Иисус ясно об этом говорил: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». ( Ин.14:6 ). И апостолы Его правильно поняли: «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа». ( 1Ин.2:1 ), Который «ходатайствует за нас» ( Рим.8:34 ). Иисус Христос является активным божественным посредником, а не сторонним наблюдателем. На основании жертвы Христа и веры в Него мы становимся детьми Бога. Но Отца мы можем познать только через Христа ( Ин.14:9 ). Если Иисус Христос не участвует в вашей христианской жизни, то с вами нет Бога. Свидетели Иеговы просто не имеют личных взаимоотношений с Иисусом Христом, они с Ним не общаются. Может ли спастись человек, который не молится Иисусу, но только Богу Отцу? Дело в том, что все нехристианские или псевдохристианские религии хотят придти к Богу, минуя Христа, это делают и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и другие культы, включая Свидетелей Иеговы. Им всем Христос не нужен, но Свидетелям Иеговы Он необходим только как человек, веруя в существование которого и используя Его имя, можно назваться христианином. Они считают, что есть Бог, и отдельно Иисус, и можно просто (или может даже через организацию) приходить прямо к Отцу. Они также могут читать Ин.14:6 , но совсем не понимать смысла, так как они видят в этом стихе только Бога и Сына, как две разные личности, но совсем не видят действия: «только через Меня» – «приходят» – «к Отцу»! Это просто обязано выражаться в молитве, в личном обращении, призывая имя Господа Иисуса Христа ( 1Кор.1:2 ). Просто знание о существовании Иисуса не делает человека христианином. Игнорировать общение со Христом, значит подвергать себя опасности отвержения: «...а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». ( 1Ин.1:3 ). Иисус ясно говорит: придите прежде «ко Мне», а не «к Отцу», но «к Отцу только через Меня»:«Придите ко Мне» ( Мф.11:28 ); «Всякий, приходящий ко Мне» ( Лк.6:47 ); «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» ( Мк.10:14 ); «приходящий ко Мне не будет алкать» ( Ин.6:35 ). За спасением мы можем придти только к Иисусу, а не в какую-либо организацию, как об этом проповедуют Свидетели Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Эти слова не являются установительной евхаристической формулой, они лишь напоминают о смысле ожидаемого Причастия уже освященных Даров. Абсолютно так же, как в Ин., откуда и взяты эти слова, они звучат не на Тайной Вечере, а на временном и ситуативном удалении от нее. Слова о хлебе, который есть данная для вкушения Плоть Христова, не могут не вызывать смущения, а то и возмущения. Евангелист Иоанн не упустил случая описать такую реакцию: 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есм. хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?.. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?.. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 41-42. 52. 60. 66). Все это служит яркой иллюстрацией трудности пути ко Христу — в частности, процесса воцерковления. Необходима своя последовательность, прохождение через этапы принятия веры, так что познание т аинственных вещей возможно лишь тогда, когда обнаруживается согласие веры оглашаемого с верой Церкви. Как видим, в наибольшей степени насыщенное такими тайнами Евангелие от Иоанна содержит красноречивое свидетельство этого рода. Так обнаруживает себя кризис, критическая точка веры, момент выбора: «какие странные слова! кто может это слушать?» (6, 60) или «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (6, 68). Кризис как острейшее противостояние веры и неверия всякий раз становится финалом очередного общения (беседы, спора) Иисуса со слушателями. Иудеи хватаются за камни, чтобы побить Его, но Иисус таинственно скрывается (8, 58-59) до тех пор, пока не наступил Его час. Мы намеренно употребили слово «кризис», взятое из греческого текста Ин. без перевода, хотя в русском языке это греческое слово стало иметь несколько иное значение. Kri/sij по-гречески — «суд». Вместе с глаголом «судить» (kri/nw) они также составляют важную часть терминологии Ин. (3, 17-19; 5, 22. 24. 27. 30; 8, 15-16. 26. 50; 9, 39; 12, 31. 47-48; 16, 8. 