Иероним (Захаров Владимир Иванович; 1897–1966), архиепископ. В 1944 г. хиротонисан во епископа Кишиневского и Молдавского. С 1947 г. епископ Рязанский и Касимовский., с 1948 г. епископ Ижевский и Урдмурский, с 1952 г. епископ Куйбышевский и Сызранский, с 1962 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Иероним Стридонский (342–420), блаженный, один из раннехристианских писателей и апологетов, переводчик Библии на латинский язык. Иерофей (Афонин Тимофей Дмитриевич; 1894–1928), епископ. В 1923 г. хиротонисан епископом Андреем (Ухтомским), хиротония была утверждена св. Патриархом Тихоном, епископ Шадринский, викарий Екатеринбургской епархии, с 1924 г. епископ Никольский, викарий Великоустюжской епархии. После выхода июльской декларации 1927 г. перешел в оппозицию митрополиту Сергию (Страгородскому) . В 1928 г. при аресте был тяжело ранен, скончался в больнице. Извольский Петр Петрович (1863–1928), российский государственный деятель, протоиерей. На государственную службу поступил первоначально в Министерство иностранных дел. В 1905–1906 гг. товарищ министра в Министерстве народного просвещения. В 1906–1909 гг. обер-прокурор Св. Синода. С 1920 г. в эмиграции. В 1922 г. рукоположен во иерея, настоятель Николаевской Церкви в Брюсселе, с 1923 г. протоиерей, состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1928 г. вышел за штат по болезни, поселился под Парижем, где и скончался. Икумений, епископ Трикки во Фракии, живший в X веке, один из первых византийских толкователей Откровения апостола Иоанна Богослова. Иларион (Бельский Иван Иванович; 1893–1937), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. Арестован в 1924 г. и выслан в г. Смоленск. С 1926 г. епископ Поречский (Демидовский), викарий Смоленской епархии. С 1927 г. епископ Бельский, временно управляющий Смоленской епархией. В 1928 г. объявил об отделении от митрополита Сергия (Страгородского) . Арестован в 1928 г., приговорен к 10 годам лагерей. В 1928–1931 гг. в заключении в Соловецком лагере; до 1937 г. в заключении в г. Козьмодемьянске Марийской АССР, где был арестован и осужден. Расстрелян .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Автор же письма от 22 октября/4 ноября 1927 года предлагает нечто практически противоположное: «Нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно – церковно правильно – возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознании добра и зла» . Кроме того, автор письма сетует на то, что, «вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз» с богоборческим государством . Между тем в свое время сам архиепископ Иларион совместно с патриархом Тихоном приложил немало усилий, чтобы узаконить положение Православной Церкви именно в этом государстве. Протоиерей Владислав Цыпин автором спорного письма называет епископа Илариона (Бельского) , который попал в Соловецкий лагерь в 1927 году и, как известно, принадлежал к числу епископов «непоминающих». За год до окончания второго трехлетнего срока, в день пятилетия своего заключения владыка Иларион при мысли о будущем испытывал чувство некоторого замешательства: «Сейчас я переживаю не вполне приятное состояние полной неизвестности: уеду ли отсюда или опять останусь, – писал владыка своей двоюродной сестре 15 ноября 1928 года. – Если уеду, то скоро, но сменяю ли я в этом последнем случае ястреба на кукушку – тоже неизвестно. Словом, внутри у меня неизвестность или неопределенность. Чего пожелать самому себе – тоже не знаю» . Но определяться было не нужно. Дни его были уже сочтены. Впрочем, как раньше, так и теперь в настроении святителя Илариона слышится не только Амвросиево «жить – не тужить», но и Златоустово «слава Богу за все»: «И так за долгие годы привык и живу, не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия – так пусть и будет» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий и члены сопровождающей его делегации молились в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией, которую совершил митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении богослужения, обратившись к Предстоятелю Албанской Православной Церкви со словами приветствия, митрополит Иларион преподнес Блаженнейшему Владыке русский перевод его книги, который готовится к публикации в России. Торжественное богослужение в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , которому сослужили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Бельский Григорий; наместник обители, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва ; епископ Люберецкий Серафим ; братия монастыря в священном сане и клирики Юго-Восточного московского викариатства. Епископ Воскресенский Савва приветствовал Предстоятеля Польской Православной Церкви от лица братии обители и прихожан, пожелав ему здравия, мира и долгоденствия. В воскресный день Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную литургию в Никольском храме в Котельниках . За богослужением на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии ему сослужили: митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил; настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк; клирики подворья. Диаконский чин возглавил член делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архидиакон Максим (Дурила). В алтаре храма молился епископ Бронницкий Парамон . На богослужении присутствовали Апостольский нунций в Москве архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в России В. Ремек и Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в России П. Припутин, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций С.А. Гаврилов, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5077696.ht...

