Однако сам Никейский собор констатировал, что в некоторых местах древние обычаи противоречат новоустановленной провинциальной системе и признают известные привилегии за некоторыми главными кафедрами. Его 6-е правило формально признает, что исключительные старинные обычаи разрешают епископу Александрии рукополагать епископов Египта в нескольких провинциях и в Пентаполисе; то же право имеет римский папа в так называемых «пригородных» провинциях Средней и Южной Италии, включая Сицилию, но исключая Сардинию (где был митрополит Калиарский). То же 6-е правило Никейского собора признает менее ясно определенную «сверхпровинциальную» власть Антиохии 159 . Подобное же региональное первенство над латинской Африкой существовало фактически у Карфагена. С другой стороны, епископы таких императорских резиденций, как Милан и особенно Константинополь, распространяли подобную фактическую власть очень широко, далеко за пределы одной только провинции. Святой Амвросий Медиоланский рукоположил епископа в Сирмиуме (Иллирии, в 376г.), а святой Иоанн Златоуст решительно вмешивался в дела древней церкви Эфесской. Несмотря на подобные нарушения, к никейской провинциальной системе примкнул весь Восток (кроме Египта) и северная Италия. В Галлии она была установлена только после Туринского собора (400). Однако даже в местах, где эта система действовала, митрополиты, сохраняя свою власть при председательствах на провинциальных соборах и хиротонии епископов, вскоре стали сами зависимы от главных центров-будущих патриархатов. Такая региональная централизация (которая в Египте не допустила создания каких-либо митрополичьих округов) очень быстро возрастала в гражданских диоцезах Фракии, Азии и Понта. Каждый диоцез состоял из нескольких провинций и возглавлялся местным первоиерархом, или экзархом диоцеза, во всяком случае после 381г. (ср.2-е правило Константинопольского собора, 9-е и 17-е правила Халкидонского собора). Архиепископ новой имперской столицы Константинополя, получив на Втором Вселенском соборе (381) «одинаковые привилегии» с Римом, получил также право хиротонисать митрополитов всех этих трех диоцезов (28-е правило Халкидонского собора). На Халкидонском соборе (451) Палестина ухищрениями архиепископа Ювеналия была формально отделена от диоцеза Востока, первенство в котором принадлежало Антиохии, и Иерусалим был возведен в независимый округ 160 . На Балканском полуострове, который был частью Западной империи, Фессалоники, столица диоцеза Иллирика была кафедрой архиепископа, которому папа Сириций (384–399) даровал права митрополита над всем диоцезом 161 . Со своей стороны Юстиниан (527–565), желая почтить скромное место своего рождения в Македонии, переименовал его в «Юстиниана Прима» и установил там архиепископию с юрисдикцией над диоцезом Дакии. Традиционная римская юрисдикция в этой области была сохранена, и новый архиепископ получил титул папского викария.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Преподобный Евфимий родился в 376г. по Р.Х. в городе Армении Мелитине, от благородных и добродетельных родителей Павла и Дионисии. Он был сын молитв их. Дионисия, по смерти своего мужа, отдала Евфимия местному епископу Евстроию для служения в церкви, а он поручил его учителю Акакию. Шли годы и годы. Епископ, зная благочестивое житие Евфимия, рукоположил его в пресвитера к одной из мелитинских церквей и вверил надзору его все иноческие обители, какие находились в городе. Но городская жизнь не нравилась ему; управлением же монастырей нарушалось любимое его безмолвие. Посему он на 29-м году своем тайно ушел в Иерусалим и здесь, поклонившись Честному Кресту и Гробу Христову и повидавши святых отцов, живших в окрестностях Святого Града, ушел в лавру, нарицаемую