Утром отслужишь обедню, приобщишься – так это на душе хорошо. Дома ждет дело, но дела все мои интересные, а не житейские заботы… Слава Богу! Дожил до мира и покоя. Бесу и то доступу мало. Прямо чувствуешь, что после службы он боится близко подойти – обжигается. А нам того только и требуется» . Впрочем, благодатно-радостное состояние монаха и иеродиакона Илариона продолжалось не более двух месяцев, а именно до 30 мая, когда стало известно о его назначении на должность инспектора МДА с возведением в сан архимандрита. Настроение его теперь выглядит разительным контрастом недавней мирной радости и близко к унынию: «Сейчас чувствую больше всего одно: совершенно выбит из колеи, разрушены до основания мои планы и намерения относительно ближайшего будущего, а оно у меня намечено было на целые годы. Настроение подавленное… Летом, по крайней мере июль весь, придется сидеть в академии: буду я в своей особе совмещать и ректора, и инспектора, и помощника инспектора» . Впрочем, отец Иларион мужественно переносит крушение своих надежд и планов, главнейшие из которых, без сомненья, были связаны с его научной деятельностью. Это новое нелегкое и нежеланное для него церковное послушание он принимает с достойным подражания смирением: «Роптать не ропщу, потому что монах – церковная вещь. Личной жизни у него нет – один. Куда поставят – берись и работай. Три года уж каникул у меня не было, на нынешние было рассчитывал, но вышло не по-моему. Слава Богу за всё!» . 2 июня того же года Иларион – иеромонах, 5 июля – архимандрит. Новый 1913/1914 учебный год он начинает в должности инспектора академии. 5 ноября 1913 года на заседании Совета академии архимандрит Иларион единогласно избирается штатным экстраординарным профессором МДА . С этого времени начинается в жизни отца Илариона пятилетний период его инспекторства в МДА, период, насыщенный разнообразными событиями, оставляющими инспектору немного возможностей для научных занятий. Подготовка и чтение лекций, рецензирование учебных и научных сочинений, участие в богослужении, участие в заседаниях Совета академии, в различных академических актах и мероприятиях, публикация статей в церковных журналах – вот неполный перечень действий и событий, наполняющих жизнь архимандрита Илариона.

http://pravoslavie.ru/67049.html

По окончании срока архиепископа Илариона (Троицкого) приговорили к ссылке в Казахстан. Причем добираться до места ссылки он должен был в этапном порядке через пересылочные тюрьмы. На этапе его обокрали. В довершение всего где-то на пересылках владыка заразился сыпным тифом и в Ленинград прибыл в совершенном изнеможении. В больнице его обрили, но исповедник Христов уже предощущал свою скорую свободу в Церкви Небесной и в беспамятстве говорил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…» . Архиепископа Илариона пытались отравить еще в Ярославле, после переговоров с Тучковым, но яд не подействовал. Генерал И.М. Зайцев со слов бывшего чекиста М.И. Юповича писал, что архиепископа Илариона пытались отравить еще в Ярославле, после переговоров с Тучковым, но яд не подействовал. Архимандрит Феодосий (Алмазов) был уверен, что причиной смерти владыки Илариона также был яд: «Очевидно, таковой ему был влит уколом, когда он болел тифом в Петрограде и организм был ослаблен. Несомненно, архиепископ Иларион в Петрограде умер от отравления» . 15/28 декабря 1929 года, когда врач подошел к архиепископу Илариону с радостной вестью о том, что кризис миновал и теперь возможно выздоровление, больной ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» – и с этими словами скончался . 10 мая 1999 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архиепископ Иларион (Троицкий) был прославлен в лике священномучеников в сонме новомучеников и исповедников Российских. Рейтинг: 10 Голосов: 799 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   В. К.  Воспоминания/Публ., вступ. ст. и прим. Н.А. Кривошеевой//Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II: 1 (34). С. 122.   Фомин Н.К.  Районирование в Тульской губернии (1924 г.)//  .   Иларион (Троицкий) , архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского.  Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий, 6 октября 1887 – 17 марта 1934)/[Сост.] Отд. агиологии Брянского епархиального управления//Брянский монастырский вестник. 2008. 3. С. 7.