В Италии в середине XII века города в результате своего развития (главным образом в Ломбардии) завоёвывали все большую самостоятельность в борьбе с феодалами и их епископами; они создавали самоуправление, городские советы. В Риме из-за папы и латифундистской аристократии это движение вначале не имело возможности развиваться; здесь стремление к городскому самоуправлению, будучи деформированным, проявилось в возрождении аристократической партии. Первые руководители этого движения вышли из дворянского чиновничества Папского государства. Во главе противоборствующих аристократических партий стояли Франгепаны и Пьерлеоны. В партийную борьбу были привнесены противоречия, существовавшие во властных отношениях германского императора, норманнского и французского королей, и это привело к длившимся десятилетиями сражениям между папами и антипапами. Конрад III проявил нейтралитет в отношении пап, однако со злорадством наблюдал, как над Римом одерживали верх норманны, римская аристократия, а затем Арнольд Брешианский. В Южной Италии политическое положение складывалось неблагоприятно для папства. С целью осуществления своих сюзеренных прав папы стремились воспрепятствовать формированию крупного и единого норманнского государства. Однако в начале XII века норманны, опираясь на прочные позиции в Сицилии, приступ или к фактическому захвату папских владений в Южной Италии и к созданию своего государства. Поэтому ставленник Франгепанов папа Гонорий II (1124–1130) начал войну против норманнского герцога Роже II, владевшего Сицилией. В ходе боев папа попал в плен к норманнам, и из-за отсутствия вооружённой силы, а также поддержки со стороны императора он не смог воспрепятствовать созданию единого норманнского государства, опирающегося на Сицилию. Укреплению норманнского государства в значительной степени способствовало то, что в Риме григорианское папство оказалось во временном кризисе. Город стал ареной новых партийных боёв. После смерти Гонория II партия Франгепанов избрала папой Иннокентия II (1130–1143), а другая, противостоящая ей аристократическая партия Пьерлеонов – выходца из своей семьи Анаклета II (1130–1138). Норманны поняли, что из этого раскола они могут извлечь выгоду. В обмен на вооружённую поддержку Анаклет II в Беневентском соглашении сделал герцога Роже II королем Сицилии, Калабрии и Апулии, а норманнское королевство признало сюзеренные права папы. В то же время Иннокентий II получил поддержку со стороны германского короля Лотаря III, за что папа в 1133 году короновал его в императоры. Затем в течение десяти лет шла борьба между императором и норманнским королём, в которой североитальянские торговые города принимали участие на стороне папы и императора (так как южные торговые города являлись их конкурентами). В 1137 году скончался поддерживавший папу император Лотарь III, и Роже вновь одержал верх. Иннокентий же попал в плен к норманнам; после смерти антипапы он был вынужден признать норманнское королевство и благодаря этому смог вернуться в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

713, 716 fin., 717, 720 (у греков оставались во Фракия только Селиврия и Визия, у латинян Константинополь, Адрианополь и Дидимотика) и в житиях Филофеи терповской и Илариона меглннского, принадлежащих патр. Евфимию (Лаврск. ркп. 676, л. 763 об. и Волоколамск, ркп. 629, л. 241 об. fin.). Северо-западная граница в 1204 г. была насупротив находящегося за левым берегом Дуная городка Кубина, по тогдашнему Keve (см. послание папы Иннокентия III к венгерскому королю в Monumenta Slavornm Meridionalium Тейнера т. I, стр. 34 и в Патрология Миня т. 215, стр. 411, а это будет именно устье соединенной Моравы. Перед 1204 г. венгерский король отнял у Калияна область, в которой находилось пять епископских кафедр (см. послание Калияна к Иннокентию III у Тейнера ibid. стр. 30, у Миня ibid. стр. 291; область не называется по имени, но под ней необходимо разуметь область белградскую, потому что ведьм разуметь никакой другой. О страшной жестокости, с которою пустошили империю и вели себя по отношению к грекам Калиян и его два предшественника, см. Memor. pop. II, 690, 693, 711 нижний текст, 714, § 266, 718, § 272. Есть хризовул Калияна от 2 февраля 1192 г., см. Slavische Bibliothek Миклошича т. I, Wien, 1851, стр. 154; но вероятно, он был дан им, когда еще он был только участником братьев в правлении (cfr Хониата в Царствовании Алексея Комнена гл. 6, Акрополита гл. 12). Что Калиян один остался на престоле после братьев действительно не ранее 1196 г., об этом следует заключать из одного его собственного послания к пане Иннокентию III (у Миня в Патрол. т. 215, стр. 155; в этом послании, отправленном в июне 1203 г., давая знать папе, что пытался войти с ним в сношения с самого вступления на престол, он говорит, что от начала попыток прошло шесть лет). 