Фаре, отстоящую от Иерусалима на шесть поприщ 130 , и вне этой обители нашедши праздную келью на безмолвном месте, поселился в ней, а кормился трудами рук своих, привыкши делать пленицы (плетеные корзинки). Там, в соседстве с ним, жил подвижник Феоктист. Оба они сдружились так, что никогда не разлучались. Ежегодно, в восьмой день после праздника Богоявления (14 января), они удалялись в пустыню Кутилийскую и там проживали до Вербного Воскресенья, истощая свое тело постом и трудами, душу же питая пищей духовной, а потом возвращались в Фарейскую лавру. Так они провели здесь пять лет и потом навсегда ушли в Кутилийскую пустыню и здесь, в одной дебри на северной стороне потока ее, поместились в пещере, которая полюбилась им как место, указанное самим Богом, а питались окрестным быльем. По немалом времени случилось: пастухи из селения Лазарии (на моей карте: эн-Арей х) пригнали свой скот к тому потоку, при котором жили Евфимий и Феоктист, и, увидев их, ходящих по высокой стремнине, испугались и пустились бежать, но когда услышали кроткий голос отшельников, говоривших: не бойтесь, не бойтесь, ибо мы человеки, но ради грехов наших живем в этом месте, – перестали бояться, пришли к ним в пещеру и, ничего житейского не видя у них, подивились и возвратились домой, поведав о них своим хозяевам. С той поры жители лазарийские начали приходить к святым пещерникам и приносили им потребное.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Существует древнее собрание правил церковных, составленное неизвестным или неизвестными из местных правил и местной практики разных частных церквей, в котором до последнего времени видели правила IV Карфагенского собора (из числа соборов, бывших при епископе Аврелии, 398г.) и которое надписывается в списках: Statuta ecclesiae antiqua или Statuta ecclesiae orientalis. В этом собрании,между прочим читаются правила: а) «епископ да не слушает никакого дела без присутствия своих клириков; иначе да будет недействителен приговор епископа, если он не будет утверждён приговором клириков» (ut episcopus nullius causam audiat absque praesentia clericorum suorum; alioquin irrita erit sententia episcopi, nisi clericorum sententia confirmetur, – правило 23); b) «епископ где-нибудь сидящий не должен дозволять (non patiatur), чтобы стоял (пред ним) пресвитер» (правило 34) 1130 ; с) «при посвящении пресвитера, когда епископ благословляет его и держит руку на его голове, то и все пресвитеры, которые присутствуют, держат свои руки на его голове подле руки епископа» (правило 3) 1131 . 9 правило 4 вселенского собора по принятому тексту читается: «Если который клирик с клириком же имеет судное дело, то да не оставляет своего епископа и да не прибегает к светским судилищам. То сперва да предъявит своё дело у своего местного епископа или по изволению того же епископа избранные обеими сторонами да составят суд». Но в славянском переводе Номоканона Иоанна Схоластика правило это читается: «Аще который клирик с клириком тяжу имать, да не оставляет своего епископа и к людским судьям (да не) пририщет. Но прежде да скажет вещь свою епископу, да епископ повелением своим призвав обе страны, хотящаяся прети, с начальными своими попы праведно да устроит» 1132 . Которое из двух чтений есть подлинное, мы не знаем. Но предполагая, что оно есть и то, которое у нас принято, во всяком случае, будем иметь несомненным, что чтение Номоканона Схоластикова, взятое от практики и свидетельствующее о ней, было весьма распространённым и весьма авторитетным. Ибо иначе переводчик Номоканона св. Мефодий, первоучитель Славянский и архиепископ Моравский, конечно, не принял бы его 1133 . Что наше чтение действительно было распространённо и весьма авторитетно, на это мы имеем и ещё одно доказательство: в Генелевом издании Кодекса Феодосиева к закону императоров Валента, Грациана и Валентиниана от 376г., который Lib. XVI, tit. II, n. 23, и который начинается: Qui mos est caussarum civilium, idem in negotiis ecclesiasticis, приложено следующее interpretatiö Quoties ex qualibet re ad religionem pertinente inter clericos fuerit nata contentio, id specialiter observetur, ut convocatis ab episcopo dioecesanis presbyteris, quae in contentionem venerint, judico terminentur.