Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Василий Горбачёв. Фотография. 1938 г. (Архив ПСТБИ) Григорьевич Горбачёв (1885, с. Нарышкино Сердобского у. Саратовской губ.- 26.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу, любил церковное пение (обладал муз. способностями), прислуживал в храме. Отец хотел женить В. против его желания, юноша покинул родной дом и поселился в Иверском Страстном мон-ре в Саратове, позднее перешел в Данилов московский муж. мон-рь , где был сначала певчим, потом послушником. В 1913 г. по приглашению Верненского еп. Иннокентия (Пустынского) В. переехал в г. Верный (ныне Алма-Ата), где исполнял послушание эконома архиерейского дома, руководил большим церковным хором. Во время первой мировой войны служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви. В 1918 г. женился на В. А. Трофимовой и был рукоположен во диакона, супруги поселились в с. Ванновском Черняевского р-на Сырдарьинской обл. В 1923 г. семья переехала в Саратов, В. служил сначала в соборе апостолов Петра и Павла, а затем в ц. Рождества Христова; в янв. 1924 г., во время голода в Поволжье, умер старший сын В. Виктор. В 30-х гг. В. переехал в с. Марково Московской обл., вскоре он был назначен в церковь в с. Ильинский Погост Куровского р-на, в 1936 г.- в Никольскую ц. в с. Парфентьеве рядом с Коломной, где помимо диаконского служения занимался реставрацией настенных росписей. Осенью 1936 г. настоятель Никольской ц. был арестован; под предлогом отсутствия священника власти намеревались закрыть храм. По просьбе прихожан В. был рукоположен во пресвитера, и на короткое время богослужения возобновились. Вскоре храм был все же закрыт, В. перешел в церковь в с. Б. Вязёмы. 15 февр. 1938 г. он был арестован на основании показаний лжесвидетельницы, к-рая помимо фактов «контрреволюционной деятельности» В. сообщила о том, что прихожане его любили, считали одним из лучших среди тех, кто служил в их храме, говорили, что он хорошо читал проповеди и часто со слезами на глазах призывал верующих к терпению. Виновным в «контрреволюционной агитации и распространении клеветы против советского правительства» В. себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД от 19 февр. 1938 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г.

http://pravenc.ru/text/150533.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦЕДРИНСКИЙ ВЛАДИМИР ИОНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Владимир Цедринский. Фотография 1910-х годов. Архив Синодальной комиссии по канонизации святых Владимир Ионович Цедринский (+ 1918 ), протоиерей , священномученик Память 14 августа , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских Родился в Нижегородской губернии. Служение Церкви начал в Омской епархии , в 1909 году в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию , где был назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера. В дальнейшем служил в соборе свт. Николая в городе Лепсинске Семиреченской области, а с 6 июля 1912 года являлся его настоятелем. Позже был также благочинным церквей всего Лепсинского округа. На основании рапорта отца Владимира, в котором он сообщал Туркестанскому и Ташкентскому епископу Иннокентию (Пустынскому) о решении крестьянского союза Лепсинского уезда изъять у церковных причтов землю и прекратить выплаты за требы, архиерей издал в « Туркестанских епархиальных ведомостях » призыв ко «всем истинно православным христианам и русским гражданам» заботиться о Церкви и стараться облегчать положение священников. В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года отец Владимир Цедринский обратился к своей пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами православной Церкви и отечества. Утром 27 августа 1918 года о.Владимир служил Литургию. В это время приехали красноармейцы и объявили ему об аресте. Он попросил их подождать до окончания литургии. Они согласились. Когда о.Владимир закончил службу, красноармейцы вывели его за церковные ворота и поставив его между двумя лошадьми, на которых ехали сами, погнали за село в сторону кладбища. На попытки жителей села защитить батюшку, красноармейцы отвечали угрозами. Городское кладбище находилось в 2,5 км. от Лепсинска. Оно было обнесено рвом и оградой. Красноармейцы поставили о.Владимира на полянку неподалеку от кладбищенских ворот и на глазах стоявших поблизости женщин зарубили шашками и оставили.

http://drevo-info.ru/articles/13675237.h...

