13 . К XVI веку также относится чудотворная икона Софии Премудрости Божией; она в новой сребропозлащенной ризе, находится в числе местных икон в главном иконостасе новг. Софийского собора, получившего от неё своё наименование. Величиной икона, с приделанными каймами и нижнею приставкой, в вышину 3 арш. 5½ вершков, а в ширину 2 арш. 2½ вершка. На ней в средине изображён Ангел крылатый сидящим на золотом престоле и в царском далматике, лицом, одеждой и крылами огненного вида. У него в правой руке скипетр, а в левой свиток; над ушами слухи или тороцы. Над главой Ангела в небольшом огненном кругу изображён поясной (облачный) Спаситель в червлёном хитоне с голубой хламидой, перекинутой чрез левое плечо, благословляющий обеими руками. Над главой Спасителя четвероножный золотой престол, на коем среди огневидного свитка изображена раскрытая книга, вероятно – евангелие. На обеих сторонах сего престола по три крылатых Ангела, к нему припадающих по сторонам Ангела, сидящего на престоле, в предстоянии на правой стороне Божия Матерь в червлёной одежде. С левой стороны предстоит Иоанн Предтеча во власянице, со свитком в левой руке 143 . На кайме сребропозлащенной ризы и, вероятно, на кайме самой иконы с четырёх сторон праотцы, Пророки и Апостолы. На нижней приставке (в ¾ арш.) к образу вычеканены тропарь и кондак Софии Премудростии Божией. Икона сия, судя по изображениям, представляет собой Сына Божия по Божеству и по человечеству, или Христа Божию Силу и Божию Премудрость, т. е. воплотившуюся ( 1Кор.1:24 .). Она признаётся, по преданию, чудотворной. Действительно, в 1542 году 1 августа, когда архиепископ Феодосий из хутынских игуменов возведён был на кафедру новгородскую, от иконы сей совершилось чудо, о котором сказано в Новг. III летописи: «и в то время Премудрость Божия простила жену, – очима была болна» 144 . Что касается до времени написания иконы, то её можно относить ко времени построения Софийского собора (1045–1052), согласно со словами Сильвестра, священника московского Благовещенского собора (1554 г.), сказанными на соборе в 1554 году 145 . Несмотря на возобновления, коим подвергалась икона Софии-Премудрости, она доселе сохраняет отпечаток древности и греческий пошиб иконописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

67 Преосв. Христофор, обозревая церковь в 1852 году, указал на эту икону как на редкость, и выразил, что она стоит описания. Опишем ее для лю­бителей священных древностей. На иконе изображены четыре концентрических круга разных цветов. В первом круге, голубом, изображены звезды; во втором, тем­новатого цвета – меньшие звезды; третий круг красный, лучеобразный. В четвертом, среднем круге – трон серебряного цвета, на семи столпах, а под ними облака. На троне восседает «премудрость Божия», лик ее красноватого, огненного цвета, в золотой, с камнями, короне. Одежда Софии – в виде красного, с золотом, стихаря, с полосами и поясом златовидными. В правой руке ее – перо, а в левой, обви­той золотым поясом, в виде ораря, свиток. Над главой Софии – Иисус Хри­стос, благословляющий обеими руками; направо от СофииБожия Матерь, с Иису­сом Христом благословляющим; направо – Иоанн Предтеча, в одежде из вер­блюжьей шерсти; правая рука его сложена для крестного знамения; левая держит хартию, с словами: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас». В верхней части иконы – темно-синий небесный свод с светилами небесными, поддерживае­мый 6 Ангелами. Среди Ангелов – престол, на котором Евангелие, а над Еванге­лием – Дух Святый, в виде голубя. На полях надпись: «Святая София Премудрость Божия». Икона эта из старой церкви перенесена в ныне существующую. 68 В описании рассказывается об исцелении одного крестьянина Тихвинского уезда, около 3 лет страдавшего болезнью ног. Когда он, узнав по видению свыше, что в Старой Ладоге, в Георгиевской церкви, есть икона Скорбящей Божией матери, дал обет отслужить пред иконою молебен, то было исцелен. Расска­зывают еще, что когда, при упразднении этой церкви в 1838 году, церковное имущество ее было передано Успенскому монастырю, то икона Скорбящей Божией Матери была возвращена из монастыря в Георгиевскую церковь , так как, будто бы, сама Богородица дала такое приказание игуменье монастыря Февронии, явившись ей во сне. Монастырский священник Матвей Вещезеров отслужил пред иконою молебен, и икона