Спасительную же силу свою постепенно и тихо вводить в мир. А.О. Ключарев отказался от звания члена Правления семинарии Московской, прописав, что так как Правление за­нимается только прениями, то он не желает на них тратить время. Слухи были, что Иннокентий сильно болен, чуть ли не тифом, но, по-видимому, несправедливо, ибо нынешний день —407— ждали приезда его сына в Москву, куда отправляется каз­начей лавры отдать деньги митрополитовы. Сын не оставил бы отца в болезненном положении. 1869 г. января 23-го А.Н. Муравьев пишет мне, что Тол­стого начинают обличать и по министерству, как говорили приезжие, и Строганов, всегда его поддерживавший и даже произведший на свет, уже отступился от него, прочитав его отчет. Каких людей воспитывает глушь костромская! Готовцев, Бошняк – все звери выросшие в лесах. Слышал я, что в Питере Макарий сам ел мясо, отстал ли от него в Харькове, не знаю. А потому запрет его не сходен с практикой. А.В. Горский начал писать против Хомякова; вчера присылал мне посмотреть разбор катехизиса Хомяковского. Бьет по обычаю своему, по частям, не выяснив основного взгляда Хомякова. Почитатели его едва ли оста­нутся удовлетворенными этим разбором 1922 . —408— Ныне прислали мне три епархиальных ведомостей. Статья: историческое обозрение Святынь Московской епархии принадлежат Михаилу Симоновичу. Был здесь сын мит­рополита. Он говорил, что Иннокентий не находит себе поддержки в сочленах, но не унывает. Говорил Госу­дарю о соборе. – «Это дело великое, когда-нибудь я соберу вас поговорить об этом». Говорил о недостатках нового устава семинарии и после сего Толстой обещал административным путем отменить некоторые пункты устава. Вопрос о сословности духовенства прошел. Иннокентий отстоял только, чтобы оставался один дьячок, тогда как их хотели совсем уничтожить. Теперь он занимается составлением устава миссионерского общества 1923 . Еще вопросом занять о том, откуда брать архиереев. 1869 . января 27-го. Вчера достигла меня ваша тетрадка, не успел ее прочитать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2124 В доношении комиссии св. Синоду читается о мощах: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, изруса мало с подседию, целы и невредимы суть, а под шапкою, коя (коея?) опушка иршица (опушка меховая) ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя, глава же от выи в составе значится мало отстало, уповательно от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая в составе в локте отделилась и жилы, кои суть видны, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется, и оные во особенном серебряном ковчежце положены; у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него (его?) ножных стоп кости кои (иные?) отделились, а голени не истлели»… В заключительном своем отзыве комиссия говорит о мощах, что «по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и многия оказуются кости». 2125 Мощи святителя Иннокентия осматривала в Январе – Марте 1801-го года комиссия, состоявшая из епископа Иркутского Вениамина Багрянского и из викария Казанского, после епископа Пермского, Иустина Вишневского. Краткие сведения о том, что найдено было комиссией по осмотру, сообщаются в указе св. Синода от 1-го Декабря 1804-го года, которым мощи Иннокентия оглашаются за совершенные святые мощи, 2126 и именно состоят в следующем: —106— помянутые епископы с другими приглашенными людьми «осмотр нетленному епископа Иннокентия телу произвели с должным вниманием и осторожностью; по которому открылось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотью, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако его попытки поставить на обсуждение вопрос о духовных школах разбивались о протасовскую бюрократическую систему. Так прошло около полугода. И тогда, отправляясь в отпуск в Москву, митр. Иннокентий направил обер-прокурору письмо с требованием немедленно пересмотреть семинарский и училищный уставы. Разбор их недостатков ему помогали подготовить архимандриты Никодим и Сергий. Видя, что митрополит не унимается, Д. А. Толстой решил дать ему предметный урок. Обер-прокурор находился в выигрышном положении: уставы утверждены царем недавно, и их введение только начиналось. При подготовке они прошли все необходимые формальные процедуры. Издать