«Богосл.Вестн.» 1905, дек., стр.698. Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы. «Богосл.Вестн.» 1894, ноябрь, стр.213. Слово над гробом в Бозе почившего Высокопреосв.митрополита Феогноста Киевского и Галицкого 27 января 1903 года. Труды К.Д.А. 1903, март, стр.343. Слово в день святителя Николая. «Изв.Казан.еп.» 1896, 24, стр.429–436. Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских курсов, произнесенное 7 апреля 1896 года. «Изв.Казан.еп.» 1896, 9, стр.248–251· Размышления о спасительной силе Христовых страстей. «Изв.Казан.еп.» 1907, 15, стр.436 п/строчн. Лекция на тему: «Был ли Христос революционером». «Изв.Казан.еп.» 1908, I, стр.35–38. Отзывы: Отзыв о сочинении А. И.Вознесенского на тему: «О богопознании». «Прав.Собес.» 1899, март, стр.192–197· О сочинении проф. П.А.Юнгерова : «Книга пророка Амоса». Введение, перевод и объяснение. «Прав.Собес.» 1899, март, стр.143–147· На сочинение студента Казанской академии Н.Егорова на тему: «Христианское нравоучение по Мартенсену сравнительно с христианским нравоучением по епископу Феофану». «Прав.Собес.» 1900, февраль, стр.1–64. О работе архимандрита Иннокентия (Пустынского) на тему: «Пострижение в монашество. Опыт историко-литургического исследования». «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.1–4. О сочинении и.д.доцента дух.академии И.И.Ястребова на тему: «Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияэский». «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.1–3. Отчет. О сочинении проф.В.И.Ыесмелова на тему: «Наука о человеке». Том первый – Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни». «Прав.Собес.» 1900, июнь, стр.1–13. Отчет. Отзыв о сочинении архимандрита Палладия на тему: «Св. Пахомий великий и первое иноческое общежитие. По новооткрытым коптским документам. Очерк из истории пастырства в монастырях». «Прав.Собес.» 1901, май, стр.1–3, прилож.2. О сочинении П.П.Пономарева на тему: «Основы христианского аскетизма по творениям отцев, учителей и писателей Церкви четвертого века.» «Прав.Собес.» 1901, окт., стр.1–3, прилож.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Железной рукой прошёл он по епархии, и значительно поредели ряды православного духовенства и храмов. Он вынудил православного архиерея Иннокентия (Пустынского) 541 покинуть Ташкент. Мы уже говорили о состоянии церковного дела в Петрограде, упомянув, что там Преосвященный Николай (Ярушевич) , епископ Петергофский, с преданным православию духовенством возглавлял большинство храмов, но уже в начале 1923 года живоцерковники захватили почти все храмы в свои руки и устранили как самого епископа Николая, так и все прочее православное духовенство. Очень понятно: наступали выборы делегатов на Собор, нужно было обеспечить выборы своими людьми, а для этого необходимо захватить в свои руки храмы и назначить в них своих настоятелей. Спешно происходит такая замена. Должность настоятеля Никольско-Богоявленского собора занимает некий прот. Николай Русанов – отъявленный живоцерковник. В Благовещенскую церковь (на Васильевском острове) был назначен прот. Нименский. В Иоанновский монастырь (на р. Карповке) был назначен прот. Журавский. В Успенскую церковь (Спаса на Сенной площади) – прот. А. Боярский. При захватах обновленцами храмов не всегда дело обходилось без инцидентов. В частности, такой инцидент произошел в Исаакиевском соборе в Неделю православия 542 , т. е. незадолго до Собора. Исаакиевский собор формально принадлежал обновленцам, но причт оставался прежний – православный, возглавлявшийся митрофорным прот. Василием Велтистовым. Утром в Неделю православия в собор для совершения литургии прибыли: Лужский епископ Артемий, Детскосельский епископ Михаил (Попов), обновленческий наместник Александро-Невской Лавры, архимандрит Иоасаф (Журманов) 543 , члены ПЕУ: прот. Михаил Гремячевский, прот. Владимир Воскресенский, свящ. Сергий Иларионов и др. Причт Собора решительно отказался участвовать в совместном служении, а Церковный совет не допустил обновленцев, несмотря на угрозы с их стороны. Свящ. С. Иларионов предупредил об инциденте ехавшего в собор к совершению литургии архиепископа Петроградского Николая (Соболева), и он не поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Алматы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» — православный храм Астанайской и Алма-Атинской епархии в городе Алма-Ата в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Республики Казахстан. Содержание История [ править править код ] Осенью 1912 жители города Верного (ныне – Алма-Ата) встретили первого епископа Верненского и Семиреченского Иннокентия (Пустынского). При посещении города ему понравилось место Кучегуры (Тастак), и он обратился к населению с призывом выстроить на этом месте церковь на народные пожертвования. И все это несмотря на то, что в Туркестане было остановлено возведение храмов, запрещены пожертвования на церковные нужды, поскольку все средства должны были идти на военные цели. Владыка также указал место возведения. Он был сделан из тянь-шанской ели по проекту епархиального архитектора А.П. Пугаченкова. Строительные работы были завершены в 1915 году. Первое богослужение в новой церкви было совершено осенью 1915 года. Тогда же епископ Иннокентий освятил ее в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Первыми священниками были: Сергий Бредников, Иаков Якушев и Андрей Дольников. В июне 1933 года храм был закрыт и разорен, духовенство арестовано. Иконы, облачения и утварь выброшены. Церковное здание стало использоваться не по назначению: с 1933 года здесь располагался пункт местного НКВД (как место заключения осужденных, отправляющихся на казнь или по этапу), с 1937 года – клуб «Красный текстильщик», с 1949 года – пошивочная мастерская, с 1959 года – кинотеатр, затем – склад химической продукции. С 1962 года оно пустовало. В 1973 году в ней был размещен филиал городской библиотеки, который занимал только половину здания, а остальная часть его пустовала и была заполнена мусором. Из-за отсутствия средств капитальный ремонт здания церкви не проводился на протяжении 10-15 лет, в результате чего она находилась на грани разрушения. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_и...

Все они, за исключением епископов Новоархангельских Петра (Екатериновского) и Павла (Попова), служивших в Русской Америке, реализовывали указанные принципы на Аляске после 1867 г., когда она находилась в границах США. В это время в американском обществе с победой демократических ценностей культивировалось негативное восприятие царской России. Служение православных священников осложнялось пребыванием на территории иностранного государства с иной культурной традицией. Православное население Аляски испытывало со стороны американских властей и инославных миссионеров серьезное давление, целью которого была американизация, восприятие автохтонными народами наднациональной англоязычной культуры и полное забвение собственной культуры и языка. Отстаивая права своей паствы на свободу совести и на воспитание подрастающего поколения в православных традициях, русские епископы Владимир (Соколовский), Николай (Зиоров), Тихон (Беллавин), Иннокентий (Пустынский) и другие через МИД России, дипломатические представительства и лично обращались к представителям американских властей, включая губернаторов Аляски и президентов США Епископ Николай (Зиоров) Иерархи РПЦ вели в Соединенных Штатах разъяснительную работу: знакомили общественность и власти страны с церковными традициями и установлениями, транслировали ценности русской цивилизации, добивались доверия к деятельности православного духовенства. Это пробуждало интерес к России, повышало ее авторитет В служении на Аляске русских епископов, – особенно Николая (Зиорова), Тихона (Беллавина), Иннокентия (Пустынского), – прослеживается политический синкретизм: они сочетали лояльность к американским законам и обычаям с хранением церковных традиций и нескрываемым патриотизмом. За богослужением в православных храмах возносились молитвы за русского царя и американского президента, рядом с американским флагом поднимался российский стяг, в главный праздник США – День Независимости совершалась торжественная служба Владимирской иконе Божией Матери, празднование которой в XIX b. приходилось на следующий день по церковному календарю

