Скачать epub pdf Глава 5 Прибытие Господа на праздник в Иерусалим и исцеление Им при Вифезде 38-летнего расслабленного (1–9); отношение к сему Иудеев (10–13). Преследование иудеями Господа и речь Его по сему случаю о Своём мессианском достоинстве (14–47). 1. Ин. 5:1 . После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Ин. 2:13, 6:4, 4:35 . После сего: не прямо после исцеления сына царедворца, а вообще после настоящего пребывания Господа в Галилее. Ев. Иоанн опускает много событий из этого времени, описанных первыми тремя евангелистами. – Был праздник Иудейский: какой, евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространённое ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре ( Ин. 4:35 ); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приближался праздник Пасхи, значит, праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрём и Пасхой (в марте-апреле), и это, вероятно, праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф. 9:21 ). – Златоуст, Феофилакт и Евф. Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так, из древних Ириней и Евсевий). Православная церковь признает, что служение общественное Господа продолжалось три с половиною года, основываясь главным образом на хронологии Евангелия Иоаннова, а это число может выйти только в том случае, если под праздником, упоминаемым в рассматриваемом месте, разуметь праздник Пасхи (около полугода от крещения Христова до 1-й Пасхи, упоминаемой во 2-й главе; год (1-й) до Пасхи, упоминаемой в рассматриваемой главе; год (2-й) до Пасхи, упоминаемой в 6-й главе, 4-м стихе и год (3-й) до Пасхи, в которую пострадал Христос), иначе выйдет только два с половиною года. Это мнение разделяется весьма многими и из современных не только католических, но и протестантских толковников и защищается как вернейшее. – Пришёл Иисус в Иерусалим: как имел обычай ходить туда на некоторые праздники, в особенности на Пасху. Иоанн восполняет здесь сказания первых трёх евангелистов, как и в сказаниях о первой и третьей Пасхах, о которых совсем не упоминают первые евангелисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания Евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря ( Ин.11:5 ). Из сказаний свв. Евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, Евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина именем Марфа пригласила Его в свой дом. Сестра же Марфы – Мария – села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала как бы получше угостить Господа и, подойдя к Нему, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить! скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее ( Лк.10:38–40 ). Кроме того, три Евангелиста упоминают в своих Евангелиях о сестре Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария – сестра воскрешенного Лазаря. Рассказ Евангелистов излагается так: За шесть дней до Пасхи, накануне вшествия Христа в Иерусалим на вольную страсть, когда Христос был в Вифании на уготовленной Ему вечери, в доме Симона прокаженного, и воскрешенный Христом Лазарь разделял с Ним трапезу, а Марфа служила Ему, Мария, взяв сосуд с драгоценным миром, помазала им ноги Иисуса, отерла их волосами своими и возлила миро на главу Его. При этом Иуда Искариот выразил свое мнение, что лучше было бы продать это миро, а вырученные деньги отдать нищим; Господь Иисус Христос на это возразил: «Что смущаете эту женщину? Она доброе дело сотворила для Меня, потому что нищих вы всегда имеете у себя и благотворить им можете, когда хотите, но Меня не всегда имеете. Она что могла, то и сделала, излив на Мое тело сие миро, она приготовила Меня к погребению. И вот Я вам истинно говорю, что где бы не проповедалось Евангелие, в целом мире, будет сказано о том, что она сделала» ( Мф.26:6–13 ; Мк.14:3–9 ; Ин.12:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 9. Пастырь добрый За беседой с иудеями, рассмотренной в предыдущей главе, в Евангелии от Иоанна следует рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного ( Ин.9:1–38 ), ставший объектом нашего внимания в книге «Чудеса Иисуса» 307 . Послесловие евангелиста к этому рассказу ( Ин.9:39–41 ) будет рассмотрено нами в главе 11-й настоящей книги, где мы проанализируем свидетельства Иисуса о Себе как «свете миру», рассыпанные по всему четвертому Евангелию. В настоящей главе мы обратимся к еще одному образу, который Иисус применял по отношению к Себе, – пастыря доброго. Этот образ, доминирующий в 10-й главе Евангелия от Иоанна, имеет богатую предысторию в Ветхом Завете. 1. Бог – пастырь Израиля Слово «пастырь», перекочевавшее в русский язык из славянского, употребляется ныне только в переносном смысле – прежде всего по отношению к священнослужителям. В православной традиции пастырями принято называть священников, «архипастырями» – епископов. Греческий прототип слова «пастырь» – ποιμν – стал именем собственным и в русском языке употребляется с ударением на первом слоге: «Пимен» 308 . Латинское слово «пастор» стало основным наименованием, употребляемым по отношению к служителям культа в протестантской традиции. Между тем греческий термин ποιμν, как и еврейский r‘, означает не что иное, как «пастух». В Библии скотоводство и земледелие представлены как две древнейшие профессии: старший сын Адама Каин был земледельцем, а младший – «пастырем овец» ( Быт. 4:2 ). Профессия пастуха была одной из