—63— лезни, неоднократно заставлявшей его обращаться к помощи академического врача, а в) к Ивану Пампулову и Савве Поповичу, как студентам-иностранцам, применяя требования, изложенные в определении Святейшего Синода от 11 марта / 9 апреля 1869 г., – всех их также перевести в III курс и дать соответствующие их успехам и поведению места в списке. 3) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении дозволить студентам Николаю Величкину, Парфению Грузинову, Сергею Смирнову , Николаю Фаминскому и Евстафию Пиотуховичу сдать устные испытания по тем предметам II курса, по которым они, вследствие засвидетельствованного врачами болезненного состояния, не держали оных своевременно, – после летних каникул, в августе месяце. III. а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов III курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. – По рассмотрении сих списков оказалось, что из 54 студентов III курса 11 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям балл не менее 4½, 27 – не менее 4 и 16 не менее 3. – Неудовлетворительные баллы имеют студенты: Петр Петров – на семестровых сочинениях: по истории и разбору западных исповеданий – 2+, по педагогике – 2– и Стефан Мелиссари (греческий уроженец) – на устных испытаниях по педагогике и истории и обличению русского раскола – 2½, по истории и разбору западных исповеданий – 2+ и на семестровых сочинениях по церковному праву и педагогике – 2. б) Представленный исправляющим должность инспектора Академии иеромонахом о. Иннокентием и рассмотренный Правлением Академии список студентов III курса с обозначением баллов по их поведению. В этом списке поведение 34-х студентов обозначено баллом 5, 12-ти баллом 5, 4-х баллом 5=и 4-х баллом 4. Справка: Студент III курса Александр Покровский, по определению Правления Академии от 19 числа минувшего мая месяца, уволен был из Академии на год с правом поступить в другое высшее учебное заведение, но до возвращения в Академию журнала Правления Академии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изображение холерного времени по ним см. в статье доктора Остроглазова в 200 Моск. Ведомостей за 1884 год. 8 См. Моск. Ведом. за 1830 г. 72 – 77. Срав. также письма Кристина в Русск. Архиве за 1884 г. кн. III, стр. 138. Меры эти имели для себя образцом меры против чумы 1771 г. Для сего срав. сейчас указанные места с письмами Екатерины II к графу Л.С. Салтыкову в Русск. Архиве за 1886 г. кн. 9, стр. 95 – 99, 102 – 104. 10 Тогда как прежде в Москве, при населении в 300.000 человек, по тому же исчислению, умирало ежедневно по 30 человек. 12 См. письма Филарета к викарию Иннокентию Сельно-Кринову в Приб. к твор. св. Отц за 1886 г. часть 37, стр. 356. 16 См. Сочинения Филарета, т. III. стр. 148. Москва, 1877. Мы имеем под руками эту проповедь (на 14 сентября) и в отдельном издании (Москва, 1830). Бумага в этом издании уже проколота: известная предосторожность от холеры. 18 Разумеется война с Турцией, как ближайшая по времени к появлению холеры. Эта война была в 1828 – 1829 годах. 20 Сочин. Филарета, т. III, стр. 149. Это слово, подобно слову на 14-е сентября, было издано и отдельно в том же 1830 году. 23 Так назван Филарет, как бы в противоположность военному генерал-губернатору Москвы, в стихотворении Н.М.Шатрова, Осень 1830 г., стр. 17. 26 Разумеется, по всей вероятности, Тамбовская губерния. См. Моск. Ведом. за 1830 г. 78 стр. 3473; Ведом. о состоянии г. Москвы 2; Рус. Арх. 1884: III, 137. 27 Именно 19 сентября было освящение храма Черниговских чудотворцев, в Замоекворечье, а 20-го освящение алтаря св. священномучеников Херсонских, на Даниловском кладбище. См. Соч. Фил. т. III, 151 – 152. примеч. 30 Именно владыка от 20-го же сентября писал наместнику Сергиевой Лавры Афанасию: «скажите ректорам (академическому и вифанскому), чтобы по своему ведомству употребили предосторожности». Приб. к твор. 1886, ч. 38. стр. 401. 31 Чтения в Общ. Истор. и Древн. за 1876 г. кн. III, стр. 91 – 92 отд. «Смесь», статьи о. архим. Григория «Распорядительность Филарета, митроп. Московского в 1830 году в холерное время».