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа 17 декабря 2020 г. 11:05 15 декабря 2020 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в конференц-зале Духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в городе Алма-Ате состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа . В работе заседания под председательством управляющего делами Православной Церкви Казахстана епископа Каскеленского Геннадия приняли участие: секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); референт епархиального управления иеродиакон Митрофан (Бурдяк); член епархиальной комиссии по канонизации святых М. Ивашко; председатель Союза православных граждан Казахстана К.Д. Бялыницкий-Бируля; ведущий специалист Центрального государственного архива О.Р. Белоносов; краеведы Н.А. Букетова, А.Г. Воронов, С.И. Степанова; сотрудник Агентства православных новостей Е.А. Морозова; историк Ю.А. Шустов. Собрание открыл приветственным словом епископ Геннадий. Архипастырь поздравил присутствующих с государственным праздником страны — Днем Независимости Республики, а также огласил повестку заседания. Краевед А.Г. Воронов рассказал о карте города Верного 1884 года. Сведениями о жизни и трудах Преосвященного Иннокентия (Пустынского) поделился секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов). Краевед С.И. Степанова представила историческую справку о деятельности епархиального свечного завода города Верного. По окончании доклада состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов, касающихся региональной истории. Епископ Геннадий поблагодарил собравшихся за участие в мероприятии и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В сороковой год, когда царствовал Ирод, он сотворил взыскание избить всех младенцев в Иерусалиме. Тогда Иосиф, получив совет от ангела, то есть от силы Бога вышнего, и взявши младенца и матерь его, привел в Египет и прожил там двенадцать месяцев в доме Алфея, некоего человека Божия. Когда же искали Иисуса и не находили Его, то Ирод, разгневавшись великою яростию, немедленно повелел избить всех младенцев в Вифлееме до двух лет. Тогда и Елисавета, взявши сына своего Иоанна, бежала в гору. Ирод же, искав и не нашедши Иоанна, послал убийц своих к отцу его Захарии, спрашивая:      «скажи, где сын твой Иоанн?» Захария сказал в ответ: «я – служитель Господа Бога Израилева, – и как я могу знать о своем сыне, где он находится?» И возвратившись слуги, передали царю слова Захарии. Он же, еще более распалившись гневом, сказал: «не его ли сын имеет царствовать в Израиле?» И снова послал их к нему, говоря: «идите, настоятельно потребуйте у него, и если он выдаст своего сына, то не троньте его; если же нет, то схватите и приведите его ко мне». Слуги же мучителя, пришедши к Захарии, сказали ему: «выдай нам сына своего! если же не выдашь, то кровь твою прольем в храме Божием». И сказал Захария:      «хотя и прольете мою кровь, но за то Господь взыщет душу мою на небесах». И немедленно в ту же ночь убили его пред дверьми храма. Он же, ползая, достиг до алтаря, и тут пролилась кровь его и сселась и была как камень, в обличение и осуждение Ирода. И на другой день пришли люди и не видели, чтобы он вышел к ним, как он обыкновенно выходил к ним, и он не являлся к ним. Один же из них, осмелившись, вошел внутрь святилища и услышал голос, говорящий из алтаря:      «Захария убит». И подошедши, он увидел ссевшуюся кровь, но тела не было. И плакали о нем семь дней. Когда же Елисавета находилась в горах, то объял ее великий страх, ибо она думала, что будет схвачена убийцами Иродовыми. И тотчас она возопила, говоря: «гора Божия, прими матерь с чадом, преследуемую беззаконником!» И благий Бог, подающий нам прежде прошения нашего, тотчас послал архангела своего Уриила, который повелел горе расступиться и устроил жилище праведникам, сам вошел с ними и служил им, совершенно заградивши со вне вход в это место; он повелел и воде истечь в расселину. И по правой стороне появился хороший источник воды, а по левой – хлеб предложения; и питалась Елисавета хлебами, а Иоанн молоком. Ирод же, услышав, что Елисавета находится в горах, послал туда слуг своего мучительства. И отправившись, они дошли до пути в расселину и, много искавши, ничего не нашли и возвратились к Ироду без успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я при встрече говаривал ему: «что, брат Акакий, каково сегодня?» И, как