Правило 9. Троица неописуема никаким словом 53. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Бог Троица неизмерим ни по силе, ни по величине, и всякое творение духовное и телесное содержится непосредственно в Его силе. Ибо Бог Отец говорит: Я наполняю небо и землю. Также говорится и о Премудрости Божией, Которая есть Его Сын, что Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу (Прем 8:1). Также мы читаем и о Духе Святом, что Дух Господа наполняет вселенную (Прем 1:7). И пророк Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс 138:7). Правило 10. Лицо Сына 54. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что одно Лицо из Троицы, то есть Бог Сын, Который только один по природе рожден от Бога Отца и одной и той же природы с Отцом. Сам [Бог Сын] рожденный в полноте времен согласно принятию по собственной воле на Себя “зрака раба” был зачат в Деве и от Девы рожден — Слово стало плотию (Ин 1:14). Один и Тот же — Кто по сущности рожден от Отца и по сущности зачат и рожден Девой. И один и Тот же — единый, ибо Он одной природы с Отцом и одной природы с Девой. [Бог Сын], Который сказал о Боге Отце: Прежде веков основал Меня, и прежде всех гор родил Меня, и о Котором Апостол сказал, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону (Гал 4:4). Правило 11. Человечество Христа 55. Крепче всего держись и нисколько не сомневайся, что Христос Сын Божий рожден как полный и совершенный Бог от Бога Отца и как полный и совершенный человек от Девы Матери. То есть Бог Слово воспринял без греха истинную плоть нашего [человеческого] рода и душу разумную. Что Сам Сын Божий ясно открыл, говоря о плоти Своей: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). Что имеет душу [живую], Он открыл следующими словами, говоря: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее (Ин 10:17). То, что Он имеет душу разумную, Он открыл в том, что сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). И о Самом Себе Бог говорит через пророка: Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысит­ся и вознесется, и возвеличится (Ис 52:13). Вот и блаженный Петр согласно пророчеству святого Давида исповедует плоть и душу во Христе. Ибо свидетельствуя о самом святом Давиде, он сказал: Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян 2:30–31).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют. Яко мнози его ради идяху от Иудеи и вероваху во Иисуса. Уже в то время, как Иисус воскресил Лазаря, некоторые из иудеев сказали фарисеям, что сделал Иисус, и первосвященники с фарисеями на совещании положили убить Иисуса ( Ин.11:53 ). Но Иисус удалился и не ходил между иудеями явно ( Ин.11:54 ). А первосвященники и фарисеи дали повеление, – если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, чтобы взять Его. Вот теперь молва разнеслась, что Иисус в Вифании, что туда стремится народ, чтобы видеть Иисуса и Лазаря, которого воскресил Он. Это движение народа снова собрало первосвященников на совет. Видели они, что внимание народа особенно привлекает воскресший Лазарь, потому к прежнему определению – убить Иисуса – недобрые советники присовокупили еще новое, то есть, чтобы вместе с Иисусом убить и Лазаря; потому что ради его многие из иудеев приходили туда и веровали во Иисуса. (См. «Сборн. ст. по истолк. еван.» Барсова, т. II). На следующий день Господь шел с Своими учениками из Вифании пешком. Но достигнув Вифсфагии, небольшого селения при подошве горы Елеонской, Он послал вперед двух учеников Своих, сказав им: «Подите в селение, которое прямо перед вами. Входя в него, вы тотчас найдете привязанную ослицу и с нею молодого осленка; отвязав, приведите их ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и он тотчас отпустит их». Все исполнилось так, как было сказано Господом. Войдя в селение, посланные ученики, действительно, нашли привязанную ослицу и около нее осленка, именно такого, какой им был нужен, т. е. на которого не садился еще ни один человек. Стоявшие там хозяева сказали им: «что вы делаете? Зачем отвязываете?» Ученики отвечали, как повелел Господь, – и те беспрепятственно отпустили их. Иисус, между тем, оставался на том же месте, откуда пошли ученики. Число народа, Его окружавшего, все возрастало: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Он идет в Иерусалим, во множестве шли Ему на встречу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таким образом право всенародного и даже всемирного учительства Небесным Учителем на первых порах вручено было одним только апостолам. Ничего нет удивительного, что во времена апостольские верующие могли даже в общих собраниях поучать друг друга. Прежде всего заметим, что на первых порах в христианстве держался обычай ветхозаветный, по которому всякий природный Иудей, чувствовавший себя способным, пользовался правом публично объяснять ветхозаветные Писания в синагогах. Этот обычай, как и многие обычаи ветхозаветные, совершенно был упразднен, уступив своё место новозаветному каноническому праву, ведущему начало от Самого Начальника и Совершителя святейшей веры нашей Христа, утвержденному авторитетом апостольским и освященному практикой святых Отцов и вселенских учителей Церкви Христовой, вполне согласной с практикой и заповедями самих апостолов. О том, какова была практика последующих Отцов и учителей Церкви при избрании пастырей, будет сказано ниже. Здесь кстати припомним и изобилие высших благодатных духовных дарований в указанное время, о чём уже сказано нами выше. Несомненно и то, что между верующими и в других странах кроме Иудеи были слышавшие учение из уст Самого Спасителя. Ведь чаяние всего ветхозаветного мира сосредоточивалось в то время в Иерусалиме, куда приходили люди набожные из всякого народа под небесами ( Деян.2:5 ), – частнее: Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (т. е. обращенные из язычников), Критяне и Аравитяне (ниже 9–11 ст.). И то, чего невозможно было бы всему миру вместить в книгах, запечатлелось на скрижалях сердец людей уверовавших во Христа. Если даже злейшие враги Иисуса Христа были поражаемы силою учения Его ( Ин.8:3–11 ; Мк.12:13–17 ; Мф.13:54 и мн. др.) и вместе с тем удивлялись тому, как Он знает Писания, не учившись ( Ин.7:15 ): то, что же могли видеть и слышать от Спасителя искренно уверовавшие в Него и старавшиеся видеть не человеческие чудные дела Его и по возможности выслушать исполненное Божественной силы спасительное учение Его? А ведь были алкавшие небесного хлеба и жаждавшие живой воды: от избытка сердец говорили уста их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Явное нарушение заповеди Господней, не уклонно исполнявшейся Вселенской Церковью, какими бы изворотами фальшивой мысли оно не оправдывалось 11 , разумеется не могло успокоить совести христианской. Несомненно, в душах, лишенных полноты любви Христовой в самом великом Таинстве, жило недовольство несправедливым искажением воли Искупителя, в 14-м веке вылившееся в известное Гусситское движение, жестоко подавленное непогрешимым авторитетом. Нужно было заменить для мирян нанесенную им религиозную обиду чем либо, что, вместе с тем, могло бы успокоить и смущенную душу. Учреждено празднество в честь Божия Тела. Торжественно обставляя это празднество, миряне, вместе с поклонением Телу Христову, не сознавая, празднуют свою религиозную обиду, свое лишение Крови Господней, а в пышно обставляемом торжестве находят себе поддельное душевное удовлетворение и успокоение. Св. ап. Павел говорит: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Таинство св. Евхаристии, след., есть смерть Христова, по существу, та же Голгофская жертва. Но смерть Христова есть последний, завершительный акт земной жизни Спасителя, переход к вечной Его жизни в Своем Воскресении. Воскресший Христос уже не земное Существо. «Не прикасайся ко Мне, сказал И. Христос Марии Магдалине, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Для христиан приобщение Смерти Христовой есть не пребывание в ней, а таинственный переходный момент к Воскресшему Христу ( Ин.6:53–54 ). Вот почему Православная Церковь , изображая в Великий Пяток тяжелый акт смерти и погребения Христа на Пасху, неподражаемо живописует свое пребывание в Воскресшем Христе. Для выражения необъятного величия этого праздника она не находит иных слов, как только: это – праздников праздник и торжество из торжеств. Пасхальные песнопения это – непрерывный гимн ликующего духа в Воскресшем Христе и таинственно в Нем уже здесь переживающего начало иного, вечного жития в полноте любви и всепрощения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2 см. еще: Ис. 62:5; Ос 2:19-20; Еф. 5:32; Откр. 19:7; Пс. 44:11-12). «Обручители» ее – пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: Обручил вас, и прочее, – так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после брака уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо говорит, обращаясь ко всем – и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие небесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт. гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь – и пророков, свыше вещающих сие: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11-12); смотри, и апостол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23). 4) Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, – утешает ее Сам Бог через пророка (Ис. 54:1). Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Воспитывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал. 4:26-27). 5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник (Ин. 10:1 и следующее). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворяются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном – там поселил меня, у тихой воды воспитал меня (Пс. 22:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

