В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. Справа митрополит Питирим (Нечаев) и Галина Гуличкина      До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://pravoslavie.ru/69011.html

Архим. Иннокентий (Просвирнин). Фотография. 80-е гг. XX в. Архим. Иннокентий (Просвирнин). Фотография. 80-е гг. XX в. Издательская деятельность религ. орг-ций (в т. ч. Русской Православной Церкви) с 1918 по 1943 г. находилась практически под запретом: в 1918 г. было опубликовано 87 названий книг духовного содержания, в 1920-м - 10 названий, в 1924-м - 17 названий (включая искусствоведческие и др. научные издания), в 1929-м - 4 названия, в 1930-1941 гг.- отсутствовали к.-л. публикации. С 1943 г. были сделаны уступки в религ. политике, и в частности возобновлена издательская деятельность Московской Патриархии, но с жесткими ограничениями: издавать можно было только тексты Свящ. Писания, богослужебные книги, календарь, «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды». По возможности в пределах дозволенных жанров редакторы расширяли структурные границы изданий: в «ЖМП» вводили новые разделы и рубрики (богословие, история Церкви, библиография), в новой редакции богослужебных Миней (при невозможности издать Минеи-четии и жития святых) появились расширенные житийные справки, снабженные библиографией источников. В целом библиографическое обеспечение изданий Московской Патриархии становилось все более фундаментальным и разнообразным в жанровом отношении: пристатейная библиография, тематические библиографические списки, иногда объемом в указатель ( [Иннокентий (Просвирнин), архим. ] Афон и Русская Церковь: Библиогр./Сост. свящ. А. Просвирнин//БТ. 1976. Сб. 15. С. 185-256; [Феофилакт (Моисеев), еп. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр./Сост. Н. А. Моисеев//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Никитин В. А. Иверский мон-рь и груз. письменность: (К 1000-летию Иверского мон-ря). Библиогр.: С. 115-118 (64 назв.)//БТ. 1982. Сб. 23. С. 94-118), и персональные (напр.: Профессор М. Н. Скабалланович и его вклад в православную богословскую науку/Сост. А. Н.//ЖМП. 1973. 3. С. 76-79; Дудинов П. А. Список трудов проф. Н. Д. Успенского//БТ. 1975. Сб. 13. С. 20-25; Скурат К. Е. Патрологические труды проф. МДА И. В. Попова//БТ. 1990. Сб. 30. С. 83-116).

http://pravenc.ru/text/149151.html

архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (05.05.1940–12.07.1994) Жизнеописания История Русской Православной Церкви Церковное искусство Аудиокниги архимандрит Иннокентий (Просвирнин) Церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Биография Родился в Омске в православной семье. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе — был алтарником, а затем иподиаконом сначала у епископа Венедикта (Пляскина), позже — у епископа Вениамина (Новицкого). В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После службы в армии он вернулся в семинарию и закончил её в 1964 году. В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) пригласил Анатолия работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учёбы в академии в 1964—1968 годах: монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен. Свою первую научную работу, диссертацию «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества», за которую был удостоен за степени кандидата богословия, защитил по окончании академии в 1968 году и был оставлен в Московских духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. Одновременно он работал в «Журнале Московской Патриархии», заведуя в нём отделами проповеди и богословия. Хотя его формальное образование ограничилось средней школой и Московской духовной семинарией и академией, познания его были значительными; как отмечал Сигурд Шмидт: «Он обладал счастливым даром находить Учителей и учиться у них — воспринимал так не только тех, с кем непосредственно общался, беседовал или чей жизненный подвиг созерцал воочию, но и тогда, когда мог познакомиться лишь с их нравственным и научным наследием». 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года — во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В деле имеется анкета, которую заполнил от руки А. Просвирнин в ноябре 1968 г., когда он начал свое преподавание в МДС. Имеется также копия послужного списка, заверенная заведующим канцелярией МДА, датированная 16 ноября 1968 г. Эти документы были оформлены после того, как решением ученого Совета МДА от 30 августа 1968 г. он был назначен преподавателем истории Русской Церкви в МДС. За короткий срок А. Просвирнин с помощью профессора И.Н. Шабатина создал новую программу курса: «В деталях разбирали дальнейшую разработку Истории Русской Церкви с И.Н. Шабатиным 23 (в 1968 году). Владыка Филарет одобрил. И я начал пахать…» 24 . 11 января 1970 г. он пишет автобиографию, которая была нужна для принятия решения о его рукоположении. Он выражал твердое намерение «вступить на пастырский путь, оставаясь в неженатом состоянии» 25 . Имеется копия прошения ректора МДА от 17 января 1970 г. на имя Патриарха Алексия, в котором испрашивалось благословение на его рукоположение целибатом. 19 января Патриарх наложил положительную резолюцию, о которой сообщил в МДА управляющий делами МП митрополит Алексий (Ридигер). 4 февраля состоялась его диаконская хиротония, которую совершил епископ Питирим в Успенском храме Новодевичьего монастыря 26 . 18 февраля 1970 года диакон А. Просвирнин написал прошение на имя ректора МДА о рукоположении во иереи к академическому храму Покрова Пресвятой Богородицы 27 . 19 февраля ректор МДА подал рапорт Патриарху о рукоположении о. Анатолия в сан иерея 28 . 22 февраля епископ Питирим рукоположил его в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сан иерея 29 . В деле имеется собственноручная запись епископа Питирима о хиротонии А. Просвирнина во диакона и священника. В деле сохранились присяжные листы, заверенные братскими духовниками Троице-Сергиевой лавры архимандритами Петром и Кириллом и заполненные форма «Допрос ставленнику перед рукоположением». Архимандрит Кирилл (Павлов) подписал справку об отсутствии препятствий к рукоположению по итогам ставленнической исповеди. К Пасхе 1970 г. о. Анатолий был удостоен камилавки, а 18 июля 1971 года – права ношения наперстного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

