Иконы Киевской Руси Какие иконы привез святой Владимир после Крещения Руси? Что украшает Софийский собор в Киеве? С чем связано появление образа Христа Вседержителя? Какая связь «Богоматери Оранты» с исходом евреев из Египта? Фрески и мозаики Михайловского Златоверхого монастыря Как строился Михайловский Златоверхий собор? Какую традицию заложило его строительство? В чем трагедия собора? Какая судьба постигла его мозаики? Почему на Руси почитали Дмитрия Солунского? Традиция не из Византии: Новгородская икона Почему в Новгороде сохранилось большое количество икон? Как строился собор Святой Софии? Почему новгородские иконы были большими? Чем интересна икона «Устюжское Благовещение»? Что скрывается за иконой «Спас Нерукотворный»? Владимиро-Суздальская иконопись Как была написана «Владимирская Богоматерь»? Кто был заказчиком иконы «Дмитрий Солунский»? Как Богоматерь явилась Андрею Боголюбскому? На какой иконе изображен Христос-подросток? Изображение Троицы на русских иконах Типология икон. Явление Аврааму Троицы. С какой библейской историей связано появление иконы «Троица»? Кто из ангелов Рублева – Христос? Почему новозаветная «Троица» не канонична? Как отличить Бога Отца от Бога Сына на иконе? Христос Вседержитель и Иисус Эмануил Как изображался Христос Судья? С помощью какого символа изображалась надежда во время Страшного Суда? Кто такие «силы» на иконе «Христос в силах»? Как связана икона «Ветхий денми» и видение пророка Даниила? Праздничные иконы Христа Какие есть праздничные иконы Христа? В чем заключаются споры о Богоявлении между православными и католиками? Как изобразить Преображение Господне? Чем интересен сюжет «Сошествие во ад»? Панагия и Оранта Почему иконы Богоматери в полный рост были популярны на Руси? Зачем на иконе «Великая Панагия Оранта» у Богородицы подняты руки? Как изображается Христос на этой иконе? Какие существуют споры о «Ярославской Оранте»? Поясные иконы Богородицы В чем секрет «Владимирской Богоматери»? Как Богородица указывает путь на иконе «Одигитрия»? Как совмещается образ умиления и путеводительницы? Что символизируют три звезды на платье Богородицы?

http://academy.foma.ru/istoriya-ikony

Катайск. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь, Крещения Господня церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Существующий в с. Катайском каменный, трехпрестольный храм, с главным престолом во имя Богоявления Господня, заложен в 1782 г. 9 октября по грамоте епископа Тобольскаго Варлаама. Освящен был храм 31 мая 1791 года. В 1798 г. с северной стороны храма был заложен, а в 1802 г. 11 октября освящен придел с престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821 г. в трапезе Богоявленскаго храма с южной стороны был заложен, а в 1828 г. освящен придел во имя Всемилоствиваго Спаса. Наиболее чтимыя иконы в Богоявленской Катайской церкви – икона Флора и Лавра, в сребро-позлощенной ризе, будто бы сохранившаяся еще из первой церкви, и икона Божией Матери Афонская, именуемая Иверской. Замечательны в церкви – в приделе Тихвинском – антиминс, священнодействованный в 1801 г. и сохранившийся до сих пор совершенно новым, и две ризы с стихарем стариннаго малиноваго рытаго бархата, шитыя по оплечьям и подолу словами и изображениями: на одной ризе – Богоявления Господня, а на другой – Божией Матери - золотом и серебром. Эти ризы одне из первых по основании церкви, и времени им не менее 70 лет. Причт в составе 1 свящ., 1 диакона и 1 псаломщика, пользуется церковными домами (3 дома). На средства Катайской Богоявленской церкви совместно с Троицкою церковью содержится женская церк.-прих. школа, открытая в 1901 г. на место двух отдельных смешанных школ при этих церквах. Кроме указанной школы, с 1900 г. в селе существует двухклассное училище Ведомства Мин. Нар. Просвещения; а в приходской деревне Шевелевой – земское училище. В нескольких саженях от приходской деревни Кораблевой находится кладбищенская церковь Всех Святых, а часовни имеются в селе и деревне Шевелевой. http://www.okorneva.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39803

