Причина сомнений совершенно понятна. Иудеи твердо стоят на внешне логической почве; прилагают к Нему мерку чувственных представлений; слушают плотским умом, соображающим лишь извне являющееся, а не той духовной силой, которая обращена к Богу и воспринимает внутренние откровения неба. И на своем пути они рассуждают вполне последовательно. Они нигде не видели и не могут представить и понять, как Он, будучи человеком, мог сойти с небес? Но Господь Своею личностью и словами именно и подает им повод сойти с этого земного пути, поддаться небенсному влиянию Отца и подняться в область веры, которая имеет свою высшую последовательность, и где кажущееся сейчас противоречием найдет свое полное и действительное примирение. Но они этим поводом не пользуются; а на той почве, на которой они стоят, никакие сомнения и споры не могут приблизить их к Господу. Он видит это и говорит им: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6:43–44 ). Наконец, Господь еще определеннее и точнее уясняет центральное и мистическое значение Своей личности ( Ин. 6:48–58 ). Воспроизведя вкоротке две предшествовавших ступени Своего откровения ( Ин. 6:48–49 и Ин. 6:50–51 ), Он восходит ближе к сфере чувства и своими образами пытается найти отзвук духовной веры в сострадательном человеческом сердце. Он провозглашает, что отдает Свою плоть за жизнь мира, и призывает через вкушение этой мировой жертвы к полному общению с Собой. Хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 ). Но если материальная толпа и узкие книжники не восприняли Его предыдущих речей, то тем более они отшатнулись от усвоения последней. Кажется, чего бы проще: откликнуться сердцем на призыв великого Учителя, который возвещает им, что добровольно жертвует собой за них, и прильнуть к Нему, прежде всего и помимо всего, бескорыстной благодарной верой; тогда само собой пришло бы к ним и понимание Его таинственных сравнений. Однако книжники упорно остаются книжниками; они тут же прерывают Его речь своими казуистическими спорами, в которых одна бессердечная пигмейская погоня за внешней буквой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Скачать epub pdf 2. Дистанции Согласно Евангелиям, Иисус и Его ученики почти постоянно находились в движении. Они ходили из города в город, из селения в селение, преодолевая пешком значительные расстояния. Выражение «дневной путь», употребляемое и в Ветхом, и в Новом Завете ( Быт. 30:36 ; Исх. 3:18; 8:27 ; Чис. 10:33 ; Лк. 2:44 ), указывает на дистанцию от 20 до 40 км; в зависимости от физического состояния человека, его возраста и пола, цели путешествия и скорости эта дистанция может быть увеличена или уменьшена. Судя по всему, Иисус и ученики ходили достаточно быстро, когда надо было перейти из одного города в другой. Внутри города или селения они, естественно, передвигались медленнее. Расстояния между галилейскими городами по современным меркам не очень значительны. Так, например, дистанция между Назаретом и Капернаумом составляет около 50 км: при быстрой ходьбе такое расстояние можно преодолеть за один день. Более значительной была дистанция между Галилеей и Иудеей: в зависимости от пунктов отправления и назначения она могла составлять от 100 до 200 и более км. Расстояние от Иерусалима до Назарета сегодня составляет от 130 до 150 км. Учитывая состояние дорог в I веке, можно предположить, что в те времена путь из Иерусалима в Назарет занимал несколько дней. С остановками он мог занимать несколько недель. По крайней мере, в некоторые дни Иисусу и Его ученикам приходилось преодолевать расстояния, превышающие стандартную длину «дневного пути». Так, например, на другой день после встречи с Иоанном Предтечей на берегах Иордана Иисус восхотел идти в Галилею ( Ин. 1:43 ). Он находит Филиппа, а Филипп находит Нафанаила, который был из Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:43–44 ). Встреча Иисуса с Нафанаилом ( Ин. 1:47–51 ) происходит где-то на пути из Иудеи в Галилею. На третий день Иисус с несколькими учениками уже оказывается на браке в Кане Галилейской ( Ин. 2:1 ), отстоящей от места, где крестил Предтеча, на 150–200 км. Текст не указывает, по отношению к какому событию этот день является третьим: ко дню последней встречи Иисуса с Предтечей или ко дню, в который произошла Его встреча с Нафанаилом. В первом случае дистанцию от Вифавары до Каны Иисус должен был преодолеть за два неполных дня, что не очень реально. Во втором случае у Него было три полных или четыре неполных дня на преодоление этого расстояния, что реально, но все же предполагает длительные переходы в течение каждого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

