Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Мокрого, что в Слободищах Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью При советской власти- село Радищево, до революции – Никольское в Слободищах. Храм во имя свт. Николая построен в 1781 году на средства владельца села графа Шереметьева. В 1-й половине XIX века построена колокольня. В 1877 году строителем С.Г. Башмаковым поставлена ограда, возведена часовня. Храм каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней. В 1908 году украшен новым иконостасом на средства благодетелей. Обновленный храм был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (будущим Патриархом). Чтимая икона Божией Матери " Утоли моя печали " с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, целителя Пантелеимона, преподобных Иосифа Песнопевца и Сергия Радонежского. Икона прислана из Русского Андреевского скита на Афоне. Храм действующий. Источник: Монастыри и храмы земли Ярославской: Крат. ил. энцикл.: в 3 т./Авт.-сост. Марина Шиманская, Сергей Метелица. - Ярославль; Рыбинск: Рыбинск. Дом печати, 2000-2001. (Т. 3: Ярославль. Рыбинск. Молога. Углич. - 2001.) Престолов пять: в верхней холодной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе на правой стороне – св. пророка Илии, на левой - Владимирской Божией Матери и муч. Агрипины, этот престол устроен в 1892 г. на средства церковного старосты, крестьянина дер. Чубукова Василия Андреевича Курдюкова, в нижней церкви теплой – во имя св. и чуд. Николая, в трапезе на левой стороне – св. Василия Блаженного. Чтимая святая икона «Утоли Моя Печали» с мощами: апостола Андрея Первозванного, св. вмч. Пантелеймона, препод. Иосифа Песнопевца и препод. Сергия Радонежского, присланная из Русского Андреевского скита на Афоне. Церковной земли 89 десятин 1439 кв. саж. Домов церковных пять: имеющих назначение для жительства пяти членов причта. Церковного капитала в процентных бумагах 2075 руб. Часовня на приходском кладбище, каменная, устроенная в 1877 г. Прихожан муж. пола 1563, жен. 1813. Школа министерская и богадельня церковно-приходская, содержащаяся на проценты с капитала в 15 000 руб., вложенного учредителем богадельни крестьянином Василием Андреевичем Курдюковым. Чайная и при ней библиотека. Штатный состав причта: два священника, диакон и два псаломщика, причтового капитала в процентных бумагах 9 655 руб.

http://sobory.ru/article/?object=12200

Поражённый ужасом игумен тогда же собрал всю братию, пересказал им случившееся, и слова Божией Матери к нему, и самые слова Господа Иисуса, произнесённые к Ней. Все заметили с крайним изумлением, что лица Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертание этой иконы сделались в другом положении против прежнего своего вида, и все прославили заступление и промысл о них Пресвятой Богородицы и Её ради милующего их Господа. Они поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойнической шайки. С той поры и по сие время Ватопедская икона Богоматери известна под именем Отрада (или Утешение) и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно сделалось при троекратном голосе, слышанном игуменом, т. е. Божественная Мать, уклоняясь лицом вправо от простёртой десницы Предвечного Младенца, старается отвлечь Её от уст своих, чтобы свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным. В память этого чудесного охранения обители пред Ватопедского иконою горит неугасаемая лампада и большая свеча. С давних времён в Ватопеде соблюдается обычай совершать пострижение в монахи всех братий в этом только приделе и ежедневно тут же петь молебен. 21.01. Одигитрия Ксенофская Одигитрия на Афоне в Ксенофской обители. Эта чудотворная икона с незапамятных времён находилась прежде в Ватопедском монастыре; но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители делали об иконе разыскания и услышали, что икона их находится в Ксенофской обители. Они немедленно послали туда, принесли икону и поставили её на место, приняв все меры предосторожности. Несмотря на это, икона опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где пребывает и доныне. Икона сия находится в соборном храме при колонне левого клироса. В России находится много чудотворных икон, именуемых Одигитрия. 25.01. Утоли моя Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Утоли моя печали, находится в Москве в церкви Святителя Николая, что на Пупышах. В Москву принесена эта икона казаками в 1640 году, во времена царя Алексея Михайловича. В церкви Николая Чудотворца хранились

