Глава 17 1. Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия. 2–7. Пребывание пророка Илии у потока Хорафа и чудесное питание его здесь. 8–24. Пророк Илия в доме вдовицы Сарептской; чудесное питание ее семьи (13–16) и воскрешение ее сына (17–24). 3Цар.17:1 .  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. Внезапность появления пророка Илии, отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод» ( Сир.48:1–2 ), и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел 20 . Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии ( Сир.48:1–2 ), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления беспримерного нечестия Ахава. Имя «Илия», евр. Элиагу, Элийа (LXX: ´Ηλιο, ´Ηλας, Vulg.: Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка). Обычный эпитет пророка Илии – " Фесвитянин» ( 3Цар.17:1,21:17,28 ; 4Цар.1:3,8,9:36 ) – от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Θσβη, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова, в Галилее» ( Тов. 1:2 ), откуда выведен был в плен известный Товит (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 2 августа 2024 года 20. Пятница. Пророка Илии. Прп. Авраамия, игумена Городецкого, Чухломского. Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (службу зри 5 сентября) . Иконы Божией Матери, именуемой «Абалакская» . Прав. Аарона первосвященника. Типикон назначает шестеричную службу прор. Илии (Б) , но, по благословению настоятеля, допускает совершение в честь святого всенощного бдения (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1й и глас 2й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – пророка, глас 6й: «Приидите, православных…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии пророка – 3. На литии стихира храма и стихиры пророка, глас 4й. «Слава» – пророка, глас 6й: «О, нечестива царя повеления!..», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3го часа). На стиховне стихиры пророка, глас 8й (со своими припевами). «Слава» – пророка, глас 6й: «Пророче, проповедниче Христов…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны пророка (по дважды). Полиелей. Величание пророка и избранный псалом. Седален пророка по полиелее, глас 8й: «Премудрости яко рачитель…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен пророка, глас 4й: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ; стих: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Евангелие пророка. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго пророка Илии…». Стихира пророка, глас 4й: «На огненней колеснице…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и пророка (два канона) на 8.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Крайова. Церковь Илии Пророка. Biserica Sf. Ilie /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:Между 1889 и 1896. Архитектор:Фр. Шпрингер Адрес: Румыния, Долж, Крайова; Strada C. S. Nicolaescu Plopor 3, Craiova 200733, Румыния Координаты: 44.316837, 23.796443 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Пророка Илии (Biserica Sf. Ilie) - одно из самых важных мест поклонения в центральной части Крайовы и митрополичий параклис. Расположенная в непосредственной близости от улицы Липскани, главной торговой артерии старого торгового центра города, и Административного дворца, нынешняя церковь была построена на месте более старой церкви, построенной в XVIII веке боярами Отетелишану. Церковь в честь Пророка Илии, основанная Илие Отетелицану, она была построена в XVIII веке. Хотя оригинальная надпись церкви не сохранилась, в надписи, размещенной в 1890 году и видимой сегодня, упоминается 1751 год как год постройки этой первой церкви: «Вместо старой церкви, построенной представителем Илие Отетелишану около 1751 года, она была построена. святая церковь… На троне страны находятся король Карол I и королева Елисавета, наследник принц Фердинанд, епископ Д. Д. Генадие, основатели Мария К. Отетелишану и сыновья, представленные дядей-хранителем Савой Ломанеску и основателями майора П. Отетелицану. Адтори Барбу Ионеску, Б. Риоджиану, кассир Д. Истрати, секретарь Д. Кузиана, архитектор Ф. Спрингер, предприниматели К. Тролли и К. Барделли. Краеугольный камень этой церкви под покровительством Святого Илии был заложен 7 июля 1889 года и завершён 30 августа 1890 года» . Однако в архивах монастыря Гурези было обнаружено завещание Илие Отетелишану от 11 декабря 1732 года, в котором ворник упоминает «моя сладкая надежда, моя церковь в Крайове», в котором он хочет «закончить свой храм и покрыть новой битумной черепицей». Завещание Отетелицану доказывает, что в 1732 году церковь Святого Илии просуществовала уже несколько лет, чтобы оправдать необходимость ремонта. Основываясь на этой информации, профессор и историк Петре Гырбовичану определяет периодом строительства церкви 1710-1725 годы, причем 1720 год считается наиболее вероятной датой завершения строительства этого места. Таким образом, церковь Святого Илии считается самой старой каменной церковью, построенной в XVIII век в Крайове.