19 февраля архимандриту разрешили проживать в обители, а к 1920 г. зачислили в братию. В октябре 1924 г. он был хиротонисан во епископа Нарвского, викария Ленинградской епархии и с конца 1927 г. стал одним из руководителей иосифлянского движения. В 1937 г. владыка был расстрелян в ссылке в Марийской АССР. 16 июля 1919 г. митрополит Вениамин написал резолюцию о принятии в число братии и пострижении в монашество бывшего надзирателя Петрозаводского духовного училища И.И. Бельского. Вскоре он принял постриг в мантию с именем Иларион, 30 июля 1919 г. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и с 1920 г. исполнял послушание правителя дел Духовного Собора, секретаря церковного совета и управдома Лавры. 14 октября 1924 г. состоялась его хиротония во епископа Каргопольского, затем с титулом епископа Поречского владыка управлял Смоленской епархией, присоединился к иосифлянам, в апреле 1928 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. После освобождения епископ Иларион проживал в ссылке в г. Козьмодемьянске Марийской АССР, где в 1937 г. его вновь арестовали и 31 августа расстреляли в г. Йошкар-Оле [xxxiv] . Конечно, не только будущие архиереи поступали после революции в Лавру, но почти все, кто в условиях безбожных гонений пришли в обитель, в дальнейшем стали исповедниками и мучениками. Одним из чтимых старцев со временем стал Георгий Семенович Комиссаров. 11 сентября 1919 г. он обратился к митрополиту с прошением о принятии его в число братии Лавры, а своей жены - Александры Михайловны - в Иоанновский женский монастырь и одновременном пострижении их в мантию. Владыка Вениамин удовлетворил просьбу, и 21 июня 1920 г. Г. Комиссаров был пострижен в монашество с именем Гурий (одновременно с женой). В дальнейшем после рукоположения в иеромонаха он принял схиму и проживал в обители до своей кончины в начале 1930-х гг. Ровно через год, 12 сентября 1920 г., с аналогичным прошением обратился другой будущий иеросхимонах - знаменитый святой земли Русской Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

На Валааме закладывалась основа духовной жизни Космы, здесь он, порученный старцу, самому игумену монастыря Маврикию, приобщился к живому опыту валаамских подвижников. Господь вывел Косму из монастыря в мир, в пекло начавшейся первой мировой войны. Он был мобилизован 2 апреля 1915 года. В списке лиц, выбывших из монастыря при мобилизации 1914–1915 годов, хранящемся в Петрозаводском архиве в фонде Валаамского монастыря, под номером тридцать восьмым записан послушникбогомолец Кузьма Смирнов. Послушник Косма, как и большинство призванных из монастыря, покинул любимый Валаам навсегда. Возвратившись из армии в 1918 году и приехав в Петроград, он не мог вернуться на Валаам из-за полного разобщения обители с Россией. Косма поступил на Валаамское подворье, что на Калашниковской пристани у храма Бориса и Глеба, где проживал до призвания его на келейное послушание к епископу Илариону (Бельскому). 