—18— черты, которые в той или другой степени свойственны русским, в частности Московским, текстам его времени» т. е. XIV в. 44 . Русского в составителе чудовской рукописи слависты, быть может (говорил так, потому что не принадлежим к ним), узнают по следующим выражениям: Мф.3:4 : кожанъ вм. усньтъ, усмнъ, зненъ; Мф.3:12 : очстить; Мф.5:4 : свит; Мф.5:41 : верст вм. попьрище; Мф.6:11 и др.: жд вм. идеже; Мф.7:23 : никогда; Мф.9:35 : погосты; Мф.12:19 : на площадехъ вм. на распутьихъ, в др. стъгны; Мф.14:53–54 : туда – Мф.15:23 : слова вм. словесе; Мф.18:6 : шии вм. выи; Мф.22:28 : чь вм. котераго; Мф.24:45 : надъ челдью; Мф.24:49 : работникы вм. клеврети, подругы; Мф.27:38 : левую вм. шуюю; Мф.27:56 : марь; Мф.27:60 : великъ вм. велии; Мф.28:5 : прослу вм. промчес или пронесес; Мк.1:26 : вм. възпивъ; Мк.2:23 : рвуще вм. въстъргающ; Мк.3:11 : духи вм. дуси; Мк.5:5 : всегда вм. въину или присно – крича; Мк.5:34 : спсла вм. спсе; Мк.5:29 : погребоша вм. положиша; Мк.8:1 : премногу вм. зло многу; Мк.13:36 : но не что (вм. ако) азъ хощю, но что (вм. еже] ты; Лк.2:2 : опись вм. написание; Лк.5:2 : полоскаху вм. плака( а) ху; Лк.5:19 : куда; Лк.6:1 : рваху; Лк.6:3 : не лз есть; Лк.6:9 : что лз есть; Лк.9:3 : мошна вм. пиры; Лк.10:13 : древле бы покалис вм. древле убо покалис быш; Лк.14:21 : умца вм. стегны; Лк.14:23 : оплоты вм. халугы; Лк.14:29 : повеселюс; Лк.16:1 : обажен; Лк.18:39 : мнозем боле вм. паче зелο или излиха или множае; Лк.19:7 : вшелъ вм. вниде; Лк.19:15 далъ; Лк.23:28 : не по мне; Лк.24:32 : не сердце и наше – въ насъ вм. наю – въ наю, и вообще избежание двойственного числа; Ин. 2:1 : мрьнны; Ин.11:2 : марь; Ин.21:2 : зеведеовичи; Деян.9:11 : ( иди) на улицю зовомую правую и поищи вм. въ стгны или на путь – нарицамыи – вьзищи; Деян.12:11 : в тоже врем вм. въ оно же время или въ врем же оно, в оны дни; Деян.21:29 : вводилъ вм. въвелъ есть, велъ сть; Деян.28:23 : гостинницю вм. древн. обитль, битанние, биталницю, поздн. и тепер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11 DV 2–4; CT 22. 12 DV 13; DCG 13. 13 DCG 32. 34; DV 13; Декрет Второго Ватиканского Собора о подготовке ко священству Optatam totius (далее – OT), 16. 14 DV 2. 15 DCG 10. 16 DCG 32. 43. 17 DV 23. 25; CT 6. 18 DCG 34.37. 19 M.Finke, Pedagogika wiary , Poznan 1996, c. 8. 20 В. Кубик Очерки катехетической дидактики , Москва, 1996. 21 Термин « керикс » объясняет Р.Муравский в книге Katecheza chrzcielna w procesie wtajemniczenia chrzesciajanskiego czasow apostolskich , Warszawa 1990, c. 23–24; об этом термине и термине «глашатай» см. также A.Jankowski, Kerygmat w kosciele apostolskim. Nowotestamentowa teologia gloszenia slowa Bozego , Czestochowa 1989, c. 7. 22 Катехизис Католической Церкви (далее ККЦ), 2123–2125; ср. Пастырская Конституция Второго Ватиканского Собора о Церкви в современном мире Gaudium et spes – Радость и надежда (далее GS), 20. 23 GS 12.45; Иоанн Павел II Первое обращение по радио и телевидению Urbi et orbi – Городу и миру , Рим, 17 октября 1978 г.; Выступление на открытии III Генеральной Конференции Епископата Латинской Америки , Пуэбла (Мексика), 28 января 1979 г.; Выступление по случаю 30-летия Конституции Gaudium et spes , Рим, 8 ноября 1995 г. в: Przemowienia i homilie Ojca Swietego Jana Pawla II , Krakow 1997, c. 359–400. 24 DV 2; DCG 10. 25 Еф 4, 13 ; Кол 1, 28 ; GS 22. 26 Мф 1, 18 ; Лк 2, 6 ; Ин 1, 14 . 