Но Владыка все же показывает многоразличные пути, которыми икона получает “качество чудотворности”: если ее написал и молился перед нею святой человек (как евангелист Лука), ради молитв и веры избранников Божиих, или для подкрепления веры начальной и слабой, или “по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить и расположенных к добру на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу”. Св. Филарет Московский учит правильному отношению к иконе. Ведь “имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее потому что пред всякою иконою приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь”. Но молитва перед некоторыми чудотворными иконами особенно благоуспешна “частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется… Посему неудивительно, что некоторые с особенным усердием и верою прибегают к какой-либо известной иконе Пресвятыя Богородицы. Только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице” . Наконец, приведем еще одну замечательную мысль Владыки Филарета касательно почитаемых изображений, вполне применимую к стране, городу или храму: “Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам” . Из истории икон, миро и слезы источавших Книга Е. Поселянина “Сказание о чудотворных иконах Богоматери…” повествует о почти тысяче образов Матери Божией, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская,  Жировицкая, “Милующая”, Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание (“Елеоточивая”), звучал глас (“Скоропослушница”, Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (становилось светлым прежде темное изображение) (Касперовская, Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро (маслянистая жидкость).

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Примечания: 1 Со временем – после разделения единой Церкви на западную и восточную – эта функция иконы приобретает и еще один оттенок: икона становится свидетельницей Православия, аккумулирует в себе особенности православного вероучения и православного церковного искусства, начинает выступать как наглядный символ православного вероисповедания. 2 Перед иконой Спасителя молился в ночь накануне убийства в своем шатре св. князь Борис с отроком Георгием Угрином. Перед походной иконой изображается Борис и на миниатюрах. Новгород-Северский князь Игорь, как сообщает Лаврентьевская летопись, в ночь перед побегом из половецкого плена также молился перед иконой и крестом и взял их с собой в дорогу. 3 Описание труда иконописцев содержится во многих работах. 4 Конечно, возникли они гораздо раньше XVI века. 5 Мы имеем в виду жаргон офеней, который дал название воровскому жаргону – «феня», «по фене ботать». 6 Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы (описано в Киево-Печерском патерике), Елецкая-Черниговская, Царевококшайская, Жировицкая, Ахтырская. 7 Елеоточивая и многие другие. 8 Писидийская (об этой иконе говорится в материалах VII Вселенского собора), Устюжское Благовещение, Толгская. 9 Знамение (Новгородская), Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Каплуновская, Плачущая (Сокольская-Румынская), Страстная-Плачущая (Нью-Йоркская). 10 Иверская, Закланная, Ченстоховская, Кипрская, Нечаянная Радость и др. 11 Касперовская, Серафимо-Понетаевская и около трехсот икон, обновившихся в 20х годах ХХ века. 12 Лиддская-Римская, Иверская, Тихвинская и др. 13 Владимирская, Казанская, Курская-Коренная, Елецкая и др. 14 Скоропослушница, Югская, Смоленская-Соловецкая, Нечаянная Радость и др. 15 Иногда, правда, в таких работах заметно стремление вытеснить православное богословие с иконы (назвав его идеологией) с помощью якобы незаинтересованного научного подхода; на деле же получается вольная или невольная попытка вытеснить богословие методами марксистской идеологии или научного атеизма.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять. Новый храм во имя св. Иннокентия Иркутского освящен в 1896 г. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 авг. совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 г. греками с собою, теперь находится в предместье г. Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 в. от него, при р. Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским. Ее каменная церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви св. Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится замечательный древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами. Кизильташская св. Стефана Сурожского киновия, в 35 в. от г. Феодосии, близ м. Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 г. Здесь была древняя церковь св. исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в м. Геническе, на бер. Азовского моря, основанное в 1904 г. подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 г., с приделом во имя св. Алексия, митр. Московского, освященным в 1910 г.; здесь хранится местночтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом, († 1 июн. 1908 г.), который и погребен в нем, склепе. Херсонисский св. Владимира, 1 кл., общ., в 3 в. от Севастополя, на бер. моря, на развалинах древнего греческого гор. Корсуня. Основан в 1850 г. Иннокентием, архиеп. Херсонским, под именем киновии, которая при осаде Севастополя была разрушена; в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_13.html

