Кто-то из прежних писателей наших (если не ошибаюсь, К.С. Аксаков) заметил, что европейская история делает крутой поворот в своем течении ко второй половине каждого столетия; быть может, это бывало и бывает везде, но в европейской истории это не только нам субъективно заметнее, потому что известнее, но и в самом деле an und fur sich объективно резче, ибо романо-германская цивилизация самая сложная, самая резкая, самая самосознательная, самая выразительная изо всех прежде бывших. В самом деле, вспомним, что случилось в самое среднее десятилетие нашего века, т. е. от 48 до 60-го года, или, если хотите, от 51 до 61-го. (Это небольшое колебание цифр, конечно, не важно.) Первые социалистические бунты на Западе; строжайшая охранительная реакция Императора Николая в России и усмирение его оружием племенного восстания в Австро-Венгрии. 3 Начало 2-й империи во Франции (51-го года); наша Восточная война (53–56). Воцарение Императора Александра II в России и короля Фридриха Вильгельма в Пруссии (оба эти монарха, каждый по-своему, позднее произвели в России и Германии вторичное смешение групп и слоев социальных и политических). Объединение Италии (59–60); через это ослабление Франции и Австрии; через это новое усиление либерализма в обеих странах. Приготовления к шле-звиг-гольштейнской племенной (т. е. смесительной) войне в Германии и к либерально-эгалитарным реформам в России. В 61-м году начало того и другого. В то же время начало междоусобной войны в Америке, кончившейся политическим смешением южан с северянами, и социальное уравнение черных с белыми. В этот же промежуток времени, в 59 и 60-х годах, дальний азиатский Восток, Индия и Китай, как бы пробудясь от тысячелетнего отдыха своего, заявили вновь права свои на участие во всемирной истории; Индия впервые восстала; Китай вступил впервые в нешуточную борьбу с двумя передовыми нациями Запада: с Францией и Англией. Индия была усмирена; Китай был побежден. Но кончено – и тот и другая уже вовлечены в шумный и страшный поток всемирного смешения, и мы, русские, с нашими серо-европейскими, дрябло-буржуазными, подражательными идеалами, с нашим пьянством и бесхарактерностью, с нашим безверием и умственной робостью сделать какой-нибудь шаг беспримерный на современном Западе, стоим теперь между этими двумя пробужденными азиатскими мирами, между свирепо-государственным исполином Китая и глубоко мистическим чудищем Индии, с одной стороны, а с другой – около все разрастающейся гидры коммунистического мятежа на Западе, несомненно уже теперь «гниющем», но тем более заразительном и способном сокрушить еще многое предсмертными своими содроганиями…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Современные историки считают, что для иудея I века было вполне обычно и даже не составляло большого труда отправиться на корабле в Индию . Мофетт идет еще дальше: «Вполне возможно, в первые два века христианства Индия была гораздо более открыта для прямых контактов с Западом, чем за всю остальную историю до прибытия туда португальцев спустя пятнадцать столетий… Возможно, около 50 года нашей эры один из таких кораблей привез в Индию христианского миссионера из Иудеи, плотника, поскольку документы того времени говорят о том, что плотники пользовались на Востоке большим спросом. Например, для постройки царского дворца в южном тамильском королевстве Чола». Святые отцы Церкви об апостольской миссии святого Фомы в Индию Существует множество святоотеческих указаний о пребывании святого Фомы в Индии. Вот самые известные из них: Didascalia Apostolorum (Эдесса, 250 г. н.э.) сообщает: «Индия и все ее территории, и все, что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил». Святой Григорий Богослов (329-390) ссылается на Фому, а также на других апостолов в Слове 33, против ариан: «Что же апостолы? Разве не чужеземцы были для многих народов и городов, по которым они разделились, чтобы повсюду пронеслось Евангелие, чтобы все было озарено Троичным Светом, просвещено истиной, так чтобы и для сидящих во тьме и сени смертной рассеялся мрак неведения? Сказано: да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2:9). Слышишь, это говорит Павел! Пусть Петру Иудея; что же общего у Павла с язычниками, у Луки с Ахаией, у Андрея с Епиром, у Иоанна с Ефесом, у Фомы с Индией, у Марка с Италией, — что у всех (не говоря о каждом порознь) общего с теми, к которым они ходили проповедовать?» («Слово 33 против ариан и о самом себе») Святой Амвросий Медиоланский (333-397): «…Как дошло до того, что, утомившись от гражданских войн, верховное Римское командование передали Юлию Августу, и так междоусобные раздоры были прекращены. Это в свою очередь позволило апостолам без промедления отправиться по слову Господа Иисуса: «Идите, учите все народы». Даже государства, закрытые непроходимыми горами, стали им доступны, Фоме Индия, Матфею Персия. Также это (внутренний мир) расширило власть Римской империи по всей земле и смягчило распри и разногласия среди народов, укрепляя мир, давая апостолам возможность у истоков Церкви путешествовать во многие земли.

