Деятельность выпускника, позже бакалавра КазДА, российского историка А. П. Щапова развивалась вне церковной исторической науки, но его первый ученик Знаменский стал одним из известных церковных историков. В академии работали его ученики И. М. Покровский и Ф. В. Благовидов . Общую церковную историю (византологию) преподавал Ф. А. Курганов . В области рус. словесности работали Порфирьев (автор трудов по истории древнерусской лит-ры и публикатор памятников древней письменности) и его ученик А. В. Попов , занимавшийся исследованием акафистов. Русскую литературу XVIII в. и агиографию изучал Царевский, расколоведением занимались Ивановский и Васильевский. В первые годы существования академии профессора Казанского ун-та А. Казем-Бек, М. М. Махмутов преподавали основы ислама, араб. и татар. языки. Когда в 1852 г. были созданы кафедры вост. языков и религий, предполагалось, что основу преподавательских кадров составят университетские преподаватели. Но в 1854 г. Восточный разряд был переведен в столичный ун-т и все профессора покинули Казань. Собственные востоковедческие научные школы в КазДА формировались самостоятельно. Вплоть до 1917 г. Казань была единственным за пределами С.-Петербурга и Москвы центром востоковедения, а в научном изучении ислама и буддизма занимала 1-е место в России. Именно в КазДА Г. С. Саблуков сделал 1-й научный перевод Корана на рус. язык. Труды казанских исламоведов, арабоведов и татароведов (все они в одинаковой степени владели и араб., и татар. языками) Ильминского, Е. А. Малова, М. А. Машанова , монголоведов и буддологов А. А. Бобровникова, И. В. Попова , архиеп. Иннокентия (Ястребова) , В. В. Миротворцева , сщмч. Гурия (Степанова) , Остроумова, Я. Д. Коблова (татароведение) во многом способствовали развитию востоковедения, этнографии, языковедения, многие из них сохраняют научную значимость. С приходом в 1911 г. в академию Катанова научная деятельность миссионерских кафедр приобрела в основном светский характер, главные труды были посвящены различным аспектам культуры Поволжья, Сибири, Ближ. и Дальн. Востока. Духовное наставничество

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Имеющиеся сейчас в нашем распоряжении информсводки ГПУ не отражают этих действий митрополита Вениамина, но упоминают о других подобных примирительных воззваниях, выпущенных новгородским митрополитом Арсением, псковским епископом Геннадием (Туберозовым), суздальским епископом Василием (Зуммером), витебским архиепископом Иннокентием (Ястребовым), задонским епископом Иоанном, духовенством Марийской области (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 25, 27, 94, 95; ГАРФ, ф. A-353, оп. 6, д. 7, л. 91). После расстрела толпы в Шуе власти способствовали распространению в Иваново-Возне-сенской и соседних губерниях воззвания владимирского митрополита Сергия (Страгородского) , где он доказывал “бесполезность выступлений защиты храмов верующими, приводя примеры евангелья слов Христа” (ГАРФ, ф. A-353, оп. 6, д. 7, л. 90). Углубляя расхождения в церковной среде по вопросу об отношении к действиям богоборческих властей, местные чекистские органы проводят работу по сталкиванию между собой разных групп духовенства и отчитываются перед Лубянкой в своих здесь успехах. Одно из самых первых свидетельств такого рода содержится в телеграмме из Ростова-на-Дону от 24.04. После сообщения об аресте ГПУ группы священников, “сподвижников архиепископа Арсения” (Смоленца), телеграмма сообщает о начавшемся организационном оформлении церковного раскола: “В Ростове лояльное духовенство организовало бюро для оказания противодействия епископской власти. В первую очередь Бюро намерено: 1-ое разоблачить епископа Арсения и епископскую власть вообще. 