11. Но Сам Человек был не только не умащен ими, но даже и не обмыт (Иосиф и Никодим не имели для этого времени в виду наступавшего часа Пасхи (Ин 19:42)), в связи с чем у Его тела были обильные испарения. По одной из гипотез, именно химический состав этих испарений, действуя на химический же состав алоэ, оксидировал полотно подобно химическому негативу, в результате чего и возникло изображение на Плащанице. Использование для Плащаницы такой дорогой ткани, как дамаск, свидетельствует о состоятельности погребавшего —  богатый человек из Аримафеи  (Мф 27:57) и его уважении к Распятому —  Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса  (Ин 19:38); 12. Судмедэксперты пришли к выводу, что менее чем через 40 часов после погребения посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости и были бы уничтожены тлением, — из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения (Лк 23:54–24:1). 13. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них, то есть, по свидетельству врачей, Этот Человек вышел из Плащаницы, не развернув ее, как Христос проходил после Воскресения через закрытые двери (Ин 20:19). Исходя из всего этого мы должны признать как очевидный факт то, что Человек, изображенный на Плащанице, является Иисусом Христом и никем иным. Математически вероятность совпадения сводится к ничтожно малому числу. Это и есть современное и непреложное свидетельство Страданий, Распятия, Смерти, Погребения и Воскресения Иисуса Христа.  Пророчества Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (Лк 24:25–27)

