6:17 Иродиада – внучка Ирода Великого; ее первым мужем был Филипп (не смешивать с одноименным тетрархом!), еще один из сыновей Ирода Великого, на этот раз от Мариамны, а потому единокровный, хотя и не единоутробный брат Ирода Антипы. Ее роль в расправе над Иоанном Крестителем напоминает умысел злой царицы Иезавели против Илии ( 3Цар. 19:2 ), усиливая символическое сближение Иоанна с Илией (ср. ниже к 9:13). Повествование Иосифа Флавия (Antiquitates Judaicae XVIII, 116–119) подчеркивает политические мотивы, заставлявшие Ирода Антипу бояться популярности Крестителя как возможного главы повстанцев: «Уважение к оному мужу, чьему совету, как казалось, все готовы были следовать, могло подвигнуть народ к восстанию». В сущности, обе версии не безусловно противоречат друг другу, если иметь в виду черту слабовольной нерешительности, как кажется, присущую тетрарху Галилеи: если политические резоны (в число коих, естественно, входил и вопрос о канонически недопустимом браке!) побуждают его арестовать Иоанна, он вполне может затем решиться на его казнь под действием толчка извне. Интересно, что у Иосифа Иродиада позднее интерпретирует поражение ее мужа в войне с Аретой как кару Божью за казнь Иоанна. 6:18 Не должно тебе жить с женой брата твоего! Такой брак был строго воспрещен, пока жив брат. Ср. Лев 18:16 и особенно 20:21: «Если кто возьмет жену брата своего, это мерзость – он открыл наготу брата своего, быть им бездетными». 6:22 Дочь этой Иродиады. По сообщению Иосифа Флавия (Antiquitates Judaicae XVIII, 5, 4), ее звали Саломея; позднее она вышла замуж за тетрарха Ирода Филиппа, а после его смерти – за Аристобула. Проплясала танец. Для юной девицы из столь высокой семьи – довольно необычное, если не прямо скандалезное поведение в присутствии пирующих мужчин, объяснимое только распущенностью нравов при дворе Ирода Антипы. Не только в Библии мы встречаем предостережения против певичек и плясуний, напр., Сир 9:4 : «Не оставайся долго с плясуньей (μετ ψαλλοσης), чтобы не попасть в плен художества ее»; известно изречение Цицерона, Pro Murena 14: «Никто не пляшет в трезвом виде, ежели по случайности не свихнется» (речь идет, разумеется, о поведении лиц свободнорожденных, что же касается возможности плясать в виде нетрезвом, то она резервирована для лиц мужского пола и уж никак не вообразима для юных особ женского пола).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Остается не совсем ясным, что следует конкретно понимать под этим удвоением богоборческой власти. Поскольку второй зверь призывает к поклонению Римской империи и императору, своими речами, чудесами и даже инициативой к воздвижению культового образа ( Откр.13:15 ) требует их религиозного почитания, в нем (во втором звере) видят не какую-то отдельную личность, но коллектив, известное Иоанну сословие провинциальных языческих жрецов. Они по всей провинции Асия осуществляли культ императора. Власти этой римской провинции с центром в Эфесе всячески стремились к насаждению культа кесаря и тем самым к подтверждению своей лояльности по отношению к Риму. Именно с Эфеса начинался культ императора. Именно там впервые начались хлопоты о постройке храма Августу и богине Роме. Всех инакомыслящих второй зверь преследует и принуждает поклоняться статуям императора. Таким образом, под зверем из земли подразумевается вся пропагандистская машина имперского культа. Этот культ пронизывал и определял всю повседневную жизнь людей. К пропаганде культа относятся чудеса, производящие впечатление на массы. Здесь отражается распространенное ожидание: явление эсхатологического противника Бога и противника Мессии-Христа, то есть явление анти-бога и анти-христа, обязательно будет сопровождаться знамениями и чудесами: «Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мк.13:22 ; ср. 2Фес.2:9 ). Второй зверь как раз и наделен способностью творить «великие знамения». Опасность этого зверя особенно обнаруживается в его способности творить даже библейские чудеса пророка Илии, ибо он «огонь низводит с неба на землю перед людьми» ( Откр.13:13 ; ср. 3Цар.18:38 ). Своими чудесными знамениями второй зверь совращает людей к тому, чтобы они изготовили культовый образ, статую первого зверя. В этом образе должна осязаемо присутствовать божественная власть