43. Юнь сюэ. – Научное изложение знаний, или школьная энциклопедия. 44. Юнь сюэ цзин нан. – Дополнение к научному изложению знания (для школы). II. Словари, образцы прописей китайских иероглифов, их чтения, произношения, словосочетаний, композиции сочинений изящных и деловых 45. Кхан-си цзы дянь. – Словарь императора Канси, или, – изданный в царствование сего государя. 46. Ву фэн юань ин. – Букв. оригинальное произношение звуков одних и тех же иероглифов, существующее и замечаемое в пяти частях Китая (на севере, юге, востоке, западе и самой средине государства), иначе – словарь «Ву-фэн-юань-ин». 47. Сы кху цюань шу му лу. – Полный лексикон из четырех отделений, с приложением указателя предметов. 48. Сы кху цюань шу цзун му. – Книга с полным указателем предметов, содержащихся в четырех отделениях означенного лексикона. 49. И вэнь бэй лань. – Словарь избранных иероглифов тщательно рассмотренных (изд. 1787 г.). Издание это снабжено отличными этимологическими определениями всех общих знаков, с объяснением древних форм. 50. Чжэн ин цюй хуа. – Словарь с правильным древним словопроизношением, составленный с целью развития изящного вкуса читателя. 51. Тху ин чжэн кхао. – Начертание иероглифов для правильного их произношения, в вопросах и ответах. 52. Ду-шу мин-цю цзи. – Иероглифы приведенные в стройные ряды, для усиленного и постоянного чтения их вслух, в школе и на дому. 53. Цзы лин тхун кхао. – Лес слов для экзаменов, или полное собрание слов наиболее употребительных у студентов, на экзаменах. 54. Вэнь сюань цзин-цзы. – Классический словарь иероглифов, художественно начертанных и в порядке расположенных. 55. Юань-ин тхун юнь. – Начертание заглавных иероглифов, полагаемых при начале каждой секции сочинения или книги. 56. Леу янь цза-цзы. – Шесть изречений, составленных (для образца) из разнородных или смешанных иероглифов. 57. Бин-цзы лэй янь. – Словарь: «классификация двусложных знаков» (у Williams’a, Dict. pref. – «classification of dissyllables» 120 vol.). 58. Чжан-цзы хун.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

По этому узаконению всё церковное письмоводство (не исключая, согласно 22 ст. Ин. ст., и ведения приходорасходных книг, в случае неграмотности старост) возлагается на псаломщика, и это составляет его прямую обязанность (Ц.В. 1905, 20; 1906, 25; 1909, 2, 20; Ц.Вед. 1898, 33; 1899, 39; 1900, 36; 1901, 42; 1906, 11; 1907, 23; 1908, 47; 1909, 29). По примечанию к § 43 Ин. бл., все документы церковные должен вести священник или сам, не требуя, впрочем, за то вознаграждения, или же возложить на диакона и причетников, но во всяком случае ответственность за неисправности лежит преимущественно на нём, как настоятеле церкви. В 864 ст. IX т. Св. Зак. говорится о записи в метрические книги, каковая запись по этой статье производится немедленно по исправлении каждой требы или самим священником, или чрез диаконов и причетников. В некоторых епархиях местным Е.Н. были сделаны особые распоряжения, по которым и штатные диаконы обязаны вести письмоводство по церкви и приходу наравне с прочими членами церковных причтов (см. Ц.Вед. 1890, 7, и сн. 1897, 42). По мнению «Цер. Ведомостей», там, где диакон учительствует в церковной школе, предпочтительнее поручать церковное письмоводство псаломщику (Ц.Вед. 1900, 8, 36). В случае неспособности псаломщика письмоводство возлагается священником на диакона (см. Ц.В. 1902, 36; 1906, 25; Ц.