Но тому, кто считает себя на стороне Хозяина, совершенно необходимо выяснить: а сам я плачу положенное или нет? Рассмотрим хотя бы один вид платежа, о котором ясно говори Пророк: «Принеси в жертву Богу хвалу» ( Пс. 49:14 ), и повторяет Апостол: «За всё благодарите» ( 1Фес. 5:18 ). Что же, когда в нашей жизни всё идёт гладко, мы с удовольствием это сделаем (если, конечно, не забудем). Но вот Господь посчитал благовременным призвать к себе наших близких (которых Сам же и сотворил). И счёл полезным лишить нас имущества (которое Сам же в Свое время дал). И вот, как всегда, присылает слуг с обычным напоминанием: «За всё благодарите!» И мы, не раз слышавшие и сами говорившие эти слова, теперь вдруг воспринимаем их как издевательство над нашим горем! И много ли найдётся таких благочестивых арендаторов, которые могли от всего сердца сказать, как сказал потерявший всё Иов своей жене: «Ты не говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). Последнее же утешение страждущему, это – это напоминание о Сыне Божием, Который «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:21–24 ). И если эти слова мертвы для нас; если они не облегчают наших мирских страданий, то, что мы делаем, ка не убиваем и не выбрасываем Его «вон из виноградника», выбрасываем за пределы нашей жизни, как ничто в ней не значащий и ничего не определяющий факт?.. О мудрых и неразумных девах Суббота Мк. 25:1–13 1Кор. 14:20–25 Закончив говорить о необходимости бодрствования, о злой участи того раба, который легкомысленно скажет: «не скоро придёт господин мой» ( Мф.24:48–49 ), Господь Иисус Христос рассказал ещё притчу о десяти девах, из которых «пять было мудрых и пять неразумных». Все со светильниками ждали небесного Жениха, но мудрые ещё и «взяли масло в сосудах своих». А так – и у тех, и у других одинаково горел огонь, и всё для всех казалось благополучным. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Но вдруг «в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему!»… Приближение Небесного Жениха сразу всё просветляет, всему обозначает цену. И неразумные девы вдруг забеспокоились, почувствовали, что им чего-то не хватает, что им не устоять перед грядущим, увидели. Что огню благодати нечем питаться в них, и – в панике обратились к мудрым: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые ответили: «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И Господь, учивший не заботиться о завтрашнем дне и всегда давать просящему, на этот раз назвал мудрыми тех, кто поступил наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ныне число иноческих обителей Московского Патриархата составляет 541. У многих обителей появилась возможность иметь землю, обустраивать подсобные хозяйства, традиционно сочетая молитву и труд. Например, садово-огородное и парниковое подсобное хозяйство Троице-Сергиевой Лавры, рыбное хозяйство Покровского женского монастыря в Хотьково – много помогают в решении продовольственных проблем. Однако не все монастыри имеют подсобные хозяйства, а там, где они существуют, зачастую юридически не оформлены государственные акты на право пользования землей. Следует обратить особое внимание на своевременное оформление земельных и имущественных прав обителей. Конечно, в современной жизни монастырей по-прежнему имеется немало сложностей. Остается большой проблемой недостаток опытных духовников, что порой отрицательно сказывается как на строе монастырской жизни, так и на пастырском окормлении народа Божия. Поскольку духовник не только принимает покаяние, но и несет ответственность перед Богом за совершаемое душепопечение, он должен употреблять многие усилия, чтобы самому стяжать дар сострадательной любви, мудрости, терпения и смирения. Ибо только собственный духовный опыт, реальное знание того, что есть борьба с грехом, способны уберечь духовника от ошибок, сделать его слова понятными и убедительными для пасомых. Уместно вспомнить слова апостола Петра, обращенные к пастырям: “пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду” (1 Пет. 5. 2–3). Особо тщательным должен быть подбор духовников для женских монастырей. Наследие прошлых веков, а также положительный и отрицательный современный опыт подсказывают, что, возможно, стоит вернуться к практике служения в женских обителях по преимуществу семейных священников. Назначение туда монахов и целибатов может восприниматься скорее как исключение, допустимое для пастырей, имеющих большой духовный опыт и находящихся в преклонных годах.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