15 О владениях болгар при Асене см.: 1) в записи, сделанной им самим в 1230 г. по случаю сооружения в Тернове церкви Сорока Мучеников (в Чтен. Общ. Ист. 1859 г. кн. 2, в статье Даскалова «Открытия в Тернове», стр. 19); 2) в грамоте неизвестного года, данной им же рагузским купцам (в издании Миклошича Monamenla Serbica, Viennae, 1858, р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Папе Иннокентию III удается подчинить себе римский сенат и утвердить за Св. престолом право инвеституры римских магистратов; вновь подчинить Римский дукат, а затем – и иные земли, входившие в состав Церковного государства согласно «Пипинову дару» и наследству Матильды Тосканской. Папа покровительствует городам, ведущим борьбу за освобождение от имперской зависимости и коммунальные права. Более того, ему удается встать в положение третейского судьи в разделенной политическими пристрастиями Священной Римской империи: двухпартийные выборы короля после смерти сына Барбароссы Генриха VI (король Германии в 1169–1197 гг., император Священной Римской империи в 1191–1197 гг. и король Сицилии в 1194–1197 гг.) и обращение обеих партий к папе сделали его протектором империи. В то же время эти события стали началом ожесточенной борьбы Св. престола против династии Гогенштауфенов и вообще против монархического единства Германии в целях достижения совершенной независимости Церковной области от империи, а папской власти – от власти императоров. Война пап и императоров Оттона IV и Фридриха II, несколько антикоролей (никто из них, правда, теперь не посмел выдвинуть антипапу), чреда предательств, взаимных обвинений и отлучений, последовавшие за этими событиями, полностью истребили дом Гогенштауфенов. Однако Иннокентию III уже не пришлось увидеть славный конец развязанной им европейской баталии, смысл которой заключался в том, чтобы решить, наконец, перманентный конфликт между идеей всемирного владычества Римской империи и идей всемирного владычества Римской церкви. Ее плоды в разной мере пожали Гонорий III (1216–1227) и Григорий IX (1227–1241). После того, как 8 июня 1201 г. в Нейсе был составлен договор (так называемая Нейсская капитуляция), согласно которому впервые были определены границы Церковной области и установлена самостоятельность церковного государства, за что поддержанный папой Оттон Вельф [король Германии (римский король) с 1198 г., император Священной Римской империи в 1209–1215 гг.; ум. 1218] был признан императором, ситуация с инвеститурой кардинально меняется: если раньше императоры назначали пап, то ныне папы стали назначать императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОРОЗИНИ [Лат. Morosini] Томмазо (Фома) (между 1170 и 1175 - июнь/июль 1211, Фессалоника), лат. патриарх К-польский (с кон. 1204). М. происходил из знатного венецианского рода, обучался в Равенне, был субдиаконом папы Иннокентия III (1198-1216). После падения Византии во время 4-го крестового похода согласно договору между «венецианской» и «франкской» партиями, заключенному в марте 1204 г., одна из партий получала право избирать императора новой Латинской империи , другая - назначать капитул храма Св. Софии и избирать патриарха. В мае 1204 г. императором стал представитель «франков» Балдуин I , а венецианцы соответственно сформировали капитул Св. Софии. В кон. 1204 г. они избрали патриархом М. (точная дата неизв.). Неск. месяцев папа Римский Иннокентий III оставался в неведении относительно принятого решения. 21 янв. 1205 г. он аннулировал процедуру избрания как незаконную (Urkunden. 1856. Bd. 1. S. 524-528). Вместе с тем он сохранил К-польский престол за М., в течение неск. недель в марте 1205 г. рукоположив его в Риме во диакона, пресвитера, епископа и архиепископа. 30 марта М. был дарован паллий, этим числом датированы первые послания папы к М. в его новом статусе (Ibid. 1856. Bd. 1. S. 539-546). В мае 1205 г., еще до прибытия М. в К-поль, папа установил новый порядок избрания на Патриарший престол, при котором больше полномочий получали католич. прелаты монастырских церквей К-поля ( Wolff. 1954. P. 297). Тем самым роль прелатов возрастала, и в течение всего Патриаршества М. папские легаты, М. и латинский император вели споры о праве их назначать. Патриаршество М. отмечено конфликтами с православным населением Латинской империи, Папским престолом, венецианцами, франками и императором. После поставления М. из Рима отправился в Венецию и в качестве новоизбранного патриарха подтвердил права венецианцев на все храмы, захваченные ими в ходе разграбления К-поля. В нояб. 1209 г. папа Иннокентий III признал М. свободным от этого решения, как будто бы принятого под давлением, а не добровольно (PL. 116. Col. 162). В течение неск. лет, несмотря на сопротивление М., папе удалось сократить присутствие венецианцев и в числе прелатов, и в числе каноников Св. Софии ( Wolff. 1954. P. 236-242; Tricht. 2011. P. 220-221). В дек. 1208 г. М. был вынужден торжественно отказаться от данной им в 1205 г. клятвы принимать в капитул Св. Софии и назначать прелатами только венецианцев. Приблизительно в это же время М. был обвинен франками в растрате сокровищ храма Св. Софии и разграблении их церквей, однако М. удалось оправдаться ( Wolff. 1954. P. 242-244). М. участвовал в переговорах с Римом о церковном подчинении некоторых спорных территорий: несмотря на то что ему не удалось восстановить церковную юрисдикцию К-поля над Кипром (авг. 1206), он сумел пресечь попытки Патрской архиепископии перейти в прямое подчинение Риму в нояб. 1209 г.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