Вед. 1901, 51–52; 1902, 41, 42; 1905, 8, 15, 44; 1906, 25), независимо от того, занимается ли последний в церковной школе или из его доходов удерживается установленный вычет (см. Ц.Вед. 1898, 4; 1904, 35; Ц.Вест. 1906, 7). Если псаломщик в состоянии правильно вести письмоводство, а диакон не имеет занятий в церковной школе, то при распределении письмоводства между псаломщиком и диаконом священник, конечно, должен руководиться чувством служебного долга и голосом пастырской совести, соблюдая надлежащую справедливость. Если псаломщик неспособен к письмоводству, а диакона нет в причте, то письмоводством должен заняться сам священник; нанимать же для этого особого писца, с уплатой ему из доходов псаломщика или из церковных средств, законных оснований не представляется (Ц.Вед. 1906, 13–14; Ц.Вест. 1908, 48). – В виду примечания к § 43 Ин. бл., – требовать вознаграждение за ведение церковных документов запрещается, откуда следует, что при изготовлении разного рода выписей и при выдаче их, а также при записи в церковные книги, не должно требовать платы, а если при этом что-либо предлагается вполне добровольно, то может быть принимаемо, но отнюдь не следует при сем требовать платы в каком бы то ни было размере, установленном будто бы обычаем (Ц.Вед, 1906, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

III. Согласно Викторину Марию , Сын Божий обитал в человеческом теле, подобно тому как наша душа целиком обитает в каждой части тела, добродетель и наука - в душах, а солнце и его свет - в глазах (Adv. Ar. IV 32. 17-22). В.- это действие Логоса, Которого Викторин иногда называл и Св. Духом и Силой Всевышнего (Ibid. I 57. 1-6), а иногда только Силой Всевышнего (Ibid. I 58. 26-30). Утверждение о том, что Слово воплотилось лишь после того, как Пресв. Дева «была осенена посредством Св. Духа» (Ibid. IV 32. 15-16), позволяет ему называть Св. Дух, как источник бытия всех тварных духов, «матерью» Иисуса (Ibid. I 58. 11-15; 24-31). То, что Слово стало плотью, по мнению Викторина, вовсе не означает, что Оно будто бы разрушилось и превратилось в плоть; Оно неизменно осталось тем Словом, через Которое «все начало быть» (Ibid. I 45. 16-18; Ин 1. 3). Однако Слово, родившись от Девы, как бы претерпело умаление (quasi deminutionem pati - Ibid. I 51. 40), поскольку сошло «в низшую жизнь» (Ibid. I 56. 37-38). Для В. было необходимо своего рода «осенение» или «затемнение» (obumbratio) божественности Слова, поскольку человеческая природа не смогла бы вместить Его божественную природу во всем ее совершенстве и блеске (Ibid. I 58. 32-36). Это «осенение» было также «истощанием» (exinanitio - Ibid. I 57; ср.: Флп 2. 6), из чего не следует, что Бог Слово будто бы утратил Свою силу или лишился ее. Он смирил Себя до соединения с чем-то «скверным» (ad sordida quaeque se humiliarit), чтобы, снизойдя, исполнить дело спасения человека (In Philip. 2. 6-7). Однако это уничиженное состояние Слова продлилось недолго: в самом Своем «как бы умалении» Господь воскрес, обновился и вернулся к Отцу, «в Отчее существование и могущество», т. е. в предвечную славу Отца (Adv. Ar. I 51. 41-43). Согласно Викторину, в В. Бог Слово воспринял всего человека: дух, душу и плоть (Ibid. IV 7. 10-20). Была в Нем и человеческая воля, к-рой Он желал иного (aliud vellet), нежели Отец (Ibid. III 15. 52), и душевные эмоции, такие как гнев и сильное желание (Ibid. III 3. 41, 43). Плоть Христа была истинной, а не призрачной (In Philip. 2. 6-7). Кроме того, особенностью учения Викторина о человеческой природе Христа является акцент на ее всеобщности: восприняв плоть, божественный Логос «воспринял всеобщий логос плоти» (universalem λγον carnis). Также Он воспринял «всеобщий логос души» (universalem λγον animae). Т. о., был воспринят весь человек и, будучи воспринят, был освобожден. Ибо в Нем были всеобщие начала человечества - всеобщая душа (anima universalis) и всеобщая плоть (universalis caro). Они были вознесены на Крест и очищены через Спасителя - Бога Слово - «самого всеобщего из всех всеобщих начал» (universalium omnium universalem - Adv. Ar. III 3. 30-52; 11. 22-12. 46).

