36. На крайнем конце пределов Иллирии он выстроил укрепление, называющееся Лапидариас («Каменное), а башню, стоявшую одиноко, называемую Луцернариабургом, он переделал в весьма замечательную крепость. 37. Вот что было сделано императором Юстинианом в Иллирии. Он укрепил эту область не только одними сооружениями, но во все эти крепости он поставил весьма значительные военные гарнизоны и тем отразил замыслы варваров. Глава VII 1. Таковы укрепления в Иллирии по реке Истру. Теперь нам нужно перейти к тем укреплениям во Фракии, которые там создал император Юстиниан по фракийскому берегу. 2. Мне показалось более удобным сначала описать весь этот берег, а затем перейти к тому, что сделано императором в середине страны. 3. Прежде всего двинемся отсюда к мизийцам, которых поэты называют «плотносражающимися» 53 ; ведь их страна является соседней с иллирийцами. 4. За местечком, которое называют Луцернариабургом, император Юстиниан сам выстроил вновь укрепление, Секуриску; 5. а затем исправил стены Кинтодема, пришедшие в разрушение. Затем он выстроил город, которого прежде не было, и по имени императрицы назвал его Феодорополем. 6. Разрушившиеся части укреплений, так называемого Иатрон и Тигас, он, возведя новые сооружения, поправил, а в «лагере Максенция» он пристроил башню, считая, что она там необходима. 7. Он выстроил вновь укрепление, которого прежде не было, Кинтон. За ним следует крепость Трасмариска; как раз против него на другой стороне в былые времена римский император Константин выстроил с большой тщательностью укрепление, по имени Дафна, считая, что будет не плохо охранять в этом месте реку с обеих сторон. 8. С течением времени варвары совершенно не оставили от него даже следа, но император Юстиниан восстановил его, начиная с самого фундамента. 9. После Трасмариски, подходя с точки зрения необходимости, он счел нужным обратить особое внимание на укрепление Алтеи и на то, которое называют Кандидиана, много времени тому назад разрушенные неприятелями. 10. Есть три укрепления, идущие подряд вдоль берега Истра, – Сальтупирг, Доростол и Сикидаба.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Константинопольский двор, не имевший силы остановить натиска готов, назначил Алариха главнокомандующим в восточной Иллирии в справедливом расчете, что, получив в законное обладание эти земли, варвары прекратят опустошения. Недолго, однако, вестготы оставались спокойными и в Иллирии. Поселившись со своим племенем на распутье между двумя половинами Римской империи, Аларих оказался третьим римским императором, – с той особенностью, что, не будучи по имени императором, он был им в действительности и мог распоряжаться судьбами Империи, – преимущество, которого лишены были оба титулованные императора. В следующем же году, после своего назначения главнокомандующим Иллирии, Аларих двинулся с вестготами в Италию и овладел средней частью ее до самого Тибра. Успехи византийского полководца Стилихона на время задержали воинственные порывы вестготов в Италии, но в предпринятый Аларихом в 408 г. новый поход на Италию он осадил Рим, взял его, разграбил, отпустив богатейшие сенаторские фамилии нищими, скитавшимися потом по африканскому берегу и св. местам Палестины, назначил Аттала римским императором и удалился со своим войском в Кампанию. В этом благодатном крае Италии варвары предались всем наслаждениям роскоши: побежденные ими жители доставляли в их стан хлеб, мясо и вино, а взятые в плен сыновья и дочери римских сенаторов подавали им в награбленных золотых кубках вино, когда они пировали, лежа под платанами, рассаженными с таким искусством, что не пропускали палящих лучей солнца. В 410 г. Аларих умер, и его преемником стал Атаульф, сильный и красивый воин. 10 При Атаульфе вестготы снова поднялись со своего места, двинулись в Галлию и овладели ее югом – от Роны и Гаронны до Пиренеев. Это было в 412 г.; в ближайшие же годы они перешли Пиренейские горы, прогнали поселившееся здесь племя вандалов и из центра Испании и юга Галлии образовали могущественное вестготское королевство, существовавшее более столетия. Здесь продолжительные странствования вестготов по Европе закончились. За исключением Британии, они поочередно овладевали всеми главными провинциями Римской империи, избороздили Европу по всем направлениям и, остановившись в лучших ее частях, сами потом подверглись печальной участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В качестве своего политического наследия П. Риттер оставил доктрину «Великой Хорватии»: под «возрожденной Хорватией» он подразумевал все южнославянское пространство, призывая южнославянские народы объединиться – как он неустанно докладывал императору Леопольду – на основе т.