иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

Каждому очень любы и дороги изображения или портреты его родителей, родных и даже добрых знакомых. Особенно мы дорожим этими портретами, когда изображенные на них близкие вам люди уже умерли, когда мы не можем больше их видеть, говорить с ними. И вот мы бережно, на почетных, видных местах храним эти портреты, изображения, с любовью смотрим на них, иногда даже целуем, вспоминая дорогих покойников. Конечно, наша любовь, поцелуи относятся не к бумаге, полотну или доске, на которых имеются изображения, портреты, а к тем, кто на них изображен: к родителям, братьям, сестрам, друзьям. Господь Бог, Отец наш Небесный, Пресвятая Матерь Божия для верующего человека много дороже самых близких и дорогих людей, даже отца и матери; а потому мы еще больше должны любить изображения или, как еще говорят, образа, иконы Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На иконах изображают (пишут) разные события из жизни Спасителя и Божией Матери, изображают также Ангелов и святых угодников Божиих. Смотря на иконы, мы лучше вспоминаем Тех, Кто на них изображен. Это помогает нам молиться со вниманием и усердием. Вот почему мы молимся перед иконами: стоя перед ними, мы как будто стоим перед Самим Богом, Материю Божией, Ангелами и святыми угодниками. На иконах изображаются или все Лица Святой Троицы вместе, или каждое Лицо отдельно: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец изображается в виде седого старца, как Он являлся некоторым пророкам. Бог Сын, Господь наш Иисус Христос изображается человеком средних лет, с длинными темными волосами на голове и раздвоенной небольшой бородой. Таким, как передают, Он жил на земле. Дух Святой изображается в виде голубя, как Он сходил с неба на Иисуса Христа при Его крещении, или в виде огненных языков, как Он сошел на апостолов. Матерь Божия изображается молодою или средних лет Девою, с Младенцем-Сыном, Иисусом Христом на руках, а иногда (реже) и без Него. Есть много икон Божией Матери и, смотря по тому, как Она на них написана, имеет ли на руках Младенца и на которой руке, как написан Сам Младенец, – эти иконы носят различные названия, нередко по имени тех городов, где эти старинные иконы находятся, или откуда они принесены. Так, например, есть Смоленская икона (в Смоленске), Тихвинская (в Тихвине), Курская (в Курске), Казанская (из Казани) и многие другие. Все это разные изображения или образа, иконы одной Божией Матери, а не разных лиц. Поэтому нельзя говорить, как часто говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская Божия Матерь, Тихвинская, а нужно говорить: Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

http://russian-church.ru/viewpage.php?page=12513 Храм Симеона Верхотурского Храм был построен в 1958 году на улице Украинской, 43 (современная ул. Победы) в огороде дома священника. Старостой общины и организатором строительства был Феодор Васильевич Мерошников. Освящён при епископе Михаиле (Воскресенском). За несколько дней до Святой Троицы 1961 года храм был отобран у верующих и переоборудован в детский сад. Вновь передан верующим в 1991 году. Был восстановлен и 24 сентября 1992 года заново освящён митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарем). В 1996 году у храма были возведены новые кирпичные стены. Затем сделали новую кровлю, установили дополнительные четыре главки. Однако время и постоянные перестройки ослабили конструктивную схему и не отвечали нормам безопасности. Храм был демонтирован. Утварь и строительные материалы были использованы для возведения храмов и часовень Саракташского благочиния. Иконы и иконостас были сохранены и позже установлены в нижнем храме вновь построенного собора Святой Троицы с главным престолом в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Храм-крестильня в честь Святого Богоявления Особый храм для совершения Святого Таинства Крещения находится рядом со зданием православной гимназии. В Богоявленском храме устроена купель (баптистерий), размеры которой позволяют совершать крещение с полным погружением не только ребёнка, но и взрослого человека. Строительство храма велось с 1996 по 1998 годы. Храм был освящён 16 декабря 1998 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием (Бондарем). Это был последний храм, который освятил владыка Леонтий. 24 января 1999 года он преставился ко Господу. Храм-крестильню в честь Святого Богоявления соответственно назначению расписала бригада мастеров с Западной Украины под руководством Вячеслава Пашковского. Здесь преобладают небесно-голубые нежные тона. Сюжетные моменты многих сцен связаны с Крещением – например, тут изображён князь Владимир, его крещение, иконописные изображения святых – в том числе бывавших на Украине, а затем «в земле российской просиявших» и глубоко почитаемых и на Руси, – Иова Почаевского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=47717

