Тут-то особенно возбудится в душе грешника раскаяние горькое, но бесполезное. – Тогда только станет он каяться в соделанном им; но время покаяния и прощения тогда минет! – Тогда он только станет плакать о своей гибели; но его слезы уже не будут в состоянии омыть его грехов, а только еще более станут разжигать адский пламень. После смерти нет покаяния: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс. 6:6 ), Господи? А когда нет покаяния, и нет возможности получить прощение грехов, то не может быть и конца адским мучениям; и вот вершина зол безотрадной участи грешников – ее вечность и неизменность! 3. И над всеми сими, между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят ( Лк. 16:26 ): такой ответ дал Авраам несчастному богачу, – «ответ, – по выражению Златоуста, 336 – более страшный, чем самая геенна!“ И действительно, как ни ужасны мучения ада, они были бы не столь безотрадны, если бы предвиделся когда-либо конец им: надежда на их прекращение облегчала бы тяжесть их, так же, как она облегчает все возможные страдания временные. Но грешнику дастся, против его воли и желания, уверенность, что его мучения пребудут одинаковы в своей силе, и никогда не окончатся! Как бы ни желали грешники отдалить от себя мысль сию, но Божие правосудие будет непрестанно представлять их душе ужасный образ, уготованного им на бесконечные веки, мучения, – даст силу взирать на него, рассматривать его, заниматься им, и чувствовать от того жесточайшее страдание! Душа отверженная станет протекать мыслью все ряды веков, и не будет видеть конца своих мучений; но чем далее станет смотреть вперед, тем более будет представляться ей путей для шествия, и – одна вечность мерой ее мучений; посему-то каждая минута будет для нее мучением вечным, и только началом ее страданий. Итак, терпеть ужасные муки, терпеть в каждую минуту целую вечность, терпеть без всякой надежды – вот судьбина грешных! По прошествии тысячи тысячей и тьмы тем лет, мука их будет все лишь только в начале. «Когда бы мучимый, – говорит блаженный святитель Кефалонитский, Илия (Минятий), – изливая по единой слезе в год, излил столько слез, что потекли бы из них реки; то ни единой пяди мучительного онаго века он не убавил бы!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Первый сын взял лук, натянул стрелу, наметил и выстрелил, а потом и другой. Не видите ли в этом неблагодарности, бесчеловечия, жестокости таких сыновей? Но вот пришел и третий сын, взял и приготовил стрелу; но видя, во что ему придется стрелять, исполнился трепетом и, опустив лук из рук своих, оказал: «я не желаю, таким способом стать царем; я лучше откажусь от царства, чем пущу стрелу в тело отца моего». Теперь что же сделал судья? Он именно этого третьего сына и избрал царем. Вот это же я хотел бы сделать с неблагодарными, жестокосердыми, бесчеловечными детьми. То, что вы видите, есть мертвенные останки общего Отца нашего, умершего на древе крестном. Возьмитесь за стрелы, испустите их на Него, уязвите ими Его, прибавьте Ему ран, если еще осталось свободное место для них на теле Его. Увы! Здесь уже не два сына, а много находится стреляющих в Него. Чья эта первая стрела, уязвляющая главу Его? Это стрела дьявольской гордости, стрела непокорного и ненаказанного тщеславия. Чья эта другая, вонзающаяся в Его ребра? – Это стрела памятозлобия и братоненавистничества. Чья третья, пробивающая Его руки? Она происходит от грабежа и обид. А это чьи многочисленные остальные стрелы, которые вонзились и облепили все пречистое тело Его? Это стрелы плотских грехов, кои содевают и мужчины и женщины, и малые и старые. А кто может исчислить тьмы других стрел греховных, падающих как град, стрел осуждения, всякого коварства, криводушие, злословия! Подойдите, подойдите, стреляйте, исполняйте ваше желание на бездыханном теле Отца вашего, придите вы, дети, в лютости и жестокости превосходящие зверей! Найдется ли кто имеющий сердце человеческое, любовь сыновнюю? Найдется ли кто, найдется ли такой, который пожалел бы Его, не стал бы уязвлять? Найдется ли такой? Едва ли найдется... И где слышана такая неблагодарность, чтоб сын уязвлял отца, да еще мертвого? А вот вы, христиане, снова распинаете Распятого... О, душа нашего доброго Отца, Божественного распятого нашего Иисуса! Что ты на все это говоришь? Остави им, не ведят бо, что творят. Да, сладчайший Иисусе, отпусти им в сей час. Да будет дано всем прощение: может быть хоть раз они усмотрят свой грех и исправятся. Отпусти имя! Итак, да будет прощение, прощение! Но пусть же прекратятся стреляния, остановятся грехи, явятся знамения покаяния – хотя один вздох, одна слеза! Сердце Иисуса моего! Что ты говоришь? Отче! отпусти им. Сердце грешника, что ты отвечаешь? Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь. Читать далее Источник: Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского (епископа Керникского и Калавритского) : Новый пер. с греч./[Предисл.: архим. Никон]. - [Сергиев Посад] : Св.-Тр. Сергиева лавра, 1902. - VIII, 430, II с. - (Троицкая народная беседа; Кн. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Всякий язык славит Тебя со благодарением, исповедуя Тебя Материю Жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей; все освятилось миром благоухания Твоего. Через Тебя пременились в радость скорби праматери. Через Тебя поют с нами все Ангелы: «Слава в вышних Богу, мир на земле». Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, — не помрачает Владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: поскольку царской души не касаются сорабы» (святой Андрей Критский).    Велика слава Богоматери на небе по преставлении. «Рая Божественнейшего сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая. Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, Она есть и хранилище, и обладательница богатства Божества» (святой Григорий Палама). «Дивны Твои тайны, Богородице: Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами».    Успение Богоматери явилось переходом Ее к этой славе и блаженству на небесах. Потому это — день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, «радуются земнородные, красуясь Божественной Ее славой».    «Солнце (Божественной) славы не только изливает на Нее свет блаженства, но даже входит в Нее, и таким образом заключается весь этот многотекущий источник света, что блаженный лик Пресвятой Девы бросает от себя лучи, как второе солнце славы, усугубляет свет невечернего дня». «Поймите разницу, — говорит далее знаменитый греческий вития и богослов Илия Минятий, епископ Кефалонитский, — между тем блаженством, которым наслаждаются все души прочих праведников, и тем, которым радуется Богоматерь Мария: те — отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Сия — вся солнце славы. Те — получили здесь благодать отчасти и, по мере благодати, наслаждаются там славою. Сия там — обиталище всей славы, как здесь была обителью всей благодати. Она была здесь, как назвал Ее Архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

6 Илия (Минятий), епископ Кефалонитский. Проповеди. Похвальное слово на Вознесение Господне. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 391. 7 «Как по воскресении являлся апостолам с язвами от ран на кресте, так и на небо вознесся с такими же знаками Своих крестных страданий, со следами Своей Пречистой Крови на обожествленном Теле» (Вознесение Господне. Жития. Май. Указ. соч. С. 787). 8 «Предел, от которого начинается вознесение Господа, есть гора Елеонская. Почему она избрана для этого, а не иное место? Можно думать, потому, что она и прежде была у Него избранным местом, которое освятил Он многократным Своим пребыванием и молением, особенно же потому, что здесь начались Его спасительные для нас страдания, равною смерти скорбию душевную, и многотрудную молитвою, простертую до излияния кровавого пота. Обратив место начавшихся страданий в место совершившегося прославления, Он через это ознаменовал то, что Его страдания и прославление составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для возведения на небо падшего из рая человечества» (Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Т. 5. Беседа (CCCLXXXIII) (294) в день Вознесения Господня и обретения мощей святителя Алексия. М.: Репринт, 1885. С. 256–257). А уже упомянутый нами Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический приводит еще несколько соображений, почему для Вознесения была избрана именно гора Елеонская. «…Святая гора Елеонская была местом не одного Вознесения Господа на небо. Нет, это вознесение с неё, можно сказать, было наградою и венцом за то, что совершалось на ней же Господом прежде, во время Его земной жизни. Поэтому, если хотим, подобно Ему быть некогда принятыми со здешнего Елеона на небо, то должны будем, пока остаемся на земле совершать на этой горе подобное тому, что совершал на Елеоне Он… Здесь Спаситель показал пример кротости и смирения, когда согласно пророчеству, идя во Иерусалим, воссел на молодом осле… А из этого познаем, что истинное отличие наше должно быть не вне, а внутри нас, – в душе и сердце нашем, что чистота, смирение и кротость – первые и лучшие украшения для последователей Иисусовых…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

