3Мак.5:12 . И вот он объят был сладчайшим и глубоким воздействием Владыки, так что (во сне) сильно чувствовал ошибочность беззаконнаго повеления, и полную ложность непременяемаго замысла своего. 3Мак.5:13 . Иудеи же, не застигнутые предназначенным часом, восхваляли святаго Бога своего, и опять умоляли Его, Благопримирительнаго, показать силу великомощной руки своей гордым язычникам. 3Мак.5:14 . Когда уже прошла почти половина десятаго часа; тогда чиновный пригласитель (к пиршествам), видя, что приглашенные собрались, пошел к царю и постучался. 3Мак.5:15 . и едва разбудив его, объявил, что время пиршества уже проходит, и дал отчет о них (гостях). 3Мак.5:16 . Царь, поверив его, и обратившись к питью, приказал прибывшим на вечерю возлечь против себя; 3Мак.5:17 . и когда это было исполнено; просил предавшихся празднованию, чтобы они настоящую вечерю, которую так много хвалят, провели весело. 3Мак.5:18 . Когда же все наговорились вдоволь, царь призвавши Ермона, с горькою для него угрозою выпытывал; по какой причине иудеи, оставлены в живых в настоящий день? 3Мак.5:19 . Когда же он показал, что еще ночью привел к концу порученное ему, и когда любимцы царя засвидетельствовали это пред ним; 3Мак.5:20 . тогда он, имея свирепость хуже Фалариса, сказал: сегодняшнему сну пусть воздадут они благодарность, а ты неотложно на завтрашний день так же приготовь слонов для истребления беззаконных иудеев. 3Мак.5:21 . После этих слов царя все, присутствовавшие с радостию любезно восхвалили его, и каждый ушел в свой дом, 3Мак.5:22 . и не столько во сне провели время ночи, сколько в измышлении всяких поруганий мнимым окаянным. 3Мак.5:23 . Когда же пропел утренний петух, Ермон вооружил зверей и подстрекал их на великом дворе. 3Мак.5:24 . А городския толпы собрались на жалостнейшее позорище, с нетерпением ожидая утра. 3Мак.5:25 . Иудеи же, в это нечетное время едва переводя дух, многослезною мольбою с плачевными песнопениями, простирая руки к небу, умоляли величайшаго Бога опять помочь им вскоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день ( первого месяца – Исх. 12: 1–11) ), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430=4092 году от С.Ч. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4)=4608 году от С.Ч. Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.). В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3=20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского » (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама , а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С. Ахав воцарился: после Иеровоама (22 года), Навата (2), Вааса (24), Ила (2), Замврия (7 дней), Амврия (12) и Фамния (6, одновременно с Амврием) ; в 38-й год Асы (см.: 3 Цар. 16: 29), то есть в (19.5±0.5)+(37.5±0.5)= 57(±1) год. Иосафат воцарился: в 4-й год Ахава (см.: 3 Цар. 22: 41–42) – (57±1)+(3.5±0.5)=60.5(±1.5); после Асы (41) – (19.5±0.5)+41= 60.5(±0.5) . Иорам воцарился: после Ахава (22) и Охозии (2) ; в 18-й год Иосафата (см.: 4 Цар. 3: 1) – (60.5±0.5)+(17.5±0.5)= 78(±1) . Ииуй убил Охозию и Иорама (см.: 4 Цар. 9: 23–28) и воцарились: Гофелия после Иосафата (25), Иорама (8) и Охозии (1) и Ииуй после Иорама (12) в (78±1)+12= 90(±1) году от Р.Ц.С.