возвращена была в Георгиевскую церковь . Во время об­щественных крестных ходов по ближайшим к Старой Ладоге, селениям, икону эту всегда берут из Георгиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Очень любопытно, что нередко в этих изображениях делается ссылка на Притч 8:22, — стих о Премудрости (уже в 1492 г. у К. Гривелли, в Лондонской National Gallery, 906 (Тне Virgin in Ecsmasy), — “ut in mente Dei ab initio сопсерта fui, ima et facta sum”[ 4 ]; ср. гравюру в Heures а l’usage du diocuse d’Angers, раг Simin Vosmrй, 1510, надпись “Nec dum erant abyssi, et ego concepta eram”[ 5 ]…) Это было связано, конечно, с тем , что очень рано (может быть уже с XII в.) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось “чтение” именно из книги Притч 8:22—30… Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь, — “окончательную цель вечного совета”, termino fisso d’eterno consiglio, как выразился Данте (Paradiso, 33, 3). Еще Лютер возмущался, как насилуют библейский текст, когда тексты о Премудрости относят к Богоматери. Богословы в таком толковании видели обычно только “применение” библейских текстов (adaptatio или accomodamio). Но мистики и проповедники были смелее. В XVI и XVII вв. такое объяснение становится почти что всеобщим. Достаточно назвать П. Канизия и Корнелия а Лапиде, который в своих толкованиях на Священное Писание подводит итоги всей предшествующей экзегетики… Из этих ходячих католических представлений вполне понятно, как символическая икона Непорочного Зачатия могла оказаться иконою Софии… Хорошо известно, насколько общепринятым было католическое мнение о Непорочном Зачатии Девы Марии у киевских богословов XVII в. Его защищает и развивает Антоний Радивиловский а своем “Огородике Богоматери” (ср. Hortulus reginae И. Меффрета), Ианникий Галятовский в “Небе Новом”, — на заглавном месте первого, Черниговского издания этой книги (1677 г.) изображена Богоматерь, окруженная ангелами, на звездном небе… Нужно назвать св. Димитрия Ростовского… Любопытно, что студенческая конгрегация Киево-Могилянской Академии праздновала свой годовой праздник в день Зачатия, и члены конгрегации должны были исповедовать и утверждать, что “Мария не токмо без греха действительного смертного или простительного, но и без первородного есть”… Все это заставляет думать, что киевская икона св.

http://pravmir.ru/o-pochitanii-sofii-pre...

мы имеем в Богоматери, Которая пребывает нераздельно с Сыном Своим. Полнота софийного образа в тварном мире или в человечестве есть Христос с Богоматерью, как это и изображается на наших обычных иконах Богоматери, всего яснее в образе Знамения. Но в сущности, всякая икона Богоматери по глубочайшему своему смыслу есть софийная икона. В Богоматери соединились Премудрость небесная и тварная, Дух Св., живущий в Ней, с тварной человеческой ипостасью. Ее плоть соделалась совершенно духовной и прозрачной для неба, в Ней исполнилась цель творения мира, Она есть его оправдание, цель и смысл, Она и есть, в этом смысл, Слава мира. В Ней соединяется откровение Сына, от Нее рождающегося, и Св. Духа, силою Которого совершается это рождение, с тварною природой, в которой оно совершается. Поэтому Богоматерь существенно принадлежит этому миру, и в то же время над ним возвышается, его превосходит, это — тварная Премудрость, на небе прославленная и увенчанная как Царица Небесная. Смысл Успения Богоматери раскрывается здесь в новом освещении. Эту мысль о софийном почитании Богоматери, увенчивающую собой как куполом православное о Ней богословствование, утвердила русская Православная Церковь, литургически связав празднование Софии с памятованием о Богоматери, в отличие от Византийской Церкви, где был выделен христологический аспект в софиологии, и софийные праздники соединялись с Господскими (Рождества Христова, Воскресения). То и другое имеет свое непререкаемое основание; иногда то и другое сливается до неразличимости. Боговоплощение неразрывно связано с Богоматеринством, одно подразумевает другое, а посему Господские праздники скрыто или открыто предполагают и Богородичные. При сем в некоторых эта связь выступает с такой очевидностью, что представляется даже затруднительным, как понимать, напр., такой праздник, как Рождество Христово или Сретение. В одном случае подчеркивается небесная, нетварная София, а в другом — София в