догматики нач. XIX в.,- в частности, здесь заметно влияние католич. догматических систем Г. Клее и Ф. фон Бреннера ( Малиновский Н. , прот. 1910. С. 124). «Написанная в философско-критическом духе, [она] уделяет много места апологетическо-рациональному объяснению и оправданию догматов» ( Иустин (Попович). 2006. С. 57). Вместе с тем у архиеп. Филарета присутствует стремление к историческому освещению догматов. Еп. Сильвестр (Малеванский) всецело руководствовался историко-догматическим методом, предпочтение к-рому было отдано в новом «Уставе духовных академий» (1869). Он прослеживал, как догматы, будучи по своему внутреннему содержанию неизменными богооткровенными истинами, с формальной стороны развиваются и уточняются в исторической перспективе. В нач. XX в. появляется 4-томное «Православное догматическое богословие» прот. Николая Малиновского (1910); сочинение не внесло ничего существенно нового в развитие рус. догматической науки, т. к. было ориентировано на уже существующие в России догматические системы и носило компилятивный характер. Отдельные догматические темы разрабатывались митр. Антонием (Храповицким) , архиеп. (впосл. Патриарх) Сергием (Страгородским) , архим. (впосл. архиеп.) Иларионом (Троицким) , проф. А. И. Введенским , прот. Павлом Светловым, прот. Иоанном Орфанитским, П. П. Пономарёвым, А. Д. Беляевым , М. М. Тареевым , А. И. Чекановским, Д. В. Знаменским, А. М. Туберовским, Н. В. Петровым , В. И. Экземплярским , Б. М. Мелиоранским , В. И. Несмеловым и др. Лит.: Антоний (Амфитеатров), архиеп. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. СПб., 18628; Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1864. Ч. 1-2; он же. Обзор; Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1868; он же. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. М., 1898; Беляев А. Д. Любовь Божественная: Опыт раскрытия главнейших христ.

http://pravenc.ru/text/178718.html

Варшава, 1880; То же, изм. загл.: Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 18822; Субботин Н. И. Из истории раскола в первые годы царствования имп. Александра II//ДЧ. 1900. Ч. 1. 4. С. 587-602; Три сочинения в Бозе почивающего оптинского старца иеросхим. о. Амвросия/Сообщ.: Н. И. Субботин//Там же. 1902. Ч. 1. 1. С. 31-44; Попов Н. В., свящ. Климент Зедергольм//ПБЭ. Т. 11. Стб. 209-211; Фролова-Багреева Т. Климент (Зедергольм)//Русские писатели, 1800-1917. Т. 2. С. 552-553; Бушуев С. В. Иером. Климент (Зедергольм) и издательство Оптиной пуст.//Библиотечное дело -2003: Гуманит. и технол. аспекты развития: Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. М., 2003. С. 135-156; Optina pustyn " e la paternità spirituale: Atti del X Convegno ecumenico intern. di spiritualità ortodossa. Magnano, 2003; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 227-241; Фетисенко О. Л. Прп. Амвросий Оптинский о «богословствовании мирян»: (Старец Амвросий и о. Климент (Зедергольм) о богосл. соч. А. С. Хомякова и Т. И. Филиппова)//Христианство и рус. лит-ра. СПб., 2006. Сб. 5. С. 260-295; она же. «Гептастилисты»: К. Леонтьев, его собеседники и ученики: (Идеи рус. консерватизма в лит.-худож. и публицистических практиках 2-й пол. XIX - 1-й четв. XX в.). СПб., 2012; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пуст.). [Козельск], 2010. С. 161-175, 242-243; Имп. Московский ун-т, 1755-1917: Энцикл. словарь. М., 2010. С. 326-327; Бежанидзе Г. В. Константин Зедергольм - чиновник особых поручений обер-прокурора Синода и духовный сын оптинских старцев//Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859). М., 2013. С. 19-44. Г. М. Запальский Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

