Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Рождество Прот. Всеволод Шпиллер Часть 2 Бог есть Любовь       Рождество Прот. Всеволод Шпиллер   Часть 2 Бо есть Любовь   " Бог любы есть " (Ин 3:6). Поэтому рождается Пресу-щественный, яко младенец. Поэтому в вольном Самоис-тощании приемлется Богом зрак раба (Филип 2:7). По­этому Бог вочеловечивается, возвращая нашу природу к утраченному богообщению и призывая отвечать на Свою любовь к человеку и миру — " тако возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть " (Иоан 3:16) — не страхом одним, не трепетом перед величием со­вершившегося, но радостью любви. И в том, что Слово стало плотью (Ин 1:14), содержится действительно высо­чайшая радость нашей веры.     Созерцая явление Бога во плоти, верующее сердце и верующий ум наш все же объемлются благоговейным трепетом, хотя и сказано " не бойтесь " (Лк 2:10). Совер­шившееся Богоявление все исполнено величайшей тайны (1 Тим 3:16). Как же вместить ее смысл, когда мы знаем о несоизмеримости Творца, пребывающего в ослепитель ном царстве велелепной славы " (2 Петр 1:17; 1 Петр 5:10; Римл 5:17), с так далеко отстоящим от этой славы творе­нием?   Опасно богословствование, которое отрывается от библейской почвы, делая человеческий ум мерой вещей Божественных. Но учение Церкви, содержащееся в Пре­дании, догматическое ее самосознание, богодухновенны, потому что принадлежат благодатной полноте жизни церковной.   И вот, — свидетельства Церкви о Воплощении Бога Слова совершенно определенны. Святоотеческая тради­ция здесь непоколебимо едина. Никакие различия школ, начиная с Александрийской и Антиохийской, не нару­шили общего согласия " во всеобъятном и всестороннем " раскрытии всего спасительного смысла дела Господня, начавшегося с Воплощения, в раскрытии, данном еще самим апостолом Павлом в знаменитом христологиче-ском отрывке из послания к Филиппийцам (Филип 2:5-11). Вочеловечивается Бог. Рождающийся в Вифлееме Иисус Христос, Бог Слово становится Богочеловеком, Сын Божий сыном человеческим бывает.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=40...

Св. апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбаря Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин. 1:42, 45) и братом св. апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Св. Петр был женат и имел Дом в Капернауме (Мф. 8:14). Призванный .Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лк. 5:8), он при Всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лк. 9:28). Сильный, пламенный духом и решительный, он естественно занял первое место в лике Христовых апостолов. Он первым решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессиею (Мф. 16:16), и за это удостоился наименования Камнем (Петром); на сем камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16:18). Троекратное отречение свое от Господа св. Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего по Своем Воскресении Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин. 21:15-17). Он первым содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Св. Духа, произнесши сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. гл. 2-4). Первая часть книги Деяний (гл. 1-12) рассказывает по преимуществу о его апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12:17), о нем в книге Деяний упоминается еще только один раз, при рассказе об апостольском соборе (гл. 15). Все остальные сведения о нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом. Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Кор. 1:12, По преданию, св. Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Испанию, Карфаген и Британию. К концу своей жизни св. Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину вместе со св. апостолом Павлом в 67 году, будучи распят вниз головой. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

http://sedmitza.ru/lib/text/430598/