императора. Образ приобретает черты «ожившего Нерона», Nero redivivus, так как вновь указывается на его смерть и оживление: «имеет рану от меча и жив» ( Откр.13:14 ). С одной стороны, это может быть указанием на то, что правящий император Домициан, который начал преследования христиан, – оживший и вернувшийся Нерон (Nero redivivus). С другой стороны, это же намекает на то, что первый зверь – карикатура на убитого и воскресшего Агнца ( Откр.13:14 ), то есть антихрист. Глава 17 нам покажет, что вряд ли Иоанн считал Домициана эсхатологическим антихристом. Он лишь один из его предтечей. Антихрист (Nero redivivus) придет позже, перед самым концом, в эсхатоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

8 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х. 8 Гофолия. См. ком. к ст. 18. 8 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар. 16,31–33 . 8 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском ( 3Цар. 22 ). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением ( 3Цар. 22,32–37 ). 8 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей ( 3Цар. 18,45 ). в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском. Глава 10 10 семьдесят сыновей. В это число, по всей вероятности, входят и внуки царя. Сколько жен было у Ахава, неизвестно. старейшинам. Ср. 3Цар. 8,1 . Из-за отсутствия царя Ииуй обращается к старейшинам общин. воспитателям. Т.е. людям, ответственным за воспитание царского потомства ( Руфь. 4,16 ; Есф. 2,7 ). 10 начальствующий над домом царским. См. ком. к 3Цар. 4,6 . градоначальник. По-видимому, та же должность, о которой идет речь в 3Цар. 22,26 . и старейшины, и воспитатели. См. ком. к ст. 1. 10 возьмите головы сыновей государя своего. Ииуй облек свое требование в двусмысленную форму. Древнееврейское слово, переведенное как «голова», может быть переведено и словом «глава» т.е. «главный». Поэтому не совсем понятно, что именно требовал Ииуй: головы всех сыновей Ахава или же прислать к нему тех, кто в их среде считался главным (старшим). 10 и закололи их семьдесят человек. Старейшины Самарии исполнили требование Ииуя, поняв его буквально; тем самым сбылось еще одно пророчество Илии ( 3Цар. 21,21–24 ). 10 И умертвил Ииуй всех. Действия Ииуя выходили далеко за рамки того, о чем говорилось в обращении Господа к Илии ( 3Цар. 21,21–24 ), а так же адресованного непосредственно ему пророчества (9,7–10). 10 о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. Т.е. о семьях Иорама и Иезавели. Их родственники, встреченные Ииуем, ничего не знали о произошедшем перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» (блаж. Феодорит, вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, «чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности» (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении помазания Ииуя на царство (ср. 3Цар.1:34,39 ), пророк указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во исполнение предсказания пророка Илии, 3Цар.21:21–22 ), который будет истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваасы ( 3Цар.15:29,16:3 ). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью, крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты ( 3Цар.16:31–33 ): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им выполненной ( 4Цар.10:18–30 ). Без сомнения, в упоминании прежних нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя Ииуя (евр. Негу, «Иегова есть Бог») может указывать на служение его теократической идее, хотя это и не исключало его собственной преступности и повинности суду Божьему ( Ос.1:4 ). Имя Ииуя в форме Iáua встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II (860–825), как данника этого царя. 4Цар.9:11 .  И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит. 4Цар.9:12 .  И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». 4Цар.9:13 .  