В начале же подобающим счел я поместить слова о вере. Верую во единого Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Также и в воплощение Сына Божия верую и совершенным Богом и совершенным человеком Его исповедую. И прочее исповедание православной веры все приемлю и исповедую всею моею душею. Также и госпожу мою святую Пречистую сущую Богородицу со многою верою и любовию исповедаю и величаю, и славлю. И всех святых почитаю и приемлю, и прославляю, и соединяюсь с ними благодатью Христовой. И прибегаю всею душею к святой соборной апостольской Церкви, и все учения, которые она приняла от Господа и от святых апостолов, и святых отцов Вселенских соборов и поместных, и прочих святых отцов святой Церкви и, приняв, нам предала о православной вере и о практических заветах, — все это я принимаю и почитаю со многой верою и любовью. Лжеименных же учителей еретические учения и предания все проклинаю — я и пребывающие со мной. И еретики все чужды нам да будут. И поскольку многие и благоговейные братия приходят ко мне, желая жительствовать у нас, а я многократно отказываю им, потому что и неразумен человекъ есмь, и душею и теломъ немощенъ, отвращае- ми же от мене не оставляют мя почити, ниже престают стужати ми, и сего ради бывают намъ, и смотрихъ се, аще есть и воля да иже придуть к намъ, подобает святыхъ имети и хранити заповеди и творити преданна святыхъ отець, а не вносити из- веты и «непщевати вины о гресехъ» и глаголати: «Ныне немощно по жити и последовати святымъ отцемъ». Но аще и немощни есмы, а елика сила — подобитися и последовати приснопамятнымъ и блаженнымъ отцемъ, аще и равности техъ намъ достигнути невозможно. Аще ли кто не произволяеть в сихъ, да престанеть стужати моему окааньству. Азъ убо отсылаю таковыхъ безделны, якоже предрекохъ. Ктаковымъ не желаа начальствовати, но, приходяще къ мне, нудят мя на се. Аще ли же и у нас не тщатся хранити и не послушают словеси нашего, еже глаголю имъ отъ святыхъ азъ о сихъ слово въздати не хощу — за и непо- виненъ есмь. Аще ли же произволяють тако жити, свободне и безбед- не, таковых, глаголюще имъ слово аще и самъ не творю, — да некли и азъ Христовою за молитвъ ползовав- шихся сподоблюся божественыа Лествица глаголу реченному, яко: «Окаляни суще, образу тамо мимо ходящаа учаху, о спа- ихъ поведующе, яко да не и ти в той же калъ погрязнуть. Ибо онехъ ради и техъ Господь от кала избави». И пакы глаго- леть: «Не хощи быти горекъ иже словомъ учащимъ, зря техъ о деле ленивейше належащих, множицею бо дела скудость наполни словеснаа полза».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

1, 3) покаяния. И как суровость инея, настигая, губит внове произрастающее, так и беседа человеческая — корень ума, начавший приносить злак добродетелей. И если беседа с людьми , в чемто воздерживающимися, в чемто же имеющими малый недостаток, обычно вредит душе, насколько больше — вид и речь простых глупцов, — не скажу мирских. Как благородный человек и честный, когда опьянеет, забывает свое благородство, и обесчещивается чин его, и осмеяна бывает его честность чуждыми помыслами, пришедшими к нему от силы вина, так и целомудрие души замутняется от лицезрения и беседы человека, и забывает она образ сохранения своего, и стирается из ума ее блюдение желания ее, и искореняется у нее всякое устроение похваль- похвалнаго. И аще убо беседа и пространъство въ прилучающися сущему въ или и сих, якоже видети или слышати, довлеют — многаго ради и слы- привходяща — студеность и смыслу отъ божестве- ных ему сътворити, и аще /л т/ въ малъ час толику тщету съдевают, что речемь о всегдашнем и многом в сих И инде той же глаголеть: «Любяй мира, — сей лишается жизни, и не имам что рещи о нем, но еже с плачемъ рыдати неутешным, егоже съкрушает слышащих сердца». И пакы инде рече, яко: «Едино мирскых можеть крепость подати страстем, еже разслабляти подвижника и изменити мудрость и его». Того ради подобно есть /л. 12206 / иноку не примешатися ратующим того, но удалятися от всехъ, в нихже искушается свобода его. Егда бо придет человекъ къ Богу завет съ Богомъ сътворити, — ошаатися всех сих не