Еще один вопрос: как г-н Осипов относится к анафематизмам, которые входят в чин богослужения в Неделю Православия? Там произносится и повторяется отлучение от Церкви – земной и небесной что связано на земле, будет связано на небесах ( Мф.16, 19; 18, 18 ) – тех, кто не верит в Божественное бытие, тех, кто отвергает Церковь и ее Таинства, всех еретиков, которых осудили и анафематствовали Вселенские Соборы. Что это: голос Церкви – «столпа и утверждения истины», или же пугало для детей? Господин Осипов отрицает, что для спасения необходима принадлежность к исторической Церкви, то есть к святой, соборной, апостольской, единой с небесной Церковью . Так что чин анафематизма должен подвести его и тех, кто согласен с его концепцией, к глубоким размышлениям и к осознанию большой ответственности перед Церковью. Господин Осипов говорит об объективных причинах неверия во Христа. Но над всеми объективными причинами стоит промысл Божий, который, если можно сказать, объемлет их и руководит ими. Так что все объективные причины сводятся к одной субъективной причине – неспособности людей поверить во Христа как Бога и Спасителя, ни при каких обстоятельствах и внешних ситуациях. Седьмой Вселенский собор отлучает от Церкви тех, кто не поклоняется иконе Христа, а г-н Осипов присоединяет к Церкви тех, кто отрицает Самого Христа. Неужели он более добр, чем сама Церковь ? В связи с учением и высказываниями профессора Осипова у верующих возникают многие вопросы и недоумения, ответим на некоторые из них: Вопрос: В своих лекциях г-н Осипов некорректно отзывался о праведниках Ветхого Завета как о людях, которые совершали грехи и подвергались падениям. Создается впечатление, что г-н Осипов хотел показать, будто языческие философы в этом отношении были даже более нравственны, то есть вера в глазах г-на Осипова не является основой и главным стимулом для нравственности. Ответ: Апостол Павел в своих посланиях приводил жизнь праотцев как пример веры, через которую они угодили Богу. Учение апостола Павла и Церкви о том, что человек спасается через веру, проявляемую в делах любви, является камнем преткновения для различных теософских спекуляций. Поэтому г-н Осипов, основывая свою концепцию на противоположном словам апостола Павла тезисе о том, что и без веры спастись возможно, хочет показать, что вера не сделала праотцев лучшими. Он подобен астроному, который дал определение солнцу следующими словами: это предмет в форме окружности, имеющий внутри ее темные пятна. Однако примеры праотцев, о которых он говорит с оттенком иронии, обращаются против него самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Передача 36 27.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Баллада о солдате " . Святая правда о Великой Отечественной войне. Передача 35 20.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " За свет и мир мы боремся, они - за царство тьмы " . Передача 34 13.08.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Сталинград и Эль-Аламейн. Попытки переписать историю.Передача 33 06.08.2020 22:00 " Священная война. Великая Победа " , 75-летию Победы посвящается. Радиоцикл В. Саулкина " Победа Креста Христова над свастикой " Патриарх Сергий и Великая Победа. Передача 32. 30.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Вторую мировую войну развязал мировой финансовый интернационал Передача 31 23.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Битва за Русскую цивилизацию Передача 30 16.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Огненная дуга. " Когда " Тигры " горят " Передача 29 14.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Огненная дуга " . Поле ратной славы России. Передача 28 07.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " МЫ ЗА РОДИНУ ПАЛИ, НО ОНА СПАСЕНА " Битва за Ржев. Передача 27 02.07.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Конца истории не будет. Россию не сломить не запугать " Передача 26 23.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. Парад Великой Победы в День Святой Троицы. Передача 25 18.06.2020 22:00 " Священная война Великая Победа» - авторский радиоцикл В. Саулкина к 75-летию Победы. " Вечно живые " 22 июня - День памяти и скорби.

http://radonezh.ru/rubrika/svyashchennay...

Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49403.html 14 января 2008 Интервью с профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым, посвященное 1600-летию преставления свт. Иоанна Златоуста Источник:  http://bogoslov.stack.net Богослов Почему так велико значение святителя Иоанна Златоуста для христианской Церкви? Как правильно понимать слова св. Иоанна Златоуста о чистоте священства? Почему гонителями св. Иоанна Златоуста были архиереи? На эти и другие вопросы отвечает заслуженный профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. – Алексей Ильич, каково значение св. Иоанна Златоуста для христианской Церкви? – Нет ни одного христианского народа, который бы не знал имени этого великого святителя. Его слава широко зазвучала уже при жизни, она еще более распростра­нилась после его страдальческой кончины вдали от родной кафедры. Благодарные потомки вот уже 1600 лет с благоговением вспоминают его имя, назидаясь святостью его жизни и подвижническими трудами во имя Христово, не перестают молитвенно обращаться к нему. Церковные труды святителя Константинопольского охватывают, можно сказать, все сферы христианской жизни, включая и самый широкий круг богословских наук. Всюду он показал себя удивительно творческой личностью, ставшей примером для огромного числа не только его современников, но и всех последующих поколений христиан народов Востока и Запада. Его поразительная по масштабам деятельность оказала могущественное влияние и на народы славянские во всех, фактически, сторонах их жизни: духовной, нравственной, на­учно-богословской, церковно-практической, социальной, культурной, политической, эко­номической и др. Поэтому его имя считается у них до сего дня непререкаемым авторитетом в разрешении многих вопросов христианской веры и жизни. Особенно большое влияние оказало его ревностное, не превзойденное в своем искусстве проповедническое служение, ставшее образцом для каждого пастыря-проповедника слова Божия.

http://religare.ru/2_49403_1_21.html

До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588 – 1589), а также «Новина, или Весть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия. При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Афонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 г. сборник с посланииями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия (Пигаса). Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах. В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 г. обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому. Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой на Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римо-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536 – 1612). Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...» (1599 — 1600), «Порада» (1599 — 1600), «О еретиках» (1599 — 1600), «Загадка философам латинским...» (1599 — 1600), «След к постижению и изучению художества...» (1599 — 1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» (1608 — 1609), «Позорище мысленное» (1615 — 1616) и другие. Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599-1601 гг. авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600 – 1602 гг. через о. Исаакия (Борисковича), посетившего в это время Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

Великанов П., свящ. Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека: Дис. … канд. богословия. 1998. Осипов А. И. Куда идет христианство. Лекция, прочитанная в Сретенской Духовной Семинарии в декабре 2001 г. Осипов А. И. Куда идет христианство. Лекция, прочитанная в Сретенской Духовной Семинарии в декабре 2001 г. Осипов А. И. Куда идет христианство. Лекция, прочитанная в Сретенской Духовной Семинарии в декабре 2001 г. Осипов А. И. Куда идет христианство. Лекция, прочитанная в Сретенской Духовной Семинарии в декабре 2001 г. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. М., 1993. С. 501. Олесницкий М. Нравственное богословие. Изд. 4е. СПб., 1907. Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 383. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 89. Олесницкий М. Нравственное богословие. Изд. 4е. СПб., 1907. Олесницкий М. Нравственное богословие. Изд. 4е. Гл. VI. §4. СПб., 1907. Ильин И. А . Аксиомы религиозного опыта. Гл. 10. М., 1993. Кураев А., диакон. Оккультизм в православии. М., 1998. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Кн. 1. М., 1993. С. 318. Свт. Серапион, митрополит Владимирский. Поучение//Памятники литературы Древней Руси. XIII в. М., 1981. С. 451. Тихон, епископ Воронежский и Елецкий. Сочинения. М., 1837. С. 121. Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. СПб., 1996. С. 98. Жданова З. В. Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. С. 123. Тихон, епископ Бронницкий. Издательская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе. Доклад на VI Рождественских чтениях, 28 января 1998 г.//Журнал Московской Патриархии. 1998. Осипов А. И. Религиозный плюрализм. Осипов А. И. Конспект для 4 класса МДС по Основному богословию. Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 21  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

4 октября 1958 г. ЦК принял секретное постановление в виде записки отдела пропаганды и агитации по союзным республикам « О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских граждан. Государственным учреждениям предписывалось осуществлять мероприятия административного характера направленные на ужесточение существования религиозных общин. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700-2005. М., 2007. С.379. Осипов А. А. Отказ от религии - единственно правильный путь: Письмо в редакцию.//Правда. 6 декабря 1959. С. 4 Гераськин Ю. В . Русская православная церковь, верующие, власть (конец 30-х-70-е годы ХХ века). Рязань, 2007. С. 367 Шкуратов С. А. Взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви в 40-60-е годы ХХ века: Диссертация ... кандидата исторических наук. М., 2005. С. 123 Осипов А. А. Отказ от религии - единственно правильный путь: Письмо в редакцию.//Правда. 6 декабря 1959. С.4. Фирсов   С.Л. . Апостасия: " Атеист Александр Осипов " и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь  /Серия: Русская церковь в XX столетии: Документы, воспоминания, свидетельства – М., Держава, Сатись – 2004. С. 127. Осипов А. А. Отказ от религии - единственно правильный путь: Письмо в редакцию.//Правда. 6 декабря 1959. Гераськин Ю. В . Русская православная церковь, верующие, власть (конец 30-х-70-е годы ХХ века). Рязань, 2007. С. 367 Русская Православная Церковь в советское время./Штриккер Г. Кн. 2. «Пропилеи» М., - 1995. С.20. Фирсов С.Л. Апостасия: " Атеист Александр Осипов " и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь  /Серия: Русская церковь в XX столетии: Документы, воспоминания, свидетельства – М., Держава, Сатись – 2004. С. 127. Федоров С. Атеист и ваш друг Александр Осипов. Как известный богослов стал яростным безбожником//Независимая газета. 3 ноября 1999. 206 (2022). С.197