2-ое в замен епископства как форму правления организовать Комитет, 3-е содействовать изъятию ценностей” (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 97). Эти действия на Дону идут параллельно с оформлением по решению Политбюро московским чекистом М. Шмелевым центральных органов обновленческого движения (см. П-100, П-105). В дальнейшем информационные сводки ОГПУ будут уделять все большее внимание организации раскола Русской Православной Церкви и поддержке властями обновленческих групп. Будут приводиться и сведения об успехах и неудачах обновленческого движения, об арестах его противников. К началу осени 1923 г. тема раскола Церкви станет главной темой информсводок ОГПУ. Более общий аналитический обзор итогов этой деятельности ОГПУ по губерниям будет содержаться не в “ежедневных” (периодических), а в пространных обобщающих отчетах VI отделения ОГПУ, охватывающих время от нескольких месяцев до года. К публикации этих отчетов в настоящем издании (см. П-155, П-172) мы и отсылаем читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из губернского комитета РКП(б) И. Маймин получил распоряжение приостановить изъятие церковных ценностей по причине возникших в связи с этим осложнений . Он запросил рассчетно-кассовый подотдел губфинотдела о количестве уже изъятого золота и серебра, подготовленного к отправке в Гохран . На следующий день он запросил губком РКП(б) и отдел рабоче-крестьянской инспекции о прикомандировании от них в распоряжение комиссии по изъятию ценностей 15–20 человек , а также обратился в губернский отдел народного образования с предложением выделить 2 представителей для работы в комиссии по осмотру музеев и срочно составить списки тех ценных вещей, находящихся в ведении губернского музея, которые можно передать в пользу голодающих . Требования Маймина были удовлетворены . Учет ценностей в 26 православных церквах Витебска (включая приписные) состоялся с 27 марта по 3 апреля . Складывалась весьма напряженная ситуация, поэтому губернская власть потребовала от управляющего Полоцко-Витебского архиепископа Иннокентия (Ястребова) гарантии того, что при учете церковных ценностей со стороны православного населения никаких эксцессов не будет. По этому вопросу архиерей письменно обратился в губкомиссию по изъятию ценностей и указал, что проведено собрание духовенства, на котором данное мероприятие советской власти было признано законным и правомерным, приходские советы оказывают содействие при производстве учета ценностей, однако ни архиепископ Иннокентий, ни духовенство не могут отвечать за действия отдельных граждан . Одним из ярких противников изъятия церковных ценностей выступил преподаватель Витебского филиала Московского Археологического института, профессор истории и теории изящных искусств А. И. Успенский. Весной 1922 г., рискуя жизнью, он доставил Полоцкому и Витебскому архиепископу Иннокентию послание Святейшего Патриарха Тихона от 28 февраля «Ко всем верным чадам православной Церкви» и его устные указания по вопросу изъятия церковных ценностей, а также присутствовал на собрании городского духовенства, на котором обсуждалось патриаршее послание .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но, какой бы смысл ни заключался под формулой ex cathedra, различием в индивидуальном лице папы между частным богословом и общественным учителем церкви создается чрезвычайно странный психологический феномен. В самом деле, если как частный человек папа может быть еретиком или иметь ошибочные догматические представления, а как «вселенский» учитель церкви является органом самого чистого и подлинного православия, в таком случае в одном и том же лице даются, очевидно, два взаимно исключающие одно другое состояния или настроения. Примирение этих двух моментов возможно только под условием предположения, что папа еретик или имеющий ошибочные догматические представления, чем бы ни обусловливались его еретические и ошибочные мнения – заблуждением ли или богословским невежеством, изрекает православную истину под непосредственным озарением Духа Божия, являясь в этом случае не более, как пассивным органом божественных влияний, бессознательным и невольным оракулом чистых учений, словом, валаамовой ослицей... Так, по-видимому, папы и смотрят на акт непогрешимости. Иннокентий X (†1655) признавался, напр., что, занимаясь всю жизнь юридическими делами и процессами, он не имел никакого понятия о богословии. Но Бог, говорил он епископу монтпелльерскому, сообщил ему такую полноту разумения, что смысл Священного Писания оказался для него совершенно ясным и что он моментально постиг все тонкости и изгибы схоластики, – что он ощущает в себе осязательное присутствие Духа Божия. Осуждая пять янсенистских тезисов о благодати, он счел делом излишним совещаться с собором и даже с кардиналами: «все это зависит от вдохновения Духа Божия», – говорил он