Любовь Божия свела Сына Божия на землю и побудила все претерпеть Требует того от нас Христова любовь, да любовию последуем Ему, возлюбившему нас. Любя нас, Он сошел с небес и пришел в мир; любя нас, высокий смирился, Сын Божий сыном человеческим нарицатися и быть благоволил, Бог во плоти явитися и на земли пожити, Царь и Господь наш к нам подлым, бедным, окаянным и отверженным рабам приити и в рабском зраке беседовати, и образ смирения, терпения, кротости и любве нам показати, крест понести и на кресте распятися нас ради изволил. Сия Его Божественная и горячайшая любовь да привлечет нас вслед Его. «Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет. 2, 21 ) (3:186). Высочайшая Его и непостижимая любовь к нам открылася в том, что единородный Сын Его, благоволением Его, к нам пришел, взыскати и спасти нас погибших. О сей любви Сам Христос Господь наш глаголет: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный», и проч. ( Ин. 3, 16 ) (4:186–187). Погибли мы, о человеки! Бог, милосердый Создатель наш, так нас возлюбил, нас, недостойных любве, и так чудный о нас промысл показал, что Сына Своего Единороднаго послал к нам, взыскати и спасти нас. Слава человеколюбию Его! Сия Его любовь к нам убеждает и нас Его любить (4:352). От сего познавай, коль великую любовь и милость нам бедным показал Бог, что и «Сына Своего не пощадил, но за нас предал Его» ( Рим. 8, 32; 5,8 ), Который так ужасно за наши грехи обезчещен, посмеян, уязвлен, мучен и поносною смертию умер. Ум созданный сея БЛАГОСТИ и МИЛОСТИ Божией постигнуть не может, христианине (3:53). Любовь Божия к человеку в том, что Сын Божий воплотился и пострадал Сам для тебе с небесе сшел и воплотился от Пресвятой Девы Марии; Сам для тебе, как человек на земли между человеками жил; все немощи твоя на Себе приял; словом сказать, во всем тебе уподобился, кроме греха. Не отреклся за тебе укоризны, хулы, безчестия, оплевания, заушения, раны, страшныя страсти, распятие, так безчестную смерть претерпеть, и тем тебе от казни вечной свободил, и тако чудно избавивши тебе от беды той горькой, отворил тебе небесное царствие; сверх того всего и другими благодеяниями тебе обогащать не престает (1:29) (также 5:9, см. СЫН БОЖИЙ , 1032) (5:89, см. ХРИСТОС , 1133).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Что произошло потом, никто из учеников отчетливо не помнил. Это была сама Слава Предвечного, светлое облако Богоприсутствия, и над всем звучали слова: “Это – Сын Мой возлюбленный; слушайте Его”. А в следующее мгновение сияние померкло; апостолы увидели Учителя прежним. Он стоял один на вершине горы. Петр, Иаков и Иоанн едва могли опомниться. Иисус же, подойдя к ним, сказал: “Встаньте, не бойтесь” – и начал спускаться вниз. Как во сне, они последовали за Ним. По дороге Иисус нарушил молчание и велел хранить виденное в тайне, “доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”. Не решаясь обратиться к Нему, ученики шепотом спрашивали друг у друга: “Что значит воскреснуть из мертвых?” 180 Chesterton G.K. Everlasting Man. London, 1927, p.238. 181 Ин. 12:31 . 182 Лк 12,51-52 ; мф 10,34–36. 183 Лк 12,49-50 . 184 Флавий И. Арх. XVIII, 8–9; Иудейская война, II,9,2; Филон. Legatio ad Caium, 38; Лк. 13:1 . 185 Ин 2,13-22 . Говоря о 46 годах, священники имели в виду работы по реконструкции Храма, начатые Иродом Великим за 20 лет до н.э. Синоптические Евангелия относят очищение Храма от торговцев к Страстной неделе, а Ин – к началу служения Христа. Некоторые историки считают, что первые три евангелиста более точны, другие же отдают предпочтение Иоанновой традиции. Однако вполне вероятно, что Христос, защищая святыню, изгонял торгующих два раза. 186 Талмуд, Авот, I,12; Хагига, 1; Шаббат, 10; Бава Камма, 8,7; Сота, 14; Иома, 72. См.: Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем. – В кн.: Соловьев Вл. Соч. Т. VI, с.11 сл. 187 Мф 23,3 . 188 Мф 13,52 . 189 Мк 12,34 . 190 Талмуд, Сота, III, 2; V, 7; Берахот, 9. 191 Грец Т. История еврейского народа. Т.4, с.197; Авот, III, 7(8). По словам Иосифа Флавия, фарисеи “отказывались от наслаждений жизни и ни во что ставили удобства” (Арх. XVIII, 1,3). 192 Мф 27,18 . 193 Мф 11,16-19 ; Лк. 7:31-34 . 194 В самом Талмуде, который в значительной степени есть продукт творчества “таннаев”, наследников фарисейских школ, встречаются резкие выпады против ханжества фарисеев, напр., Сота, III,4.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