Из предыдущего можно видеть, что при изложении событий Четвертого крестового похода, в особенности же при объяснении мотивов, которыми руководствовались главные деятели, нельзя ограничиваться тесными хронологическими рамками. В организации и направлении этого похода принимали участие многие факторы, из коих одни хорошо выяснены, другие же или совсем неизвестны, или только намечены. Ясно, что здесь необходимо считаться и с общим строем европейских дел, и с отношениями Византии к Италии и, наконец, с борьбой светской власти с духовной. К концу XII в. ни у кого уже из политических деятелей не оставалось сомнения, что крестовые походы в Палестину есть праздное дело, не могущее закрепить за христианами Иерусалима. После громадных жертв, принесенных в удовлетворение религиозного чувства, после трех больших походов, в которых принимали участие императоры германские, французский и английский короли, Иерусалим все же оставался в руках неверных. Сирия и Палестина и горные ущелья Малой Азии поглотили уже до миллиона крестоносцев. Мусульмане издевались над христианами, и последним уже приходила мысль, что Бог не благословляет дело европейского христианства. Но большинство военных и политических деятелей того времени были того мнения, что неудача крестовых походов лежит в систематическом противодействии европейцам со стороны византийского императора: он, говорили, подстрекает мусульман и устраивает засады крестоносцам, он заключает союзы с неверными и всеми мерами вредит успеху и развитию христианских княжеств на Востоке. Душой и возбудителем Четвертого похода был папа Иннокентий III, один из величайших умов, какие только руководили церковной политикой. С первых же дней вступления на престол 9 января 1198 г. Иннокентий начал ряд мер, чтобы расшевелить католический мир идеей крестового похода, который следовало направить не в Палестину, а в Египет, ибо оттуда мусульманство черпало силы для борьбы с христианами. Не довольствуясь обыкновенными и испытанными уже средствами: буллами и письмами к королям и духовным и светским князьям, назначением специальных проповедников по селам и деревням и тому подобное, Иннокентий сам подал пример воодушевления крестоносной идеей: он снарядил на собственный счет корабль, снабдил его экипажем и припасами, пожертвовал десятую часть доходов римского престола на крестовый поход и потребовал отчисления на тот же предмет 1/40 части всех доходов католической церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Связав основные части Моисеева плана в органическое целое одною общей идеей, Иннокентий подвергает, затем каждую из этих частей переработке. Так как в общем учении о религии он касается, между прочим, и вопроса, как можем мы доходить до познания о Боге, то первые два члена, которыми в конспекте Моисея начинается первая часть, у него выпущены, как излишние и сами собою выпадавшие. Первый член второй части по конспекту Моисея у него отнесен к первой части, потому что в логическом отношении неловко перерезывать общее учение о человеке пополам и одну половину оставлять в первой части, а другую выносить во вторую; с другой стороны, чрез отнесение учения о падении прародителей и первородном грехе в первую часть предмет второй части – лицо Бога-восстановителя и дело совершенного Им восстановления выступил с большею выпуклостью. Наконец, выпущен у него и первый член, который начинает собою в конспекте Моисея третью часть и с буквальною точностью взят у Добмайера. Урегулировать общие границы и содержание каждой из трех частей плана, Иннокентий сделал существеннейшие исправления и в их частном составе. Эти исправления касаются главным образом второй части. В начале ее он вставил отсутствовавшие у Моисея учение о предвечном совете Божьем касательно восстановления и спасения человека, остающиеся на этом месте и до сих пор в догматических системах; в более выпуклом очертании раскрыл весьма бедно и бледно представленное у Моисея учение о служении Иисуса Христа пророческом, первосвященническом и царском; очистил учение «о необходимых условиях к получению спасения» от заимствованного Моисеем у лютеранских догматистов параграфа de justifecatione, vocatione, illunimatione, и проч. 45 Но особенно конспект Моисея поражает тем, что в нем мы не находим даже и намека на учение о церкви, – пробеле, который в конспекте Иннокентия восполняется в рубрике о царском служении Иисуса Христа 46 . Выработанный таким образом, план Иннокентия является в собственном смысле слова первым систематическим планом догматики, группирующим догматический материал в том составе и объеме, в каком система православной догматики остается и доселе. III. Конспект по нравственному богословию