парижским богословам 38 . Так смотрят на этот предмет и защитники папской непогрешимости. Известно, по крайней мере, что существовала богословская школа, по мнению которой условиями непогрешимости папы должны быть, с одной стороны, предварительное богословское образование, с другой – совещание с епископами и богословами. Другая школа, состоявшая главным образом из иезуитов, возражала на это, что подобная непогрешимость была бы плохой услугой для церкви. Многие папы удостоены тиары как юристы, как администраторы или как члены высших фамилий. Будучи людьми уже пожилыми, они не могли бы, если бы даже и захотели, посвятить себя богословским наукам; многие из них не сумели бы даже и взяться за это дело. Нет: дар непогрешимости должен быть таким даром, который бы мгновенно просвещал и предохранял от заблуждения даже и несведущего папу. Когда папа дает решение вопросу догматического или нравственного характера, определение его непреложно, выражается ли он сейчас же или после размышления, советуется ли с кем-нибудь или не делает того. Седалище его непогрешимости находится единственно в святилище его духа 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Кроме журнальных статей, достаточно припомнить монографии Ястребова, Коржавина, Стукова и в особенности труды арх. Иннокентия и преосв. Хрисанфа, из коих первый дал полный историко-критический обзор всей догматической системы лютеранства, посвятив ему целых два тома своего обличительного богословия (тт. 3 и 4), а последний, в своей книжке «Характер протестантства и его историческое развитие», представил хотя небольшой по объему (стр. с 19 по 81), но в высшей степени живой и талантливый очерк лютеранства, обнимающий это вероучение во всей его полноте и излагающий все его отдельные части в стройной системе, соответственно внутренней зависимости их друг от друга. Но и при существовании этих трудов книга г. Маргаритова имеет свое значение. Характерная особенность её состоит, прежде всего, в том, что она строго основывается в своем изложении на первоисточниках и изобильно снабжена буквальными выдержками из них, в особенности из сочинений Лютера. Это придает книге г. Маргаритова некоторую специальную документальность, которая тем более имеет значения, что непосредственное знакомство с произведениями Лютера, представляющими собою около сотни немецких и латинских томов, может быть доступно лишь весьма немногим. – Столь же характерную особенность рассматриваемой книги составляет её стремление выяснить то различие, какое замечается в развитии лютеранского учения в указываемые автором периоды его истории. Поставляя это различие в зависимость от известных исторических влияний, автор с достаточною основательностью раскрывает его сущность и выставляет на вид те внутренние несообразности и противоречия в лютеранской системе, которые являются неизбежным следствием особенного характера её историче- —358— ского развития. Такая постановка дела, несомненно, имеет цену и значение в видах полемических и апологетических. Общий вывод наш таков, что книгу г. Маргаритова можно признать удовлетворительною для получения ученой степени магистра богословия». – б) Экстраординарного профессора по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофея Татарского: «Представленное под этим заглавием сочинение имеет своею задачею рассмотреть развитие лютеранского учения при жизни его главного основателя и из сопоставления двух противоположных направлений в раскрытии основных догматов протестантства за этот период показать его общую несостоятельность и условное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Организаторов процесса волнует не поиск истины, а свидетельство, что " Ты, Государь, от нас отступился " , что " довольно для Русского Народа правды жидовской, а русской правды ему не будет " , - писали почетный председатель отдела архиепископ Питирим (Окнов), товарищ председателя М.Я.Говорухо-Отрок, члены отдела Н.Е.Марков, А.П.Вишневский, А.К.Щекин и другие. 22 сентября Киевские патриотические организации направили телеграмму, которую подписали председатель губернского отдела Союза Русского Народа епископ Иннокентий (Ястребов), председатель отдела Русского Собрания протоиерей Г.Я.Прозоров, руководитель Русского Братства генерал П.Г.