Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Феодоровская икона Божией Матери со сказанием об образе. 80-е гг. XVII в. Иконописец Гурий Никитин (ЦИАМ) Наиболее полное воплощение стилистические новации нашли в иконописном творчестве Гурия Никитина, где изысканная нарядность и избыточная декоративность костромской традиции соединились с конструктивностью построения композиции и формы, свойственной царским изографам. Произведения, созданные Гурием Никитиным в 80-х гг. XVII в. для храмов Костромы и Ярославля («Мученики Кирик и Улита» из ц. прор. Илии в Ярославле, 1680-1682, ЯИАМЗ; «Спас на престоле» из Феодоровской ц. в Ярославле, 1686, ЯИАМЗ; «Спас Великий Архиерей» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1687, ЦИАМ; «Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием об образе», 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Успение» из Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте, 80-е гг. XVII в., ЦИАМ; «Св. Троица», 1690, из Пахомиева Сыпанова монастыря, иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного, и др.), были образцом для его учеников и последователей почти до сер. XVIII в. С Костромской землей был также тесно связан Кирилл Иванов Уланов , один из наиболее значительных мастеров иконописной мастерской Оружейной палаты позднего периода ее существования. Последние годы его жизни и творчества (1709-1731) прошли в Троицкой Кривоезерской пуст. близ Юрьевца, где он создал большое количество произведений (иконостас Рождественской ц. в Н. Новгороде, 1718-1722; комплекс икон для Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ПЗИХМЗ; чудотворные Иерусалимская Кривоезерская и Тихвинская Макарьевская иконы Божией Матери). Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Девять мучеников Кизических. Икона. Сер. XVIII в. Иконописец Иван Липин (ЦАК МДА) Костромская иконопись 1-й четв. XVIII в. ориентировалась на наследие Гурия Никитина («Феодоровская икона Божией Матери, со сказанием» из Екатерининской ц. в Вологде, 1706, ВГИАХМЗ; «Св. Иоанн воин, с житием» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, 1-я треть XVIII в., ЦИАМ). В этой манере работали мастера Амвросий Романов («Благовещение» из Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, 1711, ЦИАМ) и Иван Андреев (иконы из Благовещенской ц. в Костроме, 1714, ЦИАМ), известный как поновитель чудотворных Феодоровской и Толгской (Ярославль) икон Божией Матери. Консервативная тенденция в иконописи Костромы 1-й пол. XVIII в. проявилась в многочисленных списках Феодоровской иконы Божией Матери, выполненных в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты (иконы Георгия Аврамова, 1703, ГИМ; Никиты Артемьева, 1723, ГМИР; Василия Вощина, 1756, частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Первое время икона находилась в Троицком соборе Кривоезерской пуст. (сначала деревянном, затем каменном). В 1827 г. с возведением в обители собора в честь Иерусалимской иконы Божией Матери К. и. была установлена в нем в особом киоте у правого столба. После закрытия Кривоезерской пуст. икона оставалась на месте по крайней мере до 30-х гг. XX в. (возможно, до 50-х гг. XX в., когда мон-рь был затоплен при строительстве Горьковского водохранилища). Служба иконе составлена в 1711 г. игум. Леонтием. Оригинальная рукопись Сказания и службы иконе до нач. XX в. находилась в б-ке Кривоезерской пуст., до наст. времени не сохранилась. Оба текста известны по списку 1793 г. (РНБ), принадлежавшему кинешемскому мещанину. Текст Сказания также вошел в 2 рукописных описания мон-ря - 1817 и 1866 гг., происходящих из архива Кривоезерской пуст. (ГАИО). Празднование иконе установлено в день ее освящения - 20 авг. Помимо этой иконы Кириллом Улановым за время пребывания в Кривоезерской пуст. были написаны еще 2 Иерусалимские иконы Божией Матери - маленькая келейная (1709) и большая в меру чудотворного (1715) (обе не сохр.), которые также постоянно находились в обители. Большая икона 1715 г. стояла в Никольском приделе Троицкого собора и имела следы оружейной дроби - последствие нападения на монастырь в XVIII в. банды разбойников. Этот образ часто носили в Юрьевец и по окрестным селам вместо чудотворного. В 1825 г. насельником Нило-Сорской пуст. иером. Никоном (Прихудайловым) (впосл. иеросхимонах Нил) с К. и. был выполнен уменьшенный список для Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Икона находится в главном иконостасе монастырского собора над царскими вратами. В отличие от оригинала на списке вместо апостолов на боковых полях изображены праведные Иоаким и Анна, образы мучеников на нижнем поле отсутствуют. По стилю живописи икона близка к образцам мастеров Оружейной палаты. Возможно, это келейная икона Кирилла Уланова, которую иером. Никон поновил перед отправкой на Афон. Известны списки афонской иконы, некоторые из них находятся в рус. правосл. храмах за рубежом (напр., в Копенгагене - принадлежал имп. Марии Феодоровне, в Ницце и др.) и пользуются местным почитанием.