(Протоиерей Николай Малиновский приводит эти тексты в несколько ином переводе. См. Малиновский Н. , протоиерей. Православное Догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 340–341). Вообще существует три взгляда на Воскресение Христово, из которых большинством богословов два первых уже давно были отвергнуты как несостоятельные, и признан подлинным только третий. Не вдаваясь в детальный разбор, только назовем их: «1) Христос не умирал на кресте, а только впал в обморок, и потом, очнувшись, вышел из него и являлся Своим ученикам в своем прежнем телесном виде. 2) Он умер и не воскрес. 3) Он действительно умер и действительно воскрес» (См. подробный анализ: Православная богословская энциклопедия. Т. 3. Петроград, 1902. С. 893–926). 8 Илия Минятий , епископ Кефалонитский. Слово в неделю Пасхи. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 100. Так же думает и святитель Феофан Затворник (+1894): «…В Воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, что сила его так велика, что из него изойдет жизнь для всех…Умирают все, которые от Адама, по той причине, что уже умерли в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности… Для того Христос умирает, чтобы разрушить силу смерти, для того воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения; для того, чтобы входить в славу, чтобы и всем открыть дверь ко вступлению в эту славу. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место – шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душею, потому что то есть еще предначинательный рай. Так всюду прошло обоженное человеческое естество, чтобы собою проложить путь восстановлению всех людей» (Святитель Феофан Затворник . Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 547, 548, 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

ПРИГВОЖДЕННЫЙ НА КРЕСТЕ Господь наш молится БОГУ ОТЦУ СВОЕМУ, говоря: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят 501 . Тою Своею молитвою, возносимою в тяжких муках, умолил ли Он Отца об убийцах Своих? Отпустил ли Отец грехи злобным: Анне, Каиафе, Пилату и прочим предавшим Иисуса на смерть? Никак! Умолил разве только о тех, кого, как Всевидец, предвидел имевшими покаяться и обратиться к Нему; а о нераскаянных грешниках, распявших Его, не только не умолил, НО И ПАЧЕ НА МЕСТЬ воздвиг Отца, дабы МСТИЛ КРОВЬ ЕГО на распинателях, что и было соделано рукою римлян, разрушивших Иерусалим. Грешный человек, пребывая в нерадении и нераскаянности и прилагая грехи ко грехам, второе распинает Господа и своею нераскаянностью попирает КРОВЬ Сына Божия, излиянную за него. Итак, бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, да не постигнет тебя внезапно МЕСТЬ Божия, и ты будешь потреблен от земли живых, и ОСУЖДЕН БУДЕШЬ с убийцами, распявшими Сына Божия... Только – покайтесь... Только восплачьте о грехах ваших... Смиритесь, как мытарь... Покайтеся – и спасетесь !» 502 Святой Илия Минятий, Архиепископ Кефалонитский Цель домостроительства «В этом [восседении одесную Отца] состояла ЦЕЛЬ вочеловечившегося Бога Слова; это – конец домостроительства о воплощении. Поэтому Сын Божий стал Сыном Человеческим; Бесстрастный – пострадал; Бессмертный умер; и воскрес Перворожденный из мертвых, чтобы поднять падшего, прославить осужденного, обожить человеческое естество» 503 . V. На Пятидесятницу Святой Григорий Богослов Начало действий Святого Духа «Мы празднуем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, предуставленный день обетования и вместе исполнения надежды. О какое это таинство! Сколь оно велико и досточтимо! Теперь ОКАНЧИВАЮТСЯ телесные деяния Христовы (или, лучше, обстоятельства, относившиеся к Его пришествию во плоти, – Рождение от Девы, Обрезание, Крещение, Распятие, Погребение, Воскресение, Вознесение), И НАЧИНАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА» 504 . Крест=Слава Христова «Прославление Христово – посредством страдания» 505 . Святой Григорий Нисский