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

61 В старой александроневской академии были прекрасные певчие и музыканты, устраивавшие концерты в зале, на которые съезжались знатные лица из города, и митрополит Амвросий нередко присутствовал на них. (Зап. Виногр. стр. 560. Русск. стар. 1878. 8.) 64 Разрядные списки дают основание для суждения об успехах учеников. В конце книги приложены все списки окончивших курс. Для суждения же об успехах в некурсовые годы и не в одном высшем отделении берем на выдержку списки за некоторые годы. 1818 г. 1826 г. 1836 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Высш. отд. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 1829 г. 1835 г. 1841 г. I разр. II разр. III разр. Вне.р. I разр. II разр. III разр. I разр. II разр. III разр. Средн. Низш. 1-го Низш. 2-го 65 Предпис. Комм. 1828 и затем 1829 г. На основании Высочайше утвержд. 6 дек. 1829 г. положения о способах к улучшению состояния духовенства предписано: «детей незрелого возраста и учения удерживать в низших классах, для совершенствования в свойственных предметах учения... дабы получали более зрелое образование и в более зрелом возрасте приступали к священству». 66 Так в 1837 г., вследствие предписания митрополита, переведен в высш. отделение оставленный по молодости (17 л. впрочем) на повторительный курс в среднем, второразрядный воспитанник Н. П., за которого просила преосв. Серафима крестная мать ученика, помещица. 67 Иногда они вновь сдавали экзамен и получали повышение в списке и напр. Н. Дремяцкий (1829 г.) получил после ревизорского экзамена в 1830 г. 1-й разряд, Ив. Надеин (1831 г.), по желанию, остался на повторительный курс и окончил высоко в первом разр. в 1833 г. 68 Предписание акад. правл. от 9 марта 1834 г. В 30-х годах видим нередкие случаи в спб. семинарии назначения из окончивших курс в старшие, комиссары и проч. 70 Об этом было особое предписание Комиссии дух. уч. и в январе того же 1827 года, чтобы профессоры неопустительно требовали от учеников отчета в уроках и в чтении книг по тому или другому предмету (ср. § 20 и 23 введ. к уставу дух. учил.) Иннокентий же между прочим писал: «дабы сей части весьма важной в методе основательного учения, но большею частию оставляемой без внимания, дать прочное направление, кажется, полезно было бы заставить учащих представлять в семинарское правление повременные таблицы, в коих должны быть означаемы книги и проч...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Норманнское завоевание Сицилии. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 138) Норманнское завоевание Сицилии. Миниатюра из кн. Петра Эболийского «Liber ad honorem Augusti». 1196 г. (Bern. Burgerbibliothek. Cod. 120 II. Fol. 138) Несмотря на укрепление папской власти над Римом в понтификат Адриана IV, во время схизмы в 1159-1180 гг. папы - как законный понтифик Александр III, так и поддерживаемые императором антипапы Виктор III, Пасхалий III, Каллист III и Иннокентий III - лишь эпизодически бывали в Риме, где в этот период утвердилось коммунальное правление. Относительно прочный контроль над городом установил лишь папа Климент III . В 1188 г. он заключил договор с городской коммуной, по к-рому папа признавался правителем Рима, ему на верность присягал сенат, обладавший верховной властью в коммуне. Папе были возвращены его прежние владения в Риме, взамен он обещал финансировать восстановление городской стены. Вопрос о праве сената самостоятельно объявлять войну и заключать мир не оговаривался, однако, судя по всему, рим. коммуна сохранила за собой это право. К сер. 80-х гг. XI в. Юж. Италия была практически вся завоевана норманнами, к-рые вытеснили арабов, лангобардских князей и византийцев. Специфика развития Юж. Италии под властью норманнов определялась политической раздробленностью, преобладанием сепаратистских тенденций среди феодальной знати, усиливаемых факторами полиэтничности и поликонфессиональности населения этого региона. Проживавшие там лангобарды, греки, норманны принадлежали к разным конфессиям, арабы исповедовали ислам, каждый из народов имел собственные законы. Политическое объединение большинства земель Юж. Италии в правление Роберта Гвискара было непрочным и распалось после его смерти (1085). Южноитал. гос-ва были вновь объединены под властью сицилийского гр. Рожера II (1105-1154, король с 1130). Присоединение герцогств Калабрии и Апулии к владениям графа Сицилии стало возможным при слабом правителе герц.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