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для поддержки миссии христианизации Прибалтики еще в 1193 году (период епископства Мейнарда) папа Целестин III (1106–1198) издал буллу о крестовом походе против ливов. Реально тогда до организации военного выступления дело не дошло, но важен был сам факт соответствующего заявления. Считается, что помимо собственно крещения язычников Целестин преследовал цель не допустить перехода ливов в Православие 100 . Христианизация ливов давалась крайне тяжело. С жестким сопротивлением с их стороны столкнулся и преемник Мейнарда в сане епископа Бертольд Шульте. Ливы не единожды покушались на жизнь Шульте, нарушали клятвы об обращении в христианство. В поддержку епископа папа Иннокентий IV предоставил отпущение грехов всякому, кто вооружится против вероломных ливских язычников. В итоге Бертольд был все же убит, а его преемником стал Альберт Буксгевден, образ которого связывается с основанием Риги. Новый епископ практиковал ежегодные весенние военные походы, смысл которых состоял в силовом восстановлении христианства. Ливам Альберт не доверял и не считал, что, крестившись, они становились подлинными христианами. Более доверял он силе меча, что составляло общую тактическую линию действий католиков в языческом мире 101 . Особая роль в политике католического наступления в Прибалтике принадлежала соратнику Альберта Буксгевдена монаху-цистерцианцу Теодориху из Турайды. Он дважды отправлялся в Рим к папе Иннокентию III, добившись от того буллы о крестовом походе против ливов. Иннокентий III подтвердил санкции Целестина III, что и явилось формальным основанием начавшегося в 1198 году Ливонского крестового похода. В Прибалтику направились из разных уголков Европы вооруженные отряды крестоносцев. В 1207 году территория Ливонии – Terra Mariana (буквально – Земля Девы Марии) была провозглашена первоначально княжеством в составе Священной Римской империи, а затем, с 1215 года, – непосредственным владением Святого Престола. Позже, оставаясь в таком качестве, она была разделена на шесть конкурирующих друг с другом феодальных образований: Рижское архиепископство, три епископства – Курляндское, Дерптское и Эзель-Викское, Ливонский орден (генезисно – Орден меченосцев) и Эстонское герцогство – владение датского короля. Они конкурировали друг с другом, сталкиваясь зачастую в вооруженных противостояниях. Папа интриговал между ними, поддерживая то одну, то другую сторону. Особо острым являлось противоборство датчан и Ордена меченосцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1144 г. папа Луций II подтвердил суждение папы Урбана II о подчинении архиепископа Д. Турской кафедре и призвал суффраганов Д., епископов Сен-Бриё и Трегье, вернуться в юрисдикцию Тура (PL. 179. Col. 874-878). Аналогичное суждение высказал папа Евгений III (PL. 180. Col. 1183-1185), который поручил рассудить спор Бернарду Клервоскому . Бернард решил, что архиепископу Д. можно носить паллий при условии рукоположения в Туре. Суффраганы Д., епископы Сен-Бриё и Трегье, оставались в юрисдикции архиеп-ства. Однако в 1148 г. епископ Сен-Бриё вышел из подчинения архиепископу Д., в 1150 г. за ним последовал епископ Трегье. Смерть Бернарда (1153) помешала окончательному урегулированию конфликта. Папа Анастасий IV (1153-1154) повторил суждение своих предшественников о подчинении Д. Турской кафедре и запретил преемникам архиепископа Д. ношение паллия (PL. 188. Col. 1040-1041). В 1154 г. архиеп. Гуго Леру, рукоположенный в Туре, получил паллий от папы Адриана IV при поддержке кор. Англии Генриха II. Папа позаботился о возвращении владений архиеп-ства Д., расположенных в Нормандии, но отменил подчинение епископов Сен-Бриё и Трегье архиепископу (PL. 188. Col. 1423, 1439-1440, 1599-1600). В 1161 г. папа Александр III подтвердил право Д. на статус архиеп-ства при условии рукоположения архиепископа в Туре (PL. 200. Col. 122-124). Впосл. понтифик направил кор. Франции Людовику VII послание с просьбой выступить посредником в споре, указывая на то, что кафедра Д. якобы была основана при участии франк. кор. Хильдеберта I и прославлена множеством святителей, мощи к-рых почивают во Франции (Ibid. Col. 1256). Кор. Филипп II Август (1180-1223) принял деятельное участие в разрешении конфликта. Канонист Стефан Турнейский от имени короля убеждал папу Луция III и рим. кардиналов поддержать архиепископа Турского (PL. 211. Col. 395-399). Впосл. король направил папе Урбану III послание с просьбой помирить архиепископов Д. и Тура (PL. 