«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 13 мая 2009, 19:38 Она организована выставочным объединением " Рестэк " и Санкт-Петербургской епархией при поддержке Православной духовной академии и правительства города. 8 мая 2009, 00:06 Столичное издательство Крутицкого подворья выпустило в свет сборник документов " Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 " . 1 мая 2009, 21:58 В сопровождении викария Санкт-Петербургской епархии, ректора СПбДА епископа Гатчинского Амвросия и начальника протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии Ивана Судосы делегация ПЦА посетила святыни Санкт-Петербурга. 30 апреля 2009, 22:58 Его открывает Пасхальное поздравление митрополита Владимира клиру, насельникам и насельницам монастырей, учащим и учащимся Духовных школ, всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии. 26 апреля 2009, 21:51 Для свободного прохождения верующих ГИБДД перекрыла автомобильное движение по центральным улицам. В молитвенном шествии приняли участие 2 тыс богомольцев. 26 апреля 2009, 20:44 В праздник Антипасхи, 26 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова ( " Спасе-на-Крови " ). 23 апреля 2009, 18:06 На куполе домового храма Семи Вселенских Соборов исторического здания Синода в Санкт-Петербурге 23 апреля установлен крест. Чин его освящения совершил митрополит Владимир. 21 апреля 2009, 23:30 Во вторник Светлой седмицы, 21 апреля, митрополит Владимир совершил Пасхальную вечерню в храме Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. 20 апреля 2009, 22:43 В Светлый Понедельник, 20 апреля, митрополит Владимир возглавил Пасхальную вечерню в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Его Высокопреосвященству сослужили викарии Санкт-Петербургской митрополии. 19 апреля 2009, 11:34 Вместе со множеством прихожан в храме молились губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, спикер Законодательного собрания города Вадим Тюльпанов, депутат ЗакСа Игорь Риммер и другие представители светской власти. В блогах 20 апреля 2011 29 марта 2011 25 марта 2011

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=13&t...

Скачать epub pdf Тайные ученики У Иисуса были тайные ученики. Один из них появляется во всех четырех Евангелиях в рассказе о погребении Иисуса. Матфей называет его богатым человеком из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса ( Мф. 27:57 ). У Марка Иосиф – знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия ( Мк. 15:43 ), у Луки – член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и делах их... ожидавший также Царствия Божия ( Лк. 23:50–51 ). Иоанн называет его учеником Иисуса, но тайным из страха от Иудеев ( Ин. 19:38 ). Кроме этого эпизода, Иосиф нигде более в Евангелиях не упоминается. Иосиф Аримафейский у Пилата. Фреска. XVI в. У Иоанна в сцене погребения рядом с Иосифом оказывается еще один персонаж – Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью ( Ин. 19:39 ). Пьета с Никодимом. Скульптура. Микеланджело. 1547–1555 гг. Ночная беседа Иисуса с Никодимом подробно изложена в 3-й главе Евангелия от Иоанна, начинающейся словами: Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских ( Ин. 3:1 ). Из этого упоминания и из дальнейшей беседы не явствует, что Никодим был учеником Иисуса: скорее, он выступает здесь как один из фарисеев, интересовавшихся учением Иисуса. Однако, в отличие от прочих фарисеев, которые спорили с Иисусом в дневное время и публично, Никодим приходит к Нему ночью, что свидетельствует о его желании пообщаться с Учителем наедине, не в присутствии других фарисеев. После описанной беседы Никодим еще дважды появляется на страницах четвертого Евангелия: он безуспешно пытается убедить фарисеев не выносить суждение об Иисусе в Его отсутствие ( Ин. 7:50–53 ), а затем участвует в погребении Иисуса. Эти два упоминания свидетельствуют о том, что если Никодим и не был учеником Иисуса изначально, то он, по крайней мере, до конца сохранил сочувствие Ему, а, возможно, впоследствии стал Его учеником. При этом, как и Иосиф Аримафейский, он предпочитал держать свое знакомство с Иисусом в тайне. В церковной традиции оба тайных ученика – Иосиф и Никодим – почитаются в лике святых: им усвоено наименование праведных. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Реки воды живой В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин. 7, 37-52; 8,12 По слову ученика, «которого любил Иисус» (Ин. 13, 23), - апостола и евангелиста Иоанна Богослова - Христос пришел к нам «водою и кровью и Духом» (1 Ин. 5, 6). Крещением в Иордане и пролитием крови на Кресте явил Он Себя миру, а после Пятидесятницы Он открывается людям в Духе. И сейчас в нашу жизнь Христос приходит водою Крещения и Кровью Причащения. И в Таинствах Церкви являет нам Христа Дух Святой, Господь животворящий.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/51...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предметный указатель: С]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 3. 12. С. 433–448 (2-я пагин.) —433— он был таков истинно и по своей природе, но ложно, как обманом владычествующий над заблуждающимся 16, 8–11. 415–417, – сатана сам не тожествен с «князем мира сего», ибо последний изгоняется к сатане из мира сего 12, 31. Ср. демоны и диавол. Саул и Самуил 16, 7. Свидетельства о Христе 1, 22–23, –8, 24. б, –8, 26. б, –10, 16, – о Святом Духе 4, 10–11, – «свидетельства от людей не принимает Тот, Кто Сам есть достойнейший всех свидетель» 6, 38–39. 12, – двух свидетелей представляет Сын за Себя: Самого Себя и Бога Отца 8, 26. б, – требующиеся законом два свидетеля за божество Сына Единородного – евангелист Иоанн и Креститель 1, 6–7, – свидетельство Иоанна Богослова о себе самом было бы не благоусмотрительно 1, 6–7. Свобода воли не уничтожается предведением Божиим 17, 12–13. 74–75. (Ср. Иуда предатель и предведение Божие). 13, 18, –6, 45. б. «Свои» – τ δια и ο διοι Ин. 1:11–12 – собственность Христа или Израиль в отличие от мира или язычников: мир «не узнал» Христа, а Израиль «не принял», ибо знал Христа чрез закон и пророков 1, 11, –1, 12. 134–137. «Свыше» и «вышний» – значит не «с неба», но «из сущности Бога Отца» 3, 31. а, –3, 31. в, –3, 3, –3, 4–5, –8, 23. «Светильник» скинии – прообраз Христа 6, 68. 94–95, – Иоанна Предтечи 6, 35. 383, –6, 51. б. 43 – лампады светильника – образы даров Святого Духа 6, 68. 94. Свет означает будущий век, а ночь – настоящий 1, 35. 386, – Сына Божия (Свет) никто из пребывавших в мире до Христа не имел, кроме одного только Израиля, а остальную всю землю покрывала глубокая тьма 8, 12. а. Только Сын есть Истинный Свет по природе и в собственном смысле 1, 4, –1, 5. 88–89, –1, 9. 106 и др. см. Сын, а тварь называется светом по причастию Истинному Свету и по благодати, а не по природе 1, 9. а, – святые и Предтеча называются светом по подражанию первообразу – Истинному Свету, от Коего подается им свет 1, 8, –1, 9. 102.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Покажи! У митрополита Антония (Сурожского) в его «Встрече с Живым Богом» описан любопытный случай: «Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы “Украина”. Ко мне подошел молодой человек и говорит: – Судя по вашему платью, вы верующий, священник? Я ответил: – Да. – А я вот в Бога не верю… Я на него посмотрел, говорю: – Очень жаль! – А как вы мне докажете Бога? – Какого рода доказательство вам нужно? – А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него… Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: – Вы женаты? – Женат. – Дети есть? – И дети есть. – Вы любите жену? – Как же, люблю. – А детей любите? – Да. – А вот я не верю в это! – То есть как: не верю? Я же вам говорю… – Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю… Он задумался: – Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!..» . Митрополит Антоний Сурожский Этот интересный диалог можно и даже следовало бы продолжить. Молодой