На самые политические и государственные отношения запада он влиял с таким подавляющим авторитетом, что, казалось, запад вполне помирился с идеей иерархической монархии, в которой власть папы должна быть признана абсолютною. Папа во все вмешивается, всюду распоряжается, и пред ним трепещут все, начиная от низших клириков и кончая монархами. Некоторые из государей вступали в борьбу с папою, но Иннокентий III оставался всякий раз торжествующим победителем. Тщетно восставали так же против папского авторитета и еретики. Как жестоко приходилось им платиться за это, можно видеть на альбигойцах, которые подверглись почти поголовному истреблению. Историки согласны, что в эпоху Иннокентия III идеалы папства, в самом крайнем их развитии, осуществились настолько, насколько вообще действительность может соответствовать идеалам. Характеризуя эту эпоху, Гассе замечает: «Иннокентий III на самом деле явился духовным универсальным монархом, который соединил в одно великое государство отдельные народы и государства запада и около которого толпились императоры и короли только как телохранители». В конце эпохи утверждения и процветания папского могущества приобретает громкую известность еще имя Бонифация VIII. Высокомерием тона ему удалось затмить самых славных своих предшественников. Но за свое высокомерие ему пришлось испытать и унижение настолько великое, что после того папство никогда не могло возвратить прежнего могущества. Его столкновение с французским королем подорвало нравственный авторитет папства в глазах целого света. По выражению Грановского, с этого времени «великая поэтическая роль папы кончилась». Почти одновременно с делом Ротада случилось на западе другое событие, которое помогло также Николаю I упрочить за папским престолом права верховного судии христианского мира. Лотарингский король Лотар II, ослепленный страстью к Вальдраде, особе легкомысленного поведения, вздумал возвести её на престол. С этою целью он распустил дурные слухи о своей законной супруге Титберге и стал домогаться развода с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Лотарингские епископы должны были смириться; доброе имя Титберги восстановлено и она вновь получила права супруги Лотаря и королевы; Вальдрада же подверглась епитимьи. Такой исход дела обеспечивал за папами право – быть блюстителями закона для всей церкви, право верховной судебной власти над всеми христианами, не исключая и государей, также право отменять решения областных соборов, созывать новые, судить и низлагать епископов. Известны и другие случаи, когда папы требовали к своему верховному суду королей, не хотевших уважать святости брачных уз. На клермонском соборе 1095 г. папа Урбан II отлучил от церкви Филиппа I, короля французского, за незаконное бракосочетание с графиней Бертрадою. Спустя столетие Иннокентий III наказал интердиктом французского короля Филиппа Августа, который отверг свою супругу Ингебургу и женился на одной графине. Около того же времени Альфонс IX вступил в брак со своей племянницей. Посредством интердикта Иннокентий III заставил и его расторгнуть незаконное супружество. Можно было бы доказать, что папы наказывали сластолюбивых королей, преследуя свои личные цели, которые со святостью брака не имеют ничего общего. Папы находили политику этих королей несогласною с интересами апостольского престола. Это-то собственно и вооружало их против королей. Не имея возможности вступить в открытую и прямую борьбу с враждебною политикою, папы избирали косвенные пути и выступали блюстителями нравственного закона. Поучителен в этом отношении следующий факт. Урбан II отлучил от церкви Филиппа I. Но когда его политика стала совпадать с видами папы, то Пасхалий II, преемник Урбана, не обращал уже внимания на то, что король продолжает незаконную связь с Бертрадою. При всем том борьба пап против соблазнительной жизни королей много помогла упрочению нравственного авторитета римских первосвященников. Папа обуздывает порок, не взирая на лица; папа не стесняется карать грех даже тогда, когда он гнездится в сильных мира сего, когда греху потворствуют епископы. Этого ли еще недостаточно для признания за папами верховной судебной власти? Руководимый нравственным чувством, народ невольно склонялся в пользу папы и таким образом вопрос об юридических правах папской кафедры на верховную судебную власть стушевывался и терял силу. Поэтому, когда Филипп Август хотел оставить без внимания приговор Иннокентия III, то народ стал роптать так громко, что король вынужден был наконец покориться требованиям папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010