202. Col. 1489-1490). Папа Иннокентий III воспользовался смутой в Англии, последовавшей за смертью кор. Ричарда I Львиное Сердце, и слабостью Бретонского герц-ства. 1 июня 1199 г. понтифик вынес окончательное решение. В послании к Варфоломею, архиеп. Турскому, папа Иннокентий описал историю спора и подробно разобрал аргументы сторон. Д. был лишен статуса архиеп-ства и всех связанных с ним привилегий (PL. 214. Col. 624-634). Папа оповестил о своем приговоре кор. Филиппа II и представителей архиеп-ства Д. (Ibid. Col. 635-636). В 1201 г. архиеп. Жан де ла Муш подчинился папскому решению и был условно перерукоположен в Туре. Епископство Д. в XIII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/178787.html

Юлий II, итальянец из Савоны близ Генуи, Джулиано делла Ровере, 31.10; 26.11.1503–21.2.1513. Лев Х , флорентиец, Джованни Медичи, 11; 19.3.1513–1.12.1521. Адриан VI, из Утрехта, Адриан Флоренс, 9.1; 31.8.1522–14.9.1523. До 1978 г. последний папа неитальянец. Вакансия 2 месяца. Климент VII, флорентиец, Джулио Медичи, 19; 26.11.1523–25.9.1534. Павел III, римлянин, Алессандро Фарнезе, 13.10; 3.11.1534–10.11.1549. Вакансия 2,5 месяца. Юлий III, римлянин, Джованни Мария Чокки дель Монте, 8; 22.2.1550–23.3.1555. Марцелл II, итальянец из Монтепульчиано, Марчелло Червини, 9; 10.4.1555–1.5.1555. Павел IV, неаполитанец, Джанпьетро Караффа, 23; 26.5.1555–18.8.1559. Вакансия 4 месяца. Пий IV, миланец, Джованни Анджело Медичи, 25.12.1559; 6.1.1560–9.12.1565. Пий V, св., итальянец из Боско близ Алессандрии, Антонио (Микеле) Гислиери, 7; 17.1.1566–1.5.1572. Григорий XIII, болонец, Уго Бонкомпаньи, 13; 25.5.1572–10.4.1585. Сикст V, итальянец из Гроттаммаре близ Рипатрансоне, Феличе Перетти, 24.4; 1.5.1585–27.8.1590. Урбан VII, римлянин, Джованни Баттиста Кастанья, 15.9,1590–27.9.1590. Вакансия 2 месяца. Григорий XIV, итальянец из Кремоны, Никколо Сфондрати, 5; 8.12.1590–16.10.1591. Иннокентий IX, болонец, Джованни Антонио Факкииетти, 29.10; 3.11.1591–30.12.1591. Климент флорентиец, Иполлито Альдобрандини, 30.1; 9.2.1592–5.3.1605. Лeb XI , флорентиец, Алессандро Медичи, 1; 10.4.1605–27.4.1605. Павел V, римлянин, Камилло Боргезе, 16; 29.5.1605–28.1.1621. Григорий XV, болонец, Алессандро Людовизи, 9; 14.2.1621–8.7.1623. Урбан VIII, флорентиец, Маффео Барберини, 6.8; 29.9.1623–29.7.1644. Вакансия 1,5 месяца. Иннокентий X, римлянин, Джованни Баттиста Памфили, 15.9; 4.10.1644–7.1.1655. Вакансия 4 месяца. Александр VII, сиенец, ФабиоКиджи, 7; 18.4 1655–22.5.1667. Климент IX, итальянец из Пистойи, Джулио Роспильози, 20; 26.6.1667–9.12.1669. Вакансия 4 месяца. Климент X, римлянин, Эмилио Альтьери, 29.4; 11.5.1670–22.7.1676. Иннокентий XI, блаж., итальянец из Комо, Бенедетто Одескальки, 21.9; 4.10.1676–12.8.1689.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Деятельность И. была направлена на утверждение высшей административной власти Римского папы в Церкви, прелатам к-рой следовало лишь исполнять роль представителей папы. Нередко И. назначал епископов и архиепископов, не считаясь с мнением капитула; характерной чертой политики И. стало стремление к непосредственному утверждению Римским папой епископских избраний без согласия архиепископов, переводов епископов с одной кафедры на другую, лишения их полномочий. Среди монашеских орденов наибольшим вниманием и уважением И. пользовался орден цистерцианцев . Мн. доверенные лица папы и его легаты принадлежали к этому ордену. Вероятно, И. привлекала не только духовность ордена, но и его внутренняя организация (главным органом управления у цистерцианцев являлся генеральный капитул; существовала практика регулярных визитаций дочерних мон-рей, что позволяло быстро решать возникавшие проблемы). По инициативе папы подобные генеральные капитулы стали создаваться в др. мон-рях, следовавших бенедиктинскому уставу (напр., в обителях Дании в 1205, в Руане в 1210). Установление подобного органа управления предписывалось 12-м каноном IV Латеранского Собора всем церковным провинциям (осуществить это в полной мере удалось только в Англии). Иннокентий III, папа Римский, держит дарственную от св. Бенедикта. Роспись церкви мон-ря Санто-Спеко, Субиако, Италия. 1228 г. Иннокентий III, папа Римский, держит дарственную от св. Бенедикта. Роспись церкви мон-ря Санто-Спеко, Субиако, Италия. 