По сведениям из того же «Обозрения», в храме находились иконостасы, искусно отделанные под золото, с иконами в серебряных ризах; стены и своды церкви были покрыты изящной живописью. До наших дней в полном объёме сохранился в своеобразный внешний облик храма. Это небольшое одноглавое строение, к которому примыкает стройная трехъярусная колокольня из красного кирпича. Вокруг храма - кладбище, обнесённое чугунной оградой с каменными вратами. В нем покоятся подвижники благочестия, настоятели храма. Помимо престольного праздника Крещения Господня в Богоявленской церкви торжественно отмечают день памяти святого благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (17 февраля), великого князя Владимирского, погибшего в 1238 году в сражении с татаро-монгольскими войсками на реке Сить. До 1932 года в нескольких десятках метров располагался летний Успенский храм, который разобрали по распоряжению властей на кирпич для нужд строящегося районного центра Новый Некоуз. Престольные праздники Успенского храма также особо почитаются в Богоявленском - Успения Божией Матери, святителя и чудотворца Николая и святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца. Хочется отметить подвиг женщин-подвижниц, в советское время приносивших ежедневно дрова для отопления храма. Для этого им приходилось идти в горку полчаса, неся с собой дрова. Позже в храм был проведен газ для отопления. В 90-е годы XX века молнией была разрушена часть колокольни и сломан крест. По сей день колокольня восстанавливается. В 1990-е годы фрески храма были обновлены. В 2013 году после проведенной реконструкции пола в храме епископ Рыбинский и Угличский Вениамин совершил чин великого освящения храма. Храм Богоявления никогда не закрывался. В Богоявленском храме находятся чтимые иконы благоверных князей Георгия Владимирского и Василия (Василька) Ростовского, икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами их святых мощей. Икона " Неопалимая купина " в киоте подарена храму в XIX веке в память о болезнях и пожарах. Чтимая икона священномученика Димитрия Вознесенского подарена храму внуками о. Димитрия, проживающими в Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=06503

Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Многим непонятно удивительное явление, именуемое христианством. Как в течение 2 000 лет, несмотря на многие нападки извне и нестроения изнутри, Церковь Христова сохраняла себя и сохраняла веру в народах, столь различных по своей культуре, по своей истории, сохраняла веру в разных поколениях, так разительно отличающихся одно от другого? И было бы невозможным совершить это хранение веры только силой слова, даже самого убедительного, коим является слово Божие, — Сам Бог должен был войти в человеческую жизнь и воздействовать на каждую личность таким образом, чтобы Его слово отобразилось в уме и сердце человека, в его воле и его чувствах. И силой, которая преобразует слово в действие, является сила благодати Божией, — вот почему Господь и говорит апостолу, что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18). Не потому, что в Церкви самые умные или самые образованные, не потому, что Церковь является хранительницей двухтысячелетней мудрости, но именно потому, что Сам Бог силой Божественной благодати действует в Церкви и преображает человека и окружающий его мир. И смысл сегодняшнего великого освящения воды в том, что, освящая воду, мы исповедуем веру в то, что благодать Божия способна оплодотворить силой своей не только человеческий разум, не только человеческую душу, но и физическую материю. Потому что Бог есть Творец физического мира, и Он волен наполнить и этот физический мир Своей Божественной энергией, Своей Божественной благодатью. Именно этой благодатью сегодня, в этот день, обычная вода, которую мы почерпаем каждый день, становится водой святой, сохраняющей те же самые физические и химические свойства, но исполненной особой Божественной энергии, благодати Божией, которая влияет на человека, прикасающегося к этой воде, и на окружающий мир. Сегодняшний день помогает нам понять, почему и святые мощи, и Пояс Пресвятой Богородицы, недавно явленный нашему народу, и святые иконы, будучи материальными, являются в то же время носителями духовной энергии. Потому что так восхотел Бог! Он в лице Сына Своего сошел в Иорданские воды и получил Крещение не только Духом, но и водой. Вот как духовное и материальное смыкаются там, где действует благодать Божия; и мы верим в то, что эта благодать пронизывает все человеческое существо, всю вселенную. И в день Богоявления Христова, Богоявления Святой Троицы, мы обращаем молитву к вечному Богу-Творцу, дабы Он не оставил творение Свое силой благодати, явленной людям и всему миру через искупительный подвиг Сына Своего.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyas...

