Все это служит яркой иллюстрацией трудности пути ко Христу – в частности, процесса воцерковления. Необходима своя последовательность, прохождение через этапы принятия веры, так что познание таинственных вещей возможно лишь тогда, когда обнаруживается согласие веры оглашаемого с верой Церкви. Как видим, в наибольшей степени насыщенное такими тайнами Евангелие от Иоанна содержит красноречивое свидетельство этого рода. Так обнаруживает себя кризис, критическая точка веры, момент выбора: «какие странные слова! кто может это слушать?» (6, 60 ) или «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (6, 68 ). Кризис как острейшее противостояние веры и неверия всякий раз становится финалом очередного общения (беседы, спора) Иисуса со слушателями. Иудеи хватаются за камни, чтобы побить Его, но Иисус таинственно скрывается (8, 58–59 ) до тех пор, пока не наступил Его час. Мы намеренно употребили слово «кризис», взятое из греческого текста Ин. без перевода, хотя в русском языке это греческое слово стало иметь несколько иное значение. Kri/sij по-гречески – «суд». Вместе с глаголом «судить» (kri/nw) они также составляют важную часть терминологии Ин. (3, 17–19 ; 5, 22. 24. 27. 30 ; 8, 15–16. 26. 50 ; 9, 39 ; 12, 31. 47–48 ; 16, 8. 11 ). Явление Иисуса и есть суд (суждение, выявление), который происходит здесь и сейчас, ибо открывается четкая разница между верой и неверием. Такой суд подобен свету, который возжигают, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются на самом деле: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3, 19 ). Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5, 22 ). На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ( Ин. 9, 39 ). Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (12, 31 ). Суд происходит ныне, ибо явился Свет. «Ныне» как требование выбора обращено как к тем, кто слушал Иисуса, так и к читателям Евангелия. Утешитель О Духе Святом, Который часто именуется Утешителем (para/klhtoj) или Духом Истины (to pneu=ma th=j a)lhqei/aj), в Ин. говорится больше, чем в других Евангелиях: даже если не в количественном отношении (здесь примерно столько же, сколько и в Лк.), то в содержательном – как бы изнутри бытия Святой Троицы 885 . По сравнению с земным служением среди людей Иисуса – воплощенного Слова, о Духе или об Утешителе говорится как о некоей иной форме Божественного присутствия – невидимой, но не менее реальной:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Мы будем вызывать свидетелей последовательно, держась хронологического порядка, т.е. начиная с тех, кто впервые, в дали веков, были оглашены Евангельскою проповедью, и кончая свидетелями наших дней. Сойдутся ли раскинутые на 2000 лет свидетельства их с самосвидетельством Иисуса Назарянина? Оправдают ли они сверхчеловеческие притязания Его быть Спасителем рода человеческого. «Сей есть Сын Божий;... се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29,34 ), – свидетельствует Иоанн Креститель. «Равви! Ты Сын Божий, ты Царь Израилев, – восклицает изумленный и восхищенный Нафанаил. – Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47,49 ). «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф.14:33 ), – исповедуют ученики, склоняясь перед Ним на озере Генисаретском. «Ты Христос, Сын Бога Живого», – твердо отвечает Ап. Петр на вопрос Иисуса, за кого они, Ученики, почитают Его. «Господи! К кому нам идти? – слышим мы от того же Петра. – Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» ( Ин.6:68,69 ). «Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ), – робко откликается Марфа на призыв Иисуса к вере. «Господь мой и Бог мой» ( Ин.20:28 ), – раздается радостный крик Фомы. «Никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ), – отвечают служители фарисейские на вопрос своих господ, почему они не привели Иисуса. «Воистину Он был Сын Божий!» – с болью вырывается из груди сотника, стоявшего при кресте «Царя Иудейского». Не чудесны ли эти свидетельства, так согласно и твердо устанавливающие факт необычайности Существа, носящего образ человека? Этим людям – в тайниках их души – открывается великая, страшная и радостная истина, что так долго всеми Ожидаемый Посланник неба здесь, с ними, – что это точно Он, Избавитель, имеющий ключи ада и рая, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Да и как не дивиться, как не устрашаться, как не радоваться, как, наконец, не верить Ему, когда на их глазах, по Его благой воле, слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Св. Димитрий