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Требуя от кандидата священства нравственной безукоризненности его жизни, Церковь , в тех же целях, охраняет и чистоту его супружества. Именно: апостольские правила не допускают до рукоположения: а) двоебрачных (апост. 17), б) вступивших в брак в близких степенях родства (апост. 19) и в) имеющих в супружестве вдову или женившихся на женщине, отверженной первым ее мужем, а равно женившихся на блуднице или актрисе (апост. 18, срав. Лев. 21:7, 13:14 ). Постановление относительно двоеженства со всею строгостью подтверждено на всел. соб. (3 пр.). Исключение делается только для церковнослужителей; но и они, вступая во второй брак, лишаются права на священство. Строгость церковных правил относительно нравственной чистоты брака священнослужителей простирается до того, что если бы неправильность их брака, (служащая препятствием к получению священства), открылась уже после рукоположения, то повелевается вступившим в такие браки по неведению – запрещать священнослужение (VI всел. соб. 26; срав. неок. 8; Вас. Вел. 27). Даже в случае нарушения супружеской верности женою священнослужителя, правила повелевают ему развестись с нею, а иначе запрещают ему священнослужение (неок. 8). Все эти требования относительно супружества священнослужителей объясняются исключительно тем высоким взглядом христианства на Таинство брака, по которому муж и жена составляют одну плоть ( Ефес.5:31 ; срав. Быт.2:24 ; 1Кор.6:16 ). Таким образом, нечистота супружества не может не оскорблять достоинства священного звания. Апостол Павел семейство христианского пастыря представляет образцом нравственной чистоты для других семейств ( 1Тим.3:2–5, 7:11 ). Впрочем, православная Церковь брачную жизнь никогда не ставила непременным условием для получения священства (апост. 26, неок. 1; 1 всел. 3; Вас. Вел. 88; анкир. 10; карфаг. 4:81; VI всел. 3. 6; VII всел. 22); равно как и наоборот: – древняя Церковь никогда не принуждала священнослужителей к безбрачию, и не только не расторгала их брака по рукоположении, но положительно запрещала им разводиться с своими женами под видом благочестия, угрожая им в противном случае лишением сана (апост. пр. 5; срав. ганр. (376г.) пр. 4; 1 всел. 3; VI всел. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

181 В продолжение 970–972гг. правитель, в продолжение 972 – 978гг. действительный великий князь (о последней цифре, вместо 980, ниже). 183 В каком году родился Ярополк, в летописи не записано. Но есть одно обстоятельство, которое может служить к приблизительному определению раннего предела его возраста в минуту смерти Ольги. Святослав, бывший в последний раз в Киеве именно в 969г., когда умерла Ольга, женил его на одной, приведённой им из Болгарии, красивой Гречанке: полагаем, трудно допустить, чтоб это случилось даже ранее, чем Ярополку исполнилось 10 лет. Что касается до позднего предела, то предполагать, чтобы ему в минуту смерти Ольги было более 12 лет, не позволяют собственные года Святослава, у которого едва ли он мог родиться ранее 15-летнего возраста. 184 Между именами бояр Игоря в договоре 944г. есть славянские: Володислав, Предслава (хотя, впрочем, и бояре – Варяги могли уже начать тогда принимать славянские имена). 