровь Христа Спасителя. Господь на Тайной Вечери взял хлеб, возблагодарил Бога, благословил, преломил и, подавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу, возблагодарил Бога и сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26:26–28 ; Мк. 14:22–23 ; Лк. 22:19–20 ; 1Кор. 11:23:25 ). Апостолы твердо исполняли эту заповедь Иисуса Христа. Они, единодушно пребывая в церкви (т.е. посещая для молитвы Иерусалимский храм), преломляли хлеб по домам ( Деян. 2:46 ), т.е. совершали таинство причащения сперва в горнице, потом в других домах. Службу, при которой происходило таинство причащения, то есть литургию, апостолы и преемники их во время гонений на христиан совершали устно. Литургия состояла из благодарений Господу, из воспоминаний как всей Его жизни, так и установления таинства причащения. Хотя литургия совершалась устно, но все было благообразно и по чину ( 1Кор. 14:40 ), так как христианами распоряжалась и одушевляла любовь. Когда прекратились гонения на христиан, тогда апостольские и отеческие постановления о совершении литургии переданы были письменно. На Востоке литургия св. апостола Иакова послужила к письменному изложению литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста . Литургия, по своему преимуществу перед другими службами, называется «общественною службою», «литургиею». А так как литургия установлена Господом в благодарственное воспоминание Его любви и неисчислимых заслуг роду человеческому, то она называется еще «евхаристией» («благодарением»).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОННИКОВ Владимир Степанович (9.12.1841, Киев - 26.11.1923, там же), историк. Род. в дворянской семье, отец - офицер. По настоянию отца в 1852 г. поступил в Киевский кадетский корпус, в 1861 г. выпущен подпоручиком в Подольский пехотный полк. В том же году поступил вольнослушателем на историко-филологический фак-т Киевского ун-та. В 1862 г. вышел в отставку и стал действительным студентом. В 1865 г. окончил ун-т с золотой медалью (выпускное сочинение посвящено прп. Максиму Греку ) и оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. В 1867 г. в Новороссийском ун-те в Одессе И. защитил магист. дис. «Максим Грек и его время» (К., 1865-1866. 2 вып.), а в 1869 г.- докт. дис. «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» (К., 1869). По мнению И., Русь, не имея прямой связи с античной культурной традицией, не могла в полной мере усвоить визант. культуру. Она проникала на Русь через мон-ри, к-рые стали единственными центрами просвещения. «Не имея и той связи с научным образованием, какая существовала в византийских» обителях, русские мон-ри «заботились о распространении книжного матерьяла, удовлетворявшего только их потребности». Раздел монографии И., посвященный мон-рям, подверг критике В. О. Ключевский , к-рый тогда же исследовал тему монастырской колонизации. С 1865 г. И. преподавал рус. историю в Киевской военной гимназии и историю всеобщей лит-ры в Ин-те благородных девиц в Киеве. В 1866-1867 гг. в должности приват-доцента читал лекции в Харьковском ун-те на историко-филологическом и юридическом фак-тах. В 1867-1868 гг. преподавал в Одессе географию во 2-й муж. гимназии и историю в частной жен. гимназии. С 1868 г. доцент, с 1870 г. профессор кафедры рус. истории Киевского ун-та. В 1872-1873 гг. был командирован за границу, побывал в Германии, во Франции, в Швейцарии, в Италии. Стал одним из членов-учредителей Исторического об-ва Нестора Летописца при Киевском ун-те (1872), с 1874 г. был его председателем. В 1875-1877 гг. был секретарем историко-филологического фак-та ун-та, в 1877-1880, 1883-1887 гг. и в 1906 г. избирался его деканом. Участвовал в создании Киевских высших жен. курсов (1878; в 1881-1889 заведовал ими и читал курсы рус. истории и историографии) и Об-ва рус. грамотности в Киеве (1882).