же, но ни видети всякъ чинъ мирскых, ни слышати словеса их, ни яже о них. И многа и еще сим подобнаа пишет святый сей и И тако веруется истинна непременно. II. О еже не прежде времени и подобъными мерами подобаеть творити И самаа же добраа и боголепнаа съ /.,. т/ подобает творити и въ благо время и подобными мерами, якоже глаголеть Великый «Всех действуемых предваряти, без бо и доброе на злобу бывает ради безвременьства и Егда же благым время и меру уставит, чюденъ прибытокъ обретается». И Лествичник, от глаголеть: «“Время всякой вещи иже под небесем” въ всех же; и нашего жител- ного стояния. Итак, если беседа и пространность в парении, приключающиеся сущему в безмолвии, или и приближение их, както: зрение и слышание чегото, достаточны — по причине многого привходящего зрения и слышания, — чтобы произвести холодность и смущение ума в божественном, и если за малое время они производят такое разорение, что скажем о всегдашних встречах и долгом в них пребывании?» И в другом месте тот же святой Исаак говорит: «Любящий мирские собеседования, — он лишается жизни, и мне нечего сказать о нем, но могу только с плачем рыдать рыданием неутешным, звук которого сокрушает сердца слышащих». И еще в другом месте сказал: «Один вид мирских может подать силу страстям, достаточную , чтобы расслабить подвижника и изменить мудрость и стремление его».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

АМИНЬ. /л. 130 об./ убо мы по мере худости нашего разума написахом на себе и подобным мне, иже в чину учимых суть, аще и произволяют. Не от себе же, яко и в начале сих рех, но от богодухновенных святых отецъ, просвещеных разумом. Вся бо яже зде — не без сведетельства божественых суть. И аще что обрящется в сих неугодно Богу и неполезно души нашего ради да не будет то, но воля свершена и да бывает, аз же прошу. Аще ли кто о сих вящее и полезней- шее разумевает, и онъ тако да творит, и мы о сем радуемся. Аще же кто от сих ползу обрящет, и о мне грешнем да помолится, да обрящу милость пред Господемъ. /л. т/ родетелей просиявших. «И то уразумеем, что не ради исполнения излишних правил, чтобы их исполнять, мы избираем селения безмолвия, — как сказал святой Исаак, — ибо известно, что общение со многими больше этому способствует»,  — но чтобы отступить от мятежей, неполезных беспокойств и прочего, неугодного Богу, и пребыть в заповедях Его, приобретая нужное на потребу от трудов своих. Если же нет, то — принимая малую милостыню, откуда усмотрит благость Его. От излишнего же надо всячески отказываться. Браней же, тяжб и ссор изза телесных лихоимств, как яда смертельного, да избегаем. И эти делания творя, каковые угодны Богу, — пение, молитву, чтение, поучение в духовном, рукоделие и, может, какойто работой служение — и Богу приобщаясь по мере силы по внутреннему человеку, мы так славу воссылаем в благих делах Отцу и Сыну и Святому Духу, единому в Троице Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Божией помощью укрепляемые, это ведь мы, неразумные, в меру худости нашего разума написали для напоминания себе и подобным мне, находящимся в чину учимых, если соизволяют. Но — не от себя, как и в начале этих писаний сказал я, а от богодухновенных писаний святых отцов, просвещенных разумом. Ибо все, что здесь, написано не без свидетельства божественных Писаний. И если чтото найдется в них неугодное Богу и неполезное для души изза нашего неразумия, да не будет того, но воля Божия, совершенная и благоприятная, да исполняется, я же прощения прошу. Если же ктото в этом больше и более полезное разумеет, пусть он так и делает, и мы этому радуемся. Если же ктото от них пользу обретет, и обо мне, грешном, да помолится, да обрету милость перед Господом.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

