III. По аскетике: Библиография мистико-аскетической (исихастской) традиции Православия/Сост. Л. Г. Кришталева, С. С. Хоружий//Синергия: Пробл. аскетики и мистики Православия: Науч. сб. М., 1995. С. 295-361. IV. По церковному праву: Красножен М. Е. Указатель литературы церковного права по 1910 г. Юрьев, 1911 (переизд. с доп.: То же. 19174). V. По патрологии: Сведения о древних переводах св. Отцов на славяно-русский язык в X-XIX вв.//ПС. 1859. 11-12; Корсунский И. Н. Труды МДА по переводу Св. Писания и творений св. Отцов на русский язык за 75 лет (1814-1889) ее существования//ПрТСО. 1878. 8-10; 1890. Ч. 45. С. 341-405; 1891. Ч. 47. С. 483-614; БВ. 1893. 11. С. 221-259; 12. С. 447-480 + прил.; Дмитриевский А. А. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе. СПб., 1905; указатель архим. Киприана (Керна) «Русские переводы святоотеческих текстов» ( Kern C. Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliogr. Chevetogne, 1957) создавался как вспомогательный материал для лекций по патрологии - на основе личных записей, а также по фондам франц. б-к, содержащих рус. церковную лит-ру. Основные недостатки: неполнота и неточность данных, приблизительный перевод заглавий публикаций на франц. язык. В наст. время основными источниками рус. патрологических материалов являются прикнижные и пристатейные списки лит-ры. Наиболее значительные за последнее десятилетие: Писания св. мужей апостольских/Сост., подгот. к изд. прот. В. Асмус, А. Г. Дунаев. Рига, 1994 [Библиогр.: С. 407-441]; Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996 [Библиогр.: С. 323-345]; Сочинения древних христианских апологетов/Сост., общ. ред. А. Г. Дунаев. СПб., 1999 [Библиогр.: С. 782-942]; Отцы и учителя Церкви III века: В 2 т./Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). С. 13-20; Отцы и учителя Церкви IV века: В 3 т./Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Илариона (Алфеева). С. 8-15; Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2001 [Библиогр.: С. 18-63].

http://pravenc.ru/text/149151.html

  А.Г.: Интересно, что в инославной среде наиболее позитивные оценки в адрес софиологии. Связано ли это, на Ваш взгляд, с тем, что для софиологов была как раз важна проработка проблемы «христианского активизма», столь характерной для западнохристианской мысли? Н.К. Гаврюшин: Повторюсь: Западу софиология интересна как якобы восточная метафизика, это своего рода поиск «русского самовара» – только интеллектуального и непременно «либерального», адогматичного… «Активизм» у нас проповедовал, к примеру, А.М. Бухарев – без всякой софиологии. И в древней Руси проблем «активизма» не было – пошел в лес, срубил келейку, поставил церковку. А в Синодальный период, пока всех чиновников обойдешь, «активизм» выдохнется.  Софиология-то здесь ни при чем.   А.Г.: При рассмотрении соотношения софиологии и неопатристики возникает два интересных вопроса. Во-первых, каким путём должен двигаться современный православный богослов: растворяя себя в традиции и тем самым обретая свою идентичность, или, напротив, предлагая нечто принципиально новое? И второе. Должно ли богословие быть систематичным, как софиология, которая, однако, почти не оставила своих последователей (хотя есть штудии Меерсона-Аксёнова, прямо отмечающего свою преемственность с богословием Булгакова, софиологические работы в рамках богословия экологии Т.М.Горичевой, софиология С.С. Аверинцева , отрицавшего свою преемственность с наследием Соловьёва и Булгакова)? Или, напротив, несистемность неопатристического синтеза как раз дала почву для творческого развития, возникновения внутри его самого или на его почве множества интересных проектов (синергийной антропологии Хоружего, богословия контекстуального прочтения отцов, митр. Илариона (Алфеева) и пр.)? Н.К. Гаврюшин: Во-первых,  православный богослов ничего никому не «должен». Если он богослов не только по имени, он по совести и по духу христианскому ищет ответы на вопросы, актуальные для Церкви как «корабля спасения», актуальные для тех, кто хочет найти прежде всего умозрительные пути к уяснению христианской проповеди. Обилием «богословий» вы меня просто ошеломили: «богословие Горичевой», «богословие митрополита Илариона Алфеева», «богословие Хоружего»… Иногда важно бывает новым языком изложить хорошо забытое старое, транслировать Предание из одной эпохи в другую, не искажая его духа. Вопрос о рецепции подобных опытов – дело времени.

