Все эти Свои поношения 1042 Господь изложил пред ними для того, чтобы показать, кто-тот, который поспешил бы сострадать с Ним. „Если, – говорит, – страдаем с Ним, то и прославляемся с Ним ( Рим.8:17 )“. Если (же) не дал им (просимого) потому, что не имел власти, то почему дал двенадцати Апостолам? Дал, или не дал? Если не дал, то Его обетование не истинно: если (же) истинно, то действительно дал им это однажды (на всегда). В противном случае какой —230— смысл имело бы то, что сказал: „всё, что имеет Отец Мой, есть Моё ( Ин.16:15 )“ и: „что Я имею, (сие) есть Отца Моего ( Ин.17:10 )“? Но так как они пришли, чтобы избрать себе место ранее товарищей своих, то Господь сказал им: „можете ли пить чашу, которую Я буду пить ( Мр.10:38 )“ – чтобы ясным сделать, что место это покупается ценой, как и говорится: „посему и Бог возвысил и превознёс Его ( Флп.2:9 )“. Когда (же) они узнали, что место это должно покупать делами, то (Господь) так продолжил (Свою) речь: „если же вы узнали, что место это снискивается делами, то легко может быть, что найдутся такие, которые будут подвизаться или подвизались превосходнее вас. И тот, кто подвигом своим превосходит всех людей, и на суде Отца оказывается избранным, и для него приготовлено то место“. Таким образом, поскольку они приступили (к Нему) с намерением получить то место без дел, по избранию (только), то Господь отверг их и показал, что Он не имеет власти, дабы не опечалить их, как и там: „о часе том никто не знает ( Мф.24:36 )“. „Вам, – говорит, – не дано знать времена и сроки ( Деян.1:7 )“. Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь предложил ученикам, как бы венец, коим увенчивается храбрейший в войне, ведомой за Него. „И испытает, – говорит, – помышления сердца его и каждому из нас будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 )“. Молился Закхей ( Лк.19:1–10 ) в сердце своём и сказал: „блажен тот, кто окажется достойным, чтобы Сей праведник вошёл в дом его“. И сказал ему Господь: „Закхей сойди скорее оттуда ( Лк.19:5 )“. Понявши, что Господь знает его помыслы,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ϑ) Леность. Души же, – говорит Соломон, – мужей женам подобных взалчут ( Притч.18:8 ). И на другом месте: душа же празднаго взалчет (Пртч.19:15). – Кои со гусльми и певницами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют; из тех множество будет мертвых глада ради ( Ис.5:12–13 ). Третье. Причины истребляющие глад суть: 1) Бог, ибо Он даёт пищу алчущим ( Пс.145:7 ), избавляет души от смерти ( Пс.32:19 ) и питает их во гладе, показывает место убежища от глада, как Аврааму: и бысть глад на земли: и сниде Аврам во Египет вселитися тамо, яко одоле глад на земли ( Быт.12:10 ). И Исааку, как пишется: бысть же глад на земли – отиде же Исаак ко Авимелеху ( Быт.26:1 ) – явися же ему Господь и рече: не ходи во Египет, вселися же в земли, в нейже ти реку ( Быт.26:2 ). 2) Человеки: они истребляют глад покаянием. Ибо Бог не в рассуждении заслуги, но в рассуждении порядка взирает на их покаяние и истребляет глад ( 3Цар.8:37–38 ). Истребляется глад молитвою и проследованием Христу, как народ мног, шедший по Иисусе, насытился хлебом ( Ин.6:11–12 ). Истребляется глад упражнением во взаимной любви, наблюдением порядка, раздроблением хлеба неимущим, благодарением, ощадливостию, постоянною надеждою в призывании Бога ( Пс.36:18–19 ). § IV Примеры. 1) В рассуждении недостатка съестных припасов: в Самарии так сильный был голод, что люди ели голубиный кал, как пишется в книге Царств: и бысть глад велик в Самарии: и се, обседоша ю, дондеже бысть глава ослова за пятьдесят сикль сребра, и четвертая часть меры гноя голубинаго за пять сикль сребра ( 4Цар.6:25 ). Таков глад был во время осады города Иерусалима от Навуходоносора ( Иер.22:7 ). Жестокий глад был и во время Клавдия Кесаря во всей вселенной, о коем пророчествовал Агав ( Деян.11:28 ). При осаде города, называемого Казилины от Аннибала, по 200 сестерций продавалась одна мышь 36 . 