человек сказал бы, что его любовь к жене и детям очевидна из его действий по отношению к ним, а священник из этого легко бы вывел тот аргумент, что и бытие Бога вполне очевидно из Его действий в этом мире. Нужно только отбросить лукавство, пойти и увидеть. Современный человек, живущий в плену внешних впечатлений, постоянно сменяющих друг друга подобно картинке на телеэкране, очень верит своим глазам. Для того чтобы в чем-то убедиться, он должен сам это увидеть, тем более что у него есть для этого все возможности: в любую минуту он, не выходя из квартиры, может заглянуть на другой конец мира или «оглянуться» на пару веков назад. И для этого ему даже не понадобится учебник по истории или географии. То же и в вопросах веры. Нашему современнику ближе не утверждение апостола Павла, что «вера от слышания» (Рим. 10: 17), а убеждение апостола Фомы: «если не увижу… не поверю» (Ин. 20: 25). Нашему современнику ближе убеждение апостола Фомы: «если не увижу – не поверю» Психология человека, не привыкшего доверять чужому опыту, особенно когда он представляется ошибочным, и стремящегося все увидеть своими глазами и убедиться на своем опыте, представлена у евангелиста Иоанна в его Евангелии в лице Нафанаила (см.: Ин. 1: 43–51). Апостол Филипп из Вифсаиды, уже последовавший за Христом, пришел к своему другу Нафанаилу (он же Варфоломей), чтобы рассказать ему о Христе: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но благовестие друга показалось Нафанаилу сомнительным, поскольку жители этого маленького галилейского городка не пользовались авторитетом, и ему сложно было поверить, чтобы Мессия мог проживать там. А потому, когда Филипп предлагает ему самому убедиться в истине его слов, говоря: «Пойди и посмотри», он сам идет навстречу Христу.

http://pravoslavie.ru/119898.html

Святоотеческие толкования 1) Св. Иоанн Златоуст . О посольстве иудеев к Крестителю ( Ин.1:19–28 ). «Воскресное чтение», 1809. 2) Блж. Феофилакт. Изъяснение Евангелия, читаемого в первую неделю Великого поста ( Ин.1:43–51 ). «Воскресное чтение», 1810. 3) Прп. Исидор Пелусиот на сказанное Господом: посмотрите на Меня. Новейшие толкования в духовных журналах 4) Свидетельство св. Иоанна Предтечи об Иисусе Христе как обетованном Мессии пред посольством синедриона иудейского. «Воскресное чтение», 1815. 5) «Аз глас вопиющего в пустыне: исправите путь Господень, якоже рече Исаия пророк» ( Ин.1:23 ). «Воскресное чтение», 1874. 6) Вифавара ( Ин.1:28 ). Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1874. 7) Се Ангел Божий ... ст. 29; Иисус Христос, искупительная жертва за грехи людей. «Духовная беседа», 1860. 8) Евангельское чтение в 1-ю нед. Великого поста. «Воскресное чтение», 1825. 9) Искреннее отношение к истине ( Ин.1:45–49 ). «Православное обозрение», 1860. 10) Святая простота ( Ин.1:47 ). «Воскресное чтение», 1876. 11) Андрей Первозванный. «Воскресное чтение», 1802. 12) Андрей ( Ин.1:35, 40, 44 ). Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1874. 13) Петр ( Ин.1:40–42 ). Б п. сл. «Воскресное чтение», 1877. 14) Св. апостол Филипп ( Ин.1:43 ). «Воскресное чтение», 1808. 15) Нафанаил (ст. Ин.1:45 ). Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1876. 16) Вифсаида (ст. Ин.1:44 ). Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1874. 17) Краткое историческое сведение о святом апостоле Филиппе. «Христианское чтение», 1838. 18) Н. Думитрашко. Материалы беседы с прихожанами о святых апостолах. Святой апостол Филипп. «Руководство для сельского пастыря», 1869. 19) Св. Андрей Первозванный. Там же. 20) П. Троицкий. Святой апостол Андрей Первозванный. «Воскресное чтение», 1880. 21) О лице Иисуса Христа. Иоанн, еп. Смоленский. О призвании учеников ( Ин.1:35–51 ), «Христианское чтение», 1876. В Словах и беседах 22) Ст. 43. Арсений, митр. Киевский. О призвании ко Христу каждого человека. Черты истинного последователя Христова. 23) Он же. Что такое вера и в чем она должна проявляться?  