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя города Москвы 18 января 2018 года 18 января 2018 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве. Его Святейшеству сослужили:  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Люберецкий Серафим , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иерея диакона Андрея Алексейчука, клирика храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Аюпов, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино г. Москвы. По окончании Литургии в приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды. Затем было совершено славление празднику. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления: «Дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с навечерием, то есть с сочельником Богоявления Господня! Праздник Рождества и Богоявления — это, собственно, один праздник. Так он праздновался в древней Церкви, так празднуется в некоторых Церквах и сегодня, потому что, хотя эти праздники привязаны к разным Евангельским событиям — к Рождеству и Крещению Господню на Иордане, но смысл их один и тот же: Бог явился во плоти, для того чтобы нас спасти. Поэтому возглашает апостол великие слова: Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16).

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В навечерие Богоявления Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Киево-Печерской лавре 18 января 2022 г. 16:05 18 января 2022 года, в день навечерия Богоявления (Крещенский сочельник), в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды,  сообщает  Информационно-просветительский отдел УПЦ. Предстоятелю Украинской Православной Церкви сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Барышевский Виктор , епископ Ирпенский Лавр , епископ Бородянский Марк , братия и гости Лавры с священном сане. После чтения Евангелия Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве со словом проповеди. Его Блаженство объяснил, что такое плоды покаяния, творить которые призвал святой Иоанн Предтеча, крестя людей в Иордане. «Покаяние — эта та добродетель, которая выравнивает пути человека, через которые в него входит спасительная Божественная благодать, помогающая в земной жизни и вводит человека в вечную жизнь на Небе во Христе Иисусе Господе нашем», — сказал Предстоятель Украинской Православной Церкви. Блаженнейший владыка также напомнил, как использовать крещенскую воду. «Сегодня все нуждается в освящении, поэтому, когда мы приносим эту святую воду домой, то нужно окропить все помещения, все предметы, весь домашний скот, животных. Пусть эта вода послужит нам во очищение и освящение наших душ и телес», — напутствовал Его Блаженство прихожан и паломников Лавры. За Литургией возносились сугубые молитвы о прекращении распространения пагубного поветрия, о врачах и больных. Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил иерейскую хиротонию диакона Андрея Овчарова, клирика храма в честь Владимирской иконы Божией Матери Подольского благочиния Киева. После заамвонной молитвы Блаженнейший архипастырь совершил чин великого освящения воды и окропил всех присутствующих великой агиасмой. Затем Его Блаженство поздравил паству с грядущим праздником Крещения Господня и преподал всем благословение. В день празднования Богоявления, 19 января, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершит освящение вод Днепра в Оболонском районе Киева. Чин состоится возле Покровского собора (ул. Приречная, 5А). Начало — около 11.00-11.15. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В праздник Крещения Господня епископ Митрофан совершил богослужение в г. Сосновый Бор января 2015 За Литургией Преосвященнейший владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Юлиания Солопенко 19 января 2015 года, в праздник Святого Богоявления - Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Преосвященнейший Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский  совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и чин великого освящения воды в соборе иконы Божией Матери " Неопалимая купина " в г. Сосновый Бор . Его Преосвященству сослужил настоятель, благочинный храмов  Сосновоборского  округа протоиерей Стефан Витько и клирик собора иерей Николай Виноградов. После сугубой ектении Божественной литургии архипастырь вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Преосвященнейший владыка  совершил иерейскую хиротонию диакона Юлиания Солопенко  , клирика храма святого равноапостольного князя Владимира г. Коммунара к собору Спаса Преображения п Копорье . По заамвонной молитве при пении тропарей " Глас Господень на водах " священнослужители вышли в центр храма, где епископ Митрофан  совершил великое освящение воды. По окончании богослужения архиерей обратился к верующим: " Всех вас приветствую с великим двунадесятым праздником Богоявления Господня. Это особый день, когда очень многие люди, даже далекие от повседневной жизни Церкви, сердцем чувствуют присутствие Божественной благодати " - сказал архипастырь. Он подчеркнул, что: " В каком-то смысле день Богоявления - это день крещения, день соприкосновения со святыней всего нашего народа. И дай Бог, чтобы это прикосновение привело нас к иной жизни, чтобы радость присутствия Божественной благодати была настолько сильной и настолько значительной, чтобы она изменила жизнь каждого из нас. " В ответном слове поздравил владыку настоятель собора протоиерей Стефан Витько. Он пожелал Его Преосвященству крепости сил и неоскудевающей помощи Божией в его святительском служении. По традиции благословение верующим преподал новопоставленный иерей. Поделиться 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 11 апреля 2024 7 апреля 2024 7 апреля 2024 23 марта 2024 18 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Как уже было отмечено, подобная уникальная деталь иконографии, где Иоанн Креститель изображен с развернутым свитком можно встретить только на иконе-таблетке (Музей русской иконы), о которой говорилось выше, и на иконе 1520–1530-х гг. празничного ряда собора Корнилиево-Комельского монастыря в Вологде, но текст на ней содержит другие слова Евангелия, которые подчеркивают великое смирение Господа, принимающего крещение от Своего раба: «Ты грядеш ко мне аз требую тобою крести  тися и рече ему Господь стави» (Мф. 3, 14–15).  Любопытная деталь — посредине иконы полоса. Если приглядеться, становится ясно, что это шов так называемого «чемоданного распила». Дело в том, что в 70е – 80е гг., много предметов древнерусского искусства оказались на Западе. Часть предметов могла быть вывезена иностранными гражданами, которые по определенным причинам не проходили процедуру досмотра.  Существует мнение, что крупные иконы распиливали для того, чтобы они уместились в перевозимые ручной кладью дипломаты. Мы купили эту икону и много других в Германии, у вдовы собирателя русских икон. Она — человек, отличающийся прекрасным вкусом, любовью и трепетом к русскому искусству. Ею и ее супругом был спасен не один иконописный памятник. Безусловно коллекционеры, у которых мы приобретали иконы — добросовестные приобретатели, которые годами разыскивали в Европе русские иконы, выкупали и бережно хранили их. Да, распиливать и вывозить иконы – ужасно, с этим не поспоришь. Но мы не раз сталкивались с примерами, когда иконы, оставшиеся в Союзе, просто уничтожали, сжигали, использовали, как доски – мостки для перехода через лужи. Возможно, чемоданным распилом в итоге наша икона была спасена от худшего. Богоявление, из праздничного чина иконостаса. 1520-е годы. Москва. 65,0 х 68,0 см. Дерево, темпера Икона была прямоугольной, и, судя по ее размерам, входила в праздничный чин большого храмам. Круглой она стала во времена барокко, когда иконостасы переделывались и иконы могли подогнать под форму нового иконостаса. 