185 Говоря о церкви пр. Илии при Игоре: „се бо бе сборная церкви”, что значит общественная, летописец даёт знать, что были церкви домовые. За существование церквей домовых говорит и всеобщий тогда в Греции обычай иметь их каждому мало-мальски знатному или, по крайней мере, претендовавшему быть таковым, человеку: домовая церковь была принадлежностью и вывеской знатности (ещё и обстоятельнее будем говорить о них ниже). 186 Свидетельство Валафрида Страбона, приведённое нами выше. Кроме Готов Таврических или Крымских были в Греции ещё Готы Мизийские: Во-первых, потомки приведённых Ульфилой (о которых мы говорили выше), во-вторых, потомки тех многочисленных Готов, которые при нашествии Гуннов в 376г. искали себе у Греков спасения в Мизии. В этой последней во второй половине VII в. образовали своё государство Болгары, принявшие в половине IX века христианство. Но и под властью Болгар, сначала одной политической, а потом и церковной, Готы могли сохранять свой готский язык (Готов в Болгарии было до такой степени много, что и самих Болгар Сербы звали Готами, см. Речник Даничича под сл. Готинь).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

8. Profert autem (Aerius) ad errorem suum et eorum qui ipsum audiunt, quod apostolus scribit presbyteris et diaconis et non scribit episcopis. Et ad episcopum dicit: ne neglexeris donum, quod in te est, quod accepisti pem manus presbyterii. Et rursus in alio loco episcopis et diaconis scribit. Quare est, inquit, idem episcopus et presbyter. Et non novit ille, qui consequentiae veritatis ignarus est, et historias profundissimas non legit, quod cum recens esset praedicatio, S. Apostolus hro re nota velut habebat, scripsit. Ubi enim episcope errant jam constituti, scripsit episcopis et diaconis. Non enim omnia statim potuerant Apostoli constituere: presbuteres enim et diaconis opus erat. Per hos enim duos eccelesiastica compleri possunt. Ubi vero non est inventus quis dignus episcopatu, permansit locus sine episcopo. Ubi autem opus fuit, et erant digni episcopate, constitute sunt episcopi. Cum autem multitude non esset, non inventi sunt inter ipsos, qui presbyteri constituerentur, et contenti fuerat solo episcopo in loco constituto. Verum sine diacono impossibile est esse episcopum, et curam adhibuit S. Apostolus, ut diaconiessent episcopo propter ministerium. Sic Ecclesia accepit complementa dispensationis; sic illo tempore errant loci. Nam singulae res non ab initio omnia habuerunt: sed progressu temporis ea, quae ad necessariorum perfectionem requiruntur (S. Epiphanius contra Aerium haeres. L25). 9. πσκοπον δ νταθα τν πρεοβτερον λγει, ς τν πρς Θιλιππισους πιστολν ρμηνυοντες απεδξαμεν. διον δε τουτο και εντεθεν καταμαθεν, μετ γρτος πισκοπικος νμους τος τος διακνοις προσκοντας γρφει, τος πρεσβυτρους παραλιπν· αλλ’ (Феодорит в толковании на послание к Тимофею гл. 3, ст.1) 10. Аерий, константинопольский монах и арианин, сначала был очень дружен с Евстафием. Но когда Евстафий рукоположен был во епископа константинопольского, сделался ему непримиримым врагом. Напрасно Евстафий оказывал ему все знаки уважения и дружества, рукоположил его во пресвитера, дал ему от себя квартиру и содержание. Аерий не мог простить своему другу его повышения; своим злоречием побудил Евстафия употребить против него власть; но Аерий вооружился против этой власти и доказывал, что епископ то же, что и пресвитер, охуждал все обряды церковные и все отличия и знаки уважения, с какими являлся в церкви епископ. Аерий жил во время Епифания, и секта его существовала еще во время Августина (до 376г.) Epiph. haeres. L26; August. haeres. L3. Смотр. Dictionnaire des haireses par Pluquent. 1847г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/o...