Жуков, члены губернского отдела Союза Русского Народа профессор П.В.Никольский, В.Э.Розмитальский и другие. В телеграмме отмечалось, что финляндцы с евреями и русскими изменниками " решаются нанести в лице Дубровина великую обиду Русскому Народу " . Киевские монархисты подчеркивали, что человеческий закон не гарантирует справедливость, тем более финляндский закон XVIII в.: " Ты же дан нам Богом, чтобы охранять справедливость и тогда, когда не может этого сделать закон " . Они умоляли Государя, чтобы Он повелел " судить русским судом " привлекаемых по делу Герценштейна. В защиту Дубровина выступил и старейшина патриотического движения генерал Евгений Васильевич Богданович, который обратился с письмом к великому князю Владимиру Александровичу. Богданович отмечал, что " враги Государя, без сомнения нарочно стараются достигнуть этой выдачи для того, чтобы оторвать сердца подданных от Монарха " . Если это случится, предупреждал генерал, " огорченные и оскорбленные русские патриоты уже не станут вторично жертвовать жизнью для того, чтобы потом подвергнуться участи Дубровина " . Богданович просил дядю Государя передать Царю, что он " умоляет Его Величество Своей Высочайшей властью спасти Дубровина, повелев изъять дело из ведения финляндского суда и передать его на новое рассмотрение суду русскому " . Вопрос об организаторах и участниках убийства Герценштейна и последовавшего вскоре убийства его друга еще одного известного еврейского деятеля редактора кадетской газеты " Русские ведомости " Г.Б.Иолосса так и остался до конца невыясненным. Правые винили в убийстве революционеров, а причину видели в присвоении, в частности, Иоллосом денег, направленных на нужды революции еврейскими банкирами. Известный современный исследователь право-монархического движения профессор Ю.И.Кирьянов полагал, что к организации этих убийств был причастен Департамент полиции. По его мнению, это " вполне укладывается в схему, согласно которой П.А.Столыпин, " умиротворяя " страну, ликвидируя партии " уличного действия " и устраняя опасных подстрекателей " беспорядков " , попытался создать впечатление, что вина за будоражившие общественное мнение " беспорядки " лежала не на властях, а на некоторых " союзниках " , и в этой связи козлами отпущения сделать А.И.Дубровина и его приверженцев " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

e) personalitas declarata respect Filii Dei, 5) Личность, явствующая по отношению к Сыну Божию, respect Spiritus S.; по отношению к Духу Святому. f) Characteristica personarum divinarum distinctio, 6) Характеристическое отличие божественных Лиц: а) hujus doctrinae origo, а) начало сего учения, б) characterum natura eorumque veritas б) природа отличительных свойств и их действительность respectu Patris et Filii, по отношению к Отцу и Сыну, respectu Spiritus S.; по отношению к Духу Святому. g) consubstantialitas Patris, Filii et Spiritus S., cujusque vertitas, 7) Единосущие Отца, Сына и Святого Духа: действительность единосущия modus incompehensibilis. его непостижимый способ. Doctrina de mundi creatione et sustentatione per providentiam devinam. Учение о творении мира и сохранении его божественным промыслом Criationis et mundi О творении мира. a) notio 1) Понятие о творении мира. b) mundi create 2) Сотворенного мира contingentia. случайность, auctor, виновник, productio et efformatio, произведение и образование, qualitas, качество, finis ultimus. последняя цель. Divinae Providentiae О промысле Божьем: a) notio 1) Понятие о нем, b) partes: 2) Части его: conservatio, сохранение, concursus, содействие, gubernatio; управление, c) affectiones. 3) действия. Doctrina de Spiritibus. Учение о духах: a) Spirituum notio, 1) понятие о духах, b) existentia, 2) их бытие, c) origo, 3) происхождение, d) natura, 4) природа, e) divisio in 5) разделение на а) Angelos, quorum, а) Ангелов: perfectio, совершенство их, numerus, число, ordines, varia officia. различные обязанности; б) Daemones, б) Демонов: eorum nomina, имена их, existintia, бытие, genus peccati, род их греха, natura, природа, status, состояние, studia, занятия, potestas noxia, сила вредоносная, numerus et ordo число и порядок. Doctrina de statu hominum primitivo, eorumque lapsu. Учение о первобытном состоянии людей и их падении. a) Creatio hominis, ejusque 1) Творение человека, modus, образ, tempus, время и locus, место творения;