http://bogoslov.ru/article/3802579

Проф. Осипов не находит убедительного объяснения тому, почему ветхозаветные праведники должны были пребывать в аду до Сошествия Христа в ад. Он говорит лишь о том, что " путь на небо был закрыт, возникла стена между Богом и человеком " . Согласно своей теории, он должен видеть причину пребывания ветхозаветных праведников в аду не в определении Божием, а в их поврежденной природе. О чем он не может заявить открыто, поскольку, собственно, в чем поврежденность душ праведников? То, что Церковь крестит младенцев во оставление грехов, проф. Осипов вынужден толковать аллегорически, поскольку у младенцев нет личных грехов, а только следствия греха, которые, по его собственному признанию, остаются в младенцах, и таким образом никакого оставления грехов не происходит. Следовательно, по теории проф. Осипова, для младенцев крещение бесполезно. И вообще избавление от проф. Осипов понимает аллегорически, как обещание и идеальную цель, в лютеранском духе. То есть автор опять оказывается неспособен отличить тление греховное от тления неповинного. Однако христиане, в отличие от неверующих, не подлежат греховному тлению, если, разумеется, " не оскорбляют Духа благодати " (Евр. 10:29). С чисто внешней метафизической точки зрения различие между тем и другим тлением будет незаметно, а с Христианской точки зрения очень заметно.   3.5 проф. Осипов уничтожает Православное учение о таинствах   Следствия греха - это свойства общие, природные, отсюда проф. Осипов не может свести концы с концами, и надлежащим образом умозаключить от греха к необходимости Искупления греха. По его учению, Искупление есть изменение свойств природы, но эти свойства - тление, усталость, сон и пр. остаются у человека крещенного такими же, как у некрещенного. Значит, вынужден сделать вывод проф. Осипов, и спасение, и крещение не есть нечто действительное, а только обещание блаженства и исправления природы. Отсюда и странный уклон его богословия в пользу дел. Если спасение только обещано, то действительное изменение свойств природы целиком в руках человека.