http://pravoslavie.ru/89460.html

Глава 5 1Сол.5:1 . А о годах и... временах, братья, то есть когда настанет время этому и когда будет время антихриста, – нет нужды об этом писать... вам. 1Сол.5:2 . Ибо сами по себе знаете и как научены этому от нас, что и сами мы узнали из Евангелия Господа нашего, что день Господень,.. как тать ночью, когда никто не ожидает этого, так приидет ( Мф.24:43 ). 1Сол.5:3 . Ибо когда будут говорить: вот – мир и безопасность, тогда... их... внезапно на стигнет погибель, как мука родами неожиданно на стигает беременную, – и не избегнут ее. Это – то же, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили замуж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь ( Мф.24:38–39 ). 1Сол.5:4 . Вы же, братья, не находитесь [будьте] во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы... вас... день тот, как тать, не застал. 1Сол.5:5 . Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы). 1Сол.5:6 . Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуе м делами нашими и да трезвимся верою нашею 1Сол.5:7 . Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью. 1Сол.5:8 . Мы же, будучи сынами дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, – возложим на себя шлем надежды спасения жизни. 1Сол.5:9 . поскольку [Бог] не... определил нас... на гнев, то есть на погибель, но к... спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении. 1Сол.5:10 . Дабы, бодрствуем ли, или спим, – вместе с Ним... жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, – вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо). 1Сол.5:11 . Итак, утешайте друг друга и назидайте один друга го этими словами, – как... и прежде писал я вам, так и поступали вы. 1Сол.5:12 . Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

1211.  Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3. 6). 1212. Ин. 6. 63. 1213. Мф. 5. 3. 1214.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 1215.  Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217.  Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218.  Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238.  Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240.  Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245.  …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249.  Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255.  Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. 1Пар.5:13 .  Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер. 1Пар.5:14 .  Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза. 1Пар.5:15 .  Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода. 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. Родословие Гада. Совместная жизнь колена Гадова с Рувимовым на восточно-иорданской стороне, общие войны с агарянами ( 1Пар.5:10, 19–20 ) и одинаковая судьба ( 1Пар.5:26 ) являются причиной того, что родословие Гада излагается вслед за генеалогией Рувима. 1Пар.5:11 .  Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи: Колено Гадово жило в середине Галаада, составлявшего южную часть владений Ога Васанского ( Втор.3:12–13 ), севернее Рувима. Салха лежит в расстоянии 6–7 часов пути от Боцры и 30 часов пути на восток от Иордана. Об уделе колена Гада (см. Нав.13:24–28 ). 1Пар.5:12 .  в Васане Иоиль был главный, Шафан второй, потом Иаанай и Шафат. Остается совершенно непонятным, почему не перечисляются ближайшие потомки Гада ( Быт.46:16 ), и в каком отношении к ним стоят лица данного стиха. Несомненно лишь, что как они, так и нижеупоминаемые жили или в начале VII до Р. X. при Иеровоаме II, или на полстолетия позднее – при Иоафаме иудейском ( 1Пар.5:17 ). 1Пар.5:16 .  Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их. Согласно с ( Втор.3:12 ) колено Гадово жило не во всем Галааде, а только в одной половине его; другая была отдана полуколену Манассиину ( Втор.3:13 ). Что же касается Васана, то, по ( Нав.13:30 ), весь он был отдан потомкам Манассии, ввиду чего показание данного стиха наводится в противоречии с этим свидетельством. Для устранения его ссылаются обыкновенно на то, что заселение гадитами части Васана падает на более позднее время. Как пастухи, они могли занять такие места, которые оказались лишними для манасситов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Фес.5:3 . Ибо 2465 когда будут говорить 2466 вот – мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами неожиданно настигает беременную, 2467 – и не избегнут её. Это – тоже, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили за муж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь ( Мф.24:38–39 ). 1Фес.5:4 . Вы же, братья, не находитесь (будьте) во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы вас 2468 день тот, 2469 как тать, не застал. 1Фес.5:5 . Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы). 1Фес.5:6 . Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею. 1Фес.5:7 . Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью —239— спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью. 1Фес.5:8 . Мы же, будучи сынами 2470 дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся 2471 в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, – возложим на себя шлем надежды спасения жизни. 