распоряжение, отменяющее их, можно было только с ведома царя, который, конечно, вряд ли захотел бы, если бы даже убедился в правоте митр. Иннокентия, отменять собственное решение в ущерб своей репутации. И вот 10 апреля 1869 г. Д. А. Толстой представил Александру II доклад об особом мнении московского митрополита. В нем, в частности, говорилось: «Следя постоянно, в течение почти 2-х лет, за исполнением этих новых законоположений, предварительно рассмотренных во всей подробности и одобренных покойным митрополитом Филаретом (выделено мною. – Р. С), я не мог заметить в них никаких существенных недостатков». Хотя, говорит далее Д. Толстой, и были некоторые недоразумения в исполнении, но это – судьба всякого нововведения, и из-за них нет никакой необходимости тут же менять уставы. Он предлагал рассмотреть требование митр. Иннокентия в Синоде, «но результаты не предавать гласности», и получил согласие император 1175 . Таким образом, Д. Толстой без особых усилий предрешил исход дела. Да и трудно было ожидать, что новоиспеченный митрополит сможет погубить любимое детище чиновника, находившегося в фаворе. Внеочередное заседание Синода, проходившее даже не в Присутствии, а в покоях петербургского митрополита, состоялось вскоре после Пасхи. Обер-прокурор, уверенный в результате, не пришел, а прислал директора канцелярии. Митр. Иннокентий подверг уставы подробному разбору 1176 . По существу, он выступал за новую реформу. Требовал полновластия Синода и епархиальных архиереев в управлении духовной школой, устранения светских преподавателей, обязательного присутствия воспитанников на богослужениях, сокращения часов на древние языки, ориентации семинарий на подготовку кандидатов в сельские священники и т. п. Таким образом, митр. Иннокентий в основном повторил в Синоде то, что когда-то обсуждал с покойным митр. Филаретом. К своему удивлению и разочарованию, он встретил враждебное отношение коллег. Те отвергли все его предложения. Иного ожидать было невозможно, ибо признать замечания означало признать собственную некомпетентность: ведь уставы Синод одобрил почти в том же составе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Величественна была кончина кроткого митрополита Киевского Филарета, который прощался с духовенством, передавал для доставления государю последние приветствия любви и последние благословения. Митрополиту Московскому Филарету незадолго до конца явился отец его во сне и сказал ему: «Береги 19-е число». Настал воскресный день 19 ноября 1867 года, и митрополит в домашней церкви своей совершил литургию, по замечанию окружающих, особенно бодро и вдохновенно. Через несколько часов он был бездыханен. В 1857 году стал быстро угасать знаменитый проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий. Но он не бросал занятий. Накануне смерти выезжал, читал корректуру сочинения своего: «Последние дни земной жизни Спасителя». Настал Троицын день, 26 мая. Он встал в пятом часу, прошелся по комнате, поддерживаемый служителями, затем прилег. Почувствовав приближение смерти, он велел приподнять себя и тихо скончался, коленопреклоненный, на руках двух келейников. В Пензе, 10 октября 1811 года, на тридцать шестом году от роду почил праведный епископ Иннокентий, пострадавший за свою православную ревность во время господствовавшего тогда и поддерживаемого министром духовных дел князем А. Н. Голицыным протестантского направления. В ночь перед кончиною он позвал к себе келейника и сказал ему: «Какое дивное видение мне представилось! Казалось мне, что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мной и, с любовию смотря на меня, взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». 10 октября утром он просил пособоровать его и, напрягая последние силы, повторял молитвы и несколько подымался при помазании елеем. Потом язык стал неметь, дыхание прерываться, он крестообразно сложил руки на груди; окружающие развели их, чтоб не затруднять дыхание, но он опять сложил их крестом. Пред самым концом один из окружающих стал читать псалмы. При словах «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» капли слез выкатились из глаз умирающего; на словах же «Аз же, Господи, уповаю на Тя» преосвященный Иннокентий вздохнул в последний раз и тихо предал дух Богу.