http://moral.ru/Osipov.htm

Господин Осипов приводит мнение некоторых католических богословов и протестантов, а затем свою собственную концепцию, которая, по нашему мнению, является пагубной ошибкой, не согласуется с Православием и содержит в себе целый узел внутренних противоречий. В католицизме г-н Осипов видит физикальный подход к совершению Евхаристии, где таинства становятся аналогичными химической реакции или алхимическому процессу превращения одних элементов в другие. Разумеется, г-н Осипов порицает такой плоский биологизм. Мы должны отметить, что он часто прибегает к следующему приему: то, что ему не нравится в Православии, он стилизирует под католицизм и старается дискредитировать неугодные ему взгляды под видом борьбы с католицизмом. Затем г-н Осипов интерпретирует философские взгляды католических схоластов, но при этом допускает грубейшую терминологическую ошибку. Он, например, объясняет термин «акциденция» как видимое свойство предмета, доступное для наших чувств. Между тем католические схоласты XIII столетия, а задолго до них св. Иоанн Дамаскин , пользовались логикой Аристотеля, где акциденция означает совсем другое, а именно, несущественные, случайные, неустойчивые, временные свойства, без которых природа определяемого предмета не меняется. Католические теологи эпохи позднего средневековья и ренессанса скрупулезно изучали труды Аристотеля. Среди них даже раздавались голоса, чтобы католическая церковь объявила Аристотеля блаженным, так что авторитет Аристотеля был незыблем. В другом месте г-н Осипов так же неверно объяснил субстанцию – как сущность, скрытую от наших чувств, вроде кантовской «вещи в себе». Между тем, субстанция означает природу с присущими ей устойчивыми свойствами и качествами. Мы советуем г-ну Осипову справиться насчет терминов «субстанция» и «акциденция» в «Философских главах» преподобного Иоанна Дамаскина . III. Нас беспокоит односторонний, субъективистский взгляд г-на Осипова на таинства. Нам кажется, что в своем увлечении или же под предлогом борьбы с католическим учением о таинствах, которое сводит к минимуму участие человеческой личности в таинствах, и превращает таинства в определенную духовную механику, он переходит ту границу, которая отделяет Православие от протестантизма и преуменьшает объективную сторону таинства, что характерно для всех реформаторов. Но где критерий достоинства для участия в таинствах? Люди нравственные чаще всего считают себя недостойными, и веру свою скудной, даже больше: чем нравственнее человек, тем он критичнее к себе, между тем, как страстный и гордый человек считает себя вполне достойным Бога. Где г-н Осипов нашел объективные критерии и ориентиры, что так смело может утверждать, когда совершается, а когда не совершается таинство?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Что же, последую первому предложению г-на Зайцева. Я заявляю, что, если г-н Осипов скажет, что все мои обвинения плод недоразумения, и что он не учил, будто спасение возможно вне Православной Церкви и без веры в Христа, что никогда не высказывал подобных убеждений ни письменно ни устно, то я беру свои слова назад. Если он верит в объективность Таинств и не выражал взглядов о том, что хлеб и вино после молитвы на призывание Духа Святаго остаются хлебом и вином, а не превращается (пресуществляются) в Тело и Кровь Христа, то я прошу прощения. Если г-н Осипов не поднимает на своих лекциях таких вопросов, как календарная и языковая реформы (упразднение юлианского календаря и перевод богослужебных текстов на современный русский язык), то я опускаю повинную голову. Если г-н Осипов считает убиенного Государя Николая II и его Семью святыми мучениками, принесенными в ритуальную жертву, страстотерпцами и молитвенниками за свою страну и весь православный мир, то я снимаю обувь и иду в Каноссу. В противном случае я не имею оснований переменять свое мнение, ведь сам А.А. Зайцев требует от меня принципиальности. Что же касается евхаристического общения, то если бы г-н Осипов захотел исповедываться у меня, чтобы принять Причастие (я понимаю, что это утопия), то я обязательно предложил бы ему переменить свое мнение о Таинстве евхаристии (по г-ну Осипову хлеб не прелагается в Тело Христа, а только соединяется с Его Ипостасью), в противном случае дал бы ему еще время для размышления. Очень прискорбно, что эту литургическую ошибку, которую г-н Осипов выразил в лекции под названием «Евхаристия и священство», он распространяет письменно и устно, в том числе через кассеты и интернет. Господин Зайцев пишет, что в книге «Путь разума в поисках истины» А.И. Осипов «...прямо высказывает свое принципиальное неприятие теософского учения о равенстве религий, выражает убежденность в полной несостоятельности язычества, аргументировано и подчас очень резко критикует католичество и протестантизм, настаивает на святоотеческом понимании спасения как обожения (а значит и на необходимости для спасения Божественной благодати) и прямо говорит о безусловной истинности одного только православного пути».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Назарет – колыбель христианства//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. С. 61–64. 32 . Мень А, диак. Фавор и Голгофа//Журнал Московской Патриархии. М., 1960. С. 27–32. 33 . Мень А, свящ. «Господь мой и Бог мой!»//Журнал Московской Патриархии. М., 1962. 4. С. 54–57. 34 . Мень А., свящ. «Сын громов» (очерк жизни и творений апостола Иоанна Богослова)//Журнал Московской Патриархии. М., 1962. 5. С. 49–60. 35 . Мень А., свящ. Последние дни и мученическая кончина Иоанна Крестителя//Журнал Московской Патриархии. М., 1961. 11. С. 60–63. 36 . Мень А., свящ. Св. ап. Лука как дееписатель Церкви//Журнал Московской Патриархии. М., 1963. 12. С. 50–52. 37 . Мень А, свящ. Светочи первохристианства//Журнал Московской Патриархии. М., 1961. С. 58–66. 38 . Н. С. О тексте московского «Апостола» 1564 года//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. 6. С. 77–78. 39 . Никонов В. Святый пророк Божий Илия Фесвитянин//Журнал Московской Патриархии. М., 1953. 8. С. 32–38. 40 . Никольский Н. , прот. Великий Пяток в евангельских повествованиях//Журнал Московской Патриархии. М., 1964. С. 51–55. 41 . Никольский Н. , прот. Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы (к 1900–летию события)//Журнал Московской Патриархии. М., 1960. 1. С. 67–74. 42 . Осипов А. «Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе, с параллельными местами и указателем церковных чтений». Издание Московской Патриархии, Москва, 1956, 1272 стр. и 4 стр. карт и чертежей//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 7. С. 76–78. 43 . Осипов А. К изданию русской Библии//Журнал Московской Патриархии. М., 1955. 8. С. 58–66. 44 . Осипов А. О Священном Писании //Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 9. С. 47–55. 45 . Осипов А. Об одном новом заграничном издании русской Библии//Журнал Московской Патриархии. М., 1955. 10. С. 48–53. 46 . Осипов А. Размышления над русской Библией //Журнал Московской Патриархии. М., 1955. С. 55–62. 47 . Отошел к Господу один из старейших сотрудников Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета П.В.Уржумцев//Московская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010