И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! Появление и быстрое исчезновение пророка, возбужденный вид его побуждают других военачальников спросить о цели прихода «неистового» (евр.: мешугга, греч.: πληπτος, Vulg.: insanus), как в бранном или неодобрительном смысле называли пророков ( Ос.9:7 ; Иер.29:26 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ближайшую и самую общую причину воссоздания древних пророческих обществ на несколько иных основаниях можно полагать в религиозной политике Ахава, осквернившего десять колен, отрезанных от законного Иерусалимского святилища и подавленных культом тельцов публичным введением идолослужения. Нет никакой возможности, за отсутствием данных, даже приблизительно определить в служении пророка Илии время первого возникновения основанных им обществ «сынов пророческих». Совершенно неизвестно, принадлежали ли упоминаемые в 3Цар.18:4,13 умерщвленные Иезавелью, а равно и скрываемые Авдием многочисленные пророки к этим обществам 243 , и образовали ли они собою тот теснейший союз, историю которого мы видим ниже (начиная с 3Цар.20:35 ), или это были пророки действовавшие раньше поодиночке и только соединённые незадолго перед тем для совместной деятельности в защите подавляемой царским правлением истинной религии и общей для всех их опасностью и гонением 244 . Правда, они нигде не названы , как этим именем называются члены пророческих обществ, а ( 3Цар.18:4,13 ), и этим, по-видимому, отличаются от сынов пророческих точно так же, как современные Илии – Михей и другие отдельные пророки ( 3Цар.20:13,22,28 ; 3Цар.22 ) не принадлежавшие к пророческим обществам того времени. Но кажется, что мы не сделаем особого насилия библейскому тексту, если будем видеть в этих «пророках Иеговы» ( 3Цар.18:4,13 ) членов только что образованного пророческого общества. К этому нас приводит и полная их известность пророку Илии, открывающаяся из образа речи Авдия в разговоре с пророком, не смотря на то, что речь, по-видимому, касается события, происходившего в период удаления пророка Илии из пределов родного государства, а равно и название сынов пророческих «пророками Иеговы» во многих случаях, где сыны пророческие являются на поприще общественной деятельности (как например 3Цар.20:38,41 . ср. 4Цар.9:11 ). Не названы же они нигде сынами пророческими , а только быть может потому, что еще не сложились вполне, при самом возникновении общества, те внутренние отношения их к своим руководителям, которые обращали бы их в , тем более что процветание пророческих обществ и, по всему вероятию, широкая внутренняя деятельность пророка Илии среди них особенно заметно выступают к концу его пророческого служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Кроме того известно, что он действует – («по слову Господа» 3Цар.20:35 ), а слова и , когда они приписываются Иегове, суть не простые слова, которые пророки употребляют для украшения речи, а означают действия могущества и силу Иеговы; равным образом, кто не сообразовал своих действий со словами, внушенными по вдохновению свыше, не повиновался «слову Господа», тот подлежал наказанию по определению Иеговы ( 3Цар.20:36 ). Далее, юноша, названный в 4Цар.9:1 , в 4Цар.9:11 назван соратником Ииуя , что равносильно слову «вдохновленный». Кроме того, образ речи сына пророческого Ииую, повторяющий почти дословно угрозу Илии на дом Ахава ( 3Цар.21:21–23 . ср. 4Цар.9:1 со ст. 4Цар.9:6–10 ), показывает, что он исполнял не только поручение пророка Елисея, а действовал и сам, как пророк, по вдохновению свыше. Наконец, та уверенность, с какой сыны пророческие в Вефиле и Иерихоне извещают Елисея о предстоящем взятии Илии на небо ( 4Цар.2:3,5 ), свидетельствует о том, что они получили об этом откровение свыше и возвещают, как пророки. Внешние и внутренние признаки, отличающие действительных пророков, приложимы в данном случае и к сынам пророческим. Так, действительно, произошло восшествие Илии на небо ( 4Цар.2:11 ); исполнилась угроза по отношению к тому, который отказался бить пророческого сына ( 3Цар.20:36 ), – равно как и угроза последнего Ахаву за отпущение им Венадада ( 3Цар.20:42 ср. 3Цар.22:34 и дал.). С другой стороны, их возвещения вполне соответствуют закону: угроза сына пророческого отказавшемуся бить его, соответствует Втор.18:19 , а угроза его же Ахаву в 3Цар.20:42,43 , соответствует постановлению Лев.27:29 , по которому люди заклятые, анафематствованные, должны быть убиты. Итак, мы видим, что сыны пророческие нередко удостаивались божественного вдохновения и в силу воспринятого ими «слова Иеговы» выступали в своем пророческом служении с самостоятельным пророческим достоинством. Отсюда ясно, что различие между пророками и пророческими сынами нередко трудно уловимо, и резко определенной границы между ними провести нельзя: назначение сынов пророческих и исполнение ими своего назначения дают некоторое право называть их пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