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Скачать epub pdf Предлагаемый читателям документ публикуется впервые и представляет собой свидетельство переписки глубоко почитаемого Церковью священномученика Илариона (Троицкого) с общественно-церковным деятелем, одним из последних славянофилов, Дмитрием Алексеевичем Хомяковым, сыном известного религиозного мыслителя и писателя Алексея Степановича Хомякова . Вызванное частным недоумением Д. А. Хомякова, это письмо тогда еще архимандрита Илариона позволяет более подробно представить его собственные богословские воззрения в связи с оценкой им взглядов А. С. Хомякова, что особенно актуально в свете нынешнего 200-летнего юбилея со дня рождения последнего. И Хомяков, и архиепископ Иларион являются представителями двух последовательных этапов развития русской богословской мысли на путях святоотеческого богословия. Тем более заслуживает внимания критика отдельных положений Алексея Степановича таким авторитетным богословом, как Владыка Иларион (Троицкий) . Обратимся теперь к истории самого письма. В составе архива семьи Хомяковых оно попало в собрание Музея дворянского быта 40-х годов, располагавшегося в доме Хомяковых на Собачьей площадке в Москве. Музей этот просуществовал с 1920 по 1929 год. После упразднения его коллекции были переданы в Государственный Исторический музей. Таким образом, документальное собрание Музея дворянского быта 40-х годов оказалось в Отделе письменных источников ГИМа. Здесь материалы семьи Хомяковых были выделены в отдельный фонд 178), где среди переписки Д. А. Хомякова с духовными лицами и находится публикуемое ныне письмо. Текст источника воспроизводится нами по современной орфографии. Нестандартные авторские сокращения восполняются в квадратных скобках. Глубокочтимый Димитрий Алексеевич! Простите меня милостиво за мой столь поздний ответ на Ваше письмо, которое я имел радость получить. Не одна моя леность причиной моего запоздания. Я получил Ваше письмо, когда в Академии начались каникулы и когда академическая библиотека была закрыта, и я не мог получить кое-каких книг, нужных для ответа. К тому же присоединилось ежедневное служение, прекратившееся всего два дня назад. Все это пишу я затем, чтобы расположить Вас к милости в отношении Вашего неаккуратного корреспондента. Я вполне понимаю, что своим молчанием мог ввести Вас в искушение заподозрить меня в чем-нибудь весьма недобром. Еще раз прошу Вас не поставить мне моего молчания в непростительную вину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

22 марта 1922 г. епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка, д. 9, кв. 1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. 9 апреля 1922 г. начальник 6 отделения Секретного отдела ГПУ А.Рутковский оформил постановление об избрании меры пресечения. В заключении по «делу гр-на ТРОИЦКОГО Илариона Алексеевича» говорилось:… «Членом так называемого Синода и Высшего Церковного Совета не состоит, но исполняет отдельные поручения Патриарха и митрополита. Присутствует в патриаршем подворье, где принимает всевозможных ходаков и приезжающих по делам церкви посетителей. Ведя с ними деловые переговоры. Кроме того, ТРОИЦКИЙ числится епископом Верейским, где по существу должен находиться. Пребывание его в Москве объяснялось громадной пользой, которую он приносит церкви и правителю ея – Патриарху. После издания Тихоном воззвания о недопущении изъятия церковных ценностей Троицкий получил командировку в уезды Московской губернии. Цель поездки Троицким объясняется, как пострижение в монашество некоторых лиц, но по агентурным сведениям командировка носила характер инструктирования и разъяснения способов сопротивления изъятию. В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита. Основываясь на изложенном нахожу: ТРОИЦКОГО И. А. причастным к преступной монархической группировке, проводимой патриархом и митрополитом и посему полагаю: Выслать ТРОИЦКОГО, Илариона Алексеевича в Архангельскую губ. сроком на 1 год» 29 . 22 июня 1922 г. на судебном заседании Коллегии ГПУ было постановлено: «Выслать в Архангельскую губ. сроком на 1 г. по 7 июня 1923г.» 30 . 28 июня 1922 г. Политический Красный Крест обратился в ГПУ: «Г-н Иларион Алексеевич Троицкий (епископ Иларион) Постановлением Президиума ГПУ от 22/VI с. г. приговорен к высылке на жительство в Архангельск сроком на 1 год. Сестра ТРОИЦКОГО обратилась в Московский Политический Красный Крест с просьбой исходатайствовать в ГПУ разрешение на освобождение Илариона ТРОИЦКОГО на 5 дней для личных дел и приготовления к отъезду. Московский Политический Красный Крест просит удовлетворить ходатайство сестры ТРОИЦКОГО и освободить его до отъезда в Архангельск на 5 дней» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Учёное смирение М.