н. хорватского исторического государственного права. Для австрийской восточной политики это был удобный инструмент для германского Drang nah Osten на европейский юго-восток. Отличие доктрины Риттера от Крижанича заключалось в том, что первый основную роль в освобождении южнославянских земель от власти Турции определял для монархии Габсбургов. И также в интересах Габсбургов Риттер доказывал, что Венеция не имеет прав на Далмацию. Но если для Крижанича Хорватия была частью Иллирии, то для Риттера Хорватия становится синонимом Иллирии, которая обретает исторический, географический, этнический и лингвистический аспекты. Таким образом идея «Великой Хорватии» проистекает отнюдь не из Партии права, а ведет свое происхождение от балканской и всеславянской Иллирии (Хорватии) Риттера Витезовича. Не случайно и сам Л.Гай утверждал, что из «семени идей Риттера Витезовича проклюнулись здравые ростки хорватского «иллирийского возрождения»», а во время НГХ П.Риттер прославлялся как «первый хорватский националист в сегодняшнем смысле» и «предтеча Старчевича, апостол чистого хорватства и великохорватской идеи» [xxii] . Труды Риттера стали альфой и омегой хорватской национальной политики и вызвали большое воодушевление Венского двора: император Леопольд I 20 ноября 1700 г. пригласил Риттера в Вену. Идеи Риттера стали «линией победившего национализма». Их впоследствии развили Л.Гай, А.Старчевич и Е.Кватерник – «апостолы» идеологии хорватской национальной исключительности. «Столпы югославизма» Ф.Рачки и Й.Ю.Штроссмайер от доминирующей линии не отклонялись, Рачки утверждал, что «славяне значит хорваты» [xxiii] . Как указывает современный сербский историк Д.Берич, «двойной стратегический приоритет, определенный концепцией хорватизма и географии его расширения, является созданием Великой Хорватии, и такая национальная интеграция хорватского народа, которая включает большие части нехорватского населения, является стратегией двойного спускового крючка», поэтому «Витезовича с полным правом можно назвать хорватским «конструктором нации», своего рода основателем» [xxiv] .

http://ruskline.ru/opp/2024/04/06/iezuit...

При таком обороте дела для Феодосия был один только выход – принять никейское исповедание и тем самым сделать приятное Грациану, и приобрести доверие всей Иллирии. Само собой понятно, что в тяжелых политических обстоятельствах Феодосию было выгодно заслужить любовь народа целой области, чувствовать себя среди друзей, чем среди врагов. Соображения его в данном случае очень верны и практичны: поступая так, Феодосий отлично сознавал, что теперь он может рассчитывать на полное спокойствие провинции Иллирии, на устранение возможных религиозных волнений, которые тогда сильно подтачивали государственный организм, прямо разлагали единство империи, ее крепость и могущество. Иллирия, таким образом, должна была сделаться, бесспорно, верною сторонницею интересов Феодосия. А если так, то императору можно было надеяться получить со стороны ее не только материальную, но и нравственную поддержку. Разойтись же в религиозных убеждениях с народонаселением Иллирии для Феодосия равносильно было потерять для восточного государства эту важную область, что легко могло случиться, так как до Феодосия Иллирия стояла в политической и религиозной зависимости от православного Запада 596 . Но этого мало. Политический гений Феодосия не мог ограничиться религиозной связью с одною только Иллирией: для него было много важнее принять вероучение религиозного большинства в государстве, чтобы затем силою нивелировать разномыслящее меньшинство и восстановить желательный мир в империи. Уже повествование Созомена наводит на эту мысль. Так, Созомен передает, что Феодосий вообще расспрашивал о народах и узнал, «что до Македонии все Церкви единомышленны, что Бога Слова и св. Духа они чтут наравне со Отцом, а области, находящияся отсюда на восток, волнуются, так что народ разделяется на