Глава 55 1–5. Всеобщее призвание ко вступлению в новозаветную церковь чрез посредство Мессии, Отрока Господня. 6–7. Необходимость нравственного возрождения, как условие помилования Богом грешника и принятия последнего в церковь . 8–11. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова, способная духовно переродить человека. 12–13. Радостная картина будущего всеобщего возрождения. Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54 следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее утверждение и процветание Христовой церкви). Ис.55:1 . Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, по­купайте и ешьте; идите, по­купайте без серебра и без платы вино и молоко. С 1–3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого предмета ее. «Жаждущие! идите все к водам». В сухом и жарком климате Палестины (где жил и действовал пророк Исаия), обычно страдающей от сильных засух и недостатка влаги, образ чистого, холодного ключа и его освежающих вод был особенно ясен и убедителен для всех. Но что это именно был только образ, дававший представление о другой воде, – о «воде спасения» – это видно из раннейших слов самого пророка Исаии: – «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ), или: «ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ср. Ис.41:17 и др.); и в особенности ясно из слов Господа Иисуса Христа, который Свою известную проповедь о спасении, сказанную в праздник Преполовения, начал с раскрытия того же самого образа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин.7:37 ). А в другом месте, в беседе с женой самарянкой Он поясняет, что эта «вода» – «которую Я дам..., делается... источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 7–8: (Ин.11:53–12:21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1907. Т. 2. 7/8. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— ибо пророческий дух не составляет злоумышлений на Христа, но по некоторому случайному совпадению с действительным и будущим событием. Допущено ему было коснуться такого предведения потому, что быль архиерей, дабы устами его объявлено было дотоле сокровенное для людей и неизвестное]. ( Ин.11:53 ). От того убо часа совещаша, да убиют Его. 2090 Имели пожелание убить Христа. Начало получило оно с того времени, как собрался синедрион, когда обнаружилось общее на это согласие, ибо Евангелист не сказал, что «от того часа решились совершить убийство», но «совещались», то есть то, что казалось каждому отдельно, понравилось сообща всем. ( Ин.11:54 ). Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но отиде оттуду близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту пребысть со ученики своими. 2091 И здесь таким образом, как Бог, зная их тайную мысль и без всякого осуждения Иудеев, уходит не потому, что убоялся, но, чтобы не показаться возбуждающим их, хотя они уже и замышляли убийство Его. И нас научает уступать тем, кто находится в состоянии крайнего гнева, и не бросаться в опасности, хотя бы даже за истину, но, когда схвачены, стоять, а, если можно, стараться уклоняться, пока неизвестен исход дела. Б духовном 2092 же смысле должно сказать, что —66— Иисус некогда явно ходил среди Иудеев чрез пророков, ныне же не ходит уже, ибо нет у них слова Божия, но отошло от них в пустыню, о коей говорится, что «много чад у пустыни, более чем у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ; Гал.4:27 ). Ефрем толкуется «плодоношение», а он был братом старшего Маннассии, сущего «от забвения», ибо после народа, который «от забвения» появилось «плодоношение» из язычников. 2093 ( Ин.11:55 ). Бе же близ пасха иудейска, и взыдоша мнози в Иерусалим от страны, прежде пасхи, да очистятся. 2094 Минуя все (прочее), Евангелист приходит ко времени страдания. Иудейскою называет пасху прообразную, ибо истинная пасха не у Иудеев, а у христиан, ядущих плоть Христа, истинного агнца. По древнему обычаю прежде пасхи очищались согрешившие добровольными или невольными грехами, и не всякий совершал прообразную пасху, ни язычник, ни необрезанный, ни пришлец, ни наемник, ни оскверненный, что все духовно бывает у христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По мнению Томаса Толли, автора одной из немногочисленных монографий по вопросам установления цикла основных церковных праздников на христ. Востоке, обычай совершать воспоминание воскрешения Лазаря непосредственно перед праздником Входа Господня в Иерусалим впервые появился в Александрии. В копт. традиции известно предание о том, что Господь Иисус лично крестил Своих апостолов в день, соответствующий 6-й субботе Великого поста (см.: Talley. 1991. P. 203-204). Опираясь на т. н. «Тайное Евангелие от Марка» (см.: Smith М. Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark. Camb., 1973), Толли реконструировал древний александрийский великопостный цикл евангельских чтений, утверждая, что в Александрии в 6-ю субботу Великого поста совершалось массовое крещение оглашенных и читался отрывок из этого апокрифа, повествующий о воскрешении юноши в Вифании, по сюжету сходный с Ин 11. 1-45 (см.: Talley. 1991. P. 207-212). Как предположил Толли, впосл. эта традиция проникла в К-поль: во всяком случае, согласно к-польским памятникам IX-XI вв., Л. с. действительно была одним из неск. дней года, когда крестили основную массу оглашенных. А поскольку в к-польском Лекционарии в субботу 6-й недели читается Ин 11. 1-45, хотя на предшествующие субботы и воскресенья Великого поста назначаются чтения из канонического Евангелия от Марка, Толли заключил, что чтение Ин 11. 1-45 заменило некогда читавшееся в этот день также и в К-поле «Тайное Евангелие от Марка». Впрочем, необходимо отметить, что данные о совершении в К-поле массового крещения в Л. с. уже в доиконоборческую эпоху не вполне однозначны (хотя отчасти и подтверждают эту практику: Allen. 1994), а о структуре древнейшей к-польской системы великопостных евангельских чтений можно делать только самые осторожные предположения (хотя они, вероятнее всего, первоначально заимствовались из Евангелия от Луки, а не от Марка: Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78). Тем не менее Толли указывает на наличие связи между 6-й субботой Великого поста и воспоминанием воскрешения Лазаря уже в проповеди свт. Иоанна Златоуста на Пс 145 (PG. 55. Col. 519-520; см.: Talley. 