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Огарево-Почково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Почково Сасовского уезда Тамбовской губернии церковь каменная, теплая, была построена князем Хилковым. Престолов в ней было три: во имя святителя и чудотворца Николая, Успения Божией Матери и Пресвятой Троицы. Приход был открыт в 1750 г. В храме была местночтимая икона «Утоли моя печали». Церковно-приходская школа, одноклассная, смешанная. http://www.ryazeparh.ru Церковь каменная, теплая, построена князем Хилковым, престолов три: во имя св. Чудотворца Николая, Успения Божией Матери и св. Троицы. Приход открыт в 1750 году. Местно-чтимая икона Скорбящей Божией Матери «Утоли моя печали». Дворов 300, душ муж. пола 900, жен. пола 1100, великороссы, земледельцы, имеют полторы десятины земли душевого надела. Главное занятие - отхожий промысел в Ростов, Баку, Астрахань и на Волгу, на пароходах. В приходе две деревни: сельцо Агарево (Огорево) и Агаревские выселки, река Ежачка разделяет село Почково от села Агарева. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1817 года. Церковная библиотека в 100 томов. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта земли усадебной 5 десятин и полевой 33 десятины, последние в 4 верстах от церкви, земля дает годового дохода 12 руб. десятина. Братский годовой доход 600 – 750 руб. Церковный капитал 800 руб., дома у причта собственные. А. Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Елатомский уезд, стр. 781. Успенский храм с. Огорево-Почково Храм Успения Пресвятой Божией Матери находится на территории большого старинного села Огарево-Почково Сасовского благочиния Касимовской Епархии. Успенский храм древний, как и само село. Он был построен в 1750 году богатым князем Хилковым. В начале, после постройки храма, он был однопрестольный-престол Успения Пресвятой Божией Матери. В последующие времена к основному храму были пристроены два придела с престолом Святой Троицы и престолом святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=14637

Указом о секуляризации монастырь лишился вотчин. Но он функционировал до революции, в 1916 году в его стенах обитало 50 монахов. В 1918 году часть монахов была расстреляна, а в 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. Тем не менее, службы шли до 1933 года. С середины 1930-х годов в зданиях монастыря размещались общежитие рабочих и тюрьма для заключенных, занятых строительством моста через Оку. После этого монастырь был заброшен. Возрождение монастыря началось в конце XX века, в 1993 году монастырь восстановлен как женский, а в 1998 году обитель справила 500-летие. Адрес: Ступинский район, г. Ступино, ул. Белопесоцкая Телефон: (496) 649-05-83 Официальный сайт:  svtbm.ru Святыни монастыря Молитвы Икона Богородицы «Утоли моя печали» Тропарь, глас 5 Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши. Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево. Кондак, глас 6 Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего, скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори. Молитва Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем, в нас пламень и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов, приими мольбы, от души и сердца со воздыханием Тебе приносимые. Буди о нас ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наша утеши, да славим Тя до последняго издыхания нашего. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Батюшка был назначен настоятелем во храм Флора и Лавра у Павелецкого вокзала на Зацепе в 1990 году. Он был  переведен из храма святителя. Николая, в котором к тому моменту прослужил тринадцать лет. В храме «в Кузнецах» находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Утоли Моя Печали. Батюшка особенно почитал эту икону, и последнюю в своей жизни литургию он отслужил именно в этот праздник: Утоли Моя Печали, 7 февраля. Не бывает случайных совпадений, у Бога все концы всегда сходятся. Батюшка мечтал о монашеской жизни, но мечте этой не дано было сбыться так, как он предполагал. В возрасте 30 лет батюшка по благословению старца о. Платона (Климова) вступил в брак, после чего был рукоположен во диакона, и в том же году, на праздник святых апостолов Петра и Павла, во пресвитера. К слову сказать, это было последнее рукоположение, которое совершил в своей жизни приснопамятный  митрополит Николай (Ярушевич). Память святых первоверховных апостолов была очень дорога для батюшки. И так сложилось, что один из приделов храма на Зацепе освящен в честь святых апостолов. Все двадцать с лишком лет, в течение которых отец Алексий был настоятелем храма на Зацепе, он практически из него не выходил, и никогда не брал отпуска. Первые лет десять- двенадцать, , в возрасте уже под семьдесят, он служил ежедневно, не уставая от службы. «Зачем тебе, отец Алексий, читать «входные молитвы»? Ты же из храма и не выходишь», — говорил, шутя, благочинный. И это было правдой: для батюшки богослужение и молитва были важнее, дороже любого иного занятия. По сути, он уже давно жил по монашескому уставу, и воплощал свою мечту настолько, насколько это было возможно, совершая по благословению ежедневное монашеское правило, которое начиналось для него с четырех утра, до выезда на службу. Бог принял этот подвиг: батюшка скончался в Неделю о блудном сыне , в тот самый единственный день в году, когда за богослужением поется седален «Объятия отча». Он же поется при монашеском постриге. Объятия Отча отверсти ми потщися,