http://pravoslavie.ru/2351.html

2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

173 Выражение самого святителя Филарета из Письма его к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., ч. XXIV, стр. 434. Срав. Письма к родным, стр. 286. 174 Срав. выше сказанное об этом изменении. В цит. рукописи 119 это изменение в оглавлении, которое переписчик списывал с изданий 1823–1824 годов, сделано рукою самого Филарета (см. рукопись, л. 54 об.) 177 См. 1 и 2 петербургское и 3 московское изд. стр. 11. В рукописи нового издания было: «что такое христианство?», но при корректуре это поправлено так: «что есть христианство? как и читается уже во всех печатных изданиях, начиная с 1828 года. 179 См. 1 и 2 петербургское изд. стр. 39; 53 и т.д. (3 московское стр. 39, 52 и другие) и рукопись, л. 70; 74 и т.д. 181 См. 1 и 2 изд. петербургское и 3 московское стр. 11, и рукопись, л. 61. Эту поправку можно считать последствием первого возражения рецензента 1824 года (Христианское чтение за 1881 г. 11–12, стр. 787–788). 189 Рукопись, л. 81. Изменение и дополнение сделано рукою Филарета и только выражение: «(на) горе» поставлено Серафимом вместо зачеркнутого: «(на) Фаворе». 192 Рукопись, л. 122 и об. см. в Кратком катехизисе добавление, по той же рукописи, л. 45. Срав. возражении рецензента 1824 года, вышеприведенные. 194 Рукопись, л. 127. Срав. печатное 1–2 изд. Петербургское стр. 183–184 и 3 московское стр. 178–179. Припомним, что в 1824 г. Шишков в постановке дела содержания катехизисов Филарета видел едва не орудие революционных замыслов, начинающее с разрушения исконных священных обычаев семьи. 205 Дальнейшее в ответе в Кратком катехизисе читается точно так, как в Пространном, из которого выдержку мы делали раньше. Издание 1 и 2 петербургское 1823 и 3 московское 1824 г., стр. 2–4. 209 Письмо Филарета к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., XXIV, стр. 422. 211 В цитированной рукописи 119 слова: «во Святой Троице покланяемый есть» добавлены рукою митрополита Серафима. 220 Разумеем истины предвечного бытия Божия, свойств Божиих, миротворения, блаженного райского состояния первобытных людей, их грехопадения, надежды искупления и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Слава и благодарение Господу Богу! Честь и слава, и спасение тем, кого Господь избрал быть орудием и споспешником этого дела. Конец второй книги. 115 О состоянии Камчатской епархии было представлено Архиепископом Иннокентием в Св. Синод следующее донесение от 8 января 1859 г. из г. Якутска: При сем честь имею представить Святейшему Правительствующему Синоду отчет (15) о состоянии Камчатской епархии за 1857 и 1858 годы. Причина же, почему мной не было представлено особого отчета за 1857 год, та, что я в начале минувшего 1858 года, находясь в С.-Петербурге, имел при себе весьма немногие сведения о состоянии только некоторых церквей, и потому не мог представить надлежащего отчета. В Якутске же прибыл только 2 сентября, т.е. тогда, когда уже наступило время помышлять об отчете за истекающий год. И притом донесение из Америки и сведения за 1857 и даже за 1856 год мной получены только в ноябре 1858 года. (Дело Архива Св. Синода 1859 г. Ив. Б. 116 Относительно назначения Викария в Новоархангельск писаной мной г. Обер-Прокурору от 17 сентября. Прим. Автора. 117 Ныне Преосвященный Дионисий Епископ Уфимский и Мензелинский, автор грамматики Якутского языка, составленной для руководства при обучении Якутов грамоте. В 1857 году он был командирован Преосвященным Иннокентием, как знаток Якутского языка, в Петербург и Москву для редакции печатаемых на Якутском языке священно-церковных книг. Ив. Б. 118 Кроме одного священника, бывшего в Тигиле, который своевольно истратил на свои надобности деньги, оставшиеся от некомплекта причта. Производится взыскание. Прим. Автора. 119 Куда он был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. См. книгу «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский». Стр. 413–421. Ив. Б. 1 Записка эта была первоначально представлена Высокопреосвященным Иннокентием (тогда еще в сане священника) в 1839 году, т. е. в тод первого его приезда в С.-Петербург с острова Ситхи, Обер-Прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову в рукописи; а затем в 1840 году была напечатана в Журн. Мин., Народн, Просвящ. (т. XXVI. и обратила на себя внимание ученого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Иезуит Мальдонат, в то время когда работал над комментариями к четырём евангелиям, видел во сне, несколько ночей кряду, человека, который, советовал ему спешить окончанием этого труда. Таинственный человек прибавил, что по окончании работы он вскоре умрёт, указывая при этом учёному иезуиту на одну часть своего желудка. И действительно, Мальдонат вскоре по окончании работ почувствовал боль в том именно месте желудка, на которое указывали ему человек в сновидении. Болезнь эта быстро усилилась, и он умер (Bizouard Josef. Des rapports de l’homme avec le demon, Paris. 1863. V. 2. p. 86; сн. «Ребус» 1885 г., Биограф покойного митрополита Иннокентия И. П. Барсуков опубликовал в С.