27 Мф 5-6 ; Мк 1-7 . 28 Мф 8-9 ; Мк 1-2 ; Лк 5 ; Ин 2,5-6 . 29 Мф 10 ; Мк 10-11 ; Лк 4-9 ; Ин 3-4 . 30 Мф 27-28 ; Мк 14-16 ; Лк 23-25 ; Ин 19-21 . 31 DCG 35. 32 DV 23; DCG 11. 33 DV 2. 34 DV 21. 35 DV 15. 36 DCG 20. 37 DCG 11.13.125. 38 CT 27. 39 DCG 10. 40 DCG 11. 41 2; DCG 10–11. 39. 42 DV 2. 43 J.Charytanski, Wprowadzenie , c. 9. 44 DCG 32. 45 Апостольское обращение Павла VI о евангелизации Evangelii nuntiandi (далее – EN), 4. 46 Рекомендуется пользоваться Библией брюссельского издательства «Жизнь с Богом». – Прим. пер . 47 Имеются в виду издания: Требник. «Чин Христианского Посвящения взрослых» , Москва, Ц.К. 1998 48 Чин Мессы (на пяти языках) Torino, Italia, 1993

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

789. Ср.: Ин. 1, 3. 790. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, IV//PG 29, 689 C. 791. То есть в пятой книге Против Евномия. 792. Там же, V//PG 29, 761–772. 793. Там же, 772 С. 794. Свт. Василий Великий. Письмо CCXXXIV, 1//Vol. 3, p. 42: 27 Courtonne; PG 32, 869 A. 795. Там же, строки 7–8, 18–19 Courtonne. 796. Ср.: свт. Кирилл Александрийский. Сокровищница о Святой Троице, 8//PG 75, 101 D. 797. Ср.: там же, 104 А. 798. Пс.-Иустин Философ. Вопросы христиан к язычникам, III, 1//P. 177 E 4 – 178 A 3 Morel; PG 6, 1432 A. 799. Там же, III, 2//P. 179 C 6 – D 2 Morel; PG 6, 1433 B. 800. То есть, согласно дальнейшему контексту Пс.-Иустина, желает сотворить. 801. Пояснение свт. Григория Паламы. 802. Пс.-Иустин Философ. Вопросы христиан к язычникам, III, 2//P. 179 D 2–4 Morel; PG 6, 1433 B. 803. Цитата не установлена. Ср. примеч. 284 и 570. В ΓΠΣ ссылка на сочинение К Авлавию//Vol. III/1, p. 46 Muller; PG 45, 124 D, однако там святитель пишет дословно, что «имя божества обозначает энергию, а не природу». 804. Божество. 805. Ипостасей. 806. Свт. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 46: 16–17 Muller; PG 45, 124 D. 807. Там же//P. 44: 10, 50: 1–2 Muller; PG 45, 121 D, 128 B. 808. Прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, II, 2; 3//PG 90, 1125 CD. 809. Принимаем чтение φεστς (L), в других рукописях и в PG чтение φεστς. 810. Там же, 3//PG 90, 1125 D. 811. Там же, 2//PG 90, 1125 C. 812. Ср. эти слова (вместе с дальнейшей скрытой цитатой из Пс.-Дионисия): прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, I, 4; 12//Cap. 4 и 12b, vol. 2, p. 13: 36 и 36: 31–32 Kott er; PG 94, 800 C и 848 B. В указанных местах Дамаскин приводит в пример слово «мрак», которое, согласно прп. Иоанну, применительно к Богу указывает, что Бог не свет, но превыше света. 813. Пс.-Дионисий Ареопагит. Письмо IV к Гаю//Vol. 2, p. 161: 15 Ritt er; PG 3, 1072 B, с толкованием на это место//PG 4, 533 AB. 814. Ср.: прп. Максим Исповедник. Письмо XII к Иоанну кувикуларию//PG 91, 485 C («Ведь невозможно утверждать, что без (νευ) количества можно показать различие»); К пресвитеру Марину//PG 91, 41 BC («Ибо невозможно, чтобы различие было без (χωρς) количества или количество распознавалось помимо являющего его числа»).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