в среднем 8–9 поправок на сто листов текста). В 48 случаях эти исправления учтены в копии. Но в трех случаях (Троицк., 684, лл. 87 и 218 об., Волок., 630, л. 107 и, соответственно, КБ 23/1262, лл. 52 об., 300 и 475 об.) добавки перенесены не в текст, а на поля копии. Причина второго из этих случаев в том, что в оригинале не указано, к какому месту относится добавка, а причина первого и третьего — в невнимательности писца. Как мы и ожидали, остальные поправки на полях Кирилло–Белозерских сборников оказываются, за очень редкими исключениями, восстановлением первоначальных чтений оригинала, т. е. чтений Троицк., 684, и Волок., 630. Таковы и все случаи русификации чтений — перевода и замены греческих слов (в том числе и «анагноста» на «чтеца», см. Троицк., 684, л. 221). Одно из исправлений, восстанавливающее первоначальное чтение, видно на илл. 9 (КБ, 23/1262, л. 59). В первой после лакуны строке, в контексте, где говорится о нападениях «супротивных», написано: «еже от птиць пагубы», что является бессмыслицей. Слово «птиць» отмечено в тексте, и на поле под такими же значками предложена замена: «техъ». В Троицк., 684, на этом месте в тексте стоит «техъ» (см. илл. 11 ). Мы приходим к выводу, что Кирилло–Белозерская копия писалась и выправлялась именно по первой части Троицк., 684, по Волок., 630, и по той рукописи, от которой осталось б листочков, хранящихся в РГАДА. Тем самым мы приходим к выводу, что трехтомный «Соборник», комплект Четьих Миней, о котором мы говорили выше, представляет собой автограф составителя, Нила Сорского. Среди помет на полях автографа Нила Сорского, сделанных его рукой, есть и такие, которые позволяют судить о его мыслях. Около текста: «Ведяху же некоего от братей скупа и жестока и до конца чюжа и хотяще того исправить яко свой удъ…» старец Нил записал на поле: «Зрите, (Троицк., 684, л. 62 об.). Дважды отметил Нил следующий далее рассказ об изгнании Иларионом Великим из монастыря монаха, который, имея огород, не давал «от плода его вкушати приходящим и был, кроме того, сребролюбцем и презирал нищих.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

С разныхъ же списковъ писахъ, и обретох несъгласующих къ себе в I елико по възможному, еже есть съгласно разуму, истинне то написахъ. I яже суть неудобьразумна, простотою речи на разумъ полагах, да вси разумеютъ и ползу обрящутъ. Аще же что не исправих от немощи и о семъ прошу и молю ползевавшихся от сих помянути окаянство мое в молитвах своих, яко да обрящу милость пред Господемъ Богомъ. μρτολο Νηλ και σντος и так спастись. Я же, хоть и грешен и нерадив и ничего хорошего не сделал, но очень желаю ближним спасения. Послесловие Бога преблагого прогневал я злыми делами, словами и мыслями, умиления же и слез не стяжал, чтобы плакать и смывать скверну моих грехов. Потому, собрав, переписал я слова, подвиги и страдания святых для обличения грешной моей души, потому что не сделал я из этого благого ничего, — да воздвигну этими воспоминаниями мой омраченный ум от тьмы страстей и обрету покаяния плод. С разных же списков писал, и обнаружил разногласия у них в чтениях. И насколько мог, то, что согласно разуму истинно, то и написал. А что неудобопонятно, то, упрощая речь, делал понятным, да все читающие разумеют и пользу обретут. Если же чтото не исправил от немощи и неразумия, за то прощения прошу и молю пользующихся этими писаниями помянуть окаянство мое в молитвах своих, да обрету я милость перед Господом Богом. Грешный Нил и неразумный Молитва Нила Сорского. Ни въ перечне преп. Нила Сорскаго, въ проф. Архангельска™ («Нилъ и Вас- Патрикеевъ», Спб. 1882), ни въ другихъ однородныхъ «молитва и къ Господу Богу нашему, имущая и греховъ и страстей» не упоминается въ числе трудовъ пустынника. Но въ рукописномъ сборнике бывшей (ныне С. — Петербургской Духовной Лг 1468) , писанномъ рукою кирилловскаго инока Тушина, она названа «молитвою старца Нила» (см. рукописи), и такое нельзя не признать авторитетнымъ. Старецъ былъ современникомъ) нреп. Нила Сорскаго, пользовался его расположе- переписывался съ нимъ и бывалъ его собеседникомъ по вопросамъ Идеи о монашеской не- стяжательности преп. Нила были усвоены и Тушинымъ, который внесъ въ свои рукописи несколько изъ его и переписалъ (или дописалъ) два огромныхъ сборника «Нилова ’). Называя указанную молитву трудомъ «старца Нила», инокъ конечно, не могъ ошибаться въ имени ея составителя. Но и въ другомъ списке та же молитва озаглавлена: «преподобнаго старца Нила молитва и къ Господу нашему Христу и греховъ и страстей» (рукоп. Кир. библ. JVs 108—1185, л. 294— 305).