«О безумный и страстный! Сам не слышишь своей молитвы, а хочешь, чтобы Бог услышал тебя. “Я преклонил колена”, – говоришь, но мысли твои парят. Тело твое собрано, воля же твоя – расслаблена. Уста твои произносят молитву, мысль же твоя пересчитывает имущество и приобретения, перебирает ухищрения, скверные и нечистые помышления, лукавство, зависть и ненависть, подкупы и измены». «Молитву же я имею в виду не такую, что лишь на устах держится, но исходящую из глубины помыслов; подобно тому как деревья, которые, пустив корни в глубину, не ломаются от ветра, так и молитва, из глубины мысленной воссылаемая, простирается в высоту». «Видишь, как следует говорить и молиться! Из глубины сердечной. Не той худой молитвой, что разленения исполнена, но с прилежанием и с болезнующей душою и сокрушенной мыслью: это и есть молитва, возводящая к Небу». О молитве в храме      «Если молитва имеет такую силу, то тем более – молитва множества людей: она и более дерзновенна, и порождает усердие». «Если же кто-нибудь говорит, что он может и дома помолиться, – ты прельщаешься, о человек. Помолиться дома возможно – но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, – невозможно. В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся». «Поэтому, когда ты молишься Владыке в одиночку, Он не так хорошо слышит тебя». «И Павел свидетельствует, говоря так: “Бог, Который и избавил нас от столь близкой смерти и избавляет и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас” (2 Кор. 1: 10–11). И Петра избавила от темницы молитва: “Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян. 12: 5). Если Петру помогла церковная молитва – как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?» «Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их».

http://pravoslavie.ru/82335.html

«О птицах небесных» Этот фрагмент мы для краткости будем называть «о птицах небесных», хотя речь идёт не только о птицах. Наш замечательный религиозный философ Владимир Эрн комментирует эти строки так: «Эти слова так неудобны, что их обыкновенно не то чтобы комментируют (они как-то не поддаются искажениям), а просто замалчивают. Их отчасти стыдятся, конфузятся, в глубине души думая, что ведь это наивно и даже совсем невозможно» (Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. Религиозно-общественная библиотека. Серия 1, 3. М., 1906). И действительно, они ставят в тупик. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» – кто же кроме нас позаботится? Так что ж, голодными и голыми ходить? «Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» -– конечно, истинно так, Господи, но и одежда ведь необходима. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» – так у лилий другая природа, нам же, людям, Ты Сам повелел трудиться в поте лица. «Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» – да, мы не язычники какие-нибудь, но и нам, ох как нужно имение; иначе не выживешь. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» – ищем, но «это всё» почему-то само не прикладывается, а достается тяжелыми заботами. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» – это что же, даже и запасать на черный день нельзя? А у меня дочь выходит замуж, надо свадьбу справить, да и ипотеку купить молодым, а бабушке операцию надо делать платную, а тут новую машину нужно – старая на ладан дышит, да и крыша на даче прохудилась. Как же без кубышки прожить? Объясните! А действительно, как жить? Тем более, что имение для того и предназначено, чтобы им пользоваться. II . Впрочем, подобные вопросы снедали умы христиан уже очень давно. Еще в начале III века знаменитый церковный писатель Климент Александрийский в книжке «Может ли богатый спастись?» просто встаёт от подобных вопросов на дыбы. Правда, он соблазняется не от «птиц небесных», а от другого, но в общем-то аналогичного фрагмента – слов Христа богатому юноше «всё, что имеешь, продай и раздай нищим и приходи и следуй за Мною» (Лк. 18:22). Климент пишет: «Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чём некоторые слишком поспешно думают, что наличное своё имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути эти терния жизни, заглушающие собой семена Слова» ( Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? М., 2000, с.16).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/20/o_...