1228 г. В понтификат И. получил офиц. статус нищенствующий орден тринитариев , созданный в 1198 г. для выкупа пленных христиан у мусульман. Тогда же происходило становление францисканского и доминиканского орденов. В нояб. 1206 г. И. повелел папскому легату в Лангедоке Раулю де Фонфруаду принять в миссию, посланную с целью убедить катаров отказаться от своих идей, Диего де Осма и Доминика де Гусмана, которые стремились следовать идеалу Христовой бедности. В нач. 1208 г. один из легатов, Петр де Кастельнау, был убит, миссия оказалась безрезультатной, но Доминик по-прежнему пользовался папским покровительством, благодаря чему в 1214 г. смог образовать 1-ю общину братьев-проповедников в Тулузе. В 1209 г. папа утвердил краткий устав ордена миноритов, который возглавлял Франциск Ассизский ; орден насчитывал 12 чел. Тем не менее 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал создание новых орденов.

http://pravenc.ru/text/468777.html

И тем не менее нельзя забывать, что Иннокентий III являлся одним из самых могущественных Римских епископов за всю историю папства. Это была не та фигура, с которой можно не церемониться. Поэтому едва ли обоснованно верить, что папа был обманут и разыгран «вслепую» маркграфом Монферратским и дожем. С другой стороны, нужно избежать иной крайности выставлять понтифика тайным организатором всей этой трагичной истории. Наверняка Иннокентий III о многом догадывался, что-то знал и, как человек опытный, практичный, был не против решить некоторые стратегические вопросы чужими руками. Но, безусловно, не теряя при этом достоинства Апостольской кафедры. А потому искренне негодовал по поводу актов вандализма, которые случились в пути крестоносного воинства. Можно не сомневаться в том, что первоначально папа Иннокентий III не был расположен к царевичуАлексею Ангелу, за которого просил Филипп Швабский и его супруга. Во-первых, отношение апостолика к спорящим за королевский титул Германии лицам к тому времени коренным образом изменилось. Вдовствующая королева Констанция признала протекторат папы над Сицилией и своим малолетним сыном Фридрихом II. Оттон IV Брауншвейгский не стал возражать против принятия Иннокентием III в свои владения всей Северной Италии, никак не отреагировав на заключенный Римом Нейсский конкордат и уступив папе Равеннский экзархат, Пентаполис, герцогство Сполетто, а также Тосканскую и Анконскую марку. Остался лишь Филипп Швабский, не желавший разменивать вожделенный титул на земли, которого папа в 1201 г. отлучил от Церкви. И хотя это почти никак не проявилось вовне, обращаться в такой ситуации к папе за помощью королю явно было не с руки. А, во-вторых, Иннокентий III прекрасно понимал, что в случае фронтального противостояния с византийцами Крестовый поход далеко не продвинется, и его мечта – вернуть Иерусалим под сень креста – не сбудется . Но вскоре все резко изменилось. Началось с того, что отношения Рима с императором Алексеем III Ангелом окончательно расстроились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 По данным архива Киевской дух. Академии Иннокентий назначен ректором Киевской дух. Академии 27 августа 1830 года (Архив. Киевск. Дух. Акад., дело по врунтрен. правл. 1830 г., на место Смарагда (Крыжановского), перемещенного ректором в Петербургскую Академию, а прибыл в Киев 15 ноября сего года (Дело по внутрен. пралв. 1830 г., 10 В сан архимандрита Иннокентий возведен 16 мая 1826 года, а степени доктора богословия удостоен 13 сентября 1829 г. (См. цитован. Выше послужной сп. Иннокентия в дел. архив. Киевск. дух. Акад. 1830 г., 11 Из представленного Смарагдом к декабрьским экзаменам 1829 г. конспекта видно, что в течении первого полугодия первого учебного года студенты V курса в высшем отделении выслушали следующие отделы: Prolegomena theologiae christianae, II. Doctrina de indole cognitionis nostrae de Deo, III. Doctrina de Dei attributis, IV. Doctrina de Deo Patre, Filio et Spiritu S. (Дело по внутрен. Правл. 1829 г., а в конспекте, представленном им к июньским экзаменам 1830 г. помечены прочитанными в течении второй половины учебного года отделы: I. Doctrina de mundi creatione, II. Doctrina de Dei provedentia, III. Doctrina de spiritibus, IV. Doctrina de statu hominis primitivo и V. Doctrina de primorum parentum lapsu (Дело по внутрен. правл. 