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Тако соверши богоугодное свое преподобный и богоносный отецъ нашъ Нилъ, премногимъ своимъ постническимъ трудо- положнымъ подвигомъ конецъ, вкупе же и венецъ от Подвигополож- ника всехъ Бога, воздающаго достойную мзду противу трудов его. Намъ же остави, яко залогъ, богодухновенная и спасителная своя ползы исполненныя словеса и не потаивъ и не скрывъ таланта, егоже от премногихъ своих подвиговъ и потовъ стя- жа, но всемъ преподаде желающимъ спастися. Якоже бо самъ мужески подвизася на и вся того ражженныя стрелы угаси и сокруши, и победи того некрепкую силу, сице и насъ научаетъ вооружатися противу онаго богодухновенными своими словесы. Разумъ бо словесъ его имать сицево: «Како подобаеть проходити инокомъ, истинно желающимъ спастися в последняя времена чувственне же и мысленне, по Бо- жественнымъ и святых отецъ. О мысленной борбы и победы и како и храненемъ сердца побеждати страсти. Како и чемъ укреплятися при борбы. О своего духовнаго О борбе со помыслы и победе над ними. О смертной памяти. О слезахъ, — како стяжати и оныхъ. О совершенной безпопечителности и О и молитве» и протчая. Въсихъ его ихже аще кто разумно и внимателно про- чтетъ, узритъ весь таинственнаго иноческаго жителства законъ и не сотребуетъ поистинне многихъ книгъ для сему. А яко истинна есть, зде мало нечто на среду принесемъ от премудрыхъ и ползы исполненых того словесъ и ради неведущимъ, да от сихъ разумеваютъ и от протчихъ. Пиша бо о вни- и съ помыслы, сице глаголетъ: «Понеже благимъ помысломъ последующе, лукавый [помыслы] входятъ въ насъ, то подобаетъ покушатися молчати даже и от мнящихся благихъ помысловъ и зрети присно во глубину сердечную и глаголати умную, или молитву». И паки: «Аще и блага явятся вещей некихъ, не внемли темъ, но держи якоже мощно, и умъ в серце затворяя. Вместо призывай Господа часто и прилежно, и отбегнутъ помыслы от тебе, яко ог- немъ палими невидимо божественнымъ именемъ». О молитве совер- шенныхъ сице рече: «Во время молитвы восхищаетъ умъ вне въ мысли безплотныхъ в вре [!] превыше всего чувственнаго. Кипитъ из сердца присно сладость некая и привлачитъ человека всего из всего непостижно на время. Нападаетъ на все тело пища некая и радо якоже языкъ плотски не может изрещи, дондеже вся земная пепелъ и уметы вменить въ памяти своей. И егда наидетъ чело- веку оная пища, тогда мнить сицевый во онъ часъ, яко несть ино что Царство небесное, и протчая.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Руке Нила Сорского и здесь сопутствует одна и та же филигрань бумаги, но уже не «пасхальный агнец», а буква «L» редкого типа, подобная той, что приведена у Брике, 8285, 1510–1513 гг. В альбоме Н. П. Лихачева этой филиграни нет. Иные водяные знаки бумаги этой рукописи не противоречат ограничению времени ее создания датой смерти Нила Сорского, но, конечно, и не дают возможности еще более уточнить это время. Они лишь позволяют сказать, что, пожалуй, написанные Нилом Сорским части не введены в изготовленную позже книгу, как то было в предыдущем случае, и что, по–видимому, книга создана в последние годы жизни Нила Сорского. Древнейший датированный список «Просветителя» оказывается, таким образом, еще более древним, и, что важнее, становится красноречивым свидетельством отношения Нила Сорского к литературной борьбе Иосифа Волоцкого с еретиками. Постскриптум Уже после того как работа «Автографы Нила Сорского» была написана, в Государственном Литературном музее в Москве обнаружилась рукопись, представляющая собой третью часть «Соборника» Нила Сорского , от которого мы прежде располагали только шестью листами, о которых выше шла речь. «Самым достоверным автографом Нила, — пишет Я. С. Лурье, — является сборник Волоколамского монастыря (вклад 1514 г. — как и “Просветитель”), известный археографам XIX в., затем исчезнувший и недавно вновь обнаруженный — Государственного Литературного музея, 126. Весь текст до л. 253 об. написан здесь