О небиим начинает определенно говориться в период деятельности Самуила. Они, по-видимому, уже были хорошо известны в тот момент, когда в текст 1Цар.9:9 была вставлена глосса, поясняющая понятие «прозорливец» (хозе) и сопоставляющая прозорливца и наби . Эти древние небиим отличались некоторыми характерными особенностями, которые впоследствии исчезли и на которых надлежит несколько остановиться. §2. Коллективное пророческое служение Небиим при Самуиле составляли коллективное явление. Согласно показаниям 1–2 Цар., они живут группами или общинами. То же самое, согласно 3–4 Цар., продолжается в IX веке в Северном царстве при Илии и Елисее ( 3Цар.20:55 , 4Цар.2:3, 5, 7, 15, 4:1, 38, 5:22, 6:1, 9:1 ). В 3–4 Цар. они называются «сынами пророческими», но это выражение означает только, что они были причастны служению пророческому и, по существу, является синонимом «небит». Эти общины, по всем данным, находились под началом особых возглавителей. Таковыми были Самуил ( 1Цар.19:20 ) и, как будто, Елисей ( 4Цар.4:38, 6:1 ). Возглавителя члены общины называли «отцом» ( 4Цар.2:12 ср. 6:21, 8:9, 13:14). Члены общины жили совместно ( 4Цар.5:38–41 ). Есть указания о том, что некоторые имели жен ( 4Цар.4:1 ). Питались «сыны пророческие» от подаяния ( 4Цар.4:8, 42, 5:22 ). Внешним их отличием были милоть из козьей шерсти и кожаный пояс ( 3Цар.20:35–42 , ср. Зах.3:16 , а также Матф.3:4 и параллели) и тоже, по крайней мере у некоторых, шрамы на лбу ( Зах.3:16 ). Шрамы эти они сами себе наносили при впадении в экстатическое состояние ( 3Цар.18:28 ). Когда на них сходил дух Ягве, они «пророчествовали», т. е. входили в неистовство и тоже становились другими людьми ( 1Цар.10:6:9 ). В это же состояние могло находит выражение в пении (там-же, стр. 5), в выкриках, в повторении призываний ( 3Цар.22:10, 12, 18:22–26 ), в действиях символического характера (22:11) и в беспорядочных движениях ( 3Цар.18:26 ср. 2Цар.6:58 , 1Цар.18:6 и, также, Исх.15–20 ). Как уже было сказано, в этом состоянии небиим могли тоже себе наносить раны. Иногда тоже они срывали с себя одежды или падали без чувств ( 1Цар.19:24 ср. Дан.8:18:27 ). Во многом эти древние небиим напоминали дервишей, которые в наши дни еще встречаются на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Затем Павел ссылается на Исайю ( Ис. 52:7 – Как прекрасны ноги благовествующих… благое), чтобы подчеркнуть важность послания проповедников и направить все внимание на благовестие. В ст. 16 Павел поясняет, что условием сохранения цепи, которая оказалась разорванной, является ответственность тех, кто, слушая проповедников благовестил, должен ответить послушанием и верой. NIV дает понять (в греческом сказано лишь ои pantes, «не все»), что теперь Павел думает именно об израильтянах. Он снова цитирует Исайю (53:1), чтобы с помощью пророка подтвердить, что Израиль не смог ответить на весть (ср. также: Ин. 12:38 ). Павел снова показывает, что допускает возможность неправильного истолкования его учения, когда ему могут задать вопрос: неужели Бог отверг народ Свой (2)? Из слов Павла о том, что принадлежность к Божьему народу определяется не физическим родством с Авраамом, а всецело благодатным Божьим «призванием» (9:6–29), а также из его утверждения, что Израиль не смог покориться Божьей праведности (9:30 – 10:21; ср.: 10:3), можно сделать ошибочный вывод, что Бог не признал Израиля «Своим народом». Однако, как теперь поясняет Павел, такого вывода делать не следует. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал (2а; ср.: Пс. 93:14 ). Павел не только подтверждает избрание остатка ко спасению (ср.: 9:6–9; 11:3–6; таково мнение Кальвина), но и подтверждает продолжающееся «избрание» Израиля в целом (см.: 11:28,29). Это становится заголовком ко всей главе, так как Павел описывает, каким образом Божье избрание Израиля совершается в настоящем через спасение остатка (3–10) и в будущем через спасение «всего Израиля» (11–27). Павел считает, что ситуацию его времени, можно сравнить с ситуацией времен Илии, когда Господь, видя уныние пророка по поводу почти полного отступничества Израиля от истинного служения Господу, заверяет его, что еще существует прочное ядро из семи тысяч истинно верующих (см.: 3Цар. 19:10–18 ). Точно так же, несмотря на засилье неверия среди иудеев времен Павла, по–прежнему, по избранию благодати, сохранился остаток.