История свидетельствует, что иудеи действительно служили светом для язычников, научая последних закону Божию. Некоторые из язычников, просвещенные иудеями, оставляли свою религию, принимали закон Моисея, обрезывались и таким образом при посредстве их вступали в завет или в союз с Богом, ибо обрезание служило внешним знаком (знамением) вступления в союз (завет) с Богом ( Быт. 17:11 ). А в этом осуществлялось и назначение израиля – быть в завет рода, а, исполняя это, они тем самым служили и ко спасению всех даже до последних земли, ибо вместе с научением язычников закону Божию, который был пестуном во Христа, сообщали им спасительную веру в Обетованного Мессию. Но все это в полной мере осуществилось только в лице Иисуса Христа. Поэтому настоящие слова пророка (6 ст.), помимо указанного значения их в приложении к народу иудейскому относятся также и к Мессии, Который и выше назван рабом Божиим (3 ст.). Он действительно назначен был: 1) для того, чтобы прежде всего собрать к Богу всех израильтян. Об этом Он Сам так говорил: Я пришел токмо ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 15:24 ), и поэтому, посылая впервые учеников Своих на проповедь, сказал им: на путь язык не идите, и во град самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф. 10:5–6 ). Но так как израильтяне происшедшие по плоти от Авраама, оказались непослушными Его призывающему голосу, то Он повелел потом апостолам Своим вместо них обратиться с проповедью к язычникам, чтобы собрать к Богу духовных израильтян, которые не от плоти, а от веры Авраама, так как Сам Он говорил о Себе, что Ему надлежит привесть и ины овцы яже не суть от двора сего ( Ин. 10:16 ). Так поступали Св. Апостолы и после уже Вознесения Иисуса Христа, продолжая дело Его ( Деян. 13: 44–47 ). 2) Для того, чтобы быть в завет рода, во свет языком и во спасение всех, т. е. быть: а) посредником или ходатаем нового завета Бога с родом человеческим ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ; 1Ин. 2:1 ), о чем предсказывал и другой пр. Иеремия (см. Иер. 31:31–34; 32:40 ); б) светом, просвещающим язычников. Об этом Сам Иисус Христос засвидетельствовал, сказав: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ), Аз свет в мир приидох ( Ин. 12:46 ). Тоже засвидетельствовали праведный Симеон ( Лк. 2:32 ) и апостолы ( Ин. 1:4–9 ); и в) Спасителем всего рода человеческого. Имея в виду это назначение Свое, Иисус Христос пред вознесением Своим на небо, посылая апостолов на проповедь, сказал им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и св. Духа ( Мф. 28:19 ) и они действительно изшедше проповедаша всюду ( Мк. 16:20 ), так что во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их ( Рим. 10:18 ср. Пс. 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

5) Мы под благодатью и от греха освободились ( Рим.6:14–18 ; ср. 1Пет.2:24 ). В Послании к Римлянам ( Рим.6:14–18 ) апостол призывает христиан, возродившихся в таинстве крещения, к тому, чтобы грех не владел более их волею («да не царствует» Рим.6:12 ). Он хочет верующих отклонить от греха, чтобы они представили себя «в рабы праведности... на дела святые» ( Рим.6:19 ), достигали, побеждая греховные влечения, святости и конца ее – жизни вечной ( Рим.6:22 ). Апостол здесь не говорит, будто христиане совсем избавлены благодатью крещения от склонности ко греху и возможности греха. Такая мысль противоречит слову Божию ( Мф.6:12 ; Мк.10:18 ; 1Ин.1:8–10 ; Рим 3:4 ; Иак.3:2 ; 3Цар.8:46 ; Еккл.7:20 и др.). Напрасны были бы и нравственные увещания апостольские в посланиях, если бы человек по своем обращении ко Христу не грешил. Так может говорить только надменный сектант, «невежда, неутвержденный» в истинах веры, вопреки очевидному свидетельству из собственной жизни (отлучение порочных членов из сектантских общин). «Вы не под законом», который только усиливал сознание грехов и ответственность за них и, предписывая заповеди, не подавал