Учит Церковь Живоначальный Дух через святых отцов. Посему «Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться». Оставляющие Церковь оставляются и Духом Святым. В них не остаётся «ни знания, ни света, но тьма и ослепление» (1:163,164–165). Евангельских Таинств в Церкви семь: Крещение ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ), Миропомазание ( Лк.24:49 ; 2Кор.1:21,22 ), Священство ( Мф.16:19 ; 1Кор.11:24 ), Бескровная Жертва ( Ин.6:53 ; 1Кор.11:24,25 ), Брак ( Быт.2:24 ; Мф.19:6 ; Еф.5:32 ), Покаяние ( Ин.20:23 ; Лк.13:3 ), Елеосвящение ( Иак.5:14,15 ). Эти Таинства не просто «знаки обетований Божиих», а орудия, «которые необходимо действуют благодатью на приступающих к оным». Крещение совершается не только над взрослыми, но и над младенцами, ибо без него никто не может спастись (см.: Ин.3:5 ). В Крещении прощаются все личные грехи и грех «прародительский». Совершает Крещение священник, но по нужде оно «может быть совершено и простым человеком, но только православным». Крещение не повторяется. Потерявший «сыноположение» восстанавливает его в Покаянии. В Евхаристии хлеб и вино «истинно и действительно» «прелагаются» в Тело и Кровь Господа. Хотя Святые Дары раздробляются, но остаются «целы и нераздельны» – «в каждой части до малейшей частицы... Тело Христово всегда целое». Телу и Крови, как пребывающим таковыми «до употребления» и «после употребления», подобает воздавать «Боголепное поклонение» (1:168–170,172–181). Души умерших, разлучившись с телами, «тотчас переходят или к радости, или к печали». Совершенную награду или наказание они получат после всеобщего воскресения. Душам, скончавшимся в покаянии, но не успевшим принести плодов покаяния, могут даровать облегчение молитвы живущих на земле, благотворения, совершаемые за умерших, а особенно возносимая священнослужителями за них Бескровная Жертва (1:182–183). Святые «суть живые образы Божии». Мы почитаем их как Божиих друзей. А Божию Матерь «чтим более», ибо Она родила «плотски Единого от Троицы», «величаем Её высшею, без сравнения, всех Ангелов и святых» (1:185–186,187).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   Песнотворцы церковные учат нас: «да никакоже коснется рука смертных» Пречистой Матери Божией, потому что Она — кивот Божий, кивот одушевленный, а правила обращения со столь священным предметом строго установлены Писанием. Но в дерзновении своем мы столь смелы, что губы наши — всегда у Ее пречистых рук, головы наши — у ног Ее и сердца наши постоянно устремлены к Ней в горячей молитве.     Пресвятая Богородице, спаси нас!    Петр Дамаскин. II/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 248—249.    Древний патерик. 1. 19. С. 16    Феофилакт Болгарский на Ин.14:21—22.    Феофилакт Болгарский на Ин.14:23—24.    Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 39.    В Молитвах на сон грядущим молитва Иоанна Дамаскина.    Пс.37:19: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем»:    Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 138 (на Пс.37:19, с отсылкой на Димитрия).    Каллист Катафигиот, 42/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 520.    Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Святое Евангелие. С. 245.    «Совесть есть естественная книга. Деятельне читающий оную, искусом познает Божественное заступление» (Марк Подвижник. О законе, 186/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58; Лествица. 26, 7).    Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию XLVI.    Макарий Египетский, 37, 3.    Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311.    «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5).    Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10.    «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240).    Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63.    «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334).    Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 1–2 (Ин.1:1)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 1. 