http://pravmir.ru/udivitelnye-fakty-preb...

Дается не для того, чтобы дать, а чтобы больше взять. Помогают не для того, чтобы помочь, а чтобы схватить и завладеть. Пропагандисты, а не апостолы сеяли до сих пор. Политики, а не братья предлагали и давали до сих пор. Искренняя Индия это почувствовала и отвергла. Всякое семя у нее растет, только не христианство. Не страшно ли это? Двум мировым империям, папской и Британской, не удалось до сих пор сделать даже столько, сколько сделал апостол Фома со своими бедными последователями. Но бедные – вот в чем решение загадки. От бедняка Индия примет Христа Мессию. Не от богача. И ни за что – от империалиста...» («Индийские письма», письмо 20 ). И отец Андроник (Елпидинский) впоследствии также описывал в своих мемуарах административно-силовые попытки вовлечения индийцев в католицизм («Восемнадцать лет в Индии», гл. 3, «Католичество» ). Отец Андроник отмечал: «Как уже замечено другими, христианство не завоевало себе до сих пор надлежащего места в Индии. Католики земными средствами увеличивают свою церковь и земными же средствами удерживают у себя людей» [там же, гл. «Куунен Кросс» ]. Трудно вообразить, чтобы Промысел Божий не для пользы попустил инославию распространиться в стране махрового многобожия. Но для чего? Нам-то приходится сейчас действовать в той ситуации, которая есть. Современные индийские законы, худо-бедно как-то терпящие или хотя бы учитывающие англиканский, протестантский и католический фактор, плохо подходят для ведения православной миссии, и приходится, считаясь с ними, аккуратно находить пробелы и поле для допустимой деятельности. Но хотя бы так! И слава Богу за всё! Иногда, до некоторой степени, эти самые законы могут быть в чём-то даже удобными и полезными, когда нужно прикрыть небольшую православную миссию громадами инославного присутствия, спрятать её от радикалов в бюрократических катакомбах. Не хорошо говорить «живая изгородь» по отношению к католикам и протестантам, принимающим на себя натиск индуистов, и лучше сказать «запирающий слой», пользуясь аналогией из физики полупроводников, когда на границе разных носителей заряда возникает область с барьером, преодоление которой требует от заряженных частиц высокой энергии.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/26/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Индийцам трудно представить, что кто-то может взять на себя последствия грехов человечества»: индолог Владимир Шохин об интересных особенностях проповеди Евангелия в Индии 9 мин., 22.05.2023 После Вознесения Христова апостол Фома отправился проповедовать в Индию. Там же он принял мученическую смерть от рук придворного местного царя. Сегодня веру во Христа в Индии исповедуют свыше 25 миллионов человек, причем индийские христиане называют себя «христианами апостола Фомы». Какой была Индия во времена апостола? Как он там оказался? Как восприняли его проповедь? Об этом и многом другом рассказал в фильме «Христианская Индия. Путь Фомы» на телеканале «Спас» индолог, профессор, доктор философских наук Владимир Шохин. Владимир Кириллович, говоря об истории христианства в Индии, необходимо иметь в виду, что она складывалась в контексте ее языческой культуры. А сколько вообще лет индийскому многобожию? Если брать за точку отсчета хараппскую цивилизацию — до появления в Индии индоариев, — то более 5000 лет. Но язычество здесь во многом, как и неоплатоническое язычество в античном мире, практически растворяется в философии, в метафизике. Хотя наряду с этим есть язычество и в очень брутальных формах, особенно в сельской местности. Впрочем, это огромный и очень разнообразный мир. Вообще в Индии меня больше всего привлекают не те вещи, которые обычно интересуют многочисленных любителей ее культуры, не мистика или йога, а особая эстетика индийской философской рациональности. Индийскую философию можно представить в виде большого дискуссионного клуба, в котором всегда принимало участие множество школ. И решение любого вопроса формировалось через опровержение альтернативных мнений — такой вот диалогический аналитический метод. Так что, я думаю, существует не один десяток тысяч текстов, которые можно было бы назвать религиозно-философскими. А какой была Индия во времена апостола Фомы? Территориально, думаю, она была больше. Возможно, включала какие-то части Афганистана, Южного Пакистана, Южного Ирана. В истории Индии были периоды — правда, не очень длительные — когда она даже практически превращалась в империю. Но по большей части это было множество мелких государственных образований. И там всегда было религиозное многообразие.