Но что соответствовало пользам церкви и видам правительства, то не было согласно с людскими расчетами. Папа, посредством императора Гонория, упрашивал Феодосия-младшего, восточного императора, о предоставлении ему духовной власти во всей Иллирии, частью которой владели епископы другой паствы; 12 а в письмах, писанных к иллирийским епископам, утверждал, что св. Петр просветил христианскою верою прилегающие к Иллирии острова, 13 и, что потому они должны быть подведомственны папской власти. Впрочем, все это не имело и не могло иметь желанного успеха, потому что жители Иллирии не хотели отложиться от восточной церкви, и даже быв насильно обращаемы в римско-католическую веру, они при первом благоприятном случае возвращались к прежнему своему верованию. Причиною такой приверженности были правила первобытной христианской церкви, которым твердо следовало восточное духовенство, не обременяя своих прихожан десятиною и отправляя богослужение на понятном каждому отечественном языке. Должно заметить, что с упадком еврейского народа упал и еврейский язык. Жители святого града Иерусалима говорили тогда на разных языках, и говорили испорченными наречиями, по причине низкой степени просвещении, на которой они стояли. Удивительно, что это-то, самое и способствовало к скорейшему распространению христианства и было одною из сильных причин, заставлявших народы, и в особенности славян, крепко держаться восточной церкви, потому что как святые апостолы, так и священнослужители восточной церкви отправляли и отправляют богослужение не на иностранном, но на отечественном языке; тогда как, напротив, западная церковь всегда употребляла и употребляет латинский язык. Правда, делалось это в начале по естественным причинам, но позднее папа из политических видов употребил и это средство для сохранения единства веры и для утверждения своей власти. Римляне, которые на востоке и у себя охотно говорили на образованном языке эллинов, распространили свой латинский язык в целой западной Европе, господствуя там над народами, стоявшими на низшей, нежели они, степени просвещения. И первые, и позднейшие проповедники христианства на западе отправляли богослужение на латинском языке. Германские народы, обращаясь в христианскую веру, равнодушно приняли употребление, латинского языка при богослужении, хотя, во время Бонифация, более других способствовавшего к распространению между ними христианства, они имели довольно образованный отечественный язык; 14 но для славян, которые, по причине ранних своих сношений е просвещенною Грецией, находились на высокой степени образованности и в отношении к языку, а тем более для греков, было нестерпимо слушать божественную литургию на латинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность св. Льва на пользу церкви была настолько велика и всем известна, что при избрании нового епископа, взоры всех были устремлены на него и он единогласно был избран в преемники Сикста. Было снаряжено почетное посольство (legatio publica Prosp. Chr.) в Галлию известить св. Льва о павшем на него выборе в епископа вечного города. Спустя около 40 дней после смерти Сикста он был посвящен к общей радости своего отечества (gaudenti patriae). Радость «отечества» была понятна: в лице св. Льва оно приобрело одного из замечательных деятелей на протяжении всего V века. Богатые дарования св. Льва, получив такой обширный круг деятельности, какой принадлежал римскому епископу, имели возможность развернуться вполне. Для удобства обозрения обширной деятельности святого Льва мы разделим ее на два больших отдела: в первом отделе мы займемся обозрением церковно-правительственной деятельности св. Льва, во втором – обозрением борьбы св. Льва с ересями. I. Церковно-правительственная деятельность св. Льва а) Иллирийский викариат Есть основания думать, что подчинение Иллирии апостольскому престолу относится ко времени папы Дамаса (367–384). Папа Дамас назначил Фессалоникийского епископа Ахолия своим викарием над церквами Иллирии. Ахолий охотно принял это: викариатство избавляло его от необходимости стать в зависимость от константинопольского епископа и давало возможность ему подчинить всю Иллирию. Преемники Ахолия видимо не отказывались быть папскими викариями и папы, в свою очередь, не оставляли своей политики. Папа Сириций назначил преемником Ахолию Анисия. Иннокентий I (402–417) смотрел уже на свои отношения к Иллирии, как на благоприобретенное право. Но папам пришлось встретиться с оппозицией иллирийских епископов, считавших за более удобное подчиниться константинопольскому епископу, как к близкому и более влиятельному при Византийском дворе, чем Фессалоникийскому митрополиту. Они обратились даже с просьбою к Феодосию II о подчинении их епископу нового Рима (в гражданском отношении Иллирия с 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Он дает убежище Петру Александрийскому , 653 созывает Соборы для осуждения еретиков, 654 представляется именно как епископ, который старался все говорить и делать согласно с апостольским учением. 