Глава III Мф.3:3 .  Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное 48 . Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей. Мф.3:3 .  Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Он приготавливал души верующих, в которых должен был 49 ходить Господь, чтобы Он, чистый, мог ходить по чистейшим путям, – Он, говорящий так: «И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:12 ). Порфирий сравнивает это место с началом книги у евангелиста Марка, в которой говорится: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у Исайи пророка: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой. Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте тропинки Его 50 " . Так как свидетельство это взято из книг пророка Малахии ( Мал.3:1 ) и пророка Исайи ( Ис.40:3 ) , то [Порфирий] спрашивает: «Почему мы думаем, что пример взят как будто из одного Исайи?» Мужи Церкви ответили ему весьма полно. Мы же полагаем, что имя Исайи присоединено вследствие ошибки переписчиков, что мы можем доказать и в других местах, где, несомненно, из различных мест Писания составлено одно целое (unum corpus). Читай тринадцатый псалом и найдешь там то же самое. Мф.3:4 .  Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьих волос и пояс кожаный на чреслах своих 51 . Он говорит: «из волос», а не: «из шерсти». Одно служит для обозначения одежды крайне скромной, а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление ( 4Цар.1:8 ). А следующее затем: «А пищею его были акриды и дикий мед» – [показывает что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле. Мф.3:9 .  Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Камнями он называет язычников за их жестокосердие. Читай пророка Иезекииля: «И возьму», говорит, «из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное» ( Иез.36:26 ). Камнем обозначается твердость 52 , а плотью – нежность. А может быть и так, что указанными словами он показывает могущество Божие, т. е. то, что Создавший все из ничего, может и из крепчайших скал сотворить народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава III Увещание к вере во Христа, как высшего, чем Моисей (1–6). Предостережение от неверия словами Псалма и уроками прошлого (7–19). Евр.3:1 .  Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, «Братия святые, участники в небесном звании» (ср. выше Евр.2:11 ; Рим.8:29, 30 ). – «Исповедания нашего», т. е. веры ( 1Тим 6:12,13 ). – «Посланника, апостола нашей веры, посланного от Бога Отца» – (ср. Ин.17:3, 8, 18, 20:21 ; Гал.4:4 и др.). Если со стороны Бога Христос был посланником к людям, принесшим благодать и истину Божию людям, то со стороны людей Он был первосвященником, постоянным ходатаем пред Богом за человечество. Таким образом, Он соединял в себе два звания, которые в Ветхом Завете были разделены между Моисеем и Аароном. Евр.3:2 .  Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ср. Чис 12:7 . – «Во всем доме Его», доме Божьем, в церкви Ветхозаветной. Моисей был верным служителем Господним не над частью только Его дома, исполняя отдельное какое-либо назначение в царстве его, как Самуил, Илия и другие пророки, но ему доверено было управление всем домом; в этом состоит его сходство со Христом. Евр.3:3 .  Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, Под словом дом здесь нужно разуметь не только здание, но и все его обзаведение, например его слуг. Посему и греческий текст «устроение» этого дома обозначает словом κατασκευσας, а не οικοδομσας. Отсюда мысль стиха следующая; Моисей, как слуга, принадлежал к ветхозаветному дому: основателем же ветхозаветного домостроительства был Христос. Но как основатель домоустройства выше того, кто принадлежит к этому домоустройству, так и Христос выше Моисея. Евр.3:4 .  ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. Обычно Церковь Ветхозаветная именовалась домом Иеговы. Поэтому, усвоив в Евр.3:4 ей новое наименование домом Христа, апостол объясняет правильность и этого наименования. Смысл этого объяснения таков: всякое домохозяйство имеет основателя и строителя – человека, хотя Бог, Творец всего, должен быть признаваем первоначальным виновником всякого дома. Так и по отношению к Дому Израилеву или Церкви Ветхозаветной: конечно, Бог первый виновник ее, но этим не исключается, чтобы Христос мог быть признаваем ее строителем ( κατασκευσας), потому что Он, как Сын Божий, как вечное Слово, есть Тот, Которым все сотворено, следовательно, и Ветхозаветная Церковь . При таком понимании – «сотворивый» – будет сказуемое, а «Бог» – подлежащее. Другое толкование, признавая подлежащим «сотворивый всяческая» (о δ πντα κατασκευασας) и разумея под этим Христа, «Бог» признает за сказуемое, вследствие чего смысл всей фразы получается такой: «тот же, кто все устроил, именно Христос, есть Бог (следовательно, несравненно высший Моисея)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Родословие Ездры (1–3). Обличение евреев за идолопоклонство и забвение Божественных благодеяний (4–23). Отвержение иудеев и призвание язычников (24–40). Текст первых двух глав существует в двух редакциях, во многих местах значительно расходящихся между собою: французской и испанской. Французская лежит в основе современного печатного текста. По мнению Джемса (XLIV-LXIII) испанская версия дает текст в более древнем неприкосновенном виде, французская же вместе с заботою об изяществе слога стремится сгладить те места, которые могли возбуждать недоумения. 