«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ). Всем нам известно, что «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:6 ), что вера так же необходима для нашего спасения ( Мк. 16:16 ), как необходимы для поддержания временной жизни нашего тела здесь на земле пища, питие и воздух; известно также и то, что истинная вера зарождается в нашем сердце ( Рим. 10:10 ) не от слышания «слов человеческой мудрости» ( 1Кор. 1:20; 2:4–6 ), но «от слышания Слова Божия» ( Рим. 10:17 ), возвещающего всем людям спасительную для них волю Отца их Небесного ( Мф. 7:21 ). Эта воля Божья первоначально была открываема людям через особых избранников Божьих: патриархов и пророков, а потом – чрез Единородного Сына Божия, Господа Нашего Иисуса Христа ( Евр. 1:1 ст.) Посему, ныне мы должны искать источник истинной веры в словах Иисуса Христа, твердо помня, что вне слышания и исполнения их нет спасения. Но, если современники Иисуса Христа могли похвалиться тем, что они «видели Его своими глазами и слышали Его своими ушами» ( 1Ин. 1:1–3 ), так, что воспринимали «Слова Божии» ( Ин. 3:34 ) непосредственно из уст Самого Христа, то спрашивается, откуда мы, да и все, лично не слышавшие Христа, можем почерпнуть Его благовестие? Известно, что Сам Христос возвещал миру волю Божью устно, что он не благоволил, подобно Моисею, записать «Слова Божии» для нашего поучения на «скрижалях каменных» ( Исх. 34:28 ) или «чернилами на бумаге» ( 2Кор. 3:3 ), но что силою Духа Святого ( Ин. 14:26 ) Он «вложил их в мысль и написал их в сердцах» Своих учеников, которых и послал вместо Себя проповедовать Евангелие всей твари ( Мк. 16:15 ), так что всякий, слушающий их, тем самым слушал Самого Христа ( Лк. 10:16 ). Следовательно, благовестие Христово после вознесения Христа на небо хранилось полностью и неповрежденным у св. Апостолов Христовых. Апостолы, согласно повелению Спасителя: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ), рассеялись после дня Пятидесятницы по разным странам с проповедью евангелия и, по примеру Своего Небесного Учителя, возвещали миру «Слова Божии» также устно, благодаря Бога, что верующие принимали слышанное от них слово как «Слово Божие» ( Рим. 10:14–17 ; 2Кор. 3:1–6 ; Гал. 1:11 ; 1Сол. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Св. Иоанн Предтеча, согласно предсказанию ангела ( Лк.1:17 ), повторенному Захарией (ст. 76), явился на служение свое в духе и силе Илии. В нем, как последнем пророке ветхого завета, сосредоточились, можно сказать, все лучи света, которые предшествовали восходу Солнца нравственного мира. Все, что ветхозаветные пророки в течение многих веков возвещали о пришествии Спасителя в мир, все увещания, угрозы и наказания, какие Бог делал чрез них своему народу, все это соединяется теперь в проповеди Предтечи, чтобы пробудить сердца дремлющих, возбудить в них жажду спасения, дабы представить Господу народ приготовленный ( Лк.1:17 ). Далее этого Иоанн не шел. Он должен был остаться и остался Предтечею Мессии. Когда народ, потрясенный его проповедью о покаянии и приближении царства небесного, обратил на него свои взоры и думал, не он ли Христос, Иоанн в ответ на эти думы указывает на Грядущего за ним, которому он не достоин понести и обуви ( Мф.3:11 ), и затем с живейшею радостью удаляется, говоря: Ему подобает расти, мне же малитися ( Ин.3:30 ). Как, по-видимому, Иоанн ни близко стоит к Новому Завету и прямо даже касается его, тем не менее, по своему духу и характеру он был всецело представителем закона и служил только точкою соприкосновения между ветхим и новым заветом, как последний камен в первом здании ( Мф.11:9 ). Это близкое и в тоже время непостижимо далекое расстояние между Христом и Предтечею весьма наглядно выражает разность обоих заветов; закон и евангелие суть два отдельных круга жизни, которые никак не должны быть смешиваемы; только вера в Иисуса Христа и она единственно только таинственно соединяет один завет с другим. Если же Иоанн есть последний завершительный камень ветхозаветного здания и совершенно выражает его характер, то поэтому он и больше всех, рожденных женами, хотя меньший в царствии небесном больше его ( Мф.11:11 ). – Что касается деятельности Предтечи, то она не ограничивалась только проповедью покаяния, но и проявилась во внешнем обряде, именно в крещении, которое служило символом покаяния. Обряд этот Иоанн ввел не по собственной воле, но по внушению Св. Духа, который руководил его как во всем, так и в установлении этого обряда. Сам Иоанн говорит о себе, что он послан был крестить водою ( Ин.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.8:18-25 Ев.- Ин.6:35-39 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.13:17-21 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4 Приспе день светлаго торжества,/град Барский радуется,/и с ним вселенная вся ликовствует/песньми и пеньми духовными:/днесь бо священное торжество/в пренесение честных и многоцелебных мощей/святителя и чудотворца Николая,/якоже солнце незаходимое, возсия, светозарными лучами,/разгоняя тьму искушений же и бед/от вопиющих верно://спасай нас яко предстатель наш великий, Николае. Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Слово в первую неделю св. Великого поста 45 Отселе узрите небо отверсто ( Ин.1:51 ). Эти слова читались ныне в Евангелии. Их отношение ко времени поста и покаяния очевидно. Духовное небо или Царствие Божие всегда было и будет для нас, христиане, отверзто со стороны Бога; но не во всякое время можно видеть его явственно и близко. Есть в году дни и седмицы, в которые едва ли не заключается оно для многих из нас. Такова седмица Сырная, или, так называемая, Масленица. Но есть дни и седмицы, в которые духовное небо зрится недалече от нас. Такова св. Четыредесятница, или Великий пост . Отселе узрите небо отверсто ( Ин.1:51 ). Не будем говорить о прошедшем, которое заключало от нас небо; но скажем несколько назидательных мыслей о настоящем, которое отверзает нам небо. Кто учредил пост? Не человек, без сомнения, но Творец человека. Начало поста в раю. Первая заповедь, данная первому человеку, обязывала его к посту. От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:17 ). И человек доколе сохранял сию заповедь, зрел небо, – ходил во свете лица Божия; нарушив её, перестал видеть небо и начал ходить во мраке греха. Чтобы видеть отверзтое небо, надобно иметь око души, неомрачённое грехами; а чтобы иметь такое око, – надобно воздерживать мысль и чувство от греховных снедей. Пост в невинном состоянии человека был средством, предохраняющим от душевной слепоты, а ныне, в состоянии греховном, сделался он средством, врачующим эту слепоту. Пост в ветхозаветной церкви был в большем употреблении. Становилось ли небо медяным? Люди постились. Делалась ли земля железною? Люди постились. Нужно ли было испросить у Бога какое благо? Испрашивалось в посте и молитве. Иисус Христос не изрёк особенной заповеди о посте, но утвердил важность и святость его собственным примером, и говорил ученикам Своим о посте, как о необходимой потребности в деле спасения. Так, когда они спрашивали Его, почему не могли они исцелить бесноватого, Он отвечал им: сей род не исходит, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Пример Иисуса Христа в деле нашего спасения более, нежели заповедь. Здесь Он учит нас самым делом. По примеру Его сорокадневного поста св. Церковь учредила нынешнюю Четыредесятницу, заповедуя нам поститься телесно и духовно. Ибо воздержание от известной пищи без воздержания от грехов было бы бесполезно. Как наша душа соединена с телом, так пост внутренний должен быть связан с наружным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

17. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца. Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Алексия, человека Божия). Повечерие великое (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...». «Слава» ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – поется служба свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (с 18 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 1-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным. После канонов – «Достойно есть». По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой...» (вместо «Господи Сил...»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Возглас: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся...». Полунощница обычная – субботняя. Утреня начинается обычным порядком (см. 10 марта). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы...» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая...». Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 1-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Яко добрии воини...», «Ранами святых...», стих: «Многи скорби праведным...» [или стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»] – «Мученики Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Смертную державу...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Гавриилу вещавшу...» (см. по 1-м стихословии).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Виноградов, прот. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Иванович Виноградов (21.04.1876, г. Дмитров Московской губ.- 27.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Род. в семье диакона. В 1891 г. окончил Дмитровское ДУ, в 1897 г.