никакой помощи и сил к исполнению их, «но под благодатью», которая дает силы побеждать греховные влечения и исполнять волю Божию ( Рим.6:14 ). Апостол Петр ( 1Пет.2:24 ) говорит, что Иисус Христос претерпел крестные страдания, «дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды», но христиане по своей свободной воле, склонной ко злу, «обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:14 ), грешат. «Человек может ли пасть, имея благодатное дарование? Если вознерадит», – наставляет преподобный Макарий Египетский , – «то падает; потому что враги никогда не остаются в бездействии и ведут брань, не предаваясь лености. Кольми паче не должен ты прекращать искания своего пред Богом. Ибо много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы, по-видимому, испытан ты был в самом таинстве благодати». 114 6) Мы, овцы Христовы, не погибнем, и никто не похитит нас из рук Божиих ( Ин.10:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

По одному только человеколюбию воспринял Он нашу плоть, дабы нас помиловать. В этом — единственная причина такого Его домостроительства».    Тайна Боговоплощения приносит нам в себе и тайну спасения: ведь цель воплощения Бога — спасение человека и мира от греха, зла, смерти и диавола. Господь Христос пришел в мир «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10; ср.: Мф.18:11), спасти грешников (см. 1Тим.1:15; Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32), очистить нас Своей Кровию от грехов (см. Рим.3:25; 1Ин.1:7, 4:10), избавить нас от всякого беззакония (см. Тит.2:14), сокрушить смерть и диавола (см. Евр.2:14), благодатью научить нас спасению (см. Тит.2:11—12), просветить нас, помраченных грехом, и ввести в вечный свет и истину (см. Ин.12:46, 3:19—21, 18:37), вновь соединить нас с Богом и даровать нам вечную жизнь (см. Ин.17:21—23, 3:16, 6:40). В самом имени Иисус ­ Спаситель (см. Мф.1:21, 25), данном Богом, заключена вся сущность спасительного подвига Христа на земле. Спасти людей от греха, зла, смерти и диавола, а через них и всю падшую тварь — вот цель воплощения Спасителя.    Богооткровенное учение о спасении как цели воплощения Церковь выразила в вечном Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Этой истиной исполнено вселенское чувство и сознание единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и она источается (букв.: «с силой вырывается».— «Примеч. пер».) из богоносных душ святых отцов и учителей Церкви.    Погруженный молитвенно и трепетно в великую тайну Боговоплощения, святой Афанасий Великий говорит: «Мы — причина того, что Он сошел, мы своим преступлением вызвали человеколюбие Слова, и Господь пришел к нам и явился среди людей. Мы, следовательно,— повод к Его воплощению; ради нашего спасения явил Он такое человеколюбие, что воспринял на Себя человеческое тело и явился в нем». «Какова причина того, что Бог ради нас воспринимает человеческое естество? — спрашивает благодатный Богослов и отвечает: — Несомненно, наше спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

καρδα, по употреблению в Свящ. Писании, означает центр всей личной жизни человека, как по ее внутреннему состоянию, так и по обнаружениям, – всю сознательную нравственную природу его ( Еф.4:18, 3:17 ; 1Пет.3:4 ; Деян.4:12 ; Флп.4 и друг.). У LXX сердце «является не только источником помышлений, желаний, чувствований и действий, по слову Спасителя: «от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы» ( Мф.15:19 ), но и хранилищем естественного и сверхъестественного, чрезвычайными откровениями данного, закона Божия, вместилищем совести, средством для проверки чистоты и истинности мыслей, чувств, желаний и действий человека, органом души, с которым ближе всего соприкасается Сам Бог в Своем воздействии на человека...» 