1Фес.5:9 . поскольку (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении. 1Фес.5:10 . Дабы, бодрствуем ли, или спим, – вместе с Ним жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, – вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо). 1Фес.5:11 . Итак, утешайте друг друга и назидайте один другого этими словами, – как и прежде писал я вам, так и поступали вы. 1Фес.5:12 . Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас делами своими, и к тем, кои предстоятельствуют вами в Господе, то есть молят Господа за вас и научают вас добродетельной жизни. 1Фес.5:13 . Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития, присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу. 1Фес.5:14 . Вразумляйте, говорит, бесчинных, кои праздную проводят жизнь и предаются только пу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2Мак.5:15 . Но не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший на всей земле храм, имея руководителем Менелая, который сделался предателем законов и отечества, 2Мак.5:16 . и скверными руками хватая священные сосуды, и вещи, пожертвованныя от других царей, двигая нечистыми руками, передавал их (Менелаю). 2Мак.5:17 . И превознесся умом Антиох, не понимая, что за грехи жителей города мало прогневался Владыка, и потому было без призрения (Божия) сие место. 2Мак.5:18 . А если бы не прилучилось им быть объятыми множеством грехов; то подобно Илиодору, посланному Селевком-царем осмотреть казнохранилище, и сей, как только вошел бы в него, тотчас был бы наказан, и оставил бы свою дерзость. 2Мак.5:19 . Но не для места народ, а для народа место Господь избрал. 2Мак.5:20 . Посему то и самое место сие, участвовав в бывших народных несчастиях, потом приобщилось благодеяниям Господа, и быв оставлено Вседержителем во гневе Его, опять по примирении сего великаго Владыки возстало во всей славе. 2Мак.5:21 . Итак Антиох, унесши тысячу восемь сот талантов из святилища, скоро возвратился в Антиохию, думая горделиво сделать сушу судоходною, а море сухопутным, по превозношению сердца своего. 2Мак.5:22 . Оставил же он и приставников озлоблять народ, в Иерусалиме Филиппа, родом фригийца, нрав же имеющаго более жестокий, чем нрав того, кто поставил его, 2Мак.5:23 . а в Гаризине Андроника и с ним Менелая, который гораздо хуже других озлоблял граждан, имея враждебное расположение наипаче к гражданам из иудеев. 2Мак.5:24 . Он-то прислал злодея Аполлония с двадцатью двумя тысячами войска, приказав ему всех взрослых умертвить, а женщин и юношей продать. 2Мак.5:25 . Сей же, прибыв Иерусалим, и надев на себя личину мироваго, удерживался до святаго дня субботы, и улучив иудеев празднующих, велел своим вооружаться, 2Мак.5:26 . и всех вышедших на зрелище заколол, и вбежав в город с оружием, положил многое множество народа. 2Мак.5:27 . Иуда же Маккавей, десятый в роде своем, удалился в пустыню, и с теми, кто был с ним, жил в горах по подобию зверей. Там они пребывали, снедая пищу травную, только бы не приобщиться осквернению. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

3Мак.4:18 . притом еще большее количество их находится во всем царстве, и одни из них скучены в домах, а другие и в целой местности, так что не могут сделать сего все воеводы в Египте. 3Мак.4:19 . Когда же царь жестоко погрозил им, как бы подкупленным для коварнаго сокрытия иудеев; тогда пришлось ему увериться в этом наглядно, 3Мак.4:20 . так как они доказательно говорили ему, что не достало им ни хартий, ни письменных тростей, какия они употребляли. 3Мак.4:21 . Но это было по действию помогающаго иудеям небеснаго провидения непобедимаго. Глава 5 3Мак.5:1 . Тогда царь призвал Ермона, заведывавшаго слонами, и, исполненный тяжким гневом и желчию, во всем непреклонный, 3Мак.5:2 . приказал, под следующий день, всех слонов, числом пятьсот, насытить полными горстями ладана и цельным вином вдоволь, и разсвирепевших от даннаго им в обилии питья сего выслать на иудеев, обреченных смерти. 3Мак.5:3 . Приказав же сие, он пошел пировать, созвав особенно тех любимцов своих и воинов, которые имели вражду к иудеям. 3Мак.5:4 . А Ермон слононачальник в точности исполнил его повеление. 3Мак.5:5 . Особенные же служители, вышедши вечером, связывали руки несчастным, и другия предпринимали предосторожности против них, думая, что ночью всему народу будет гибельный конец. 