агнче лютыхъ вепрей терзаемый, изми м врагъ моих; 24) своею вшедый во ста стыхъ, чисти м сквернъ плотскихъ 24) . свзанный, имй власть взати и решити, разрши мо тжка сне помн нас, во твоем. Примечания: 1) победоносный Воевода; 2) имеется в виду затмение солнца в то время, когда Христос был на кресте [ Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ] 42 ; 3) см. Мф.27:51; 4 ) прямой порядок слов: ради насъ; 5) ангельские лики восполняя, не ангельскую природу принял Ты, но ради меня Бог по природе Человеком стал и умершего из-за грехов человека животворящим Телом и Кровию Своею оживил; 6) будучи благодарны; 7) здесь: на землю; 8) одевшийся; 9) соединивший с Богом; 10) для того чтобы понять этот кондак, следует прочитать: Мф.26:36–46 ; Мк.14:32–42 ; Лк.22:39–46 43 ; И) молящегося; 12) иудеи не поняли непостижимого смысла добровольного Твоего страдания; 13) прямой порядок слов: реклъ ищщымъ т въ нощ со свтильники; 14) после этого; 15) миром лукавым; 16) властью тьмы; 17) сыном погибели (т. е. Иудой); 18) после этого хотя и отрёкся от Тебя, поклявшись; 19) речь идёт об отречении Петра [см. Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:55–62 ; Ин.18:15–18, 25–27 ]. И изшедъ вонъ плакас горьк – прямая цитата [ Мф.26:75 ; Лк.22:62 ]; 20) т. е. являющийся одновременно и Царём, и Первосвященником. Ср.: Клтс гдь, и не раскаетс: ты во вкъ по чин [ Пс.109:4 ]. По апостолу Павлу [ Евр.5:5–10 ], здесь речь идёт о соединении в Христе достоинства Царя и Священника. О царе и священнике Мелхиседеке см. Быт.14:18–20 ; 21) от нас прими следующее, т. е. следующие после этого молитвенные воззвания; 22) т. е. проданный за деньги; 23) Петром; 24) иудейский первосвященник (архиерей) входил в святая святых храма и приносил в жертву за грехи народа животных, кропя стоящий народ жертвенной кровью. По апостолу Павлу, Христос ни козлею ниж тельчею (т. е. телячей), но своею вниде во ста, вчное бртый [ Евр. 9:12 ]. Четии Минеи святителя Димитрия Ростовского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сепфора – образ Церкви 7, 24. 160. —436— Серафимы выше ангелов, – слово «серафим» означает «зажигатели» или «пламенеющие» 12, 41. Сердце: божественное Слово легко внедряется в нежных сердцах, посему жестокосердый называется злым 2, 21–21. Серп жнеца – слово апостолов 4, 35. б. Силоам – образ крещения, брение – евхаристии 9, 6–7. Силуан 8, 39. 305. Символ – исповедание – веры 1, 9–10. § 5. 122, –11, 25–27, – включал и воскресение плоти 1, 9–10. 122. Символы см. прообразы. Симеон праведный 8, 25. б. 270. Сирах цитуется как писание – «по написанному» 14, 24. а. Сирофиникиянка 4. 4–5. Скиния – прообраз тела Христова как дома вселившегося в нём Бога 6, 68. 86. 88–96, –7, 8, – устройство скинии в пустыне и её принадлежности служат прообразом Христа 3, 35. 385–387, 6, 68. 84–97, – указует на многие обители в доме Отца Небесного 7, 24. а. 151, – скиния первая и вторая ( Евр.9:2 сл.) служат символами жизни под законом и по Евангелию 19, 30. б. 223–224. Слава: кто ищет славы человеческой, тот лишается славы Божией 5, 44, – вместо почестей сей жизни должно искать славы в унижении 6, 15, –6, 42, – истинная слава, а отнюдь не тщеславие бывает тогда, когда кто раскрывает свою истинную природу и говорит о том, что присуще ему по существу (так Сын Божий говорит о Своём единстве с Отцом) 8, 14. Славится – прославляется Отец в Сыне и от Сына и Сын в Отце и от Отца 13, 31–32. 148, –17, 1, –17, 2, –17, 4–5, –17, 6–8, – если мы славим Бога, то и будем прославлены Им, – живя добродетельно, должны прославлять не себя, а Бога 13, 31–32, –17, 45. Славолюбие не должно быть у желающих следовать Христу и подвижникам не подобает гоняться за похвалами, но они должны желать быть видимыми пред очами Бога 6, 22–23. Слезы: «прослезился Иисус» Ин.11:35 см. плач. Слово – Бог Слово θες Λγος 1, 1. а. 16–17, – 1, 1. б. 34, –8, 42. 