одним почерком, а на л. 253 об. имеется запись (Нила Полева): “В сей книге дозде переписи старца Нила, ошелника Сърьскыя пустыни иже на Белеезере”». В сноске тут же Я. С. Лурье замечает: «Статьи Б. М. Клосса (кроме прим. 48) и Г. М. Прохорова были написаны до обнаружения сборника Гос. Лит. музея; поэтому принадлежность текстов в Сол. 326/346 и других рукописей руке Нила Сорского пришлось доказывать более сложным и косвенным путем ». Результат этих доказательств, стало быть, теперь никаким сомнениям подвергнут быть не может. Е. В. Романенко почемуто думает, что «Лурье атрибутировал почерк Нила Сорского »; «Исследователь установил, — пишет она, — что Нил Сорский переписывал “Просветитель” Иосифа Волоцкого ».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Подобает же иметь нам скорбь полезную — о грехах, — с благой надеждой на Бога, с покаянием, зная уверенно, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, но что все прощает Он кающимся и молящимся. Скорбь ведь эта бывает смешана с радостью и делает человека усердным ко всякому благу и во всякой болезни терпеливым. «Ибо скорбь ради Бога, — сказал апостол, — производит неизменное покаяние ко спасению» (ср.: 2 Кор. 7, 10). Скорбь же противоположную, от бесов нам приносимую, подобает тщательно от сердца отметать, как и прочие злые страсти, и молитвой, чтением и общением с духовными людьми и беседами упразднять ее, поскольку она виновница всего зла. Ведь если замедлит она в нас, тут же, облачившись отчаянием, делает душу пустой и унылой, некрепкой, нетерпеливой и к молитве и чтению ленивой. Шестой помысел, уныния Когда же уныние сильно ополчится на нас, в великий подвиг душа возводится. Зол этот дух и в высшей степени тяжел, сопряжен будучи с духом скорби и ему споспешествующ. На пребывающих в безмолвии эта рать сильно нападает. Когда те жестокие волны восстанут на душу, не надеется человек в тот момент получить от них когданибудь избавление, но такие мысли насылает ему враг, — что сегодня так будет, и подвлагает ему, яко оставленъ есть от Бога, и не имат о нем, или кроме промысла тако прилучаем бывают, и ему прочим же ни бышя, ни бывают. Но несть сице, несть! Не бо нам, грешным, но и святым Своимь, от века благоугодившим Ему, яко чядолюбивый отець чадом своим, тако Богъ 73 об./носит духовнаго жезла от любве — въ добро- детелем. Въскоре же симъ бывает непременно, и и милость по сих и Якоже бо въ той злолют- ный час не мнит человекъ, яко претерпети ему в подвизе жительства благаго, но вся благая мерзостна показает ему врагъ, тако пакы по сих вся благоугодна явятся ему и вся бывшаа скорбнаа — яко ничтоже бышя, и усерденъ обретается въ/лЛ4/благое, и дивится лучыииньству, и не хощет никакоже отступити от пути добродетелнаго, и разумевает, яко Богъ Своею строит ему на ползу и в от любве приносить таковая, и вь любовь въжизается, ведый известно, яко «веренъ Господь» и никако же «попустит на нас выше силы нашеа». Врагъ же никако может намъ что сътворити кроме Не елико бо оному опечаляет душу,/ Л 74 об/но елико тому попустится от Бога. И сице разумевъ от искуса, упремудряется от преже бывших и терпить добльствене лютыхъ сихъ веды, яко въ семъ любовь инока показуется къ Богу, — аще добльствене тръпитъ, и от сего въ «Ничтоже бо иноку тако венци исходатайствует, якоже аще неослабно къ божестве- ному нудится, рече Лествичный.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Так же и Григорий Синаит говорит, и иные святые: «Не малый же это подвиг, — сказали они, — обрести в этом чудном делании наставника непрельщенного». Непрельщенным они назвали того, кто имеет засвидетельствованное из божественных Писаний делание и стяжал духовное мудрование и духовно стяжавша. И се убо решя яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестенъ таковым вещем; ныне же, дозела оскудевшим, подобает искати люботрудне. Аще ли не обрящется, по- велешя отци от божественых научал./ 7 /тися, слышав- ше самого Господа, глаголавша: «Испытайте и в них обрящете живот вечный». «Елика бо преже написана бышя въ святых въ наше написашяся», — глаголеть святый апостолъ. Понеже