различныя ереси и особенно в Константинополе» 597 . Никифор Каллист, повторяющий свидетельство Созомена и Сократа, делает в данном отношении очень важные вставки, которые еще более увеличивают политический характер расспросов. Он передает, что Асхолий основательно познакомил Феодосия с религиозным состоянием восточной империи, изложив пред ним историю арианства и указав причины, почему Запад был свободен от заблуждений, а Восток так сильно пострадал от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—426— духовенство с самого начала имело личное право совершать богослужение на славянском языке вне церковной провинции св. Мефодия. Это преимущество было даровано духовенству за услуги, оказанные им христианству обращением славян и укреплением их в новой вере. Можно поэтому сказать, что привилегия, которой пользуется славянское духовенство есть привилегия remuneratorium – эпитет, под которым западное церковное право подразумевает, привилегию, дарованную лицам или общинам за их заслуги 2015 . Римско-славянские епископы защищают действительность и непрерывность этой привилегии, дарованной славянской общине; римская курия, наоборот, склоняется в сторону итальянской партии и в настоящее время видит в разрешении древнеславянской литургии скорее акт терпимости, нежели привилегию, а в употреблении народного языка – злоупотребление, которое следует вырвать с корнем. Это различие мнений привело к столкновению между римской курией, не желающей отказаться от латинизации славян и славянским духовенством с его пасомыми, не уступающими в защите того, что они считают своим национальным достоянием. Против претензий Конгрегации обрядов славянские епископы в своем меморандуме требуют, чтобы, во-первых, римско-глаголитская литургия, сохраняя всецело характер частного привилегированного права всей Славонии или западной Иллирии (conservata ex integro патига juridica juris particularis privilegialis totius Slavoniae vel Illyrici Occidentalis), не была бы подчинена уставам западного канонического права, другими словами, чтобы она считалась восточной литургией и, как таковая, находилась под юрисдикцией Пропаганды и, свободная от произвола Конгрегации обрядов, подчинялась бы уставам церковного права восточных церквей. Во-вторых, они требуют, чтобы объявлены были юридически подлежащими частному привилегированному праву римско-глаголитской литургии церковные провинции Горици, Загреба, Боснии, Зары и Антивари и церкви, как белого —427— так и монашествующего духовенства. В-третьих, они желают, чтобы привилегия глаголитской литургии была дарована кроме церквей Западной Иллирии еще и славянским церквам св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

142 Под польским мессианизмом Флоровский имеет в виду течение в польской общественной мысли, возглавлявшееся Августом Чешковским (1814–1894). Чешковский произвел в своих философских трудах совершенно неортодоксальную интерпретацию христианства, в чем-то напоминающую систему идей Вл. Соловьева (подробнее см.: Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Гл. IX). Иллиризм – общественно-политическое и культурное движение 30–40-х гг. XIX в. в Хорватии и Славонии. Основная идея иллиризма – создание «Великой Иллирии», охватывающей все южнославянские и часть неславянских областей (их население рассматривалось как один народ, происшедший от коренных жителей Древней Иллириииллирийцев). Ближайшей целью ведущих идеологов иллиризма (Л. Гай, И. Кукулевич-Сакцинский) было литературно-языковое объединение южных славян, как предпосылка для их политического объединения. Коллар (Kollar) Ян (1793–1852), Шафарик (Safarik) Павел Йозеф (1795–1861) – деятели словацкого и чешского национального Возрождения. 143 Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. С 1840 г. жил за границей; участник Революции 1848–1849 гг. (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 г. выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 г. – в сибирской ссылке. В 1861 г. бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (1864–1865) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 г. член I Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 г. исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. 144 «Декларация прав человека и гражданина» – политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению; объявляла неприкосновенной частную собственность.