3Езд.1:1 Вторая книга Ездры пророка, сына Сераии, сына Азарии, сына Хелкии, сына Шаллума, сына Садока, сына Ахитува, 1 . В начале помещен заголовок книги: «Liber Ezrae prophetae secundus». Название Ездры пророком объясняется тем, что автор имел пред собою пророческую книгу Ездры (III-XIV) и в своем труде стремился расширить ее рамки, распространив ее пророчество на языческий мир, призванный в Христианскую Церковь на место отвергнутого Израиля. Цифровое обозначение книги едва ли можно считать вышедшим из-под пера автора. В одном из французских кодексов оно опущено, в одном из испанских начальные слова даны в такой форме: «Книга Ездры сына Хусия, пророка, священника (sacerdos)». Близость последнего слова по начертанию к слову secundus побуждает признать в современном цифровом надписании книги плод неправильного чтения. Священником или жрецом Ездра назван с целью пояснить предшествующее наименование его пророком, которое нигде больше в апокрифах не встречается. 3Езд.1:2 сына Ахии, сына Финееса, сына Илия, сына Амарии, сына Асиела, сына Мерайофа, сына Арна, сына Уззия, сына Ворифа, сына Авишуя, сына Финееса, сына Елеазара, 2 . Родословная Ездры в испанской версии опущена он назван лишь сыном Хусия. Во французской перечисляется 19 членов родословной Ездры, начиная от Аарона. В основе этой генеалогии лежат данные канонической книги Ездры (VII:1–5) и неканонической второй книги его имени (VIII:1–2). Сверх того внесены три новых члена, Ахия, Финеес и Илий. По мнению Гутшмида (s. 234), Гильгенфельда (205) и Джемса (XLIV) они взяты из 1 кн. Царств (XIVcp. XIV:18; I:3), но без достаточных оснований. Джемс высказывается в пользу более краткой генеалогии, так как заменять общеизвестную родословную совершенно новым именем Хусия едва ли могло прийти кому-нибудь в голову. Имя Хусия упоминается в Библии 3 раза, во 2 кн. Царств (XVIII: 21–23, 31–32), в кн. пророка Иеремии (XXXVI:14) и пророка Софонии (I:1. «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия»). Так как выдержки из последнего пророка встречаются и в других местах книги, то можно предположить, что странная на первый взгляд родословная Ездры и взята у Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль… Святой благоверный князь Даниил Московский. Художник: Виталий Графов. 2012 г. Холст, масло Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк , в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19: 11–12). И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

http://pravoslavie.ru/77930.html

«Вот ты называешься христианином, – можно сказать христианину недостойному, а особенно недостойному пастырю церкви, – и успокаиваешь себя законом христианским, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научась из закона. И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона безчестишь Бога?» ( Рим. 2, 14–23 ). Да, ради таких христиан, хулится имя Божие у язычников, магометан и евреев, как некогда ради дурных иудеев хулилось имя Божие среди язычников (ст. 24). Ревность о славе Божией требует от всех нас, чтобы мы и сами прославляли Бога доброю, святою жизнию, и других – и христиан, и магометан, и язычников – наставляли прославлять Господа святою, христианскою жизнию, отвлекая грешащих христиан от грехов, привлекая магометан и язычников ко Христу и жизни во Христе, по Его учению и закону. III. Так, братие и сестры в Господе, должна проявляться наша ревность о славе Божией: она должна проявляться в стремлении распространять между людьми истинное боговедение, истинную веру, и в насаждении между ними святой жизни. Таким образом ревновать о славе Божией обязаны все мы, по мере своих сил и разумения. (Сост. по «Слов. и реч.» Павла, архиеп. казанск. и свияжск.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пророк обыкновенно кроме хитона носил еще милоть, или мантию (симла), которую он бросает Елисею при взятии его на небо. Вот как описывает царствование Ахава 3 Ц. XVI, 28–33: «И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии 752 . И воцарился Ахав, сын его, вместо него и царствовал в Самарии двадцать два года. 30 . «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. 31 . Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Есваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и покланяться ему. 32 . И поставил он Ваалу жертвенник, в капище Ваала, который построил в Самарии. 33 . И сделал Ахав дубраву 753 , и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» («и погубил душу свою», прибавляет текст Семидесяти). Очевидно, что народ Израильский не мог продолжать назначенной ему Господом деятельности при таком положении дел. При культе тельцов, признаваемых символами, несовершенно утрачено было понятие о Едином Боге, но при культе Ваала и Астарты утрачивались все святейшие догматы и верования и всякое понимание различия между добром и злом. Все было допущено, чего бы ни захотела злая воля человека, – и примером тому служит убийство Навуфея, как мы увидим ниже. Поэтому главная миссия пророка Илии была искоренить культа Ваала и Астарты. Это и было достигнуто совершенно при Ииуе, убившем сына Ахава, Иорама, и истребившем дом его во времена преемника Илии, Елисея. Но замечательно, что даже о сыне Ахава, Иораме, говорится, что «он ходил во грехах Иеровоама», т.