3Мак.5:6 . Иудеи же, казавшиеся язычникам лишенными всякой защиты, потому что этих узников отвсюду стеснила неизбежность, 3Мак.5:7 . Вседержителя Господа и преобладающаго над всякою властию, милостиваго Бога своего и Отца, призывали все с непрестающим воплем и слезами, 3Мак.5:8 . умоляя отменить нечестивый замысл против них, и своим великолепным явлением избавить их от смерти, наготове стоящей у ног их. 3Мак.5:9 . И прилежное моление их взошло на небо. 3Мак.5:10 . Ермон же, напоив неукротимых слонов, насыщенных обильною дачею вина и напитанных ладаном, утром явился во дворец донести о сем царю. 3Мак.5:11 . Но Бог послал царю излишнюю долю сна, этого от вечности добраго существа, которое ночью и днем всем дается общим Благодетелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 4 :17. И познал Каин жену свою, и она, зачавши, родила Еноха, и построил он город и назвал город по имени сына своего: Енох. Быт. 4 :18. У Еноха родился 58 Гаидад, а Гаидад родил Малелеила 59 , а Малелеил родил Мафусала, Мафусал же родил Ламеха. Быт. 4 :19. И взял себе Ламех двух жен: имя одной Ада, а имя другой: Селла. Быт. 4 :20. И родила Ада Иовила, он был отцом живущих в шатрах пастухов 60 . Быт. 4 :21. А имя брату его: Иувал, он изобрел 61 псалтирь и цитру 62 . Быт. 4 :22. Селла же родила Фовела, он был кузнецом, обработывавшим медь и железо, сестра Фовела — Ноема. Быт. 4 :23. И сказал Ламех своим женам: Ада и Селла, послушайте моего голоса! жены Ламеховы, внемлите моим словам! Я убил мужа — в язву мне, и юношу — в рану мне. Быт. 4 :24. Если за Каина отмщено всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро 63 . Быт. 4 :25. И познал Адам Еву, жену свою, и она, зачавши, родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, говоря: возстановил мне Бог семя другое, вместо Авеля, которого убил Каин. Быт. 4 :26. И у Сифа был сын, которому он нарек имя: Енос. Сей с упованием призывал имя Господа Бога 64 . Глава 5 Быт. 5 :1. Сия книга бытия людей, с того дня как сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его, Быт. 5 :2. Мужский пол и женский сотворил их, — и благословил их и нарек имя ему 65 : Адам, когда сотворил их. Быт. 5 :3. И жил Адам двести тридцать лет, и родил сына, по виду 66 своему и по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Быт. 5 :4. Дней 67 Адама, которые он прожил по рождении им Сифа, было семьсот лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :5. И было всех дней Адама, которые он прожил, девятьсот тридцать лет, и он умер. Быт. 5 :6. И жил Сиф двести пять лет, и родил Еноса. Быт. 5 :7. И жил Сиф, по рождении им Еноса, семьсот семь лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :8. И было всех дней Сифа девятьсот двенадцать лет, и умер. Быт. 5 :9. И жил Енос сто девяносто лет и родил Каинана. Быт. 5 :10. И жил Енос, по рождении им Каинана, семьсот пятнадцать лет, и родил сынов и дочерей. Быт. 5 :11. И было всех дней Еноса девятьсот пять лет и умер.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В предостережениях против многословия Екклесиаст дважды сравнивает его со сновидениями (Еккл 5. 2; 5. 6), что не вполне понятно; возможно, он цитирует некое известное в его время высказывание на эту тему, смысл к-рого был впосл. утерян ( Krüger. 2004. P. 108). В библейской традиции засвидетельствовано различное отношение к снам, от положительного (как к источникам откровения - Быт 40-41; Иов 4. 12-13; Дан 2, 4, 7) до крайне настороженного («Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами... Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего» - Сир 34. 5-6). Нек-рые исследователи толкуют выражение     (суетные сны; букв.- сны и суета - Еккл 5. 6; в синодальном переводе иначе) как свидетельство того, что в этом контексте «сны» и «суета» - синонимы ( Seow. 1997. P. 200). Возвращаясь к теме несправедливости (Еккл 5. 7-8; ср.: Еккл 3. 16; 4. 1), Екклесиаст больше внимания уделяет социальному неравенству: речь идет о «притеснении бедному»; смысл рассуждения не вполне понятен, поэтому исследователи расходятся в толкованиях этого «исключительно трудного текста» ( Seow. 1997. P. 218). Согласно доминирующей среди комментаторов т. зр. (Ibidem), имеется в виду бюрократическая система управления сатрапиями (  , в синодальном переводе - область - Еккл 5. 7), при к-рой представители разных уровней правящего сословия постоянно шпионили друг за другом («над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший»). Др. возможное толкование состоит в том, что как бы некий правитель ни пытался возвыситься, попирая закон и притесняя беззащитных, его честолюбивые планы никогда не осуществятся полностью, т. к. всегда будут чиновники выше его по рангу ( Seow. 1997. P. 218). Связывая стремление человека к исполнению своих суетных желаний с «притеснением бедному и нарушением суда» (Еккл 5. 7), Екклесиаст переходит к осуждению жизненной цели мн. людей - суетного богатства (Еккл 5. 9-16). Тягу к такому богатству он называет «мучительным недугом» и, вскрывая природу этого недуга, объясняет, что страдающий им человек никогда «не насытится серебром» (Еккл 5. 9). Даже когда такому человеку сопутствует успех и у него «умножается имущество» (Еккл 5. 10), все равно он не получает от этого никакой пользы; его «пресыщение... не дает ему уснуть» (Еккл 5. 11), он думает о наживе и о неожиданностях, к-рые могут лишить его всего, чем он владеет (Еккл 5. 13-14). Конец жизни такого человека будет таким же, как и у бедняка («...каким пришел он, таким и отходит»), поэтому делается вывод, что он «трудился на ветер» (Еккл 5. 15).

http://pravenc.ru/text/189649.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010