2. С. 17–32 (1-я пагин.). (Продолжение) —17— мер, его отблеск, или как из огня свойственная ему теплота. В этих примерах можно видеть, как единое, хотя и рождается из единого, но притом и всегда сосуществует и нераздельно присуще ему, так что одно без другого не может существовать само по себе и сохранять истинное свойство собственной природы. Разве солнце может не иметь отблеска? Или отблеск разве находится не в испускающем его солнце? И огонь разве может быть, если не имеет свойства согревать? Откуда же тепло, если не из огня, или из чего-либо другого, не далеко отстоящего от существенного свойства огня? Как в этих примерах бытие в чем-либо того, что из него есть, не уничтожает сосуществования его, но являет порождаемое сосуществующим с порождающим и единую с ним природу унаследовавшим: так это и относительно Сына; ибо если мыслится и называется сущим в Отце и из Отца, то не инородным или чужим с Ним, или как бы вторым после Него должен быть Сын, но сущим в Нем, и всегда сосуществующим, и из Него явившимся, по неизреченному образу божественного рождения. А что и у священных писателей Бог и Отец называется началом Сына по одному только «бытие-из-чего», о сем послушай Псалмопевца, предвозвещающего чрез Духа Святаго второе явление Спасителя нашего и говорящего как бы к самому Сыну: с тобою начало в день силы твоея, в светлости 184 святых Твоих ( Пс.109:3 ). День силы Сына есть тот, когда будет судить всю вселенную и воздаст каждому по делам его. Но приидет Он и тогда без сомнения будучи в Отце —18— и имея в Себе Самом Отца и как бы безначальное начало Своей собственной природы, по одному конечно только «бытию-из-чего», так как Он существует из Отца. В начале бе Слово. Многие и различные значения представляете нам то начало, о коем мы рассуждаем здесь, стараясь отовсюду уловить служащее на пользу и со всею тщательностью преследуя 185 истинное понимание божественных догматов и точность в тайнах (божественного откровения), ибо и Спаситель негде говорит: изследуйте святые Писания, потому что в них вы, думаете жизнь вечную иметь, и они суть свидетельствущия о Мне ( Ин.5:39 ). Посему можно думать, что блаженный Евангелист началом, то есть властью над всем, обозначаете здесь Отца, дабы божественная природа являлась выше всего, имея под властью 186 Своею все тварное и как бы восседая на призванном ею к бытию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Свт. Кирилл Александрийский. Фрагмент Царских врат. 1654 г. Мастер Э. Цанес (музей ц. Панагии Антивуниотиссы, Корфу) I. Воплощение. К. понимает Воплощение как явление Бога во плоти ( Jouassard. 1953. P. 186). Отсюда часто встречающееся у него именование Христа Еммануилом (Мф 1. 23), ввиду значения этого имени («С нами Бог»). Определяющими для К. являются евангельское изречение «Слово стало плотию» (Ин 1. 14), учение ап. Павла об «истощании» (Флп 2. 5-11) и учение Никейского Символа веры о единосущии Сына Отцу. «Само неизреченно рожденное из сущности Бога Отца Единородное Слово Его, Творец веков… восприняло семя Авраамово и стало причастно крови и плоти, согласно Писанию (Евр 2. 14, 16), то есть стало человеком, и, приняв плоть и сделав ее собственной, родилось плотски через святую Богородицу Марию» ( Cyr. Alex. Or. ad Arc. 3//ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 63). Бог Слово «связывается в единство» с нашей природой и «сплетается в нечто одно из обеих», а потому Христос не просто человек, носящий божество (πλς θεοφορσας), но Бог вочеловечившийся (Hom. pasch. 17. 2//PG. 77. Col. 776). Отсюда - теснейшее единство во Христе Слова и воспринятой Им плоти (человеческой природы), к-рая существует не самостоятельно, но в Его божественной Ипостаси. Когда К. говорит о «собственной» природе Христа, то обычно подразумевает божественную природу. II. Человеческая природа Христа. Следуя библейскому языку (Ин 1. 14), К. предпочитает называть воспринятое Словом человечество «плотью» (σρξ), уточняя, что она «одушевлена разумной душой», и указывая на обычай Свящ. Писания иногда именовать человека плотью (Ис 40. 5; Иоиль 2. 28; см.: Cyr. Alex. Resp. ad Tib. 7// Pusey. 1872. Vol. 3. P. 589). А. Грилльмайер полагал, что только в результате несторианского спора К. сделал шаг в сторону реального дифизитства, когда «душа Христа также стала» для К. «величиной, заслуживающей богословского внимания» ( Grillmeier. 1951. S. 173). Это мнение опровергается тем, что и в ранних сочинениях К. можно найти немало мест, где ясно говорится о полноте человечества Христа, в т. ч. о наличии в Нем разумной души ( Dratsellas. 1975. Р. 221; ср.: Welch. 1994. P. 56). Выражение: «Слово стало плотию» - в интерпретации К. означает, что Слово стало совершенным человеком ( McKinion. 2000. Р. 162). Др. термины, используемые К. для обозначения человеческой природы: «тело», «человек» (при этом уточняется, что Христос не «простой» (πλς, ψιλς, κοινς) человек), «человечество» (νθρωπτης), «человеческое» (τ νθρπινον), а также более отвлеченные выражения: τ μτερα (наше), τ καθ μς (свойственное нам) и др. Достаточно регулярно К. прилагает к человечеству Христа и термин «природа».