О.Л.Соломина Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии Скачать epub pdf В мае 2010 г. исполнилось 70 лет со дня рождения архимандрита Иннокентия (Просвирнина Анатолия Ивановича; 1940–1994), сыгравшего большую роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) второй половины ХХв., заместителя председателя Издательского отдела Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича; 1926–2003), одного из самых ярких представителей ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, члена Археографической комиссии РАН, Международного фонда славянской письменности и культуры, а также Славянского фонда России. С ранних лет тяготея к духовной жизни, Анатолий получал богословское образование сначала в Московской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии. 4 февраля 1970 г. Анатолий был рукоположен в сан диакона, 22 февраля 1970 г. – священника, 27 декабря был пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) , митрополита Московского, в 1978 г. возведен в сан игумена, а в 1981 г. – архимандрита. С 1977 по 1992 г. о. Иннокентий был насельником Троице-Сергиевой Лавры, с 27 апреля 1991 г. по 12 августа 1993 г. являлся директором Музея Библии , расположенного на территории Иосифо-Волоколамского монастыря. Архимандрит Иннокентий активно занимался педагогической деятельностью: с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. был преподавателем Московской Духовной семинарии и МДА. Являясь насельником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела Московской Патриархии. В 1984 г., когда сотрудники отдела начали осваиваться в Водяной башне, она была в аварийном состоянии. За шесть лет башня была отремонтирована, и на ее 4-х этажах были организованы складские помещения (продукция Издательского отдела) и фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий Издательского отдела Московской Патриархии: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева Лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь », «Церковная периодика», «Русская патристика»; фонд епископа Афанасия Сахарова ; фонд профессора протоиерея Николая Петрова  и др. Планировалось объединить научные силы Издательского отдела и Московских Духовных школ для создания базы данных по Русской патристике. К сожалению, уже в августе 1991 г. Отдел фондового хранения безвозмездно передал оборудованные помещения Водяной башни Троице- Сергиевой Лавре, а фонды были вывезены частично в Москву, в Издательский отдел Московской Патриархии, частично в Иосифо-Волоколамский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин Анатолий Иванович; 5.05.1940, Омск - 12.07.1994, Москва), архим., историк, археограф. С 10-летнего возраста прислуживал в Омском кафедральном соборе, был алтарником, затем иподиаконом сначала у еп. Венедикта (Пляскина) , позже у еп. Вениамина (Новицкого) . В 1958 г. поступил во 2-й класс МДС. Через год был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии в 1964 г. окончил семинарию. Во время учебы в МДА (1964-1968) сформировались научные интересы И.: история монашества, старчества, миссионерства, книжности на Руси с древнейших времен. Первую научную работу Просвирнин посвятил Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и 12 июня 1968 г. был удостоен за нее степени кандидата богословия. По окончании Академии был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории РПЦ. С 1963 г. по приглашению председателя Издательского отдела Московского Патриархата еп. Волоколамского Питирима (Нечаева) и по благословению схиархим. прп. Севастиана (Фомина) работал в редакции «Журнала Московской Патриархии» . С 1 апр. 1966 г. был редактором, заведовал отделами проповеди и богословия «ЖМП». В кон. 1975 г., уже будучи протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сб. «Богословские труды», а в нач. 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февр. 1970 г. в Успенском храме Новодевичьего московского монастыря еп. Волоколамским Питиримом (Нечаевым) Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февр. того же года, в день празднования обретения мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского,- во иерея. 27 дек. 1977 г. в Троице-Сергиевой лавре наместником архим. Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем в честь Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) , 16 апр. 1978 г. возведен в сан игумена, 26 апр. 1981 г.- в сан архимандрита. Помимо «ЖМП» и «Богословских трудов» участвовал в работе над др. изданиями, выпущенными Издательским отделом МП РПЦ, в подготовке к печати Библии (1969), Нового Завета (1976). Значителен вклад И. в публикацию «Настольной книги священнослужителя», прежде всего томов 2 и 3, содержащих Месяцеслов - Жития святых православной Церкви. Альбом «Троице-Сергиева лавра» является одной из лучших книг, посвященных обители прп. Сергия Радонежского.