Объяснение православного: Приводимое сектантами место из той же книги Деяний ясно обличает их заблуждение, ибо антиохийцы не послали собранное подаяние прямо пресвитерам, а вручили его апостолам Павлу и Варнаве, которые, как епископы, по своему усмотрению, распределили пособие между пресвитерами Иудеи. Не пресвитеры распоряжались церковным имуществом и пособиями, а те, кто устанавливали и самые сборы церковные, т. е. св. Апостолы: «Касательно же сбора для святых поступайте так, пишет ап. Павел Коринфянам, как я установил в церквах Галатийских“ ( 1Кор. 16: 1 ). Самый суд над пресвитерами, как и право награждать их, принадлежал тем, кто их рукополагал, т. е. епископам: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях“. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении“ ( 1Тим. 5: 17, 19 ). II. Вопросы и ответы православного 1) Может ли быть Церковь Христова без священства? Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями“ ( Ефес. 4: 11 . 1Кор. 12: 28 ). О новозаветном священстве в Церкви Христовой было предсказано еще пророком Исаией (66: 18 и 21). Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно-рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. . 2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? Нет: «Никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя“ ( Евр. 5: 4–5 ). 3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однако, какова бы ни была степень принятия рабства в константиновскую эпоху, основное отношение Церкви к рабству не изменилось. Требование согласия господ на прием рабов в Церковь исчезает, когда Римская империя официально становится христианской. На владельцах рабов лежит обязанность привести их в Церковь . В самой Церкви положение рабов в основном остается прежним: никаких ограничений в этом отношении в константиновскую эпоху не вводится. Рабы остаются полноправными членами Церкви. Если церковная власть не выступала с открытым протестом против рабства, то она и не выступала в его защиту. В конечном счете, уничтожение рабства было делом Церкви 31 . 3 . Христианская проповедь была обращена как к бедным, так и к богатым, как к знатным, так и к незнатным. Все эти социальные различия теряли свое значение в Церкви. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:26–29 ). По своему положению в римском обществе первые христиане принадлежали, главным образом, к неимущим классам, но не потому, что к ним специально обращена была христианская проповедь, а потому, что для них легче было обращение в христианство. Однако мы не должны преуменьшать количество богатых и знатных христиан в доникейский период. «Plerique pauperes dicimur», – говорил Тертуллиан 32 , но это не значит, что все были бедными. Тот же Тертуллиан сообщает, что для знатных и богатых женщин в его время остро стоял вопрос о заключении брака, так как они не всегда могли в среде христиан заключить «justae nuptiae» (законный брак) 33 . Никаких особых условий не ставила Церковь для богатых и знатных при их приеме в Церковь. Она не требовала от богатых предварительного и обязательного отказа от их богатства, предоставляя каждому распоряжаться своим имуществом по его усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16). Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении - своими молитвами, и в церковном управлении - в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом. Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ.» Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся - разделением, не принятым в Православии. Помимо клира и мирян - состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось еще одно особое состояние - монашествующие. Причем нельзя представлять Церковь состоящей как бы из трех сословий: клириков, мирян и монахов. Мысль А. С. Павлова о том, что «между этими двумя классами (мирян и клириков) образовалось в Православной и Католической Церкви еще третье состояние: монашество,» представляется неточной. Монахи, как известно, могут быть как клириками, так и лицами, не имеющими посвящения, и в этом смысле мирянами. Выделение монашества в составе Церкви основано на ином принципе, чем разделение всех членов Церкви на два основных состояния: мирян и клириков.

http://sedmitza.ru/lib/text/432380/

Основанием «учения о двух мечах» (doctrina de duo gladii) становится аллегорическое толкование соответствующего места из Евангелия от Луки ( Лк. 22:36–38 : Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. (...) Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно). Дамиани не одобряет вмешательство светской власти в дела церковные в виде инвеституры мирян, но и не решается окончательно ее отвергнуть. Он говорит о «двух мечах» – двух властях, которые совместно правят миром, закладывая тем самым основы доктрины, ставшей краеугольным камнем богословского обоснования идеи папской супрематии во Вселенской Церкви и во всем мире. По его мнению, необходимы и светская, и духовная власть: духовная дает светской святость, а светская духовную охраняет. Дамиани говорит о «двух мечах»: светский правитель носит «мирское оружие», а римский святитель «опоясан духовным мечом, Словом Божьим», так что обе власти должны действовать согласно, чтобы не расколоть единство человеческого рода. Их взаимной любовью достигается, что «и государь обретается в римском первосвятителе и римский первосвятитель в государстве». «Папское богословие» поддерживалось мирскими обстоятельствами своего времени: полные неурядиц межгосударственные отношения заставляют завоевателей присягать Св. престолу, получая при этом