творении, Богоматерь. Это, в свою очередь, соответствует преимущественному выделению той или другой из ипостасей, открывающихся в Софии, Логоса или Духа Св.: первое соответствует Христо–Софии, второе Богоматери как Софии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями, изображающий церковь Божию на земле с ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости праотцами и пророками. С правой стороны, на четвертой ступени сверху, изображен Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижале Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие». За Моисеем на следующей ступени в нисходящем порядке изображены: Аарон в митре как первосвященник и с прозябшим жезлом и Давид в короне, царственной мантии и с ковчегом Завета. С левой стороны против Моисея на одной с ним ступени стоит пророк Исаия с висящей от левого плеча хартией, на которой видна надпись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Далее стоят Иеремия со свитком, Иезекииль с вратами затворенными и Даниил с камнем в руках. Кроме того, на каждой из семи ступеней этого амвона начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения. На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета; на втором — семисвечник с надписью: дар разума; на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости. С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости; на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения; на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия; на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и св. Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символическое значение. Таково изображение Киевской иконы СофииПремудрости Божией. Не все изображения СофииПремудрости Божией одинаковы. Новгородская икона Софии в Софийском соборе есть род Деисуса, или правильнее Деисиса (греческое слово «деисис» — значит моление; так называются иконы, изображающие Спасителя, а перед ним Богоматерь и Иоанна Предтечу в молитвенном положении). На этой иконе изображен Господь Вседержитель в царской одежде, с огненными крыльями на огненном престоле, утверждающемся на семи столпах. Вокруг Вседержителя голубое небо, испещренное звездами. По сторонам изображены Божия Матерь и Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. Вверху изображен Спаситель в огненном круге, на котором имеется надпись: «Премудрость Божия». Выше этого изображено опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле лежащее Евангелие, перед которым шесть ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Повторяю, в русской иконописи есть изображения более ранние и более поздние, но такого совершенства, как эти иконы XV века, не достигают никакие другие. Посмотрите изображение Святой Софии XVII века на наружном фронтоне московского Успенского собора; там звезды сияют на светло-голубом фоне и тем самым утрачена тайна звездной ночи, в других утрачен пурпур. Глубина мрака ночного и краса Божьей зари, ясно видная новгородскому иконописцу XV века, скрылась от взора его продолжателей, и это вполне понятно. Именно в конце XIV и в начале XV века занялась в России заря великого творческого дня, была явлена победа Духа над беспросветной тьмой. Чтобы так почувствовать красоту предвечного творческого замысла, нужно было жить в эпоху, которая сама обладала великою творческою силою. Есть и другая причина, которая делает мысль о «Софии» особенно близкою XV веку: с образом Софии сочетается все та же мысль о единстве всей твари. В мире царствует рознь, но этой розни нет в предвечном творческом замысле Премудрости, сотворившей мир. В этой Премудрости все едино – и ангелы, и люди, и звери, эта мысль о мире всей твари ярко выражена уже в памятниках конца XII века, в Дмитриевском соборе во Владимире. В замечательных украшениях на наружной стене этого храма можно видеть среди фантастических цветов – зверей и птиц, собранных вокруг глашатая Премудрости Божией, царя Соломона; эта не та тварь, какую мы видим и наблюдаем, а прекрасные идеализированные образы твари как ее замыслил Бог , собранной в цветущий рай творческим актом Премудрости. Мы видели, как близка эта мысль о восстановлении райского отношения между человеком и низшей тварью поколению, выросшему под благодатным воздействием святого Сергия. Неудивительно, что это одна из любимых мыслей иконописи XV века. Есть, например, много икон на слова молитвы: «Всякое дыхание да хвалит Господа», где вся тварь собирается вокруг Христа. Так, в собрании В.Н. Ханенко в Петрограде есть икона новгородского письма, где изображен Христос, окруженный разноцветными небесными сферами с потонувшими в них ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