344, –17, 6–8. 57, – 20, 30–31. 384 др., Единородное – μονογενς 1, 12, –1, 2. 53, –7, 15. 125, –14, 20. 265, –15, 1. 316, –17, 22–23, –20, 17. б. 248, – Единородный Бог Слово 8, 53. 281, – сущее в Боге Отце Бог Слово ( ν Θε Πατρ Θες –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  notes Примечания 1 Dionys. Areopag. P. G. t. 3, col. 561 d. 2 Ин.14,2. 3 ibid. 4 Пс.31,5. 5 Cothurnus — сапог, который мог надеваться на любую ногу: правую или левую безразлично. 6 «Владыка» — под этим наименованием разумеется брат императора — Димитрий Палеолог. 7 Epitome de gestis Petri n. 17. P.G. t. 2, c. 485. 8 Dionys. Areopag. P.G. t. 3, c. 673. 9 Ibid. c. 441. 10 Ibid c. 645. 11 Ibid. c. 1033. 12 Athanasius Magn. P.G. t. 26 c. 577–9. 13 Ibid. c. 533. 14 P.G. t. 25, c. 208. 15 Liber de communi essentia Patris et Filii et Spiritus Sancti. P.G. t. 28, c. 72. 16 Apud Gelasium Cyzicenum. P.G. t. 85, c. 1288. 17 Basilius Magn. P.G. t. 31, c. 609 a. 18 Ibid. c. 609 b. 19 Ibid. c. 616. 20 Ibid. c. 612. 21 P.G. t. 32, c. 329. 22 Ibid. c. 549. 23 P.G. t. 29, c. 333. 24 Ibid. 25 P.G. t. 32, c. 136. 26 Adversus Eunomium. P.G. t. 29, c. 772 c. 27 Gregor Nyss. P.G. t. 45 c. 336. 28 Ibid. c. 369. 29 Ibid. c. 416. 30 Ibid. c. 464. 31 P.G. t. cit. c. 17. 32 Этого места не находим в тексте. 33 Этих слов не возможно найти в тексте; нечто подобное находим у Кирилла Александрийского в Комментариях на Иоанна гл. 1. 34 Р. G. t. 45, с. 133. 35 Этого места в основном тексте не находим, но оно цитируется у некоторых Свв. Отцев, как слова Григория Нисского. 36 Gregor. Nazianz. t. 36, с. 348. 37 Р. G. t. 36, с. 476. 38 Tom. cit. c. 76. 39 Ibid. 40 Тот. cit. c. 140с. 41 Ibid. b. 42 Tom. cit. c. 149 a. 43 Tom. cit. c. 249. 44 Ibid. c. 252. 45 Р. G. t. 35, с. 1072. 46 Ibid. c. 1073. 47 Ibid. c. 1077. 48 Р. G. t. 36, с. 441 b. 49 Ibid. c. 50 Р. G. t. 36, с. 180 b. 51 Р. G. t. 35, с. 1220 b. 52 Ibid. 53 Ibid. c. 1221 b. 54 Dionys. Areopag. De div. nominibus c. 2. P.G. t. 3, col. 641. 55 Athanas. Magn. Contra Sabellia nos. n. 2. P.G. t. 28, col. 97. 56 Gregor. Nazianz. Oratio de adventu AEgypt. P.G. t. 36. col. 252. 57 Maxim. Epist. ad. Marinum. P.G. t. 91, col. 136. 58 Joann. Damasc. De fide orthod. lib. I, c. 12. P.G. t. 94, c. 849. 59 Ibid. col. 832. 60 Ibid. col. 849 o. 61 Ibid. col. 832–3. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Последния главы: 212) аще прилучится отдание Успению в неделю (107 об.); 213) подобает ведати о катавасиях (107 об. –109); 214) егда бывает священие храму, службу поем сице, аще есть неделя (109); 215) аще ли во ин день (109 об.–110); 216) аще случится храм святого, ему ж бдение (110 об.). Заметим, что 119 глава без конца, нет 120 главы и начала 121 главы. За Марковыми главами следуют последование Четыредесятницы (111–139) и последование Пятидесятницы (139–149), в котором за указанием особенностей богослужения в попразднество Преполовения имеются статьи: а) о святем имущем полиелеос в 50-цы; б) о запевех дневных глаголемых в седмицы; в) подобает ведати, како поется святым в субботы святыя 50-цы, аще случится в субботу святого имуща бдение, последняя без конца. 