15 марта 1924 года епископ Каргопольский Иларион лично постриг Косму в монашеский чин в подворьевской часовне с наречением имени Кирилл в честь преподобного Кирилла Челмогорского (память его 8/21 декабря) и взял его с собой в Олонецкую епархию. Вскоре, 10 ноября 1924 года, монах Кирилл был удостоен принять сан иеродиакона от епископа Илариона в Никольском храме г. Каргополя. Гонимого епископа Илариона переместили в Смоленск, где 9 мая 1925 года он посвятил иеродиакона Кирилла в сан иеромонаха с исполнением обязанностей келейника и эконома. Иеромонах Кирилл проживал с епископом до ареста владыки и ссылки его в 1926 году. Отец Кирилл со скорбью разлучился с любимым владыкой; он не мог разделить с ним тяготы ссылки, хотя очень желал этого. На Соловках «маленький Иларион» (так прозвали там епископа Илариона — в отличие от архиепископа Илариона (Троицкого) , также бывшего в этом лагере, был «запретником», то есть приговоренным на весь срок на тяжелые физические работы. В сентябре 1931 года его перевели на Беломорстрой, по окончании срока с 1935 года он жил в Чебоксарах, где в конце 1937 года был вновь арестован и расстрелян.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

особым совещанием при Коллегии ОГПУ В. был приговорен к 3 годам ссылки в исправтрудлагерь в Северный край, отправлен в глухое с. Нерица Усть-Цилемского р-на, работал на лесоповале. В Нерице В., уходя в лес, много молился. Получая от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки, раздавал их местным жителям, впавшим в нищету в результате коллективизации и изъятия из деревень продовольствия. Священноисповедник был похоронен в Нерице. В 1987 г. группа исследователей под рук. В. А. Орловского (впосл. игум. Дамаскин ), ставившая своей задачей подготовку канонизации новомучеников и исповедников Российских, собрала материалы, касающиеся В., и нашла место его захоронения. 1 июля 1997 г. по благословению Вятского и Слободского еп. Хрисанфа (Чепиля) были обретены мощи В., 2 дек. 1997 г. они были перенесены в храм блгв. кн. Александра Невского кировского во имя Св. Троицы жен. мон-ря. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . В 1981 г. канонизирован Русской православной Церковью за границей . Игум. Дамаскин (Орловский) Деятельность сторонников В., не признавших Декларации 1927 г., получила название викторианского разделения. К кон. 1927 г. оно охватило Глазовский, Слободской, Котельничский, Яранский р-ны, приходы викториан действовали в Вятке, Ижевске, Воткинске, Глазове. 4 марта 1928 г. к викторианскому разделению присоединились Вятские викарные епископы - Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельничский Иларион (Бельский) , стоявшие на радикальных позициях: они отрицали действительность Таинств, совершаемых священниками, к-рые признают каноническую власть митр. Сергия. В 1928-1929 гг. сторонники В. служили в Казани, напр. настоятель Тихоновской пуст. архим. Иларий, отдельные приходы появились в Башкирии, Перми, Бугурусланском округе. В нач. 1928 г., после установления В. связи с ленинградскими иосифлянами, викториане влились в иосифлянское движение. (Этот процесс облегчался тем, что все 3 отделившихся от митр. Сергия Вятских архиерея были связаны с Александро-Невской лаврой: В. в годы гражданской войны являлся ее наместником, еп. Нектарий - ее архимандритом, еп. Иларион - экономом.) В 1930 г. к викторианам присоединился Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Уволенный 26 февр. 1930 г. постановлением Синода от управления епархией, он отделился от митр. Сергия, обвинив его в обновленчестве, служил в Успенской ц. Ижевска без согласия епархиального архиерея. 9 мая Синезий был запрещен в священнослужении Синодом, покаяния не принес.