наиболее востребованных. Древний человек не мог прожить без стада овец, так как мясо овцы употреблялось в пищу, а из ее шерсти изготавливалась одежда. Овца стала постоянным спутником человека сразу после того, как он был изгнан из рая; соответственно, и выпас овец стал неотъемлемой частью человеческого быта и бытия. Уже в книге Бытия образ пастуха применяется к Богу ( Быт. 49:24 ). В Псалтири говорится о Боге как Пастыре, который покоит человека на злачных пажитях и водит его к водам тихим ( Пс.22:1–2 ), а о народе – как овцах пажити Его ( Пс.78:13 ), овцах руки Его ( Пс.94:7 ), овцах паствы Его ( Пс.99:3 ). Псалмопевец обращается к Богу с молитвой: Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). О царе Давиде говорится: …И взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их ( Пс.77:70–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

25-е Рождество Христово За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию, обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ), и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвёртое железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец, отнят был навсегда от дома Иудина со времени покорения Иудеи Римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3,5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, говорит Церковь , опять восстановляет человека, который, быв сотворён по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании Божественного Откровения, и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехой языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25,38 ). Перед рождением Мессии, Римский император Август, во власти которого была и покорённая Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя; се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емануил: еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.4:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето 5508-е. «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего; вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в числе рабов, и нас рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Библейские тексты о покаянии Покаяние заповедано для всех Богом: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» ( Деян. 17:30 ). «Не медлить Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпить нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). Покаяние заповедано Иисусом Христом: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). – «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро прииду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Апок. 2:5 ). – «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» ( Апок. 3:19 ). Покаяние необходимо для спасения: «если не покаетесь, все так же погибните» ( Лк. 13:3 ). Христос пришел призвать грешников к покаянию: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я (говорит Иисус Христос) пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ). Покаяние производится действием Св. Духа: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбять о первенце» ( Зах. 12:10 ). – " И Он (т. е. Дух Святой), пришедши, обличит мир о грехе и о правде и о суде» ( Ин. 16:8 ). Покаяние названо покаянием ко спасению: «печаль ради Бога производит неизменное покаянию ко спасению, а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ). Познание греха необходимо для покаяния: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти мя, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» ( Пс. 50:4, 5 ). – «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак. 4:9 ). Покаяние необходимо для отпущения грехов: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Мк. 1:4 ). – «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н. Василиадис Смерть мучеников И смерть бывает лучше жизни Если христианские размышления над гробами мучеников представляют для верующего источник огромной и многогранной пользы, то в гораздо большей степени таковым является сама смерть мучеников. Господь укрепил учеников Своих, уверив их в том, что если люди будут преследовать их и даже убьют, то душам их никогда повредить не смогут ( Мф.10:28 ). Вера древней Церкви в эти слова Господа была очень сильна. Апостол любви Иоанн Богослов доносит до нас, что видел под святым принебесным жертвенником души убиенных за слово Господне. Они живы и, вопия громкими голосами, призывают Господа сотворить суд и покарать гонителей верующих. Они вопрошают: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». ( Откр.6:9–10 ). Все это помогало христианам мужественно встречать мучения. Эти непобедимые воины веры утверждали, что не чувствовали отчаяния перед смертью. Напротив, они встречали ее спокойно, с невыразимой внутренней радостью и надеждой. Живя во имя Христа и излучая непоколебимую веру в нетленность и вечность, они всей душой желали принять смерть за Христа. Так, например, с полной решимостью стремился к мученичеству святой Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский. В его «Послании к Римлянам», этом поразительном осмыслении мученичества перед муками, живет могучее желание не спасти свое телесное существование, но пожертвовать собой ради Христа. Игнатий Богоносец подробно описывает все, что он готов перенести, с удивительной безмятежностью и несказанной радостью. Он подчеркивает: «Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь (Христос. – Н.В.) распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая ( Ин.4:10; 7:38 ), говорящая во мне, взывает мне изнутри: «Иди к Отцу»... Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божья; пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду поистине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть... [ибо] лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею». 688