По Одессе на БТР 14 октября на одесских улицах заметили БТР без опознавательных знаков. Ближе к вечеру - как раз время «мини-марша мини-героев» - в милицию поступило сообщение о минировании знаменитого кафедрального Спасо-Преображенского собора, главного храма города. Вот такой «подарок» к празднику Покрова Пресвятой Богородицы» получили православные, в большинстве одесситы. Так что Одесса по-прежнему остается на острие гражданского противостояния. Бомбу пока еще не нашли... В действительности для Одессы праздник Покрова Пресвятой Богородицы имеет особое значение, т.к. в этот же день чествуют чудотворный Касперовский образ Богоматери, а это также икона Покрова. Одесситы верят, что Сама Пречистая в этом образе хранит город от бед и напастей. В Одессе еженедельно по пятницам в 7.00 утра совершается акафистное пение перед чудотворной Касперовской иконой Пресвятой Богородицы. Праздничные богослужения в честь Покрова Божией Матери в нынешнем году, конечно же, совершались во всех храмах Одесской епархии, но с особой торжественностью в Свято-Успенском кафедральном соборе, где Божественную литургию и последующий традиционный крестный ход с чудотворным образом возглавил владыка Агафангел. http://odnarodyna.com.ua/node/25422 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Первые сестры появились у руин церкви летом 1991 года. Они увидели голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря – груды мусора. Монастырь возник как сестричество этого храма. В апреле 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Покровское сестричество получило статус монастыря. Сейчас полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой – для представительских целей. В 1997 году в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит. В феврале 1992 года одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери – Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода. Икона эта по написанию напоминала Касперовскую-Корсунскую – один из древнейших иконографических типов, именуемых «Умиление». Вскоре такой образ был обретен в Одессе, перевезен в Санкт-Петербург, а потом торжественно перенесен в Тервеничи. Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены. Вскоре для удобства там поставили сруб и ископали колодец. Примечательно, что на этом месте еще раньше пытались найти воду, но тогда все попытки ни к чему не привели. От иконы Божией Матери и воды святого источника происходят многочисленные исцеления. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери. Сегодня икона Божией Матери находится в южном приделе Покровского храма – главного храма обители. В монастыре также благоговейно хранятся частицы мощей святых Сергия Радонежского, Макария Киевского, Даниила Переяславльского, Нила Столобенского, Ионы Одесского. При монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы Покрово-Тервенического монастыря, а также многие иконы в других храмах и обителях написаны в этой мастерской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

История Православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царево- кокшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление» – Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» – Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апр. 1662 плакала Ильинско- Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 14 октября 2023 года: что будет в храме? 11 мин., 12.10.2023 Поделиться Ежегодно Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. В этот день мы обращаемся в молитве к апостолу от 70-ти Анании, преподобным Роману Сладкопевцу, Савве Вишерскому, Иоанну Кукузелю, преподобномученику Михаилу Зовийскому и с ним 36-ти преподобномученикам, мученику Домнину Солунскому. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего, а также равноапостольных Мириана, царя Иверского, и царицы Наны, принявших Крещение со своим народом, а также Собора Молдавских святых совершается 14 октября. Священномучеников Алексия Ставровского , Михаила Вологодского , Александра Агафоникова , Георгия Архангельского , Николая Кулигина и мученика Иоанна Артемова почитает Церковь в этот субботний день. Иконы Божией Матери Псково-Покровская, Люблинская, Гербовецкая, Браиловская, Барская, Касперовская чествуются 14 октября. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 14 октября. Суббота, 14 октября 2023 года, Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии В день Покрова Божией Матери, 14 октября по новому стилю, христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе: Она распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо было явным свидетельством Ее помощи. Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих православных праздников, причем почитается он именно в России. Подробнее о празднике читайте в наших материалах: • Покров. Праздник побежденных • Детям о Покрове Богородицы • Приметы на Покров: будет ли снег? • Икона Покрова Богородицы Особенности православного богослужения Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

