Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин). Предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.). Известен как борец с ересью монофелитов: ему был отправлен декрет имп. Ираклия (622). Об А. упоминает его преемник архиеп. Сергий в послании к папе Сиксту IV (642). А. считается автором жития прп. Симеона Дивногорца (BHG, N 1689), по свидетельству прп. Иоанна Дамаскина ( Ioannes Damascenus. Orationes de imaginibus tres. 3//PG. 94. Col. 1393) и упоминанию этого сочинения в Деяниях Всел. VII Собора ( Mansi. T. 13. P. 73-80). А. приписывается похвальное слово вмч. Георгию Победоносцу (BHG, N 684). Лит.: Пападопуло-Керамевс А. И. О сочинении Аркадия Кипрского//ВВ. 1894. Т. 1. С. 601-612; Agrain R. Arcadius I (11)//DHGE. T. 3. Col. 1494-1495; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 158. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/76050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ († сер. III в. или ок. 304), мч. (пам. зап. 12 янв.). Пострадал в г. Цезарее Мавританской при имп. Деции или Диоклетиане . Сведения о мученической кончине святого сохранились в «Слове» свт. Зенона , еп. Вероны (сер. IV в.), и в анонимном «Мученичестве Аркадия» (IV в.). Согласно источникам, А. был знатным горожанином. Во время гонения он скрылся в тайном убежище. Однако после того как одного из его родственников арестовали с целью выпытать у него местонахождение святого, А. сам предстал перед правителем. На требование принести жертву языческим богам А. ответил решительным отказом, после чего святого предали мучительной смерти: ему поочередно отрубали суставы, пока т. о. полностью не отсекли конечности. А. переносил казнь с невероятным мужеством, не переставая возносить молитвы к Богу и призывать присутствующих обратиться к истинной вере. Честные останки святого были с почестями погребены христианами. Ист.: CPL, N 2059; BHL, N 658, 659; ActaSS. Ian. T. 2. P. 3-6; S. Zenoni, episcopi Veronensis De natali S. Arcadii//PL. 11. Col. 450-455; idem. Sermo II 18//Sermones. Verona, 1900; Passio S. Arcadii//Acta primorum martyrum. Amst., 1713. Лит.: Buchberger M. Kirchliches Handlexikon. Münch., 1907. Bd. 1. Sp. 334; Mesnage R. P. L " Afrique chrétienne. P., 1912. P. 449; Labriolle P. de. Histoire de la littérature latine chrétienne. P., 1920. P. 401; Audollent A. Arcadius (2)//DHGE. T. 3. Col. 1485-1487. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76034.html

673. Борисоглебский – Новоторжский, мужской, 2 класса (с 1764 г.), в гор. Торжке, Тверской губ., на правом берегу р. Тверцы. Основан в первой половине XI ст. (1038 г.) преп. Ефремом, который до принятия иночества был конюшим князей Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. По убиении князей преподобный удалился на свою родину в Торжок и сперва выстроил странноприимный дом, а через 2 года основал и монастырь, скончался же в 1053 г. В соборном храме Бориса и Глеба, построенном в 1785 г., покоятся в богатой раке мощи преподобного, обретенные в 1572 г., глава брата его св. Георгия, убиенного вместе с князьями, и преп. Аркадия, ученика св. Ефрема, преставившегося в 1077 г. Церковь чтит память преп. Ефрема 28 янв. и Аркадия 11 июня. При м-ре находится духовное училище. Иер. Илиодор, “Ист. стат. опис. Новоторж. Борисоглеб. м-ря», Тверь, 1861 г.; “Ист. Росс. Иер.», 417 (с грамот.); Ратшин, 510; “Словарь ист. о свят.», 40, 109; Проценко, “М-ри в России», 13; Ключевский, “Жит. свят.», 335, 371; Макарий, “Ист. Р. Ц.», I, 211; “Город. посел. Росс. Имп.», т. V, ч. I, 124; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1844 г., V, 500; “Опис. монаст.», 1817 г., 16; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 80; Отд. IV, 24 (опись 1625 г.); Покровский, “Ист. статист. опис. Твер. губ.», I, Отд. I, 15, 18 в примеч., 103; “Извл. из отч. Об.-Пр. Св. Син.», 1840 г., 92 (наделен пахат. землею); “Твер. губ. в.», 1848 г., 25 (кратк. опис.); 1865 г., 10 (остатки старины), 21 (обнесение мощей преп. Ефрема вокруг м-ря с очерком истории м-ря); “Ист. стат. опис. Смолен. епар.», 309 (житие преп. Аркадия); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 182, 349 (преп. Ефрем), 350 (Аркадий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 454, 3; Жизневский, “Опис. Твер. музея, Археол. отд.», 1888 г., 43, 54–57 (иконы письма XVI и XVII ст.), 45, 59 (икона преп. Ефрема и Аркадия, письма нач. XVIII ст. с видом м-ря), в примеч. (краткая история), 119, в примеч. (потир и др. церковная утварь, иайден. в 1784 г.), 123, 539 (покров на св. дары), 125, 552 (стихари), 128, 574 и 577 (ширинки монаш.