http://pravmir.ru/ikony-raspilivali-i-ot...

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

На иконе Богоявления Христос изображен входящим в Иордан, «текущую могилу», пучину водной стихии, таящей в себе силы зла. Христос вступает туда, «избавляя от работы ветхаго греха, и освящая и просвещая нас» (стихира на стиховне предпразднства Богоявления). Крещение Господне есть уже прообраз Его нисхождения в ад: «Водою погребсти наша грехи хотя во иорданских струях, за милосердие милости, Христос Бог предгрядет» (тропарь 3–й песни канона утрени предпразднства Богоявления). Начала христианского учения выделяют момент таинства крещения, несколько подзабытый с веками: крещение погружением прообразует весь путь спасения, который крещаемый проходит вслед за Господом. Таинство крещения является реальным спогребением Христу и схождением в ад. Об этом ясно говорит святой Иоанн Златоуст : «Погружение в воду и последующее исхождение из нее символизируют схождение в ад и выход из него» 345 . Таким образом, принять крещение значит не только умереть и воскреснуть с Христом, но также сойти в ад и выйти из него вслед за Христом. Ад страшнее смерти, по мысли одного духовного писателя, «даже небытие, к которому стремятся находящиеся в аду, не дается им». Тем большее значение имеет победа над адом. Христос сходит в ад, взяв на Себя тяжесть греха, имея на Теле Своем следы крестных мук, распятой Любви. Но и каждый крещеный, воскресший с Христом, несет следы ран Христа–Первосвященника, разделяет Его апостольскую тревогу за судьбу находящихся в аду. Ежедневно, еще в этой жизни человек может сходить в ад современного мира в его состоянии бунтарства и нести в него свидетельство света Христова. Об этом в образной форме говорится в «Пастыре» Ерма 346 и у Климента Александрийского 347 . Апостолы и учители Церкви после своей смерти спускаются в ад, чтобы возвестить спасение и преподать крещение тем, кто пожелает его. Востоку, вслед за апостолом Иоанном, свойственна чуткость к воскресению и к теме ада, что находит яркое выражение в литургической и иконописной традиции. Поразительно собранная трактовка темы дана уже апостолом Павлом: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:9–10 ). Поражает размах: kata, ana, вверх, вниз, от одного предела пути окрыленного Агнца до другого, от схождения в самую низшую точку, в ад, – до вознесения в высоту, на небо. Восток замер в изумлении, созерцая «высоту и глубину» тайны спасения, он видит в ней безмерную любовь Христову и ликующую весть: «Восшед на высоту, пленил плен» ( Еф.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Языкова Пятина. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1770. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Инсарский район, село Языкова Пятина, ул. Гагарина 50 " а " Координаты: 53.775556, 44.561886 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Богоявленская церковь в с. Языкова Пятина Инсарского района демонстрирует переход от барокко к классицизму. Кирпичное здание церкви во имя Крещения Господня с приделом Казанской иконы Божьей Матери было возведено в 1770 г. вне села на краю холма. Четверик летнего храма и отдельно стоящая колокольня в конце XIXb. были объединены трехнефной трапезной. С востока храм замыкается алтарем с циркульной апсидой. В объемной композиции уравновешены ротонда с высоким куполом, завершенным барабаном и яблоком, и возвышающийся над двускатным перекрытием трапезной четверик колокольни, перекрытый высоким восьмигранным шатром. Неоштукатуренные фасады первого яруса прорезаны крупными прямоугольными проемами, звон колокольни и ротонда имеют арочные проемы. Объемы украшены парными пилястрами и широким карнизом. Проемы трапезной обрамлены наличниками с треугольными сандриками. Первый ярус храма завершен плоскими треугольными фронтонами. Трапезная перекрыта системой крестовых и сомкнутых сводов. Из статьи В.Б. Махаева " Классическая архитектура церквей Мордовского края " Один из старейших храмов епархии. Построен в 1770 году в стиле русского барокко. В XIX веке усложнен пристроем, в котором разместилась зимняя отапливаемая придельная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Отобранный у верующих в 30-е годы ХХ века, Богоявленский храм, признанный памятником каменного зодчества XVIII века, в годы советской власти пришел в довольно ветхое состояние, хотя и сохранил все архитектурные элементы. В начале 1990-х годов в селе возродился православный приход, силами которого в настоящее время проводится ремонт и реставрацию церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04457

Согласно архитектурному паспорту здания храма, это один из интересных памятников позднего классицизма Сергиево-Посадского района с развитой системой декорации фасадов и, одновременно, сохраняющий архаичные приемы перекрытия сводов. Хорошо найденные пропорции выделяют здание храма из числа других памятников этого времени. Свод восьмерика был расписан под небо, под окнами – три евангелиста (четвертый изображен не был), восточная стена была занята образом «Христос во славе». На западной стене четверика были изображения «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Крещение Господне». На западной стене придела – «Погребение митрополита Петра». В 1998 году при церкви была образована православная община, и началось постепенное восстановление памятника. Реставрационные работы ведутся по мере появления финансовых возможностей. Настоятелем храма, по совмещению, является протоиерей Владимир Янгичер. Из-за невозможности совершать полный круг богослужения, в храме совершаются водосвятные молебны с крестным ходом на престольные праздники. Божественная литургия в храме совершается в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня/9 июля) и в день памяти святителя Петра, митрополита Московского (24 августа/6 сентября) с участием прихожан церкви Рождества Христова села Иудино. Источник: http://www.spblago.ru/?p=557 Парфеново Мишутинского стана Переяславского уезда на речке Кунья известно с 20-х г.г. XVII в., как вотчинное село с деревянной церковью Богоявления Господня. В конце XVIII – начале XIX в. село входило в состав Ереминской волости Александровского уезда Владимирской губернии и принадлежало майору Петру Андреевичу Астафьеву, а после его кончины в 1830 году – дочери, Е.П. Толстой (урожденной Астафьевой). В 1895 г. в селе было 149 человек, в январе 1927 г. - 220, сегодня - 5 человек. Каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери построена вместо обветшавшей деревянной церкви иждивением прихожан и владельца села колежского ассесора П.А. Астафьева. Храмозданная грамота на строительство была получена в 1807 г. Церковь построена в 1810–1813 г.г. и освящена 1 июля 1814 г. протопопом Петром Лихаревым, благочинным города Александрова собора Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00055

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010