http://foma.ru/indijcam-trudno-predstavi...

Местом рождения Антонины в подлинных актах называется село Кромнов или Вродамнов; другие называют городом Кардамом и ищут во Фракии. Но издатели Деяний, полагая местом мучения восток и именно Ефес, где была особенно чтима Диана, полагают в Азии и место рождения св. Антонины. Св. мощи сих мучеников впоследствии были перенесены в Константинополь и положены в монастыре Максимовом, где память их чтилась торжественно и мощи их источали чудеса. Сказание о мучения сих святых издатели Деяний относят к древнейшим. 11 Св. ап. Варфоломей . В Деяниях св. (Aug. V. 7–108) очень обширное исследование об нем, где против Августина (Тгаст. 7 in Iohan.) и св. Григория (In Iob. lib. 33, с. 16), не считавших его в числе 12 апостолов, доказывается из Иоанна Златоустог о (Бес. на 20 Иоанн.), Кирилла александрийского (lib. 12 in Iohan), Оригена (I contra Cels. num. 48), Епифания (Haeres. 51) ж других, что он принадлежал к числу 12 апостолов и есть одно лице с Нафанаплом. Под Индиею, где он проповедовал, разумеется в собственном смысле Индия, а не Аравия, ибо Иероним говорит, что Пантен, нашедший евангелие Матфея, принесенное в Индию Варфоломеем, был у браминов. Местами его проповеди были следующие страны в таком порядке: Аравия, Индия, малая Азия, великая Армения. Помещены в Деян. св сказания об апостоле Псевдо – Авдиа вавилоняна, похвальная речь Феодора студита († 826), считающаяся более достоверною, другая речь Иосифа, вероятно, песнописца, особенно чтившего сего апостола, третья Никиты пафлогонянина, история перенесения мощей его на остров Липару и оттуда в Беневент. О перенесении мощей сн. 25 августа. Место его кончины – Албана или Албанополь. Полагают, что это приморский город Албана в Албании на западном берегу Каспийского моря (ныне Баку); ибо в Армении собственно Албаны не нашли. Албания тогда, вероятно, принадлежала к Армении (Он. Cal. un. eccl. VI. 240). Св. ап. Варнава . В Деяниях св. (Jun. II. 421) собраны многие разные и апокрифические сказания из Периодов или путешествий Варнавы, приписываемых Иоанну Марку, из встреч, приписываемых Клименту римскому ; помещены акты я страсть его, известные под именем Иоанна Марка, похвала ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По 13, хрисолиты – предмет ввоза в Индию (из Египта?), поэтому некоторые считают, что хрисолит у Плиния не хрисолит в 13, где он идентифицируется скорее как перидот. Нынешний топаз – это драгоценный прозрачный камень желтого цвета; оливин – драгоценный прозрачный камень бутылочно-зеленого, оливкового цвета (наиболее ценный) и других цветов (менее ценные). «Топаз» древних – зеленого цвета (по Плинию, XXXVII, 108), добывался только на острове Топаз (нын. о-в Св. Иоанна=о-в Сент-Джон, арабск. Зебергед, в 56 км от мыса Банас на северо-восточном побережье, в Красном море, где и сейчас добывается перидот) и, по-видимому, в Эфиопии (именно этот «хрисолит», т. е. оливин должны были ввозить в Индию в 13?). «Хрисолит» у Плиния (из Эфиопии) – желтого цвета, следовательно, не может быть нын. оливином (хризолитом, зеленого цвета); некоторые более склонны идентифицировать его как нын. топаз, а также цитрин (желтый кварц), желтый сапфир или желтый циркон. И в новое время «хризолитом» очень часто называли совершенно разные камни. Название «хрисолит» состоит из греческих слов χρυσς – золото и λθος – камень. хрисопрас – 11. XXXVII, 77; 113–114 (chrysoprasos, chrysoprasius lapis=греч. χρυσπρασος, χρυσοπρσιος λθος; от χρυσς – золото и πρσον – лук-порей, здесь точнее – цвет сока лука-порея) – идентифицируется как современная плазма (ярко-зеленая, светло-зеленая разновидность халцедона). Современный хризопрас (то же слово) – яблочно-зеленая разновидность халцедона. К ним может относиться хрисопрас в § 77. Но в § 113–114 Плиний относит к массе очень малоценных гемм зеленого цвета прасий (см.) и его разновидности и говорит, что им предпочитают хрисопрас (хрисопрасный камень – chrysoprasius lapis), тоже похожий по цвету на сок лука-порея, но немного переходящий от топаза (идентифицируется как современный оливин, зеленый) к золоту (т. е. желтый цвет), и что из него делают кимбии (маленькие чаши) и килиндры (изделия цилиндрической формы), а родина всех этих камней – Индия. Этот малоценный камень едва ли идентичен с хрисопрасом в § 77.