http://pravenc.ru/text/468751.html

В январе 1985 г. о. Иннокентий пишет прошение ректору для поездки в Ленинград для работы над новым проектом – книге-альбоме об афонском монастыре св. вмч. Пантелемона. В Ленинграде он работал две недели в Государственной публичной библиотеке, Библиотеке АН СССР, Архиве АН СССР также над магистерской диссертацией 49 . В 1984 году архимандрит Иннокентий организовал в Водяной башне Отдел фондового хранения Издательского отдела. За шесть лет башня была отремонтирована и на ее 4-х этажах были организованы фондовые хранилища. Были сформированы следующие фонды из материалов, собранных при подготовке изданий Издательского отдела: «Афон», «Палестина», «Троице-Сергиева лавра», «Минеи», «Русская Православная Церковь », «Церковная периодика», «Русская Патристика»; фонд епископа Афанасия (Сахарова) 50 , фонд профессора-протоиерея Николая Петрова и других. О. Иннокентий задумал создать единую базу данных по Русской Патристике. В 1986 г. он подготавливает обширный список иллюстраций для учебника по истории Русской Церкви для Православной Церкви в Америке, который сохранился в деле и сохраняет научную актуальность в настоящее время. 22 февраля 1985 года проректор МДА по учебной работе профессора М.С. Иванов подписал послужной список о. Иннокентия, в котором говорилось: «Доцент архимандрит Иннокентий (Просвирнин) постоянно занимается исторической наукой. Изучает вопросы историографии, источниковедения. Выступает с предложениями в области методологии истории Русской Церкви, ведет поиск в области преподавания этой истории» 51 . Середина 1980-х годов – время крайне напряженных трудов о. Иннокентия. Он взял на себя значительную часть работы по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси, которой руководил владыка Питирим. В 1986 году о. Иннокентий писал епископу Александру (Тимофееву), ректору МДА: «Вы знаете состояние владыки Питирима, 5 лет он не был в отпуске…это говорит о чрезвычайных нагрузках, которые никто вокруг не может понести. Таковы задачи общей стратегии. Некоторые, глядя со стороны, говорят – «набирает на себя». А это совсем не так» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf Статья священника Димитрия Сафонова, кандидата исторических наук, кандидата богословия, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межрелигиозным отношениям, клирика храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – выдающийся церковный историк, археограф и источниковед, замечательный пастырь – последний год своей жизни провел в Новоспасской обители . Здесь он преставился ко Господу 25 лет назад в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля 1994 года. Здесь он и был похоронен. Память его очень почитается в обители. Этот выдающийся подвижник церковной науки сегодня является примером служения Церкви для очень многих православных людей. Важнейшее значение приобретает дальнейшее изучение его жизненного пути и наследия. Архив архимандрита Иннокентия (Просвирнина) , находившийся в Новоспасском монастыре, был безвозмездно передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в 1996 году тогдашним наместником обители епископом Орехово-Зуевским (впоследствии – архиепископом Костромским и Галичским) Алексием (Фроловым) (1947–2013) 1 . Важнейшим и еще не изученным источником о жизни и трудах архимандрита Иннокентия (Просвирнина) является его личное дело, хранящееся в архиве Московской духовной академии. Обзору этого ценнейшего источника и посвящена статья. В деле имеются документы, характеризующие жизнь о. Иннокентия с момента рождения до 1986 года. Первым хронологическим документом является подлинник свидетельства о рождении А. Просвирнина. Он родился 5 мая 1940 года в Омске в семье Ивана Демьяновича и Марии Михайловны (урожденной Карповой) Просвирниных. Своим ранним церковным воспитанием будущий архимандрит был обязан матери. В своей автобиографии он писал о том, что в детстве он был чудесно исцелен от косноязычия 2 . Мать начала водить его на службы в кафедральный собор г. Омска в раннем детстве, здесь он ощутил «какое-то необъяснимое тяготение к Алтарю» 3 . В феврале 1950 г. он упросил мать отвести его к правящему архиерею архиепископу Ювеналию (Килину) 4 с просьбой взять его прислужником. Вскоре Толя Просвирнин стал старшим иподиаконом, оставаясь им до поступления в семинарию. С лета 1957 года, по окончании средней школы, он стал готовиться к поступлению в МДС под духовным руководством архиепископа Вениамина (Новицкого) 5 , иподиаконом которого был.