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Такая роль папства стала возможной лишь потому, что в эту бурную и неопределенную эпоху папы смогли сосредоточить в своих руках, централизовать и организовать те громадные землевладения, которые были перепоручены отдельными землевладельцами церкви потому, что те считали выгодным отдать под защиту церкви себя и свои владения, став вассалами церкви, папы. Так как папы стали владеть землей, вступили с людьми во взаимозависимые отношения и получили в свое распоряжение огромные запасы хлеба и продовольствия, они смогли распространить свое влияние на итальянскую аристократию. К концу VI века, главным образом благодаря вышеуказанным процессам, папа стал самым крупным сюзереном Италии. Патримониум Петра в то время представлял собой еще не цельную территорию, а разрозненные владения, простирающиеся от Сицилии до Адриатического моря. Как указывает де Местр, в конце VI века папа Григорий I имел 23 владения в Италии, на островах, в Иллирии, Далмации и в других местах (де Местр. О папе. Пешт, 1867. С. 159). Ядро единого государства образовали в первую очередь расчлененные владения, расположенные на территории Рима, Романьи и Пентаполя . Их территория к концу VI века достигала почти 85 тысяч квадратных миль, а ежегодные доходы превысили 6 миллионов золотых марок. Однако значительная часть папских владений в Италии была отнята или опустошена лангобардами. После лангобардских завоеваний Северная Италия и в церковном, и в политическом отношении оказалась оторванной от Рима. Григорий, опираясь на собственность своей семьи, восполнил ущерб, причиненный доходам папства, за счет владений, находившихся в Сицилии, Далмации, Иллирии, Галлии и Северной Африке. Обладая опытом управления крупными имениями, Григорий целесообразно организовал производство в названных владениях. Во главе отдельных поместий он поставил в качестве управляющих своих хорошо подготовленных римских священников, за которыми установил строгий контроль. В результате реорганизации управления Патримониумом Петра и владениями Григорий временно положил конец некомпетентному вмешательству епископов и светских собственников данных территорий. В эпоху феодализма и «управление» владениями станет добычей феодальной аристократии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441584/

Поднялся бунт; генерал Ираклий поднял восстание, победил Фоку, воцарился на место его, а Хосрою послал любезное известие об этом. Фока же был казнен. Казалось, что по смерти Фоки поводы к войне для Хосроя упразднились ipso facto. Но Хосрой не думал о мире. Персидские войска несли успех за успехом. а дела на Дунае были в высшей степени сомнительны: приходилось заключать сомнительные союзы с аварским ханом, который нарушал их всякий раз, когда казалось удобным. Наконец случился факт, небывалый в истории. Ираклий, отчаявшись, решился бежать из своего царства, и только усиленные просьбы патриарха удержали его. Все-таки положение его было затруднительно. Все это, естественно, приводило к мысли, что единодушие необходимо и что оно важнее всего. И вот император, как утопающий, хватился за переговоры с монофиситами.    Но допустимо и другое соображение. Византийская империя обнимала и восток и запад. Население восточной половины представляло самые разнообразные элементы, лишь слегка грецизированные; запад имел народности иллирийско-фракийского племени. Рим никогда не ставил иллирийцев и фракийцев в государственные деятели. Но скоро, однако, на долю этого племени выпала самая видная роль. Иллириец Диоклетиан проложил путь и другим иллирийцам к императорскому престолу. Константин В. был сын иллирийца и происходил из г. Наисса; его династия кончилась 26 июня 363 года Юлианом Отступником. Преемником Юлиана был Иовиан из Паннонии. Император Валентиниан также был паннонец (из г. Кивал). В 379 году 19 января престол занял Феодосий Великий; династия Феодосия испанского происхождения закончила свое существование 28 июля 450 года в лице Феодосия Младшего. Преемником его был Маркиан из Иллирии, за ним следовал Лев I Фракиянин, выдвинутый европейскими силами, из племени бессов в Иллирии. Возвышением своим он обязан готу Аспариху, доминировавшему в Константинополе; со временем Лев