2) В рассуждении того, что люди людей ели. Во время осады Самарии, при Иораме, Израильском царе, матери ели своих детей ( 4Цар.6:26–28 ). Во время осады Иерусалима от Тита Веспасиана, тоже самое происходило. При осаде Калугурии, Испанского города от Книдия Помпея, граждане и детей, и жён собственных ели. Когда Камбиз, Киров сын, пошёл войском на Арапов, то войско его в такой глад пришло, что царь повелел со всего войска резать десятого человека в пищу другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

34 Вопрос 3. Может ли кто изъяснить [слова]: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; Ис. 64:4)? Ответ 1. Некоторые сподобились не только изъяснить, но и стяжать это. О них Христос сказал: «Мы, Я и Отец Мой, придем и обитель сотворим у них» ( Ин. 14:23 ). 35 Ведь там, куда вселяется Бог и где Он ходит, обитает всякое ведение. 2. Следует знать, что слова «не видел того глаз и не зрило [того око]» (ср. 1Кор. 2:9 ) сказаны о приходивших до Христа праведниках. Как то говорит Господь: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, [что вы слышите] и не слышали» ( Мф. 13:17 ). И опять говорит: «Бога не видел никто» ( Ин. 1:18 ). Но Он не говорит: «Не будут видеть», ибо изрекает: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). 36 3. Стало быть, со [всем] тщанием, если угодно, обрати внимание на это, и познаешь, что те, которые, согласно [апостолу] Павлу, видели и ныне видят то, что [очи пребывающих] в Законе не видели, «что не слышало ухо [их] и что не приходило на сердце человеку Ветхого Завета, что приготовил Бог любящим Его». Сразу же за этим [апостол] прибавляет: «мне же Бог открыл это Духом; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). 37 Поэтому достойными познаётся то, что око грешников не зрит. 4. Кроме того, [таинства эти] неизреченны и невыразимы для тех, кто не вмещает [их]. Ведь [апостол] Павел далее продолжает, говоря: «Душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием». Ведь то, «что от Духа», познается [только] духовными и открывается духовным образом. 38 Поэтому подвизайся, чтобы изучить это на деле и на опыте, а не бесполезно [постигать это] просто [одним своим] разумением. Вопрос 4. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [апостолов] Петр, «желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12)? Ответ 1. Одни говорят, что таковые блага суть то, что «не видел того глаз» ( 1Кор. 2:9 ), другие – что они есть таинство Причастия нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

материал книги В. использовался при обсуждении различных вопросов христ. учения об Откровении, Воплощении, эсхатологии, христ. гнозисе, святости брака и др. Книга пророка Варуха часто не отделяется отцами Церкви от Книги пророка Иеремии. Блж. Феодорит , еп. Кирский (V в. по Р. Х.), в своем комментарии на Книгу пророка Иеремии приводит также толкования на текст Книги пророка Варуха (PG. 81. Col. 760-780). В VI в. отдельный комментарий на Книгу пророка Варуха составил Олимпиодор Александрийский (PG. 93. Col. 761-773). Уже во II в. сщмч. Ириней , еп. Лионский, толкует обращение к Иерусалиму в Вар 4. 36-37 и 5. 1-9 как предвосхищение пророчества Иеремии о восстановлении эсхатологического Иерусалима (Adv. haer. V 35. 1-2). В словах Вар 3. 38 о явлении Бога на земле и общении с людьми Ириней видит пророчество о воплощении Логоса (Adv. haer. IV 20. 4, 8). Тертуллиан ссылается на это же место, говоря об откровении Сына Божия в Свящ. истории (Adv. Prax. 16. 3). Согласно Клименту Александрийскому , слова Вар 3. 13 «если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки» учат о благе, к-рое дается знанием (Paed. I 10). На святость христ. брака и необходимость хранить его от осквернения указывают, по Клименту, слова Вар 3. 10 об осквернении Израиля в чужой стране. В IV в. Вар 3. 