http://bogoslov.ru/article/4492596

Декан композиторского факультета Московской консерватории Александр Кобляков поделился впечатлениями от оратории «Страсти по Матфею» епископа Илариона (Алфеева) 5 апреля 2007 г. 14:49 Профессор, декан композиторского факультета Московской консерватории Александр Кобляков поблагодарил епископа Венского и Австрийского Илариона за создание оратории «Страсти по Матфею», однако считает, что этому произведению недостает большей смелости, размаха и многомерности. «С одной стороны, мы безумно благодарны отцу Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения», — сказал А. Кобляков «Интерфаксу». По мнению профессора, автор «очень канонично» распределил евангельский материал между чтецом, хором, солистами и оркестром. «Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой», — сказал собеседник агентства. В то же время профессор отметил, что композиторам-профессионалам «хотелось бы слышать некоторый больший отход от барочных моделей». «Демократизм языка автора, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но хотелось бы еще большей многомерности в воплощении этого вечного сюжета: чтобы были какие-то коллизии в языке и драматургии, какие-то смелые, нестандартные решения», — заявил А. Кобляков. По его словам, даже у Баха, «с его барочным, казалось бы, уже традиционным и всем известным, тональным языком, — там очень много глубины и драматизма, очень много коллизий». «Бах не идет на компромисс со слушателями, у него очень сложные инструментальные формы, огромные полотна симфонической музыки, наполненные прекрасной и сложной полифонией... У него «Страсти по Матфею» начинаются с конца сюжета, и потом уже развертывается сюжет, то есть начинается все шествием на Голгофу, а потом уже рассказывается предыстория. Такой вот современный, смелый, кинематографический прием», — заметил А. Кобляков. «Именно в этом плане хотелось бы больше смелости, размаха, быть может, еще большей сложности и многомерности в воплощении. Но я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел», — добавил он. Премьера «Страстей по Матфею» прошла 27 марта в Московской консерватории в исполнении хора Государственной Третьяковской галереи и Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Концерт почтил своим присутствием патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 29 марта произведение было представлено в Риме. Концерт был проведен под эгидой Папского совета по культуре при участии Папского совета по содействию христианскому единству, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и представительства России при Святом Престоле. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/224557.htm...

В Афинах состоялся благотворительный концерт музыки митрополита Илариона (Алфеева) и Микиса Теодоракиса 26 сентября, 2012. Новостная служба Музыку исполнили ведущие хоровые и оркестровые коллективы Греции. Российская певческая традиция была представлена восходящей звездой мировой оперы, солисткой Большого театра Светланой Касьян 26 сентября. ПРАВМИР.  В древнем афинском одеоне Герода Аттика, который расположен на южном склоне Акрополя, 24 сентября состоялся концерт, в котором прозвучали произведения «Stabat Mater» и «Песнь восхождения» митрополита Илариона и «Axion esti» («Достойно есть») греческого композитора Микиса Теодоракиса, присутствовавших в зале. Митрополит Волоколамский Иларион присутствовал на концерте вместе с Блаженнейшим архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Концерт был организован Элладской Православной Церковью при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова. Музыку исполнили ведущие хоровые и оркестровые коллективы Греции. Российская певческая традиция была представлена восходящей звездой мировой оперы, солисткой Большого театра Светланой Касьян, которую Микис Теодоракис неоднократно называл новой Марией Каллас. Более пяти тысяч слушателей собрались в древнем амфитеатре. Все сборы от концерта будут направлены Элладской Православной Церковью на помощь лицам, страдающим наркотической, алкогольной и иными формами зависимости. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-afinax-sostoyalsya-b...

89. Ответ на 87., Сергей Швецов: Это ты у Данилова скопипастил? ))) 88. Ответ на 87., Сергей Швецов: Так уж и полностью? Примеры приведитеЭто фейк, а не катехизис. Не знаю, кто его сварил, сам Вершилло из томов православия Алфеева выцедил, или Алфеев по пьяни на коленке накатал и грамотно слил через Вершилло втемную, чтобы потом поприкалываться над ретивыми рецензентами... СББК готовила текст пять(-?) лет. Чтобы я поверил, что Желтов или Асмус способны перепутать Иконоборческий Собор 754 года с Седьмым Вселенским? Фима, за кого Вы миня дэ " жите? Я этот катехизис получил не от Вершиллы. Это просто сокращенная версия двухтомника м. Илариона " Православие " . Вообще-то Катехизис строится на вопросах и ответах. А это не катехизис, а учебное пособие по Закону Божию. 87. Ответ на 32., Ceльckiй бригадиръ: Так уж и полностью? Примеры приведите Это фейк, а не катехизис. Не знаю, кто его сварил, сам Вершилло из томов православия Алфеева выцедил, или Алфеев по пьяни на коленке накатал и грамотно слил через Вершилло втемную, чтобы потом поприкалываться над ретивыми рецензентами... СББК готовила текст пять(-?) лет. Чтобы я поверил, что Желтов или Асмус способны перепутать Иконоборческий Собор 754 года с Седьмым Вселенским? Фима, за кого Вы миня дэ " жите? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/29/sm...