935. Устав Церковный , в восьмушку, 557 лл., скорописью XVII в, без переплета; чистые листы 213 и 374; 1-й лист порван. Листы рукописи имеют свою нумерацию, из которой видно, что в рукописи 71 лист; каждый лист представляет тетрадь в несколько листов: 1, 2, 56, 62 и 70 состоят из семи листов; 49 из четырех листов, 67 – из шести листов, от 71 сохранилось три листа; 68 – нет; прочие из восьми листов. Первому листу старой нумерации предшествуют 14-ть листов новой нумерации. Состав: за оглавлением (1–14) главы: 1-я и 2-я) устав како пети в праздники Господския и Богородицы и нарочитых святых (15–27 об.); 3) указ о днех седмицы како поются каноны во охтаи с минеем (28–31); 4) подобаегь ведати аще когда прилучится в пост святых апостол или в пост Богородицы или в пост Рождества Христова в понедельник или в среду или в пяток святый не имеяй тропаря (31–35), 5) о службе субботней и о вечерни и о утрени и о литургии, егда поется Бог Господь (35–37 об.); 6) о святем имущему пополиелеос и празднуемый на 8-мь аще прилучится в субботу аллилуия (37–38); 7) достоит ведати, яко аще случится в субботу аллилуия (38–41); 8) а се ин указ о субботном каноне еже есть во октоихе, о первом творце пять стихов. Како есть им запевы и потом и инае потреба (41 об.); 9) аще ли прилучится в Пятидесятницы двои стихиры святым на 6-ть (41 об.); 10) указ о помяннике (41 об.–42); 11) указ в великий пост о трисвятом (42); 12) указ на Господския праздники после обедни како пети над кануном (42 об.); 13) указ о павечернице (42 об.); 14) указ о полунощнице на Господския праздники (42 об.–43); 15) указ о пролозе како чести святым выбором (43 об.); 16) указ како не стояти в церкве с посохом (43 об.); 17) указ како за умершаго брата Бога молити с похоронов (43 об.–44); 18) указ о еже когда поется Честнейшу и когда не поется (44–45); 19) последование церковного пения и собрания вселетного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 В качестве предисловия использована в сокращении редакции статья кандидата физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Института Проблем Информатики РАН, ст. преподавателя Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета Н. В. Сомина. 2 Экземплярский В. И. Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Приложение к книге «За что меня осудили?» Киев, 1912. 3 Проценко П. Г. Предисловие к работе В. И.Экземплярского «Старчество»//Дар ученичества. М.: изд. «Руссико», 1993. — с. 136. 4 Экземплярский В. И. К предстоящему Всероссийскому Поместному собору//Христианская мысль. 1917, 7. — с. 139. 5 «Из системы христианского нравоучения». Киев. Тип. Г. Т. Корчак-Новицко- го, 1896, стр. 412. 6 Например: М. А. Олесницкий, указ. соч., стр. 409—410. 7 1 Кор. I:25. 8 Иак. I:25. 9 Мф. V:48. 10 Ин. XVII:21 11 Ин. XIV:6. 12 Евр. X:1. 13 Деян. XVII:28. 14 Быт. I:28—29. 15 Быт. IX:1—4. 16 Быт. XII:7. 17 Быт. XXXV:12. 18 Лев. XXV:27; Втор. XV, 7 и др. 19 1 Цар. II:7; Притч. XXX:8; Еккл. V:18; Сир. XI:21 и др. 20 Лев. XXV:23. 21 Втор. X:14. 22 Пс. XXIII:1; 1 Цар. XXIX:11—12 и др. 23 Пс. XLIX:10. 24 Аг. II, 8. 25 Исх. XXX:15. 26 Пс. XLVIII:18. 27 Иов I:21; сравни: Еккл. V:14. 28 Быт. XXIII:20; сравни: XLIX, 30. 29 Исх. XX:15; Втор. V:19; Лев. XIX:11; Зах. V:3; Исх. XXII:2; Втор. XXIV, 7 и мн. др. 30 Исх. XX:17; Втор. V:21. 31 Числ. XVIII:21, 24, 26 и др. 32 Лев. XIX:18. 33 Деян. XX:35. 34 Евр. VII:19. 35 Гал. III:24. 36 Мф. V:43. 37 Числ. XXVI:54; сравни: XXXIII, 51. 