279  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911). В Оптиной Пустыни с 1861 г.; в течение тридцати лет был келейником преп. Амвросия. В 1891–1907 гг. – скитоначальник. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Иосифа. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 301  Протоиерей Павел Иванович Левашов был настоятелем церкви Главного штаба в Петербурге. По его благословению в Оптину ездили некоторые офицеры Штаба. После революции о. Павел служил в Московском Новодевичьем монастыре, а позднее жил в Гомеле и поддерживал связь с Оптинским старцем Нектарием. 302  Графиня С.С. Игнатьева и М.А. Булгак. О них см. в кн.: Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время. Глава «Осень. Оптинская смута и кончина старца». 303  Речь идёт, по-видимому, о Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре, расположенном в самой Риге. Монастырская же пустынь (Спасо-Преображенская) находится в 40 вёрстах от Риги. 308  Последние два монастыря находились в Калужской губернии: первый в Лихвинском уезде, второй – в Перемышльском. 309  Причислен к лику святых в 1990 г. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 20 декабря. 317  Автобиографический набросок И.С. Тургенева «Довольно. (Отрывок из записок умершего художника» (1862–1864 гг.). 319  Священник Алексий Колоколов (1836–1902), замечательный пастырь, духовник и проповедник, вёл широкую благотворительную деятельность, благоустроил много храмов. 323  Преподобный Оптинский старец Иларион (Пономарёв; 1805)–1873). В Оптиной пустыни с 1839 г. В течение двадцати лет был келейником преп. Макария, нёс послушание садовода, занимался пчеловодством и ложечным рукоделием. С 1863 г. – скитоначальник. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 357  После публикации в «Северных цветах» стихотворение Пушкина: Дар напрасный, дар случайный.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Теперь обратимся к отцу Клименту. В 1853 году, за десятилетие до вступления в Оптинский скит, он перешел из лютеранства в Православие. Таинство миропомазания принял здесь же, в скиту 255 . Это десятилетие мирской христианской жизни он служил в Синоде при обер-прокуроре графе Александре Петровиче Толстом, истинно православном человеке, друге Гоголя. Толстой посылал его в разные командировки, например для проверки состояния православных церквей и монастырей на Востоке – в Греции и Турции, включая Святую гору Афон. Его весьма поразили афонские подвижники, после этого монашеская жизнь стала казаться ему самой привлекательной – жизнь ради Господа, серьезная, достойная, полная духовного труда и самоотречения... «Благодарю Господа и Матерь Божию, что я сподобился здесь наслаждаться лицезрением и беседами подвижников, подобных тем, о которых повествуется в Минеях» 256 , – записал он в книге посетителей Руссика, то есть русского Пантелеимонова монастыря. Он происходил из лютеранской семьи. В бумагах его, после кончины, найдена была его записка об отце. Из нее многое становится понятным. «П.К.З. (пастор Карл Зедергольм), – говорится там, – родился 25 мая 1789 года в Финляндии. В 1811 году переселился в Россию. Сперва жил в Таврической губернии, на Дону и в Харькове, а с 1819 года до кончины своей, 48 лет, жил в Москве. ...Искренно полюбил Россию как вторую свою родину; любил русский язык и, основательно зная его, изучил и славянский язык, чему доказательством служит прекрасный его немецкий перевод “Слова о полку Игореве”... В Москве с 20-х годов не было почти ни одного замечательного литератора или ученого, с которым К.А. не был бы знаком: Калайдович, Чаадаев, Грановский, Крюков, Гоголь, Хомяков и прочие... с И.В. Киреевским и с известным Ф.А. Голубинским был в искренне дружеских отношениях; всегда сближался охотно с русскими священниками, архимандритами и преосвященными. Когда двое из его сыновей хотели присоединиться к православной церкви, не препятствовал им в этом... и даже когда, незадолго до его кончины, и супруга его на смертном одре изъявила желание принять православие, К.А. и ей дал свободу и не только на нее не гневался за это, но и сам заметно успокоился духом. Скончался 15 июля 1867 года» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26-27 июля 1996 г. А. был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей А. вместе с др. преподобными оптинскими старцами, мощи А. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших)