Д. Муретова сказывалось в том, что значения своих учёных трудов он не только не переоценивал, но всегда недооценивал. Появление иных своих трудов объяснял соображениями материальными. Когда все четыре духовные академии избрали его своим почётным членом, – он выражал недоумение и старался этот факт объяснить независимо от своих научных заслуг. Легко и приятно было вести с М.Д. научную беседу и даже спор: он прислушивался к мнениям своего собеседника и оппонента, если таковым был даже и студент младшего курса. Во всех вопросах М.Д. легко поддавался стороннему убеждению, но обыкновенно не надолго. Смиренные люда всегда легки и приятны в общежитии. Таков был и почивший М.Д. Муретов . В общежитии его общее смиренномудрие обнаруживалось как простота быта и искренность отношений к людям. Его скромный дом на Вифанке был очень просто обставлен; в нём не было даже специального учёного кабинета. Но этот дом обращён был хозяином в небольшую картинную галерею, ибо, не имея специальных художественных дарований и познаний, покойный с удивительным почтением относился ко всякому искусству и ко всем его деятелям, поставляя иногда искусство выше науки. В отношении к людям М.Д. Муретов был прост и незлобив. С ним можно было браниться, но нельзя было с ним быть во вражде. Для друзей же почившего всякая с ним беседа, всякое посещение его дома было истинным наслаждением, особенно когда хозяин оставлял свою видимую суровость и свойственную его характеру некоторую самозамкнутость. Скромна была по внешности вся жизнь почившего профессора, скромна была и кончина этой жизни. М.Д. Муретов умер в те дни, когда волна революции докатилась и до Академии и произвела в ней огорчение и смущение. Внутренняя борьба со вмешательством чужих новых деятелей заполняла даже те часы, когда любовь к родной Академии требовала отдать последний молитвенный долг одному из её славных деятелей, а скромность почившего связала молчанием уста всех, желавших сказать посильное слово любви при гробе своего любимого учителя. Без особой торжественности, без венков и речей 14-го марта похоронен был М.Д. Муретов около Академии, которой он верно служил всю свою жизнь. 1 В настоящей посвящённой памяти нашего учителя статье мы имеем целью лишь кратко охарактеризовать руководящие идеи научной деятельности почившего наставника. Тяжёлые обстоятельства времени, в частности крайне неблагоприятные для науки, не позволяют нам теперь же дать подробный обзор всего учёного наследия, оставленного богословской науке М.Д. Муретовым . Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. [Некролог] Проф. Митрофан Дмитриевич Муретов († 11 марта 1917 г.)//Богословский вестник. 1918. Т. 1. 3-5. С. 145-168.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Несомненно, было бы возмутительно, если бы кто стал высмеивать Ф.А. Голубинского, который имел «некрасивый и даже страшный вид» (см. с. 68), или Е.Е. Голубинского , который лекторскими дарованиями не отличался. Но раз речь о монахе, то «все позволено»… Мы ничуть не заподазриваем справедливости всего рассказываемого профессором Глубоковским; мы лишь со скорбью удивляемся его тенденциозности и вспоминаем слова архиепископа Никанора [Бровковича; † 1890]: «В натуре человек всегда и во всем человек, не ангел совершенный, всегда смешение добра и зла, смешение духовных совершенств и немощей. Ложь ли записывает за каждым из нас диавол на своей хартии? Нет, он пишет истинные факты, но записывает из дел и чувств человека только худое, скрадывая и скрывая все хорошее. Оттого диавол и называется ложью, как и есть в своей натуре ложь и лжец, и в каждом свидетельстве своем о делах человека – клеветник и человекоубийца» (Воспоминания бывшего альта-солиста//Биографические материалы. Т. 1. С. 10–11) 5 . Профессор допускает, что его пессимизм в отношении академии «служит лишь субъективным отголоском наседающей старости, которая свои немощи, скорби и разочарования инстинктивно переносит на все окружающее, окрашивая его печальными тонами безнадежности и безотрадности, а в прошлом находит хорошее потому, что сама была лучше – здоровой, бодрой, жизнерадостной» (с. 754). От души желаем ему старости бодрой и жизнерадостной. Жалеем только, что «наседающая старость» заявила о себе при написании статьи для юбилейного сборника. Итога всего сказанного в сборнике мы в статье проф. Глубоковского не усматриваем. То недоуменное огорчение, которое испытали мы при чтении последней статьи, все же тонет и почти без остатка растворяется в том чувстве удовольствия, которое получили мы при чтении всего обширного сборника. Архимандрит Иларион (Троицкий) 28 декабря 2009 г. 1 Под чрезвычайным событием, которое произошло в 1914 г., имеется в виду начало Первой мировой войны. 