1991. P. 186-187). Уже из К-поля, согласно Тэлли, празднование Л. с. перешло в Иерусалим: якобы паломники, праздновавшие воспоминание воскрешения Лазаря в 6-ю субботу Великого поста, как это было принято в К-поле, направлялись в этот день к гробу Лазаря и совершали там богослужение (см.: Talley. 1991. P . 182).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Скачать epub pdf Глава 28 Путешествие жен мироносиц ко гробу, возвращение их оттуда и явление им Воскресшего ( Мф.28:1–10 ). Подкуп стражей ( Мф.28:11–15 ). Явление Воскресшего ученикам в Галилее ( Мф.28:16–20 ). Мф.28:1 . По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. «По прошествии субботы»: суббота – седьмой последний день еврейской недели, день праздничный, в который по закону нельзя было ничего делать, а должно было оставаться в покое (4-я заповедь десятословия: ср. Лк.23:56 ). – «Первого дня недели»: т.е. новой недели, следовательно, по нашему в воскресенье. – «Мария Магдалина и другая Мария» (см. прим к Мф.27:56 ; ср. Синаксар в день Пасхи): «первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей у гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей – Мф.27:61 . Но да не сомнилося бы (чтобы не показалось сомнительным) воскресение за еже к матери присвоения (из-за того, что свидетельство о таковом величайшем событии присвоено матери), евангелисты глаголют: первее явися Магдалини Марии ( Мк.16:9 ), она же и на камне Ангела виде... И просто рещи, различно еже на гроб жен прихождение бысть, в них же бе и Богородица, та бо есть юже Иосиеву глаголет Марию Евангелие. Иосифов же бе сын сей Иосии»): Мироносиц был целый сонм (ср. Лк.23:49,55,24:1,10 ), и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них по своему усмотрению (ср. Мк.16:1 ; Лк.24:1,10 ; Ин.20:1 ). – «Посмотреть гроб»: как видно, они не знали о том, что ко гробу приставлена стража и он запечатан. Они приготовили масти и ароматы, чтобы помазать возлюбленного Учителя своего, и, взяв их, пошли посмотреть гроб Его, чтобы узнать, могут ли они исполнить свое благочестивое намерение, и если окажется возможность, то исполнить (ср. Лк.23:55–56,24:1 ; Мк.16:1–2 ). Мф.28:2–4 . И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дух Святой, Дух благий и Источник всякой благостыни одного существа с Отцом и Сыном. Он посылается твари от Отца и Сына, хотя передвечно исходит только от Отца. Посылает Его Отец, по слову Христа Господа, реченному Апостолам: Утешитель, Дух Святой, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); посылает и Сын, по оному обетованию: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца..., Той свидетельствует о Мне ( Ин. 15:26 ). Итак, эту молитву: Дух Твой благий наставит мя на землю праву мы имеем воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, дабы от обоих истекал на нас один источник благодати, как видел его Иоанн Богослов в Откровении истекающим от престола Божия и Агнца, говоря так: и показа ми чисту реку воды животныя, светлу яко кристалл, исходящу от престола Божия и Агнча ( Откр. 22:1 ). Благим же Духом именуется Дух Святой не только потому, что Он по естеству благ, как Бог ( Мф. 19:17 ), но и потому, что Его Божественной Ипостаси усвояется благость, как Отчей – всемогущество, и Сыновней – мудрость. Он есть источник всякого блага: от Него – все дары, сияющие в Церкви в пророках, в апостолах, в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух видения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух кротости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненом Симеоне; вообще от Него происходят все дары благодати. Посему Дух благий именуется Духом правым, Духом владычним: Им управляется и бывает наставляема Церковь не только к ответствованию в Апостолах и мучениках [по Господню обетованию ( Лк. 12:11–12 ): егда же приведут вы на соборища и власти, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи], но и на всякое дело благое, по тому истинному слову: Утешитель же, Дух Святой, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); потому-то Он посылается, дабы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим и ввести нас в первое достояние. Без Его же Божественного наставления наш человеческий дух не знает ходить путем правым и вводить нас в землю праву. И подлинно, дух человеческий суетен, непостоянен, заблудлив, немощен; и мы весьма часто не знаем, коего мы – духа ( Лк. 9:55 ): иногда мы влечемся духом суеты, иногда духом нетерпения, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом любоначалия и, водимые чрез различные стремнины погибели, не познаем лукавого вождя. А имея таковые и подобные препятствия в пути нашем от лукавого демона, часто прельщающего нас под видом благости злом, притом же и сами будучи немощны, мы всячески имеем потребу, чтобы Тот Дух благий наставил нас и способствовал нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ). Он же, Помощник наш милосердый, способствует различными образами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28). И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения. Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться — исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели — к встрече с Господом — было направлено все борение его личности, подчас мятущейся и непредсказуемой? К встрече с Господом, Которого он познал своим сердцем и Которого искал на протяжении всего — очень трудного — жизненного пути, искал с присущими ему решимостью и мужеством. Он часто повторял: “Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение”. А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообщения. Перед тем как продолжить, позвольте мне зачитать нес­колько отрывков из Писания, выбранных почти пятьдесят лет назад самим отцом Львом в память человека, им горячо любимого. “Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (Пс 118:116). “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 119:25–27). “Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена” (Иер 31:3–4). “Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек” (Ин 11:25–26). “Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало?” (1 Кор 15:54–55).