Ростовский: " Тайны Божии, чем больше о них говорить, тем они сокровеннее, непостижимее " . Казалось бы, что по этим вопросам можно бы найти материал в главном источнике веры — в Св. Писании, в Слове Божием. Но этого я тогда не обрел. Писание до такой степени уверено в бытии Божием, что даже и не ставит таких вопросов. Да и мне, — при семинарском маловерии в Слово Божие, — не хотелось даже искать ответов там… И только впоследствии узрел я и тут главные откровения о вере и неверии. Например, Господь говорит иудеям: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне (курсив автора. — Ред.), чтобы иметь жизнь " (Ин. 5,39–40). " Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единаго Бога, не ищете? " (ст. 44). Смирения нет. " Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего " . А это отчего? Оттого, что " ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего " (Ин. 8 43 44); а " он лжец " и " человекоубийца " (44). Неверие — от диавола . " Кто от Бога (выделено автором. — Ред.), тот слушает слова Божии… вы не от Бога " (47). Вера — от Бога . " Кто хочет творить волю Его (Отца), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно… " (Ин. 7, 17). Опыт показывает истинность веры. " Но вы не верите, ибо вы — не из овец Моих " ; а " овцы Мои слушаются голоса Моего " (Ин. 10, 26–27). Неверующие чужды по духу своему Христу Богу. Наоборот, верующие — сродны Ему, подобны, как дети похожи на родителей. " И оправдана премудрость (истина) чадами ее " (Мф. 11, 19), т. е. сродными ей по духу. Еще древние говорили: подобное познается подобным. Истину о Боге открывает Сам Христос. Истинное Слово Божие: " …Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11, 27). Но если и Его откровения люди не принимают, то это — уже по собственному их ожесточению и упорству: " не могли они веровать " , потому что сами ослепили глаза свои и окаменили сердце свое (Ин. 12, 39–40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Огромное значение в богослужебной жизни Церкви и в жизни каждого христианина имеет последняя неделя перед Пасхой. Хотя христианская жизнь в целом неотделима от богослужения, от Литургии, за которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, но богослужения именно этих дней особенно важны и непохожи ни на какие другие богослужения церковного года. Символ радости и торжества Вход Господень в Иерусалим. Василий Нестеренко. Западный тимпан Храма Христа Спасителя г. Москвы, 1999 год      Все начинается в последнее предпасхальное воскресенье, когда Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим. Есть у этого дня и еще одно название — Вербное воскресенье. Оно связано с совершаемым во время богослужения освещением вербы в память о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа у входа в город, держали в руках пальмовые ветви — символ радости и торжества. В России первым растением, расцветающим при наступлении весны, является верба, по-этому возникла традиция использовать ее. Для чего Господь отправился в Иерусалим и почему именно в этот раз (ведь Иисус Христос приходил сюда и ранее) Его посещение для нас, христиан, приобрело такое огромное значение? Иисуса из Назарета встречало множество людей необычайным ликованием, со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Словосочетание «Сын Давидов» использовалось иудеями как одно из имен обещанного Богом Спасителя народа Божиего. То есть, ученики и многочисленные паломники, шествовавшие в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи, который установлен в память о чудесном избавлении евреев от египетского рабства, приветствовали Иисуса Христа как Мессию, встречали Его как своего царя, несмотря на то, что Сам Христос не являл Своим видом никаких признаков царственного достоинства, и даже въезжал в Иерусалим не на лошади, а на молодом ослике. Одна из причин такого ликования — чудо, совершенное Господом незадолго до этого — воскрешение Лазаря, находившегося в гробу уже четыре дня, так что ни у кого не было сомнений в его смерти (см. Ин. 11, 38–45). Об этом говорит евангелист Иоанн: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12, 17–18). Никто и никогда не возвращал к жизни четверодневного мертвеца. Многие радовались столь явному явлению Божественной силы, другие – испугались: «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47–48). Поэтому «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря стало прообразом скорого Воскресения Христа. Именно об этом можно услышать в храме во время праздничного богослужения.