655 Неудивительно, что Флавиан, пресвитер Атриохийский, приводит Павлину учение Дамаса как критерий при определении достоверности и истинности христианского вероучения. 656 Таким образом, еп. Дамас, а с ним и римская церковь фактически во времена Феодосия являлись незыблемыми представителями истинного никейского символа. Имя еп. Дамаса было окружено светлым ореолом даже на Востоке: его там знали и ценили, как живого ходатая веры. Понятно, что правильное учение мыслилось неразрывно связанным с решениями римского епископа и что Феодосий дал Дамасу такое почетное место в эдикте: лучшего и более бесспорного авторитета для восточной Церкви трудно было прямо отыскать. Впрочем следует заметить, что учение Дамаса квалифицировалось не как само по себе содержащее критерий истины, а только потому, что оно фактически согласовалось с первоначальным учением Апостола, было как бы его продолжением. 657 Наконец, в-третьих, кроме достоинств Дамаса, как православного, выбор римского епископа в значительной степени необходимо приписать влиянию Асхолия – еп. Фессалоникийского, находившегося в церковной зависимости от римского престола. Известно, что с 314 г. Иллирия вся в церковном отношении была подчинена римской церкви, и епископ Фессалоники считался только викарием римского епископа. 658 В 379 г. произошло политическое отделение восточной Иллирии, которая и была присоединена к провинциям империи Феодосия. Последовало ли вместе с этим и церковное отделение – неизвестно, но факт тот, что можно указать симптомы не прекращавшегося пока влияния римского епископа на Фессалоникийского и после 379 г. Так, когда в 382 г. Асхолию представлялся выбор между двумя Соборами в Константинополе и Риме, то епископ остановился на последнем. 659 Связь Иллирии с Западной Церковью еще не была прервана окончательно при папе Иннокентии I, который прямо заявлял: «истинный патриарх Иллирии – Римский епископ, а епископ Фессалоники – его викарий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее обстоятельство объясняется тем, что церковная зависимость от Запада была более выгодной для епископа Фессалоники: дальность расстояния делала ее менее ощутительной, тогда как близость епископа столицы восточной империи рано или поздно должна была сделаться опасной. Имея в виду эту церковную связь Иллирии с Западом, нисколько не будет странным и невозможным допустить, что Асхолий выставил как образец правой веры именно Дамаса, каковым в сущности последний и был, как для него, так и для всей Иллирии. И нужно думать, что у Феодосия не было никаких оснований идти вразрез с добрым советом Асхолия. Не говоря уже о том, что сам император как западник так или иначе должен был тяготеть к Западу, еще и простые практические расчеты, которых, пожалуй, не упустил бы из виду и плохой политик, должны были побуждать Феодосия согласиться с предложением Асхолия. Если бы император предложил вероучение, хотя бы даже в чисто никейском духе, но не указал бы на представителей этого учения, то он мог легко оказаться непонятым даже иллирийцами. Это бы значило вводить смуты, что далеко не входило в задачи Феодосия. Теперь, указав, что общение с Дамасом есть отличительный признак кафоликов, император сразу открыл свои карты, по крайней мере для христиан Иллирии, чем он и мог рассчитывать расположить к себе иллирийцев, этих духовных детей своей матери – римской церкви. Во всяком случае для них Феодосий едва ли нашел бы более веский аргумент в пользу истинности своего вероучения как только указать на общение с Дамасом, епископом Римским. 660 Сюда еще нужно прибавить и то обстоятельство, что официальное подтверждение Феодосием своего общения с еп. Дамасом должно было ободрить оставшихся никейцев и наглядно им показать, чего в будущем они могут ожидать от нового императора. Феодосий В. сразу приобретал приверженцев в свою религиозную партию, что являлось лучшей гарантией к дальнейшему утверждению и распространению его вероучения. Что же касается Петра – еп. Александрийского, то присутствие его имени в эдикте рядом с еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010