http://pravenc.ru/text/1840255.html

2 Тим. 2:9. 184 2 Тим. 1:12. 185 2 Тим. 3:12. 186 2 Тим. 3:13. 187 2 Тим. 2:16. 188 2 Тим. 2:18. 189 2 Тим. 4:3. 190 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 4, 1, с. 78. 191 Григорий Нисский, Слова на заповеди блаженства, 7, PG 44,1280В. 192 Иоанн Златоуст, De incomprehensibili dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae), 1, 4,: Malingrey, A. M. (editor), Jean Chrysostome. Sur l " incompmhensibilitü de Dieu, Paris, 1970 (Sources chrötiennes, 28 bis), 1, 192–198. 193 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 769А. 194 Там же, PG 29, 772С. 195 Там же, PG 29, 772D. 196 Ин. 16:15. 197 Афанасий Александрийский, In illud: Omnia mihi tradita sunt, 4, PG 25, 216B. 198 Цитата не идентифицируется. 199 Цитата не идентифицируется. 200 Василий Великий, Против Евномия, 3,1, PG 29, 656А. 201 Афанасий Александрийский, Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14, PC28, 1313А. 202 Он же, Против ариан, 2, 2, PG 26, 149С. 203 Он же, Против ариан, 3, 62, PG 26, 453В. 204 Ин. 16:15. 205 Афанасий Александрийский, Disputatio contra Arium [Sp.], PG 28, 473C. 206 См.: цитату на с. 60. 207 Ин. 10:15. 208 Мф. 11:27. 209 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 696С. 210 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22, PG 75, 373A. 211 Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90,1025А. 212 Τ βραθρον — «баратр» — пропасть в древних Афинах, в которую сбрасывали осужденных на смерть. 213 Ср.: Пс. 17:12; 80:8. 214 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5, 2, с. 404. 215 Парафраз его же Послания 2, с. 768–770. 216 Там же, с. 768. 217 Григорий Богослов, Слово 30, 20, PG 36,129В. 218 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 12, 4, с. 546. 219 Максим Исповедник, Главы о любви, 3, 27, PG 90,1025А. 220 Дионисий Ареопагит, О мистическом богословии, 1, 2, с. 740. 221 Т. е. с Арием. 222 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67–72. 223 Максим Исповедник, Главы о богословии и о домостроительстве воплощения 224 Сына Божия, 1, 48, PG 90,1100D. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio, Venezia, 1757—98, vol. 9, p. 489. 170 Василий Великий, О святом Духе, 26, 63, PG 32, 184С. 171 В оригинале там, где мы переводим «нарекается» и «изрекается», употребляется одна и та же глагольная форма — « λγεσθαι », т. к. глагол « λγω » имеет оба эти значения: «говорить» и «называть». Подобным образом и в церковно-славянском глаголы «рещи» и «глаголати» употребляются в обоих этих значениях (Ср.: «не ктому вас глаголю рабы» (Ин. 15:15) и «глаголы, яже Аз глаголю» (Ин. 6:63)), но в современном русском приходится использовать приставки, разграничивающие эти значения. Впрочем, находим близкие примеры словоупотребления и в русском, когда речь идет не о предметах, но о некоторых абстрактных понятиях. Так, можно было бы сказать: «я говорю правду и говорю слова, которыми эта правда выражается». 172 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67—72. 173 Григорий Богослов, Слово 29, 6, PG 36, 81В. 174 Там же. 175 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 1, 8, op. cit., 8, 67—72. 176 См.: Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365А. 177 Выделенные слова принадлежат св. Григорию Нисскому (Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104B). 178 Григорий Нисский, Dialogus de anima et resurrectione, PG 46, 104AB. 179 Деян. 3— « αχρι χρνων αποκαταστασεως » — «до лет устроения». 180 Григорий Богослов, Слово 30, 6, PG 36, 112AB. 181 Буквально: «обладанию» — « ξιν ». 182 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В. 183 Имеется в виду «Собеседование Феофана с Феотимом», опубликованное в предыдущем томе настоящей серии. 184 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 110 (36), PG 91, 1308В. 185 Григорий Богослов, Слово 38, 11, PG 36, 324А. 186 Василий Великий, Беседа на псалом 29:5, PG 29, 317В. 187 Василий Великий, О вере, 2, PG 31, 681 А. 188 См.: Василий Великий, Беседа на псалом 44:5, PG 29, 400CD. 189 Символ веры, чл. 1. 190 Т. е. диавола. 191 « Βασιλικω πχει » — т. е. силой царской власти, к которой прибегал Акиндин для утверждения своего учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Некоторое время Россия играла особую роль на Афоне: после его освобождения от турок на Лондонской конференции в 1912 году Святая Гора была провозглашена независимым государством, находящимся под покровительством России, однако в 1923 году была присоединена к Греции. 