http://foma.ru/pokrov-presvjatoj-vladych...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом). Нет достоверных данных о том, когда и при каких обстоятельствах в рус. месяцесловах под 9 окт. появилось празднование К. и. (впервые отмечено в Месяцесловах гражданской печати кон. XVIII в., см.: Любопытный Месяцеслов. 1794. С. 128). Неизвестно также, прославление какой из К. и. послужило причиной включения этого праздника в правосл. календарь. Ни греческие, ни др. христ. месяцесловы такого празднования не приводят, не было также ни одной визант. иконы с таким названием. Уже первые минейные сведения содержат противоречия: «Любопытный Месяцеслов…» сообщает о праздновании «явления чудотворного образа Пресвятые Богородицы Карсунския в 6497 (989) г.» (Там же); в Полном Месяцеслове Востока др. дата - 6501 (993) г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 410; Т. 2. С. 313). Характер календарных сообщений близок к надписям на нек-рых рус. образах XVII-XIX вв. Вероятнее всего, и празднование К. и. 9 окт., и название иконографического типа возникли на Руси не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. При рассмотрении К. и. необходимо учитывать несколько не связанных между собой вопросов: происхождение термина «Корсунская»; время появления и особенности оплечной иконографии Божией Матери «Умиление», получившей название «Корсунская»; история многочисленных отличающихся существенным разнообразием чтимых и чудотворных списков К. и., прославление которых не всегда совпадает с днем празднования чудотворного образа 9 окт. (см., напр., иконы Божией Матери: Горбанёвская , Дегтярёвская Девпетуровская Касперовская и др.). Корсунские иконы в контексте «корсунских реликвий» Согласно широко распространенному на рубеже XIX и XX вв. преданию, культ «корсунских древностей» сложился в среде клириков киевской Десятинной ц. во главе с Анастасом Корсунянином (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Краснокаменка (Кизилташ). Кизилташский Стефана Сурожского мужской монастырь. Кизилташский монастырь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кизильташская святого Стефана Сурожского киновия, в 35 верстах от города Феодосии, близ местечка Судак, в урочище Кизильташ. Основана в 1851 году. Здесь была церковь святого исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находится явленная икона Божией Матери. Близ киновии находится пещера с целебным источником; в ней устроена часовня. Эта обитель имеет в местечке Геническе, на берегу Азовского моря, основанное в 1904 году подворье с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 году, с приделом во имя святого Алексия, митрополита Московского, освященным в 1910 году; здесь хранится местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимися большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (+1 июня 1908 года), который и погребен в нем, в склепе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». На пути из Судака в Феодосию, посреди густого леса, в живописной долине урочища Кизилташ (красный камень), окруженной высокими скалами, расположено селение Кизилташ (ныне Краснокаменка). Различные находки обнаруженные в этой местности в конце XIX-XX веков (бронзовый сосуд-водолей, кольца, бусы, браслеты, восточные серебряные монеты, керамические изделия, эпиграфические памятники) свидетельствуют о том, что эта защищенное, с источниками чистой воды и плодородными землями, место издревле привлекала людей. Из жития архиепископа Стефана Сурожского видно, что в этих живописных уединенных местах Стефан прибывал в конце VII — начало VIII вв. Умер 15 декабря 750 года. Первое чудесное событие после его смерти свершилось, когда к нему прикоснулся слепой от рождения Ефрем и прозрел в тот же миг. Обращаясь к святому Стефану с молитвой, многие получили исцеление. Святой Стефан был похоронен в алтаре Софийского собора в городе Суроже (ныне Судак). После собор был переделан в мечеть, но верующие смогли спасти мощи святого от поругания. К сожалению, по сей день неизвестно, где хранятся мощи святого Стефана Сурожского.

http://sobory.ru/article/?object=15668

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010