http://sobory.ru/article/?object=52833

Ильинка. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1794. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Чувашская Республика, Моргаушский район, с. Ильинка, берег Волги, на месте церкви установлен памятный крест Координаты: 56.182748, 46.83344 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 2 августа 2014 года исполнилось 220 лет церкви Св. Илии, расположенного в селе Ильинка. История ее весьма интересна. Об основании села и постройке церкви сохранилось следующее предание. В 40-х годах 17 века, вечером 19 июля, остановился у берега Волги, где теперь село, астраханский купец Илья с судном, нагруженным товарами. Остановка произошла вследствие того, что противный ветер мешал Илье продолжать путь дальше. На другой день, 20 июля, Илья был именинником, он со своими рабочими саженях в 10-ти от берега, поставив деревянный столб в виде часовни, вложил в него икону св. пророка Илии. Уезжая, Илья оставил икону здесь. Спустя года два вместо столба была поставлена деревянная часовня. Предание это дает основание предполагать, что местность называлась Ильинскою с половины 17 века. Около 1720 года здесь была учреждена пустынь для монахов Спасо-Юнгинского монастыря, названная Ильинскою. В 1750 году построена большая деревянная церковь во имя пророка Илии. Внизу ее были устроены места для складки разных припасов. Такое устройство церкви вызвано, вероятно, местными потребностями и желанием иметь доходы для пустыни. Жителей при обители в 1750 году было 3 семейства старорусских крестьян. Средства обители были ограничены, почему она и упразднена, а церковь объявлена приходскою, с причислением к ней прихожан из соседних деревень. Это произошло, вероятно, около 1767 года, когда был упразднен Спасо-Юнгинский монастырь. 30 июля 1779 года церковь от молнии сгорела, спасти удалось только Евангелие, пожертвованное в обитель 12 января 1760 года преосвященным Тихоном, архиепископом Казанским, с его собственною надписью, в вечное поминовение по себе и по своих родителях; утварь, сделанную из серебряного с позолотою бокала, пожертвованного 12 февраля 1778 года графом Строгановым в его проезд чрез село; и иконы: Рождества Христова, Воскресения Христова, пророка Илии и Смоленской Божей Матери. Всё спасённое цело до настоящего времени. В последних числах июня 1783 года заложена каменная церковь, которая и освещена чрез 11 лет, 20 декабря 1794 года.

http://sobory.ru/article/?object=57298

Москва. Церковь Илии Пророка (Илии Обыденного) в Обыденском переулке. Церковь Илии Обыденного Карта и ближайшие объекты Обыденный - однодневный, одноденный, об один день сделанный (В.Даль " Толковый словарь Живаго Великорусского языка " ) Данный храм был построен за один день в 1592 г. Он был деревянным. Впервые письменно упомянут в 1611 г. Каменный храм был выстроен по проекту архитектора И.П.Зарудного в 1702 г по благословению митрополита Стефана на средства думного дьяка Ф.Деревнина. В 1819 г.была построена трапезная с двумя приделами, а в 1866-1868 гг. по проекту архитектора И.С.Каминского была построена колокольня и перестроена трапезная. Храм в годы советской власти не закрывался. Главный престол освящен в честь Ильи пророка, южный придел - во имя святых аппостолов Петра и Павла, северный - во имя святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими. С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля. Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02251

Ведягино. Часовня Андрея Первозванного и Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Деревня Видягина расположена в заливе (Глубокая лахта) на южном конце Кенозера. Деревянная церковь Андрея Первозванного с приделом пророка Илии, 1899 г. Маленькая часовня Андрея Первозванного и пророка Илии, между 1883 и 1890 гг. Г.П.Гунн: " В дальнем конце Глубокой лахты на полуострове стоит деревенька Видягина в шесть домов, за ним открывается Видягинское, или Домашнее, озеро. В это озеро впадает бегущая все время под уклон, шумя и скача по камням, подобно горной реке, речка Порженка, названная так, очевидно, за свою порожистость. Течет она из Порженского озера... " . Видягина всегда была небольшой деревенькой: в 1873 г. в ней было 10 дворов и жило в них 62 жителя. Южнее деревни перед самым лесом стоит деревянная церковь – чуть ли не самая поздняя из культовых построек Кенозерья. Церковь построена в 1898-1899 гг. для прихожан пяти деревень: " Ведягиной. Горбачихи, Тырыжкиной, Косицыной и Семеновой " - с помощью купца Мартынова, уроженца Ведягина. Храм освятили во имя апостола Андрея Первозванного 1 июля 1899 г., а ровно через два года в трапезной был освящен придел пророка Илии. Г.П.Гунн: " Церковь срублена в подражание каменным церквам и даже удивляет, что она деревянная. Но северные плотники неожиданно поставили на четырехскатной кровле четырехстенный сруб с широкими окнами, выполняющий роль светового барабана, и уже на его кровле водрузили главу. Дополнительный сруб придал основному четверику большую стройность, уменьшил его массивность. Подобное новшество делает сооружение непривычным для северных мест и напоминает чем-то церкви Закарпатья... Церковь находится на самом выигрышном для обзора высоком месте, и в то же время она не занимает плодородную землю, столь ценимую здесь " . Между церковью и деревней едва видна из высокой травы часовня Андрея Первозванного и пророка Илии: низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Замшелость крыши придает часовне особенную древность. Не часовня, а персонаж из сказки. Церковь не ремонтировалась ни разу.