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-al...

Мать Магдалина скончалась 1 мая 1900 г., не дожив до освящения собора 5 лет. Освящен собор был 26 июня 1905 года преосвященным Назарием, архиепископом Нижегородским, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. На следующий день архимандритом Сергием был освящен правый придел в честь Богоотцев Иоакима и Анны. Одновременно с постройкой большого собора с 1898 года велось строительство теплого деревянного трехпрестольного храма, освященного в 1901 году, с главным престолом в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , с правым приделом в честь иконы Божией Матери " Скоропослушница " , и левым - во имя святых угодников: Василия Великого, Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия. А первоначальный храм был разобран за ветхостью, и на его месте поставлена часовня. В декабре 1902 года Кутузовская община была преобразована в женский монастырь во главе с игуменьей Анфисой. К 1907 году число сестер в Кутузовском монастыре превосходило 300 человек. Для сестринских келий и мастерских построено было около 20 деревянных корпусов, не считая хозяйственных служб. При монастыре имелась богадельня на 11 кроватей и школа, где учились грамоте и рукоделию дети из окрестных селений. Находили в обители приют и руководство к доброй трудовой жизни и малолетние преступницы. Одной из главных святынь монастыря была икона Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " . При большой иконе преподобного Серафима Саровского в особой витрине хранилось несколько вещей Батюшки: довольно изношенная власяница, поручи, параман, лоскуток от мантии, лоскуток от рубашки, бывшей на нем, когда на него напали разбойники, часть его волос и два ногтя, нитяные носки, бумажный платок, сумка и деревянный ящик, в котором у Старца хранились свечи. По преданию будучи послушником Прохором, преподобный Серафим, проходя в Муром по этим местам, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что место это будет свято. С тех пор камень этот стал расти, превратившись в большой валун, источая исцеления с верою приходящим. Там же послушница Анна рассказала нам, что в годы гонений на церковь этот камень пытались увезти с этого места с помощью крана и тракторов, но камень крутился но с места не сдвинулся.

http://azbyka.ru/palomnik/Кутузовский_ск...

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие: 1). Икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе. 2). Икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой. 3). Образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретён заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками. 4). Древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно. 5). Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII в., не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил её в Москву, где её очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 г. ей был посвящен престол в левом приделе тёплого собора, куда её переносят в зимнее время. 6). Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда. 7). Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами. 8). Икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса. 9). Икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX в. и освященная на раке с мощами святого в Санкт - Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский). 10). Икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону, перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 г. 11). Икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX в. В июле 1998 г. икона замироточила. Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры.