http://pravenc.ru/text/389046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II РИМЛЯНИН [лат. Ioannes Romanus] († 10.01.595), св. (пам. зап. 12 янв.), архиеп. Равеннский. Сведения об И. Р. содержатся в «Книге Равеннских понтификов» (Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.) Агнелла (Андрея) Равеннского, а также в посланиях Римского папы свт. Григория I Великого . И. Р. род. в Риме, где стал клириком и познакомился со свт. Григорием Великим. По свидетельству Агнелла, он был рукоположен во епископа 22 нояб. 579 г. Эта дата была вычислена на основании сведений о том, что И. Р. скончался 11 янв. 595 г. и занимал кафедру 16 лет 1 месяц и 19 дней. Приведенная Агнеллом датировка ошибочна, т. к. она попадает на период вакации Римского престола после кончины папы Бенедикта I (30 июля 579) до возведения на кафедру папы Пелагия II (26 нояб. 579). В кон. XVII в. Дж. Фабри указывал, что память И. Р. в Равенне совершалась 21 или 24 нояб. и 10 янв. ( Fabri G. Effemeride sagra et historica di Ravenna antica. Ravenna, 1675. P. 11, 16, 192, 329, 331). В действительности 21 или 24 нояб. отмечалось рукоположение И. Р. во епископа (в соответствии с указаниями Агнелла), а скончался архиепископ 10 янв. Вероятно, рукоположение состоялось 30 нояб. или 1 дек. 579 г., вскоре после интронизации папы Пелагия II. При И. Р. завершилось строительство в портовом пригороде Равенны базилики св. Севера, еп. Равеннского (IV в.). В новый храм архиепископ перенес мощи св. Севера, его супруги Викентии и дочери Иннокентии (об этом сообщалось в вотивной стихотворной надписи, сохранявшейся в церкви до XVI в.). Архиепископ основал там же мон-рь святых Марка, Маркеллина и Феликулы (в мон-ре хранились реликвии этих святых, подаренные папой Григорием I Великим) и поручил монахам уход за находившейся неподалеку базиликой св. Аполлинария (Сант-Аполлинаре ин Классе - см. ст. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). Свт. Григорий Великий в одном из посланий И. Р. строго осуждал практику совмещения монашеских и священнических обязанностей ( Greg. Magn. Reg. epist. V 1). Из писем свт. Григория Великого известно, что после смерти архиепископа возник спор о дарениях мон-рю, сделанных И. Р. при жизни и по его завещанию. В послании к архиеп. Мариану, преемнику И. Р., папа в соответствии с просьбой покойного архиепископа подтвердил привилегии и дары мон-рю. Вероятно, Мариан пытался вернуть переданные мон-рю средства на том основании, что дарения совершались не из собственных средств И. Р., а из средств Равеннской кафедры. Действия архиеп. Мариана папа признал неканоничными (Ibid. VI 1, 29).

http://pravenc.ru/text/469730.html

Молитва ко Святому Духу «Царю небесный, Утешителю, Душе (Дух) истины, иже везде сый (везде сущий) и вся исполняяй, сокровище благих (сокровищница благ) и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Молитва ко Св. Духу взята из стихир в праздник Пятидесятницы. По церковному уставу она употребляется ежедневно в церковных службах с праздника Пятидесятницы, в который воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, до Пасхи, с праздника же Пасхи до пятидесятницы употребление её прекращается. Молитва к Св. Духу занимает место в начале всяких восследований церковных молитв конечно потому, что Дух Святый есть учитель и наставник молитвы. По слову Апостола, «мы не знаем, о чем молиться, как должно: но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Начиная наши молитвы молитвою ко Св. Духу, мы привлекаем Его благодать, возбуждающую дух молитвы и освящающую молящихся. Царю небесный. Почему Дух Святый называется Царем? Потому что Он, как третье Лице Св. Троицы, имеет одинаковую власть с Богом Отцом и Богом Сыном. Власть сию Он проявляет во всем мире, как Творец и Владыка его, но особенно во святой Церкви, в которой Он поставляет пастырей ( Деян.20:28 ) и «разделяет дары свои каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Небесным Царем Дух Святый именуется и по отношению к небожителям, ангелам и святым человекам, из среды которых, как ближайших зрителей Его царственной славы, Он простирает власть на всю подсолнечную и на нашу грешную землю, и по отношению к благодатной церкви, которая есть царство небесное на земле. Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Наименование третьего Лица Св. Троицы Утешителем, Духом истины, заимствовано в молитву из последней прощальной беседы Спасителя с учениками: «и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Апостолы, к которым относилось это обетование, так привыкли к личному общению с Иисусом Христом, что предстоявшая разлука с Ним могла бы сопровождаться пагубными для них и их дела последствиями, если бы не сошел на них Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О почитании Пресвятой Девы Марии Скачать epub pdf [Введение] Почитание Матери Господа входит в состав почитания всех Святых и имеет с ним общее основание; только между Святыми Пресвятая Дева Мария естественно занимает первое место и стоит выше всех их. Ублажение, или почитание, Пресвятой Девы блаженною выражается в Христовой Церкви на земле, во-первых, в похваляющих и прославляющих Ее в песнопениях и чтениях за богослужением. Главным торжественным пением церковным являются тексты Священного Писания : благовестие ангела – «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»... ( Лк.1:28 ) и песнь Самой Пресвятой Девы – «Величит душа Моя Господа» ( Лк.1:46 ). Вторым выражением Ее почитания является молитвенное призывание Ее помощи в многоразличных нуждах нашего временного и вечного спасения. Такая молитва к Деве и ко всем святым основана на совершенном убеждении православных христиан, что все, оставившие тело и землю, живы, и Церковь небесная и земная, соединенная под единым Главою Христом, есть воистину единое Его тело, состоящее из многих основ, друг другу сочувствующих и содействующих ( Лк.20:38 ; Еф.1:10 ; Рим.12:1 ). Но насколько естественно, просто и легко для Церкви Христовой познание «величия» Пресвятой Девы, которое «сотворил Ей Сильный», а также всех оснований и видов Ее почитания, настолько трудно для многих, стоящих вне Тела Христова – Церкви, познание и понимание всего этого, при всем их желании, от всей души, спасения себе во Христе. И притом, что общим авторитетом для всех православных и инославных христиан основанием является чистый источник познания, – Слово Божие, Священное Писание , – согласиться им между собою трудно, потому что трудно инославным людям быть «служителями Нового Завета, не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ), и трудно им поверить, что Тот же Самый Дух Святой, давший Писания, пребывает и в Церкви и самые Писания даны Церкви только в предположении, что в ней неизменно и неразлучно будет пребывать Дух Святой, Который «научит ее всему» ( Ин.14:26 ). Что Дух Святой есть в Писании верят, а что Дух Святой в силу этого непременно есть в Церкви фактически не верят, сомневаются в этом, а потому имеют одну букву Писания без духа и жизни, без опытов, без фактов, без истории, без практики, без жизни во Христе. Горе такому христианству без Церкви! Трудно им, бедным, спасаться, ибо какое «возрастание в познании Бога» ( Кол.1:10 ) они могут представить Богу, не имея сами Духа Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Одиннадцатый член символа веры Чаю воскресения мертвых. Тексты ,,Дорога в очах Господних смерть святых Его». ( Пс. 115:6 ). „Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего». ( Притч. 2:23 ). „Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываиотся, но надежда их полна бессмертия». ( Притч. 3:1–4 ). „Оживут мертвецы Твои, Господи, возстанут мертвые тела». ( Ис.26:19 ). „Мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышав, оживут. Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин. 5:25; 6:29 ). „Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными». ( 1Кор. 15:51 ). „Когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». ( 2Кор. 5:1 ). „Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит такь, что оно будет сообразно славному телу Его». ( Флп. 3:20–21 ). „Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем». ( 2Тим. 2:11–12 ). Изречения „Самое общее достояние людей надежда; ею владеет и тот, у кого ничего не осталось». (Фалес). „Дух есть единственная реальность, на которую мы имеем доказательства». (Д. С. Милль.). „Из всех добродетелей надежда есть по преимуществу христианская добро-детель и может служить лучшим показателем, христиане мы или нет. Многие обладают милосердием, т. е. общей добротою сердца или даже известной долей веры, но нет у них постоянной надежды, постоянного влечения к небу». (Рескин). „Долго я сопротивлялся, – наконец сдался: когда ветхий человек обращается в прах, новый возстает. И пока ты не слышишь слов: умри и возстань», ты лишь усталый гость на пиршестве». (Гете). „Если твари низших степеней разрушаются для возсоздания, умирают для новой жизни, – человек ли, венец земли и зеркало неба, падет во гроб для того только, чтобы разсыпаться в прах безнадежнее червя, хуже зерна горчицы?» (Филарет, М-т М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010