http://sobory.ru/article/?object=00297

Волхов, город. Церковь Илии Пророка в Плеханове. Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1847. Архитектор:Н.А. Сычев Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, г. Волхов, мкр. Плеханово Координаты: 59.952819, 32.33727 Проезд:из Петербурга с Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, далее на автобусе, идущем в Новую Ладогу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь пророка Илии в селе Ильинском. Село Ильинское находится в 168-ми верстах от Петербурга и в 19-ти от Ладоги, на левом берегу Волхова, на большой дороге из Новгорода в Новую Ладогу. Церковь находится в 6-ти саженях от берега и существует здесь издавна, что подтверждают писцовые книги. Но по церковным актам существование церкви не восходит ранее 1691 г. В церковной описи 1827 г. значится, что в 1691 г. здесь была деревянная церковь пророка Илии. Когда она, 1848 г., июня 22-го, сгорела от молнии, то, вместо нее, новоладожским купцом Егором Ивановичем Ильинским [Кроме Ильинского на построение храма жертвовал староладожский помещик Алексей Романович Томилов.], построен нынешний храм во имя пророка Илии. На постройку употреблено: церковной суммы 3,636 р. 93 к. Прихожанами пожертвовано 111 р. 50 к. Ильинским 7130 р. 20 к. В 1860 г. тем же Ильинским, устроена деревянная церковь Знамения, на кладбище, на сумму в 3,000 р. В прежние годы была еще, на другом берегу Волхова, между деревнею Быльчино и усадьбою. Стуглево деревянная церковь Введения, с приделами Захарии и Елизаветы. Она была приходскою церковью для соседних помещичьих деревень. Но потом приход приписан сюда, а храм перенесен в Веролу. В Ильинской церкви антиминс освящен митрополитом Григорием 1857 г., августа п; антиминс кладбищенской церкви освящен епископом Агафангеллом 1859 г. декабря 21 дня. Ильинскую церковь строил подрядчик Филипп Михайлов Зуев; Знаменскую строил крестьянин вологодской губернии, кадниковского уезда, деревни Большой, Иван Николаев. Ильинская церковь холодная, Знаменская - теплая.

http://sobory.ru/article/?object=03303

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Церковь в Ильинском Карта и ближайшие объекты Село Ильинское в Поречье. Церковь каменная, с таковою же колокольнею, крепка, приходская. В ней три престола: в летней - во имя св. пророка Илии, в зимнем два: в правом приделе - во имя препод. Нила Столбенского, в левом - во имя св. муч. Параскевы. Построена церковь в 1787 г. усердием и иждивением прихожан, благоукрашена доброхотными жертвователями от прихожан. Особо чтимый сребро-позлащенный крест с частицами мощей разных св. Угодников, икона за престолом летнего храма, крест с мощами преп. Нила Столбенского. Две каменные часовни: одна одноглавая в дер. Борисовской, сооружена в 1875 г., другая пятиглавая, очень обширная, в самом селе Ильинском. В той и другой часовне совершаются крестные ходы: в Борисовскую ежегодно 26 июля для чествования Тихвинской иконы Божией Матери, в Ильинскую 30 августа и 17 сентября ежегодно. Земли 113 десятин 1453 кв. саж. Пять церковных домов для жительства штатных членов причта и двухэтажный церковный дом, нижний этаж которого каменный, для церковной караулки и помещения земского народного училища. Церковного капитала 1450 руб. В Ильинско-Пореченском приходе значится прихожан 2121 муж. пола и 2382 жен. Село Ильинское в Поречье по сравнительному местоположению занимает равнину, с восточной стороны его протекает река Пореченка, а с западной - река Звениха. Две земские начальные школы, одна в Ильинском, другая в дер. Зимницах; две церковные: одноклассная женская в дер. Ларюкове и школа грамоты в дер. Борисовской, церковно-приходское попечительство, читальни, библиотека благочиния. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика, церковного капитала на нужды причта 12 465 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Храм пророка Илии в Поречье, с. Ильинское. Русская православная церковь, Московский Патриархат, Рыбинская и Угличская епархия, Ильинское благочинье. Официально кирпичный храм Илии пророка был открыт и освящён в 1787 г. До закрытия храма было три придела: пророка Илии, вмчц. Параскевы Пятницы и прп. Нила Столобенского. На данный момент храм имеет летнюю часть (расположенную в четверике) и зимнюю (расположенную в южном нефе трапезной части храма). Храм был закрыт в 1929 году. В храме были МТС, кузница. Рядом с храмом расположена часовня, освящённая в честь блгв. кн. Александра Невского (пока не действует).