При персях Её на десной руке Предвечный Младенец, благословляющий правой рукой и держащий скипетр в левой, Над сенью написаны слова: «Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец и Дух Святой. По сторонам изображений Бога Отца и Духа Святого представлена Церковь Небесная в лице семи архангелов: Михаила, Уриила, Рафаила, Гавриила, Салафиила, Иегудиила и Варахиила. На ступенях дома, по сторонам изображения Богоматери, представлена Церковь Божия земная в лице праотцов и пророков: Моисея, Аарона, Давида, Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Икона Софии-Премудрости Божией в Софийском новгородском храме написана так: изображён Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крыльями, «яко велика совета Ангел» ( Ис. 9:6 ), на огненном престоле о семи столпах. Вокруг Него голубое небо со звёздами, по сторонам Богоматерь с иконой Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. Сверху сего изображения: Спаситель в огненном круге и надпись: «Премудрость Божия»; ещё выше опять голубое небо, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят три коленопреклонённых ангела. Иконы Софии выражают одну главную мысль: представляют или Матерь Божию, послужившую воплощению Премудрости, т. е. Сына Божия, или самую воплотившуюся Премудрость. Посему празднование этой иконе совершается в Богородичные дни; в Киеве – в день Рождества Богородицы, в Новгороде, Москве и других местах в день Успения Холмская икона Икона сия находится в городе Холме. Стоит она в соборе, в иконостасе вверху, над царскими вратами. Подобно иконе Успения в Киево-Печерской лавре, её спускают на шнурах на время молебнов. Сохраняется предание, что икона сия – одна из написанных св. евангелистом Лукой и привезена князем Владимиром из Константинополя по принятии им крещения. Икона сия ознаменовала себя чудесами во время нашествия татар и во время унии и войны с поляками. Когда татары под предводительством Батыя подступили к Холму, то жители города, видя невозможность бороться с многочисленными полчищами врагов, обратились с молитвой к Пресвятой Богородице пред Холмской Её иконой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Я никогда не забуду одного дня в моей жизни. В этот теплый весенний день я ходил по (нрзб.), на сердце было смутно и тревожно. И вот в одном из уголков этого дворика я нахожу столбик. Подхожу, всматриваюсь и вижу, что там икона, икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона, которую, вероятно, забыли стереть. И вот от одной этой встречи, от одного соприкосновения с этой иконой стало на душе и легко, и радостно. Она здесь, Ее никто не может стереть, и в Ее любви и милосердии ничто не страшно — ни человеческая скорбь, ни грех, ни гнев — ничто, потому что Ее любовь беспредельна, потому что Она всюду проникает Своей любовью. Вы видите, братья и сестры, как много дает любви одно только воспоминание об этих святых иконах Божией Матери. Поэтому, когда мы скорбим, когда в печали — вспомним и перечислим в нашем сердце эти наименования икон Божией Матери: «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» — и от одного этого перечисления в сердце нашем станет светлее, и радостнее, и спокойнее. И, наконец, последняя тайна — тайна связи Богородицы с Церковью, тайна связи Богородицы с грядущей славой человечества. Вот икона «Нерушимая стена», которую мы видим в соборе Св. Софии. Эта икона, над истолкованием смысла которой работали многие ученые исследователи, по самому своему изображению открывает таинственную связь Божией Матери с Церковью. Она изображает Матерь Божию, молящуюся за мир. Но такие же изображения мы находим в древности, и там они означали Церковь, так что образ Божией Матери здесь как бы сливается с образом Церкви. На таких иконах Богородица обыкновенно изображается в одеянии диакониссы с орарем, как бы служительница Церкви. И здесь мы видим тайное предстательство Ее за весь мир. Там же мы находим таинственную икону «Софии Премудрости Божией». Но мыслители не могли открыть истинного смысла этой иконы. Чувствуется, что