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Первый раздел XI книги, § 1–12, обозначен: «Описание индийских животных и индийских деревьев», где речь идет преимущественно не об индийских животных, т. е. здесь слово «Индия» употреблено в расширительном обозначении (см. примеч. 15)) (13)Это большой остров в Океане 677 , лежащий в Индийском море, у индов называемый Сиеледибой, а у эллинов Тапробаной, где находится камень гиацинт 678 . Лежит он дальше страны перца 679 . Вокруг него есть очень много маленьких островов 680 , на всех имеется пресная вода и аргеллии, и все они большей частью с глубоководными берегами 681 . Большой остров имеет, как говорят туземцы, триста гаудий 682 в длину, столько же в ширину, то есть девятьсот миль 683 . На острове – два царя, враждебные друг другу: один – владеющий гиацинтом, и второй – другой частью, где есть эмпорий и гавань; эмпорий в той части тоже большой. (14) Есть на этом острове и церковь проживающих тут персов христиан, и пресвитер, рукополагаемый из Персиды, и дьякон, и все церковное богослужение. А туземцы и цари – язычники 684 . У них много храмов на этом острове. В одном их храме в вышине находится гиацинт, как говорят, огненный и большой, как большая сосновая шишка, и он светит далеко, особенно когда его освещает солнце, являя собой бесценное зрелище. (15) Остров, находясь посредине, принимает много судов из всей Индии, Персиды и Эфиопии, а также отправляет. Из внутренних стран 685 , я имею в виду из Цинисты и других эмпориев, он получает метаксий, алоэ, кариофилл, кариофилльное дерево, сандаловое дерево и все что там есть, и переправляет внешним странам, я имею в виду в Мале, в которой произрастает перец, в Каллиану, где есть медь, сесамовые стволы и другие ткани 686 (это ведь тоже большой эмпорий), а также в Синду, где есть мускус, кост и нард, в Персиду, в Гомерит и в Адулу, и, в свою очередь, получая товары из каждого из названных эмпориев и переправляя внутренним странам и вместе с тем отправляя в каждый эмпорий свои товары. (16) Синду есть начало Индийской земли. Ведь река Инд, то есть Фисон, впадающая в Персидский залив, разграничивает Персиду и Индию. Так вот, блистательные эмпории Индийской земли эти: 687 Синду, Орротй, Каллианй, Сибор, Мале с пятью эмпориями, вывозящими перец: Парти, Мангарут, Салопатана, Налопатана, Пудупатана. Дальше на расстоянии около пяти суток за пределами материка в Океане находится Сиеледиба, то есть Тапробана. Затем дальше в пределах материка находится 688 эмпорий Маралло, вывозящий раковины, Кабéр, вывозящий алабандин, затем далее следует... кариофилл 689 , далее Циниста, вывозящая метаксий, дальше нее нет никакой земли – ее ведь на востоке окружает Океан. Так вот, эта Сиеледиба, оказываясь приблизительно у срединной линии Индийской земли, обладающая и гиацинтом, принимает из всех эмпориев и переправляет во все, и оказывается большим эмпорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. Г.А. Тароняна 10. Квинт Курций Руф (первая половина I в. н. э.?) римский историк История Александра Великого (из десяти книг сохранились книги III–X) VIII. 9, 2–37 – 10, 1 (После раскрытия заговора «пажей» в Бактрии Александр Македонский двинулся на Индию, весной 327 г. до н. э.; кампания против Пора, 1, за Индом началась в конце весны 326 г.) 9.