«Я призываю вас, дорогие отцы, помнить, что мы живем в то время, когда священник должен не только совершать богослужения, но и реально помогать людям словом и делом, — сказал Святейший Патриарх, обращаясь к духовенству. — Мы живем в то время, когда православный храм должен становиться центром и духовной, и молитвенной, и общественной жизни. Мы живем в то время, когда православный храм должен быть общим пространством для единомышленников в вере, которые, собираясь перед лицом Божиим, молитвой укрепляют сами себя и друг друга». 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх совершил вечерню с чтением тринадцати паримий, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. По окончании чина великого освящения воды митрополит Мефодий от лица священнослужителей и паствы сердечно поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с праздником Крещения Господня и преподнес Его Святейшеству две старинные иконы с изображениями Спасителя и Божией Матери с предстоящими Соловецкими святыми. Иконы были сохранены и возвращены Церкви одним из жителей Алма-Аты. Передавая иконы, митрополит Мефодий отметил, что Предстоятель уделяет особое внимание северной Голгофе — Соловецкому монастырю, где «теплилась молитва великая и произошло великое беззаконие». Ныне южная Голгофа Русской Православной Церкви — Казахстан — преподносит Святейшему Патриарху эти святыни в дар Соловецкой обители, сказал архипастырь. По окончании богослужения состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Встреча прошла в резиденции Президента в Алма-Ате. Как подчеркнул Н.А. Назарбаев, уважительное и бережное отношение к религии, интересам верующих является принципиальной политикой Казахстана. Святейший Патриарх особо отметил личную роль Президента в созидании и укреплении межнационального и межрелигиозного согласия и наградил Н.А. Назарбаева орденом Славы и Чести.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_svyatej...

Из поверки этого предания историей оказывается, во 1-х, что Литвою, оставившею икону Николая Чудотворца в Епифани в 1380 г. предводительствовал король ея Ягелло, который хотя сам не был еще крещен в это время, но терпел в своем ополчении христиан и даже покровительствовал им: во 2-х, что в начале сентября 1380 г. он шел от Одоева в Епифань, по указанию проводника Епифана Киреева, сносившегося с ним от лица князя Олега; в самый же день Куликовской битвы 8-го сент. был уже в самой Епифани, отстоящей от Куликова поля в 30 в., и здесь, услыхав о победе русских над Мамаем, поспешно бежал, так что наши легкие отряды не могли его настигнут. Таким образом предание об оставлении иконы литовцами в Епифани не стоит в противоречии и с фактами истории, и, видимо, событие это случи лось именно в 1380 году. Для хранения этой иконы построена была первоначально часовня, а потом церковь во имя Богоявления Господня. Когда построена была Николаевская церковь, не имеется сведений; из письменных документов 1885 г. видно, что она существовала уже в это время, как соборная. Каменная или деревянная была эта церковь до 1728 г., определить трудно. В 1736 г., в царствование Анны Иоанновны, соборная церковь начата строиться каменным зданием и окончена в 1738 г. Она существовала до 1810 г., с приделами во имя прор. Илии и св. мчк. Иоанна Воина. Придельная церковь, во имя Иоанна Воина, построена была особняком над оградными воротами в 1766 г. каменным зданием. В этот период своего существования соборная церковь служила центром, около которого развивалась городская жизнь во всех своих важнейших функциях. Церковь обнесена была высокою каменною оградою с амбразурами и бойницами, на подобие Тульского кремля. Судя по амбразурам, можно думать, что ограда эта была построена с тою целью, чтобы иметь защиту г. Епифани от врагов, и ее правильно нужно назвать не оградою, но военною крепостью, построенною, по распоряжению правительства, во времена укрепления города для защиты его от набега татар. Внутри этой ограды было столько разных торговых лавок и помещений, что в ней производилась вся Епифанская торговля, как в обыкновенные дни, так и во время николаевской ярмарки. Кроме лавок, в церковной ограде помещалось духовное училище, открытое в 1805 г. и переведенное в Венев в 1837 г. Здесь же было Епифанское духовное правление, закрытое в 1851 г., а с 1763 г. по 1774 г. здесь помещалась городская ратуша.