http://pravmir.ru/propoved-na-pogrebenie...

Скачать epub pdf Глава 17 Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26). 1. Ин. 17:1 . После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Ин. 12:23, 28, 13:1, 31 д. После сих слов: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (14:31) и оконченной, вероятно, пред переходом чрез поток Кедрон в сад Гефсиманский (18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнётся Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Всё это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу Своему Небесному, сначала на Иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа, и Елеон, потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединении сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом её служит предстоящая великая жертва Христова и её необъятное значение для мира. – Возвёл очи Свои на небо: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие Которого особенным образом является на небесах (ср. 11:41; Деян. 7:55 ). – Отче, пришёл час: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. 12 и парал.). – Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового Царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к 13:31 и 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой, то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная в искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2–5) в более частных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О храме Божием Храмом, или церковью называется особое, посвященное Богу здание, предназначенное для общественных Богослужений и молитв. Храм освящается епископом или назначенными им пресвитерами, после чего становится местом постоянного благодатного присутствия Божия, домом Божиим. Протестанты считают, что храмы не нужны, при этом они ссылаются на Священное Писание: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Строительство храмов было не выдумкой человеческой, а благословением Божиим. Господь Сам повелел строить храмы и обещал пребывать в них: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их», – сказал Он Моисею ( Исх. 25:8 ). «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь», – говорил Господь ( Агг.1:8 ). Бог благословил строительство Соломонова Храма и выбрал его местом особого Своего пребывания. «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моем и там вовек: и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ), – сказал Он Соломону. Свое благоволение ко храму Господь ознаменовал явлением Своей славы: «и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:11 ). Бог обитает не только на небе: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ), – значит храм освящен Богом, Который постоянно в нем присутствует; храм является Его домом – и потому великой святыней. Протестанты считают, что это было только в Ветхом Завете. Первые христиане молились в обыкновенных домах, значит так должны поступать и мы. . Сам Господь Иисус Христос: говорил о храме: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2:49 ). Он всегда воздавал храму честь, ходил туда в праздники и учил ( Лк.19:47; 20:1 ; Ин. 5:1; 7:14; 8:2; 10:23 ), о чем и сказал так: «каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф.26:55 ). Ревнуя о святости храма Христос изгнал из него торговцев, не позволял проносить через него посторонние предметы ( Мк.11:15–16 ). Обличая фарисеев, он сказал: «Безумные и слепцы! что больше: золото, или храм, освящающий золото?., клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф.21 ). Господь ясно говорит: Бог живет в храме и освящает его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Воскресение мертвых Кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: изыдут творившие добро в воскресение жизни ( Ин. 5, 29 ). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом ( Откр. 20, 6 ). Эти признаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся. Видишь, что во время весны все, что зимой, как мертвое, было, как бы вновь оживает и возрождается: земля производит из недр своих плоды, деревья листвой одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются; воды, льдом скованные, растаивают и текут и вся поднебесная тварь в новый вид облекается и как бы заново созидается. От этой чувственной весны пусть возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, которую обещал преблагой Бог в Писании Своем Святом, когда тела от начала мира усопших верных из земли, как семена, силою Божией прозябнув, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, в ризу бессмертия оденутся, примут венец доброты из рук Господних, расцветут, как финик, и как кедр на Ливане, размножатся. Насажденные в доме Господнем, они процветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ), как невеста, украсятся красотою, и как земля, растящая цвет свой, и как сад, произращающий посеянное в нем (ср. Ис. 61, 10–11 ), расцветут; и веселье вечное над головою их, и радостью возрадуются о Господе. Тогда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа ( 1Кор. 15, 54–55 )? Так, устремляясь духом к желаемой той весне, сей ныне с верой и надеждой, с Божией помощью семена благих трудов – и да пожнешь тогда с радостью. Весной из земли произрастают травы и испускают листья, цветы и плоды свои; также деревья испускают листья, цветы и плоды, хотя зимой не видно было жизни в них, и они как бы бесплодными были, и одно дерево от другого почти не отличалось. Весна – образ воскресения мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010