- Вифанскую ДС со званием студента. 16 февр. 1898 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) был назначен на должность надзирателя за воспитанниками Вифанской ДС, 4 нояб. 1898 г. определен учителем образцовой школы при этой семинарии. 5 июля 1901 г. еп. бывш. Архангельским Нафанаилом (Соборовым), управляющим московским Спасо-Андрониковым монастырем, рукоположен во иерея к Покровской ц. на Городне с. Покровского Московского у. Состоял законоучителем земской школы в дер. Покровской в Выселках и одноклассной школы Мин-ва народного просвещения на ст. Бирюлёво Рязанско-Уральской железной дороги (1903-1904). В 1907 г. Н. поступил в МДА, которую окончил в 1911 г. с присвоением ученого звания кандидата богословия за соч. «Книга пророка Аггея: Исагогико-экзегетическое исследование» (работе была присуждена премия проф. И. Н. Корсунского). 1 дек. 1914 г. за свое значительно переработанное кандидатское сочинение Н. был удостоен Советом МДА ученого звания магистра богословия и 10 марта 1915 г. награжден премией Курского еп. Михаила (Лузина) . Н. был автором неск. научно-богословских статей и брошюр. С 3 нояб. 1911 г. служил инспектором классов и законоучителем Костромского епархиального женского уч-ща. 1 янв. 1913 г. он был переведен на должность законоучителя Московского женского Александровского ин-та, также стал священником домового институтского храма во имя св. кн. Александра Невского. Состоял секретарем педагогической и воспитательной конференций (с 1 сент. 1914) и членом Совета Александровского ин-та (с 7 мая 1917). Одновременно являлся лектором Свящ. Писания на Московских пастырских курсах, руководимых прот. сщмч. Иоанном Восторговым . Также был законоучителем 1-го Мариино-Слободского городского женского уч-ща (с 1 сент. 1913), старших классов жен. гимназии Л. О. Вяземской (с 17 сент. 1917), 1-го педагогического Московского (женского) уч-ща ордена св. Екатерины (с 8 февр. 1918).

http://pravenc.ru/text/2565680.html

В предыдущем псалме пророк показал нам, чем и как можно избавиться от тяжкой работы истления и внити в отрадную свободу чад Божиих, а в настоящем поучает, как сохранять сию свободу или сие сыновство Божие, дабы снова не попасть в рабство греха и в плен диавола. Псалмопевец излагает своё поучение в виде вопроса и ответа. И поскольку первый и главный признак сынов Божиих, в сравнении с рабами греха и диавола, состоит, по словам Христовым, в пребывании в дому Отца своего Небесного, – раб, глаголет Он, не пребывает в дому во век, сын же пребывает во век ( Ин.8:35 ), – то пророк, в настоящем псалме, имея в виду преподать наставление, каким образом приобретается, охраняется и упрочивается право на сие высокое преимущество чад Божиих, прежде всего вопрошает: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? Вопрос чрезвычайно важный! Указуя на последнюю цель бытия нашего на земле и наше высокое, по намерению Божию, назначение, он объемлет собою весь круг нашей деятельности и ожидающую нас за гробом судьбу нашу. Ибо для чего мы родимся на свет, живём и умираем, если не для того, чтобы, посредством добродетели и спасительных таинств достаточно очистив и освятив себя, и чрез то, в известной мере и степени, ещё здесь приблизившись ко Всесвятому Богу, по смерти там – на небеси навсегда и неразлучно соединиться с Ним и в сем соединении вкушать блаженство вечное? Такую именно высокую цель и назначение указал нам Сам Сын Божий в Своей предсмертной молитве к Отцу Небесному об учениках Своих и обо всех вообще верующих в Него: Отче Святый, взывал Он тогда, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино, яко же и Мы. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да еси едино будут, яко же Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин.17:17:21–22 ). Почему и разрешение сего вопроса богопросвещённым умом пророка должно быть для нас не менее важно, любопытно, назидательно, и в то же время совершенно обязательно; ибо слово пророческое есть слово Божие. Всяко пророчество книжное, говорит апостол Пётр, по своему сказанию не бывает: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми, глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет.1:20–21 ). Послушаем же сказания Давидова о предмете, столько для нас важном и нужном благоговейно и внимательно, с твёрдым намерением неуклонно ему следовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010