http://pravenc.ru/text/158530.html

221 Иконникова Зинаида Владимировна; (ок. 1901 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Иларион (Бельский Иван Иванович); (20 марта 1893 – 31 августа 1937). Окончил Олонецкую ДС (1918). Будучи воспитанником VI класса, был допущен к и. о. надзирателя (13 декабря 1917), делопроизводителя (9 мая 1918) и эконома (18 апреля 1918) Петрозаводского Духовного училища. После закрытия ДУ поступил в Александро-Невскую лавру, 25 июля 1919 пострижен в монашество, 26 июля 1919 рукоположен во иеродиакона, 26 декабря 1920 – во иеромонаха. С 5 января 1920 и. о., с 8 июля 1921 – правитель дел Духовного собора лавры. 22 февраля 1920 избран членом приходского совета и помощником секретаря, 31 октября – секретарь совета. С 13 июля 1919 обучал детей Закону Божию в Александро-Невской лавре и в Феодоровском подворье. Был арестован в июне 1922 по делу «организации Братства». 13 сентября 1922 дело прекращено с аннулированием подписки о невыезде. 30 октября 1922 подал прошение об увольнении за штат, на котором наместник лавры архимандрит Иоасаф (Журманов) наложил резолюцию: «Просьбу отклонить. Отчислить из числа братии Лавры и обратиться с ходатайством в ПЕУ о препровождении его в один из монастырей Петроградской епархии». 8 декабря 1922 переведен в Череменецкий монастырь. 14 октября 1924 хиротонисан во епископа Каргопольского. С 1926 – епископ Поречский, управляющий Смоленской епархией. 4 марта 1928 отделился от митрополита Сергия (Страгородского) . Вновь арестован в августе 1928. С 1928 по сентябрь 1931 – на Соловках, затем до 1933 – в Белбалтлаге. После освобождения проживал в Козьмодемьянске Марийской АССР. Арестовывался 25 мая 1934 (13 октября 1934 был освобожден) и 28 августа 1937. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Йошкар-Оле. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15 (ук. имен). 383 Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич); (13 сентября 1886 – 28 декабря 1929). Окончил Тульскую ДС (1906) и Московскую ДА (1910), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послушник Косма, как и большинство призванных из монастыря, покинул любимый Валаам навсегда. Возвратившись из армии в 1918 г. и приехав в Петроград, он не мог вернуться на Валаам из-за полного разобщения обители с Россией. Косма поступил на Валаамское подворье, что на Калашниковской пристани у храма Бориса и Глеба, где проживал до призвания его на келейное послушание к епископу Илариону (Бельскому). 15 марта 1924 г. епископ Каргопольский Иларион лично постриг Косму в монашеский чин в подворьевской часовне с наречением имени Кирилл в честь преподобного Кирилла Челмогорского (память его 8/21 декабря) и взял его с собой в Олонецкую епархию. Вскоре, 10 ноября 1924 г., монах Кирилл был удостоен принять сан иеродиакона от епископа Илариона в Никольском храме г. Каргополя. Гонимого епископа Илариона переместили в Смоленск, где 9 мая 1925 г. он посвятил иеродиакона Кирилла в сан иеромонаха с исполнением обязанностей келейника и эконома. Иеромонах Кирилл проживал с епископом до ареста владыки и ссылки его в 1926 г. О. Кирилл со скорбью разлучился с любимым владыкой; он не мог разделить с ним тяготы ссылки, хотя очень желал этого. На Соловках «маленький Иларион» (так там прозвали епископа Илариона в отличие от бывшего также на Соловках архиепископа Илариона (Троицкого) был «запретником», т. е. приговоренным на весь срок на тяжелые физические работы. В сентябре 1931 г. его перевели на Беломорстрой, по окончании срока с 1935 г. он жил в Чебоксарах, где в конце 1937 г. был вновь арестован и расстрелян. По разлучении с владыкой о. Кирилл в условиях жестокого гонения на Церковь и массового вероотступничества продолжает свое служение как пастырь. Не имея постоянного места служения, он жил как странствующий благовестник, гонимый с одного места на другое. Он служит в разных местах Смоленской и Тверской епархий – то в монастырях, то на приходах: в женском монастыре с. Комары, в Ордынском Богородском монастыре, в г. Велиже, в с. Высочерт. В эти годы меньшинство хранило мученическую верность канонической Церкви, не соблазняясь, подобно «живоцерковникам» чечевичной похлебкой лживых благ. Церковный народ не принял «живоцерковников».