отпущение грехов и гарантии законности своих прав на завоеванные земли, и ежегодно отсылать в Латеран «лепту св. Петра» с имущества своих народов, превратившуюся в обязательную дань. Богемия, Венгрия, Испания, Корсика, Сардиния, Далмация, Польша, Хорватия, Скандинавия, Англия и даже Русь – все эти области и государства Григорий VII всерьез считал по различным основаниям собственностью св. Петра и сперва собирался образовать из них союз, а затем решил созвать всеевропейскую армию, изгнать из Италии норманнов, греков и сарацынов, освободить Византию от мусульман, подчинить ее Римской церкви и водрузить крест над Иерусалимом, о чем и писал Вильгельму Бургундскому и Генриху IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основным условием этого относительного права собственности является пользование имуществом в соответствии с Божией Волей, выраженной в Евангельских заповедях. Если воля Божия нарушается, то собственник утрачивает право собственности – «Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим» ( Мк.12:9 ). Евангелие устанавливает такой закон собственности, при котором собственное имущество добровольно отчуждается, а чужое имущество считается неприкосновенным: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.5:40–42 ); «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» ( Лк.6:30 ). В беседе с юношей о спасении Господь прямо связал спасение с отказом от богатства – «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.9:21 ). При этом, скажем, апостолы не порицали юридические формы собственности, и – даже наличие рабства, и не принуждали к отказу от имущества. Желание исполнить заповедь милосердия может быть только добровольным движением совести. Осуждая лукавство Анании, апостол Петр сказал: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Деян.5:4 ). Здесь надо помнить, что неприкосновенность чужой собственности – это этическая норма всей Священной Истории, но саму неприкосновенность нельзя интерпретировать как священность, то есть усматривать в этом священное право собственности. Единственный «апологетический» труд о богатстве и собственности принадлежит св. Клименту Александрийскому – «Кто из богатых спасется». Как известно, искавшему совершенства юноше Господь советует продать имения и раздать нищим. Но спрашивает св. Климент – является ли материальная бедность залогом совершенства? По слову св. Климента – совершенно нет: «Если бы это было так, то нищие, располагающиеся по дорогам, вовсе ничего не имеющие, ходящие обнаженными и выпрашивающие, что необходимо надень, но Бога и праведности Божией незнающие, единственно из-за этой своей крайней нищеты, из-за этой беспомощности жизни, из-за этого неимения ничтожнейших вещей должны были бы считаемы за людей счастливейших и богоугоднейших и за наследников жизни вечной».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первенствующие христиане с полным уважением относились к праву собственности. Никто не принуждался продавать свое имущество и, таким образом, обездоливать себя: если какой-либо состоятельный член Церкви воздерживался от принесения такой жертвы, то верующие имели достаточно достоинства и взаимной любви, чтобы не делать такого предметом порицания или подозрения. В этом отношении ап. Петр является весьма категоричным. Не в том упрекает он Ананию с Сапфирой, что они сберегли для себя известную часть из полученных за проданное имение денег, а в другом, что они солгали Богу, заверяя апостола, что принесенные деньги составляют всю, вырученную от продажи имения их, сумму. Вот почему ап. Петр и обратился к Анании с грозным обличением: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль – солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в своем сердце? Не человекам ты солгал, а Богу. ( Деян.5:3–4 ). Так, не задаваясь какими-либо социальными идеями, не следуя никакой экономической теории, а только всем сердцем откликаясь на призыв своего Спасителя к братской любви и милосердию, древние христиане далеко опередили нас благоустроением своей церковной жизни. Мы знаем теперь истинную причину, почему не было между ними никого нуждающегося ( Деян.4:34 ). Тем более не извинительно для нас, зная причину, лихорадочно набрасываться на различные экономические теории и вооруженной рукой проводить их в общественную жизнь. Сколько угодно, можно принести усилий и жертв для осуществления модных учений: они не возрастят полезных плодов, тем более, что в недалеком прошлом не было недостатка в подобных же опытах. Сенсимонисты, фурьеристы, социалисты, коммунисты – все они пытались основать нравственность на новых догматах, «поднять Христа», как выражались реформаторы, и «обновить Его хитон». Что же вышло из этого? Горькие заблуждения, которые пока время не дало им обратиться в преступления, составляли предмет смеха; а потом перешли в преступления и угрожают все более и более страшными бедствиями. Логика начала неизбежно приводит к соответствующим ей фактам. Но есть логика и логика. Христианство , происходящее от божественного Логоса, тем самым: уже представляет из себя самую стройную логику религиозной жизни, опирающейся на бесспорные религиозные факты, один из которых, в форме непререкаемого закона, гласит: без Меня вы не можете делать ничего ( Ин.15:5 ); следовательно, и экономическое благоустройство жизни, каким бы симпатичным делом ни представлялось оно, не может совершиться без Христа: в противном случае, не смотря на все наши титанические усилия, оно рухнет, и падение его будет великим ( Мф.7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010