13 . Gratiarum actiones II: ibid. [SC 113: Catéchèses, Actions de Grâce 1–2], 304–356 [=TLG 3116/7]. 14 . Catéchèses 1–34: ibid, 1 [SC 96]: 206–468, 2 [SC 104]: 12–392; 3 [SC 113]: 12–302 [=TLG 3116/9]. В греч. Добротолюбии ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 73–80) текст (Cat. 22: SC 104. 364–392) дан в новогреч. переводе. Др.-рус. пер.: 15 . Слово о созерцании; Слово 15 О мысленном откровении действенного божественного света и делании умном; Слово 20 О мысленном рае//Вилинский. 409–415. [ГИМ, Син. 950, XV в.]. Рус. пер.: 16 . Слово о вере [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//ХЧ 1821. 1. 142 сл.; Поучение 1/Пер. Миллер Т. А.//Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М. 1969. [ПВЛ]. 131–132. [Отрывки]. Англ.пер. (с др.-греч.): 17 . Symeon the New Theologian. St. On Faith [=Cat. 22. SC 104. 364–393]//Philokalia 7 .157). 4. 16–24. пер.: Symeon the New Theologian. The Discourses/Transl. by Catanzaro C. J. de. Ν. Y. 1980. (The Classics of Western Spirituality) [Catech.]. Рум. пер.: 13 .144 (Cat. 23, 24); 13 .145 (Cat. 28). Главы богословские, умозрительные и практические (сар.) Первое полное крит. изд., с франц. пер.: 18 . Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Darrouzès J. P. 1957. (SC 51). 2 Avec la collab. de Neyrand L. P. 1980. (SC 51 bis). 19 . Capita theologica·. ibid. [SC 51 bis], 40–186; 191 [=TLG 3116/6]. Рус. пер. полные: 20 . 225 глав по изд. SC 51 bis в пер. иеромон. Илариона (Алфеева) : Главы богословские, умозрительные и практические [Сар. 1]// Иларион (Алфеев) 1998 6 .58). 505–535; Другие двадцать пять глав умозрительных и богословских [Сар. 2]//Там же. 536–544; Преп. Симеона Нового Богослова другие сто глав богословских и практических [Сар. 3]//Там же. 545–578. изд.: Преп. о. н. Симеона Нового Богослова ... Главы богословские, умозрительные и практические. М. 1998. 141. Симеон Новый Богослов , преп. Никита Стифат . Аскетические произведения в новых переводах/Сост. и общ. ред. игумена Илариона (Алфеева) . Клип 2001. 9–76. пер.://Добротолюбие/Пер. и сост. И. М. Носов 9 .802): Симеон Новый Богослов . Главы о практике и богоразумии (4–39), Главы о внимании и богоразумии (40–48), Главы о богоразумии и практике (49–88), Благодарение Богу (1–2, 89–109 [то же, пер. еп. Феофана Затворника : Доброт. 2. 482–502]), Диалог со Схоластиком (110–113);

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

На данной почве созревает то, что можно назвать административным богословием. У вольных импровизаций о. Г. Кочеткова или о. Г. Чистякова на темы парижской школы не было тех перспектив, какие открываются при богословствовании с официальных позиций. Административное богословие - ещё одно несомненное завоевание вл. Илариона (Алфеева), который на рубеже 1997-1998 гг., в серии выступлений в «Независимой» представил обоснования «нового экуменизма». Вселенские Соборы - о, чудо! - ничего не решали ни по поводу католиков, ни по поводу протестантов, а потому мы концептуально находимся в открытых рамках и можем начинать писать с чистого листа; критики же ОВЦС - это всего только аморальные личности, которые жаждут захватить в РПЦ власть и свергнуть Патриарха и Синод. На пике скандала по поводу кулуарного Баламандского соглашения тезисы иеромонаха Илариона не выглядели слишком убедительно. Но время идёт, всё меняется!.. Сегодня митр. Иларион уже с лёгкой душой говорит: «Пускай богословы занимаются богословием, пусть архиереи занимаются своим делом, а монахи пускай ведут монашескую жизнь», - и эти слова звучат современными veni, vidi, vici, объявлением о вступлении в эру постбогословия. Ибо принадлежность к организации абсолютно важна, а расходиться с ней маргинально и опасно, так что вопросов, превышающих это, фактически, не существует. Моралистическими спекуляциями на том, как хорошо и правильно слушаться официальных лиц, последовательно изымается почва для богословского самосознания. Святость догмата, Предания отступает перед идеей о святости организации, «императивности» административной субординации. Хор инспирированной поддержки, слепок с «ликующей гопоты» Г.Павловского, подогревает массовку. Обещания прорыва, скорых успехов оправдывают снижение общих критериев. Чем дальше, тем больше «административное богословие» ставит препятствия к осмыслению, нагоняет обстановку триумфализма и нетерпимости. Любое из замечаний расценивается как признак противления священноначалию и личного противоборства.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Митрополит Иларион (Алфеев): Сталин был чудовищем, духовным уродом Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом 2 июля, 2015 Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом В связи с развернувшейся дискуссией вокруг попыток реабилитации Сталина мы вспоминаем слова митрополита Илариона (Алфеева). Митрополит Иларион (Алфеев) высказал своё отношение к Сталину, в связи с попытками реабилитации последнего в общественном сознании. Митрополит Иларион: Сталин вполне сопоставим с Гитлером Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне. Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер. Интервью журналу «Эксперт»: Миссия в миру Не верю в покаяние Сталина