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

О почитании Пресвятой Девы Марии Скачать epub pdf [Введение] Почитание Матери Господа входит в состав почитания всех Святых и имеет с ним общее основание; только между Святыми Пресвятая Дева Мария естественно занимает первое место и стоит выше всех их. Ублажение, или почитание, Пресвятой Девы блаженною выражается в Христовой Церкви на земле, во-первых, в похваляющих и прославляющих Ее в песнопениях и чтениях за богослужением. Главным торжественным пением церковным являются тексты Священного Писания : благовестие ангела – «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»... ( Лк.1:28 ) и песнь Самой Пресвятой Девы – «Величит душа Моя Господа» ( Лк.1:46 ). Вторым выражением Ее почитания является молитвенное призывание Ее помощи в многоразличных нуждах нашего временного и вечного спасения. Такая молитва к Деве и ко всем святым основана на совершенном убеждении православных христиан, что все, оставившие тело и землю, живы, и Церковь небесная и земная, соединенная под единым Главою Христом, есть воистину единое Его тело, состоящее из многих основ, друг другу сочувствующих и содействующих ( Лк.20:38 ; Еф.1:10 ; Рим.12:1 ). Но насколько естественно, просто и легко для Церкви Христовой познание «величия» Пресвятой Девы, которое «сотворил Ей Сильный», а также всех оснований и видов Ее почитания, настолько трудно для многих, стоящих вне Тела Христова – Церкви, познание и понимание всего этого, при всем их желании, от всей души, спасения себе во Христе. И притом, что общим авторитетом для всех православных и инославных христиан основанием является чистый источник познания, – Слово Божие, Священное Писание , – согласиться им между собою трудно, потому что трудно инославным людям быть «служителями Нового Завета, не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ), и трудно им поверить, что Тот же Самый Дух Святой, давший Писания, пребывает и в Церкви и самые Писания даны Церкви только в предположении, что в ней неизменно и неразлучно будет пребывать Дух Святой, Который «научит ее всему» ( Ин.14:26 ). Что Дух Святой есть в Писании верят, а что Дух Святой в силу этого непременно есть в Церкви фактически не верят, сомневаются в этом, а потому имеют одну букву Писания без духа и жизни, без опытов, без фактов, без истории, без практики, без жизни во Христе. Горе такому христианству без Церкви! Трудно им, бедным, спасаться, ибо какое «возрастание в познании Бога» ( Кол.1:10 ) они могут представить Богу, не имея сами Духа Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

О Чествовании и призывании Ангелов и Святых Божиих Веруя в единого в Троице Бога, любя его от всего сердца, и надеясь от него единого всех благ, христианин нимало не нарушает высочайшего поклонения и служения ( Мф. 4:10 ) ( Втор. 4:13 ), когда притом воздает приличное чествование и поклонение во 1 х ) Святым Ангелам, во 2 х ) Святым угодникам Божиим, и в молитвенном возношении сердца к Богу просить и у них помощи, заступления, и молитвенного о себе ходатайства к Богу. Основания к чествованию святых Равным образом христианин на основании слова Божия и учения церкви чествует и прославляет Святых Божиих, и во 1 х чествует их за подвиги веры ( Евр. 11:1–40 ), любви ( Рим. 8:35–39 ) и упования на Бога в царстве благодати, чествует как благих рабов, как верных друзей ( Пс. 138:17 ), как возлюбленных чад Божиих ( Иак.1:12 ), кои добрым подвигом подвизались ( 2Тим. 4:7 ), были верны Господу своему до смерти ( Откр. 2:10 ), и прославили его дарами благодати ( 2Кор. 4:7; 12:3, 10 ). Посему христианин прославляя святых, прославляет Бога, дивного во святых ( Пс. 67:36 ), ибо честь, воздаваемая благим рабам, говорит Василий Великий в беседе на 41 мучеников, служит свидетельством благоговения к общему владыке, и подражая им, как подражателям Бога и Христа ( 1Кор. 11:1 ) ( Еф. 5:1–2 ), научается истинно подражать и уподобляться Богу; во 2 х прославляет их за то величие и славу, которыми они по смерти прославлены от Бога, прославляющего прославляющих его ( 1Цар.2:20 ). Прославляет их как духов праведных и совершенных ( Евр. 12:28 ), кои соделавшись причастниками Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ) и блаженно пришедши в царство славы, сотворены столпами в Духовном храме Божием ( Откр. 3:12 ). Возседят со Христом на престоле его ( Откр. 3:21 ) и разделяют с ним славу и явление его ( Ин. 17:22, 24 ). Отселе в 3 х христианин сообразно состоянию славы Святых, и собственного странствования, в молитвенных призываниях просит у них ходатайства и заступления пред Богом, просит не только как у духов благих и правых ( Лк. 20:38 ), но и таких, кои не имеют великое дерзновение к Богу ( Иак. 5:16–18 ), и любовь к верным человекам; а посему как в свете Божием нужды их видят и прошениям внемлют, так по любви к нам, в нуждах их содействовать им тщаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010