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Андрагафий, философ – VI.3 Аниан, еп. антиохийский – II.40 Аникита, еп. римский – V.22 Аниф, еп. македонский – IV.12 Антемий, консул – IV.20 Антиной, любимец имп. Адриана – III.23 Антинох, еп. птолемаидский – VI.11 Антинох, консул – VII.31 Антипатр, еп. римский – III.25 Антоний Великий – I.21; IV.23, 25 Антоний, еп. г. Гермы – VII.31 Анувион, еп. – I.35 Анфемий, префект – VII.1 Анфуса – VI.3 Апит – III.23 Аполлинарий, еп. иерапольский – II.46, III.7, 16 Аполлинарий младший – III.6 Аполлинарий – VI. 13 Аполлон, миф. – III.23 Аравиан, еп. антрский – III.25 Арат, астроном – III.16 Арбатион, еп. – I.35 Арбитион, консул – II.34 Арбогаст, римск. военачальник – V.25 Ардавурий, римск. военачальник – VII. 18, 20, 23, 28 Ареовинд, римск. военачальник – VII. 18, 40 Арзакий, еп. константинопольский – VI. 19, 20, 22 арианство – I.6, 23; II.2 Арий, пресвитер, ересиарх – I.1, 5–9, 14, 23–27, 33, 36–39; II.1, 2, 6, 10–12, 21, 35, 37, 44; III.7; IV.1, 12, 33; V.6, 22; VII.6 Аристенет, консул – VI. 18 Аристеник, еп. – III.25 Аристотель – II.35; III.23; VII.6, 22 Аркадий, император – IV.31; V. 10,12, 25; VI.1, 2, 6, 20, 23; VII.1, 5, 24 Арриан, писатель, биограф Александра Македонского – III.23 Арриний, еп. иерусалимский – II.45 Арсений – I.27, 29, 30 32, 35; II. 17 Арсений, еп. македонский – IV.12 Арсений, египет. монах – IV.23 Артемий, еп. – I.27 Архелай, библ. – III.8 Архелай, еп. касхарский – I.22 Архелай, консул – I.29 Асклепиад, еп. – VII.25 Асклепий, еп. газский – II.15, 23 Асклепиодот, консул – VII. 22 Аспар, консул – VII.23, 40 Астерий, софист – I.36; II.40 Асхолий, еп. фессалоникийский – V.6, 8 Атанарих, вождь готов – IV.33; V.10 Аттик, еп. константинопольский – VI.20, 22; VII.2–4, 13, 14, 17, 18, 21, 25, 26, 28, 37, 41 Аттила, вождь гуннов – VII. 10 Аттис, жрец – III.23 Афанасий Великий , еп. александрийский – I.8, 13, 15, 19, 23, 27– 35; II.1–3, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 20, 22–26, 28, 36, 37, 45; III.3, 4, 6–8, 14, 24; IV.1, 13, 20, 21, 23; VI.9, 13, 18; VII.27 Афанасий, еп. анкирский – III.25

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВВУЛ И ИУЛИАН [греч. Εβουλος κα Ιουλιανς] († ок. 361), мученики Кипрские (пам. греч. 6, 7, 8 марта), сведения о них содержатся в кратком Житии прп. Аркадия Кипрского в составе визант. синаксарей семьи В под 8 марта (PG. 117. Col. 343-344). Е. и врач И. стали учениками прп. Аркадия, были схвачены в гонение имп. Юлиана Отступника , исповедали себя христианами и после многочисленных пыток были обезглавлены. Прп. Аркадий предал их тела погребению. В Синаксаре К-польской ц. кон. Х в. и в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 53; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 244) под 7 марта указывается память Е. и И. без Жития и без упоминания прп. Аркадия (SynCP. Col. 518). Память Е. и И. и стих им помещены в визант. стишных синаксарях (напр., в Paris. Coisl. 223, 1301 г.), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 6 марта. Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; PG. 117. Col. 343-344; SynCP. Col. 516, 520; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 342; ЖСв. Март. С. 158. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66-68; Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. Vol. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 56, 220. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/186913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРФЕНИЙ (Сопковский (Собковский) Павел Васильевич (Иванович?); 1717-1795), еп. Смоленский и Дорогобужский ПАХОМИЙ († 1384), Нерехтский (Нерехотский), Сыпановский, Костромской, прп. (пам. 15 мая, 23 янв.-в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ПЕКИНСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ (Российская духовная миссия в Пекине), правосл. миссия, действовавшая на территории Китая в XVIII-XX вв. ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121660_78.html