716 . У Апостола Иоанна καρδα обозначает внутреннейшее седалище чувствований, страха ( Ин.14:1, 27 ), печали ( Ин.16:6 ), радости ( Ин.16:22 ). Вообще καρδα обнимает собою все силы, способности и деятельность человеческого духа, включая сюда и совесть, как способность (συνεοησις, ср. 2Цар.24:10 ; 1Цар.29:6 ), которая, принадлежа к человеческому духу, ставит его деятельность пред лицом божественного закона и отмечает малейшее уклонение от него; поэтому в здоровом состоянии совесть по справедливости называется голосом Божиим в человеке, нелицеприятным судьей, показателем нравственного состояния человека. Апостол Иоанн не выделяет совесть, как особенную силу, но берет нравственное чувство человека, нравственную чуткость его души нераздельно от всего его нравственного сознания и полагает в καρδα. Исходя из того положения, что верующие получили помазание от Бога, которое учит их всему истинному, и потому с полною уверенностью могут отличать ложь от истины, он не редко обращается к их христианскому сознанию ( 1Ин.2:5, 9–11, 20–21, 29, 3:1–2, 14, 17, 5:9 ), находя в нем твердую основу как для признания истинности его собственной речи и ложности учения еретиков, так и для определения их собственного нравственного состояния и степени совершенства в христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

22:1–5 Это заключение в видении города Божьего обнаруживает явную связь с описанием рая в Эдеме ( Быт. 2 – 3 ). 1 Престол Бога и Агнца – источник, из которого берет свое начало река жизни (ср.: 7:17; 21:6; 22:17). В Едемском саду была река ( Быт. 2:10 ). В видении Иезекииля река вытекает из храма ( Иез. 47:9 ; см. применение этого отрывка к Иисусу в Ин. 7:37–38 ). 2 Древо жизни (не по Быт. 2:9; 3:22 , но как у Иез. 47:7 и дал.) рассматривается как собирательный образ. Как и о воде жизни, об исцеляющей силе листьев этого дерева говорится в духовном смысле. Вероятно, раньше говорилось об их силе исцелять раны, полученные в ходе великих испытаний. 3 И уже не будет проклятого – это цитата из Зах. 14:11 и противопоставление проклятиям, произнесенным в первом раю ( Быт. 3:14–19 ). В новом Иерусалиме реальная сила этого проклятия полностью преодолена. 4 Здесь говорится о смысле жизни искупленного человечества: И узрят лицо Его. Такое видение предполагает преобразование верующих в Его подобие ( 2Кор. 3:18 ; 1Ин.3:2 ). Имя Его будет на челах их (см. коммент. к 3:12 и к 19:12). 5 И будут царствовать во веки веков – это расширенная версия 20:4 и окончательное исполнение обетования, данного в 3:21 (заметим, что в 11:15 фраза И будет царствовать во веки веков подразумевает тысячелетнее царство и царствование в новом творении). 22:6–21 Эпилог В этом заключительном фрагменте находят свое выражение три темы Откровения: аутентичность представленных видений (6,7,16,18,19); непреложность пришествия Христа (6,7,10–12,20) и необходимость святости ввиду неизбежности свершения замысла Божьего (10–15). Трудно определить, кому именно принадлежат те или иные высказывания. В ст. 7,12–13, по–видимому, приведены изречения Христа; в ст. 6,8,14,15 – слова ангелов; в ст. 16 Христос говорит через ангела; ст. 8,9,17– 19,20б представляют собой комментарии Иоанна. Возможны разные варианты, но в целом мало что меняется по сути, поскольку в итоге это все слова Христа, посланником Которого является ангел ( 9) и речения Которого Иоанн записывает как пророк (10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия. 1 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2,2.3.13.19; 3,10; 6,11; 13,10; 14,12; 16,15; 18,4; 22,7.11.14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии. 1 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте. в день воскресный. В оригинале: «день Господень», т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19,1–10). слышал... громкий голос. Громозвучность указывает на силу и вселенское значение слышанного и виденного Иоанном (1,15; 4,1.5; 5,2.12; 6,1; 7,2.10; 8,5.13; 10,3; 11,12.15.19; 12,10; 14,7.9.15.18; 19,1.3.6.17). 1 церквам. См. ком. к 1,4. Семь церквей Откровения. 