38 Лев. XXV:23. 39 Втор. XV:1—4. 40 Втор. XXIII:24—25; сравни: Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1. 41 Лев. XIX:9—10; XXIII, 22. 42 Втор. XXIV:19—21. 43 Втор. XXIV:12—13; Исх. XXII:26—27. 44 Втор. XXIV:6. 45 Втор. XV:7—11. 46 Например, Пс. XXXVI:26; XL, 2; CXI, 9; Притч. XI:24—25, 28; XIV, 21, 31; XXII, 7—9 и мн. др. 47 Втор. XV:7—11; Пс. IX:23—39; Притч. XI:17; XIV, 21, 31; XXII, 22—23; 1 Сир. XXXIV:20—22 и мн. др. 48 Исх. XXII:25; Лев. XXV:35—37; Втор. XXIII:19—20; Пс. XIV:5; Притч. XXVIII:8; Иез. XVIII, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

12-17; Мк 1. 14-15; Лк 4. 14-15). В Евангелии от Иоанна уже в начале общественного служения И. Х. описывается событие, которое в синоптических Евангелиях открывает выход Христа на страсти,- история о том, как Христос, придя на праздник Пасхи в Иерусалим, изгнал из храма торговцев и менял (Ин 2. 13-22). И. Х. не только толкует Писания, Он учит как имеющий власть (Мк 1. 22) и этим приводит нек-рых в смущение. Даже ученики не могут ответить на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр отвечает Ему: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16. 15-16). Христос подтверждает его слова, говоря: «…не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16. 17). «Слушать» (ср.: Мф. 9. 7) Христа - значит слушать Бога. Только у И. Х. особое отношение к Богу - только Он может сказать «Отец Мой». Преображение И. Х., явленное трем ближайшим ученикам (среди них и Петр, к-рый уже произнес свое исповедание), было явлением Его во славе. Светоносная слава была видима в блистании света, в белых ризах, в осенении облака (Мк 9. 2-8; Мф 17. 1-8; Лк 9. 28-36). Иисус Христос и самарянка. Роспись катакомб на Виа Латина, Рим. Сер. IV в. Иисус Христос и самарянка. Роспись катакомб на Виа Латина, Рим. Сер. IV в. И. Х. пришел, чтобы исполнить закон и предсказания ветхозаветных пророков, но идеал совершенной любви, к-рый Он являл, в т. ч. к «малым сим», т. е. к людям, встречавшимся на Его пути, к больным, обездоленным, не совместим с тонкостями фарисейской казуистики. И. Х. постоянно помогает людям: слепым - прозреть (Мк 8. 22-26; Мф 9. 27-31), глухим - обрести слух (Мк 7. 32-37; Мф 11. 5), лежачим - начать ходить (Ин 5. 1-15), прокаженным - очиститься (Лк 5. 12-14; 17. 11-19) и т. п., даже воскрешает умерших (Мк 5. 35-43; Мф 9. 18-19, 23-26; Лк 7. 11-15; 8. 49-56; Ин 11. 1-44). Он исцеляет и в субботу (Мк 3. 1-6; Лк 13. 10-17; 14. 1-6), впрочем не отменяя ветхозаветный закон о дне (7-й день недели по евр. календарю), в который прекращалась работа, но строго исполнялись религ. предписания. Закон о субботе противоречил др. заповедям (напр., необходимости исполнять службу в храме). И. Х. показывает лицемерие фарисеев, обращаясь к ним с вопросом: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Иудеи негодуют на И. Х. за нарушение субботы и ищут, чтобы убить Его за усвоение Им Богосыновнего, т. е. Богоравного, достоинства («Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» - Ин 5. 23, 16-18). Что Иисус - Мессия, уже знали Его ученики. Но путь Мессии есть путь страдания - этого они пока не знали. Сам И. Х. знал, что Его ждет близкая смерть (Лк 13. 31-35; Мк 9. 12): Его смерть в замысле Божием является жертвенным служением «для искупления многих» (Мк 10. 45).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010