она восходит к древности и что икона эта изображает собой Православную Церковь. Мы знаем несколько икон Софии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Церковь Софии в Средних Садовниках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии, расположенный на острове Балчуг напротив Московского Кремля. Комплекс церкви (трапезная, колокольня и дом причта) является памятником архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] Первый деревянный храм здесь был построен в 1493 году. Предположительно, он был освящён во имя святой Софии в связи с тем, что рядом проживали выходцы из Новгорода. Позднее на этом берегу Москвы-реки были разбиты царские сады, и местность стали называть Садовниками. Колокольня храма Каменный храм был построен на месте деревянной церкви в середине XVII века, первое его упоминание относится к 1682 году. Предположительно, в 1680-х годах была проведена первая перестройка храма, в результате чего одноглавие было заменено на пятиглавие. В XVIII—XIX годах церковь перестраивали ещё несколько раз. В 1891—1893 годах старая трапезная была заменена на новую с приделами Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Окна трапезной украшены килевидными наличниками. Внешняя отделка храма была выполнена в русском стиле. Барабаны пятиглавия украшены кокошниками. В 1862—1868 годах по проекту архитектора Н .И. Козловского была построена отдельно стоящая колокольня, выходящая на набережную. Колокольня, выполненная в русско-византийском стиле, состоит из трёх ярусов. Стилистически она перекликается с кремлёвскими башнями на другой стороне реки. Это архитектурная доминанта Софийской набережной. Церковь Софии в Средних Садовниках. Вид с колокольни храма В 1930 году церковь была закрыта. Икона храма «Богоматерь Владимирская» передана в собрание Третьяковской галереи. Здание храма сначала занимал клуб завода «Красный факел», потом оно было переделано под жильё с устройством межэтажных перекрытий. В 1941 году в него попала немецкая бомба. Очевидец писал о храме в 1965 году: Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Софии_...

Вскоре после перестройки Софийского собора в 1623 году православные жители несколько белорусских городов подали в польский сейм супликацию, в которой обращали внимание властей на невиданные притеснения с его стороны. В супликации выражалась горькая жалоба на то, что епископ приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам. В 1642 году храм Святой Софии вновь горел. Но уже во время посещения его русским царем Алексеем Михайловичем, в 1654 году воевавшим с Речью Посполитой, храм был возобновлен. С 1656 по 1667 годы Полоцк находился под властью России; в этот же период храм Святой Софии действовал как православный. Среди особо почитаемых реликвий тех лет, хранившихся в Софии, исследователи выделяют чудотворную икону Божией Матери древлеправославного письма. Приглянувшаяся Алексею Михайловичу, она была оправлена в богатую ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. По сведениям инвентарной описи Софийского собора за 1697 года, икона была пожертвована храму еще в конце XV века русской княжной Еленой, дочерью Ивана III, выходившей замуж за Великого князя Литовского Александра. Нынешнее местонахождение этого образа неизвестно. С окончанием русско-польской войны храм Святой Софии вновь стал униатским. В начале XVIII столетия Россия вступила в войну со Швецией. Военные действия между враждующими сторонами проходили и на территории Беларуси. В 1705 году Полоцк посетил Петр I. В Софийском соборе у царя произошла неприятная стычка с монахами-базилианами. Вначале Петр из любопытства к не совсем обычной для него службе вознамерился войти в алтарь собора. Однако монахи не допустили его туда. Это не понравилось царю, но он сдержался и, подойдя к одной из пышно украшенных икон, поинтересовался, кто на ней изображен. В ответ услышал, что перед ним образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого. Последние слова вывели царя из равновесия. Петр приказал сопровождавшей его страже схватить базилиан и арестовать их. Те, оказав сопротивление, стали звать на помощь своих собратьев. Тут же в соборе начался настоящий рукопашный бой, в ходе которого четыре монаха-базилиана были убиты.

http://patriarchia.ru/db/text/750990.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010