подвизавшеся чювствене, и мыслене делашя в винограде сердца своего и, очистивше умъ от страстей, обретошя Господа и стяжашя разум духовный, нам же, раждизаемом пламенем страстей, повелешя почерпати воду живу /л. поб./ от источника божественых могущу опаляющая нас страсти и на всякъ разум истинный наставити, — того ради азъ многогрешный и неразумный, събрав от святых еже рекошя о сих отци, написах на себе, — не яко делатель бывъ симъ, азъ, нерадивый и ленивый, не сътворихъ бо николиже благо что, но пустъ бых всякоя добродетели духовне и телесне яко рабъ некый бых Ky/j./ 5 /пленъ неподобных страстей и покоривъ темъ въ всем . Понеже не от иже въ тишины страстем, но въ юзе бо- лезни страстей сый, отчасти рекохъ — не от себе, но от святых малаа от многых събрах, якоже песъ от крупиць, падающих трапезы словесъ своихь, блаженых отець, да поне въмале подражатели будемъ сихъ . /а. is об./ 1. О еже на нас мысленыа борбы, победы и и о еже т " щаливно противитися страстемъ Различна убо на нас борба мысленыа брани, победы и рекошя отци: преже прилогъ, таже с " четаше, потом таже и потом страсть. Прилогь убо, рекошя отци, Лествичник, и Филофей и помыслъ простъ, или образ прилучьшагося, но/,». явлене въ сердце въносимъ и уму обьявлящся. же Синаит глаголеть: прилогъ — бываемое от врага рекше: «Створи се или оно», — якоже при Христе Бозе нашемъ: «Рци, да се хлеби будут». же просто рещи — какаа–любо мысль на умъ рассуждение. И то сказали ведь святые, что и тогда едва обретался непрельщенный учитель таковых вещей; ныне же, при крайнем их оскудении, подобает искать трудолюбиво. Если же не обретется, повелели святые отцы от божественных Писаний научаться, слыша Самого Господа, говорившего: «Исследуйте Писания, и в них обретете жизнь вечную» (ср.: Ин. 5, 39). «Ибо все, что писано было прежде в святых Писаниих, написано нам в наставление», — говорит святой апостол (ср.: Рим. 15, 4).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

илл. 10 и 11 ). На оборотах вклеек одна и та же запись: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше сего, тамо да чтется» (см. илл. 12 ). Все в Троицк., 684, — и основной текст, и текст на обеих сторонах вклеек, и заметки под лакунами — написано одной и той же рукой. Но темно–коричневые ровной густоты чернила основного текста и текста на лицевой стороне вклеек отличаются, во–первых, от более светлых чернил записей на оборотах вклеек и, во–вторых, от чернил заметок под лакунами, в одном случае (л. 85) еще более светлых, а в другом (л. 92) несколько более темных и неровных по густоте. Следовательно, писец написал основной текст, сделал вклейки и написал текст на их лицевой стороне одновременно, но затем, по крайней мере дважды, возвращался к этим местам, чтобы объяснить происхож- дение–пробелов (дефектом протографа), и чтобы написать на оборотах вклеек обращение к читателю. Совершенно очевидно, что человек этот не был уверен в своем вспомогательном источнике и потому не вписал добытые периоды прямо в лакуны и предложил читателям искать, не обрящется ли «известнейше сего» в ином переводе. Именно глядя на эти едва ли не уникальные в русской книжности по оформлению места с вклейками, я понял, что имею дело не с обычным переписчиком, а с чутким и крайне ответственным за содержание книги мастером. Удивительна деликатность в различении текста, в котором он был уверен, и текста, в котором сомневался. Представить себе, что Троицк., 684, является просто копией того же оригинала, что и КБ, 23/1262, мешает, во–первых, не копийный вид этой книги — трети огромного, одним изощренным мастером выполненного парадно оформленного комплекта (как пишет Гурий Тушин, «многи труды старець Нил показал», создавая свою «книгу»), и во–вторых, сама эта разница оттенков чернил основного текста и текста на одной стороне вклеек и чернил заметок на обороте вклеек и под лакунами. Копиист пишет всё подряд. Так и поступил «первый помощник» Гурия, одновременно с текстом перенеся в копию заметки о дефектности «списка» (совершенно один и тот же цвет чернил).

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010