пред Богом говорю, – он показывал иногда синяки под глазом, иногда избитую голову. Зная же, что он есть подвижиик, я говорил ему «хорошо, хорошо, терпи, и получишь пользу». Прожив у оного немилостивого старца девять лет, он отошел ко Господу. Когда он погребен был в гробнице отцов, через пять дней наставник Акакиев пошел к одному живущему там великому старцу и сказал ему: «отче, брат Акакий умер». Услышав это, старец сказал ему: «поверь мне, старче, я не верю, что он умер». А тот сказал: «поди и посмотри». И вставши, старец вскоре пришел вместе с наставником блаженного труженика к его гробу и воззвал к нему, как к живому, и сказал: «брат Акакий, умер ли ты?» Благоразумный же послушник и по смерти оказал послушание и сказал: «как можно, отче, умереть делателю послушания?» Тогда старец, бывший прежде ему наставником, пораженный страхом, пал со слезами на землю и, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда отцам: «я совершил убийство». Мне же кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам Иоанн Савваитский. И другое он рассказывал мне как бы о другом подвижнике, между тем как это был он сам, как я после мог достоверно убедиться. О Иоанне Игумене монастыря В той же, – говорил он, – обители в Азии был один ученик у некоего весьма кроткого, тихого и безмолвного монаха. И видя, что старец как бы почитает и покоит его, он благорассудил, что такое обхождение для многих бывает опасно, и просит старца отпустить его. Ибо старец имел при себе другого ученика, и удаление его не было бы ему тягостно. Таким образом он отходит и, при помощи письма от своего настоятеля, помещается в одном из общежитий в Понте. И в первую ночь по вступлении в общежитие он видит во сне, что некоторые люди истязают его за долг, и будто, по окончании сего страшного истязания, он остался должен сто литр золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Когда же Иоанн был 25 лет, то стал проповедывать крещение покаяния в отпущение грехов, ходя по всем городам и соблюдая воздержание, чистоту и пост. Пищей для него были верхушки финиковые и дикий мед; одежда его – из верблюжьей шерсти и кожаный пояс на чреслах его. И прожив довольное число лет, он имел большой успех от благовестия, так что слава о нем разошлась по всей вселенной. Ирод же, слышав об Иоанне, призвал его к себе, – тогда Иоанну было 27 лет, – и сказал ему: «ты ли Иоанн, сын Захарии? или ты не знаешь, что кровь твоя – в моей власти? Но Иоанн, не убоявшись угрозы царя и ярости лица его, ни величия сана, ни высокой почести, но вооружив тело тихим лицом, оружием небесным стал бороться с царем и, заманивая его как зверя и помавая к нему своими руками, говорил в ответ: «Я сын Захарии, кровь которого вы пролили пред алтарем в храме Божием, каковая кровь не погибнет до судного дня, обличая твое беззаконие и беспорядочность. Как не стыдно тебе, Ирод, и как ты не боишься Бога, что взял себе жену брата своего?» Ирод же, бив тяжко Иоанна, ввергнул его в темницу. Но и находясь в темнице, Иоанн опять говорил, что не следует тебе иметь жену брата твоего Филиппа. И хотел Ирод отпустить Иоанна ради смелого его обличения, но его останавливала Иродиада, чтобы он не отпускал его, и наполнивши Ирода гневом, убеждала его, чтобы он вывел его из темницы и мучил его. И изведши его, он повелел повесить его стремглав на дереве и до четырех часов подкуривать его. Иоанн же отвечал Ироду: зачем уклоняешься от обличения истины? Ибо я говорил тебе, что не следует тебе иметь жену брата твоего». Ирод же сказал: «в законе Господа Бога написано, что, если женатый умрет бездетным, то жену его возмет брат его ( Втор.25:5 )». Но Иоанн сказал: «в законе Господнем написано: зачем ты скрываешь грехи свои? Если ты скрываешь грехи свои, то Господь обличит твои дела; ибо ты, еще при жизни брата твоего, любодействовал с нею. Она, по твоему требованию, была любодеицей, а потом задумала быть убийцей мужа вместе с тобою, братоубийца; и предприняв злое намерение, вы, приготовив отраву, уморили Филиппа, жившего благочестиво. И ты сделался братоубийцей, и кровь его вопиет от рук ваших, и за эту кровь вы ответите Богу: прожив эту жизнь худо, вы получите и кончину с болезнию».

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010