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Святая Церковь всегда и повсюду чтила память Преславной Богородицы; и наименовала Ее «Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим», как «Бога Слова рождшую». И бесчисленное множество песнопений сложено в честь Ее. Мысли святых отцов Церкви 27 «“Слово плоть бысть” ( Ин.1:14 ). Кто-нибудь скажет: “Как возможно, чтобы Бог Слово сделался человеком”? Но если бы мы могли понять непостижимость этого образа, то чудо было бы не чудом, а естественным делом. Если же совершившееся есть знамение и чудо, то образ совершения предоставь Чудодействующему Владыке. Я хочу, чтобы ты знал совершившееся и верою получил от того пользу; а каким образом оно совершилось, это предоставь Совершителю». (Свт. Феодот, епископ Анкирский.) «Чудо сугубое… Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать?.. То – великое чудо; а это – выше чуда; оба непостижимы, и оба вполне Божественны... Быть Матерью Бога, родить Спасителя всего мира, родить во времени Того именно Единородного Сына, Которого Бог и Отец рождает вне времени, – это честь, которая делает Ее богоподобной... Матерь Божия! Чем больше я вдумываюсь, тем больше убеждаюсь, что это непонятно; что это – беспредельное величие, которое возводит Ее до высочайшего Престола Трисиятельного Божества и приближает Ее к Богу и Отцу». ( Илия Минятий , епископ Кефалонитский 28 . Изд. Троицкой Лавры, 1902 29 .) «Матерь Божия! Исповедую истину, что не могу ни помыслить, ни объяснить высоту этого достоинства. Обращаюсь к святым отцам, чтобы хотя некоторым образом понять, но нахожу, что и святые отцы так же недоумевают и обходят это молчанием. Сами Ангелы, если бы и хотели объяснить нам, остаются безгласными; и даже Дева, ум Которой был просвещен для созерцания несравненно более, чем у всех Ангелов, Дева, исполненная Святого Духа, чревоносящая Божественное Слово, объясняет его [чудо] нам общими словами: “сотворил Мне величие Сильный” ( Лк.1:49 ), и ничего более» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Приличествовало и время – месяц Март; в это время совершалось творение мира, в такое же время совершается и воссоздание мира. Тогда ненасеянная земля в первый раз произвела (растения) и теперь в первый раз неискусомужная Дева зачала. Все события нынешнего таинства чудесны, но выше всего чудесного – это Сама Дева, принявшая благовестие, Дева и Матерь, и это в особенности приличествует таинству, ибо таковой должна быть Матерь такого Сына. Божественное Слово стало тем, чем не было, и оставалось тем, чем было, сделавшись человеком и пребывая Богом; и Мария стала тем, чем не была, и осталась, какой была прежде, Божественное Слово стало Сыном, родившись бех Отца, и Мария стала Материю бех иужа, родивши неискусомужно» ( Илия Минятий , епископ Кефалонитский. Проповеди. Слово на Благовещение Богоматери. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 254–255). К символике имен, связанных с Благовещением, обращались уже более ранние проповедники, например, святитель Григорий Палама (+1359): «Имя Деве Мария» – это слово в переводе означает «Госпожа». Представляет же это имя и достоинство Девы и утверждение девства и особенность образа Её жизни, и во всем тщательность,…одним словом – всенепорочность. Ибо господственно (т.е. с истинным величием) нося знаменательное имя Девы, Она имела полное обладание чистотой, будучи Девой и телом и душой и силами души, и богатея всеми телесными чувствами, не имеющих ни малейшей зазоринки. Всё это было совершенно цельным и нерушимым на все времена, – как и приличествует Госпоже… Кроме того, Дева, в девстве зачавшая и в божественно родившая по естеству Владыку всего мира, по достоинству является Госпожой и владычествует над всеми,. И еще – Она является Госпожой, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, как родившая неизреченно и благословенно» (Святитель Григорий Палама . Беседы (Омилии). Омилия 14. На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Монреаль, 1968. С. 140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Здесь невидимо предстоят святые ангелы и от страха, трепета и благоговения закрывают свои лица. Здесь стояли Василий, Златоуст, люди – совершенно отрешившиеся от всяких земных уз, святые, иссушенные воздержанием, земные ангелы по чистоте души. И все-таки они исповедовали свое