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В Евангелии подробно рассказывается о явлениях воскресшего Христа 2 ученикам на дороге в Эммаус (Лк 24. 13-35) и в Иерусалиме (Лк 24. 36-49), акцент делается на исполнении Писаний. Эпилогом Евангелия от Луки служит краткий рассказ о вознесении Господнем (Лк 24. 50-53). Евангелие от Иоанна В нем выделяют: 1) пролог (Ин 1. 1-18); 2) «книгу знамений» (Ин 1. 19-12. 50), построенную по тематическому и хронологическому (упоминания праздников) принципам и включающую рассказы о крещении, о чуде на браке в Кане Галилейской, об очищении храма, ряд бесед, рассказы об исцелениях, о чудесном насыщении 5 тыс. чел. и воскрешении Лазаря; 3) «книгу славы» (Ин 13. 1-20. 31), в к-рой говорится о Тайной вечере, прощальной беседе с учениками о Страстях и Воскресении; 4) эпилог, состоящий из 21-й гл. ( Dodd. 1963; Brown. 1966). Первые слова Евангелия от Иоанна перекликаются с началом кн. Бытие. Иисус Христос в Евангелии от Иоанна - это Воплотившийся Бог Слово (Ин 1. 14), Агнец (Ин 1. 29, 36), Сын Божий (Ин 1. 34, 49), Царь Израилев (Ин 1. 49), Мессия (Ин 1. 41) и Спаситель мира (Ин 4. 42). Уже в Ин 2. 21-22 есть указание на крестную смерть Христа. Рассказ о крещении Господнем в отличие от повествований синоптиков ведется от лица Иоанна Крестителя, к-рый подчеркивает, что не знал, что Иисус есть Мессия до того момента, как увидел, что на Него сошел Св. Дух (Ин 1. 15-34). На следующий день после свидетельства Иоанна двое Его учеников (Андрей и не названный по имени ученик), увидев идущего к Себе домой Спасителя, последовали за Ним, а затем позвали за собой и др. учеников (Ин 1. 35-51). Как сообщает евангелист, на 3-й день после этих событий Господь принял участие в брачном пире в Кане Галилейской, где совершил первое чудесное знамение, превратив воду в вино (Ин 2. 1-12). Следующий эпизод - история о том, как Христос, придя на праздник Пасхи в Иерусалим, совершил очищение храма, изгнав торговцев и меновщиков денег (Ин 2. 13-22) (подобный рассказ в синоптических Евангелиях открывает выход Христа на Страсти). В Евангелии от Иоанна приводятся 2 беседы Спасителя - с Никодимом (Ин 3. 1-21) и самарянкой (Ин 4. 1-42); отмечается, что и самаряне и галилеяне с верой принимают Иисуса Христа (Ин 4. 43-45).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки — братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11 и Ин. 1, 35-42). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6-7), а в Ин. — в самом конце, по Воскресении (Ин. 21, 11). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43-51), а в Синоптических Евангелиях — о призвании Матфея (Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону — не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. — сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова — Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески: Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41), после чего Иисус и нарекает Симона (!) Камнем (Петром). И лишь спустя некоторое время, после беседы о хлебе жизни, по Ин., Петр исповедует: Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 69). Показательно также сравнение Синоптических Евангелий и Ин. на материале притчей. Притчи, напомним, были излюбленной речевой формой проповеди Иисуса, и по убеждению многих исследователей последнего времени составили один из древнейших слоев Предания, действительно восходящих к Самому Иисусу. Сравнивая притчи в Синоптических Евангелиях и притчи в Ин., вновь сталкиваемся с примером того, какое разное отражение получило очередное характерное свойство речи Иисуса. Эта разница и является доказательством исторической достоверности того факта, что Иисус говорил притчами.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010