разделался с готским влиянием, но не имел преемника, престол же завещал своему внуку, который тоже умер, и престол перешел к исаврийцу Зинону (Исаврия – область Малой Азии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Это тоже, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в ее пределах; Африка вырвана у вандалов, Италия - у вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? лучшие полководцы - славяне и лучшие войска - войска славянских племен. Победитель готов и персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедывал св. веру святитель Никита56). Конницу Величара составляли " славяне и анты " , говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, " оба варвара, говорит гордый грек, но вожди римских полков " . В войне с готфами - немцами военные начальники у Величара Кутило фракиец, Гудило фракиец предводитель иллиров, фракийцы Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю " Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин " , которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. " Хвалибуд нагнал такой страх на гуннов, что они более не смели преступать Дуная " , тогда как прежде того гунны и славяне едва не каждый год вторгались с опустошением " 57). - Сам Управда писал:   народности с политическим бытом народа все еще держат славистов до 7 в. на левом берегу Дуная; чуть-чуть заглянув раньше того за Дунай, как опять бегут к Кавказу. - Смешно и досадно! См. напр. как робко, как боязно Шафарик делает заключения из истории Управды. Славян. древн. III, 257-261. И до чего доводило это Шафарика? В одном месте, в Управде, его родне, его полководцах признает он славян; а в другом (III, 393) пишет: " в средине треугольника (во Фракии и Иллирии) находились тогда (до 7 века) праотцы нынешних валахов (по Шафарику кельтов) и албанцев - остатки древних обитателей Фракии и Иллирии " . Ведь тут и противоречия себе самому и противоречие действительности осязаемой. Как в языке фракийцев видны славянские слова (Управда, Бегленица, Ведряна и пр.), так в языке волохов доселе звучат латинские слова, обличающие в волохах - колонистов римских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

– так называемое „Gesta de nomine Асасии”, обычно приписываемый п. Геласию трактат „In causa fidei” („В деле веры”) 75 и представляющий собой историческое изложение хода „Акакианской схизмы”, предназначенное, по мнению Швартца 76 , служить инструкцией магистру оффикий правительства Одоакра, Андромаху, посланному для переговоров в Константинополь и уполномоченному папой Феликсом III вести переговоры о возобновлении общения. Другая, более краткая редакция „Gestorum” помещена Гюнтером в III приложении к „Авеллане”, стр. 795–800. – послание п. Геласия епископам Дардании и Иллирии от 3 августа 494 г. в ответ на их льстивое письмо в котором папа предостерегает их снова от общения с Константинополем 77 . – докладная записка (libellus) апокрисиариев Александрийской Церкви в Константинополе (пресвитера Диоскора и чтеца Еремона), врученная легатам папы Анастасия II (496–498), содержащая предостережение против искажения в греческих переводах томоса Льва I и предложение восстановления общения между Римом и Александрией на основе прилагаемого ими исповедания веры (между прочим, почти дословно совпадающего с текстом Энотикона) 78 . – деяния Римского собора при п. Геласии от 13 мая 495 г. относительно снятия отлучения с бывшего легата Феликса III Мизена, осужденного летом 484 г. вместе со своим товарищем Виталием (к тому времени уже умершим) за уступки по отношению к Акакию 79 . И, наконец, последний документ 7-й группы, имеющий значение для истории „Акакианской схизмы”, это (стр. 487–493), представляющий собою письмо папы Симмаха (488–514 гг.) от 8 октября 512 г. (или 5 марта 513 г., об этом ниже) к епископам, духовенству и верующим Иллирии и Дардании, полное самой низкопробной агитации против Константинополя 80 . Относительно общей характеристики этой группы необходимо отметить, что: а) Ряд документов этой группы, в числе 8 95, 99, 101, 103–104), встречаются и в Coll. Berol. 79 36, 40, 31, 37 и 45–46). Причем в последовательном порядке совпадают в обоих сборниках 2 группы писем: Avell. 78–80 ­­ Berol. 38–39 и Avell. 103–104 ­­ Berol. 45–46. 

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010