http://pravenc.ru/text/155236.html

Воскрешая мертвых – дочь Иаира (см. Мф.9:18–25 ; Мк.5:22–43 ; Лк.8:41–56 ), сына наинской вдовы (см. Лк.7:11–15 ), Лазаря (см. Ин.11:41–44 ) и многих других (см. Мф.11:3–6 ; Лк.7:19–22 ), досточудный Спаситель тем самым спасает человека от греха, потому что избавляет его от самой страшной кары за грех – от смерти. Через воскрешение мертвых и через прочие Свои чудеса Господь спасает человека, заблудшего и во грехах, в болезнях и в смерти. Всеобщая гармония, царствовавшая в мире до грехопадения, нарушена и расстроена грехом. Вследствие греха и в силу греха стихии начали воевать как с человеком, так и между собой. В одичавшие от [человеческого. – Примеч. ред.] греха стихии Господь Иисус входит как миротворец. Своими чудесами Он частично восстанавливает нарушенную в мире гармонию, дабы окончательно восстановить ее в день Страшного Суда, когда Он полностью удалит грех и смерть из вещественной природы и явит новое небо и новую землю (см. 2Пет.3:13 ). Предшествовать этому будет Богочеловеческая вера многих сынов Божиих, которые силой своей христообразной жизни начнут преображать всю тварь, воздыхающую и скорбящую по причине греха вкупе с людьми как носителями греха и нестроений в природе (см. Рим.8:14–22 ). Будучи безгрешным, Господь Спаситель имеет власть над природными стихиями. Таинственным образом природа распознаёт в Нем своего Творца и Владыку, слушаясь Его и служа Ему. Словом усмиряет Он бурю на море – «и ветры, и море повинуются Ему» ( Мф.8:24–27 ; Мк.4:37–41 ; Лк.8:23–25 ). Он идет по морю, как по суше (см. Мф.14:24–33 ; Мк.6:47–51 ; Ин.6:16–21 ). Он незаметно превращает воду в вино (см. Ин.2:1–11 ). Чудесным образом умножает Он пять хлебов и две рыбы и насыщает ими пять тысяч людей, кроме женщин и детей, и при этом набирается двенадцать полных коробов оставшихся кусков (см. Мф.14:15–21 ; Мк.6:35–44 ; Лк.9:12–17 ; Ин.6:9–14 ). И еще: столь же чудесно умножает Он семь хлебов и немного рыбок, питая ими четыре тысячи человек, кроме женщин и детей, и при этом ученики собирают семь полных корзин оставшихся кусков (см. Мф.15:32–38 ; Мк.8:1–9 ). По Его слову бесплодная смоковница «тотчас засохла » ( Мф.21:19 ; Мк.11:13–14, 20–21 ). – Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Спаситель Своей Божественной силой господствует над природой как над Своей послушной рабой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ин. 3:18, 36, 8:51 ; 1Ин. 3:14 . Истинно, истинно говорю и пр.: понятия оживления или воскрешения и суда объясняются здесь прямее и решительнее в отношении к людям, подлежащим им. Оживотворены и избавлены будут от суда те, кто примет слово Господа, следовательно (противоположное не высказано, а подразумевается), подлежат осуждению смерти и не будут оживотворены те, кто не примет слово Господа. – Слушающий: не телесными только ушами, но приемлющий сердцем как истину. – Слово Моё: проповедь или учение Иисуса Христа вообще, учение о спасении человека, средствах для достижения оного и пр. И верующий в Пославшего Меня: т. е. верующий в ту истину, что Бог Отец послал в мир Христа как Спасителя, следовательно, верующий и в Самого Христа как Спасителя, Искупителя мира. – Имеет жизнь вечную: самою этою верою в Спасителя в верующем совершается это духовно-нравственное оживотворение, или воскрешение в новую жизнь, и притом жизнь вечную, так как единение верою с Христом и есть истинная жизнь души, блаженная, в вечность, тогда как отчуждение неверием есть смерть души вечная в удалении от Бога (ср. прим. к 3:15). И на суд не приходит: суду как осуждению не подлежит именно потому, что верою имеет уже жизнь вечную в своём духе и перешёл в эту жизнь прямо, непосредственно от смерти духовно-нравственной, в которой находился пред сим, когда не веровал в Господа как Искупителя, – перешёл, не подлежа осуждению за неверие, ибо уверовал. Так и на последнем суде веровавшие (и показавшие веру от дел) не будут подлежать осуждению, но воскреснув от смерти временной, перейдут в жизнь вечную, а неверующие подвергнутся осуждению, т. е. от смерти временной перейдут в смерть вечную. 25. Ин. 5:25 . Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ин. 11:43 ; Мф. 11:5 ; Еф. 2:1, 5:14 ; Ин. 10:16, 27 . Наступает время и пр.: усиленное повторение в более образном изложении того, что сказано в предшествующем стихе – об оживотворении, или воскресении мёртвых и нравственно и телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Сколько же чудес действительно творил Иисус?! . В заключение необходимо отметить тот величайшей важности факт, что целый ряд явлений, связанных со случаями исцеления, остающихся доселе совершенно не исследованными наукой, принадлежит к той же категории, к которой относятся и многие из евангельских чудес. Несомненно, например, что известные индивидуумы в различных возрастах находились под властью какой-то темной силы – называйте ее физико-магнетической, духовной или какой угодно еще, – причем исцеления совершались на известном расстоянии и совершенно необъяснимым, с точки зрения ординарного человеческого опыта, образом. И если о каком-либо лице можно с уверенностью утверждать как о наделенном такой силой, то таковым является, несомненно, исключительное по Своему нравственному миропреобразовательному влиянию Лицо Христа-Спасителя. Глава IX. О пророческом, первосвященническом и царском служениях Господа Спасителя Необходимость этих служений. – Их раздельность в Ветхом Завете и соединение в Новом в одном Лице Мессии. – О пророческом Его служении. – Проповедь Спасителя о Царствии Небесном. – Церковное учительство как продолжение проповеди Христа и апостолов. – Христианское учение о грехах. – Невозможность человеческого самоискупления. – Потребность в Искупителе. – Необходимость Его первосвященнического служения. – Решение некоторых вопросов и недоумений. Земное служение Спасителя продолжалось только три года и, все-таки, несмотря на такую краткость времени, оказалось вполне достаточным для основания Церкви, вскоре распространившейся «даже до последних земли» ( Деян. 1:8 ). Хотя в продолжение этого срока Христос обращался с проповедью к одному израильскому народу, к которому и был прежде всего послан ( Мф. 15:24 ; Ин. 17:25 ), однако Он ясно учил тому, что Его великое дело не ограничится узкими пределами Палестины, но распространится по всем народам ( Ин. 10:16 ; Мф. 21:43 ; Мф. 25:32 ; Мф. 28:18–20 ; Мк. 16:15 ). Израиль представлял собою «избранный народ», среди которого, посредством закона, пророков и различных институтов, было приуготовано наступление того Царства Божия, в котором должны были соединиться между собою небо и земля ( Ин. 1:51 ; Еф. 1:10 ). Ветхозаветная теократия служила только прообразом имеющего открыться высшего порядка вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

42 . Заботясь, однако, о том, чтобы оно не причинило больным страдания, мы готовы допустить те нелепости, о которых говорили выше. Мы, стало быть, готовы признать, что с помощью внешних наук действительно можно найти истинные законы сущего; будем также считать, что эти законы согласуются с истинами, открытыми нам в божественном Писании 264 , и потребуем только одного – веры в единого врачевателя духов Христа, Бога духов ( Чис.16:22 ), и в то, что уподобление Ему, то есть здоровье души и совершенство, достигается только любовью к Нему и соблюдением Его заповедей. После того как мы согласились таким образом с противниками, уступив им даже больше чем следовало, а от них потребовав признать только то, чего они и так не могут ни в коем случае отрицать, посмотрим, куда нас привело такое соглашение. Да, впрочем, куда еще, как не к признанию следующего: будь то в знании или в догматах, спасительное совершенство дается, когда наши убеждения совпадают с тем, как мыслили пророки, апостолы, отцы, все вообще свидетели Святого Духа, возвестившего о Боге и Его творениях; а все, что Дух опустил и что изобрели другие, даже если истинно, бесполезно для спасения души, потому что учение Духа не может опустить ничего полезного. Не случайно мы как не порицаем разномыслия о малозначащих вопросах, так и не хвалим, если кто знает о них в чем-то больше других. 