http://pravoslavie.ru/78375.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«И буду тверд в завете Моем с вами» ( Лев.26:9 ). Смотри, сколько блаженств обещано, если будем исполнять заповеди. Сказано: «И буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое и очень старое 88 , и выбросите старое от лица нового» ( Лев.26:9–10 ). Как выбрасываем мы «старое от лица нового»? У нас были закон и пророки (ср. Лк.16:29 ), но очень старое было прежде закона с самого начала, когда сотворен был мир. Пришли новые Евангелия, пришли и апостолы. И выбросили мы «старое от лица» их. Как выбрасываем мы старое? Мы отвергаем закон в его буквальном понимании и устанавливаем закон по духу. Можно объяснить это и так: прежде чем пришел человек «с неба» и родился «небесный» человек, все мы были «перстные» и «носили образ перстного (ср. 1Кор.15:47 и далее). Но когда возник новый человек, созданный «по Богу» (ср. Еф.4:24 ), мы отбросили от лица его старое, совлекли прежнего «ветхого человека» и облеклись «в нового» (ср. Еф.4:22 и далее). «И поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Если в нас есть то, о чем мы говорили выше, если, совлекшись «ветхого человека», наше сердце обновилось, приходит к нам Бог, и пребывает в нас Тот, Кто сказал: «И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ). Душа Бога «не возгнушается» нами, если будем исполнять написанное. Но позвольте спросить, что такое «душа Бога». Ведь не подумаем же мы, что у Бога такая же душа, как у человека. Было бы нелепо так думать. И потому я дерзну сказать, что душа Бога – Христос. Ибо как Христос есть Слово Бога (ср. Ин.1:1 ), Божия сила и Божия премудрость (ср. 1Кор.1:24 ), также Он есть и душа Бога. И в этом смысле сказано: «Душа Моя», то есть Мой Сын, «не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ); но Я «буду ходить среди вас» ( Лев.26:12 ). Сдается мне, что Бог здесь обещает не то, что Он будет ходить в земле иудеев, но если кто достоин быть настолько чист сердцем, что может принять Бога, Бог говорит, что будет «ходить» в нем. «И вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего» ( Лев.26:12–13 ). Воистину Он «вывел нас из дома рабства» (ср. Исх.13:14 ), ибо мы были рабами греха, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (ср. Ин.8:34 ). А Он «сокрушил узы [нашего] ярма», того ярма, которое возложил на нашу шею тот, кто пленил нас (ср. 2Кор.10:5 ) и связал нас узами греха. А Господь наш Иисус Христос «сокрушил узы греха», уничтожил ярмо нашего рабства и возложил на нас Свое благое «бремя» (ср. Мф.11:30 ) веры и любви и надежды и всей святости. «Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями: Примечания [ 1 ] Христоцентричность является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Господь Иисус Христос как Спаситель людей есть центр, на Котором зиждется и к Которому все возвращается в нашей жизни. На Нём, как на незыблемом камне, стоит наша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни. Потому и сказал Он: " …без Меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня " ( Ин. 14:6 ). Он открыл в Своём Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе с тем Он дал в Своём Лице опору для всего последующего процесса возрастания в меру Божественного совершенства до тех пор, пока, по слову Апостола, не будет " Бог все во всем " ( 1 Кор. 15:28 ). Господь служит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его в Евангелии сказано мало, но емко: " Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполнялся премудрости; и благодать Божия была на Нём " ( Лк. 2:40 ). Отрок " Иисус преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков " ( Лк. 2:52 ). Своим детством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренно-мудреным послушанием родителям ( Лк. 2:51 ) Он признал покорность сыновней любви и власть родителей над чадами. Посещением храма ( Лк. 2:41-46 ) - явил воспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями ( Лк. 2:46 ) - почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая, - указал путь, по которому может идти усвоение всякой Истины ( Лк. 2:46-47 ). Христоцентричность - главный, основополагающий ( 1 Кор. 3:11 ), универсальный ( Кол. 1:16-20 ) смысло- и целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься в жизни, в педагогике и во всем ( Ин. 5:19 ) с Господом нашим Иисусом Христом - непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем ( Ин. 14:6 ), Источником Премудрости, ведения ( Кол. 2:3 ) и благодати ( Ин. 1:16 ), дабы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его ( Ин. 20:31 ).