38 понимается как предсказание о Воплощении Сына Божия и Его жизни среди людей ( Ambros. Mediol. De fide V. 18). Нек-рые места книги используются в полемике с арианством при формулировании правосл. тринитарного вероучения. Свт. Афанасий Великий основывает свою аргументацию, в частности, на словах Иер 2. 13; 17. 12 и Вар 3. 12: если Отец есть «источник премудрости», то говорить, что было время, когда Сына не было, значит утверждать, что «было, когда Источник был сух, без жизни и без премудрости» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 19). Более того, Вар 4. 20, 22, где сказано о вечности Бога, свт. Афанасий использует в доказательстве о вечности Сына: Тот, Кто открывает вечного Отца (ср.: Мф 11. 27; Ин 14. 8-9; Евр 1. 3), и Сам должен быть вечным ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 12). Иларий , еп. Пиктавийский, цитирует Вар 3. 36-38, чтобы показать Божественность Сына и различие между Лицами Св. Троицы, против ариан, к-рые также использовали этот текст как ветхозаветное свидетельство о существовании Бога в одном Лице. Иларий подчеркивает, что слово «Бог» в Вар 3. 36-38 прилагается к Сыну, но не к Отцу, т. к. об Отце не может быть сказано, что Он жил на земле и общался с людьми (De Trinit. IV 42) (см.: Антонин (Грановский) . 1902. С. 72-77). В богослужении

http://pravenc.ru/text/154383.html

—390— ный Креститель еще был только рожденным женою, а сей рожден от Бога, по написанному ( Ин.1:12–13 ср. 1Ин.3:9 ). и стал общником божественной природы, имея обитающим в себе Святого Духа и называясь уже храмом Божиим 7, 39. 219–221. Прообраз (светильник) Крестителя в законе Моисеевом 5, 35. 384–387. Упоминается 15, 2. 334. По толкованию св. Кирилла, Креститель знал учение Христа и словами Самого Спасителя запечатлевает свои слова 3, 31. в. 252, – слова Крестителя ( Ин.3:35 ) св. Кирилл цитует как слова Спасителя 14, 20. 256–257, – тоже ( Ин.3:36 ) в 14, 21. 270. Иоанн сын Кариэ ( Иер.43:2 ) 5, 34. Иоиль упом. 10, 6. Иордан – переход чрез него служит символом крещения. 7, 24. б. 164, –10, 40–42. Иосафат сын Немесси 9, 2–3. 410. Иосиф патриарх 8, 36. Иосиф отец Господа мнимый 6, 43–44, –7, 1–2, –8, 18, – братья Господа были детьми Иосифа от первого брака 7, 3–5, – плотник, человек простой и бедный, незнатный среди иудеев и незначительный 8, 25. а. Иосиф аримафейский – благоразумнейший, всячески старался скрываться от иудеев 19, 38. Иосиф Флавий иудейский историк повествует в своих сочинениях о бедах иудейской войны – выселении иудеев из своей страны, пленении её обитателей, жестоких избиениях, голоде в каждом городе и ядении в них детей 8, 28. б. 287–288. Иуда не искариот, ученик Господа из двенадцати, по любви выступает с вопросом, хотя оказывается не точно понявшим речь Спасителя, не заметившим великого различия между знанием обыкновенных людей и знанием свойственным святым, потому что слово «мир – κσμος» принял в обычном значении обитателей земли, между тем как Господь назвал миром тех, кои предпочитают помышлять земное и предали свой ум суете мира. Впрочем достоин похвалы ученик и за эти слова… ибо благо, обещанное как бы единолично ему, не было достаточно для его счастия. И так как он был одновременно и боголюбив и братолюбив, то и желает, чтобы слава Спасителя распространялась на всех и благодать предлагалась всем вообще братьям 14, 22. Иуда писатель послания (соборного), ученик Спасителя говорит