http://pravenc.ru/text/2459055.html

При сильном ветре пожар очень скоро распространился и на соседние в том же овраге дома и строения. От него пострадали 14 домовладельцев, у которых сгорели дома и все почти имущество. Подобному несчастью неминуемо должны были бы подвергнуться и стоящие неподалеку от оврага три церкви — Рождественская и две соборные с колокольнями, которые по красоте архитектуры принадлежат к лучшим в городе и драгоценны для граждан, — равно как и прочие дома и здания обывателей, потому что пламя разливалось по ветру и раскидывало искры большими кучами на дальнее расстояние, и на некоторых зданиях крыши начали уже загораться. Но Господу Богу угодно было явить чудо милосердия к нам грешным. В это время в городском соборе находилась святая Иерусалимская икона Божией Матери — драгоценнейшее достояние Троицкой Кривоезерской пустыни, состоящей в Макарьевском уезде. Сия чтимая древле святыня принесена была по усердию жителей Юрьевца для совершения крестного хода вокруг города. Жители, при распространяющемся час от часу пожаре и недействительности всех способов к потушению его, обратились к настоятелю собора с просьбой — вынести св. Иерусалимскую икону Божией Матери к месту пожара. По желанию граждан изнесена была святая икона с подобающей честию из собора, и когда приблизились с ней к месту пожара, то мгновенно ветер, дувший на северо-восток, переменил свое направление на запад, и искры, сыпавшиеся на город, начали падать внутрь оврага и на гору. Когда пожар начал утихать, тогда Иерусалимская икона Божией Матери унесена была обратно в собор. Но чудо, описанное здесь, к величайшему удивлению всех, повторилось: ветер, дувший на запад, опять обратился на северо-восток, отчего пожар начал увеличиваться, и искры посыпались по прежнему направлению. Граждане, пораженные повторившимся на их глазах чудом и видевшие в нем явное заступление и покровительство Божией Матери, опять начали просить изнести святую икону из собора. Когда это было исполнено, то и в этот раз Заступница рода христианского явила Свое милосердие.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Троицкая Кривоезерская пуст., зашт., общ., в Макарьевском y., на левом бер. Волги, против г. Юрьевца. Основана в 1613–1641 т. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1709 г. благочестивым иноком этой обители Корнилием (бывшим царским иконописцем, в мире – Кириллом Улановым) и древняя чудотворная икона св. Антипы. Унженский Макарьев Троицкий , 1 кл., в г. Макарьеве, на прав. бер. р. Унжи. Основан в 1439 г. Макарием Унженским (см. 25 июля). В мон. пять каменных церквей: Троицкая, посреди мон., построенная в 1664–1670 г. игуменом св. Митрофаном Воронежским , Макарьевская, на юго-запад от Троицкой, построенная в 1670–1674 г., Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 г., Никольская, над св. воротами, на восточной стороне и Успенская – на западной. Монастырь окружен каменной оградой, построенной в период 1754–1764 г. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают св. мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери – список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 г. пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой св. иконе напоминает икону Смоленскую-Одигитрию. В 1626 и 1690 г., несмотря на бывшие в обители сильные пожары, св. икона чудесно оставалась невредимой; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в мон. 17 сент. В мон. также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 г. разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в г. Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от мон. находится колодезь, выкопанный пр. Макарием. Женские: Боголюбский , общ., в 56 в. от г. Макарьева, при с. Боголюбском. Учрежден в 1893 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. Богородицкий , общ., близ с. Заветлужья, Ветлужского y., в 180 в. от г. Ветлуги. Учрежден в 1909 г. из общины, основанной в 1900 г. При нем школа. Богородицкий Федоровский , общ., в 2 в. от г. Солигалича, при с. Ратькове. Учрежден в 1892 г. из существовавшей с 1874 г. женской общины. При нем приют для престарелых и немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ветер, дувший на город, опять переменил свое направление. После этого св. икона стояла уже у места пожара до тех пор, пока пожар не был совершенно потушен. Чудо, явленное от Иерусалимской иконы Божией Матери, видели все находившиеся на пожаре жители города. Признавая его за явное к себе покровительство Божией Матери, они положили не скрывать его, но предать гласности на память грядущим родам, дабы потомки их, воспоминая о нем и умиляясь душой, чаще с верой притекали к Заступнице всех христиан во всяких нуждах и обстояниях и молили Ее о ходатайстве за них пред Престолом Божественного Сына Ее, Господа Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков, аминь». Заступление Божией Матери обнаруживалось через Ее чудотворный образ не только при пожарах, но и в других случаях. Так, например, когда в 1848 и 1853 годах в окрестных и ближайших к Кривоезерской обители селениях свирепствовала холера, в самом монастыре никто из монашествующих и даже из вольнонаемных рабочих не заболевал этой опасной болезнью. Мало того, было замечено всеми, что в тех местах, куда приносили в это время чудотворный образ Богоматери, зараза или совсем прекращалась, или по крайней мере ослабевало ее смертоносное действие. Во время бывших неоднократно в окрестных селениях падежей скота монастырский скот всегда оставался невредимым. Когда же из монастыря приносили в какое-либо селение чудотворную Иерусалимскую икону Богоматери, то там тотчас же падеж скота прекращался. Наконец, в памяти окрестных жителей сохранилось следующее предание о чуде от этой иконы. Одна девица жестоко страдала водянкой и едва могла передвигаться. Когда она услышала, что в их деревню принесена икона Богоматери, то она поспешила обратиться к Царице Небесной с молитвой о своем исцелении. При этом верующая женщина дала обет всюду сопровождать по деревням честный образ. Более недели она неотступно ходила за св. иконой, непрестанно умоляя Матерь Божию о своем выздоровлении. И Заступница рода христианского услышала ее слезные моления о помощи. Однажды, в знойный день недужная девица шла за иконой через рощу. Вдруг она так ослабела, что без чувств упала на землю. Перед своим падением она ощутила, как будто ее ударили в бок острым оружием. Когда она в изнеможении лежала на земле, ей представилось, что подошла к ней некая благолепная Дева и будила ее. Придя в чувство и поднявшись с земли, она увидела, что вся одежда ее и то место, где она лежала, были чем-то смочены. На боку своем она заметила язвину, из которой текла вода. Себя же она почувствовала совершенно здоровой. Когда она пришла за иконой в свое село, все знавшие ее ранее не могли узнать ее, так как все тело на руках и на лице у нее было покрыто безобразными глубокими морщинами. Девица же поведала своим односельчанам о бывшем с ней чуде. Прошло немного времени, и она совершенно оправилась, и морщины на ее теле изгладились.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

губ., Макарьевского у.)//Костромские ЕВ. 1889. Ч. неофиц. 10. С. 218-228; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции: Сб. ст./Отв. ред.: М. А. Орлова. М., 2005. С. 663-668; Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 668-676, 858-859). Икона была точной копией Иерусалимского образа из Успенского собора Московского Кремля (местное празднование в мон-ре совершалось 20 июля). Иером. Никон создал неск. списков Иерусалимской иконы из Кривоезерской пуст. 14 окт. 1824 г. в Галиче игум. Феодосий преподнес Иерусалимский образ работы иером. Никона имп. Александру I Павловичу (РНБ. Ф. 1271. 35. Л. 51). Согласно дневниковым записям Н., списки Иерусалимской иконы он выполнил также в 1825, 1827, 1828, 1830 гг. (2 последние иконы написаны для Высокогорского мон-ря в Арзамасе). По словам подвижника, список 1825 г. он выбрал в качестве келейной иконы. «Эта святая икона,- вспоминал Н.,- всюду была неразлучна с моим недостоинством, а во время испытания моего в Иверском монастыре… это было единственное мое пристанище и успокоение утомляемому волнами скорбей, это пластырь сердцу и душе» (Творения прп. Нила Сорского. Кириллов, 2008. С. 198-199). 