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

Как видим, каждый евангелист передает то, что ему наиболее врезалось в сердце. Лука – уразумение Писаний и удостоверение в подлинности воскресения. Марк – укор в неверии, повеление проповедовать и крестить, обетования, данные уверовавшим. Иоанн же – силу их посланничества, равную силе посланничества Самого Иисуса. И главное, что вы в свое время получите, – говорил Господь: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» ( Лк.24:49 ), пошлю вам Бога Святого Духа, Утешителя, Который «наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ), и Который «пребудет с вами навек» ( Ин.14:16 ). Что и произошло в пятидесятый день после Воскресения Христова, в десятый день после Его Вознесения, о чем пишет Лука во второй главе Деяний Апостолов. «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе» это не свершится. И тогда окончательно «облечетесь силою свыше» ( Лк.24:47–49 ). Еще в Деяниях Апостолов Лука, единственный из всех Евангелистов, сообщает, что Иисус Христос «в продолжение сорока дней» являлся им и говорил «о Царствии Божием» ( Деян.1:3 ). Но в Евангелии описываются еще только два явления. Явление ради Фомы. Ин.20:24–29 Через неделю Господь еще раз явился всем Апостолам, ради одного из них, Фомы, потому что «Фома..., один из двенадцати, называемый Близнец, не был ... с ними, когда приходил Иисус». Интересно, по какой причине? Некоторые, исходя из того, что ученики собрались в запертой горнице «из опасения от иудеев» ( Ин.20:19 ), считают, что Фомы не было по причине его бесстрашия. С этим можно отчасти согласиться, особенно если вспомнить решимость Фомы, когда ему показалось, что Иисус собрался идти на верную смерть. Тогда он, единственный из всех, сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним» ( Ин.11:16 ). Но дело тут, наверное, не в одном природном бесстрашии. Просто Фома, сраженный и потерявший надежду, для себя решил: если Иисуса нет, то и жить незачем, и бояться уже нечего! «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им»: Что мне до того, что вы Его видели! Я хочу видеть Его сам. Причем, видеть Его, не – случайно, каким-то образом, избегшего смерти, но именно прошедшего через смерть и победившего ее. Поэтому «если не увижу» даже не Его, а – «на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Яко да спасеши всех – чтобы спасти всех. Паки – еще. Аще бо от дел спасеши мя – если бы Ты спас меня за мои дела. Несть се – это не. Но долг паче – но скорее долг (паче – более). Рекл еси – Ты сказал. Аще убо – так как, потому что. Отнюд – совершенно, никоим образом. Да довлеет – да будет достаточна ( довлети – быть достаточным; ср.: довольно). Причастника – участника. Да не убо похитит – и да не похитит (убо – усилительная частица; здесь она может переводиться и как «же», и как «воистину». И похвалится… еже отторгнути мя – и похвалится, что отторг (исхитил) меня. Предвари – предупреди (мое желание спастись – то есть не дожидайся этого желания). Погибох – я погиб. Якоже возлюбих иногда – как я прежде возлюбил (иногда – когда-то, некогда). Льстивому – лживому. Наипаче – особенно, более всего. Живота моего – жизни моей. + Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости… Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Мысль молитвы основана на словах апостола: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим.4:4-5 ). Напомним, что щедрота – это щедрая милость, сострадание, милосердие. Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Молитва прямо указывает на слова Самого Христа: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин.11:25-26 ). Сравни также: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин.6:47 ). Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек ( Ин.8:51 ). Молитва 9-я, к Ангелу-Хранителю

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010