е. чтил тельцов, но снял статую Ваала (4 Ц. III, 2 и 3). После Ииуя, – истребившего жрецов и поклонников Ваала и разрушившего капища, хотя кланявшегося золотым тельцам, – мы не видим, чтобы культ Ваала снова возникал в Израиле до последнего царя Израильского Осии, при котором десять колен Израильских были уведены в плен на далекий восток Салманассаром, царем Ассирии 754 . Но если при Осии некоторая часть народа, – и весьма вероятно, что преимущественно придворные и жители Самарии, – опять увлечены были к идолослужению, то можно быть уверенным, что вся масса народа Израильского, жившая вдали от столицы, чтила Бога Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При отсутствии этого в среде семейной и зарождается язва неповиновения и непослушания, та легкость и неустойчивость в убеждениях, те печальные явления, которые тяготят и заставляют задуматься всякого мыслящего человека. Так для того, чтобы иметь в своих детях утешение и опору для себя, чтобы видеть в них послушных детей и избежать тех неприятностей, которые могут произойти, как от нерадения о воспитании их, так и от неправильного воспитания, как показывает в истории церкви пример первосвященника Илия, – священная обязанность родителей стараться вместе с образованием умственным развивать и их сердца на началах веры и любви христианской, внушать им уважение к постановлениям Церкви, уважение к храму Божию, как месту молитвы и таинственного единения со Христом. Пример Богоматери и Христа Спасителя должны постоянно предноситься нам и служить образцов для нас. Аминь. III «Днесь со Мною будеши в раю!» ( Лк.23:42 ) Так в третий раз взывает Спаситель со креста, на котором висит, обреченный на смерть. Враги Спасителя старались всеми мерами унизить Его в глазах народа, причинить Ему всевозможные страдания и физические и нравственные; но они забыли, что об этом Он предсказал уже ранее; «се мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадут Его языком на поругание и биение и пропятие: и в третий день воскреснет ( Мф.20:18–19 ). Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити в славу свою ( Лк.24:26 )? Что может быть большим унижением? Невинный, праведник повешен, распят на кресте среди двух разбойников, одного по правую, другого – по левую сторону, чрез что исполнилось слово пророка: «со беззаконными вменися» ( Ис.50 ). Большего унижения и ожидать нельзя, – большего озлобления со стороны представителей народных против Него и выразиться не могло. Но слава Божия и среди этой темной обстановки открывается ясно; что же происходит здесь, по не исповедимому определению Божественному? – На этой мрачной действительности вдруг пробивается светлый луч, который должен бы поразить этих, повидимому, радующихся своему успеху врагов Иисусовых, и указать, что они совершают злодейское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Он сказал также, что признаком этого [последнего] времени будут служить непрерывные и невыразимые бедствия и что должен прийти Илия 620 . Итак, Фессалоникийцы недоумевали тогда относительно этого предмета, между тем их недоумение доставило нам пользу. Не только им, но и нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни старух. Разве вы не слыхали часто ещё в детстве, как некоторые много рассказывали об имени Антихриста и о том, что он преклонит колена 621 ? Диавол старался посеять эти вымыслы в наши ещё незрелые умы для того, чтобы это лжеучение росло вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Не забыл бы сказать об этом Павел, говоря об Антихристе, если бы это было полезно. Поэтому не будем заниматься исследованиями этого. Он (Антихрист) придёт не так, не преклоняя колена, но превозносясь выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2:4 ). Подобно тому, как диавол пал от гордости, так и тот, кто будет орудием его, будет напитан гордостью. III (2) Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом ( 2Фес. 2:1–2 ). Не сказал, когда будет воскресение, но сказал, что оно совершится не теперь. И нашем, говорит, собрании к Нему. И это тоже немаловажно. Видишь, как опять наставление [соединяется] с похвалой и ободрением, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые? Здесь он говорит о пришествии Христовом и о нашем собрании; то и другое последует одновременно. [Апостол] привлекает их внимание, говоря, чтобы они не спешили колебаться [умом]. Не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает день Господень (2:2). Мне кажется, что здесь он указывает на то, что среди них были люди, которые составили подложное послание будто бы от Павла и, показывая его, утверждали, что уже наступает день Господень, чтобы таким образом обольстить многих. Поэтому, дабы они не впали в заблуждение, Павел предостерегает их, когда говорит и пишет: не смущайтесь ни от духа, ни от слова. Смысл этих слов такой: хотя бы кто-нибудь, имея дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Когда я был у вас, я объяснил вам все [это]; посему вам не следует переменять своего убеждения касательно того, чему вы были научены. Ни от духа. Он так называет лжепророков, говоривших по внушению нечистого духа то, что они говорили. Желая внушить себе больше доверия, они старались вводить других в заблуждение не только путём убеждения – на это именно указывает [апостол], говоря: ни от слова, – но показывали ещё подложное послание, будто бы от Павла, где говорилось о том же. Посему-то, указывая на это, [апостол] и прибавил: ни от послания, как бы от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010