-Петербургском Духовном Вестнике подлинный рукописный рассказ (сохранившийся в бумагах митрополита Иннокентия) некоей и доныне здравствующей помещицы О. Д. Цыганковой-Куриленковой, из которого можно усмотреть, как угоден был Богу тот, кому тысячи язычников были обязаны своим духовным рождением и приведением в чудный свет веры Христовой. В конце семидесятых годов, как рассказывает вышеупомянутая г-жа Цыганкова-Куриленкова, она сделалась очень больна, – много лечилась, пользуясь советами знаменитых врачей, но лучше себя не чувствовала, и потому начала впадать в отчаяние и тоску. Вдруг у неё является мысль, которая стала преследовать её постоянно – просить о себе молитв митрополита московского Иннокентия. Одна мысль уже облегчала её страдания, но, лишь только она уклонялась от неё, ей делаюсь хуже. Так продолжалось около трёх лет. Не имея сил лично съездить к высокопреосвященному, она хотела послать ему письмо, уже составляла его и чувствовала при этом возобновление сил и прекращение страдания. Видя себя бодрее, она уничтожала написанное, объясняя состояние своего здоровья разными причинами. Между тем, болезнь её развивалась и дошла до того, что не поддавалась никаким медицинским средствам и уложила её в постель. Находясь в таком положении, она, заснув, однажды была пробуждена голосом: три года собиралась к митрополиту, а через три недели будет уже поздно. Испугавшись этого голоса, она окончательно решилась ехать к митрополиту и при этой решимости чувствовала, как восстановлялись её силы, так что она без посторонней помощи могла встать и сама одеться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Монастырский; † 17.01.1697, Киев), игум. киевского Кирилловского мон-ря. И. род. в Перемышльском крае, происходил из евр. семьи, к-рая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об И. до кон. 70-х гг. XVII в. скудны. Нек-рое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия Православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского мон-ря в Люблине (после 1650, когда из мон-ря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (вероятно, возглавлял архимандритию с центром в мест. Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 был основан правосл. мон-рь; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 524). В период игуменства в Люблине И., видимо, имел тесные контакты с Киевским митр. Антонием (Винницким) , жившим тогда в Перемышле, и с Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) . 10 дек. 1678 г. И. привез киевскому воеводе кн. М. А. Голицыну письма от этих иерархов к царю Феодору Алексеевичу и к левобережному гетману И. Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния 1596 г. ) в Речи Посполитой. В Киеве И. получил рекомендательные письма кн. Голицына и гетмана Самойловича и с ними направился к царю. В кон. дек. 1678 г. И. прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царем. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. И. привез в Москву ряд документов, в частности, правосл. исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униат. Киевского митр. Киприана Жоховского от 22 авг. 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив И., царь 18 янв. 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплете безденежно» для еп. Гедеона и сопроводительную грамоту. И. было поручено сообщить о желании России защищать права правосл. населения Речи Посполитой. Игум. Иннокентий (Монастырский). Роспись юж. нефа Кирилловской ц. в Киеве. XVII в.

http://pravenc.ru/text/468735.html

Отправляя подарок Иннокентий не знал, что к этому времени Филарет уже не был в живых, он скоропостижно скончался. А 5 января 1868 г. Иннокентий на его месте был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Вот такова история этой иконы, автором которой, наверняка, был кто- то из якутских иконописцев. Надеюсь найдутся исследователи, которые попытаются установить автора иконы и разыскать ее в Московском Патриархе или в запасниках г. Сергиева Посада, где, кстати, похоронены и Иннокентий, и Филарет. «Республика Саха». 1997. История высшего образования в Якутии С присоединением Якутии к России (в 1997 г. будем отмечать 365-летие этой знаменательной даты), здесь начался качественно новый историко­-культурный процесс, в котором важную роль сыграла христианизация аборигенов, которая «утверждая идеи гуманизма и духовно-нравственного просвещения, способствовала расширению культурных контактов народов, включению их в общее цивилизованное пространство» (Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев). Уже в начале 30-годов XVII в. в г. Якутске были открыты цифирная и гарнизонная школы. А в 1735 году по предписанию Иркутского епископа Иннокентия II Неруновича, заинтересованного в подготовке миссионеров из детей местного духовенства и новокрещенных якутов, была открыта низшая духовная школа при Градоякутском Спасском монастыре, где обучались русские и якутские мальчики в возрасте 7–15 лет. Постепенно открывались школы в улусах. Так, в 1758 г. из Иркутска в Верхневилюйское зимовье был направлен учитель для обучения «русской грамоте крещенных якутов и тунгусов». В 1760-х гг. в Якутске параллельно с гарнизонной школой функционировала словесная школа, готовившая из детей чиновников и купцов грамотных чиновников. В 1780-х гг. было открыто малое народное училище с двухгодичным курсом обучения, а в 1808 г. – первое уездное миссионерское училище, дававшее начальное образование. В дальнейшем открывались церковно-приходские и светские школы, специальные средние учебные заведения. Такова начальная история приобщения местных жителей к русской письменной грамотности. Исследователи установили, что уже с середины XVIII в. в каждом улусе появились грамотные люди, вполне усвоившие русскую речь и грамотность. Эти люди были носителями новой, русской культуры и внесли огромный вклад в процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур русского и якутского народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010