1:12–20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21,22–24). Выражение «подобный Сыну Человеческому» отсылает к книге Даниила (7,13). Повествование 1,12–16 напоминает видения пророков Даниила (7,9.10; 10,5.6) и Иезекииля (1,25–28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки в первую очередь над церквами (1,20 3,22), а также над всей вселенной (1,17.18; 2,27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1,17.18; 17,14; 19,11–16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение. Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1,20; Мф. 5,14–16 ). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники ( Исх. 25,31–40 ; 3Цар. 7,49 ). Свет, как одно из свойств Бога ( 1Ин. 1,5 ), находит свое наивысшее проявление во Христе ( Ин. 1,4.5; 8,12; 9,5 ; Деян. 26,13 ); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10,1; Иез. 1,13 ), в естественном свете (21,23; Быт. 1,3 ), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке ( Мф. 5,14.15 ). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной ( Еф. 1,10 ; Кол. 1,16.17 ). Поскольку все творение содержится Христом ( Кол. 1,17 ), тринитарные образы в 1,12–20 и 4,1 5,14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вы полагаете, что слова апостола Петра о священстве святом, приносящем Богу духовные жертвы ( 1Петр.2:5 ), относятся к вам, означая, что Церковь создана и может существовать без священной иерархии. Но слова эти имеют совсем иной смысл. Жертвы духовные, которые может приносить каждый православный христианин, это, как видно из Писания, сердце сокрушенное и смиренное ( Пс.50:19 ), то есть непрестанное покаяние (см.: Пс.50:18 ), славословие ( Пс.146:7 ) и молитва ( Пс.87:3 ; Иак.5:15 ), милость ( Ос.6:6 ; Мф.9:13 ), благотворение и общительность ( Евр.13:16 ). Они состоят также в добровольном принесении Богу наших тел (см.: Рим.12:1 ), очищенных от греха и неправды, в орудия праведности пред Ним ( Рим.6:13 ). Наивысшая же христианская жертва, или подлинное всесожжение, есть мученичество за веру во Христа, по примеру апостола Павла, который писал Тимофею: я уже становлюсь жертвою ( 2Тим.4:6 ). Но эти жертвы духовные не могут заменить даров благодати Божией, которые христиане получают в таинствах, совершаемых пастырями Церкви, например, в крещении и Причащении и без которых, по слову Божию, никто не может унаследовать жизнь вечную. Сектант : Исполняющие священническое служение не должны быть людьми учеными, ибо и сами апостолы не обучались в высших школах. Спаситель сказал даже, что Бог, утаив от ученых и чрезмерно разумных тайны Царствия Небесного, открыл их невеждам (см.: Мф.11:25 ). И апостол, приводя слова Божии: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну ( 1Кор.1:19 ; ср.: Ис.29:14 ), прибавляет: Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор.1:20 ). Проповедникам веры Бог открывает то, что им следует знать, и, стало быть, они не нуждаются ни в каком ином научении (см.: Мф.10:19–20 ; Ин.14:26; 16:13 ; 1Ин.2:20–27 ). Священник : Все апостолы, кроме Павла, в самом деле не получили никакого образования, будучи простыми рыбаками. Однако Бог прямо, устами Спасителя, или по вдохновению Духа Святого открыл им истины веры (см.: 1Кор.2:10; 11:23 ; 2Кор.12:1 ; Гал.1:12 ), даровав и необходимое для сего разумение. Но не так у других людей, и даже у большинства христиан, ибо Спаситель сказал апостолам: вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано ( Мф.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