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Там, на Хориве, есть пещера, и Господь проходит перед нею, как когда-то прошел перед скалой, на которой находился Моисей. Моментов этой теофании, этого прохождения три, даже четыре. Это проверенная схема пророческой литературы: представляются три вещи, но окончательная, определяющая – четвертая. Вспомним о рефрене первых двух глав Амоса: «За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его» (Ам 2:6, ср. Ам 1:3,6,9,11,13; 2:1,4), когда называется только четвертый грех – капля, переполняющая чашу. В этой риторической схеме четвертая вещь аналогична первым трем, но имеет преимущественную перед ними силу. Здесь представлены три феномена, которые, казалось бы, должны явить Господа, но не являют. Или лучше сказать так: не являют Его так, как являет четвертый феномен. Это не вопрос «все или ничего», «да или нет»: в четвертом опыте Господь присутствует гораздо больше, чем в первых трех. Говорится о различных степенях. Мишелю Массону принадлежит честь обнаружения этой риторической схемы в расшифровывании опыта Илии, несмотря на то, что затем этот автор прочитывает его не в библейском и не в христианском, а в восточно-теософском ключе . Каковы эти первые три феномена, в которых «нет Господа», или Он есть, но не так явно, чем в четвертом? Это ветер, землетрясение и огонь. Можно сказать, что это природные, метеорологические, теллурические явления, подобные тем, что сопровождали синайское богоявление: громы, молнии, дым и огонь. Тогда гора Синай «сильно колебалась» (Исх 19:18), как бы от вулканического извержения или землетрясения. На основании этой расшифровки первых трех явлений и четвертый феномен (3Цар 19:12) интерпретируется как атмосферное явление: sibilus aurae tenuis (Vulgata); «il mormorio di un vento leggero» (итальянский перевод CEI). Несмотря на то, что это объяснение является до сих пор наиболее распространенным, оно далеко от того, чтобы быть удовлетворительным. То, что переводится обычно как «веяние легкого ветерка» , звучит буквально так: qoldemamà daqqà – «голос тонкого молчания», voix de fin silence (Левинас).

http://bogoslov.ru/article/4789209

Так и по смерти Бог прославил Своего угодника 3912 . За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь 3913 . Тропарь, глас 4: Во плоти ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати: темже и почитающым его точит исцеления. Кондак, глас 2: Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елисее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с ним же Христу Богу молися непрестанно о всех нас. 3890 Хорив – гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которого составляет гора Синай. 3892 Цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. Поэтому Елисей назвал великого Илию колесницею Израилевой и конником, так как его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам (блаж Феодор, вопр 8). 3895 «Возливал воду на руки Илии», т.е. был постоянным служителем пророка Илии, и посему является пророком, заслуживающим полного доверия, как сказал о Елисее царь иудейский Иосафат ( 4Цар.3:12 ), видимо уже слышавший о нем. 3896 В том, что пророк Елисей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на царя Иорама ( 4Цар.3:13–14 ), прибегает к действию струнной музыки, после чего «была Рука Господня на нем» (ср. 3Цар.18:16 ; Иер.1:9 ), усматривается, во-первых, известный в древности обычай – прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16 ) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения и возбуждения; во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах( 1Цар.10:5 ), с которыми прор. Елисей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, «священники по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты – гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из этих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать» (вопр. 12 на 4Цар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010