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

16 . От желающего приступить к Таинству Святого Причащения требуется, чтобы он приготовил себя к тому, а именно поговел бы одну неделю или несколько дней, т. е. постился и усиленно молился, припоминал свои грехи, примирился со всеми и исповедал грехи пред своим духовным отцом. 17 . Об этом приготовлении ко Святому Причащению святой Апостол так пишет: Пусть испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Это значит, что желающему приступить к Святому Причащению должно сознать свои грехи и раскаяться в них, и тогда уже причащаться. Тот же, кто причащается без сего, подвергается осуждению, потому что причащается, не имея должного внимания и уважения к этому величайшему Таинству. 18 . Причащающиеся Тела и Крови Христовой получают от сего следующую пользу: они теснейшим образом соединяются со Спасителем Своим Иисусом Христом и после смерти получают вечную блаженную жизнь. 19 . Об этом так говорит Сам Иисус Христос: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем ( Ин.6:56 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (т. е. залог сей жизни), и Я воскрешу его в последний день (для вечного блаженства) ( Ин.6:54 ) 38 . 20 . Древние христиане причащались каждый воскресный день, а иные и чаще; но из нынешних христиан немногие способны к сему. Поэтому Церковь заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться четырежды в год, или каждый месяц, но непременно однажды в год. 21 . Долг христианина чаще присутствовать за литургией, особенно в воскресные и праздничные дни. Не приступая к Святому Причащению за ней, а только слушая ее, мы должны участвовать в сем Богослужении молитвою о себе и о других, живых и умерших, и воспоминанием жизни и дел Иисуса Христа; так как Таинство Причащения и установлено Им именно для Его воспоминания. 22 . Например, во время проскомидии мы должны воспоминать главным образом Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

337. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВО “ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ”? В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа. Подобно тому св. Иоанн Дамаскин о Св. и Пречистых Тайнах Господних пишет: “Тело есть поистине соединённое с Божеством, именно то, которое было воспринято от Пресв. Девы. Но не сходит с небес вознёсшееся Тело, а хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если хочешь понять, как это происходит, то достаточно знать, что схождением Св. Духа. Таким же путём и от Богородицы Себе Самому и в Себе Самом составил Св. Духом Господь плоть. Более не знаю того, что Слово Божие истинно, действительно и всемогуще, действие же Его непостижимо” (Кн. 4, гл. 13, ст. 7). 338. КАК СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ? Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить её покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1 Кор 11:28-29). 339. ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащающийся Тела и Крови Христовой соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нём приобщается к вечной жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем (Ин 6:56). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную (Ин 6:54). 340. КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРИЧАЩАТЬСЯ СВ. ТАЙН? Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