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Очевидно, что на эту акцию не было разрешения Московской Патриархии, поскольку в документах нет упоминаний о преобразовании К. в. в самостоятельную епархию. В нач. 1926 г. еп. Флавиан был арестован и приговорен к высылке. Перед арестом архиерей дал поручение прот. Александру Агафоникову исполнять обязанности наместника - управляющего Котельнической епархией до возвращения епископа из ссылки. 30 дек. 1927 г. на К. в. был назначен Пугачёвский еп. Павел (Флеринский) , но он не прибыл к месту назначения и в нач. 1928 г. по ходатайству духовенства и мирян был возвращен на Пугачёвское викариатство Саратовской епархии. 4 марта 1928 г. как епископ Котельнический упоминается Иларион (Бельский) , находившийся тогда в заключении в Соловецком лагере; еп. Иларион отделился от заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и примкнул к последователям священноисп. Виктора (Островидова) . С 25 апр. 1928 по 31 янв. 1929 г. на Котельнической кафедре служил еп. Никифор (Ефимов) , ставший также временным управляющим Вятской епархией. Он боролся с викторианством, но безуспешно: в Котельниче все 3 храма вплоть до закрытия в 1934-1935 гг. оставались викторианскими, верующие пресекали попытки священников перейти в Патриаршую Церковь. С окт. 1929 г. в Котельниче жил заштатный архиеп. сщмч. Евгений (Зёрнов) , утвержденный 22 февр. 1931 г. архиепископом Котельническим, викарием Вятской епархии. При нем возобновил работу Вятский епархиальный совет. В февр. 1933 г. Евгений стал архиепископом Вятским и Слободским, после чего К. в. прекратило существование. Лит.: Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 53; Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Александр Агафоников, протоиерей//ЖНИР: Моск. 2003. Т. 3: Сент.-окт. С. 101-108; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2005. Кн. 5. С. 39-41; Дудин А., свящ., и др. Очерки истории Вятской епархии (1657-2007). Вятка, 2007; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458893.html

Кроме того, автор письма сетует на то, что «вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз» с богоборческим государством. Между тем, в свое время сам архиепископ Иларион совместно с патриархом Тихоном приложил немало усилий, чтобы узаконить положение Православной Церкви именно в этом государстве. К сказанному можно прибавить еще одну небольшую, но немаловажную для обсуждаемого вопроса деталь. Архиепископ Иларион, в отличие от автора спорного письма, никогда не вел дневник, в чем сам он признается в одном из писем своей сестре: «Меня очень заинтересовала находка, о которой ты мне сообщаешь. Ты непременно сохрани все. Ведь я в жизни никогда не вел дневников: все некогда было. А письма могут заменить дневники». Протоиерей Владислав Цыпин автором спорного письма называет епископа Илариона (Бельского) , который попал в Соловецкий лагерь в 1927 году и, как известно, принадлежал к числу епископов «непоминающих». Владимир Мосс приписывает это письмо архиепископу Феодору (Поздеевскому). На некоторых интернет-сайтах (по большей части, раскольнических или «анти-сергианской» направленности) это письмо размещено под именем новомученика Михаила Новоселова. Мученик Михаил Новоселов Принадлежность рассматриваемого письма мученику Михаилу Новоселову представляется наиболее вероятной. По своим особенностям спорное письмо могло бы вполне гармонично дополнить известный сборник Михаила Александровича Новоселова «Письма к друзьям», состоящий из 20 посланий. Сходство заметно уже в самой структуре писем. Кроме обычных для писем приветствия и прощания, во многих письмах М. Новоселова, как и в спорном письме, имеется послесловие – P.S. (в письме – П.С. – Прим. авт. ). Каждое последующее письмо обыкновенно начинается со ссылки на предыдущие письма, с цитаты из них или из Священного Писания. В начале 16-го письма Новоселов пишет, что в перерывах между письмами «иногда заносил в свою записную книжку или на клочке бумаги» некоторые мысли. Так же и рассматриваемое «Письмо к другу» начинается со ссылок автора на мысли из своей записной книжки. Кроме того, в этом письме мы находим значительные по объему цитаты из толкований на Апокалипсис святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, а письма Михаила Новоселова как раз обильно наполнены цитатами святых отцов и авторитетных церковных писателей. Причем, святитель Игнатий не только широко цитируется в ряде писем, но выдержки из его трудов по темам составляют почти все содержание 9-го письма.

http://pravoslavie.ru/71868.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010