43 . Ведя нас к совершенству спасительного знания, Христос говорил, что «если бы вы поверили Моисею, то поверили бы и Мне» ( Ин.5:46 ), и Он заповедал нам исследовать Священное Писание, потому что мы найдем в нем «жизнь вечную» ( Ин.5:39 ). Не требует это знание, совершенное и даром данное, ни постоянных трудов, ни многих мук! Потому, говорит златоустый богослов Иоанн, Господь и редко рассуждал о писаниях, что это дело не требует труда, а о жизни говорил часто, вернее всегда; ведь в том, говорит он, закон и пророки, чтобы чего хотим себе от других людей, то же и сами делали им 265 . Поскольку есть и другое знание, практическое различение того, как надо поступать, нужное нам в жизни, и его тоже обязательно должен приобрести каждый богоподобный и совершенный человек, то Господь, ведя нас к этому знанию, заповедал: «Станьте мудрыми как змии и невинными как голуби» ( Мф.10:16 ), требуя незлобивости и разумности нрава; Он назвал разумных дев достойными жениха за то, что они не отделили дело любви от воздержания ( Мф.25:1–13 ). Но одно это знание без дел еще никого не спасет, ведь «доброе разумение – у тех, кто поступает по нему» ( Притч.1:7 ), потому Господь и называет блаженным того раба, «которого,... придя, найдет поступающим так», как Он ему приказал, а знающий и не делающий, говорит Он, «бит будет много» ( Лк.12:42–48 ; Мф.24:45–51 ). Поистине Господь причисляет к разумным только того, кто знает и исполняет Его слова. Но кто знает и исполняет слово Господа, по обетованию, приобретает в самом себе Того, Кто его заповедал ( Ин.14:23 ), а Он есть сама премудрость и средоточие всего истинного знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Сейчас я с такой температурой, достаточно подняться на четыре градуса – 41°, человек уже бредит и видит то, чего нет в действительности. Так как доверять своим чувствам? И вот начинают эту тему раскрывать. Следовательно, человек всё воспринимает субъективно, и вера – это такое же субъективное переживание, и здесь не может быть никаких доказательств. Уверовал – ну это для него, не уверовал – нет такого дарования и нечего тут и проповдовать и учить. Так вот, смотрите. Как же некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Да. Воскресение по духу? Да, это было. Вот, идеи живут, воплощаются, а сам человек, носитель этих идей, он умер, и стал добычей червей, и разложился на те составные элементы, которые входят в прах земной. Ну что можно сделать с телом, где найти концы? Более того, человек стал пищей рыб. Этих рыб съели другие рыбы, этих – третьи, и наконец четвёртый вид попал к вам на стол. А вдь они усвоили в свой организм тело того человека. Где найти концы? О каком воскресении по телу может идти речь? Оно исключается, это фантасмагория, человек свои иллюзии принимает за действительность: воскресения нет, ибо никто не приходил  и никто не заявлял об этом. Вот в книге Иова этот вопрос тоже дискутируется (ср. Иов. 3:23; 14:10, 14 ). Хоть бы кто пришёл и сказал! Да нет таких людей. Нету. Уходили, и память о них с ними исчезает. Так. Вот полное забвение – участь всех. Каким бы человек знаменитым ни был, со временем память о нём исчезает. А вдь говорится, что в момент смерти потрясение земли , многие телеса святых усопших восстали и явились многим в удостоверение этого Воскресения (см. Мф. 27:51–53 ). Это тоже не принимают. Потом: куда делись эти воскресшие люди? Лазарь четверодневный – вот на Кипре его гробница найдена была и надпись на ней: «Лазарь четверодневный». Он был воскрешён: Лазарь, гряди вонъ (см. Ин. 11:43 ). Был епископом и наконец снова умер. Вот в этой гробнице в гробе его и положили. Хорошо, но он опять умер! Нет воскресения мёртвых? А тут вдруг. Что он на это отвечает? Если воскресения мёртвых нет в принципе, то и Христос не воскрес как человек (см. 1Кор. 15:13 ). Он носил нашу бренную плоть. Эта бренная плоть, как мы видим из Евангелия, жила по тем же законам, что и мы: утруждался (см. Ин. 4:6 ), алкал (см. Мф. 21:18 ), жаждал (см. Ин. 4:7; 19:28 ), спал, утомлялся (см. Мф. 8:24 ), смотрел с гневом (см. Мк. 3:5 ), плакал (см. Лк. 19:41 ). Вот всё то, что в человеке. Смерть кладёт предел, грех берёт свой оброк. Грех – это ад, жало – это смерть (см. 1Кор. 15:56 ; Иак. 1:15 ). Вот это оброк, который смерть и берёт. И никто не избавил из ада. Этого не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010