8 нояб. 1850 г. иером. Никон отправил свою келейную икону на Афон через афонского мон. Иринея (в схиме Евфимий), собиравшего в России пожертвования на Пантелеимонов мон-рь. В обители икону получили в 1852 г. В письме от 12 дек. 1852 г. подвижник рассказал братии Пантелеимонова мон-ря о чуде, к-рое предшествовало отправке иконы. В тонком сне он увидел, как поднимается на каменистую вершину Св. Горы, в трудном восхождении ему помогал прп. Нил Сорский; внезапно у врат храма путники увидели «близ самого входа сидящую на престоле необыкновенно прекрасную Жену». Богородица повелела Н. послать Ее икону в Пантелеимонов мон-рь. После отправки иконы, по словам подвижника, сбылись все его ожидания: «1) скит Нило-Сорский сделан самостоятельным; 2) церковь на месте жительства преподобного Нила, во имя святаго Предтечи, стоявшая чрез 10 лет не освященною, освящена; 3) мое давнее желание во святую схиму и пребывание при храме Предтечи, где была келья преподобного Нила, чудным образом исполнилось» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577629.html

На полях этой иконы помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и свв. мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия. Другая Иерусалимская икона Богородицы была перенесена из Иерусалима в храм св. Софии в Константинополе и там находилась в продолжение 4 веков, от XII до XV столетия. От этого образа слышен был голос Марии Египетской. Сохранилось сведение, что в Царьграде в XI и XII веках существовал особый храм в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Иерусалимская икона в Кривоезерской пустыни Кривоезерская пустынь, в которой хранится чудотворная Иерусалимская икона Богоматери, находится в Макарьевском уезде Костромской губернии и основана в 1644 г. по грамоте Московского патриарха Иосифа, но приобрела себе большую известность лишь с 1709 г., то есть с того года, в который произошло написание хранимого в ней чудотворного образа Божией Матери. В этом году в числе прочих любителей уединения и иноческих подвигов пришел в Кривоезерскую обитель из Москвы царский изограф, т. е. живописец, Кирилл Уланов, принявший здесь монашество с именем Корнилия. Еще до прибытия своего в монастырь Корнилий имел сильное желание написать копию с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, находящейся в Московском Успенском соборе, и в первые же дни своего пребывания в обители принялся за работу. Его современник, игумен пустыни Леонтий, об этом сообщает следующее: «Живущу ми, — говорит он, — в обители Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, и угодника Ея, святителя и чудотворца Николая, яже близ царствующаго града Москвы, на Перерыве Москвы-реки, прииде ми некогда помысл, како бы безценный бисер и многобогатное сокровище снискати обители святей Кривоезерстей, яже при граде Юрьевце-Повольском, еже убедити кого от предобрых изографов написати в царствующем граде Москве подобие преславнейшего чудотворнаго образа христианския Заступницы и Покровительницы — Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, именуемаго Иерусалимскаго.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

В память о моровой язве 1654 г., когда во время эпидемии чумы погибла значительная часть населения Костромы, еще в XVII в. был учрежден крестный ход вокруг города. К кон. XIX в. ход состоял из 3 этапов: в 9, 10 и 11-ю недели по Пасхе. Наряду с Феодоровской иконой Божией Матери в нем принимали участие и др. святыни: Тихвинская икона Божией Матери из Ипатиевского мон-ря, образ Спаса Нерукотворного из ц. Спаса на Запрудне, Игрицкая икона Божией Матери из Богородицко-Игрицкого мон-ря. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский мон-рь. Фотография. 2009 г. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский мон-рь. Фотография. 