(...) (2) Индия почти вся обращена на восток, простираясь менее в ширину, чем в прямом направлении 194 . (3) Те части ее, которые принимают южный ветер 195 , поднимаются в очень высокое возвышение земли; остальные части – равнинные, и они предоставляют спокойный путь по полям многим известным рекам, берущим начало в горе Кавказ. (4) Инд холоднее, чем остальные, он катит воды по цвету не намного отличающиеся от морских. (5) Ганг, исключительная среди всех рек на востоке, течет в южном направлении, прямым руслом пересекает хребты больших гор, затем преграждающие скалы отклоняют его на восток. (6) Оба они впадают в Красное море. Инд смывает берега и много деревьев вместе с большой частью земли, и, препятствуемый скалами, он часто петляет; (7) там, где оказывается более мягкая земля, он образует топи и острова. Его увеличивает Акесин; (8) Ганг 196 перехватывает его на пути его течения в море, и вследствие силы потока обе реки сталкиваются, так как Ганг образует неудобное устье для впадающей реки и отбрасываемые воды не уступают. (5) Диардин менее известен, так как он течет на самом краю Индии; между прочим, в нем водятся не только крокодилы, как в Ниле, но и дельфины и неведомые у других народов огромные существа. (10) Этимант, вследствие частых изгибов то и дело извивающийся, потребляется окрестными жителями для орошения – вот почему свои скудные остатки он уже без названия изливает в море. (11) Много рек, помимо этих, пересекает всю страну, но они не пользуются известностью, так как протекают не по доступным местам 197 . (12) Те места, которые ближе к морю, простираются главным образом со стороны северного ветра, который, сдерживаемый горными хребтами, не проникает во внутренние места, вследствие этого благоприятные для взращивания плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

керамическая икона Благовещения Пресв. Богородицы. Собор выделяется необычной, не имеющей аналогов конструкцией перекрытия основного объема. На фасадах были использованы приемы, характерные для иконографии 6-столпного храма, внутри возвели 4-столпную конструкцию для поддержания сводов, отказавшись от зап. пары столбов и разделения зап. части наоса на 2 поперечных нефа. Высвободив в зап. части пространство, зодчие объединили его, перекрыв единым коробовым сводом. Смещенные к востоку 4 столба связаны между собой и с наружными боковыми и вост. стенами собора подпружными арками, на к-рые с помощью парусов опираются большой центральный и 4 малых барабана глав. Для поддержки зап. пары глав в вост. углах коробового свода введены дополнительные подпружные полуарки. В верхней части боковых стен под парусами, на подпружные арки к-рых опираются малые главы, сохранились круглые отверстия голосников-резонаторов. Зап. пара столбов имеет небольшие закрестия, а на уровне пят центральной подпружной арки - профилированные импосты. Вост. пара столбов соединена поперечной стеной, опирающейся на алтарные своды. Здесь проявляется еще одна, функциональная, особенность их устройства: на сводах алтаря в пространстве вост. поперечного нефа устроен тайник, освещенный через проемы в барабанах вост. пары малых глав и круглым окном центральной закомары вост. стены. Аналогов подобного устройства алтарной части соборных храмов в нижегородском зодчестве не имеется, зато этот прием был очень распространен в XVII в. при строительстве ярославских 4-столпных холодных храмов. Исторические росписи стен и сводов в соборе не сохранились, полностью утрачены иконостас с иконами XIV-XVI вв. и церковная утварь. Существующие иконостас и отделка помещений появились в соборе после возобновления мон-ря в 90-х гг. XX в. Единственным аутентичным элементом убранства является, по-видимому, только оформление главного входа в храм из зап. галереи, арочный проем к-рого украшает монументальный перспективный портал с массивными круглыми каннелированными колоннами и профилированным архивольтом с поясом наборных «бус». Пространство галереи перекрыто цилиндрическими сводами с распалубками, стены внутри галерей также были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010