http://pravenc.ru/text/114960.html

Пишу вам каждой отдельно, не разделяя тем нимало вашего сестринского боголюбиваго единодушия, а желая, да пребывает оно всегда между вами, как всегда желал вам и любил часто о сем беседовать покойный старец, незабвенный наш Батюшка, говоря: “укрепляйте и утешайте друг друга, сострадая в немощах и скорбех”. Да исполнится и на вас слово Св. Писания: “брат от брата укрепляем, яко град тверд и огражден” ( Притч.18:19 ). Любовь и в самих скорбях находит и подает утешение. Так, страдалицу нашу м. Тавифу любовь на тяжком одре от страданий утешает и укрепляет в духе, как видно это из ваших строк: “аще всегда покойна, весела, а благодушием своим и нам всем утешение доставляет”. Благодарение Господу за ниспослание ей такового благодатного состояния, которое, можно сказать, уже есть преддверие той блаженной участи, которая ее ожидает. Да поможет ей Господь до конца пребыть так. Посылаю ей мое недостойное благословение и разрешение во всем. Слава Богу, что вы между собою мирны и покойны – этим утешаюсь я. Писала ты о чистке зубов землею. – Бог тебя да простит в этой немощи, только надобно ее оставить. Поздравляю тебя с принятием Св. Тайн Христовых. 76. День памяти старца о. Макария. (1869 г.) Накануне дня памяти покойного незабвенного нашего Батюшки прибыл наш владыка – преосвященный архиепископ Григорий. Участвовал в бдении. 7-го служил обедню и панихиду по старцу; 8-го тоже служил литургию. Посвятил нам двух во иеродиаконы – о. Палладия и о. Феодосия (бывшего пономаря), и двух во иеромонахи – о. Досифея и о. Владимира. О. Пимену дал набедренник. 8-го был у нас в скиту, смотрел церковь и жил в кельях. Вообще остался всем доволен. А при отъезде, 9-го, благодарил о. игумена и братию. В числе гостей были у нас Наталья Петровна и игумения Макария тульская, которая уволилась совсем на покой и сдала свой монастырь выбранной по жребию из рясофорных м. Магдалине, наименованной в мантии Агнией, исправлять должность настоятельницы. М. Макария и родные сестры ее будут жить в Белеве. 13-го там было освящение нового храма владыкой, 18-го им же будет освящаться один из четырех пределов. О. игумен наш и я сегодня едем туда, по убедительной просьбе и неоднократному приглашению иг. Павлины. 77. Надо уметь терпеть ради общей пользы и своего душевного спасения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

Покойный Батюшка благословил и определил отношения ваши между собою. Вспоминайте их почаще и старайтесь сохранять всецело и вновь ничего не предпринимать. Ты и сама ведаешь достаточно, что, где смущение и немирствие, там добра не будет. В день поминовения Батюшки служба отправлена была по чину, и братия были угощаемы по-прежнему. Но день этот прошел особенно грустно для нас: чувство сиротства овладело нами. И в таком скорбном, грустном настроении духа разошлись мы. Приезжих никого не было, кроме м. Августы с сестрами. По милости Божией, все у нас тихо и покойно, а что будет вперед – не знаем. Молитву «Заступнице усердная», положенную после сотниц, старушка может читать, если не знает «Пресвятая Владычица». На чтения акафиста, положенного по пятницам, надобно стараться ходить, когда силы позволяют. И ты хорошо сделала, что не дала место врагу, понудив себя исполнить должное. В немощах же своих и поползновениях укоряй себя, и Господь не оставит тебя. 4. Об отношениях сестер между собой Благодарю за писание твое от 24-го января, но признаюсь, скорбно слышать о нездоровье твоем, а еще более о том, что мало бережешь себя. Не грех бы обратить внимание на это обстоятельство. Поздравляю тебя с прошедшим днем рождения твоего и молитвенно желаю тебе наступившее новолетие провождать во благоугождении Богу и в добром здравии. Спрашиваешь мое мнение касательно отношений некоторых сестер. Ответствую: Батюшка не благословлял вам принимать откровения ни от кого, а тем более тайно друг от друга, ибо это поведет к смущению между вами. Не должно забывать его заповедь. В случае же необходимости предлагаю вам действовать, посоветовавшись между собою. Это будет прочнее и лучше. 5. «Обличение зельнее огня и железа и скакати творит» (Иоанн Златоуст). Кончина о. Иннокентия, духовника старца Макария Благодарение Господу, что вы, охраняемые святыми молитвами покойного Батюшки, мирны между собою и находите утешение в искреннем общении маленькой семьи вашей. Даруй, Боже, чтобы враг ничтоже успел и на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