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рец.: Balfour D.//Sobornost. 1984. Vol. 6. P. 81–82; Nicol D. M.//JEH. 1984. Vol. 35. P. 168. 27 . Homélie sur la presentation de la viergë Introduction et traduction//Contacts: Revue française de l’Orthodoxie. 1959. T. 11. P. 22–31. 28 . Γρηγορ ου το Παλαμ Ζυγγρμματα. κδιδονται πιμελε Παναγι του το Κρ στου. Τ. Α.» Λ γοι ποδεικτικο, νεπ γραφαι, πιστολα πρς Βαρλαμ κα κινδυνον, Y πρ συχαζ ντων κδ. Μπ. Μπομπρ νσκι, Π. Παπαευαγγλου, . Μγιεντορφ, Π. Χρ στου. Θεσσαλον κη: κδ δεται συνδρομ το βασιλε ου νδρματος, 1962. 29 . Le Tome Synodal de 1347: Introduction et texte critique//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 209–227. 30 . The Sacrament of Holy Matrimony/Comment. by J. Meyendorff. New York: Orthodox Church in America, Department of Religious Education, 1975. P. 29–39. (2-nd ed. – New York, 1978). III. Рецензии и отзывы 31 . Рец. на кн.: Métropolite Séraphim. L’Église orthodoxe, les dogmes, la liturgie,la vie spirituelle/Trad. franç. de J. Marty. Paris: Payot, 1952//ВРСХД.1952. 6. С. 26–28. 32 . Рец. на кн.: Афанасьев Н. , прот. Трапеза Господня. Париж: Изд. Рел.-пед. каб. при Правосл. богосл. ин-те в Париже, 1952. 93 с.//ЦВЭ. 2 (41). С. 21–23. 33 . Рец. на кн.: Шмеман А. Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с.//ВРСХД. 1954. 32. С. 27–28. 34 . О. Георгий Шавельский . Воспоминания. [Рец. на кн.: Шавельский Г. , прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 416 с.]//ВРСХД. 36. С. 39– 40. 35 . Иерархия и народ в Православной Церкви: По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви»//ВРСХД. 1955. 39. С. 36–41. 36 . Рец. на: Арсеньев Н. С. Преображение мира и жизни//ВРСХД. 1959. 53.С. 50–51. 37 . Рец. на кн.: Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1959. 835 S.//ZSlavPhil.1962. Bd. 30. S. 435–437. 38 . Rapports complémentaires//Actes du XII-e Congrès International d’Études Byzantines. Ochride, 10–16 Septembre 1961. Beograd: s. e., 1963. P. 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В сознании фарисеев и книжников возникло страшное обвинение Проповедника, как только они услышали, что Он отпустил грехи больному. У них была другая возможность — увидеть в Иисусе всеми ожидаемого Мессию. Но их гордость, внешнее показное благочестие, духовная слепота воспрепятствовали этому. Господь не дал их ложным помыслам перейти в действие. Еще не исполнились сроки. Иисусу предстояло еще совершить немало дел, прежде чем добровольно принять смерть. Сначала Господь обличил иудеев, открыв их тайные мысли, а затем словом воздвиг расслабленного от одра. “И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне” (Лк. 5, 26). Вскоре, после исцеления слепорожденного, вновь возникло обвинение в богохульстве (Ин. 10, 33–36). Клевета прозвучала с особой злобой. На это Иисус сказал: “верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем” (Ин. 10, 38). Другое тяжелое обвинение, которое неоднократно произносилось против Иисуса Христа, было связано с предписаниями закона о субботнем покое. Нарушение их считалось тяжелым преступлением, за которое предусматривалась смертная казнь — побивание камнями. “Соблюдайте субботу, ибо свята для вас; кто осквернит ее, тот да будет предан смерти, кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего” (Исх. 31, 14). В книге Чисел (Чис. 15, 32–36) описывается случай смертной казни человека, собиравшего дрова в субботу. Установление о субботнем покое (евр. — «шаббат») восходит к дням творения мира: “И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт. 2, 3). В предписании покоя субботнего дня присутствует высокая мысль об обязательном устроении нашей жизни по благословению Божиему, в согласии с Его святой волей. Именно поэтому древние иудеи субботу называли «царицей праздников». Это был день, принадлежавший не человеку, а Богу — “день Господень”. Суббота была также напоминанием о милости Божией — освобождения от подневольного рабского труда в Египте.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