11). Явление Иисуса и есть суд (суждение, выявление), который происходит здесь и сейчас, ибо открывается четкая разница между верой и неверием. Такой суд подобен свету, который возжигают, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Во-вторых, о крещении во Христа говорится для подчёркивания того факта, что люди уверовали, приняли и крестились именно во имя Иисуса Христа Назорея, что они признали Его Мессией и Спасителем. Ведь хотя Церковь проповедует и об Отце и о Духе Святом, но преимущественно Она проповедует о Христе. Ведь дело нашего спасения совершил Сын, Иисус Христос, и уверовать, и креститься именно в Иисуса Христа 491 было и есть важнейшим делом для нашего спасения. Потому именно этот факт и подчёркивают Апостолы в Деяниях и посланиях. Теперь отвечу на главные возражения протестантов против православного учения о Крещении. Возражение 1. Самая первая, основная причина, по которой протестанты отказываются придавать крещению такую важную роль в спасении, какую усвояют ему Библия и древняя Церковь , заключается в том, что в Новом Завете мы встречаем много таких утверждений, которые прямо говорят о том, что для спасения достаточно одной веры . Например: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него , не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Именно по той причине, что этот стих так ясно и ёмко говорит, что всякий верующий (не обязательно крещёный!) во Христа имеет жизнь вечную, то есть спасение, протестанты называют его золотым стихом Библии. И этот стих далеко не единственный. О спасении по вере говорится и в других местах: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ); «верующий в Меня не будет жаждать никогда... Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:35,40,47 ); «верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ); «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ); «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» ( 1Ин.5:1 ) и т.д. Как же объяснить все эти места? И как согласовать их с тем библейским и древнехристианским учением о том, что человек спасается, получает прощение грехов, возрождается, соединяется со Христом (облекается в Него), усыновляется Богу именно через Крещение, а не только через одну веру?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Образ воды, играющий столь существенную роль в рассмотренных эпизодах из Евангелия от Иоанна, будет возникать и в дальнейшем повествовании евангелиста, а именно – в рассказах об исцелении слепорожденного, которого Иисус пошлет в Силоамскую купальню ( Ин.9:7 ), об умовении ног на Тайной Вечере ( Ин.13:2–11 ), об истечении крови и воды из пронзенных ребер умершего на кресте Иисуса ( Ин.19:34 ). Все эти эпизоды, начиная с чуда в Кане Галилейской и включая перечисленные в настоящей главе, выстраиваются в единую цепь событий, внутренняя связь между которыми обеспечивается благодаря использованию одного и того же образа. Начавшись на берегах реки Иордан, повествовательная часть четвертого Евангелия завершится на берегу моря Тивериадского (оно же Галилейское озеро), с которым связаны многие события из жизни Иисуса, рассказанные другими евангелистами. Увидев стоящего на берегу Иисуса, Петр, сидящий обнаженным в лодке, бросится в воду, чтобы вплавь достичь берега ( Ин.21:1–7 ). Это событие станет последним намеком на таинство Крещения в Евангелии от Иоанна. В Апокалипсисе образ воды вновь станет одним из основных. Описанная на страницах книги Откровения эпопея борьбы Агнца со злом завершается грандиозной картиной нового неба и новой земли. Голос Сидящего на престоле провозглашает: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой ( Откр. 21:6 ). В новом, сходящем с небес Иерусалиме, изображенном в Апокалипсисе, нет храма, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец… Город не имеет нужды в солнце и луне, потому что светильник его – Агнец ( Откр. 21:22–23 ). Но посреди города протекает чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца; на берегу реки растет древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Этот последний образ отсылает нас и к видению храма в Книге пророка Иезекииля, где тоже описывается поток, по берегам которого растут деревья ( Иез.47:5–7 ), и к повествованию книги Бытия о древе жизни, насажденном посреди рая ( Быт. 2:9 ). Доступ к этому дереву для человека был закрыт после грехопадения ( Быт. 3:22 ). Его вновь открывает Агнец, берущий на Себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Первосвященники и фарисеи, видя чудеса Спасителя, пребывали в отчаянии. Евангелист замечает: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин.11:47). И в конце концов, они беспомощно жалуются друг другу: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин.12:19). Надо иметь в виду, что это — свидетельство подлинности чудес Спасителя, свидетельство Его заклятых врагов.    Очевидцы и свидетели всех чудес Спасителя, святые Апостолы, говорят о них в своих писаниях просто и непосредственно, точно хронисты. Но даже после всего того, что о многочисленных чудесах Спасителя было написано в Евангелиях, и в Посланиях, и в Деяниях Апостольских, святой Евангелист Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (Ин.20:30). А свое Евангелие святой Воанергес завершает словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин.21:25). Эти слова Воанергеса делаются еще более ясными, если добавить к ним свидетельство Деяний Апостольских: ученикам Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». (Деян.1:3).    