http://sobory.ru/article/?object=00873

За богослужением были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, приумножении любви среди людей, мире и благосостоянии в украинском государстве. По окончании молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве с архипастырским словом. «Сердечно поздравляю всех с Днем Крещения Руси! Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь, который объединил Русь, который просветил всю Русь. Пусть молитвами святого князя Владимира Господь помогает нам быть его достойными потомками, жить в вере так, как он жил, нести мир в свои семьи, нести мир в государство, нести согласие, счастье и любовь! Пусть Господь благословит всех нас! С праздником!» — сказал, в частности, Блаженнейший владыка. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил многотысячный крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую лавру . Верующие прошли по центральным улицам Киева. У поклонного креста на улице Грушевского митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился о упокоении душ тех, кто погиб на месте во время трагических событий февраля 2014 года. Прямую трансляцию торжеств осуществлял телеканалы «Интер» и «112». Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного великого князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи восемнадцати святых исповедников: святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Амфилохия Почаевского, святого праведного Петра Калнышевского, одиннадцати Святогорских святых, а также чудотворные иконы: Почаевская икона Божией Матери, Зимненская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Святогорская икона Божией Матери, икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. После крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг. «Каждый, кто участвует в крестном ходе, свидетельствует миру и Богу о своей преданности канонической Украинской Православной Церкви. Очень трудно сказать, сколько было точно людей в этом году. Мы видим, что было гораздо больше людей, чем в прошлом году. Поэтому по нашим приблизительным подсчетам — было около 300 000 крестоходцев. Это действительно большое количество людей, что свидетельствует о преданности украинского народа тому выбору, который сделал святой князь Владимир», — сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

http://patriarchia.ru/db/text/5478530.ht...

В давние времена, в половине XVIII века, жил в селе Бор крестьянин Федот Алексеев Обухов, благочестивый, любивший украшать свой родной храм иконами и чем мог. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Волхова, его застигла буря и страшная вьюга с сильным морозом. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, лошадь выпряг и привязал к саням, сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзает; но и в эти страшные минуты он взывал к Царице Небесной о помощи и дал обещание написать икону Её: Взыскание погибших. Она услышала его сердечную молитву. В соседнем селении один крестьянин вдруг слышит под окном чей-то голос: «Возьмите». Он выходит и видит в санях полузамёрзшего своего приятеля Федота Алексеева. Как и кто его привёз – осталось тайною. По выздоровлении своём Обухов немедленно приступил к выполнению своего обета, заказав живописцу написать икону Божией Матери Взыскание погибших, с твёрдою верою, что Она, Многомилостивая, спасла его от погибели. Когда икона была готова, Обухов отвёз её сначала в свой родительский дом, а отсюда, на голове своей, перенёс в свой родной храм Божий. С того времени Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами. Икона эта очень большого размера: длина больше 3 аршин, а ширина – 13/4 аршин. Весь верх иконы занят изображением Богоявления Господня: Царь Небесный, с крестообразно скрещёнными на персях руками, с согбенною от всемирного греховного времени выей и со смиренно наклонённою под руку Предтечеву главою, стоит в водах Иорданских и, как человек, принимает крещение. Над Его главою Дух Святой в виде голубя, испускающий на Сына Божия лучи, на которых мельчайшими словами начертан глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный о Немже благоволих». С левой стороны Спасителя изображены ангелы, благоговейно держащие Его одежды; с правой – Иоанн Креститель, со страхом приступающий к Царю и Господу и держащий в левой руке хартию и словами: «Покайтеся, приближибо ся Царствие Небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010