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Закрыть Странные инициативы ОВЦС в Ватикане Митрополит Иларион подготовил сюрпризы не только Папе, но и нам Игорь Романов   Владислава Романова   13:41 09.10.2021 6783 Время на чтение 4 минуты Фото: Patriarchia.ru Церковная общественность еще не дала адекватной оценки деяниям главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), который 5-7 октября 2021 года совершил визит в Ватикан с разнообразными целями и осуществил ряд странных поступков и заявлений. Сайты Ватикана сообщили, что митрополит принял участие во встрече представителей мировых религий, ученых и экспертов на тему «Вера и наука: навстречу COP 26» в Ватикане (COP 26 – конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата ). Причем в этой встрече принимал участие стамбулец Варфоломей, тогда как он признан нашей Церковью безблагодатным раскольником. Но митрополит Иларион не смутился, а сказал СМИ, что они со стамбульским раскольником даже взаимно поздоровались. Вероятно, и не только поздоровались… ОВЦС продолжает шашни с Ватиканом Посмотрим, как глава ОВЦС комментировал своё пребывание в одном сообществе с Варфоломеем. По словам митрополита, он не нарушил решения Священного Синода РПЦ о запрете участвовать в мероприятиях, где председательствует или сопредседательствует представитель Константинопольского патриархата. «В данном случае такого председательства или сопредседательства не было. Во встрече принимали участие тридцать четыре религиозных лидера, из них только двое представляли Православные Церкви – патриарх Варфоломей и я. Если бы не было меня, он был бы единственным представителем мирового Православия», – отметил митрополит Иларион. Можем предположить, что Варфоломей должен быть очень доволен этой встречей, ведь он много лет продвигает «зелёную» антихристианскую повестку. И вот, несмотря на все его раскольнические преступления на Украине , представитель Московского патриархата всё же прибыл в Ватикан на это важное для «зелёного стамбульца» совещание и выступил по экологической теме. Судя по фотографиям, участники ещё и подписывали что-то совместное. А коль собрались там религиозные лидеры, то и совместная молитва, вероятно, была, хоть об этом может не сообщать митрополит Иларион и католические СМИ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/09/st...

«Рождественская оратория» митрополита Илариона прозвучит в «Крокус Сити Холле» Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа 2 января, 2017 Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа 7 декабря. ПРАВМИР. В московском «Крокус Сити Холле» 14 января прозвучит «Рождественская оратория» митрополита Илариона (Алфеева). По просьбе митрополита Илариона концерт будет посвящен памяти трагически погибшего в авиакатастрофе руководителя Ансамбля им. Александрова, выдающегося дирижера Валерия Халилова, с которым владыку связывала крепкая и долгая дружба. Ораторию исполнит Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижировать музыкантами будет его художественный руководитель народный артист СССР Владимир Федосеев,  сообщается на сайте концертного зала. Вместе с оркестром в исполнении оратории принимают участие Московский Синодальный хор (художественный руководитель – Алексей Пузаков), Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель – Николай Азаров) и Хор мальчиков Московского хорового училища имени А.В. Свешникова (художественный руководитель – Алексей Петров). В качестве солистов выступят Анна Аглатова (сопрано) и Александр Виноградов (бас). Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа, рассказывает о рождении надежды, о том, что каждый человек способен измениться для новой жизни. Повествование о трех важных христианских праздниках – Благовещении, Рождестве и Сретении – предстанет перед зрителями в новом оригинальном сценическом воплощении – светомузыкальном действе с участием детей. Драматургия сочинения построена на идее движения от мрака к свету, так же выстроено световое и видеосопровождение. Находка драматургии действа – доверить чтение евангельских текстов юным участникам оратории. Они наряду с профессиональными артистами выйдут на сцену и прочтут фрагменты Евангелия, повествующие о Рождестве Христовом.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskaya-orato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010