а) для явления через них славы Божьей: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). И слава Бога Израилева сошла с херувма, на котором была, к порогу дома ( Иез. 9:3 ); б) для молитвы перед ними: и молился Езекия пред лицеем Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня… ( 4Цар.19:14-15 ). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим ( Пс.16:15 ). Это значит, что благочестивые цари Езекия и Давид молились перед образами херувимов, данных от Бога. 5. До времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:10,22 ), были в отдалении от Бога ( Ефес.2:13 ), как чужие для Него ( Ефес.2:19 , Кол.1:21 ), поэтому они недостойны были взирать на лицо Божие. Хотя Господь являл Себя в образах ангелов, мужей ( Быт.22:11-12 , Быт.32:28 , Суд.6:12-14 ) избранным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом для изображения Бога по той причине, что только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, а весь народ израильский лишён был такого общения. Народу было сказано: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве  из среды огня ( Втор.4:15 ). Поэтому вместо изображения лица Божия в ветхом завете дано было изображение Его  имени: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи её шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом ( Исх.28:36-38 ). В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). Произошла великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). И множество людей, праведных и грешных, иудеев и язычников, увидели Его, призывающего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ). Приблизилось потому, что приблизился к людям Бог, проповедуя Евангелие Царства Божия ( Мк.1:14 ) слышимым голосом  и видимым образом. Приблизилось потому, что Христос был Свет истинный ( Ин.1:9 ), сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), упразднив вражду Плотию Своею ( Ефес.2:15 ), показав Воскресением Своим образ небесного ( 1Кор.15:49 ), удостоил людей видеть Бога.

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

И вот опять же, коль скоро тот же Ориген богохульствовал, высказываясь в таком духе: «следует утверждать, что сила Божия также ограничена, и не отрицать под предлогом благочестия ограниченность оной – ведь Бог сотворил столько сущих, над сколькими Ему было по силам промышлять» 34 – так вот, коль скоро Ориген утверждал такое, святой оный и Вселенский собор, бывший против него, во всеуслышание объявил: «Если кто скажет или провозгласит, что сила Божия ограничена – да будет анафема» 35 . И не только оный – но и святой и Вселенский Шестой собор совершенно недвусмысленно провозгласил, что энергия Божия нетварна. Ибо отцы собора в деяниях говорят: «Христос, будучи един, обладает естественными энергиями – Божественной и человеческой, нетварной и тварной – как истинный и совершенный Бог , истинный же и совершенный человек» 36 . 10 . А если кто скажет, что все это совершенно верно, однако станет недоумевать, каким образом Божество называется сразу и единым, и тремя – а богословы говорят, что Оно и многосоставно, и многоразлично ( ποικλον), – и как все это согласуется друг с другом, так что не закрадывается ни малейшего разногласия, – мы ответим следующее: почитаемое нами – монархия, ибо мы веруем во единого Бога, единого же не числом (ибо это свойственно низменности иудеев), но единого естеством; числом же Божество не едино, но троич-но 37 . Действительно, называют Его и многосоставным, и многоразличным: многосоставным – по Ипостасям, а многоразличным – по естественно и превышеестественно присущим Ему свойствам. Вот и свидетельство Слова Божия 38 : что касается единства естества – «Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть» ( Втор. 6, 4 39 ); что же касается трех ипостасей: «…крестя их, – говорит Господь, – во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28,19 ), а что касается присущих естеству Божию свойств – «Все, что имеет Отец, есть Мое, и Я прославился в них» ( Ин. 16, 15 ; Ин. 17:10 ). Коль скоро это так, то если бы мы стали утверждать, что Божество едино числом и вместе с тем не едино по числу, но троично или множественно, вышло бы у нас очевидное разногласие и не было бы истины в сказанном нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010