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Праведность – не бремя и не наемный труд, требующий затем какого-то вознаграждения. Это состояние личности, качественно превышающее всякое понятие о «награде». По самой природе человека святость и Богообщение являются для него «единственным благом, единственным нормальным состоянием его природы, прямой необходимостью для него». Походя эти темы лучше не поднимать. Формулировки должны быть выношенными и отточенными в этом вопросе. Пусть это будет поводом для новой публикации 30 . По учению Святейшего Патриарха Сергия, как подытожил однажды митрополит Питирим, «ни наказание за грех не есть результат гнева Божия, ни прощение грехов не есть результат перемены в Боге гнева на милость. То и другое зависит от внутреннего состояния души человека. Бог неизменен, измениться должен человек». 1 Иннокентий (Просвирнин ; 5 мая 1940 г.– 12 июля 1994 г.). С 10-летнего возраста он начал прислуживать в омском кафедральном соборе, был штатным иподиаконом сна­чала у епископа Венедикта (Пляскина), затем у епископа Вениамина (Новицкого) в Омске, позже служил в Иркутске. В 1958 г. поступил во 2-й класс Московской Ду­ховной семинарии, в 1959 г. призван в армию. По возвращении в 1962 г. продолжил учебу в семинарии, а затем и в Московской Духовной академии, которую окончил в 1968 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Введен­ская Оптина пустынь в истории русского монашества». В 1966 г. приглашен в Изда­тельский отдел Московского Патриархата – первоначально редактором, а затем за­ведующим Богословским отделом и Отделом проповеди «Журнала Московской Патриархии», в конце 1975 г. введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Бо­гословские труды», а в начале 1977 г. назначен заместителем главного редактора по научной работе. 4 февраля 1970 г. по благословению Святейшего Патриарха Мос­ковского и всея Руси Алексия I Анатолий Просвирнин был рукоположен во диакона, 22 февраля 1970 г.– в сан священника. 27 декабря 1977 г. пострижен в монашество, в 1978 г. возведен в сан игумена, в 1981 г,– в сан архимандрита. Архимандрит Инно­кентий активно занимался преподавательской деятельностью. За свою неутомимую деятельность в книгоиздательстве, педагогике и науке он был удостоен высоких на­град Русской Православной Церкви – орденов св. равноапостольного князя Вла­димира 3-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Опубликованы более 50 его работ. Архив архимандрита Иннокентия хранится в Научно-исследователь­ском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ф. 862).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Преподобный Сергий, радонежский и всея России чудотворец. 1392–1892. В память пятисотлетия со дня кончины его. СПб., 1892 (автор-составитель Е. В. Богданович). – 5-е, бесплатное народное изд. СПб., 1893. Преставление преподобного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца//Минея. Сентябрь. М., 1978. С. 628–649 (кирилловская печать). Просвирнин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену радонежскому, всея России чудотворцу. Жизнь и житие преподобного отца нашего игумена Сергия//Богословские труды. Сб. 11. М., 1973. С. 210–240. Просвирнин А. Хранитель церкви Русской//Журнал Московской патриархии. 1969. 9. С. 76–79. Просвирнин Иннокентий, архимандрит. Монте-Кассион и Радонеж//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29–31 мая 1989 г. М., 1995. С. 151–158. Путь на Маковец. Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого . Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Составитель Н. В. Давыдова. М., 1993 (Древнерусская литература в школе). Радонежский пустынник, св. Сергий чудотворец. Жизнеописательное стихотворение в девяти песнях. М., 1849. [Автор: архимандрит Митрофан]. Распутин В. Г. Ближний свет издалека//Россияне. 1991. 9. С. 4–14. Перепеч.: Сергий Радонежский. М., 1991. С. 520–536. – Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. С. 9–28. – Преподобный Сергий Радонежский. Сборник. Составитель Соколова Т. А. М., 1996. С. 333–347. Рисунки одежд и утвари, принадлежащих преп. Сергию Радонежскому и преемнику его Никону, а также изображения древних икон, панагий и др. вещей, хранящихся в Троицкой лавре. Б.м., Роговин А. П. Сергиева лавра и ее основатель//Преподобный Сергий Радонежский. Берлин, 1922. С. 3–27. Родина преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Ростовский Троице-Варницкий монастырь. М., 1898. Русак В. Дом живоначальной Троицы//Журнал Московской патриархии. 1972. 7. С. 15–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010