2 Казанский Петр Симонович (1819–1878)- профессор МДА, проработавшей в ней 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России 10 октября 2015 г. 19:12 9 октября 2015 года в Кремле состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Встречу возглавил руководитель Администрации Президента России С.Б. Иванов (председатель Совета). От Русской Православной Церкви в работе приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и председатель Учебного комитета , ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений . На заседании также присутствовали другие члены Совета: старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий ; глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии  Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян; архиепископ Евангелическо-Лютеранской церкви Дитрих Брауэр; генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский; начальствующий епископ Российского объединения союза христианской веры евангельской (пятидесятников) С.В. Ряховский; председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин; председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев; главный раввин России Берл Лазар; первый заместитель председателя Евроазиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня пастор Олег Гончаров; президент Фонда «Институт религии и политики» А.А. Игнатенко; референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета (заместитель председателя Комиссии) С.А. Мельников; заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета М.М. Шахнович; заведующий кафедрой религии и религиоведения Московского государственного университета им. Ломоносова И.Н. Яблоков. На встрече присутствовали  руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов; заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике М.В. Белоусов; начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин. В ходе заседания митрополит Волоколамский Иларион представил доклад о деятельности возглавляемой им Комиссии по международному сотрудничеству Совета. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4242110.ht...

Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 16.06.1982 еп. Калужский и Боровский; с 20.07.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 27.10.1990 на покое; с 27.03.1991 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах; с 27.12.1995 освобожден от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах; с 17.02.1997 на покое. Илия (Бабин) в 1929 г. хирот. во еп. Кудымкорского, вик. Пермской епархии; † 9.04.1931. Илия-Мар (Геваргизов) с 1914 г. еп. Супругамский и Урмийский; с 1921 г. в РПЦЗ; † 1928. Иннокентий (Бобцов) 5.12.1920 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иннокентий (Бусыгин) в 1920 г. упом. как еп. Каменский, вик. Донской епархии; с дек. 1925 г. в «григорианском» расколе. Иннокентий (Васильев) 26.01.1992 хирот. во еп. Хабаровского и Благовещенского; с 28.12.1993 еп. Хабаровский и Приамурский; с 18.07.1995 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 11.10.1996 еп. Читинский и Забайкальский. Иннокентий (Зельницкий) 30.01.1949 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с 27.12.1951 еп. Курский и Белгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 8.12.1958 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.03.1961 архиеп. Архангельский и Холмогорский; с 16.11.1962 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 10.03.1968. Иннокентий (Клодецкий) 14.06.1931 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 30.12.1931 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 6.09.1934 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 1935 г. в заключении; расстрелян в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С приходом большевиков к власти учебный процесс в МДА постепенно сходит на нет, прежде всего по причине недостатка средств. Уже к концу 1917 года проф. И.