http://sobory.ru/article/?object=00903

В приделе во имя Преображения Господня иконостас четырех ярусный, посредине царские врата резные с ажурным сверху украшением и с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. По правую сторону царских врат икона Спасителя в серебряно – позолоченной ризе, вышиною 2 аршина, а шириною 1 аршин, на южных дверях – Архистратиг Гавриил, затем, икона Преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. По левую сторону царских врат – Тихвинская икона Божией Матери живописной работы, в серебряно-позолоченной ризе; на северных дверях – Архистратиг Михаил, затем икона св. великомученика Пантелеймона, на кипарисной доске, с изображением чудес его. Во втором ярусе иконы двунадесятых праздников, а посредине, над царскими вратами, изображенье Тайной Вечери. В третьем ярусе, посреди иконостаса, над царскими вратами, икона Спасителя с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Предтечею, по правую сторону, апостолов: Павла, Матвея, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа и Фомы; по левую сторону, апостолов: Петра, Иоанна Богослова, Симона Зилота, Иакова Алфеева и Иуды не искариотского. В четвертом ярусе, посредине, над царскими вратами, изображение Святой Троицы, по правую сторону пророк, царь Давид, и еще один из пророков, по левую сторону пророк Моисей и еще один из пророков, над этими иконами иконы пророков в круглых рамках. Придел в честь Божией Матери (Владимирской Ее иконы). Иконостас трехъярусный. Царские врата резные, с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы, а по углам четыре Евангелиста. Но правую сторону царских врат икона Спасителя в рост, с благословляющей рукою и Евангелием, затем икона митрополита Алексея; по левую сторону царских врат икона Божией Матери с предвечным младенцем, на северной двери икона митрополита Петра. Во втором ярусе, над царскими вратами, изображение Тайной Вечери, по правую сторону Смоленская Икона Божией Матери и Преподобный Сергий, а по левую сторону икона Божией Матери (Утоли моя печали) святого князя Владимира и Александра Невского. В третьем ярусе, посредине, над царскими вратами, икона Божией Матери с окружающими Ее ангелами, по правую сторону – Василий Великий и святитель Тихона Задонского в круглой рамке, а по левую сторону Иоанн Златоуст и икона святителя Митрофана Воронежского . Сбоку правого клироса храмовая икона Божьей Матери (с изображением ее жизнеописания).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Умиление (третья), явилась юродивому Тимофею 1563г., Июня 17, в Псковской епархии, где и основан был в 1569г. Святогорский мужской монастырь; в церкви Любитовского погоста, Псковской епархии; в Полтаве, в Сретенской церкви; в Дивеевском женском монастыре, Нижегородской епархии, пред этой последней иконой на коленях скончался преподобный Серафим Саровский чудотворец (1833г.). Умиление, что на Чёрных горах (в Красногорском монастыре?). Умягчение злых сердец. Богоматерь стоит на облаке, с семью воткнутыми в сердце мечами. Иногда изображается с Христом (умершим) на коленях. Празднование в неделю Всех Святых. Усвятская, см. Цезарская. Услышательница, на Афоне, в Зографе, в алтаре; от неё был глас святому Косьме о пути ко спасению; празднование 22 Сентября. Успение, см. Владимирская-Ростовская, Гербовецкая, Далматская, Киево-Печерская, Овиновская, Псково-Печерская, Пюхтицкая, Седмигородная, Тупичевская, Яхромская. Успение, в Москве, в Успенском соборе две; в Аносиной Глебовской пустыни, Звенигородского уезда, Московской епархии; во Флорищевой пустыни, Владимирской, епархии в г., Шуе, 1567г.; в Михайловском погосте, Великолуцкого уезда, Псковской епархии. Устьнедумская, 1603г. 28 Июля, в Сольвычегодского уезда, Вологодской епархии. Устюженская-Смоленская, в Устюжине, Новгородской епархии. Устюжская (Благовещение), 1290г., Июль 8, источала миро; празднование 25 Марта; в 1567г. перенесена в Москву, в Успенский собор; список в Устюге, Вологодской епархии (Кормчий. 1896г., Утоление печали, семейная икона графа Самойлова, прославлена чудотворениями в его доме в Москве, в конце XVIII в., пожертвована им в Одрин монастырь, Орловской епархии, где находится и ныне. Утоли моя печали, 1640 годов; Январь 25; в Шклове, Могилёвской епархии; в Москве; в церкви Чудотворца Николая на Пупышах, в приделе её имени; в церкви святого Тихона Амафунского, у Арбатских ворот; в церкви Петра и Павла, в Ново-Басманной; в церкви великомученика Никиты в Толмачах; в церкви Успения на Полянке; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни (Церковные Ведомости 1893, В руках Спасителя свиток с надписью: «суд праведен судите, и милости и щедроты творите кийждо искреннему своему». Слева тропарь Богородице: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея»... (Русский Паломник 1891, с 561; Кормчий 1896,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010