(без окончания) 43. Путь в Оптину Накануне отъезда твоего к сестре писала, что едешь, по приглашению, разделить с нею постигшее ее горе – лишение супруга, скончавшегося холерою. Оттуда думаешь и к нам проехать. Просила написать, каким путем тебе ехать? – Путь к нам по железной дороге на Орел, с Орла на Мценск, из Мценска – на лошадях недалеко до Оптиной. Это – самый ближний путь. Бог да благословит благополучно совершить твою поездку. Ожидать будем тебя с любовию. Скончавшегося супруга твоей сестры, новопреставленного Иоанна, поминали о упокоении. 44. Слезы радости могут происходить от блудной страсти. Не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Снам верить не следует Радость такая, как слезы, может иногда происходить тоже от блудной страсти. Ложась спать, не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Когда так будешь бояться, всегда что-нибудь с тобой может быть. И ради сего, чтобы не иметь какого-нибудь искушения, не следует пить богоявленской воды, а надо противиться помыслам. Не грех ли наставления мои передавать тем двум монахиням, которые знают о твоей переписке и помогают в получении писем? – Прочти Варсануфия Великого: “не показывай сокровища твоего Вавилонянам” . Писала, видела сон, будто бы была у нас и тебе сказали, что 1-го ноября я скончался, и с тех пор страх имеешь за день этого месяца. Снам верить не следует, и этому сну не верь. В случае же кончины моей, желала бы и ты вскоре за мной последовать, просишь умолить о сем Господа, подобно Иисусу, и дать обещание ходатайствовать там о тебе. За таковую преданность твою – спаси Господи, но только я еще пока не Иисус и не имею тех дарований, как Он. 45. “Аще молился, якоже подобает – жди, якоже не подобает”. Мы должны не по природным свойствам своим жить, а по заповедям Божиим. Правило под субботу и полиелей, под двунадесятые и Воскресные праздники. Действие таинства откровения и исповеди. О принятии пищи. При Иисусовой молитве поклоны класть не следует. Поясные поклоны должно класть в свое время. Об осторожности в словах при разговоре с другими