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Таким образом, в бытность свою профессором Киевской духовной Академии, Иннокентий читал введение в круг богословских наук, догматическое и нравственное богословие. По всем этим трем наукам сохранились подлинные, или самим Иннокентием написанные, или только им заподписанные, конспекты, могущие служить для нас показателями широты того горизонта, в каком захватывались названные науки в его лекциях. Лекции свои Иннокентий, как ниже увидим, читал по-русски. Но оставшиеся от него конспекты написаны на латинском языке, что было последнею данью, заплаченною им много вечному предрассудку, по которому латинский язык считался наиболее приличествующим богословской науке. (Преемник его по кафедре, Димитрий, писал свои богословские конспекты уже по-русски). Для удобства читателя приводим эти документы с параллельным русским переводом. Ex prolegomenis in theologiam universam. Из введения в богословие вообще. Theologiae: a) notio, 1) Понятие о богословии. b) finis, 2) Цель богословия. c) differentia a S. Scriptura et Religione, 3) Его отличие от свящ. писания и религии. d) necessitas respectiva, 4) Относительная его необходимость. e) pretium, 5) Достоинство. f) munera, 6) Задачи. g) partes, 7) Части. h) reguisita future theologi. 8) Что требуется от приступающего к изучению богословия. Ex doctrina de Religione in genere. Religionis: a) notio, 1) Понятие о религии. b) necessitas habendae, 2) Необходимость религии. c) avctor, 3) Её виновник. d) divisio in naturalem et revelatam. 4) Разделение её на естественную и откровенную. Religionis naturalis: Естественная религия. a) notio, 1) Понятие о ней. b) existentia, 2) Существование ее в роде человеческом. c) affectiones, 3) Действия ее. d) insufficientia quoad cognitionem, – praxin. in se. 4) Недостаточность по отношению к познанию, – деятельности, самой в себе. Religionis revelatae: Откровенная религия. a) notio, 1) Понятие о ней. b) possibilitas quoad a) hominis receptivitatem, 2) Ее возможность со стороны б) Dei communicationem, а) восприемлемости человеком,

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

b) ejusdem revelandi possibilitas universalis, b) всеобщая возможность откровения таинства веры, c) requisita ex parte hominis ad regnum gratiae introducendum, c) что требуется со стороны человека для вступление в благодатное царство, d) partes gratiae, d) стороны благодати, e) actus mystery fidei in homine sensibiles. е) ощутительные действия т. веры в человеке. V. De indole hominis regeniti, ubi V. О природе возрожденного человека, где: a) hominis regeniti descriptiones sacrae, а) описания возрожденного ч. в свящ. писании, b) christiani practice vera indoles, quae communicator b) истинная природа деятельного христианина, сообщаемая a) omnibus naturae humanae partibus et а) всем сторонам природы человека и б) facultatibus: б) способностям: α) intellictus unctio s. illuminatio: α) помазание или просвещение разума: illuminationis medium et adjunctum, средство помазания и пособие β) voluntatis regenitae principium, β) начало возрожденной воли: negativum – abnegatio sui, cujus отрицательное – самоотвержение: 1) notio, 1) понятие о нем, 2) necessitas, 2) необходимость, 3) objectum, 3) предмет, 4) qualitates, 4) качества, 5) actus praecipui et effectus. 5) главные акты и действия; activum – amor Dei, cujus положительное – любовь к Богу: 1) notio, 1) понятие о ней, 2) objectum, 2) предмет ее, 3) qualitas, 3) качество, 4) effectus; 4) действия; γ) voluntatis regenitae libertas et efficacia. γ) свобода и сила возрожденной воли. VI. De inerementis et aetatibus vitae spiritualis, ubi VI. О росте и возрастах духовной жизни, где: a) veritas incrementorum, а) действительность роста, b) ipsae aetates, nempe b) возрасты: а) puerilis, а) детский, б) juvenilis et б) юношеский, в) virilis, в) мужский г) increventorum complementum. г) полнота роста. VII. De regenitorum tentationibus et bello spirituali. VII. Об искушениях возрожденных и духовной брани. a) Tentationum а) Искушения: a) notion, а) понятие о них, б) erigo, б) их происхождение, в) causae, в) причины, г) objecta; г) предметы;

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010