54. «…Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.» (1Ин. 5:11). Если сердце встретится с Истиной Если встретишь мать после долгой разлуки, – разве оставишь ее? Если увидишь отца, с которым расстался в юности, – разве бросишь его? Если вернется к тебе сын после размолвки, – разве отвернешься от него? Если после долгих поисков сердце встретится с Истиной, – разве оно потом сможет жить без Нее? 55. «…Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.» (Евр. 13:14). Приятно и обидно Когда тебя хвалят – приятно, а когда ругают, – обидно, но есть ли в этом истина? Когда тебе дарят вещи – приятно, а когда отнимают, – обидно, но есть ли в этом правда? 56. «…Искуплены вы от суетной жизни … драгоценною Кровию Христа…» (1Петр. 1:19). Где ты? Где тот веселый мальчик, которым ты был в детстве? Где тот восторженный юноша, которым ты был в юности? Где тот неудовлетворенный жизнью мужчина, которым ты был в зрелости? Где тот молчаливый старик, которым ты был в старости? 57. «(Семя, упавшее в терние, это те, которые) … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Не привязывайся к наслаждениям Чем больше в лодке течь, тем труднее плыть. Чем сильнее сердце привязывается к наслаждениям, тем меньше оно понимает смысл жизни. 58. «…Будете искать Меня, и не найдете…» (Ин. 7:34). Поиски Чем дальше зайдешь, тем сильнее заблудишься, Чем больше будешь спрашивать, тем меньше узнаешь, Чем больше будешь искать, тем больше запутаешься, Чем скорее вернешься, тем больше найдешь. 59. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10:10). Два земельных участка Один человек купил себе участок, оказалось – земля плохая. Продал его, купил другой, оказалось – воды нет. Продал и этот участок, купил новый: земля туда-сюда, но очень уж плохая вода. Расстроился человек и забросил землю. Другой человек купил себе каменистый участок, – никто брать не хотел, и было на нем немного воды. Стал он каждый день понемногу выбирать камни, пока все не выбрал. Расчистил родник – воды стало хватать с избытком. Посадил виноград – и сам теперь ест и других угощает.

http://isihazm.ru/1/?id=133

692. Почему Святые Дары именуются источником бессмертия? Святые Дары именуются источником бессмертия потому, что являются для нас залогом воскресения и вечной жизни в небесной блаженности, так как Господь Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). 693. Как часто приступали к Святому Причащению первые христиане? Первые христиане приступали к Св. Причащению во время каждой Литургии, и было бы желательно, чтобы и мы, с чистой совестью, без принуждения, по доброй воле, часто принимали Святые Дары. Пояснения: I. Господь наш Иисус Христос хочет, чтобы в Таинстве Св. Евхаристии мы с Ним соединялись столь же тесно и органически, как соединены ветви со стволом. Христос сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:5–6 ). Это внутреннее соединение осуществляется лучше всего принятием внутрь себя. Поэтому Христос решил дать нам в пищу Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы Ими жили подобно тому, как мы живем пищей и как ветви живут от ствола. Кто достойно принимает Святые Таины, соединяется так тесно со Христом, что может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). II. Действие достойного принятия Св. Таин на человека ярко выражено в молитве, помещенной в Литургии св. Василия Великого перед «Отче наш». Там говорится: «Научи нас совершать освящение в страхе Твоем, дабы с чистым свидетельством совести своей, принимая часть Святых Таин Твоих, мы соединились со Святым Телом и Кровью Христа Твоего, и достойно Их принимая, имели Христа, живущего в сердцах своих, и стали храмом Духа Твоего Святого» (Сб., с. 197). III. О необходимости принимать Святые Дары с чистой совестью апостол Павел пишет: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:27–29 ). Недостойное принятие Св. Таин относится к тем грехам, которые называются святотатственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010