Подошедши к нему, юноша припал к его ногам, лобызал их и говорил: — Моли Господа о мне, святой отче, так как я нахожусь в большом унынии и страдаю. Старец сказал ему: — Не скорби, чадо! Брат твой, о котором ты скорбишь, так же жив, как и ты. Все другие, бывшие с вами на корабле, хранимые Богом, спаслись от гибели и пошли в монастыри ради иноческой жизни. Брат твой Иоанн уже принял первое иноческое посвящение. Будет время, когда ты увидишь брата собственными глазами, ибо услышана твоя молитва. Аркадий, слыша эти слова великого старца, стоял изумленный и удивлялся прозорливости святого, а затем, опять припав к ногам его, стал говорить: — Так как Бог не скрыл от тебя ничего, что случилось со мною, то и ты не отвергни меня, — умоляю тебя. Каким способом знаешь, спаси мою убогую душу и введи меня в иноческую жизнь. Старец сказал ему: — Да будет благословен Бог! Ступай за мною, дитя мое. Старец повел его в лавру святого Харитона, которая на сирийском языке называлась Сукийскою [ 5 ]. Там он постриг юношу в иноки и дал ему келию, в которой раньше подвизался один из великих отцов в течение пятидесяти лет. С Аркадием провел один год и сам этот прозорливый старец, наставляя его в правилах иноческой жизни и научая его бороться и противодействовать невидимым врагам. По окончании года старец ушел в пустыню, оставив в келии одного Аркадия и обещая ему свидеться с ним по истечении трех лет. Аркадий, получив наставления от старца, ревностно исполнял их, работая Богу денно и нощно. Спустя два года после гибели корабля, Ксенофонт, не зная о том, что произошло с его детьми на море, послал одного из рабов своих в Берит, поручив ему разыскать Иоанна и Аркадия и узнать подробно о них все: здоровы ли они и скоро ли окончат свое учение. Отец и мать сильно удивлялись, что в течение столь продолжительного времени дети ни разу не известили их о себе и не прислали ни одного письма своим родителям. Раб, прибыв в Берит и узнав, что дети господина его Ксенофонта не являлись в этот город, подумал: не изменили ли они своего намерения и не пошли ли они в Афины? А потому пошел в Афины искать их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

12:8. Этот стих, заканчивающий основную часть книги, последний раз повторяет изречение Екклесиаста: «Суета сует – все суета». 12:9–14. Эпилог книги. Он содержит похвалу Екклесиасту и его трудам (стт. 9–11) и является заключением всей книги (стт. 12–14). Смысл эпилога – человек должен придерживаться страха Божия. Автором эпилога является редактор книги Екклесиаст, возможно, Ездра. Религиозное учение книги Екклесиаст. Основной вопрос, на который Екклесиаст старается ответить: «чем же счастье человека на земле и возможно ли человеку иметь это счастье?» Всей своей книгой Екклесиаст отвечает, что полное ничем не омрачаемое счастье для человека невозможно на земле; а так как оно невозможно – все тогда призрачно, все дым, суета сует. Это основная тема книги. Причиной невозможности на земле всегда пребывающего счастья, по мысли Екклесиаста, является то, что на земле нет постоянства, все подчинено закону круговращения и изменения как в природе, так и в жизни человека. Вот почему всему свое время (3:1–8): «Всему свое время и время всякой вещи под небом» и т.д. Человек не может поручиться за то, что счастье не изменит ему. Кроме того, по мнению Екклесиаста, на одни из человеческих путей не приводит к счастью на земле. Мудрость (1:13–18) дает мучение, так как она обнаруживает не соответствие того, что есть в действительности, тому что должно быть и тем самым вызывает мучительные переживания. Беспечное веселие и удовольствия, согласно Екклесиасту, оставляют в душе человека ощущение пустоты и бессодержательности: «Сказал я в сердце моем, дай испытаю я тебя веселием и насладись добром, но и это суета». О смехе сказал я: «глупость» и о веселии: «что оно делает?» (2:1–2). Труд и разнообразная деятельность, по учению Екклесиаста, нередко приводят к результатам, не соответствующим ожиданиям (2:3–11 и 9:11). И даже благо есть и пить не всегда зависит от самого человека: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего…» (2:24). Богатство не дает счастья, оно даже не принадлежит постоянно человеку, по смерти обладателя его оно переходит к другим, часто к глупым и недостойным наследникам: «И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому должен оставить его человеку, который будет после меня» (2:18–19). При жизни богатство может порождать зависть, одиночество (6:1–8; 5:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