В. Попов писал в академическом печатном органе: «В настоящее время академия до крайности стеснена в средствах к существованию. Нужно сказать резче: нам жить не на что» . К концу 1918 года Высшее Церковное Управление «ввиду всё возрастающих трудностей жизни» уже «не считает целесообразным возобновление в том или ином виде учебных занятий в академии» . «Профессоров решено было привлечь для чтения публичных лекций на религиозные темы в Москве и составления популярных брошюр в противовес лжеучителям, в частности антирелигиозным» . В это время архимандрит Иларион именуется проректором МДА и исполняет должность ректора академии . Известно, что Миссионерским Советом при Синоде он был назначен лектором по Новому Завету на шестимесячных курсах . 10 марта 1919 года он без каких-либо серьезных обвинений был заключен в Бутырскую тюрьму, где пробыл до 7 июня. Архимандриту Илариону настолько чужд дух уныния, что даже в тюрьме он не только не унывает, но и находит положительные моменты и не теряет времени зря, но проводит с пользой. Если упустить упоминания о тюрьме, то может сложиться впечатление, что его письма отправлены из дома отдыха: «Живу я по-прежнему хорошо; совсем здесь обжился, будто так и нужно. Здесь я даже поправился, потолстел, физически чувствую совсем хорошо. Чтоб усилить циркуляцию крови, начал я ходить на работу, напр., выкачивать воду из тюремных подвалов. Хорошо, что несколько проведешь на воздухе и немного мускулы разовьешь. За работу еще 1 фунт хлеба прибавляют. Питаюсь по настоящему времени прекрасно, время идет незаметно; даже досадно, что, напр., книги медленно читаются. Жизнь идет размеренная, правильная. Будь всё это где-нибудь в хорошей местности, прямо санаторий». Верный своей «первой любви», архимандрит Иларион и в тюрьме находит возможность для расширения научных познаний: «Сейчас в камере собрались у нас три профессора. Читаем время от времени лекции; прошли курс стенографии. Прямо считаю нужным сказать, эти 2 мес. прожил я и не без пользы, и даже интереснее, чем жил вне тюрьмы» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

епископ Евдоким (Мещерский) Также дружен был архимандрит Иларион и с епископом Евдокимом (Мещерским), ректором МДА в годы студенчества в ней В. Троицкого, который поддерживал эти отношения и позже. Например, в июне 1912 года, проведя в Туле два с половиной дня, Владимир Алексеевич «мало кого видел, так как сидел почти все время» у преосвященного Евдокима, в те годы – епископа Каширского, викария Тульского архиерея . Но это не помешало архиепископу Илариону (Троицкому) в 1923 году вести борьбу с обновленческим расколом, активным деятелем которого в то время стал архиепископ Евдоким (Мещерский). Летом 1914 года мыслями и чувствами архимандрита Илариона овладевает начавшаяся война: «Во-первых, как-то душа не лежит к занятиям, – писал он в октябре 1914 года. – Это благодаря войне. Первое время ужасно много газет читал. Чуть ни целыми днями. Теперь много сбавил, больше читаю то, что крупным напечатано» . Теперь тема войны звучит в его проповедях, речах (напр.: «Речь перед всенародным молебствием на площади в Сергиевом Посаде») и даже в лекциях («Богословие и свобода Церкви»). Само академическое служение он представляет как участие в военных действиях на идеологическом фронте и переход с этого фронта в действующую армию воспринимает хотя и не как дезертирство, но, по крайней мере, как понижение уровня борьбы против общего врага. Когда в марте 1915 года и. д. доцента академии по кафедре истории и обличения русского сектантства А.В. Ремезов подал в Совет академии прошение о предоставлении ему отпуска с целью поступления в действующую армию, архимандрит Иларион представил Совету свое «особое мнение». «Меня нимало не смущает возможность упрека в недостатке патриотизма, – начинает он свое возражение, выражавшее мнение меньшинства членов Совета МДА, – так как иногда, по моему мнению, именно долг патриотизма требует оставаться на своем месте и заниматься своим прямым делом, на которое поставлен и к которому приготовлен… Я плохо верю в возможность быстрого превращения сектоведа в хорошего инженера… А между тем борьба с немцами идет не только на поле брани, идет она и в торговле, и в промышленности, и в науке. Борьба с сектантством, с этою “немецкою верою”, есть борьба с тем же вражеским духом и с вражеской мыслью. Эта борьба есть прямая обязанность г. Ремезова, и при исполнении этой обязанности он, несомненно, может быть более полезен как имеющий уже подготовку своим образованием» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010