1830 г., 12 Conspectus theologiae dogmaticae examine studiosorum ecclesiasticae KiJovensis Academiae sub finem guinti cursus academici instituendo accomodatus. Theologiae professor, Archimandrita Innocentus (См. дело по внутрен. правлен. 1831 г., 14 Conspectus theologiae dogmaticae examine studiosorum ecclesiasticae Kiovensis Academiae sub finem sixti cursus academici instituendo accomodetus. Theologiae professor, Archimandrita Innocentius. (Дело по внутрен. правл. 1833 г., 15 Comspectus praelectionum ex ambitu theologiae potissimum dogmaticae, guae coram studiosis Academiae Kiovensis habetae sunt posterioribus praeterlabentis anni mensibus. Theologiae professor Archimandrita Innocentius. An. Dom. 1833. Decemb. 16 (дело по внутр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

2. Крестовый поход Генриха VI не удался. Германский властелин скончался, подготавливая его. Но подготовка Крестового похода была лишь одним эпизодом его блестящего бурного царствования. Император Генрих VI был самым опасным врагом папства за всю его историю. В Риме смерть Генриха восприняли как избавление Божие. Однако более подробный рассказ о его царствовании принадлежит истории западного христианства. В 1198 г. на папский престол взошел, наверное, самый известный средневековый папа - Иннокентий III (1198-1216) , во многих отношениях талантливый человек и политик. Главной целью он видел единство христианского мира, естественно, под его собственным началом. Иннокентий III считал, что обладает всей полнотой как духовной, так и светской власти. Он начал с проповеди крестового похода, ибо считал позором для христианства то, что Иерусалим по-прежнему находится в руках врагов веры. Иннокентий даже обложил все духовенство данью: на крестовый поход каждый клирик должен был выделить сороковую часть своих доходов. Из прошлого наконец были извлечены уроки: папа назначил одного бесспорного лидера похода - маркиза Бонифация Монферратского. В Палестину крестоносцы должны были добираться по морю, а венецианцы - предоставить транспорт. Начались переговоры с дожем Венеции Энрико Дандоло. Ему уже перевалило за 80, и он был почти слепым (30 лет назад, будучи с посольской миссией в Константинополе, он с кем-то подрался и частично утратил зрение; с тех пор мстительный венецианец затаил ненависть к грекам). При всей своей слепоте Дандоло был одним из наиболее дальновидных политиков-прагматиков своего времени - правда, и одним из самых беспринципных. Никакая риторика относительно крестового похода как священного долга христианина на него не действовала. Но он понимал, что господство Венеции на Востоке может быть осуществлено на постоянной основе, только если будет уничтожена Византийская империя. Конечно, венецианцы имели там широкие торговые привилегии. Но привилегии могли быть и отозваны: это было вполне реальным, особенно ввиду того, что росла власть Генуи и Пизы, которые тоже заигрывали с Константинополем. Чтобы получить монополию, венецианцы должны были завладеть Империей. Скорее всего, идея изменить направление похода наверняка уже давно вызревала у Дандоло. Раньше византийцы добровольно уступили венецианцам господство на море, теперь они утратят из-за них свою Империю.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему и его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Григория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов. Орден доминиканский. Он основан был – в одно время с францисканским – одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. 1170 г.). В конце XII и начале XIII века в Римской Церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь большие волнения. Доминик, познакомившись в проезде чрез южную Францию с ее еретическим населением, решился для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Гонорий, в тех же видах утверждения католической веры, предоставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика во время его утверждения назван был орденом братьев-проповедников; впоследствии же в честь основателя он стал называться доминиканским. В 1220 году Доминик в уставе своего ордена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска. Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал, как орден ученый, в среде высших сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010