http://sobory.ru/article/?object=06678

Усть-Сыны. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Селению Усть-Сыны около 300 лет по мнению старожилов, может и больше. Известно поселение с 1790 г. С 1869 г. оно упоминается как «деревня Усть речки Сын». Селом стало называться с 1915 г. после постройки храма. Селение разрослось и к концу 19 в. здесь насчитывалсь около ста дворов. Вместе с первыми дворами в деревне была построена деревянная часовня во имя пророка Илии. Святого выбрали не случайно. Каждое лето в селении горели дома от молний во время грозы, и поэтому крестьяне решили построить у себя часовню в честь пророка Илии, чтобы он был их небесным покровителем. С тех пор, как часовня была построена, пожары от молний в деревне прекратились... В 1910 г. было получено разрешение епархиального начальства и на месте старой деревянной часовни был заложен храм в честь пророка Илии. В 1914 г. его строительство завершилось. Главным строителем храма был купец Матвей Филиппович Кусков, могила которого находится рядом с церковью по сей день. Освящение нового храма состоялось по благословению архиепископа Адроника, Пермского и Кунгурского 28 декабря 1914 г. Вот что пишут «Пермские епархиальные ведомости» за 1915 г. об этом событии: «С разрешения и благословения Преосвященнейшаго Андроника происходило 28 минувшего декабря давно ожидавшееся местными прихожанами освящение нового храма в честь пророка Илии. Литургию, чин освящения, а 27 декабря и всенощное бдение совершил благочинный о. И. Топорков, в сослужении местного и соседняго села Новопаинского причтов. Во время богослужения и чина освящения пел приглашенный для этого из села Говырина церковный хор под управлением священника Петра Конюхова. К сожалению, предшествовавшие дню освящения крепкие морозы, а потом переметенныя снегом дороги помешали окрестному населению собраться на наше церковное торжество в том количестве, в каком обыкновенно откликается на такие события русский православный люд. Но все-таки посетителей праздника и добровольных приношений с их стороны было немало»...

http://sobory.ru/article/?object=14582

Пророк Елисей Елиссей иногда приемъ милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога: ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Елисей, ближайший ученик пророка Илии, перед тем как вознестись Илие на небо, просил его уделить ему от духа своего в сугубой мере: да будет дух, иже в тебе, сугуб во мне ( 4Цар.2;9 ). Елисей желал наследовать от Илии благодать пророчества и чудотворений в сугубой мере не в сравнении с Илией, а в сравнении с его учениками. Со времени Самуила вокруг пророков истинного Бога собирались их ученики, которые назывались сынами пророческими, ибо пользовались их отеческим руководством, под их руководством упражняясь в духовном пении, в молитве. Через эти упражнения они очищали свою душу для благодатных воздействий на нее и часто возвышались до божественного вдохновения. Елисей был одним из учеников Илии. Он пользовался преимущественной близостью к Илие в сравнении с товарищами и это преимущество перед ними желал сохранить и по разлучении с ним. Как по закону Моисееву отцы при разделении наследства назначали своим первородным сыновьям двойную часть имущества ( Втор.21:17 ), так и Елисей желал принять от Илии, своего отца по духу, сугубую часть духовного наследия в сравнении с его прочими сынами по духу: он ревновал о том, чтобы ему была дана возможность послужить славе Божией даром пророчества и чудес в гораздо большей мере, чем прочие сыны пророческие. Илии угодна была просьба Елисея, и как только Илия, вихрем поднятый на небо на огненной колеснице, скрылся с глаз, к ногам Елисея упала милоть, то есть плащ Илии, в залог того, что с этим плащом передана ему сугубая благодать, о которой он просил. И действительно, Елисей по вознесении Илии первенствовал между всеми современными ему пророками: никто не изрек столько пророчеств, не сотворил столько чудес, – он был в этом отношении не менее велик, чем Илия. Первое действие сугубой благодати Елисей проявил, разделив плащом Илии воды Иордана и перейдя через него немокренно ( 4Цар.2:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010