13 гл. Речь против лжепророков и лжепророчиц 1–16 стт. Лжепророков, вводивших современников пророка в заблуждение, Иезекииль уподобляет красильщикам, которые обмазывают (красят) ненадёжную стену, вместо того, чтобы перекласть её. Когда такая стена ложной надежды, воздвигнутой иудейским народом, упадёт и разрушится, тогда и «пророчества» лжепророков будут показаны такими, какие они есть на самом деле. 17–21 стт. Лжепророчиц, которые побуждают людей оставаться в своих заблуждениях, Иезекииль сравнивает со швеями: «горе сшивающим чародейные мешочки ... чтобы уловлять души» (ст.18). «Я избавлю народ мой от рук ваших, и узнаете, что Я – Господь» (ст.23). 14–15 глл. Ответ старейшинам-идолопоклонникам и притча о дикой виноградной лозе 14:1–23. К Иезекиилю пришли вопросить Господа несколько старейшин, которые «допустили идолов своих в сердце свое», т.е. стремились согласовать идолопоклонство окружавшей их жизни с почитанием Господа. Господь через пророка объявил им, что отступившим от Него идолопоклонникам Он не даёт ответа, и что пророк, который дерзнул бы дать им ответ от имени Господа должен истребиться из среды избранного народа вместе с отступниками от Иеговы. Суд Божий над идолопоклонниками, «вероломно отступившими» от Иеговы, неотвратим; Господь не пощадит их ради праведников, живущих среди них, даже если бы эти праведники были подобны Ною, Даниилу и Иову: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог ... – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы» (14:14–20). 15:1–8. Развращённый идолопоклонством дом иудин подобен виноградной лозе, растущей в лесу, т.е. дикой, которая не приносит добрых плодов; такая лоза (дом иудин) не лучше чем любое другое дерево в лесу, т.е. любой другой народ; и участь его поэтому уподобится участи дикой виноградной лозы, которую срубают и отдают «огню на съедение». Происхождение притчи о дикой виноградной лозе, вероятно, вызвано тем, что потомки Иакова, может быть, под влиянием притчи Исаии о винограднике ( Ис.5 гл.), уподобляли себя винограднику, которому суждено только процветать в силу их происхождения от Авраама; пророк же говорит, что они дикий виноградник, а не садовый, который годен только для сожжения как топливо, поскольку он не приносит добрых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

15, 1–35. Война с амаликитянами и второе отвержение Саула. При описании этой войны мало говорится о военных событиях, особое же внимание обращается на ее религиозное значение. Подчеркивается особый характер этой войны, как священной, в духе представлений ветхозаветных времен: все захваченное у врага подлежало «херему» (заклятию, уничтожению). Однако Саул не выполнил отого условия и сохранил часть добычи, желая угодить избравшему его на царство израильскому народу. Тем самым он допустил второй случай непослушания пророку, вестнику воли Божией, за что был им обличен. Саул пытался оправдываться, ссылаясь на народ и желание угодить Богу жертвоприношением захваченных животных: «Народ же из добычи, овец и волов, взял лучшее для жертвоприношения Господу, Богу твоему в Галгале» (15, 20–21). Пророк Самуил в своем ответе Саулу, не отвергая значения жертвоприношений, указал, что истинное служение и угождение Богу заключается в послушании Ему, которое выше всех жертв и всесожжений, непослушание же, напротив, – великий грех пред Ним, тяжесть которого пророк сравнил с грехами идолопоклонства и чародейства. «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех , что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (15, 22–23). Саул проявил непослушание, «отверг слово Господа», и за это Господь отвергнет его от царства. С этого времени царь и пророк больше не видели друг друга (15, 35), кроме случайной встречи, описанной в 19, 22–24. Рассмотренный конфликт довольно ясно показывает, почему произошел разрыв между Самуилом и Саулом и за что был отвергнут первый царь израильский. Саул раздваивался в своих стремлениях быть послушным Богу и одновременно угодить народу и потому правил не как послушный слуга Божий и Его орудие, но в угоду израильскому народу, избравшему его на царство. Подобные конфликты между царями и пророками будут иметь место во весь период монархии в Израиле, вплоть до вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010