изл. I, 1, 4. Ср. Усп. I, 4: «беспредельная высота непостижимого Божества» и св. Григория Богослова PG 36, 317). Эта непостижимость Бога лежит в основе святоотеческого апофатического богословия, которое не пытается определить, что есть Бог, но содержит в пространстве веры Его спасительное Откровение. Выражение «пребожественное Божество» (см. также Точн. изл. I, 12 и PG 94, 1424: «Пребожественное Божество, Пресущественная Сущность») является выра¬жением чисто апофатическим, которое употребляли многие свв. Отцы (например, св. Дионисий Ареопагит , преп. Максим Исповедник , св. Григорий Палама ). По сути оно означает, что и словом «Божество» св. Отцы не определяют природу Бога (Точн. изл. I, 9), ибо, «как говорит св. Григорий Богослов , «ни Божество, ни нерожденность, ни отцовство не означают сущность Бога» (Слово о богословии III). Ср. у св. Григория Паламы : «Пребожественный Бог... как пребывающий за пределами сего Божества» ( Συγγρμματα. κδ. Π. Χρστου. τ. Ι, σ. 645). Бог есть и Бог, и Пребожественный, и Пресущественный, и «Ставший превыше всякой пресущественности» (преп. Максим Исповедник , PG 90, 1184). Но Он же есть и Господь наш и Спаситель наш, спасение и вечная жизнь, явившийся через воплощение как Бог и человек, как о том пишет св. апостол и Евангелист Иоанн: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил», – и добавляет: «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» ( Ин. 1:18 ; 1Ин. 4:9 ). 371 О чистоте и святости Пресвятой Богородицы вдохновенно пишет преп. Симеон Новый Богослов – он называет Деву Марию Невестою Сына Божия, непорочной по отношению к людям и святой, хотя при этом Она остается человеком по отношению к Богу: «Дочь его [Давида], пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он привел как Невесту. Пречистой же я называю Ее, и пренепорочной по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами, Ее рабами, что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то человеком, но святой и пресвятой и свыше всех людей всех поколений чистейшей и непорочной» (Emhic 1,9, 42–51; SC 122, 248) (Русский перевод по изданию: Архиепископ Василий (Кривошеин) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Сподобившиеся достигнуть того века, говорит Христос Спаситель, умереть уже не могут, но они равны ангелам, и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ); ангелы же Божии знают внутреннее состояние людей, живущих на земле: ибо у них бывает радость и об одном грешнике кающемся ( Лк.15:10 ). Стало быть и святые, как равные ангелам, знают внутреннее состояние членов церкви земной. Еще яснее это видно из притчи о богатом и Лазаре, где сказано, что Авраам слышал молитву, возносимую ему из ада богачом ( Лк.16 ). Дабы знать наши нужды, св. угодникам не нужно обладать духом всеведения, ибо наши нужды, как бы они разнообразны ни были, не так сокровенны, чтобы их не могли видеть и понимать души праведных, которые одарены таким ясновидением, что, по слову свящ. Писания, видят Незримого ( 1Ин.3:2 ; Мф.5:8 ; ср. Ин.1:18 ). Итак, и со стороны возможности слышать наши молитвы, ходатайство о нас святых небожителей представляется неподлежащим сомнению. Возражают еще: в священном Писании сказано, что един есть ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Зачем же искать других ходатаев? Не есть-ли это оскорбление Спасителя? Но молитвенные призывания праведников, от земли переселившихся на небо, нимало не противны учению апостола Христова. Православная Христова Церковь всегда учила и учит, что у людей подлинно есть один только Ходатай, Господь Иисус Христос, Который, как Богочеловек, один только и мог искупить земнородного от греха, проклятия и смерти; и нет другого имени под небом, данного человекам, которым-бы надлежало нам спастись, кроме имени Христа Иисуса ( Деян.4:12 ). Этого искупления не мог совершить ни человек, ни даже ангел – один Христос Спаситель мог примирить и, действительно, примирил землю и небо, почему св. апостол и называет Его единым Ходатаем. Но следует ли отсюда, что святые со своей стороны не могут ходатайствовать за нас пред Богом? Святые все, от земли преселившиеся на небо, сами получили спасение по заслугам Христа Спасителя. Посему не могут быть такими ходатаями, как Христос Спаситель, но могут быть нашими предстателями уже в силу заслуг Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010