недостоинство; один говорил: вем, Господи, яко недостойно причащаюся; другой – Господи, Боже мой, вем, яко несмь достоин. А ты, осквернивший свою душу тысячью грехов и ни одного часу не помолившийся за столь многолетние грехи, – не приближайся сюда! Иззуй прежде сапоги с ног твоих, разреши сперва все узы, устрани все препятствия, освободись, исповедайся, исправься, покайся, – и таким образом разрешенный, прощенный, облегченный, – приди, приступи! Но опять-таки с благоговением и вниманием! Моисей, чтобы приблизиться к месту, где в горящей купине был Бог, сбросил свою обувь. С каким страхом и трепетом он должен был ступать там, где были терния и огонь! Такой же страх и трепет должен испытывать и ты, когда простираешь свои руки и открываешь уста для принятия св. Причастия. Верую, Господи, должно говорить, что Ты – Бог; исповедую, что я – грешник; верую, что Ты – огонь истребляющий; исповедую, что я – трава иссохшая. Я, грешный, недостоин приблизиться к Богу, чтобы не быть наказану, я – трава – к огню, чтобы не быть сожженным. Но так как Ты зовешь и приглашаешь меня, то я, нечистый, прихожу к Тебе, как источнику освящения, чтобы очиститься, больной – к Врачу душ, чтобы исцелиться, мертвый – к Тебе, Хлебу животному, чтобы воскреснуть. Я прихожу просветиться и освятиться именно потому, что я грешен и недостоин; прихожу, чтобы не удалиться далеко от Тебя, дабы враг не овладел моей душой. Паки исповедую, что я недостоин, ибо грешен. Но Ты пришел грешников спасти. О, спаси же! Осанна. Благословен грядый во имя Господне! Моисей сошел с горы Синая, держа в руках своих две скрижали завета, на которых было написано десятословие. Его лицо сияло таким светом, что ни брат его Аарон, ни прочий народ Израильский, пораженные сильным блеском, не могли смотреть на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Далее она есть драгоценнейший дар Божественной благости, ибо она есть особенный знак Божественной любви. Об этом свидетельствует Иоанн: возлюбль Своя сущия в мире, до конца возлюби их ( Ин. 13:1 ), т. e. По объяснению Феофилакта, «явил на них совершенную любовь», всю любовь, какою Бог может возлюбить человека. В воплощении (явилась) великая любовь, и в страданиях – то же, но все это не есть – вся любовь. То совершилось один раз, тогда как во св. Литургии Он ежедневно тайнодействуется, каждый день приносится в жертву. Более того, во св. хлебе Он переносит такие страдания, каких не испытывал на кресте, по замечанию Златоуста. На кресте не было преломления Его членов: не пребиша Ему голеней ( Ин. 19:33 ) но : кость не сокрушится от Него ( Исх. 12:46 ), а во св. хлебе Он присутствует во многих частицах, чтобы исполнить (Собою) многих. «Что не претерпел на кресте, то терпит в причащении и выносит в преломлении, чтобы исполнить всех». Он весь есть любовь, которою до конца возлюбил нас. Некогда неблагодарный народ Израильский мог с правом хвалиться великими благодеяниями, оказанными ему Богом, и говорить: не сотвори тако всякому языку ( Пс. 147:9 ); – когда Бог разделил Чермное море, чтобы перевести их на землю обетования; когда препитал их водою, чудесно истекшей из камня. Ho все это нельзя и сравнивать с крайними благодеяниями, оказываемыми нам Богом в этом Божественном таинстве. Что такое – Чермное море пред животочною Кровью, ради которой мы переходим к обетованию новой благодати? Что такое – манна, которую ели и умерли, пред сим Божественным Хлебом, сшедшим с небесе, от которого если кто вкусит, будет жить во веки? Что такое – камень, откуда истекли воды, пред этим таинственным Камнем, неисчерпаемым источником воды живой, текущей в жизнь вечную? Мы должны сказать и говорим это с большим правом: не сотвори тако всякому языку. И какое еще большее доказательство любви Своей мог нам дать Спаситель мира, как не это – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Свою, и даровать их нам, чтобы мы вкушали и пили, когда хотим, чтобы они были неразлучно с нами до скончания века? Это – такая любовь, которой мы не можем объяснить: она не понятна, – которой мы не можем измерить: она неизмерима. Любовь Божественная, любовь совершенная, вся любовь, все сокровище Божественной благости. В этом Бог, как сильный, явил высшую державу всемогущества Своего, – как премудрый, совершил таинство таинств, – и как благий, (ниспослал) высший дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008