2009 г. В 1792 г. впервые был проведен крестный ход с чудотворной Игрицкой иконой Божией Матери из Богородицко-Игрицкого монастыря в Кострому. Икону носили в Кострому 2 раза в год: в среду 9-й недели по Пасхе (она пребывала в Костроме ок. 2 месяцев) и в нач. дек. (она оставалась в городе до Недели Торжества Православия). В 1861 г. по просьбе жителей Галича был учрежден крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери из Костромы в Галич. Первоначально икону увозили из Костромы в день Преполовения Пятидесятницы, т. е. в среду 4-й недели по Пасхе, а позднее - в связи с увеличением маршрута движения - в воскресенье 3-й недели по Пасхе (в Неделю св. жен-мироносиц). Ежегодно икону провозили в Галич через Судиславль и обратно везли через Буй и Молвитино (ныне пос. Сусанино). В Галиче икона находилась 2 недели. В это время икону провозили через множество сел и деревень Костромского, Галичского и Буйского уездов. В 1865 г. по инициативе свт. Игнатия (Брянчанинова) учрежден крестный ход с чудотворным образом свт. Николая, «нарицаемого Бабаевским», из Николо-Бабаевского мон-ря в Кострому. Образ ежегодно приносили в Кострому во 2-е воскресенье Великого поста. В нач. XX в. возник обычай привозить в Кострому на пароходе чудотворную Иерусалимскую Кривоезерскую икону из Кривоезерского мон-ря. Предположительно в 1-й пол. XVII в. возникла традиция проведения крестного хода из Солигалича на родину свт. Ионы, митр. Московского, в с. Одноушево (в 12 верстах от Солигалича). Многолюдный ход проводился ежегодно в первое воскресенье Петрова поста. Из крестных ходов в Галиче главным был ежегодный ход в Духов день вокруг города, часть к-рого его участники с иконами и хоругвями совершали на множестве лодок по Галичскому оз.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Во время Смуты, поздней осенью 1612 г. или в нач. 1613 г., на севере Костромского у. староста вотчины Романовых крестьянин Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг. Согласно царской грамоте от 30 нояб. 1619 г., «польские и литовские люди», искавшие Михаила Феодоровича, «изымали» Сусанина и пытали его «великими, немерными пытками». Однако Сусанин не выдал им местонахождение буд. государя, и враги «замучили его до смерти» (Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1822. Ч. 3. С. 214-215). С Костромским краем были связаны нек-рые деятели раннего старообрядчества: протопоп Аввакум , боярыня Ф. П. Морозова , протопоп Даниил Костромской. В 20-30-х гг. XVII в. в Костромском у. начинал свою деятельность старец Капитон , являвшийся «инициатором изуверски-аскетического и пессимистически-эсхатологического движения, из которого позже вышли проповедники самосжигания и беспоповщины» ( Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 1975. С. 21). Основными территориями, где с XVII в. проживали старообрядцы, были район Костромского Заречья (к западу от Костромы), север Костромского у. (совр. Буйский и Сусанинский районы), Поунженский край и Поветлужье. В сер.- 2-й пол. XVII в. в Костроме был выстроен ряд каменных храмов, являющихся выдающимися памятниками русского церковного зодчества: ц. Воскресения на Дебре, ц. Вознесения на Дебре, Троицкая ц. К кон. XVII в. ряд монастырей края (Ипатиевский и Богоявленский в Костроме, Макариево-Унженский) представляли собой ансамбли каменных строений XVI-XVII вв. К сер. XVII в. относится формирование костромской школы настенной живописи. Помимо Костромы во 2-й пол. XVII в. костромские мастера расписывали храмы Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Переславля-Залесского, Калязина и др. В числе наиболее выдающихся представителей школы - Любим Агеев, В. И. Запокровский и Гурий Никитин . В 1-й трети XVIII в. в Костромском крае жил и работал выдающийся иконописец рубежа XVII и XVIII вв., бывш. царский изограф Кирилл Уланов (см. Улановы ). Ок. 1708 г. он поселился в Кривоезерской Троицкой пуст., где в янв. 1709 г. принял монашество с именем Корнилий (с 1720 в схиме с именем Карион), а в 1714-1720 гг. был настоятелем пустыни. Два образа, написанные им, почитались как чудотворные: Иерусалимская Кривоезерская икона Божией Матери, вплоть до нач. XX в. пребывавшая в Кривоезерской пуст., и Тихвинская икона Божией Матери , до нач. XX в. находившаяся в Христорождественском соборе в Макарьеве. 1744-1914 гг.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009