Сила действования (делания) Спасителя не менее чудотворна, как чудотворна и сила Его учения. И в том, и в другом одинаково содержится животворящая тайна спасения, которую досточудно и человеколюбиво совершает незаменимый Господь и Спаситель наш Иисус Христос.    Из вышеизложенного учения Святого Откровения очевидно, что вся Богочеловеческая жизнь, всё в совокупности Богочеловеческое учение и всё Богочеловеческое действование Господа нашего Иисуса Христа составляют единое и неделимое Богочеловеческое домостроительство спасения. Рассматривая с разных сторон бесконечные Божественные тайны, из которых это домостроительство создано, замечаешь, что в действительности оно является «домостроительством» единой «тайны», всецело сокрытой в Трисолнечном Божестве (см. Еф.3:9), однако воплощенный Бог Слово открыл его не только всем людям на земле, но и всем Ангелам на небе (см. Еф.3:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, у Иисуса Христа сразу же стало пять учеников. Один из этих учеников, Филипп, встретил Нафанаила и объявил ему, что Иисус из Назарета есть Тот, о Котором писали Моисей и пророки. Нафанаил, очевидно, не слышавший свидетельства Крестителя, ответил Филиппу народной поговоркой: Из Назарета может ли быть что доброе? ( Ин.1:44–46 ). Этой ссылкой на народную поговорку о Назарете, Нафанаил, в сущности, высказал общепринятое тогда мнение, что Мессия не может быть из Назарета. Книжники еврейские учили, что Мессия родится в Вифлееме, городе Давидовом, но затем скроется и вновь явится неизвестно откуда ( Ин.7:27,41–42 ). Зная это, Нафанаил, как настоящий еврей, подлинно израильтянин ( Ин.1:47 ), не поверил Филиппу; и пошел он за Иисусом только тогда, когда был изумлен Его всеведением ( Ин.1:48–51 ). Эти первые шесть учеников Иисуса признали Его Мессией, но не настоящим Мессией, о Котором писали пророки, а таким, какого ждали тогда евреи, то есть могущественным царем-завоевателем, покорителем всего мира народу еврейскому. Иного мнения об Иисусе они, как подлинные израильтяне, и не могли составить тогда. С такими-то взглядами на Иисуса и Его назначение они и пошли за Ним. Но так как месяцев через десять после того четырех из этих учеников: Симона (Петра), Андрея, Иакова и Иоанна, Иисус Христос вторично призвал следовать за Ним ( Лк.5:1–11 ; Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ), то надо полагать, что они не сопровождали своего Учителя во всех Его путешествиях, а оставляя Его, вновь принимались за свой обычный рыбный промысел. По-видимому, из этих первых учеников один только Иоанн почти неотступно следовал за своим Учителем, так как он один описал некоторые события из этого начального периода деятельности Иисуса. Но почему же остальные ученики оставили Иисуса? Не потому ли, что Иисусу по бедности Его негде было и голову преклонить? Не потому ли, что Его смирение, кротость и всепрощающая любовь совсем не согласовались с представлением о непобедимом царе-завоевателе? Не потому ли, что вообще личность Иисуса, как Человека, совсем не совпадала с образом Мессии, созданным мечтательностью евреев?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это и Книга Завета и Закона (Втор. 30.10) — Библия и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» — Книги, лежащей на престоле (например, ц. Успения в Никее, VII b.).   Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).   Итак, Бог судит мир через слово и свет, — и человек с трепетом ожидает «доброго ответа на страшном судище Христово», как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Для того именно и основал Он на земле Церковь , чтобы люди, делаясь ее членами, усвояли себе совершенное Им дело искупления ( Ин.3:5 ). Этой основанной им церкви Он обещал общение и с Богом Отцом ( Ин.17:23 ) и с Богом Духом и с Ним Самим. Я с вами, говорит Он, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Ее не в состоянии, поэтому, одолеть будут, по Его учению, никакие силы ада. Создам Церковь Мою, говорил Он, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Но вот, когда вечеря и невод, под которыми понимал Он в притчах Царство Свое, наполнятся ( Мф.13:47, 22:1–14 ), когда все призваны будут в Его Царство, Он явится во славе, чтобы воздать каждому по его заслугам ( Мф.25:31–32 ). Ввиду таких ясных и определенных свидетельств Христа Спасителя о Себе Самом, свидетельств, заимствованных от всех четырех Евангелистов, нам кажется, что всякое препирательство с отрицательной критикой по поводу отрицания в учении Христа Спасителя указаний на Божество Его – излишне. Так могут говорить только люди, явно упорные и ослепленные. Пусть будет не ясно одно место, не ясно – другое, но взятые все вместе неопровержимо говорят, что Христос Иисус постоянно говорил о Себе, как об истинном Боге и истинном человеке. §19. Учение Христа Спасителя о Боге вообще и в частности о Боге Отце Учение Христа Спасителя о Боге вообще не было ни пантеистическим, ни деистическим. Оно не было пантеистическим: ибо о Боге говорится в нем, как о существе, имеющем жизнь в Самом Себе. Как Отец, говорит Христос Спаситель, имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе ( Ин.5:26 ). Оно не было и деистическим: ибо материя признается в нем творением Божиим ( Мф.11:25 ) и допускается самое широкое участие Божества в мире. Бог есть, по нему, Существо духовное, личное, единое по естеству и троичное в лицах. Бог есть дух, говорит Он Самарянке, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине ( Ин.4:24 ). Идите, говорит Он апостолам по воскресении, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Кроме этих, указываемых ветхозаветным писанием и разумом, оснований, Христом Спасителем предлагаются уже и новые, назначаемые Им для верующих в Него. Первым из таких оснований служит то, что Он, будучи равен Богу Отцу, оживляет, как и Отец, кого хочет ( Ин.5:21 ). Я есмь воскресение и жизнь, говорит Он сестре Лазаря, верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Для того и воскресил он четверодневно умершего Лазаря, чтобы дать, как гласит церковная песнь, фактическое доказательство истинности общего воскресения. Вторым основанием истинности воскресения служит, по учению Христа Спасителя, принятие Тела и Крови Его. Как приобщающее человека жизни Божественной, оно делает его бессмертным не только по душе, но и по телу. Истинно, истинно говорю вам, говорит Он, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Правда, воскреснут и не верующие в Него, но вот что говорится об их воскресении. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Жизнь загробная имеет, по учению Христа Спасителя, два состояния: состояние – до всеобщего суда и состояние – после суда. Причина такой двойственности, по смыслу притчей о плевелах ( Мф.13:37–38 ) и неводе ( Мф.13:47–48 ), заключается в том, что окончательный суд может быть только тогда, когда поле, под которым разумеется человеческий мир, будет засеяно и когда невод, под которым разумеется Церковь , будучи наполнен всякого рода рыбами, будет вытащен на берег, т.е. когда Церковь совершит свое назначение. Только после всего этого настанет жатва и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.13:41–42 ). Впрочем, и до всеобщего суда и воскресения тел, душа не находится в состоянии безразличном. Нет, из притчи о богатом и Лазаре видно, что душа первого тотчас по смерти испытывала мучения ада, а душа второго, также тотчас по смерти, отнесена была Ангелами на лоно Авраама ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Тема суда, подразумеваемая юридическим оттенком слова ‘ходатай, адвокат’, приобретает завершенность при сопоставлении с Ин 16:8–11: и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Дух выступает как судебный защитник верующих и судебный обвинитель неверующего мира. Это единственное место в Новом Завете, где говорится о действии Духа Святого в отношении неверующего мира 47 . Само слово kTsmoj обычно используется апостолом Иоанном в негативном смысле, иногда в нейтральном, но никогда в позитивном 48 . Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:13–15). “Исключительно важно увидеть здесь, как Сам Господь, специально разъясняя смысл слов от Моего возьмет, еще раз подчеркивает то, что есть единый Источник как Сына, так и Духа, тем самым предостерегая нас от иных истолкований” 49 . Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин 20:22). Очевидно, что это не то пришествие Утешителя, о котором говорил Спаситель и которое произойдет лишь после Его отшествия. Карсон понимает это как символ, который предвещает ниспосылание Духа в Пятидесятнице. Бэдж не рассматривает это символически, но скорее как буквальное дуновение Духа 50 . Ван Россум видит две стадии подачи Святого Духа как знак “постепенного процесса”, — процесса, который продолжается до настоящего времени; в Ин 20:22 просто обозначено начало этого процесса 51 . Последнее близко к пониманию Златоуста, который говорит, что ученики здесь получили лишь один из даров Духа Святого, тогда как грядущее исполнение Духом произошло только в момент Пятидесятницы 52 . Святитель Григорий Двоеслов предлагает несколько иное толкование: “Тот же Дух двукратно дарован ученикам: прежде от Господа, пребывающего на земле, а после от Господа, пребывающего на небе” 53 . Зигабен: “Он дунул, сообщая им благодать к восприятию Святого Духа, делая их способными к приятию Его” 54 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010