180 Святая Гора Афон — это целая монашеская республика. Для управления ею создан специальный орган — протат . В него входят представители всех двадцати монастырей. Протат располагается в монашеском городке Карея , в самом центре Афонского полуострова, на северо-восточном склоне Святой Горы Афон. В Карее до сих пор сохранилась древняя келлия святого Саввы Сербского, называемая Типикарницей. 181 Царьград — Константинополь. 182 См.: Иер. 10:10; Ин. 14:6; 1 Ин. 5:6. 183 См.: Втор. 3:24; 1 Кор. 8:5. 184 См.: Кол. 2:8. 185 См.: кондак «Со святыми упокой…», глас 8, из чинопоследования панихиды. 186 Речь идет о тройке божеств в египетской мифологии. Осирис - бог производительных сил природы, царь загробного мира; Исис (Исида) — богиня плодородия, сестра и одновременно супруга Осириса, символ женственности и семейной верности; Хорус (Гор) — бог света. Согласно мифу, Гор — сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, коварно убитого его братом и с помощью магических заклинаний оживленного Исидой. 187 См.: Мф. 24:31; 1 Фес. 4:16. 188 Ксиропотам (греч. «сухой поток») — один из двадцати святогорских монастырей, расположен на юго-восточном склоне Святой Горы. Соборный храм монастыря посвящен памяти Сорока Севастийских мучеников. Обитель Ксиропотам впервые упоминается в V веке. В XIII веке ее посетил константинопольский император Михаил VIII Палеолог (1259—1282), в 1274 году подписавший Лионскую унию с католиками. Он склонил братию к принятию этой унии. Но во время служения католической мессы началось сильное землетрясение, и монастырь был разрушен до основания. Отступники погибли под развалинами, а император успел бежать. Монастырь Ксиропотам расположен близко от единственной святогорской пристани, называемой Дафни ,— всего в двух часах ходьбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Сам же Вождь и Царь всего, Собою утверждая всё, делает всё к славе и ведению Отца Своего, и делами, какие совершает Он, как бы учит и говорит: “От величества и красоты созданий сравнительно Рододелатель познавается” ( Прем. 13, 5 ) » (1,185–186). Откровение в мире Божества через Логоса есть именно откровение Самого истинно Сущего, а не какого-либо «второго» Бога (2,191). Не только учение ариан о тварном Логосе, Которого Отец, как будто не имея сил создать вселенную один, «измышляет Себе» в качестве орудия совне, – подобно древоделу или кораблестроителю, не имеющему возможности что-либо сделать без топора и пилы (2,210), – но и прежние апологетические представления о Λγος προφορικς, получающем ипостасное бытие лишь для творческих и домостроительных целей, кажутся Александрийскому Архипастырю унижающими и искажающими истинное понятие о Божестве. Короче говоря, как в учении об отношении Логоса к Богу Отцу, так и об отношении Его к миру святой Афанасий строго выдерживает идею полного единства по существу Божественных Ипостасей, исключая даже мысль о каком-либо Их неравенстве. Общий итог учения Святителя о Логосе можно выразить так: Он есть истинный, всецелый и совершенный Бог, единосущный истинному Отцу. Он есть преискреннее, истинное, вечное и Собственное рождение Сущности Отца. Он принадлежит области абсолютного и полного Божества, не имея ничего общего со всем тварным, но Сам являясь Творцом и Промыслителем мира. Впрочем, и сам святой Афанасий в кратких словах резюмирует своё возвышенное умозрение о Сыне Божием, прибегая к исповеданию святых Отцов в Никее: «Веруем в единого Бога... И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, то есть от Отчей сущности, Бога от Бога, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, – Сына, Которым приведено в бытие все, что на земле» (3, 177). «Веруем, – читаем в другом творении, – во единого Единородного – Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденного, – не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого и действенного; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца, да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына» ( Ин. 5,23 ) ; Бога истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в соборных посланиях: «И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин. 5, 20 ) ; Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: «Видевый Мене, виде Отца» ( Ин. 14, 9 ). Рожден же он неизреченно и недомыслимо: «Род бо Его кто исповесть» ( Ис. 53, 8 )? Иначе сказать: никто» (1,264).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010