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

М. Афанасия решается переписывать все свои письма. Господь да благословит ее! Но советую рассмотреть их и писать только те, кои не принесут смущения (или соблазна) другим. Не лишним считаю прибавить Вам и то обстоятельство, что напрасно Вы сказали о дозволении Батюшки ученикам списывать письма. 10. О чтении акафиста. Помыслы во время молитв. Чувство сиротства после смерти старца Макария. Следует удаляться неполезных бесед и разговоров Поздравляю вас с приближающимся великим и радостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и молю воскресшего Господа, да подаст Он вам здравия души и тела и радость духовную. ... Очень сожалею, что вы дали место врагу посмеяться над вами и при этом поднят был целый ряд минувших воспоминаний. Я думал, что с кончиною Батюшки все прошедшее забыто, но на деле вышло иное. Помилуй вас, Господи, от подобных смущений, это не приведет ни к чему доброму. Надобно забыть старое и никогда о нем не вспоминать, ибо без Батюшки некому делать решения и успокаивать нас. Касательно же служения акафиста, я уже писал вам неоднократно, и, по моему мнению, кажется, пора бы победить это чувство, потому что помочь в этом деле мы не можем и, кроме вреда душевного, ничего не приобретем. Что же касается до смущения помыслов во время молитвы, скажу вам, что это тоже немощь наша и винить здесь никого не должно, ибо апостол Павел говорит: «Кто мя разлучит от любви Божией ни огнь, ни меч...» и прочее ( Рим.8:35 ). А нас разлучает чтение положенного акафиста. Чувство сиротства после покойного Батюшки и нас не оставляет. Да иначе и не может быть. Потеря эта невозвратима. Будем стараться, по мере сил наших, помнить и исполнять заповеди его. Да поможет Господь привести в исполнение намерение ваше побывать у нас и вместе погоревать, аще будет на сие Его святая воля! Ты пишешь, почтеннейшая м. Сергия, что у тебя в келии работают сестры и ты сначала тяготилась сим. Но что же делать, надобно потерпеть. Неполезных же бесед и разговоров следует удаляться. Чтения же Псалтыри по Батюшке непогрешительно с обеих сторон: со стороны сестер – что они читают в праздники, и с твоей стороны – что не читаешь. Только не должно смущаться. 11. Предаваться безотрадной скорби о потере Батюшки не должно и погрешительно

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

Касательно послушания м. Афанасии – продажи свечной – посоветуйтесь между собою и решите, как лучше. Главное, чтобы не было ропота со стороны сестер. Св. авва Дорофей пишет: «Потеря невелика, если дело служения останется неисполненным; отступить же от Заповеди Божией (любви к ближнему) – великий грех» (стр. 70). 23. О начале печатания писем старца Макария к монахиням Получили на днях известие об окончании печатания книги писем Батюшки к монахам. По получении книг вышлем их и к вам. Теперь, при помощи Божией, начнется печатание писем к монахиням, и первый том займут письма к вам. Даруй Боже нам скорее увидеть их в печати. Все письма Батюшки исполнены пользы и назидания, но письма к вам неоспоримо займут лучшее место в издании и в особенности для монашествующих. Теперь, конечно, вы уже получили книги, посланные мною по почте – 8 экземпляров. В настоящее время посылаю вам 30 экземпляров и прошу вас по выручке денег выслать оные на имя Наталии Петровны Киреевской. Она нуждается. Если же выйдут эти экземпляры, напишите, пришлем еще. Мы кое-куда разослали книги на комиссию – в Белев, Мценск, Тулу. Думаем в Задонск и к вам. 24. Если и начало дела было причиною смущения, то ничего доброго из этого дела не получится Письмо ваше получил, из которого вижу, что Господь удостоил вас быть причастницами Божественных Тайн. Поздравляя вас, желаю, да послужит вам дар сей во исцеление души и тела. Пишете о смущении своем, происшедшем вследствие предложения м. игумении касательно духовного окормления одной сестры, и, излагая подробно все обстоятельства дела, просите моего совета. Призвав Господа в помощь по вере вашей, скажу вам: не возвещается мне ничего доброго из сего отношения потому уже, что и самое начало было причиною смущения. Что же будет дальше? Храни Боже, если через это порушится мир между вами. И какая будет польза от сего, если мы, созидая домы ближних, будем разрушать свои? Притом же сестра эта, как видно из письма вашего, не говорила с м. Афанасией, не просила ее и, быть может, вовсе и не желает иметь к ней отношение, а если и пойдет к ней, то по приказанию м. игумении. Какая же будет польза от насильного отношения? Впрочем, если ты, м. Афанасия, надеешься принести пользу ближнему, Господь да благословит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010